Сегодня в 10:30 (Мск) на базе Университета Лобачевского в Нижнем Новгороде начнётся Российский Форум "УНИВЕРСИТЕТЫ 2030: НАУКА - КОМПЕТЕНЦИИ - МОЛОДЕЖЬ" для руководителей университетов.
Его основной задачей является диалог о решениях в ответ на вызовы пандемии covid-19 в системе высшего образования и науки.
Также подробно будут обсуждены задачи государственной молодежной политики в среде университетской молодежи и тематика ДПО в вузах.
Участвуют:
Валерий Фальков, министр науки и образования;
Александр Сергеев, Президент РАН;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Дмитрий Песков, Спецпредставитель Президента РФ;
Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО "Россия - страна возможностей";
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ;
Владимир Мау, ректор РАНХиГС;
Андрей Волков, научный руководитель МШУ "Сколково".
http://univer2030.mmco-expo.ru/
Его основной задачей является диалог о решениях в ответ на вызовы пандемии covid-19 в системе высшего образования и науки.
Также подробно будут обсуждены задачи государственной молодежной политики в среде университетской молодежи и тематика ДПО в вузах.
Участвуют:
Валерий Фальков, министр науки и образования;
Александр Сергеев, Президент РАН;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Дмитрий Песков, Спецпредставитель Президента РФ;
Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО "Россия - страна возможностей";
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ;
Владимир Мау, ректор РАНХиГС;
Андрей Волков, научный руководитель МШУ "Сколково".
http://univer2030.mmco-expo.ru/
Forwarded from Научная Россия
Сегодня в Университете Лобачевского в Нижнем Новгороде стартует форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь»
Основная задача форума – диалог о решениях в ответ на вызовы пандемии covid-19 в системе высшего образования и науки.
Участники также обсудят задачи государственной молодежной политики в среде университетской молодежи и ДПО в вузах.
В форуме принимают участие:
• Валерий Фальков, министр науки и образования @minobrnaukiofficial;
• Александр Сергеев, Президент РАН;
• Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
• Дмитрий Песков, Спецпредставитель Президента РФ;
• Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey;
• Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ;
• Владимир Мау, ректор РАНХиГС;
• Андрей Волков, научный руководитель МШУ «Сколково» @skolkovo_channel.
Старт форума в 10:30.
@scientificrussia
Основная задача форума – диалог о решениях в ответ на вызовы пандемии covid-19 в системе высшего образования и науки.
Участники также обсудят задачи государственной молодежной политики в среде университетской молодежи и ДПО в вузах.
В форуме принимают участие:
• Валерий Фальков, министр науки и образования @minobrnaukiofficial;
• Александр Сергеев, Президент РАН;
• Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
• Дмитрий Песков, Спецпредставитель Президента РФ;
• Алексей Комиссаров, генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» @stranavozmojnostey;
• Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ;
• Владимир Мау, ректор РАНХиГС;
• Андрей Волков, научный руководитель МШУ «Сколково» @skolkovo_channel.
Старт форума в 10:30.
@scientificrussia
ТПУ: три проекта для томского НОЦ
В Томской области прошло заседание наблюдательного совета НОЦ, проект которого регион намерен представить на конкурс Минобрнауки.
Наблюдательный совет возглавляет губернатор Томской области Сергей Жвачкин, в составе – президент РАН Александр Сергеев, ректоры ТГУ, ТПУ, ТУСУРа, ТГАСУ, руководители томских высокотехнологичных компаний.
Всего в проекте томского НОЦ участвуют шесть университетов, шесть НИИ, 19 бизнес-партнеров. Кроме трех политеховских, разрабатывается еще несколько проектов.
«Перед Томской областью стоит амбициозная задача – войти в топ-50 мировых научно-образовательных центров. Для решения этой задачи главное у томичей уже есть. Это мощная университетская и академическая наука, востребованное во всем мире высшее образование, высокотехнологичные производства и развитый инновационный сектор», – подчеркнул Сергей Жвачкин.
Совет рассмотрел программу работы НОЦ. Три проекта внутри – зона ответственности Томского политеха.
Платформа «Палеозой»
Развитие технологий работы с трудноизвлекаемыми запасами нефти позволит скорректировать профиль добычи в регионе. Модель включает центр компетенций для подготовки инженеров с современной научной инфраструктурой и смарт-полигон для разработки пула технологий. Проект совместный с компаниями-партнерами Политеха.
Как сказал губернатор (сам нефтяник и газовик), палеозойская нефть в Томской области находится на месторождениях, где уже есть дороги и инфраструктура. Но нужны технологии.
Центр малотоннажной химии
Центр будет специализироваться на создании в небольших объемах продуктов для органической химии, полимерной химии и катализаторов. Это в том числе биоразлагаемые полимеры, фторполимеры (их можно использовать, например, в Арктике), поверхностно-активные вещества. Речь идет как о разработке технологий, так и о производстве. В проекте также участвует Томский госуниверситет.
Отметим, что в 2018 году мировой объем рынка малотоннажной химии составил 540 млрд долларов. Проект ТПУ в рамках томского НОЦ позволит увеличить масштабы присутствие и страны, и региона на этом поле.
Перспективные материалы и технологии обеспечения качества
Университеты, институты РАН и компании будут разрабатывать новые материалы, технологии их получения и системы для контроля качества на максимально автоматизированных или безлюдных производствах.
Направления: рентгеновская томография, комплексы роботизированного контроля, композиционные материалы (в том числе самовосстанавливающиеся), аддитивное производство (в том числе крупногабаритное), роботизированная сварка трением с перемешиванием.
В ТПУ по всем обозначенным направлениям есть технологический задел, функционирует сеть партнерств с коллегами по всему миру.
В Томской области прошло заседание наблюдательного совета НОЦ, проект которого регион намерен представить на конкурс Минобрнауки.
Наблюдательный совет возглавляет губернатор Томской области Сергей Жвачкин, в составе – президент РАН Александр Сергеев, ректоры ТГУ, ТПУ, ТУСУРа, ТГАСУ, руководители томских высокотехнологичных компаний.
Всего в проекте томского НОЦ участвуют шесть университетов, шесть НИИ, 19 бизнес-партнеров. Кроме трех политеховских, разрабатывается еще несколько проектов.
«Перед Томской областью стоит амбициозная задача – войти в топ-50 мировых научно-образовательных центров. Для решения этой задачи главное у томичей уже есть. Это мощная университетская и академическая наука, востребованное во всем мире высшее образование, высокотехнологичные производства и развитый инновационный сектор», – подчеркнул Сергей Жвачкин.
Совет рассмотрел программу работы НОЦ. Три проекта внутри – зона ответственности Томского политеха.
Платформа «Палеозой»
Развитие технологий работы с трудноизвлекаемыми запасами нефти позволит скорректировать профиль добычи в регионе. Модель включает центр компетенций для подготовки инженеров с современной научной инфраструктурой и смарт-полигон для разработки пула технологий. Проект совместный с компаниями-партнерами Политеха.
Как сказал губернатор (сам нефтяник и газовик), палеозойская нефть в Томской области находится на месторождениях, где уже есть дороги и инфраструктура. Но нужны технологии.
Центр малотоннажной химии
Центр будет специализироваться на создании в небольших объемах продуктов для органической химии, полимерной химии и катализаторов. Это в том числе биоразлагаемые полимеры, фторполимеры (их можно использовать, например, в Арктике), поверхностно-активные вещества. Речь идет как о разработке технологий, так и о производстве. В проекте также участвует Томский госуниверситет.
Отметим, что в 2018 году мировой объем рынка малотоннажной химии составил 540 млрд долларов. Проект ТПУ в рамках томского НОЦ позволит увеличить масштабы присутствие и страны, и региона на этом поле.
Перспективные материалы и технологии обеспечения качества
Университеты, институты РАН и компании будут разрабатывать новые материалы, технологии их получения и системы для контроля качества на максимально автоматизированных или безлюдных производствах.
Направления: рентгеновская томография, комплексы роботизированного контроля, композиционные материалы (в том числе самовосстанавливающиеся), аддитивное производство (в том числе крупногабаритное), роботизированная сварка трением с перемешиванием.
В ТПУ по всем обозначенным направлениям есть технологический задел, функционирует сеть партнерств с коллегами по всему миру.
⚡Фальков: Наш первый приоритет это увеличение исследовательского потенциала. Для молодых университетов это задача может показаться неамбициозной. В России 724 головных вузов, и это серьезная задача для них — стать исследовательсеим центром.
Университеты все больше должны участвовать в развитии экономики.
Критически важна исследовательская компонента.
Окончательное решение по структуре национального проекта ещё не принято.
Консорциумы — один из объектов критиков, но это — инструмент, а цель — объединение усилий системы высшего образования и системы исследовательских разработок.
Университеты все больше должны участвовать в развитии экономики.
Критически важна исследовательская компонента.
Окончательное решение по структуре национального проекта ещё не принято.
Консорциумы — один из объектов критиков, но это — инструмент, а цель — объединение усилий системы высшего образования и системы исследовательских разработок.
Воспитание вузовской молодежи
Директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки Денис Аширов и руководитель всероссийского проекта «Моя страна – моя Россия», проректор РГГУ Лариса Пастухова обсудили задачи по развитию системы воспитания в высшей школе.
Воспитательная работа в вузах должна помогать успешной социализации и самореализации молодежи, развитию ее потенциала для стимулирования инноваций. Важно создать образ молодого человека, ценности, воспитание и ролевая модель которого будут согласованы с интересами государства.
Просветительской работой для молодежи и с ее участием в Минобрнауки занимается Департамент государственной молодежной политики.
Спорт становится трендом – его значимость недавно еще раз подчеркнул президент России Владимир Путин, а Сергей Кириенко как главный архитектор внутренней и кадровой политики Кремля делает ставку именно на спорт как одну из основ взаимодействия молодежи и государства.
Направления работы:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта;
2. Межотраслевая программы развития студенческого спорта;
3. Развитие сети студенческих спортивных клубов (сейчас разрабатывается типовая модель);
4. Массовый спорт.
Патриотическое воспитание не менее важно и особенно актуально в год 75-летия Победы. С 2021 года стартует новый федпроект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Будут также работать патриотически ориентированные клубы. В рамках «Года памяти и славы» НКО за счет грантов проводят мероприятия по патриотическому воспитанию.
