НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Школы Москвы из-за роста заболеваемости COVID-19 будут переведены на дистанционное обучение - Минпросвещения
⚡️⚡️Экспертный семинар по обмену практиками вузов «Жизнь университета в новых реалиях: сложные ситуации и их решения»

В семинаре примут участие заместитель Министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, директор департамента координации деятельности организаций высшего образования Наталья Трухановская, директор департамента государственной политики в сфере высшего образования Татьяна Рябко.

- Ведение в дистанционном формате приемной кампании и поддержка абитуриентов в выборе традиционно сложных учебных предметов. - Практики организации внеучебной работы студентов в условиях вынужденной изоляции и обеспечение их социальной поддержки.
- Ведение активного учебного диалога с группами студентов, находящимися в другой стране, кейсы организации пространства и инфраструктуры для преподавателей.
- Онлайн-конкурс профессорско-преподавательского состава. - Практика цифровой экосистемы обеспечения всех процессов деятельности университета, направленных на сохранение здоровья его участников.

Традиционно в начале семинара будут представлена аналитика ЭАЦ «Научно-образовательная политика».

Семинар состоится 08 октября, в 12:00 мск, в форме вебинара.

Организаторы семинара:
Ассоциация «Глобальные университеты»
Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика»
Институт образования НИУ ВШЭ

Для участия в семинаре необходимо пройти регистрацию по ссылке https://clck.ru/RFPTR
Семинар можно будет также смотреть на YouTube без регистрации, ссылка будет актуальна за 15 минут до начала вебинара https://youtu.be/dXH304rJgTQ.
В рамках подготовки семинара, просим Вас принять участие в опросе НОП.
Изменилась ли дистанционная часть учебного процесса вуза в начале пандемии и сейчас, в новом учебном году?
Anonymous Poll
50%
Да, в вузе очевидно заметен рост качества дистанционного обучения
35%
Я почти не вижу разницы с весной
15%
В нашем вузе прогресса не было и нет
"Особенная музыка" Татьяны Лозницкой

Заместитель губернатора Псковской области Вера Емельянова (принимала участие в торжественном митинге в школе №7, оцевидец событий):

«Школьники госпитализированы, информация об их выписке не соответствует действительности.

Двое были в реанимации, потому что у одной девочки началась рвота, у второй были более сложные недомогания.

Динамика положительная, все те признаки, которые беспокоили детей — головокружение, головная боль, они прошли»
.

Источник НОП в правительстве Псковской области сообщает, что на школьной линейке в Великих Луках 13 детей одномоментно почувствовали себя плохо, их госпитализировали в 3-е отделение городской детской больницы, которое специализируется на гастроэнтерологии и аллергологии. Двое из них находятся в реанимации.

Начальник управления образования г. Великие Луки Татьяна Лозницкая:

«Мероприятие было торжественным, звучали речи патриотической и нравственной направленности, особенная музыка. Это было серьезное, волнительное мероприятие. При таких обстоятельствах один ребенок мог почувствовать недомогание, и уже рядом с ним стоящий ученик отнесся к своему самочувствию внимательнее, чем обычно, более подозрительно».

По мнению редакции НОП, у г-жи Лозницкой очевидно ложные представления о патриотических ценностях. Удивительно, что именно она руководит городским управлением образования.

https://news.1rj.ru/str/kpotupchik/4550
Регионы: прорыв и финансы

В нацпроекте «Наука» особый акцент сделан на региональное развитие – несмотря на отсутствие межбюджетных трансфертов, очень многие форматы мероприятий впрямую нацелены на активную работу субъектов Федерации или их объединений.

Наиболее яркое выражение этот тренд нашел в создании и развитии научно-образовательных центров. Именно они являются ключевыми «точками прорыва», а также наиболее совершенной формой выражения идей форсированного научно-технологического развития. В этих вопросах на первый план выходят: активность губернаторов и их управленческих команд, различные аспекты их взаимодействия с ключевыми университетами и научными институтами регионов, а также готовность вкладываться в НОЦ не только с организационной и административной, но также – и с финансовой точки зрения.

Вузы в рамках выполнения своей «третьей миссии» (социальной) точно так же служат «проводниками прорыва», как и НОЦ в вопросах пересборки образовательных, научных, инновационных и также – общественных пространств регионов.

При этом научно-образовательные центры существуют в двух видах – региональном (когда НОЦ образован, запущен и эффективно развивается) и нацпроектном (означает вхождение в 15 центров мирового уровня в рамках НП «Наука»). Работа по этому вектору является одной из основных в (чаще полуформальной, но от того не менее значимой) оценке эффективности и результативности функционирования губернаторов и их команд.

НОЦ является не способом доступа к нацпроектному финансированию, а ключевым форматом в парадигме научно-технологического и социально-экономического прорыва. Умение работать в заданных (и достаточно гибких) рамках служит мерилом интеграции в форсаж развития как таковой. Отсюда – явный успех тех регионов, в которых центры были восприняты в качестве удачной возможности для реализации перспективных проектов, а также выстраивания эффективных механизмов взаимодействия науки, образования, промышленности и власти.

Однако, одним из «узких мест», которое стало очевидным в ходе развития центров первой волны, и появления большого набора очень сильных претендентов на нацпроектный статус – стали ограничения в оказании прямой финансовой поддержки как вузов, так и научных институтов со стороны региональных властей, поскольку все эти организации являются подведомственными для федеральных органов власти.

Многим памятно прозвучавшее из уст губернатора Пермского края Максима Решетникова предложение передать регионам (конечно, самым сильным и эффективным) некоторые из университетов. Это как раз-таки должно было еще больше укрепить структуру отношений региональных социально-экономических и политических систем с научно-образовательной сферой.

Этот шаг видится слишком радикальным, но работа по расширению возможностей участия регионов в научно-образовательных процессах ведется постоянно.

Минобрнауки представило проект изменений в федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», согласно которым регионы получают право финансово участвовать в проведении научных исследований и подготовке кадров – то есть передавать финансы университетам и научным институтам.

Данные предложения фактически знаменуют собой переход науки и высшего образования в область совместного ведения федеральной и региональных властей. Теперь субъекты Федерации получают возможность напрямую поддерживать необходимые исследования. Также они получают дополнительный инструмент для развития нужных именно им образовательных программ, в том числе – в рамках взаимодействия с крупнейшими работодателями региона и в соответствии с потребностями субъекта Федерации.

Представленные изменения в законодательство открывают очень широкие возможности для регионов, но при этом формируют еще один уровень ответственности губернаторов и их команд – действия, как и бездействие в научно-образовательных вопросах будут очень внимательно фиксироваться, а также изучению подвергнутся их финансовая эффективность и обоснованность.

Проект Указа Президента: https://regulation.gov.ru/p/109104
Сибиряк @sidpolit и Кремлевский безБашенник @kremlebezBashennik довольно точно отметили обстоятельства ситуации на Камчатке. По нашей информации, губернатор Камчатского края Солодов не просто полностью погрузился в решение проблемы и выяснение причин - он делает это публично и вместе с ведущими учеными.

Так, учёные Дальневосточного федерального университета во главе с ректором Никитой Анисимовым погрузились в работу на Халактырском пляже и в прилегающих акваториях Камчатского края.

Команда биологов, океанологов и экологов собрала необходимые пробы воды, осадочных пород и образцов погибших животных, заморозила и подготовила их для отправки в лаборатории ДВФУ и институтов Дальневосточного отделения РАН для комплексного изучения.

На фото представлены материалы, собранные буквально несколько часов назад вертолетной экспедицией.

https://news.1rj.ru/str/kremlebezBashennik/16881
По призыву Незыгаря @russica2 и Зеленого змия @greenserpent делимся информацией.

