Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
Болгары из Npoekmu.me сделали весьма годную кириллицу (шрифт бесплатен и его можно скачать с их сайта)
Сегодня разные околошрифтовые каналы написали об Олеге Мацуеве, что не может не радовать
А вот его работы: Behance.net/omtype
А это комметарий Олега (в ЖЖ Люблина) по поводу последствий деятельности Петра І:

«За кирилловской графикой оставили только узкую сферу примѣненія, поэтому ея развитіе затормозилось. И если гражданскіе шрифты слѣдовали тѣмъ измѣненіямъ, которыя происходили съ латинскими (самобытности тутъ не было, но и застоя тоже), то кирилловскіе практически не мѣнялись два вѣка. Аналогія съ живописью/иконописью нѣсколько хромаетъ, но всё же: лучшіе художники имперской эпохи писали портреты, а не лики. То есть графика кириллицы практически не развивалась.

Это хорошо видно, если сравнить съ ситуаціей рубежа XIX–XX вѣковъ, когда кириллица освободилась изъ своей резерваціи и попала въ рекламу, свѣтскія книги, на вывѣски и афиши. Подъ руками Билибина, Врубеля, Зворыкина (то есть лучшихъ художниковъ эпохи) графика кирилловского шрифта вновь ожила. Скажемъ такъ, печатныя книги Ивана Ѳёдорова, какъ и афиши Билибина—произведенія искусства, а книги кирилловской печати XIX-го вѣка—это просто книги.

Реформа Петра, а потомъ презрительное отношеніе большевиковъ къ кириллицѣ привело къ культурному разрыву, когда собственное шрифтовое и письменное кирилловское наслѣдіе воспринимается сегодня какъ архаичное и дремучѣе. Сравните, напримѣръ, съ готическими шрифтами, которые въ сѣверной Европѣ использовались вплоть до начала XX вѣка, а сегодня ихъ можно встрѣтить гдѣ угодно, и они органично воспринимаются какъ часть современной культуры.» (тред https://philtrius.livejournal.com/1209135.html?thread=15879983#t15879983)

Всё так.
Channel photo updated
Ежедневно я работаю с литературой на тему письма, шрифтов, книгопечатания. Постепенно библиографических указаний на разрозненный, неоднородный материал накопилось так много, что пришлось его упорядочивать. Попутно удалось составить вполне естественную систему описания письменности с нескольких сторон. Любой её объект или явление — буква, шрифт, столбец, инициал, сорочья ножка, чернила, набор, реформа орфографии, камора, бортные знамёна, что угодно — относятся к одной из этих сторон или сразу к нескольким и, таким образом, максимально полно описывается и получает свое место в общей системе.

Так появился этот каталог ссылок, которым я и делюсь с вами. Это не просто библиография, это скорее оглавление для чтения: почти все указания снабжены ссылками для скачивания или просмотра. Находите нужную тему, выбираете статью или книгу и читаете. Ссылки на электронные ресурсы (например, рукописные собрания) тоже есть, или появятся. А если чего-то не хватает — пишите.

Каталог я составлял для себя, регулярно что-нибудь переставляю, добавляю, поэтому не удивляйтесь, если на ваших глазах происходит что-то странное.

https://docs.google.com/document/d/120--zqSf1w139bxX71dDMknmMupBKzltmgaiWwlyPVE/edit?usp=sharing

Для удобства включите структуру документа и отключите режим просмотра, чтобы не было деления на страницы.
Указатель состоит из двух отделов: Тематического каталога и Источников.
В Тематическом каталоге материал расположен по тематическим группам и микрогруппам. Каждый из его основных разделов посвящён отдельной стороне письменности.

1. Письменность как система знаков. Для записи «внешних» по отношению к письменности «языков» используются системы графических знаков: буквы для фонем, цифры для чисел, нотные знаки для музыки и т. д. В каждой системе используются свои правила употребления знаков, например орфография.

2. Письменность как изображение. Художественная сторона письменности: орнаментированные инициалы, вязь. Рисование букв, шрифтов, надписей.

3. Письменность как технология. Для создания надписи используются разные способы. Два первичных: нанесением чернил или краски на поверхность для письма; изменением рельефа поверхности: письмо по бересте, царапание по фресковой штукатурке, резьба по дереву, металлу. Комбинированный: рельефная поверхность отпечатывается с помощью краски (гравюра). Печать подвижными литерами, другие технологии наборной печати.

4. Письменность в пространстве. Физический носитель: книга, тетрадь, свиток, монета, каменная плита и т. д. Страница и её части. Модульные сетки. Предполагается иерархическая структура раздела — от трёхмерного объекта к минимальным письменным единицам — строке, букве.

5. Письменность и история. Письменность как отражение исторических и политических процессов. Материал расположен в хронологическом порядке.

6. Письмо и его создатель. Отражение личности пишущего в его работе (почерк). Коллективные явления: стили, направления, писцовые школы, мода. Здесь же — списки шрифтовых дизайнеров, художников рисованных надписей, знаменщиков, писцов и т. д.

Структура разделов дорабатывается и дополняется.

Отдел Источники содержит библиографии исследователей, списки статей, относящихся к теме Указателя, из научных и научно-популярных журналов, серийных изданий и сборников.
Нашел в хорошем качестве чуть ли не единственную опубликованную рукописную азбуку ХѴІІ века, или, как их называли раньше, буквицу (всего в архивах подобных азбук сохранилось несколько десятков). Это свиток длинной 12 аршин (8,5 м), состоящий из двух частей: первая — непрерывная цепь заставных рисунков с вписанными в них заглавиями и изречениями, вторая — русский алфавит. Каждая буква нарисована самыми разными декоративными способами. По бокам самые крупные, орнаментированные — для использования в качестве инициалов, между ними и ниже — более мелкие скорописные буквы и лигатуры, но тоже декоративные.
Русские буквы pinned «Ежедневно я работаю с литературой на тему письма, шрифтов, книгопечатания. Постепенно библиографических указаний на разрозненный, неоднородный материал накопилось так много, что пришлось его упорядочивать. Попутно удалось составить вполне естественную систему…»
Forwarded from Архитектурные излишества (Paul Melkiades)
Надгробие Ивана Федорова, русского первопечатника. Знак в середине традиционно трактуется как «Книги суть реки, напояющие Вселенную».
Не успеваю писать в канал, зато догадался, чем могу делиться ежедневно — литературой и иллюстративным материалом. Сделал два канала, чтобы каждый мог выбрать себе то, что ему ближе.
Русские буквы.JPEG @rustype_jpeg — иллюстрации из книг, схемы, рукописи, фотографии. В основном то, с чем в данный момент работаю.