НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Сегодня в 10:30 (Мск) на базе Университета Лобачевского в Нижнем Новгороде начнётся Российский Форум "УНИВЕРСИТЕТЫ 2030: НАУКА - КОМПЕТЕНЦИИ - МОЛОДЕЖЬ" для руководителей университетов.

Его основной задачей является диалог о решениях в ответ на вызовы пандемии covid-19 в системе высшего образования и науки.

Также подробно будут обсуждены задачи государственной молодежной политики в среде университетской молодежи и тематика ДПО в вузах.

Участвуют:
Валерий Фальков, министр науки и образования;
Александр Сергеев, Президент РАН;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Дмитрий Песков, Спецпредставитель Президента РФ;
Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО "Россия - страна возможностей";
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ;
Владимир Мау, ректор РАНХиГС;
Андрей Волков, научный руководитель МШУ "Сколково".

http://univer2030.mmco-expo.ru/
​​Сегодня в Университете Лобачевского в Нижнем Новгороде стартует форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь»

Основная задача форума – диалог о решениях в ответ на вызовы пандемии covid-19 в системе высшего образования и науки.

Участники также обсудят задачи государственной молодежной политики в среде университетской молодежи и ДПО в вузах.

В форуме принимают участие:

Валерий Фальков, министр науки и образования @minobrnaukiofficial;

Александр Сергеев, Президент РАН;

Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;

Дмитрий Песков, Спецпредставитель Президента РФ;

Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey;

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ;

Владимир Мау, ректор РАНХиГС;

Андрей Волков, научный руководитель МШУ «Сколково» @skolkovo_channel.

Старт форума в 10:30.

@scientificrussia
ТПУ: три проекта для томского НОЦ

В Томской области прошло заседание наблюдательного совета НОЦ, проект которого регион намерен представить на конкурс Минобрнауки.

Наблюдательный совет возглавляет губернатор Томской области Сергей Жвачкин, в составе – президент РАН Александр Сергеев, ректоры ТГУ, ТПУ, ТУСУРа, ТГАСУ, руководители томских высокотехнологичных компаний.

Всего в проекте томского НОЦ участвуют шесть университетов, шесть НИИ, 19 бизнес-партнеров. Кроме трех политеховских, разрабатывается еще несколько проектов.

«Перед Томской областью стоит амбициозная задача – войти в топ-50 мировых научно-образовательных центров. Для решения этой задачи главное у томичей уже есть. Это мощная университетская и академическая наука, востребованное во всем мире высшее образование, высокотехнологичные производства и развитый инновационный сектор», – подчеркнул Сергей Жвачкин.

Совет рассмотрел программу работы НОЦ. Три проекта внутри – зона ответственности Томского политеха.

Платформа «Палеозой»

Развитие технологий работы с трудноизвлекаемыми запасами нефти позволит скорректировать профиль добычи в регионе. Модель включает центр компетенций для подготовки инженеров с современной научной инфраструктурой и смарт-полигон для разработки пула технологий. Проект совместный с компаниями-партнерами Политеха.

Как сказал губернатор (сам нефтяник и газовик), палеозойская нефть в Томской области находится на месторождениях, где уже есть дороги и инфраструктура. Но нужны технологии.

Центр малотоннажной химии

Центр будет специализироваться на создании в небольших объемах продуктов для органической химии, полимерной химии и катализаторов. Это в том числе биоразлагаемые полимеры, фторполимеры (их можно использовать, например, в Арктике), поверхностно-активные вещества. Речь идет как о разработке технологий, так и о производстве. В проекте также участвует Томский госуниверситет.

Отметим, что в 2018 году мировой объем рынка малотоннажной химии составил 540 млрд долларов. Проект ТПУ в рамках томского НОЦ позволит увеличить масштабы присутствие и страны, и региона на этом поле.

Перспективные материалы и технологии обеспечения качества

Университеты, институты РАН и компании будут разрабатывать новые материалы, технологии их получения и системы для контроля качества на максимально автоматизированных или безлюдных производствах.

Направления: рентгеновская томография, комплексы роботизированного контроля, композиционные материалы (в том числе самовосстанавливающиеся), аддитивное производство (в том числе крупногабаритное), роботизированная сварка трением с перемешиванием.

В ТПУ по всем обозначенным направлениям есть технологический задел, функционирует сеть партнерств с коллегами по всему миру.
Фальков: Наш первый приоритет это увеличение исследовательского потенциала. Для молодых университетов это задача может показаться неамбициозной. В России 724 головных вузов, и это серьезная задача для них — стать исследовательсеим центром.
Университеты все больше должны участвовать в развитии экономики.
Критически важна исследовательская компонента.
Окончательное решение по структуре национального проекта ещё не принято.
Консорциумы — один из объектов критиков, но это — инструмент, а цель — объединение усилий системы высшего образования и системы исследовательских разработок.
Воспитание вузовской молодежи

Директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки Денис Аширов и руководитель всероссийского проекта «Моя страна – моя Россия», проректор РГГУ Лариса Пастухова обсудили задачи по развитию системы воспитания в высшей школе.

Воспитательная работа в вузах должна помогать успешной социализации и самореализации молодежи, развитию ее потенциала для стимулирования инноваций. Важно создать образ молодого человека, ценности, воспитание и ролевая модель которого будут согласованы с интересами государства.

Просветительской работой для молодежи и с ее участием в Минобрнауки занимается Департамент государственной молодежной политики.

Спорт становится трендом – его значимость недавно еще раз подчеркнул президент России Владимир Путин, а Сергей Кириенко как главный архитектор внутренней и кадровой политики Кремля делает ставку именно на спорт как одну из основ взаимодействия молодежи и государства.

Направления работы:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта;
2. Межотраслевая программы развития студенческого спорта;
3. Развитие сети студенческих спортивных клубов (сейчас разрабатывается типовая модель);
4. Массовый спорт.

Патриотическое воспитание не менее важно и особенно актуально в год 75-летия Победы. С 2021 года стартует новый федпроект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Будут также работать патриотически ориентированные клубы. В рамках «Года памяти и славы» НКО за счет грантов проводят мероприятия по патриотическому воспитанию.

Волонтерство и студенческие объединения – еще один элемент системы воспитания. Важно сделать добровольчество системным и привлекательным для обучающихся. Для этого ведется поддержка студенческого самоуправления, а также планируется создание Совета обучающихся при Минобрнауки.

Важен и международный аспект:
1. Развитие двусторонних обменов;
2. Стратегия международного молодежного сотрудничества в СНГ;
3. Новая стратегия развития туризма, которая включает раздел «студенческий туризм»;
4. Создание большого международного молодежного центра в соответствии с поручением президента.

В сентябре в РУДН на правах структурного подразделения был создан международный ресурсный центр. Он может стать имиджевой точкой для реализации молодежного международного сотрудничества с общественными организациями и вузами.

Еще один блок касается поддержки талантливой молодежи через фонд «Талант и успех» («Сириус»), трудоустройства студентов и выпускников, а также развития студенческого предпринимательства. Важным направлением является разработка нормативно-правовых актов, которые сопровождают деятельность Росмолодежи и всю молодежную повестку. В первую очередь, закона «О молодежной политике».

Сеть центров карьеры и система мониторинга трудоустройства помогает выпускникам найти работу. Большой блок инициатив реализуется с бизнес-сообществами для развития молодежного предпринимательства. Поддержка технологического предпринимательства развивается совместно с АСИ через стартап-студии. Министерство особо отмечает важность создания правильной экоситемы технологического предпринимательства.

Акценты воспитательной работы в высшей школы сделаны на образовательном процессе и внеучебной деятельности. К концу этого года планируется создать типовой пакет документов по воспитательной работе.

Сейчас проводятся:
1. Конкурс-мониторинг – поможет понять, по каким направления развивается воспитательная работа.
2. Программа повышения квалификации – даст возможность собрать лучшие практики для внедрения в высших учебных заведениях.

Задача воспитания – обеспечить комплексное развитие личности. При всем многообразии молодежной повестки Минобрнауки в выступлении Дениса Аширова никак не была затронута тема развития экологической культуры. Ситуация на Камчатке всколыхнула сознание российской общественности, а спрос на экологию стремительно растет. Об этом много говорили на последнем «Валдае». Важно, чтобы становление личности проходило в гармонии с собой, обществом, а также с природой, неотъемлемой частью которой является человек.

Подробнее.
⚡️ Валерий Фальков: Классическая система образования уже отстроилась, что касается ДПО, редкий университет понимает, что со взрослым образованием надо работать по-другому. По ДПО надо брать людей, которые никогда не работали в университетах.
⚡️Фальков: Университетам нужны люди, которые будут заниматься ДПО. Всё, что касается ДПО: редкий университет понимает, что со взрослыми надо работать по-другому.
Хороший проректор по образованию не равно хороший проректор по ДПО. Необходимо привлекать людей, которые не работали в вузах.

Кузьминов: Все вузы должны стать исследовательскими центрами.
Надо остановить скатывание вузов в техникумы, там, где все заканчивается знанием базовых учебников.
Странно и смешно ожидать, что выпускники вуза будут востребованы на рынке, если сами вузы не востребованы.

Университеты должны развивать себя как центры культурной и социальной жизни. Из башни из слоновой кости превращаться в доступную площадку. Даже в спальных районах университеты могут стать хабами культурной и социальной жизни.

