А это комметарий Олега (в ЖЖ Люблина) по поводу последствий деятельности Петра І:
«За кирилловской графикой оставили только узкую сферу примѣненія, поэтому ея развитіе затормозилось. И если гражданскіе шрифты слѣдовали тѣмъ измѣненіямъ, которыя происходили съ латинскими (самобытности тутъ не было, но и застоя тоже), то кирилловскіе практически не мѣнялись два вѣка. Аналогія съ живописью/иконописью нѣсколько хромаетъ, но всё же: лучшіе художники имперской эпохи писали портреты, а не лики. То есть графика кириллицы практически не развивалась.
Это хорошо видно, если сравнить съ ситуаціей рубежа XIX–XX вѣковъ, когда кириллица освободилась изъ своей резерваціи и попала въ рекламу, свѣтскія книги, на вывѣски и афиши. Подъ руками Билибина, Врубеля, Зворыкина (то есть лучшихъ художниковъ эпохи) графика кирилловского шрифта вновь ожила. Скажемъ такъ, печатныя книги Ивана Ѳёдорова, какъ и афиши Билибина—произведенія искусства, а книги кирилловской печати XIX-го вѣка—это просто книги.
Реформа Петра, а потомъ презрительное отношеніе большевиковъ къ кириллицѣ привело къ культурному разрыву, когда собственное шрифтовое и письменное кирилловское наслѣдіе воспринимается сегодня какъ архаичное и дремучѣе. Сравните, напримѣръ, съ готическими шрифтами, которые въ сѣверной Европѣ использовались вплоть до начала XX вѣка, а сегодня ихъ можно встрѣтить гдѣ угодно, и они органично воспринимаются какъ часть современной культуры.» (тред https://philtrius.livejournal.com/1209135.html?thread=15879983#t15879983)
Всё так.
«За кирилловской графикой оставили только узкую сферу примѣненія, поэтому ея развитіе затормозилось. И если гражданскіе шрифты слѣдовали тѣмъ измѣненіямъ, которыя происходили съ латинскими (самобытности тутъ не было, но и застоя тоже), то кирилловскіе практически не мѣнялись два вѣка. Аналогія съ живописью/иконописью нѣсколько хромаетъ, но всё же: лучшіе художники имперской эпохи писали портреты, а не лики. То есть графика кириллицы практически не развивалась.
Это хорошо видно, если сравнить съ ситуаціей рубежа XIX–XX вѣковъ, когда кириллица освободилась изъ своей резерваціи и попала въ рекламу, свѣтскія книги, на вывѣски и афиши. Подъ руками Билибина, Врубеля, Зворыкина (то есть лучшихъ художниковъ эпохи) графика кирилловского шрифта вновь ожила. Скажемъ такъ, печатныя книги Ивана Ѳёдорова, какъ и афиши Билибина—произведенія искусства, а книги кирилловской печати XIX-го вѣка—это просто книги.
Реформа Петра, а потомъ презрительное отношеніе большевиковъ къ кириллицѣ привело къ культурному разрыву, когда собственное шрифтовое и письменное кирилловское наслѣдіе воспринимается сегодня какъ архаичное и дремучѣе. Сравните, напримѣръ, съ готическими шрифтами, которые въ сѣверной Европѣ использовались вплоть до начала XX вѣка, а сегодня ихъ можно встрѣтить гдѣ угодно, и они органично воспринимаются какъ часть современной культуры.» (тред https://philtrius.livejournal.com/1209135.html?thread=15879983#t15879983)
Всё так.
Ежедневно я работаю с литературой на тему письма, шрифтов, книгопечатания. Постепенно библиографических указаний на разрозненный, неоднородный материал накопилось так много, что пришлось его упорядочивать. Попутно удалось составить вполне естественную систему описания письменности с нескольких сторон. Любой её объект или явление — буква, шрифт, столбец, инициал, сорочья ножка, чернила, набор, реформа орфографии, камора, бортные знамёна, что угодно — относятся к одной из этих сторон или сразу к нескольким и, таким образом, максимально полно описывается и получает свое место в общей системе.
Так появился этот каталог ссылок, которым я и делюсь с вами. Это не просто библиография, это скорее оглавление для чтения: почти все указания снабжены ссылками для скачивания или просмотра. Находите нужную тему, выбираете статью или книгу и читаете. Ссылки на электронные ресурсы (например, рукописные собрания) тоже есть, или появятся. А если чего-то не хватает — пишите.
Каталог я составлял для себя, регулярно что-нибудь переставляю, добавляю, поэтому не удивляйтесь, если на ваших глазах происходит что-то странное.
https://docs.google.com/document/d/120--zqSf1w139bxX71dDMknmMupBKzltmgaiWwlyPVE/edit?usp=sharing
Для удобства включите структуру документа и отключите режим просмотра, чтобы не было деления на страницы.
