НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Владимир Княгинин, вице-губернатор Санкт-Петербурга, на панельной дискуссии «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после неё»:

Вирус пришел, он будет с нами, считать, что осенью все будет все нормально, я бы поостерегся.

Мы практически не потеряли иностранных студентов в этом году, но что будет в следующем году?

Отлично справилась система ДПО, но что будет в следующем году?

Преподаватели освоили многочисленные коммуникационные средства.

Есть 2 стратегии решения «сверхзлой проблемы». Ни университеты, ни государство не справятся с ними в одиночку.

Первая - смягчить, и к этому относится перемещение в дистант.

Вторая - адаптация, мы с этим должны жить.

Петербург с этой проблемой справился, мы как-то этот год протянем, главное чтобы мы не промотали время в паллиативных, смягчающих решениях.
Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ, на панельной дискуссии «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после неё»:

В рамках национального проекта, в рамках программ, которые в высокой стадии разработки, мы реагируем уже не только на сам кризис, сколько на наше понимание как под воздействием кризиса будет меняться образование.

В мире эти дискуссии идут и в ЕС, и в Америке, и в Индии, и в Китае.

Наше понимание, в целом, не расходятся с мировыми трендами, а в каких-то решениях мы даже лучше видим будущее, чем наши коллеги за рубежом, но активно с ними сотрудничаем.
В рамках VII ежегодной национальной выставки "Вузпромэкспо" ее участникам был представлен первый электромобиль российского производства - "Кама-1".

Автомобиль способен в повседневном режиме проезжать более 250 км без подзарядки и разгоняться до 150 км/ч, а также работать при температуре до минус 50 градусов.

«Кама-1» разработан учеными Санкт-Петербургского политехнического университета.

Валерий Фальков поблагодарил коллектив университета за проделанную работу и отметил: «Такого результата невозможно бы было достичь без взаимодействия с индустрией, и особое слово в реализации этого проекта принадлежит индустриальному партнеру – публичному акционерному обществу «КАМАЗ»».

#ВУЗПРОМЭКСПО2020 #МинобрнаукиРоссии
Андрей Рудской, ректор СПбПУ, на панельной дискуссии «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после неё»:

На международной платформе Coursera вместе со специалистами в НИУ ВШЭ мы продвинулись дальше, сейчас мы занимаемся созданием новых программ. Сейчас мы находимся в процессе заключения грантовых соглашений Coursera на выделение финансирования по созданию специализированных и более актуальных программ – это архитектура информационной системы, активное обучение, стратегия обучения.
Во время пандемии мы в Политехе провели около 100 тысяч человекочасов интеллектуальной работы провели в режиме онлайн.

Завершающий этап работы над нашим электромобилем КАМА-1 мы провели в режиме онлайн. Отдельный ряд исследований может проходить в режиме онлайн, и он более продуктивен, чем на рабочем месте. Понятны причины, там есть и юридические проблемы: сколько часов в день работать и тд.
Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Н.И. Лобачевского, на панельной дискуссии «Уроки стресс-теста: вузы в условиях пандемии и после неё»:

Какие уроки мы вынесли из марта: мы в принципе похожи на систему здравохранения. Сначала шок, а потом постепенное прихождение в себя.

Отечественные студенты неплохо перестроились, уехали домой и спокойно воспринимали онлайн курсы.

Иностранным студентам оказалось сложней: они в условиях чужой культуры, и они изолированы в общежитии, их никуда не выпускают.

Организация интернет-образования – не проблема, но что было делать с психоэмоциональным состоянием? Мы прикрепили волонтеров к иностранным студентам, практически, заведи себе русского друга, чтобы выйти из этого состояния без психоэмоциональных потерь.

Преподаватели были не готовы, боялись заболеть. Молодые преподаватели быстрей перестроились.

Zoom никого не напрягал, единственное, мы запретили выставлять черные иконки, это психологически некомфортно преподавателю, когда ты разговариваешь с череыми иконками, а не со студентами.

В Нижегородской области не получилось консолидации вузов между собой. Мы сейчас к этому пришли изнутри, не со стороны правительства, а со стороны вузов. Эта консолидация на территории очень важна.

Мы только 2 года назад начали медицинское образование, и мы думали, что наши студенты не подойдут для работы волонтеров. Но нет, регион с удовольствием воспользовался нашей помощью.
Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по цифровому и технологическому развитию:

Все предсказанные тренды будут воплощаться.

Сегодня образование ассоциируется с вузами.

Мы должны будем пойти по аналогии плана Джонсона: получить техническую специальность, попробовать себя на рынке, получить высшее образование.

Модель выбирает грань между средним специальным, высшим и дополнительным образованием. Она предполагает пересмотр финансирования.
Игроки на рынке образования - их сегодня 3, высшее образование занимает последнее место.

Нужны системы типа Учи.ру для системы высшего образования. Второе направление (реализует НИУ ВШЭ и Университет 20.35) - стык образования и акселерации.

Мы могли бы программы по искусственному интеллекту по типу "Архипелага 20.35" продавать на бизнес-рынке.