Мау: В моем понимании, университет не там, где учат, а там, где есть критическая группа исследователей, занимается поиском, ориентируясь, исключительно, на свои интересы.
То, что является настоящим, прорывным, академической наукой, как правило, воспринимается как ересь.
Сейчас мы идем по тонкому льду интеграции науки и образования.
Стратегическая цель интеграции в ПСАЛ очень важна.
Мы реально существуем в мире неопределённости, но мы понимаем, что, когда студент поступает учиться, не существует направления, которое будет востребовано при его выпуске. Адаптативность студентов становится самой важной способностью.

Спасибо организаторам, мы с одним ректором уже договорились о формировании интеграции в ПСАЛ.
Forwarded from АСИ
У нас отличная новость!

Указом Президента России генеральный директор АСИ Светлана Чупшева награждена медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени за активное участие в работе по улучшению инвестиционного климата РФ.

Команда АСИ поздравляет Светлану Витальевну!
Корона, авиа, наука

Государственные награды также получили представители научно-образовательного сообщества.

Орденом Пирогова награждена глава ФМБА Вероника Скворцова – в т.ч., за борьбу с коронавирусом. Награды и звания присвоены еще нескольким представителям научно-образовательной медицины.

Поздравляем МАИ с россыпью наград и почетных званий, особенно – ректора Михаила Погосяна с Орденом Александра Невского.

Отдельно отметим проректора РУДН Ларису Ефремову, получившую медаль Ордена за заслуги перед Отечеством II степени.

Президент не обошел стороной и Российскую академию наук – советник РАН Валерий Костюк награжден Орденом Дружбы.

Текст указа.
⚡️⚡️⚡️Минпросвещения поддержал инициативу Минобрнауки об исключении федеральных проектов "Новые возможности для каждого", "Экспорт образования", а также отдельных результатов федеральных проектов "Молодые профессионалы", относящихся к компетенции Минобрнауки, из состава нацпроекта "Образование" и переноса их в новый нацпроект "Наука и университеты".

В то же время в состав нацпроекта "Образование" включается новый федпроект "О патриотическом воспитании граждан".
Приоритеты и оптимум (1/2)

На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» высоким составом обсудили роль и задачи вузов в нацпроекте второго поколения «Наука и образование»

Приоритеты
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков выделил три приоритета:
1. Усиление исследовательского потенциала. «Исследовательский университет – это стандарт».
2. Синтез образования и науки. На глобальном уровне выражается в сотрудничестве РАН и Минобрнауки, на локальном – в рамках договоренностей и консорциумов.
З. Работа со студентами - молодежная политика, стимулирование и модерирование интереса для молодежи.

Нацпроект
Структура нацпроекта второго поколения «Наука и университеты» еще обсуждается – здесь крайне важна и нужна обратная связь.

Консорциумы
Являются основной формой сопряжения усилий науки-образования-бизнеса-регионов (либо отраслей). Для них нужен «более жесткий административный каркас» (В. Фальков), что позволит усилить приток кадров в науку, которая является основным «квалифицированным работодателем» (А. Сергеев).

Кадры
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на то, что университеты – ключевые поставщики кадров в науку и высокотехнологичные отрасли. Отсюда прямая заинтересованность Академии в реализации нацпроектов и Программы стратегического академического лидерства, а также в формировании консорциумов.

Точкой притяжения кадров будут также служить научно-образовательные центры мирового уровня, которые уже сейчас испытывают дефицит в специалистах, особенно – в IT. Об этом сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.

Партнеры
Минобрнауки и РАН – «стратегические партнеры» (В. Фальков), которые «очень дружно работают» (А. Сергеев).

Среда
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сфокусировал внимание на «третьей миссии» университетов и НОЦ – агрегация городской среды и «якорь» (но не балласт) для молодых кадров. Чтобы сократить отток – нужно системно конструировать и обустраивать городскую среду. Именно формирование условий для жизни и саморазвития стимулирует и приток молодежи в науку, и взаимодействие науки-образования-бизнеса. «Университеты должны стать хабами социальной жизни регионов и городов», - развил тему ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.

Регионы
«Наука и университеты» (в частности – ведущие вузы и НОЦ) являются площадкой для «пересборки» региональных социально-экономических пространств и стимулирования развития субъектов.

Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что проекты в рамках ПСАЛ и НОЦ должны быть и губернаторскими, хотя Глеб Никитин сделал акцент на том, что пока у регионов недостает полномочий. В частности, в вопросах распоряжения имуществом – это тормозит создание и функционирование «технологических долин» (ИНТЦ).

Мероприятия нацпроекта нужны там, где востребована социальная миссия университетов. В частности, в поликультурной среде – такой как на Северном Кавказе. Об этом рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. И отдельно он подчеркнул интеграцию регионов – как способ социально-экономического развития, преодоления обособленности и замены разногласий конструктивным сотрудничеством.

Развитие науки, образования и их взаимодействия с региональными экономикой и властями – должно быть sine qua non в работе губернатора. Президент РАН Александр Сергеев высказал предложение – закрепить развитие науки и высшего образования в KPI губернаторов и их команд.