Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Варианты написания скорописной Б
#скоропись #графемы
Варианты букв расположены последовательно, по мере ускорения и упрощения написания.

1. Самый первый вариант, перешедший из полуустава, пишется в 4-5 штрихов.
1а. Ускоренное написание предыдущей буквы.
2. Ещё одна вариация полууставной Б. Пишется 3-4 штрихами.
3. Типичный скорописное написание 2-3 штрихами.
4. «Круглая» б, пишется в два приёма. В гражданском шрифте используется в качестве строчной (чаще её изменённый вариант: о + пламеневидный элемент).
5. Самый скорый вариант, пишется в один приём. Современная строчная рукописная б.

#скоропись #графемы
Названия некоторых частей буквы

Черта — прямой горизонтальный штрих вверху или внизу буквы. (Черта — одновременно «прямая линия» и «граница, рубеж».). Может продолжаться далеко влево или вправо, соединяясь с последующей буквой.

Подчёрток — черта, ограничивающая букву снизу (буквы ш, ц).

Надчёрток — черта, ограничивающая букву сверху (буквы п, г).

Отсечка (отсе́чина) — маленький штрих, завершающий горизонтальную черту в буквах Б, Г, Т. Может иметь форму зубчика (если пишется ширококонечным пером с поворотом), прямоугольника (пишется без поворота), косого штриха или крючка (в скорописи).

Ковш — петля с «ручкой», элемент круглых букв Б, В, Ъ, Ы, Ь, Ѣ.

Волна, или пламеневидный элемент — волнообразный штрих в верхней (Б, Г) или нижней (З, S) части буквы.

Обратный штрих — штрих, противоположный скорому (https://news.1rj.ru/str/rustype/115). Завёрнут по часовой стрелке, направляя перо влево и замедляя письмо. Правый штрих в буквах о, р.

Верх буквы Б (и Г) не следует путать с навесом в буквах А, Д, Л. В первом случае это обязательный букворазличительный элемент, во втором — украшение.

#терминология
Эволюция некоторых форм буквы Б #скоропись
1 → 1а
Перо не переносится над бумагой, а пишется неотрывно.

3 → 4
Волна получается из черты, когда та не выходит влево, как засечка, а плавно соединяется с ковшом.

4 → 5
Самое интересное тут нижний ряд, показывающий появление последнего варианта буквы б. Исходная буква писалась в два приёма: ковш + волна. Конец первого штриха и начало второго не совпадают. Если писать неотрывно, они соединяются, а начало штриха опускается так, чтобы получился ровный овал.
Расположение буквы на строке
1. Заглавная или начальная буква может находиться на «оси» строки.
2. Привычное нам расположение на базовой линии строки.
3. В редких случаях буква может располагаться целиком в строке. Это стили письма, похожие на капитель, без выносных элементов (18 век).

Подробнее про осевое расположение букв: https://news.1rj.ru/str/rustype/49
Буквы Б: исторические примеры
Буква Б: несколько моих примеров
Итог. Буква Б имеет две части: повёрнутую вправо крышку и снизу замкнутый контур. Формы крышки и замкнутого контура могут быть разными, как и способы их соединения между собой. Если крышка повёрнута влево, получится буква Ъ.

Графические рифмы: нижняя часть имеет соответствие в буквах В, Ь (https://news.1rj.ru/str/rustype/43), верхняя — в Г (https://news.1rj.ru/str/rustype/44).
Некоторое время назад я словно блуждал со свечой по тёмным комнатам в поисках чего-то важного. Сейчас стало понятно, что искать больше нечего, поставил свечу на стол и принялся за дело. Я решил написать книгу.

Меня не устраивает, что русская письменность до сих пор плохо описана. Более-менее изучен ранний, чисто церковный период, а русское светское письмо 16–18 веков известно лишь поверхностно, и то специалистам-историкам. Для дизайнеров и шрифтовиков этот пласт русской культуры просто отсутствует.

Взгляните:
Это «Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV–XVIII столетий» Беляева, 1907. Классический учебник палеографии. Графемы повторяются, многих не хватает, не ясно как они связаны между собой, изображены очень небрежно (хотел пошутить про дрожащую старческую руку, оказалось что на момент выхода книги Беляеву не было и пятидесяти). Иллюстрации такого же уровня — у Карского, Срезневского, Щепкина и других. Это позор для отечественной науки.

Эти учебники предназначены для палеографов, а для дизайнеров (творцов, а не архивных работников) вообще ничего нет. Это единственные «систематизированные» знания о русской письменности. Дизайнеру такая информация ничем не поможет, скорее создаст впечатление убогости и отсталости кириллицы. Увиденное не хочется воспроизводить и развивать.
Книг о кириллице одна на тысячу книг о латинице, а иностранная терминология описывает наши буквы не лучше, чем орнитология — морскую живность. И всё равно, на любой мой пост на эту тему находятся возражатели. То приводят в пример книгу (одну и ту же), то утверждают, что заимствованной терминологии достаточно для описания кириллицы. «Не жили хорошо, и начинать не надо». Чушь. Будем делать то, что считаем нужным.
В книге обязательно будет пять частей:
1. Типы русского письма.
2. Буквы.
3. Элементы букв.
4. Украшения букв.
5. Глоссарий.
Первая часть не об уставе, полууставе и т. д., как вы могли подумать. Здесь я опишу три типа («яруса») русского письма — мачтовые, начальные и строчные, которые, в свою очередь, делятся ещё на несколько подтипов. Очень наглядная схема, по которой видно, что устав, вязь, скоропись — это частные случаи, которые не охватывают всю письменность.
Вторая и третья части дополняют друг друга, с разных сторон объясняют одно и то же.

Я долгое время не знал, как взяться за буквы. Я уже давно обещал рассказать о всех буквах алфавита, но дело двигалось медленно. Наконец, я нашел единый подход. Для первого этапа понадобилась специальная картотека. Есть карточки двух видов — для букв и для элементов букв. Просматриваю рукопись, нахожу новую графему, и заношу её одновременно на карточку соответствующей буквы и на карточки тех элементов, из которых она состоит. Сложность заключается в разграничении графем: нужно понять что это ещё один вариант написания, состоящий из других элементов. Иногда приходится переопределять составляющие графем, генетически близкие элементы объединяются в группы, постепенно формулируются правила их различения.

Чем дальше, тем меньше новых графем, тем меньше уточнений.
На втором этапе разрозненные графемы объединяются в одну понятную схему, которая переносится в иллюстратор. Вот относительно простая буква Г: