Когда просматриваешь старые русские рукописи, не всегда понятно, как относиться к некоторым явлениям. Скажем, положение прописных букв на строке. Привычное и необсуждаемое правило — «прописные стоят на одной линии (так наз. базовой линии) со строчными» — тут не выполняется. Они постоянно скачут, находятся ниже строчных, а точнее — на одной «оси» с ними. Что это — случайность, авторская причуда, особенность писцовой школы? Если специально обращать на этот момент внимание, то складывается впечатление, что для кириллицы (приблизительно XV–XVIII вв.) это было именно правило. Отступления от этого правила приходятся большей частью на XVIII (и далее) век, когда наша письменность начала испытывать влияние латиницы.
Почему в кириллице заглавные буквы располагались именно так? Очень многие буквы симметричны относительно горизонтали, проходящей через их центр: О, В, Н, С, К, Е и другие, а некоторые близки к этому: П, И, Б и так далее. Возможно, поэтому пишущий представлял общую для всех букв ось, на которую «нанизывал» буквы, а не ставил их на линию. А заглавные буквы, имеющие две выступающие части, верхнюю и нижнюю (С, двухчастные В и К), очень удобно обнимают идущую следом букву; Г и Р ложатся на нее сверху. Прекрасное эстетическое решение, дающее равномерно заполненную строку. И, кроме того, у строчных выносные элементы выступают вверх и вниз; логично, что и прописные должны выступать вверх и вниз.
Ещё одно объяснение приходит, когда встречаются отдельные слова и строки, написанные прописными или увеличенными строчными. Тут-то и проявляется важное свойство русских больших букв: расстояние от заглавной буквы или от строки «капителью» до верхней строки и до нижней строки одинаково. То есть стоки в абзаце будут расположены равномерно, почти на одинаковом расстоянии (см. примеры). В латинице, как мы знаем, все по-другому: слово, набранное прописными, находится очень близко к вышестоящей строке. Из-за этого пришлось придумать капитель — те же прописные, только маленького роста.
Как ни посмотри, а правило очень логичное и красивое. «Надо брать».
Почему в кириллице заглавные буквы располагались именно так? Очень многие буквы симметричны относительно горизонтали, проходящей через их центр: О, В, Н, С, К, Е и другие, а некоторые близки к этому: П, И, Б и так далее. Возможно, поэтому пишущий представлял общую для всех букв ось, на которую «нанизывал» буквы, а не ставил их на линию. А заглавные буквы, имеющие две выступающие части, верхнюю и нижнюю (С, двухчастные В и К), очень удобно обнимают идущую следом букву; Г и Р ложатся на нее сверху. Прекрасное эстетическое решение, дающее равномерно заполненную строку. И, кроме того, у строчных выносные элементы выступают вверх и вниз; логично, что и прописные должны выступать вверх и вниз.
Ещё одно объяснение приходит, когда встречаются отдельные слова и строки, написанные прописными или увеличенными строчными. Тут-то и проявляется важное свойство русских больших букв: расстояние от заглавной буквы или от строки «капителью» до верхней строки и до нижней строки одинаково. То есть стоки в абзаце будут расположены равномерно, почти на одинаковом расстоянии (см. примеры). В латинице, как мы знаем, все по-другому: слово, набранное прописными, находится очень близко к вышестоящей строке. Из-за этого пришлось придумать капитель — те же прописные, только маленького роста.
Как ни посмотри, а правило очень логичное и красивое. «Надо брать».
Продолжаем разбирать кириллические буквы. Прописные А, Д, Л, М имеют одинаковый элемент — основной штрих с правой стороны буквы. Для А и Л это соответствие постоянное; для Д тоже, разница только в том что штрих крепится к горизонтали; а вот М имеет и другие способы написания.
Этот штрих может принимать разные формы. Эволюция шла, я считаю, такими путями:
• Исходная форма — наклонённый влево штрих (устав, полуустав).
• В мачтовых (способных образовывать вязь) шрифтах наклонный штрих становится прямым вертикальным.
• Другое направление эволюции: при беглом, округлом написании букв наклонный штрих плавно изгибается, становится волнообразным.
• Если усиливать волнообразность, слева появляется свисание, соединённое с основным штрихом тонкой перемычкой. Назовем это «навесом». Аналог в латинице — строчная «а» со свисающей влево каплей.
