Forwarded from Из жизни букв (Александр Зуев)
Виктор Дмитриевич Замирайло (1868—1939). Титулы из книги: Грабарь И. Исторiя русскаго искусства. Томъ VI. Живопись. Исторiя живописи. Томъ I. До-петровская эпоха — М., И. Кнебель, 1910.
Созревание русской кириллицы началось в ХѴ веке. В ХѴІ, ХѴІІ веке кириллица жила полной жизнью. Экспериментировала, принимала разные формы — от повседневных и деловых до возвышенных и торжественных. Она ещё не сформировалась, не приобрела окончательный вид с собственными канонами.
В начале ХѴІІІ века кириллицу уложили в красивый деревянный футляр латиницы. С тех пор её собственное развитие прекратилось. То, что мы принимаем за развитие — будем честными с собой — это попытки удобно уложить её в этом ящике. Подогнать под латинские рамки, собрать из тех же понятных деталей. Придать максимально европейский вид. Так, чтобы к любому латинскому шрифту можно было легко добавить кириллическую часть — вот, собственно, и вся нынешняя форма существования кириллицы.
То, что принимают за особенности кириллицы — это её «недолатинскость», недоделанности разного рода: изначальные — по глупости, и с тех пор закостеневшие, или вынужденные, из-за неполной совместимости двух систем письма. Эта кириллица напоминает настоящую, прежнюю кириллицу не больше, чем Советский союз — Россію до 1917 года.
Понятно, что ждёт «современную кириллицу»: продолжение сближения с оригиналом. Эта кириллица никогда не сможет быть ни самостоятельной, ни тем более образцом для латиницы. Только следовать в хвосте, а в идеале — окончательно породниться, зажить с ней одной жизнью.
Русская, «естественная» кириллица не исчезла триста лет назад, но и не достигла своей зрелости. Она существует до сих пор в качестве «народного», но маргинального элемента нашей культуры. От неё мало толку: это лишь отголоски в роли типографических матрёшек, батюшек и балалаек.
Чтобы увидеть и понять настоящую кириллицу, нужно вернуться к ХѴІІ веку и раньше. В наши дни это стало возможным благодаря доступности архивов, оцифровке рукописных собраний. Становится ясно, что кириллица — нечто другое и гораздо больше того, что мы привыкли видеть.
В начале ХѴІІІ века кириллицу уложили в красивый деревянный футляр латиницы. С тех пор её собственное развитие прекратилось. То, что мы принимаем за развитие — будем честными с собой — это попытки удобно уложить её в этом ящике. Подогнать под латинские рамки, собрать из тех же понятных деталей. Придать максимально европейский вид. Так, чтобы к любому латинскому шрифту можно было легко добавить кириллическую часть — вот, собственно, и вся нынешняя форма существования кириллицы.
То, что принимают за особенности кириллицы — это её «недолатинскость», недоделанности разного рода: изначальные — по глупости, и с тех пор закостеневшие, или вынужденные, из-за неполной совместимости двух систем письма. Эта кириллица напоминает настоящую, прежнюю кириллицу не больше, чем Советский союз — Россію до 1917 года.
Понятно, что ждёт «современную кириллицу»: продолжение сближения с оригиналом. Эта кириллица никогда не сможет быть ни самостоятельной, ни тем более образцом для латиницы. Только следовать в хвосте, а в идеале — окончательно породниться, зажить с ней одной жизнью.
Русская, «естественная» кириллица не исчезла триста лет назад, но и не достигла своей зрелости. Она существует до сих пор в качестве «народного», но маргинального элемента нашей культуры. От неё мало толку: это лишь отголоски в роли типографических матрёшек, батюшек и балалаек.
Чтобы увидеть и понять настоящую кириллицу, нужно вернуться к ХѴІІ веку и раньше. В наши дни это стало возможным благодаря доступности архивов, оцифровке рукописных собраний. Становится ясно, что кириллица — нечто другое и гораздо больше того, что мы привыкли видеть.
Как известно, в латинице заглавные и строчные буквы отличаются по рисунку: строчные обычно проще, треть из них имеет выносные элементы и т. д. В гражданском шрифте эта логика была нарушена. Большинство строчных букв были получены уменьшением прописных букв, и лишь около восьми из них — «правильные» строчные (латинские а, е, р, с, у, кириллические б, ф).
На примере одной буквы попробую показать, как можно изменить буквы современной кириллицы, чтобы сблизить их с буквами латиницы. Строчная з с мелкими полуовалами — копия заглавной З, отличие обычно лишь в окончаниях штрихов. Ближайший родственник — буква в, ещё более трудная и нелюбимая шрифтовиками.
В кириллице з всегда имела выносы. Я ещё не встречал случая, чтобы она целиком помещалась в строку. Древняя форма её была похожа на Z со свисающим вниз хвостиком, более поздняя — приближалась к современной З, с загибающимся влево подстрочным хвостом. И только в гражданском шрифте з съёжилась до высоты строки.
Первые антиквы появились во второй половине ХѴ века. А вот как выглядела буква з в грамотах конца ХѴ века:
На примере одной буквы попробую показать, как можно изменить буквы современной кириллицы, чтобы сблизить их с буквами латиницы. Строчная з с мелкими полуовалами — копия заглавной З, отличие обычно лишь в окончаниях штрихов. Ближайший родственник — буква в, ещё более трудная и нелюбимая шрифтовиками.
В кириллице з всегда имела выносы. Я ещё не встречал случая, чтобы она целиком помещалась в строку. Древняя форма её была похожа на Z со свисающим вниз хвостиком, более поздняя — приближалась к современной З, с загибающимся влево подстрочным хвостом. И только в гражданском шрифте з съёжилась до высоты строки.
Первые антиквы появились во второй половине ХѴ века. А вот как выглядела буква з в грамотах конца ХѴ века:
Такая з, если искать для нее аналоги в латинице, может быть построена из букв а и g:
Получаем кириллическую строчную з, которая построена по правилам латинской графики и имеет нижний вынос, которых так не хватает современной кириллице.
Примеры из разных шрифтов:
Примеры из разных шрифтов: