Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Это «Практический курс изучения древней русской скорописи для чтения рукописей XV–XVIII столетий» Беляева, 1907. Классический учебник палеографии. Графемы повторяются, многих не хватает, не ясно как они связаны между собой, изображены очень небрежно (хотел пошутить про дрожащую старческую руку, оказалось что на момент выхода книги Беляеву не было и пятидесяти). Иллюстрации такого же уровня — у Карского, Срезневского, Щепкина и других. Это позор для отечественной науки.

Эти учебники предназначены для палеографов, а для дизайнеров (творцов, а не архивных работников) вообще ничего нет. Это единственные «систематизированные» знания о русской письменности. Дизайнеру такая информация ничем не поможет, скорее создаст впечатление убогости и отсталости кириллицы. Увиденное не хочется воспроизводить и развивать.
Книг о кириллице одна на тысячу книг о латинице, а иностранная терминология описывает наши буквы не лучше, чем орнитология — морскую живность. И всё равно, на любой мой пост на эту тему находятся возражатели. То приводят в пример книгу (одну и ту же), то утверждают, что заимствованной терминологии достаточно для описания кириллицы. «Не жили хорошо, и начинать не надо». Чушь. Будем делать то, что считаем нужным.
В книге обязательно будет пять частей:
1. Типы русского письма.
2. Буквы.
3. Элементы букв.
4. Украшения букв.
5. Глоссарий.
Первая часть не об уставе, полууставе и т. д., как вы могли подумать. Здесь я опишу три типа («яруса») русского письма — мачтовые, начальные и строчные, которые, в свою очередь, делятся ещё на несколько подтипов. Очень наглядная схема, по которой видно, что устав, вязь, скоропись — это частные случаи, которые не охватывают всю письменность.
Вторая и третья части дополняют друг друга, с разных сторон объясняют одно и то же.

Я долгое время не знал, как взяться за буквы. Я уже давно обещал рассказать о всех буквах алфавита, но дело двигалось медленно. Наконец, я нашел единый подход. Для первого этапа понадобилась специальная картотека. Есть карточки двух видов — для букв и для элементов букв. Просматриваю рукопись, нахожу новую графему, и заношу её одновременно на карточку соответствующей буквы и на карточки тех элементов, из которых она состоит. Сложность заключается в разграничении графем: нужно понять что это ещё один вариант написания, состоящий из других элементов. Иногда приходится переопределять составляющие графем, генетически близкие элементы объединяются в группы, постепенно формулируются правила их различения.

Чем дальше, тем меньше новых графем, тем меньше уточнений.
На втором этапе разрозненные графемы объединяются в одну понятную схему, которая переносится в иллюстратор. Вот относительно простая буква Г:
Это даже не черновик, скорее поиск формы иллюстрации. Картинка должна быть максимально информативна: а) показана строка и положение букв на ней; б) видны эволюционные и другие связи между буквами — близостью, стрелками или другими способами; в) написаны названия отдельных штрихов, можно перейти к соответствующей главе 3-й части и узнать, в каких буквах они встречаются и как пишутся; г) тут же можно давать пояснения, например в какое время появилось написание; д) в сложных случаях не помешает показать направление движения пера, изменение угла его наклона.

Один и тот же элемент, например скорый штрих или зубец, изображается один раз и потом подставляется везде, где он есть.
Здесь всё и происходит
Пётр Аркадьевич передаёт привет остальным каналам из списка и их читателям
О составляющих письменно-шрифтовой системы.

Их четыре, плюс одно важное дополнение. Знание этих составляющих помогает каллиграфу или шрифтовику изучить любую письменность (примерно как изучая язык, нужно осваивать лексику, грамматику и т. д.), и даже реформировать существующую или создать новую.
1. Знаки. Сюда входят буквы, цифры, знаки препинания и другие символы. Каждый знак означает звук, целое понятие или что-то ещё, в данном случае это не важно. Не важно также, какие знаки включены в алфавит: алфавит — это формальность; имеет значение, что используется на практике.

Откуда они берутся: в них есть насущная потребность. Буквы нужны для обозначения конкретных звуков языка, другие знаки — для обозначения самых важных понятий, например чисел. Знаки препинания выполняют вспомогательные функции — показывают логические и грамматические отношения между словами, эмоциональную окраску и т. д.

Для примера: традиционная старославянская азбука https://ru.wikipedia.org/wiki/Старославянская_азбука, там же про числовое значение букв, знаки препинания и диакритику.
2. Графемы (начерки, начертания) — графические «скелеты» знаков, способы их написания или построения. Каждому знаку сопоставляется одна или несколько графем.

Прописные и строчные буквы имеют разные графемы: Aa, Bb, Cc (размер и положение на строке тоже можно отнести к различиям графем). Далее, в любой развитой письменно-шрифтовой системе существует несколько подсистем, в которых набор графем частично отличается. В латинице это антиква, курсив, гротеск, рукописные почерки (внешне разнообразные, но единые в отношении графем). Гражданская кириллица полностью копирует эти системы.
Есть ещё диакритические знаки — маленькие графические дополнения, которые модифицируют графемы для изображения тех знаков, которым не досталось уникальных графем.

Почему используют те или иные графемы: традиция + способ их воспроизводства. Буквы пишут так, как это «принято», однако они могут меняться под влиянием инструмента и материала письма: упрощаться, деформироваться, связываться между собой, становиться более округлыми или угловатыми.
3. Элементы графем — отдельные штрихи, из которых состоят графемы. Каждая графема имеет свою «формулу», уникальный состав элементов.
Некоторые элементы встречаются только один раз, например ушко в букве g, но большинство присутствуют в нескольких графемах, сравните OQ, hnm, hl, bp.
Одни и те же элементы в разных буквах не всегда пишутся строго одинаково. Различия обусловлены влиянием соседних штрихов, способом соединения с ними, шириной знака. А регулярное соединение двух элементов можно принять за один, например, это нижняя часть БЬЪ.

Для примера — основные графемы начальной буквы Г и их состав. Шесть графем по две или три составляющих, первая Г — обычное прямое начертание, несколько других — из витых шрифтов (своеобразный русский «курсив»).
Графемы начальной буквы Г (в 4 варианте должно быть «витой штрих + зубец», уже поздно менять картинку)
4. Параметры шрифта — конкретные характеристики его элементов: толщина штрихов, контраст, форма засечек, наклон овалов, форма завитков, ширина букв и многие другие. Поскольку параметров очень много, то шрифты можно создавать почти бесконечно. Шрифтовой дизайнер, создавая шрифт, работает именно с его параметрами, выбор по остальным пунктам (какие знаки делать и какие графемы использовать) обычно второстепенный.

Пример с теми же буквами Г, 1-я, 4-я и 6-я графемы с предыдущей картинки.