• При стремлении к мачтовости основной штрих становится вертикальным, при этом навес сохраняется.
• Наконец, последняя форма штриха. До петровской реформы существовал интересный тип письма, ныне забытый, который я называю витым. В витых шрифтах прямые окончания штрихов заменяются на завитки, причем завернутые по часовой стрелке: вверху вправо, внизу влево. Вообще-то для таких шрифтов хорошо подходит волнообразные АДЛМ, но иногда витой штрих добирается и до этих букв.
Еще некоторые наблюдения.
1. Навес напоминает верхнюю часть букв БГ, но отличается от неё и по форме, и по функции. Для БГ это обязательный букворазличительный элемент, для АДЛМ это скорее украшение.
2. Навес используется для заполнения строки там, где образовалось бы пустое место. Например, в сочетании ПЛ он желателен, в ГЛ он не нужен. Поэтому одновременно мачту с навесом и мачту без него можно и нужно использовать в одном шрифте и даже в одном слове.
3. Навес характерен для прописных букв. В строчных, произошедших от прописных с навесом, он превращается в выносной элемент.
4. А еще бывает «ложный» навес — из дополнительного штриха-ноги иногда вырастает украшательный завиток, который по размерам и форме может напоминать обычный навес.
#конструктивные_связки
Этот штрих может принимать разные формы. Эволюция шла, я считаю, такими путями:
• Исходная форма — наклонённый влево штрих (устав, полуустав).
• В мачтовых (способных образовывать вязь) шрифтах наклонный штрих становится прямым вертикальным.
• Другое направление эволюции: при беглом, округлом написании букв наклонный штрих плавно изгибается, становится волнообразным.
• Если усиливать волнообразность, слева появляется свисание, соединённое с основным штрихом тонкой перемычкой. Назовем это «навесом». Аналог в латинице — строчная «а» со свисающей влево каплей.
• При стремлении к мачтовости основной штрих становится вертикальным, при этом навес сохраняется.
• Наконец, последняя форма штриха. До петровской реформы существовал интересный тип письма, ныне забытый, который я называю витым. В витых шрифтах прямые окончания штрихов заменяются на завитки, причем завернутые по часовой стрелке: вверху вправо, внизу влево. Вообще-то для таких шрифтов хорошо подходит волнообразные АДЛМ, но иногда витой штрих добирается и до этих букв.
Еще некоторые наблюдения.
1. Навес напоминает верхнюю часть букв БГ, но отличается от неё и по форме, и по функции. Для БГ это обязательный букворазличительный элемент, для АДЛМ это скорее украшение.
2. Навес используется для заполнения строки там, где образовалось бы пустое место. Например, в сочетании ПЛ он желателен, в ГЛ он не нужен. Поэтому одновременно мачту с навесом и мачту без него можно и нужно использовать в одном шрифте и даже в одном слове.
3. Навес характерен для прописных букв. В строчных, произошедших от прописных с навесом, он превращается в выносной элемент.
4. А еще бывает «ложный» навес — из дополнительного штриха-ноги иногда вырастает украшательный завиток, который по размерам и форме может напоминать обычный навес.
#конструктивные_связки
В продолжение предыдущего поста. Для большей наглядности собрал на одной иллюстрации буквы АДЛМ из рукописей XVII—XVIII вв., пара букв начала XX в.
Хочу обратить ваше внимание вот на что. Этим буквам — лет 300–400, и относиться к ним нужно соответственно. Они написаны при свете свечи несовершенным инструментом на плохой бумаге людьми, ничего не знающими о достижениях следующих веков. Посмотрите, какой была латиница в то же время, и вы увидите примерно тот же уровень развития. То многообразие латинских шрифтов, которое есть сейчас, появилось позже, в результате многолетнего труда тысяч каллиграфов, пуансонистов и дизайнеров. Поэтому ограничивать себя изучением и копированием старых образцов — значит запирать себя в XVII веке, чего никому, конечно же, не нужно. Используйте старые образцы как отправную точку (необходимую и надежную) для создания новой кириллицы. Представьте, как повели бы себя эти буквы в разное время — в эпоху классицизма, модерна, ар-деко. Какими они стали бы в наши дни? Экспериментируйте с контрастом, засечками, формой дуг и завитков, создавайте буквы под ваши задачи, ищите им новое применение.
Хочу обратить ваше внимание вот на что. Этим буквам — лет 300–400, и относиться к ним нужно соответственно. Они написаны при свете свечи несовершенным инструментом на плохой бумаге людьми, ничего не знающими о достижениях следующих веков. Посмотрите, какой была латиница в то же время, и вы увидите примерно тот же уровень развития. То многообразие латинских шрифтов, которое есть сейчас, появилось позже, в результате многолетнего труда тысяч каллиграфов, пуансонистов и дизайнеров. Поэтому ограничивать себя изучением и копированием старых образцов — значит запирать себя в XVII веке, чего никому, конечно же, не нужно. Используйте старые образцы как отправную точку (необходимую и надежную) для создания новой кириллицы. Представьте, как повели бы себя эти буквы в разное время — в эпоху классицизма, модерна, ар-деко. Какими они стали бы в наши дни? Экспериментируйте с контрастом, засечками, формой дуг и завитков, создавайте буквы под ваши задачи, ищите им новое применение.
В эскизах Б. В. Ше́ргина — а он не только был сказителем и писателем, но иногда и иллюстрировал свои книги — увидел надпись, сделанную полувитыми буквами (это когда завитки только снизу), и именно в том стиле, который сохранялся на севере у старообрядцев до самого позднего времени. Видно, что эти буквы для Бориса Викторовича были хорошо знакомы, но писать он их не привык. Буква О «правильная», даже слишком (но и самая логичная); потом на следующих трёх буквах он вспоминал что куда; последние три «правильные», с «плавниками» на спинках штрихов.
У меня лежит недописанный текст о сущности современной кириллицы, и по поводу этой темы у меня возникло одно сравнение, которое я тут же и опровергнул.
Как мы знаем, гражданский шрифт — это латинизированная кириллица. Кириллица на европейский манер. Что ж тут такого, скажете вы, — мы же, например, пользуемся иностранными словами, и они не вредят языку, а делают его богаче, и вообще заимствованные слова со временем становятся совсем нашими, родными. Так же и со шрифтом должно быть. Так вот, это неверная аналогия.
Наши буквы на иностранный манер — это как наши слова с иностранным акцентом. Представьте, как немец или француз говорит по-русски — хочется вам так говорить? А Петр именно этого и добивался. Весь 18 век в России правящий класс говорил на немецком; это были либо немцы, либо русские, воспитанные немцами (Екатерина II до замужества не знала русского и всю жизнь говорила с акцентом). Потом входили в моду французский, английский. Для наших дворян, воспитываемых иностранными гувернерами, русский язык долгое время был языком простолюдинов, в семье на нём не говорили.
Говорит Бирон или Миллер на своем, иностранном, потом переходит на русский (чтобы туземцы поняли) — и акцент, конечно же, сохраняется. Пишет по-своему, по-европейски, потом переходит на понятные русским буквы — а свой стиль сохраняется, не переучиваться же, да и кто этих русских разберет, как у них там правильно буквы пишутся. Им было куда проще подгонять чужое под свои привычные рамки, чем разбираться в чуждой им русской действительности, и уж тем более сохранять и развивать русскую культуру.
Мы с тех пор так и привыкли писать по-русски с «иностранным акцентом», а русское благополучно опошлили до уровня балалаек, марсианских сарафанов и хохломы. И попробуй докажи, как оно было и должно быть.
Как мы знаем, гражданский шрифт — это латинизированная кириллица. Кириллица на европейский манер. Что ж тут такого, скажете вы, — мы же, например, пользуемся иностранными словами, и они не вредят языку, а делают его богаче, и вообще заимствованные слова со временем становятся совсем нашими, родными. Так же и со шрифтом должно быть. Так вот, это неверная аналогия.
Наши буквы на иностранный манер — это как наши слова с иностранным акцентом. Представьте, как немец или француз говорит по-русски — хочется вам так говорить? А Петр именно этого и добивался. Весь 18 век в России правящий класс говорил на немецком; это были либо немцы, либо русские, воспитанные немцами (Екатерина II до замужества не знала русского и всю жизнь говорила с акцентом). Потом входили в моду французский, английский. Для наших дворян, воспитываемых иностранными гувернерами, русский язык долгое время был языком простолюдинов, в семье на нём не говорили.
Говорит Бирон или Миллер на своем, иностранном, потом переходит на русский (чтобы туземцы поняли) — и акцент, конечно же, сохраняется. Пишет по-своему, по-европейски, потом переходит на понятные русским буквы — а свой стиль сохраняется, не переучиваться же, да и кто этих русских разберет, как у них там правильно буквы пишутся. Им было куда проще подгонять чужое под свои привычные рамки, чем разбираться в чуждой им русской действительности, и уж тем более сохранять и развивать русскую культуру.
Мы с тех пор так и привыкли писать по-русски с «иностранным акцентом», а русское благополучно опошлили до уровня балалаек, марсианских сарафанов и хохломы. И попробуй докажи, как оно было и должно быть.
Мачтовые шрифты
Рассмотрим группу шрифтов и надписей, которые я называю мачтовыми. Это «верхний ярус» в системе кириллических шрифтов. Их особенность — наличие мачты, то есть вертикального основного штриха. Свойства и признаки мачты:
1. В простом шрифте мачте может соответствовать наклонный штрих, как в буквах АДЛМ.
2. Если в простом шрифте два дополнительных штриха крепятся в одной точке (В, К и другие), то на мачте они крепятся в двух точках и разносятся друг от друга по вертикали.
3. Мачта — центр симметрии буквы. Лучше всего это видно по букве Ж, но и в остальных случаях это работает. Например, в букве Л завиток на ноге закручен по часовой стрелке, а в К против, потому что находится с другой стороны от мачты.
Следствия этих свойств.
• Поскольку части буквы могут быть отодвинуты по вертикали друг от друга, буква может почти неограниченно вытягиваться по высоте.
• В освободившемся промежутке часто добавляются украшения: навес в буквах А, Л, Д, завиток в основании дополнительного штриха в А, Р, Б, В, К — почти в любой букве.
• Между раздвинутыми частями буквы (Б, В, К) может поместиться часть другой буквы.
• Мачта может служить основой для объединения двух букв (как общая их часть), то есть для лигатуры.
• Иногда мачта укорачивается, чтобы над ней или под ней поместилась часть другой буквы.
Наконец, самое главное следствие всего этого: мачтовый шрифт способен образовывать вязь (но не обязан). Говоря математическим языком, подмножество «вязь» — часть множества «мачтовые шрифты».
Рассмотрим группу шрифтов и надписей, которые я называю мачтовыми. Это «верхний ярус» в системе кириллических шрифтов. Их особенность — наличие мачты, то есть вертикального основного штриха. Свойства и признаки мачты:
1. В простом шрифте мачте может соответствовать наклонный штрих, как в буквах АДЛМ.
2. Если в простом шрифте два дополнительных штриха крепятся в одной точке (В, К и другие), то на мачте они крепятся в двух точках и разносятся друг от друга по вертикали.
3. Мачта — центр симметрии буквы. Лучше всего это видно по букве Ж, но и в остальных случаях это работает. Например, в букве Л завиток на ноге закручен по часовой стрелке, а в К против, потому что находится с другой стороны от мачты.
Следствия этих свойств.
• Поскольку части буквы могут быть отодвинуты по вертикали друг от друга, буква может почти неограниченно вытягиваться по высоте.
• В освободившемся промежутке часто добавляются украшения: навес в буквах А, Л, Д, завиток в основании дополнительного штриха в А, Р, Б, В, К — почти в любой букве.
• Между раздвинутыми частями буквы (Б, В, К) может поместиться часть другой буквы.
• Мачта может служить основой для объединения двух букв (как общая их часть), то есть для лигатуры.
• Иногда мачта укорачивается, чтобы над ней или под ней поместилась часть другой буквы.
Наконец, самое главное следствие всего этого: мачтовый шрифт способен образовывать вязь (но не обязан). Говоря математическим языком, подмножество «вязь» — часть множества «мачтовые шрифты».