Волонтерство и студенческие объединения – еще один элемент системы воспитания. Важно сделать добровольчество системным и привлекательным для обучающихся. Для этого ведется поддержка студенческого самоуправления, а также планируется создание Совета обучающихся при Минобрнауки.
Важен и международный аспект:
1. Развитие двусторонних обменов;
2. Стратегия международного молодежного сотрудничества в СНГ;
3. Новая стратегия развития туризма, которая включает раздел «студенческий туризм»;
4. Создание большого международного молодежного центра в соответствии с поручением президента.
В сентябре в РУДН на правах структурного подразделения был создан международный ресурсный центр. Он может стать имиджевой точкой для реализации молодежного международного сотрудничества с общественными организациями и вузами.
Еще один блок касается поддержки талантливой молодежи через фонд «Талант и успех» («Сириус»), трудоустройства студентов и выпускников, а также развития студенческого предпринимательства. Важным направлением является разработка нормативно-правовых актов, которые сопровождают деятельность Росмолодежи и всю молодежную повестку. В первую очередь, закона «О молодежной политике».
Сеть центров карьеры и система мониторинга трудоустройства помогает выпускникам найти работу. Большой блок инициатив реализуется с бизнес-сообществами для развития молодежного предпринимательства. Поддержка технологического предпринимательства развивается совместно с АСИ через стартап-студии. Министерство особо отмечает важность создания правильной экоситемы технологического предпринимательства.
Акценты воспитательной работы в высшей школы сделаны на образовательном процессе и внеучебной деятельности. К концу этого года планируется создать типовой пакет документов по воспитательной работе.
Сейчас проводятся:
1. Конкурс-мониторинг – поможет понять, по каким направления развивается воспитательная работа.
2. Программа повышения квалификации – даст возможность собрать лучшие практики для внедрения в высших учебных заведениях.
Задача воспитания – обеспечить комплексное развитие личности. При всем многообразии молодежной повестки Минобрнауки в выступлении Дениса Аширова никак не была затронута тема развития экологической культуры. Ситуация на Камчатке всколыхнула сознание российской общественности, а спрос на экологию стремительно растет. Об этом много говорили на последнем «Валдае». Важно, чтобы становление личности проходило в гармонии с собой, обществом, а также с природой, неотъемлемой частью которой является человек.
Подробнее.
Директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки Денис Аширов и руководитель всероссийского проекта «Моя страна – моя Россия», проректор РГГУ Лариса Пастухова обсудили задачи по развитию системы воспитания в высшей школе.
Воспитательная работа в вузах должна помогать успешной социализации и самореализации молодежи, развитию ее потенциала для стимулирования инноваций. Важно создать образ молодого человека, ценности, воспитание и ролевая модель которого будут согласованы с интересами государства.
Просветительской работой для молодежи и с ее участием в Минобрнауки занимается Департамент государственной молодежной политики.
Спорт становится трендом – его значимость недавно еще раз подчеркнул президент России Владимир Путин, а Сергей Кириенко как главный архитектор внутренней и кадровой политики Кремля делает ставку именно на спорт как одну из основ взаимодействия молодежи и государства.
Направления работы:
1. Стратегия развития физической культуры и спорта;
2. Межотраслевая программы развития студенческого спорта;
3. Развитие сети студенческих спортивных клубов (сейчас разрабатывается типовая модель);
4. Массовый спорт.
Патриотическое воспитание не менее важно и особенно актуально в год 75-летия Победы. С 2021 года стартует новый федпроект «Патриотическое воспитание граждан РФ». Будут также работать патриотически ориентированные клубы. В рамках «Года памяти и славы» НКО за счет грантов проводят мероприятия по патриотическому воспитанию.
Волонтерство и студенческие объединения – еще один элемент системы воспитания. Важно сделать добровольчество системным и привлекательным для обучающихся. Для этого ведется поддержка студенческого самоуправления, а также планируется создание Совета обучающихся при Минобрнауки.
Важен и международный аспект:
1. Развитие двусторонних обменов;
2. Стратегия международного молодежного сотрудничества в СНГ;
3. Новая стратегия развития туризма, которая включает раздел «студенческий туризм»;
4. Создание большого международного молодежного центра в соответствии с поручением президента.
В сентябре в РУДН на правах структурного подразделения был создан международный ресурсный центр. Он может стать имиджевой точкой для реализации молодежного международного сотрудничества с общественными организациями и вузами.
Еще один блок касается поддержки талантливой молодежи через фонд «Талант и успех» («Сириус»), трудоустройства студентов и выпускников, а также развития студенческого предпринимательства. Важным направлением является разработка нормативно-правовых актов, которые сопровождают деятельность Росмолодежи и всю молодежную повестку. В первую очередь, закона «О молодежной политике».
Сеть центров карьеры и система мониторинга трудоустройства помогает выпускникам найти работу. Большой блок инициатив реализуется с бизнес-сообществами для развития молодежного предпринимательства. Поддержка технологического предпринимательства развивается совместно с АСИ через стартап-студии. Министерство особо отмечает важность создания правильной экоситемы технологического предпринимательства.
Акценты воспитательной работы в высшей школы сделаны на образовательном процессе и внеучебной деятельности. К концу этого года планируется создать типовой пакет документов по воспитательной работе.
Сейчас проводятся:
1. Конкурс-мониторинг – поможет понять, по каким направления развивается воспитательная работа.
2. Программа повышения квалификации – даст возможность собрать лучшие практики для внедрения в высших учебных заведениях.
Задача воспитания – обеспечить комплексное развитие личности. При всем многообразии молодежной повестки Минобрнауки в выступлении Дениса Аширова никак не была затронута тема развития экологической культуры. Ситуация на Камчатке всколыхнула сознание российской общественности, а спрос на экологию стремительно растет. Об этом много говорили на последнем «Валдае». Важно, чтобы становление личности проходило в гармонии с собой, обществом, а также с природой, неотъемлемой частью которой является человек.
Подробнее.
⚡️ Валерий Фальков: Классическая система образования уже отстроилась, что касается ДПО, редкий университет понимает, что со взрослым образованием надо работать по-другому. По ДПО надо брать людей, которые никогда не работали в университетах.
⚡️Фальков: Университетам нужны люди, которые будут заниматься ДПО. Всё, что касается ДПО: редкий университет понимает, что со взрослыми надо работать по-другому.
Хороший проректор по образованию не равно хороший проректор по ДПО. Необходимо привлекать людей, которые не работали в вузах.
Кузьминов: Все вузы должны стать исследовательскими центрами.
Надо остановить скатывание вузов в техникумы, там, где все заканчивается знанием базовых учебников.
Странно и смешно ожидать, что выпускники вуза будут востребованы на рынке, если сами вузы не востребованы.
Университеты должны развивать себя как центры культурной и социальной жизни. Из башни из слоновой кости превращаться в доступную площадку. Даже в спальных районах университеты могут стать хабами культурной и социальной жизни.
Мау: В моем понимании, университет не там, где учат, а там, где есть критическая группа исследователей, занимается поиском, ориентируясь, исключительно, на свои интересы.
То, что является настоящим, прорывным, академической наукой, как правило, воспринимается как ересь.
Сейчас мы идем по тонкому льду интеграции науки и образования.
Стратегическая цель интеграции в ПСАЛ очень важна.
Мы реально существуем в мире неопределённости, но мы понимаем, что, когда студент поступает учиться, не существует направления, которое будет востребовано при его выпуске. Адаптативность студентов становится самой важной способностью.
Спасибо организаторам, мы с одним ректором уже договорились о формировании интеграции в ПСАЛ.
Хороший проректор по образованию не равно хороший проректор по ДПО. Необходимо привлекать людей, которые не работали в вузах.
Кузьминов: Все вузы должны стать исследовательскими центрами.
Надо остановить скатывание вузов в техникумы, там, где все заканчивается знанием базовых учебников.
Странно и смешно ожидать, что выпускники вуза будут востребованы на рынке, если сами вузы не востребованы.
Университеты должны развивать себя как центры культурной и социальной жизни. Из башни из слоновой кости превращаться в доступную площадку. Даже в спальных районах университеты могут стать хабами культурной и социальной жизни.
Мау: В моем понимании, университет не там, где учат, а там, где есть критическая группа исследователей, занимается поиском, ориентируясь, исключительно, на свои интересы.
То, что является настоящим, прорывным, академической наукой, как правило, воспринимается как ересь.
Сейчас мы идем по тонкому льду интеграции науки и образования.
Стратегическая цель интеграции в ПСАЛ очень важна.
Мы реально существуем в мире неопределённости, но мы понимаем, что, когда студент поступает учиться, не существует направления, которое будет востребовано при его выпуске. Адаптативность студентов становится самой важной способностью.
Спасибо организаторам, мы с одним ректором уже договорились о формировании интеграции в ПСАЛ.
Forwarded from АСИ
У нас отличная новость!
Указом Президента России генеральный директор АСИ Светлана Чупшева награждена медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени за активное участие в работе по улучшению инвестиционного климата РФ.
Команда АСИ поздравляет Светлану Витальевну!
Указом Президента России генеральный директор АСИ Светлана Чупшева награждена медалью ордена «За заслуги перед отечеством» II степени за активное участие в работе по улучшению инвестиционного климата РФ.
Команда АСИ поздравляет Светлану Витальевну!
Корона, авиа, наука
Государственные награды также получили представители научно-образовательного сообщества.
Орденом Пирогова награждена глава ФМБА Вероника Скворцова – в т.ч., за борьбу с коронавирусом. Награды и звания присвоены еще нескольким представителям научно-образовательной медицины.
Поздравляем МАИ с россыпью наград и почетных званий, особенно – ректора Михаила Погосяна с Орденом Александра Невского.
Отдельно отметим проректора РУДН Ларису Ефремову, получившую медаль Ордена за заслуги перед Отечеством II степени.
Президент не обошел стороной и Российскую академию наук – советник РАН Валерий Костюк награжден Орденом Дружбы.
Текст указа.
Государственные награды также получили представители научно-образовательного сообщества.
Орденом Пирогова награждена глава ФМБА Вероника Скворцова – в т.ч., за борьбу с коронавирусом. Награды и звания присвоены еще нескольким представителям научно-образовательной медицины.
Поздравляем МАИ с россыпью наград и почетных званий, особенно – ректора Михаила Погосяна с Орденом Александра Невского.
Отдельно отметим проректора РУДН Ларису Ефремову, получившую медаль Ордена за заслуги перед Отечеством II степени.
Президент не обошел стороной и Российскую академию наук – советник РАН Валерий Костюк награжден Орденом Дружбы.
Текст указа.
Forwarded from Большая перемена РФ
⚡️⚡️⚡️Минпросвещения поддержал инициативу Минобрнауки об исключении федеральных проектов "Новые возможности для каждого", "Экспорт образования", а также отдельных результатов федеральных проектов "Молодые профессионалы", относящихся к компетенции Минобрнауки, из состава нацпроекта "Образование" и переноса их в новый нацпроект "Наука и университеты".
В то же время в состав нацпроекта "Образование" включается новый федпроект "О патриотическом воспитании граждан".
В то же время в состав нацпроекта "Образование" включается новый федпроект "О патриотическом воспитании граждан".
Приоритеты и оптимум (1/2)
На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» высоким составом обсудили роль и задачи вузов в нацпроекте второго поколения «Наука и образование»
Приоритеты
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков выделил три приоритета:
1. Усиление исследовательского потенциала. «Исследовательский университет – это стандарт».
2. Синтез образования и науки. На глобальном уровне выражается в сотрудничестве РАН и Минобрнауки, на локальном – в рамках договоренностей и консорциумов.
З. Работа со студентами - молодежная политика, стимулирование и модерирование интереса для молодежи.
Нацпроект
Структура нацпроекта второго поколения «Наука и университеты» еще обсуждается – здесь крайне важна и нужна обратная связь.
Консорциумы
Являются основной формой сопряжения усилий науки-образования-бизнеса-регионов (либо отраслей). Для них нужен «более жесткий административный каркас» (В. Фальков), что позволит усилить приток кадров в науку, которая является основным «квалифицированным работодателем» (А. Сергеев).
Кадры
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на то, что университеты – ключевые поставщики кадров в науку и высокотехнологичные отрасли. Отсюда прямая заинтересованность Академии в реализации нацпроектов и Программы стратегического академического лидерства, а также в формировании консорциумов.
Точкой притяжения кадров будут также служить научно-образовательные центры мирового уровня, которые уже сейчас испытывают дефицит в специалистах, особенно – в IT. Об этом сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Партнеры
Минобрнауки и РАН – «стратегические партнеры» (В. Фальков), которые «очень дружно работают» (А. Сергеев).
Среда
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сфокусировал внимание на «третьей миссии» университетов и НОЦ – агрегация городской среды и «якорь» (но не балласт) для молодых кадров. Чтобы сократить отток – нужно системно конструировать и обустраивать городскую среду. Именно формирование условий для жизни и саморазвития стимулирует и приток молодежи в науку, и взаимодействие науки-образования-бизнеса. «Университеты должны стать хабами социальной жизни регионов и городов», - развил тему ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Регионы
«Наука и университеты» (в частности – ведущие вузы и НОЦ) являются площадкой для «пересборки» региональных социально-экономических пространств и стимулирования развития субъектов.
Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что проекты в рамках ПСАЛ и НОЦ должны быть и губернаторскими, хотя Глеб Никитин сделал акцент на том, что пока у регионов недостает полномочий. В частности, в вопросах распоряжения имуществом – это тормозит создание и функционирование «технологических долин» (ИНТЦ).
Мероприятия нацпроекта нужны там, где востребована социальная миссия университетов. В частности, в поликультурной среде – такой как на Северном Кавказе. Об этом рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. И отдельно он подчеркнул интеграцию регионов – как способ социально-экономического развития, преодоления обособленности и замены разногласий конструктивным сотрудничеством.
Развитие науки, образования и их взаимодействия с региональными экономикой и властями – должно быть sine qua non в работе губернатора. Президент РАН Александр Сергеев высказал предложение – закрепить развитие науки и высшего образования в KPI губернаторов и их команд.
На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» высоким составом обсудили роль и задачи вузов в нацпроекте второго поколения «Наука и образование»
Приоритеты
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков выделил три приоритета:
1. Усиление исследовательского потенциала. «Исследовательский университет – это стандарт».
2. Синтез образования и науки. На глобальном уровне выражается в сотрудничестве РАН и Минобрнауки, на локальном – в рамках договоренностей и консорциумов.
З. Работа со студентами - молодежная политика, стимулирование и модерирование интереса для молодежи.
Нацпроект
Структура нацпроекта второго поколения «Наука и университеты» еще обсуждается – здесь крайне важна и нужна обратная связь.
Консорциумы
Являются основной формой сопряжения усилий науки-образования-бизнеса-регионов (либо отраслей). Для них нужен «более жесткий административный каркас» (В. Фальков), что позволит усилить приток кадров в науку, которая является основным «квалифицированным работодателем» (А. Сергеев).
Кадры
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на то, что университеты – ключевые поставщики кадров в науку и высокотехнологичные отрасли. Отсюда прямая заинтересованность Академии в реализации нацпроектов и Программы стратегического академического лидерства, а также в формировании консорциумов.
Точкой притяжения кадров будут также служить научно-образовательные центры мирового уровня, которые уже сейчас испытывают дефицит в специалистах, особенно – в IT. Об этом сообщил губернатор Нижегородской области Глеб Никитин.
Партнеры
Минобрнауки и РАН – «стратегические партнеры» (В. Фальков), которые «очень дружно работают» (А. Сергеев).
Среда
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сфокусировал внимание на «третьей миссии» университетов и НОЦ – агрегация городской среды и «якорь» (но не балласт) для молодых кадров. Чтобы сократить отток – нужно системно конструировать и обустраивать городскую среду. Именно формирование условий для жизни и саморазвития стимулирует и приток молодежи в науку, и взаимодействие науки-образования-бизнеса. «Университеты должны стать хабами социальной жизни регионов и городов», - развил тему ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов.
Регионы
«Наука и университеты» (в частности – ведущие вузы и НОЦ) являются площадкой для «пересборки» региональных социально-экономических пространств и стимулирования развития субъектов.
Президент РАН Александр Сергеев подчеркнул, что проекты в рамках ПСАЛ и НОЦ должны быть и губернаторскими, хотя Глеб Никитин сделал акцент на том, что пока у регионов недостает полномочий. В частности, в вопросах распоряжения имуществом – это тормозит создание и функционирование «технологических долин» (ИНТЦ).
Мероприятия нацпроекта нужны там, где востребована социальная миссия университетов. В частности, в поликультурной среде – такой как на Северном Кавказе. Об этом рассказал ректор СКФУ Дмитрий Беспалов. И отдельно он подчеркнул интеграцию регионов – как способ социально-экономического развития, преодоления обособленности и замены разногласий конструктивным сотрудничеством.
Развитие науки, образования и их взаимодействия с региональными экономикой и властями – должно быть sine qua non в работе губернатора. Президент РАН Александр Сергеев высказал предложение – закрепить развитие науки и высшего образования в KPI губернаторов и их команд.
Приоритеты и оптимум (2/2)
Оптимумы
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов акцентировал внимание на поиске баланса: – между формированием собственной базы онлайн-курсов и агрегированием внешних ресурсов,
– оффлайном и дистантом (дающим качественный рост в оснащенности, вариативности и компетенциях),
– разумной стандартизацией («зеркальные лаборатории», проект МГУ «Вернадский») и индивидуализацией обучения (на уровне вузов и студентов),
– преподаванием (университеты должны качественно учить) и исследованиями (педагог обязательно должен заниматься наукой).
Вузовская наука
Ректор РАНХиГС Владимир Мау был более категоричен: «Университет не место, где учат, это место, где есть критическая группа занимается тем, что им интересно (наукой)».
Министр Валерий Фальков обозначил задачу – снижать преподавательскую нагрузку, чтобы высвободить время и силы на исследовательскую работу.
Траектории
По мнению Ярослава Кузьминова, вузы должны двигаться в сторону проектных или исследовательских. Та же логика присутствует в ПСАЛ – опорные вузы и НИУ.
Владимир Мау отметил три качества для развития университетов – интеграция с наукой, фундаментальность подготовки как основа адаптивности, переход к непрерывному образованию.
Финансы и стратегии
Директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина выделила главные финансовые проблемы: стагнация расходов на высшее образование и доминирование госзадания. Решение – в создании стратегии развития вуза, которая была бы интегрирована с инициативами федерального и регионального уровня. Но и там необходимо обеспечить согласование и сопряжение большого числа различных программ и проектов. Отдельное внимание надо уделить увеличению внебюджетных поступлений, в том числе – созданию эндаументов-фондов и работе с выпускниками.
Коммерциализация
На ней сделал акцент Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан. Пример Университета Иннополис показывает, что можно эффективно функционировать и развиваться за счет внебюджетного финансирования. Коммерциализировать необходимо образование (моментальное и качественное трудоустройство выпускников), науку (технологический трансфер) и саму связь между образованием-исследованиями-экономикой-обществом (в этом должны преуспеть НОЦ).
Исход и возвращение
Ректор Университета Лобачевского (ННГУ) Елена Загайнова обратила внимание на два процесса. Из университета вышли ключевые научно-образовательные центры, а теперь на базе консорциумов (ПСАЛ и НОЦ) они могут быть в новом качестве «вобраны» в пространство с центром в вузе. Аналогично сотрудничество Минобрнауки и РАН позволяет на новом уровне обеспечить интеграцию университетов и научных институтов.
Гибридизация
Ректор РХТУ Александр Мажуга вывел значимость кооперации науки (РАН, научных институтов) и образования (вузов) через размытие границ между инженерами и исследователями, и шире – научными сотрудниками и практиками. Сотрудничество необходимо и из-за непредсказуемости того, что будет требоваться от выпускника через 5-10-20 лет. Особый акцент нужно делать на цифровые компетенции – которые равным образом необходимы инженерам-технологам и научным сотрудникам.
Что делать?
