Русские буквы – Telegram
Русские буквы
1.44K subscribers
238 photos
7 files
77 links
Меня зовут Александр Зуев, здесь я пишу о русской письменности и шрифтах.

Написать автору
@zetetic
Download Telegram
В продолжение предыдущего поста. Для большей наглядности собрал на одной иллюстрации буквы АДЛМ из рукописей XVII—XVIII вв., пара букв начала XX в.

Хочу обратить ваше внимание вот на что. Этим буквам — лет 300–400, и относиться к ним нужно соответственно. Они написаны при свете свечи несовершенным инструментом на плохой бумаге людьми, ничего не знающими о достижениях следующих веков. Посмотрите, какой была латиница в то же время, и вы увидите примерно тот же уровень развития. То многообразие латинских шрифтов, которое есть сейчас, появилось позже, в результате многолетнего труда тысяч каллиграфов, пуансонистов и дизайнеров. Поэтому ограничивать себя изучением и копированием старых образцов — значит запирать себя в XVII веке, чего никому, конечно же, не нужно. Используйте старые образцы как отправную точку (необходимую и надежную) для создания новой кириллицы. Представьте, как повели бы себя эти буквы в разное время — в эпоху классицизма, модерна, ар-деко. Какими они стали бы в наши дни? Экспериментируйте с контрастом, засечками, формой дуг и завитков, создавайте буквы под ваши задачи, ищите им новое применение.
В эскизах Б. В. Ше́ргина — а он не только был сказителем и писателем, но иногда и иллюстрировал свои книги — увидел надпись, сделанную полувитыми буквами (это когда завитки только снизу), и именно в том стиле, который сохранялся на севере у старообрядцев до самого позднего времени. Видно, что эти буквы для Бориса Викторовича были хорошо знакомы, но писать он их не привык. Буква О «правильная», даже слишком (но и самая логичная); потом на следующих трёх буквах он вспоминал что куда; последние три «правильные», с «плавниками» на спинках штрихов.
«Д» с разукрашенными навесами, аж гнутся от их веса (НИОР РГБ, ф. 556, № 83, Собрание различных песнопений)
Скорописная «я» (НИОР РГБ, ф. 299, № 12)
У меня лежит недописанный текст о сущности современной кириллицы, и по поводу этой темы у меня возникло одно сравнение, которое я тут же и опровергнул.

Как мы знаем, гражданский шрифт — это латинизированная кириллица. Кириллица на европейский манер. Что ж тут такого, скажете вы, — мы же, например, пользуемся иностранными словами, и они не вредят языку, а делают его богаче, и вообще заимствованные слова со временем становятся совсем нашими, родными. Так же и со шрифтом должно быть. Так вот, это неверная аналогия.

Наши буквы на иностранный манер — это как наши слова с иностранным акцентом. Представьте, как немец или француз говорит по-русски — хочется вам так говорить? А Петр именно этого и добивался. Весь 18 век в России правящий класс говорил на немецком; это были либо немцы, либо русские, воспитанные немцами (Екатерина II до замужества не знала русского и всю жизнь говорила с акцентом). Потом входили в моду французский, английский. Для наших дворян, воспитываемых иностранными гувернерами, русский язык долгое время был языком простолюдинов, в семье на нём не говорили.

Говорит Бирон или Миллер на своем, иностранном, потом переходит на русский (чтобы туземцы поняли) — и акцент, конечно же, сохраняется. Пишет по-своему, по-европейски, потом переходит на понятные русским буквы — а свой стиль сохраняется, не переучиваться же, да и кто этих русских разберет, как у них там правильно буквы пишутся. Им было куда проще подгонять чужое под свои привычные рамки, чем разбираться в чуждой им русской действительности, и уж тем более сохранять и развивать русскую культуру.