Классификация мачтовых шрифтов
1. Прямящийся шрифт. В его основе — мачты, но остальные штрихи обычные, написаны свободно, как в простом шрифте. От этого типа шрифта произошли остальные (см. схему)
2. Прямой шрифт. Тут уже все штрихи строго вертикальны, в том числе и дополнительные. Дополнительные штрихи присоединяются к основным тонкими соединительными штрихами.
3. Витой прямящийся. Похож на прямящийся, но на концах дополнительных штрихов есть завитки (на самих мачтах завитков не бывает).
В реальности большинство мачтовых надписей содержат буквы, относящиеся к другим типам. Обычно это витые или стрельчатые О, С, Е и некоторые другие буквы. Делается это для того, чтобы разбавить слишком геометричную, колоннообразную надпись.
1. Прямящийся шрифт. В его основе — мачты, но остальные штрихи обычные, написаны свободно, как в простом шрифте. От этого типа шрифта произошли остальные (см. схему)
2. Прямой шрифт. Тут уже все штрихи строго вертикальны, в том числе и дополнительные. Дополнительные штрихи присоединяются к основным тонкими соединительными штрихами.
3. Витой прямящийся. Похож на прямящийся, но на концах дополнительных штрихов есть завитки (на самих мачтах завитков не бывает).
В реальности большинство мачтовых надписей содержат буквы, относящиеся к другим типам. Обычно это витые или стрельчатые О, С, Е и некоторые другие буквы. Делается это для того, чтобы разбавить слишком геометричную, колоннообразную надпись.
Согласен с аргументацией автора. И все-таки это мнение обычного «шрифтового западника». Ход мысли привычный:
1. Сравниваем кириллицу и латиницу.
2. Сравнение оказывается не в пользу кириллицы.
3. Жалеем её и защищаем то хорошее, что в ней есть.
Автору даже не приходит в голову альтернативный пункт 3 — а как можно исправить недостатки кириллицы? Неужели ничего нельзя сделать, кроме как отстоять букву ё? И всегда ли было то что мы имеем?
Ошибка кроется в самом начале: сравнивается не кириллица вообще, а гражданский шрифт, созданный второпях и не совсем удачно, зато в подражание латинице. Поэтому-то её можно критиковать (как неудачную европейскую падчерицу), но нельзя менять (потому что перестанет быть европейской). Замкнутый круг, из которого убежденный западник никогда не выйдет, да и не хочет.
Та самая унтер-офицерская вдова, о которой я уже писал https://telegram.me/rustype/21
1. Сравниваем кириллицу и латиницу.
2. Сравнение оказывается не в пользу кириллицы.
3. Жалеем её и защищаем то хорошее, что в ней есть.
Автору даже не приходит в голову альтернативный пункт 3 — а как можно исправить недостатки кириллицы? Неужели ничего нельзя сделать, кроме как отстоять букву ё? И всегда ли было то что мы имеем?
Ошибка кроется в самом начале: сравнивается не кириллица вообще, а гражданский шрифт, созданный второпях и не совсем удачно, зато в подражание латинице. Поэтому-то её можно критиковать (как неудачную европейскую падчерицу), но нельзя менять (потому что перестанет быть европейской). Замкнутый круг, из которого убежденный западник никогда не выйдет, да и не хочет.
Та самая унтер-офицерская вдова, о которой я уже писал https://telegram.me/rustype/21
Telegram
Русские буквы
Слушайте, а вы не задумывались, что наши профессиональные шрифтовики напоминают унтер-офицерскую вдову, которая сама себя высекла?
Все они, явно или неявно, превозносят латиницу и поругивают, как бы отечески, кириллицу. Например, Юрий Моисеевич Гордон в…
Все они, явно или неявно, превозносят латиницу и поругивают, как бы отечески, кириллицу. Например, Юрий Моисеевич Гордон в…
Forwarded from Паша и его прокрастинация
Ё!