Так появился этот каталог ссылок, которым я и делюсь с вами. Это не просто библиография, это скорее оглавление для чтения: почти все указания снабжены ссылками для скачивания или просмотра. Находите нужную тему, выбираете статью или книгу и читаете. Ссылки на электронные ресурсы (например, рукописные собрания) тоже есть, или появятся. А если чего-то не хватает — пишите.
Каталог я составлял для себя, регулярно что-нибудь переставляю, добавляю, поэтому не удивляйтесь, если на ваших глазах происходит что-то странное.
https://docs.google.com/document/d/120--zqSf1w139bxX71dDMknmMupBKzltmgaiWwlyPVE/edit?usp=sharing
Для удобства включите структуру документа и отключите режим просмотра, чтобы не было деления на страницы.
Указатель состоит из двух отделов: Тематического каталога и Источников.
В Тематическом каталоге материал расположен по тематическим группам и микрогруппам. Каждый из его основных разделов посвящён отдельной стороне письменности.
1. Письменность как система знаков. Для записи «внешних» по отношению к письменности «языков» используются системы графических знаков: буквы для фонем, цифры для чисел, нотные знаки для музыки и т. д. В каждой системе используются свои правила употребления знаков, например орфография.
2. Письменность как изображение. Художественная сторона письменности: орнаментированные инициалы, вязь. Рисование букв, шрифтов, надписей.
3. Письменность как технология. Для создания надписи используются разные способы. Два первичных: нанесением чернил или краски на поверхность для письма; изменением рельефа поверхности: письмо по бересте, царапание по фресковой штукатурке, резьба по дереву, металлу. Комбинированный: рельефная поверхность отпечатывается с помощью краски (гравюра). Печать подвижными литерами, другие технологии наборной печати.
4. Письменность в пространстве. Физический носитель: книга, тетрадь, свиток, монета, каменная плита и т. д. Страница и её части. Модульные сетки. Предполагается иерархическая структура раздела — от трёхмерного объекта к минимальным письменным единицам — строке, букве.
5. Письменность и история. Письменность как отражение исторических и политических процессов. Материал расположен в хронологическом порядке.
6. Письмо и его создатель. Отражение личности пишущего в его работе (почерк). Коллективные явления: стили, направления, писцовые школы, мода. Здесь же — списки шрифтовых дизайнеров, художников рисованных надписей, знаменщиков, писцов и т. д.
Структура разделов дорабатывается и дополняется.
Отдел Источники содержит библиографии исследователей, списки статей, относящихся к теме Указателя, из научных и научно-популярных журналов, серийных изданий и сборников.
В Тематическом каталоге материал расположен по тематическим группам и микрогруппам. Каждый из его основных разделов посвящён отдельной стороне письменности.
1. Письменность как система знаков. Для записи «внешних» по отношению к письменности «языков» используются системы графических знаков: буквы для фонем, цифры для чисел, нотные знаки для музыки и т. д. В каждой системе используются свои правила употребления знаков, например орфография.
2. Письменность как изображение. Художественная сторона письменности: орнаментированные инициалы, вязь. Рисование букв, шрифтов, надписей.
3. Письменность как технология. Для создания надписи используются разные способы. Два первичных: нанесением чернил или краски на поверхность для письма; изменением рельефа поверхности: письмо по бересте, царапание по фресковой штукатурке, резьба по дереву, металлу. Комбинированный: рельефная поверхность отпечатывается с помощью краски (гравюра). Печать подвижными литерами, другие технологии наборной печати.
4. Письменность в пространстве. Физический носитель: книга, тетрадь, свиток, монета, каменная плита и т. д. Страница и её части. Модульные сетки. Предполагается иерархическая структура раздела — от трёхмерного объекта к минимальным письменным единицам — строке, букве.
5. Письменность и история. Письменность как отражение исторических и политических процессов. Материал расположен в хронологическом порядке.
6. Письмо и его создатель. Отражение личности пишущего в его работе (почерк). Коллективные явления: стили, направления, писцовые школы, мода. Здесь же — списки шрифтовых дизайнеров, художников рисованных надписей, знаменщиков, писцов и т. д.
Структура разделов дорабатывается и дополняется.
Отдел Источники содержит библиографии исследователей, списки статей, относящихся к теме Указателя, из научных и научно-популярных журналов, серийных изданий и сборников.
Нашел в хорошем качестве чуть ли не единственную опубликованную рукописную азбуку ХѴІІ века, или, как их называли раньше, буквицу (всего в архивах подобных азбук сохранилось несколько десятков). Это свиток длинной 12 аршин (8,5 м), состоящий из двух частей: первая — непрерывная цепь заставных рисунков с вписанными в них заглавиями и изречениями, вторая — русский алфавит. Каждая буква нарисована самыми разными декоративными способами. По бокам самые крупные, орнаментированные — для использования в качестве инициалов, между ними и ниже — более мелкие скорописные буквы и лигатуры, но тоже декоративные.