Университетам, как подчеркнул министр Валерий Фальков, нужно выступать с предложениями, активно давать обратную связь: «От желания ректоров и проректоров что-то менять, идти на просчитанный риск всё и зависит».
Ярослав Кузьминов призвал руководство вузов перестать бояться и начать развиваться. А Владимир Мау сформулировал универсальную формулу: «Секрет успеха прост: надо хорошо учиться и много работать».
Оптимумы
Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов акцентировал внимание на поиске баланса: – между формированием собственной базы онлайн-курсов и агрегированием внешних ресурсов,
– оффлайном и дистантом (дающим качественный рост в оснащенности, вариативности и компетенциях),
– разумной стандартизацией («зеркальные лаборатории», проект МГУ «Вернадский») и индивидуализацией обучения (на уровне вузов и студентов),
– преподаванием (университеты должны качественно учить) и исследованиями (педагог обязательно должен заниматься наукой).
Вузовская наука
Ректор РАНХиГС Владимир Мау был более категоричен: «Университет не место, где учат, это место, где есть критическая группа занимается тем, что им интересно (наукой)».
Министр Валерий Фальков обозначил задачу – снижать преподавательскую нагрузку, чтобы высвободить время и силы на исследовательскую работу.
Траектории
По мнению Ярослава Кузьминова, вузы должны двигаться в сторону проектных или исследовательских. Та же логика присутствует в ПСАЛ – опорные вузы и НИУ.
Владимир Мау отметил три качества для развития университетов – интеграция с наукой, фундаментальность подготовки как основа адаптивности, переход к непрерывному образованию.
Финансы и стратегии
Директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты Светлана Меркушина выделила главные финансовые проблемы: стагнация расходов на высшее образование и доминирование госзадания. Решение – в создании стратегии развития вуза, которая была бы интегрирована с инициативами федерального и регионального уровня. Но и там необходимо обеспечить согласование и сопряжение большого числа различных программ и проектов. Отдельное внимание надо уделить увеличению внебюджетных поступлений, в том числе – созданию эндаументов-фондов и работе с выпускниками.
Коммерциализация
На ней сделал акцент Роман Шайхутдинов, заместитель премьер-министра Республики Татарстан. Пример Университета Иннополис показывает, что можно эффективно функционировать и развиваться за счет внебюджетного финансирования. Коммерциализировать необходимо образование (моментальное и качественное трудоустройство выпускников), науку (технологический трансфер) и саму связь между образованием-исследованиями-экономикой-обществом (в этом должны преуспеть НОЦ).
Исход и возвращение
Ректор Университета Лобачевского (ННГУ) Елена Загайнова обратила внимание на два процесса. Из университета вышли ключевые научно-образовательные центры, а теперь на базе консорциумов (ПСАЛ и НОЦ) они могут быть в новом качестве «вобраны» в пространство с центром в вузе. Аналогично сотрудничество Минобрнауки и РАН позволяет на новом уровне обеспечить интеграцию университетов и научных институтов.
Гибридизация
Ректор РХТУ Александр Мажуга вывел значимость кооперации науки (РАН, научных институтов) и образования (вузов) через размытие границ между инженерами и исследователями, и шире – научными сотрудниками и практиками. Сотрудничество необходимо и из-за непредсказуемости того, что будет требоваться от выпускника через 5-10-20 лет. Особый акцент нужно делать на цифровые компетенции – которые равным образом необходимы инженерам-технологам и научным сотрудникам.
Что делать?
Университетам, как подчеркнул министр Валерий Фальков, нужно выступать с предложениями, активно давать обратную связь: «От желания ректоров и проректоров что-то менять, идти на просчитанный риск всё и зависит».
Ярослав Кузьминов призвал руководство вузов перестать бояться и начать развиваться. А Владимир Мау сформулировал универсальную формулу: «Секрет успеха прост: надо хорошо учиться и много работать».
Дополнительное – равноправное (1/2)
На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» тема дополнительного образования стала одной из основных. Участники искали совместный ответ на вопрос: какова роль университетов в переобучении населения?
Нацпроект
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что нацпроекты первого поколения «Наука» и «Образование» были перекомбинированы и интегрированы в нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Федеральный проект «Новые возможности для каждого» переходит в нацпроект «Наука и университеты» из «Образования». Акцент сделан на непрерывном образовании и (пере)подготовки взрослых.
Эта функция заложена в Программу стратегического академического лидерства, в которую были интегрированы некоторые федпроекты и отдельные мероприятия. Помимо задач наследуется и финансирование.
Равноправие
Дополнительное образование более не рассматривается Министерством в качестве «бонуса», но его важность признается равной высшему. Сложность и одновременно парадокс ДПО в том, что основной его рынок формирует государство, а ключевые запросы идут со стороны бизнеса.
Механизм развития – помогать созданию полноценных систем ДПО в вузах и их конкуренции.
Цифра
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на цифровых и онлайн-технологиях. Масштабный переход в дистант стимулирование и их развитие, и соперничество за слушателя. Мобильность, модульность, свободный график – все это делает ДПО особенно привлекательным в формате онлайн.
Регионы
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о двух моделях повышения качества кадров – на школьном уровне (совместный проект с НИУ ВШЭ и РАНХиГС), а также в переподготовке чиновников (с Президентской академией). Спрос на ДПО в регионах очень высок.