И снова о букве Ё. Есть мнение, что главный аргумент за ё — то, что это буква с выносным элементом.
http://maximals.ru/notes/2016/07/15/yo-must-live/
За ссылку спасибо Сергею Королю @sergeykorol
И снова о букве Ё. Есть мнение, что главный аргумент за ё — то, что это буква с выносным элементом.
http://maximals.ru/notes/2016/07/15/yo-must-live/
За ссылку спасибо Сергею Королю @sergeykorol
maximals.ru
Главный аргумент в пользу буквы Ё
Все аргументы кроме одного в пользу буквы Ё откровеннейшим образом слабые. Рассмотрим основные: Есть абсолютно шизанутые: Ё — седьмая буква алфавита, 7 — священное число, святая седьмица, все дела. Без Ё букв будет 32, а сейчас 33 — священное число …
Нашел PDF статьи Елены Быстровой об истории изучения скорописи. Двенадцать страниц обстоятельного текста и два десятка иллюстраций из разных учебников, обязательно прочитайте.
Приведу характерные мысли, опуская подробные комментарии (которые и составляют содержание статьи).
«Несмотря на широкое распространение термина, явление, которое им обозначается, практически не подвергалось специальному исследованию.»
«Специальных исследований, посвященных скорописи, очень немного и в большей части работ рассматриваются лишь частные вопросы, связанные с ней.»
«Основополагающий для изучения письма аспект – составление таблиц различных начертаний букв – как это ни парадоксально, разработан наименее успешно. Палеографические таблицы, которые приводятся в учебниках, пособиях для обучения чтению и специальных работах, не свободны от ряда несовершенств, делающих их использование крайне затруднительным.»
«Отсутствие четкого понимания специфики скорописных начертаний усугубляется тем, что до сих пор нет единого представления о том, сколько таких начертаний должно присутствовать в рукописи для определения ее как скорописной.»
И апофеоз:
«В отечественной палеографии не существует разработанного понятия о том, чем устав, полуустав и скоропись являются по отношению друг к другу.»
Мало того что русская письменность едва изучена, так палеографы вообще занимаются несуществующей или, как минимум, несущественной проблемой. Приняв как данность несколько терминов, они безуспешно спорят о том, где проходит между ними граница, каковы их признаки. Само собой, один термин может охватить очень далекие друг от друга явления, а что-то теряется из виду, никак не названное. Это всё равно что сказать, что в лесу растут берёзы и водятся волки и зайцы, и пытаться всех обитателей леса причислить к одному из этих типов.
Правильным будет изучать письменность как есть, не привязываясь к словам, не загоняя её в заранее заданные рамки. И не важно, как называются выявленные типы письма — да хотя бы 1, 2, 3а, 3б, 3б-1, — подходящие слова со временем найдутся. Вот тогда нам и откроется подлинное разнообразие и сущность кириллической письменности. А зачем её открывать и что с ней делать, я напишу отдельно.
«Несмотря на широкое распространение термина, явление, которое им обозначается, практически не подвергалось специальному исследованию.»
«Специальных исследований, посвященных скорописи, очень немного и в большей части работ рассматриваются лишь частные вопросы, связанные с ней.»
«Основополагающий для изучения письма аспект – составление таблиц различных начертаний букв – как это ни парадоксально, разработан наименее успешно. Палеографические таблицы, которые приводятся в учебниках, пособиях для обучения чтению и специальных работах, не свободны от ряда несовершенств, делающих их использование крайне затруднительным.»
«Отсутствие четкого понимания специфики скорописных начертаний усугубляется тем, что до сих пор нет единого представления о том, сколько таких начертаний должно присутствовать в рукописи для определения ее как скорописной.»
И апофеоз:
«В отечественной палеографии не существует разработанного понятия о том, чем устав, полуустав и скоропись являются по отношению друг к другу.»
Мало того что русская письменность едва изучена, так палеографы вообще занимаются несуществующей или, как минимум, несущественной проблемой. Приняв как данность несколько терминов, они безуспешно спорят о том, где проходит между ними граница, каковы их признаки. Само собой, один термин может охватить очень далекие друг от друга явления, а что-то теряется из виду, никак не названное. Это всё равно что сказать, что в лесу растут берёзы и водятся волки и зайцы, и пытаться всех обитателей леса причислить к одному из этих типов.
Правильным будет изучать письменность как есть, не привязываясь к словам, не загоняя её в заранее заданные рамки. И не важно, как называются выявленные типы письма — да хотя бы 1, 2, 3а, 3б, 3б-1, — подходящие слова со временем найдутся. Вот тогда нам и откроется подлинное разнообразие и сущность кириллической письменности. А зачем её открывать и что с ней делать, я напишу отдельно.