Русские буквы pinned «Ежедневно я работаю с литературой на тему письма, шрифтов, книгопечатания. Постепенно библиографических указаний на разрозненный, неоднородный материал накопилось так много, что пришлось его упорядочивать. Попутно удалось составить вполне естественную систему…»
Forwarded from Архитектурные излишества (Paul Melkiades)
Надгробие Ивана Федорова, русского первопечатника. Знак в середине традиционно трактуется как «Книги суть реки, напояющие Вселенную».
Не успеваю писать в канал, зато догадался, чем могу делиться ежедневно — литературой и иллюстративным материалом. Сделал два канала, чтобы каждый мог выбрать себе то, что ему ближе.
Русские буквы.JPEG @rustype_jpeg — иллюстрации из книг, схемы, рукописи, фотографии. В основном то, с чем в данный момент работаю.
Буквове́дение @rustype_book — литература о кириллице: монографии, учебники, справочники, статьи, каталоги шрифтов. Каждый день одна книга или статья.
Необходимо сделать два пояснения. Первое касается границ рассматриваемого явления — русской письменности. (Словом «письменность» я бы предпочёл называть только то, что написано — каллиграфия, книгописание, — а не напечатано, но более подходящего универсального слова нет.)
Предлагаю упрощенное определение: письменность — это система графических знаков, созданных некоторым способом. То есть, письменность имеет как минимум три стороны: 1) изобразительную, 2) знаковую, 3) техническую. Если явление относится только к одной или двум сторонам, то оно не является письменностью. Примеры: речь — это знаковая система (2), но не графическая, а звуковая; живопись — изображение (1) и техника (3), но не знаковое сообщение.
Внутри сторон никаких ограничений нет. Например, знаковая система может быть любой — не только фонетической (буквы), но и математической, музыкальной и т. д. Попытки ограничить письменность только буквами безуспешны: кроме них и среди них есть знаки препинания, диакритические знаки, цифры, математические и химические формулы, ноты… Певческие знамёна можно не «принять» в письменность, но они пишутся на такой же бумаге, теми же чернилами, среди строк обычного текста и имеют отдалённое родство с акцентными знаками. Певческая азбука — письменность, зарубки на бирке — письменность, монограмма на монете — письменность, все символы шрифтового файла — письменность.
Казалось бы, очевидные вещи, но если их не проговорить, понимание письменности остаётся произвольным. «Это — изучаем, это — нет». В результате образуются белые пятна, которыми никто не занимается.
Предлагаю упрощенное определение: письменность — это система графических знаков, созданных некоторым способом. То есть, письменность имеет как минимум три стороны: 1) изобразительную, 2) знаковую, 3) техническую. Если явление относится только к одной или двум сторонам, то оно не является письменностью. Примеры: речь — это знаковая система (2), но не графическая, а звуковая; живопись — изображение (1) и техника (3), но не знаковое сообщение.
Внутри сторон никаких ограничений нет. Например, знаковая система может быть любой — не только фонетической (буквы), но и математической, музыкальной и т. д. Попытки ограничить письменность только буквами безуспешны: кроме них и среди них есть знаки препинания, диакритические знаки, цифры, математические и химические формулы, ноты… Певческие знамёна можно не «принять» в письменность, но они пишутся на такой же бумаге, теми же чернилами, среди строк обычного текста и имеют отдалённое родство с акцентными знаками. Певческая азбука — письменность, зарубки на бирке — письменность, монограмма на монете — письменность, все символы шрифтового файла — письменность.
Казалось бы, очевидные вещи, но если их не проговорить, понимание письменности остаётся произвольным. «Это — изучаем, это — нет». В результате образуются белые пятна, которыми никто не занимается.
И второе. Поскольку нет специальной научной дисциплины, изучающей письменность (как не было и чёткого её определения), пришлось сделать вид, что она существует. К ней я отнёс всю литературу, описывающую одну из перечисленных сторон.
— Почти всё из палеографии, эпиграфики, а также сфрагистики, нумизматики;
— В лингвистике: орфография — правила употребления буквенных знаков, история алфавита;
— Различные техники создания изображений: письмо пером и кистью, резьба по камню, вышивка, гравюра — источники самые разные, от руководств по каллиграфии и черчению до ремесленных руководств и технических справочников.
— История орнамента, инициалы;
— История книгопечатания, типографское и издательское дело;
— Каталоги шрифтов;
— Книги по шрифтовому дизайну и типографике.
Некоторые темы, как я написал, остались за бортом основных наук. Их можно найти, вооружившись ситом, в другой литературе: археологической, искусствоведческой, исторической, филологической.