Мы с тех пор так и привыкли писать по-русски с «иностранным акцентом», а русское благополучно опошлили до уровня балалаек, марсианских сарафанов и хохломы. И попробуй докажи, как оно было и должно быть.
Мачтовые шрифты

Рассмотрим группу шрифтов и надписей, которые я называю мачтовыми. Это «верхний ярус» в системе кириллических шрифтов. Их особенность — наличие мачты, то есть вертикального основного штриха. Свойства и признаки мачты:

1. В простом шрифте мачте может соответствовать наклонный штрих, как в буквах АДЛМ.
2. Если в простом шрифте два дополнительных штриха крепятся в одной точке (В, К и другие), то на мачте они крепятся в двух точках и разносятся друг от друга по вертикали.
3. Мачта — центр симметрии буквы. Лучше всего это видно по букве Ж, но и в остальных случаях это работает. Например, в букве Л завиток на ноге закручен по часовой стрелке, а в К против, потому что находится с другой стороны от мачты.

Следствия этих свойств.
• Поскольку части буквы могут быть отодвинуты по вертикали друг от друга, буква может почти неограниченно вытягиваться по высоте.
• В освободившемся промежутке часто добавляются украшения: навес в буквах А, Л, Д, завиток в основании дополнительного штриха в А, Р, Б, В, К — почти в любой букве.
• Между раздвинутыми частями буквы (Б, В, К) может поместиться часть другой буквы.
• Мачта может служить основой для объединения двух букв (как общая их часть), то есть для лигатуры.
• Иногда мачта укорачивается, чтобы над ней или под ней поместилась часть другой буквы.

Наконец, самое главное следствие всего этого: мачтовый шрифт способен образовывать вязь (но не обязан). Говоря математическим языком, подмножество «вязь» — часть множества «мачтовые шрифты».
Типы мачтовых шрифтов
Классификация мачтовых шрифтов

1. Прямящийся шрифт. В его основе — мачты, но остальные штрихи обычные, написаны свободно, как в простом шрифте. От этого типа шрифта произошли остальные (см. схему)

2. Прямой шрифт. Тут уже все штрихи строго вертикальны, в том числе и дополнительные. Дополнительные штрихи присоединяются к основным тонкими соединительными штрихами.

3. Витой прямящийся. Похож на прямящийся, но на концах дополнительных штрихов есть завитки (на самих мачтах завитков не бывает).

В реальности большинство мачтовых надписей содержат буквы, относящиеся к другим типам. Обычно это витые или стрельчатые О, С, Е и некоторые другие буквы. Делается это для того, чтобы разбавить слишком геометричную, колоннообразную надпись.
Эволюция мачтовых шрифтов
Согласен с аргументацией автора. И все-таки это мнение обычного «шрифтового западника». Ход мысли привычный:
1. Сравниваем кириллицу и латиницу.
2. Сравнение оказывается не в пользу кириллицы.
3. Жалеем её и защищаем то хорошее, что в ней есть.

Автору даже не приходит в голову альтернативный пункт 3 — а как можно исправить недостатки кириллицы? Неужели ничего нельзя сделать, кроме как отстоять букву ё? И всегда ли было то что мы имеем?

Ошибка кроется в самом начале: сравнивается не кириллица вообще, а гражданский шрифт, созданный второпях и не совсем удачно, зато в подражание латинице. Поэтому-то её можно критиковать (как неудачную европейскую падчерицу), но нельзя менять (потому что перестанет быть европейской). Замкнутый круг, из которого убежденный западник никогда не выйдет, да и не хочет.

Та самая унтер-офицерская вдова, о которой я уже писал https://telegram.me/rustype/21
Нашел PDF статьи Елены Быстровой об истории изучения скорописи. Двенадцать страниц обстоятельного текста и два десятка иллюстраций из разных учебников, обязательно прочитайте.
Приведу характерные мысли, опуская подробные комментарии (которые и составляют содержание статьи).
«Несмотря на широкое распространение термина, явление, которое им обозначается, практически не подвергалось специальному исследованию.»
«Специальных исследований, посвященных скорописи, очень немного и в большей части работ рассматриваются лишь частные вопросы, связанные с ней.»
«Основополагающий для изучения письма аспект – составление таблиц различных начертаний букв – как это ни парадоксально, разработан наименее успешно. Палеографические таблицы, которые приводятся в учебниках, пособиях для обучения чтению и специальных работах, не свободны от ряда несовершенств, делающих их использование крайне затруднительным.»
«Отсутствие четкого понимания специфики скорописных начертаний усугубляется тем, что до сих пор нет единого представления о том, сколько таких начертаний должно присутствовать в рукописи для определения ее как скорописной.»