Блеск и нищета вузов
Министр Валерий Фальков обозначил ключевую проблему с развитием ДПО: на этом поле успешны частные компании, а университеты всерьез отстают от них. Этот огромный рынок и большие доходы проходят мимо университетов. Для решения проблемы нужно изменить парадигму мышления.
«Классическая система образования уже отстроилась, что касается ДПО, редкий университет понимает, что со взрослым образованием надо работать по-другому. По ДПО надо брать людей, которые никогда не работали в университетах, чтобы они четко понимали рынок и формировали предложения, за которые человек готов платить. Важно отстроить систему обучения во время всей жизни, чтобы слушатель приходил на разные курсы и после», - подчеркнул он.
Время и среда
Старший вице-президент «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич указал на то, что системная работа через профстандарты с привлечением бизнеса проигрывает в оперативности – они устаревают раньше внедрения. «Бизнесу сегодня требуются компетенции со свободным владением предметом», - то есть фундаментальность и адаптивность. Университет должен развиваться в контексте городской среды и одновременно как драйвер ее трансформации.
Синтез и разделение
Ректор РАНХиГС Владимир Мау акцентировал внимание на том, что ДПО (совсем уже не дополнительное) объединяет все уровни образование, является «сквозным». Важно, чтобы студент мог менять специализацию – синтезируя свою уникальную образовательную программу. В рамках ДПО нужно грамотно формировать группы – чтобы обучающимся было интересно и формировался синергетический эффект от совместной работы. При этом, сейчас еще не до конца сформирован «язык ДПО» - нет терминологического описания того, что делается в формате непрерывного образования.
Программы для обучения безработных нужно отделять от образования как фактора карьеры и успеха. В том числе, как считает Владимир Мау, разводить по разным учебным заведениям.
На форуме «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь» тема дополнительного образования стала одной из основных. Участники искали совместный ответ на вопрос: какова роль университетов в переобучении населения?
Нацпроект
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков отметил, что нацпроекты первого поколения «Наука» и «Образование» были перекомбинированы и интегрированы в нацпроект второго поколения «Наука и университеты». Федеральный проект «Новые возможности для каждого» переходит в нацпроект «Наука и университеты» из «Образования». Акцент сделан на непрерывном образовании и (пере)подготовки взрослых.
Эта функция заложена в Программу стратегического академического лидерства, в которую были интегрированы некоторые федпроекты и отдельные мероприятия. Помимо задач наследуется и финансирование.
Равноправие
Дополнительное образование более не рассматривается Министерством в качестве «бонуса», но его важность признается равной высшему. Сложность и одновременно парадокс ДПО в том, что основной его рынок формирует государство, а ключевые запросы идут со стороны бизнеса.
Механизм развития – помогать созданию полноценных систем ДПО в вузах и их конкуренции.
Цифра
Президент РАН Александр Сергеев акцентировал внимание на цифровых и онлайн-технологиях. Масштабный переход в дистант стимулирование и их развитие, и соперничество за слушателя. Мобильность, модульность, свободный график – все это делает ДПО особенно привлекательным в формате онлайн.
Регионы
Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин рассказал о двух моделях повышения качества кадров – на школьном уровне (совместный проект с НИУ ВШЭ и РАНХиГС), а также в переподготовке чиновников (с Президентской академией). Спрос на ДПО в регионах очень высок.
Блеск и нищета вузов
Министр Валерий Фальков обозначил ключевую проблему с развитием ДПО: на этом поле успешны частные компании, а университеты всерьез отстают от них. Этот огромный рынок и большие доходы проходят мимо университетов. Для решения проблемы нужно изменить парадигму мышления.
«Классическая система образования уже отстроилась, что касается ДПО, редкий университет понимает, что со взрослым образованием надо работать по-другому. По ДПО надо брать людей, которые никогда не работали в университетах, чтобы они четко понимали рынок и формировали предложения, за которые человек готов платить. Важно отстроить систему обучения во время всей жизни, чтобы слушатель приходил на разные курсы и после», - подчеркнул он.
Время и среда
Старший вице-президент «ВЭБ.РФ» Михаил Алашкевич указал на то, что системная работа через профстандарты с привлечением бизнеса проигрывает в оперативности – они устаревают раньше внедрения. «Бизнесу сегодня требуются компетенции со свободным владением предметом», - то есть фундаментальность и адаптивность. Университет должен развиваться в контексте городской среды и одновременно как драйвер ее трансформации.
Синтез и разделение
Ректор РАНХиГС Владимир Мау акцентировал внимание на том, что ДПО (совсем уже не дополнительное) объединяет все уровни образование, является «сквозным». Важно, чтобы студент мог менять специализацию – синтезируя свою уникальную образовательную программу. В рамках ДПО нужно грамотно формировать группы – чтобы обучающимся было интересно и формировался синергетический эффект от совместной работы. При этом, сейчас еще не до конца сформирован «язык ДПО» - нет терминологического описания того, что делается в формате непрерывного образования.
Программы для обучения безработных нужно отделять от образования как фактора карьеры и успеха. В том числе, как считает Владимир Мау, разводить по разным учебным заведениям.