Далее, источники следует распределить по разделам: знаковые системы, графика букв, техники письма и другие.
Всё, теперь у нас есть наука о письменности (ещё бы название для неё найти).
— Почти всё из палеографии, эпиграфики, а также сфрагистики, нумизматики;
— В лингвистике: орфография — правила употребления буквенных знаков, история алфавита;
— Различные техники создания изображений: письмо пером и кистью, резьба по камню, вышивка, гравюра — источники самые разные, от руководств по каллиграфии и черчению до ремесленных руководств и технических справочников.
— История орнамента, инициалы;
— История книгопечатания, типографское и издательское дело;
— Каталоги шрифтов;
— Книги по шрифтовому дизайну и типографике.
Некоторые темы, как я написал, остались за бортом основных наук. Их можно найти, вооружившись ситом, в другой литературе: археологической, искусствоведческой, исторической, филологической.
Далее, источники следует распределить по разделам: знаковые системы, графика букв, техники письма и другие.
Всё, теперь у нас есть наука о письменности (ещё бы название для неё найти).
Forwarded from Буквове́дение
Щепкинъ_В_Н_Вязь_Древности_Труды.pdf
24.8 MB
Щепкинъ В. Н. Вязь : Съ 17 таблицами // Древности. Труды Императорскаго Московскаго археологическаго общества. Т. 20. — М., 1904. — С. 57–80.
Forwarded from Буквове́дение
Классическая статья крупнейшего специалиста по русской палеографии и славистике, профессора Московского университета Вячеслава Николаевича Щепкина. В ней автор вводит терминологию; подробно разбирает приёмы вязи — типы сокращений и украшений, способы достижения соразмерности надписи; описывает историческое развитие вязи в Византии, у южных славян и на Руси; объясняет причины богатства и уникальности русской вязи при неразвитости предшествующей византийской вязи. Статью сопровождают 17 страниц иллюстраций. Чтобы во время чтения не перескакивать к иллюстрациям и обратно, их можно открыть отдельно или скачать: Щепкин 1904
Вячеслав Николаевич сумел в нескольких строках передать суть вязи: «Идеальная вязь эластична: она должна умѣть расширяться и сжиматься съ одинаковой легкостью. Гдѣ бы ни появлялась вязь — въ заглавной строкѣ рукописи, на ободкѣ сосуда, на иконѣ, на церковной фрескѣ или могильномъ камнѣ, — мѣсто ея заранѣе отмѣрено декоративными соображеніями, а размѣры надписи заранѣе опредѣлены ея содержаніемъ: это — названиіе литературнаго памятника, имя или титулъ лица, молитва, изреченіе, памятная надпись или «летопись». Задача всегда состоитъ въ томъ, чтобы опредѣленное число буквъ красиво размѣстить на опредѣленномъ пространствѣ. Надо умѣть втѣснить длинную надпись въ узкую рамку или разбросать краткую по широкому полю, скрывая отъ глаза некрасивые, скучные пробѣлы. Въ первомъ случаѣ каллиграфъ усиленно прибѣгаетъ къ сокращеніямъ, въ послѣднемъ — к украшеніямъ…» (курсив мой)
Основные положения статьи были использованы автором в его «Учебникѣ русской палеографіи» (1918). В последующие сто лет ничего существенно нового на эту тему написано не было. В учебниках палеографии и Большой советской энциклопедии — только пересказы его работы.
Вячеслав Николаевич сумел в нескольких строках передать суть вязи: «Идеальная вязь эластична: она должна умѣть расширяться и сжиматься съ одинаковой легкостью. Гдѣ бы ни появлялась вязь — въ заглавной строкѣ рукописи, на ободкѣ сосуда, на иконѣ, на церковной фрескѣ или могильномъ камнѣ, — мѣсто ея заранѣе отмѣрено декоративными соображеніями, а размѣры надписи заранѣе опредѣлены ея содержаніемъ: это — названиіе литературнаго памятника, имя или титулъ лица, молитва, изреченіе, памятная надпись или «летопись». Задача всегда состоитъ въ томъ, чтобы опредѣленное число буквъ красиво размѣстить на опредѣленномъ пространствѣ. Надо умѣть втѣснить длинную надпись въ узкую рамку или разбросать краткую по широкому полю, скрывая отъ глаза некрасивые, скучные пробѣлы. Въ первомъ случаѣ каллиграфъ усиленно прибѣгаетъ къ сокращеніямъ, въ послѣднемъ — к украшеніямъ…» (курсив мой)
Основные положения статьи были использованы автором в его «Учебникѣ русской палеографіи» (1918). В последующие сто лет ничего существенно нового на эту тему написано не было. В учебниках палеографии и Большой советской энциклопедии — только пересказы его работы.
Yandex Disk
Щепкин В. Н. Вязь
View and download from Yandex Disk