И апофеоз:
«В отечественной палеографии не существует разработанного понятия о том, чем устав, полуустав и скоропись являются по отношению друг к другу.»

Мало того что русская письменность едва изучена, так палеографы вообще занимаются несуществующей или, как минимум, несущественной проблемой. Приняв как данность несколько терминов, они безуспешно спорят о том, где проходит между ними граница, каковы их признаки. Само собой, один термин может охватить очень далекие друг от друга явления, а что-то теряется из виду, никак не названное. Это всё равно что сказать, что в лесу растут берёзы и водятся волки и зайцы, и пытаться всех обитателей леса причислить к одному из этих типов.

Правильным будет изучать письменность как есть, не привязываясь к словам, не загоняя её в заранее заданные рамки. И не важно, как называются выявленные типы письма — да хотя бы 1, 2, 3а, 3б, 3б-1, — подходящие слова со временем найдутся. Вот тогда нам и откроется подлинное разнообразие и сущность кириллической письменности. А зачем её открывать и что с ней делать, я напишу отдельно.
Перерыв в вещании несколько затянулся, пора с этим кончать. С одной стороны, на время вернулась моя всегдашняя, ещё с детства, привычка думать (даже не писать) «в стол». С другой, было много работы — не только поднадоевшие своей обыденностью коммерческие заказы, но и моя настойчиво-сбивчивая исследовательско-дизайнерская работа, которая принесет дивиденды ещё неизвестно когда, а вот ни с чем не сравнимое удовольствие приносит прямо сейчас, в те моменты, когда я наедине с рукописями, карандашом и блокнотом, пером и планшетом открываю для себя мир русской письменности, пытаясь переплавить его в новую типографику. Жаль пропадающую зря, почти никому не интересную и не нужную кириллицу. «Какие звёзды, — какая мысль и грусть наверху, — а внизу ничего не знают.» Ничего, наверстаем. И кроме того, вы только представьте себе, последние месяцы проходили на фоне чудесной, восхитительной, похожей на зайчик света мысли: мы ждём ребёнка — и вот свершилось, вчера у нас родилась дочь.
Поговорим о строчной «ц».

Считается, что это одна из самых невыразительных кириллических букв. На самом деле это относится только к гражданскому шрифту, а не к кириллице вообще. От прежней буквы гражданская «ц» получила основу, а вместо выносного элемента (о нём ниже) заимствовала из латиницы куцую свисающую засечку (антиквенные E, F, T → Ц → ц).

А вот русская скорописная «ц» всегда имела выразительный выносной элемент. Некоторые варианты показаны на схеме.

1. Исходная форма — полууставная: наклонный или прямой свисающий штрих.

(стрелка вправо)
2. Крючок — штрих закручивается против часовой стрелки. Один из самых частых вариантов, хотя дальнейшего развития не получил.

(стрелка влево)
Первый столбец: штрих закручивается по часовой стрелке.
3. Хвост(ик) — направленный влево вниз заостренный штрих.
4. Капля — утолщение на конце хвоста.
5. Завиток — дальнейшее закручивание штриха по часовой стрелке.

Второй столбец: добавляется волнообразный штрих
4. Волна на хвосте.
5. Волна на завитке.

Последний вариант может получиться путем изменения одного из двух предыдущих.
6. Петля — штрих, пересекающий себя. Пути ее появления я показал на отдельной картинке.

Некоторые замечания.
• Конкретная форма штриха зависит от типа пишущего инструмента — остроконечное или ширококонечное перо (последнее также может иметь разный наклон).
• Всё вышесказанное относится и к букве «щ».
• С другими буквами соответствие неполное: у «р» и «г» есть хвост или завиток, у «д» — два хвостика, иногда с каплями, петля, хвост с волной и т. д.

Ну что, вы всё ещё верите, что кириллица бедна на выносные элементы?