Камчатка, экология, версии

По итогам второго дня работы группы ученых Дальневосточного федерального университета однозначного подтверждения не получила ни одна из версий причин экологического бедствия. Эксклюзивно для НОП коллеги из ДВФУ рассказали подробности.

Версия 1: Утечка нефтепродуктов и льяльных вод с проплывавшего мимо судна.
Версия пока не подтверждается. Характерной пленки на воде и запаха ученые не наблюдают. Анализ космических снимков нефтяных загрязнений не выявил. Пробы воды, отправленные ранее в Москву, показывают превышение содержания фенола в 2,5 раза, нефтепродуктов в 3,6 раза, но для массовой гибели гидробионтов этого слишком мало. Повторные пробы, взятые командой ДВФУ сегодня, уже завтра будут в лабораториях во Владивостоке.

Версия 2: Утечка ракетного топлива с полигона Радыгино.
Версия пока не подтверждается. В качестве возможного токсичного вещества назывался гептил (производное гидразина, компонент высококипящего ракетного топлива), но во взятых ранее пробах он не обнаружен. Повторные пробы едут во Владовосток.
Версия с утечкой ракетного топлива во время военных учений, соответственно, также не получила пока подтверждения.

Версия 3: Выброс ядохимикатов с Козельского полигона (предположительно, по реке Налычева).
Версия пока не подтверждается. Распространявшиеся ранее снимки со спутников, где из реки в море что-то льется, не демонстративны: примерно так же выглядит и Налычева, и другие реки после дождя, когда их течение сносит в море ил и песок.

Сегодня ученые ДВФУ на вертолете облетели Козельские полигон, завтра запланирована поездка туда и взятие проб.

Визуально полигон в порядке, пробы отправятся во Владивосток, об итогах расскажут позднее.

Завтра экспедиция ДВФУ также исследует реку Налычева, где вчера активисты обнаружили и засняли на видео желтую пену.

Версия 4: Вредоносное цветение водорослей.
Версия пока не подтверждается. Побережье Камчатки исторически является зоной, где случается флюктуация численности фитобактерий (ядовитых водорослей), которые продуцируют разнообразные токсины, в том числе нейропаралитические («красный прилив»).

Эта версия могла бы получить подтверждение, если бы в пробах были обнаружены соответствующие вещества, но проведенные Роспотребнадзором не включают поиск такого класса токсинов. Пробы вылетают во Владивосток завтра утром.

Версия 5: Сейсмическая и вулканическая активность.
Коллегами из Роскосмоса по итогам анализа космических снимков также была выдвинута гипотеза о том, что загрязнение могла вызвать сейсмическая активность в районе вулкана Козельский, но эту версию опровергают эксперты камчатского Института вулканологии и сейсмологии.

Завтра команда Дальневосточного федерального университета продолжит осмотр территории и забор проб, в частности, намерена исследовать русло реки Налычева и Козельский полигон. Часть команды отправляется во Владивосток вместе с пробами, чтобы продолжить исследования в лаборатории.

https://news.1rj.ru/str/russica2/32993
В Майском Указе Владимира Путина 2018 года и в национальном проекте "Образование" впервые в постсоветское время были предусмотрены прямые меры государства по поддержке развития рынка непрерывного образования.

Недавно команда АНО "Национальные приоритеты" Софии Малявиной провела исследование ожиданий населения России от реализации НП "Образование". Граждане России среди всех нацпроектных приоритетов отметили важность получения обучения в течении всей жизни (ДПО) на втором место среди всех ожиданий.

Институт образования ВШЭ опубликовал наш с коллегами доклад "Непрерывное образование работников в Российской Федерации и регионах".

Он будет полезен всем исследователям и организатором ДПО (в том числе в вузах), а также чиновникам, в чьи задачи входит "состыковка" мероприятий нацпроектов с ожиданиями граждан России.

https://ioe.hse.ru/mirror/pubs/share/395142500.pdf?fbclid=IwAR0UuU46nuTCxSzVpMY52D1iCNW0VE3D4rs-A0IO4b98mnfAekQPcecgBwQ