Необходима координация по решениям в отношении программ ДПО.
Прямо сейчас на EdCrunch on Demand началась панельная дискуссия «Конкурентоспособность высшего образования: как реализовать амбиции университетов в цифровом мире»

Спикеры:

Дмитрий Афанасьев, заместитель Министра науки и высшего образования РФ

Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ

Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»

Дмитрий Песков, спецпредставитель Президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития

Модераторы:

Михаил Алашкевич, старший вице-президент ВЭБ.РФ

Евгений Сженов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика»
Алевтина Черникова, ректор НИТУ МИСиС:

Должен быть определён баланс живого общения и цифровых технологий.
Для НИТУ МИСиС в центре – человек. В нашей деятельности студент прежде всего

Раньше руководителем образовательной программы был завкафедрой. Сейчас все изменилось. В рамках реализации академических свобод каждый руководитель определяет, кто у него будет работать в программе. Он определяет бизнес и экономических партнёров, баланс практик и стажировок.

Мы пока не очень умеем работать в области инноваций. И у нас нет готового предложения.
На ВУЗПРОМЭКСПО 2020 началась панельная дискуссия «Цифровая трансформация образования и науки как инструмент развития личности и повышения качества научных исследований»

Участники:
Роман Шайхутдинов, Вице-премьер Республики Татарстан
Андрей Силинг, исполнительный директор АНО «Платформа НТИ»
Александр Шелупанов, президент ТУСУР
Анатолий Николаев, ректор Северо-Восточного федерального университета
Сергей Салихов, первый проректор НИТУ МИСиС
Никита Анисимов, ректор ДВФУ.

Модераторы:
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»


Организаторы: НИУ ВШЭ / Научно-образовательная политика / АНО "Россия - страна возможностей"
Заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев на EdCrunch on Demand:

Нельзя однозначно говорить о конкуренции и конкурентоспособности. Ландшафт усложняется, появляются разные типы образованные организации. Для них конкурентоспособность отличается.

Можно выделить:
Массовые университеты (например, Университет Индиры Ганди - 4 млн студентов),
Нишевые университеты, направленные на узко профессиональные компетенции,
Региональные университеты как драйверы регионального развития.

Будет усложняться ландшафт, будут размываться границы между средним, высшим и дополнительным образованием. Неважно, кто присвоил микростепень, важно ее качество.

Второй аспект – девальвация дипломов. Массовизация программ образования обесценивает дипломы. Можно и нужно искать другие способы отбора кадров. Даже брендовых диплом в этом смысле снижает свою ценность

Технологии важны. Интеграция всех возможных технологических решений - это предмет поиска решений. Задача регулятора уловить эти практики и дать им возможность реального существования.

Программа стратегического академического лидерства предлагает формат национального исследовательского университета (НИУ), а также – национального опорного университета, тип ориентированный на развитие отрасли, технологии и региона. Но мы пришли к выводу что нужны будут и другие типы

Для развития должны включаться новые технологии и вариативность там, где она приводит к повышению качества подготовки.
Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ на EdCrunch on Demand:

Три основные тенденции на ближайшие 10 лет:

Первое - резкое возрастание роли онлайна. Университеты меньше будут затронуты цифровой резолюцией чем школы. В высшем образовании будет повышаться влияние онлайна. Я прогнозирую резкое возрастание его доли – до 1/3 курсов будет онлайн. Это приведёт к радикальной конкуренции университетов, потому что появится возможность выбирать лучшее.

Второе – микростерень как свидетельство квалификации. Учить на основной программе долго и бессмысленно. В этой ситуации рынок организуется по микростепеням освоенных квалификаций. Микростепени разрушают монополию вуза

Третья: модель «2+2+2», в которой будет общий бакалавриат или крайняя персонализация образовательных программ.

К 2030 году до половины микроквалификаций будет реализоваться через онлайн. Рынок образования станет реально глобальным. Это приведёт к резкому палению цен, за счёт крупных игроков пойдёт удешевление массового предложения. Чтобы не проиграть вообще на глобальном рынке, надо интенсивно включаться в эту работу. Сейчас на Coursera в топе среди российских вузов – ВШЭ и СПбГУ.

У нас есть возможности, и ведущие вузы эти возможности начинают использовать

Мы видим успех классических университетов – особенно в области социальных и гуманитарных наук, а также IT. Нам надо иметь возможность делать глобальные конкурентоспособные предложения на образовательном рынке.

На фоне всего этого переделы рынка между классическими программками традиционного университета будут иметь существенно меньшее значение.
Роман Шайхутдинов, вице-премьер Республики Татарстан, на ВУЗПРОМЭКСПО 2020:

В Татарстане высокий уровень цифровизации.

Самое главное, что требует поддержки во взаимодействии вуз-экономика, вуз- абитуриент, вуз-сотрудники, это выстраивание цепочки: набор, подготовка, выпуск, трудоустройство наших выпускников.

Отдельное направление - наука, где она сосуществует рядом с грантовыми и коммерческими проектами.

Процессы, которые уже запущены и отлажены в Университете Иннополис, в основном реализованы на особом программном обеспечении. Команда университета Иннополис готова ими поделиться.

Мы сейчас прорабатываем цифровизацию и оцифровку с использованием индексации открытых, полузакрытых и закрытых данных, которые бы позволили нам осуществлять программу интегрального рейтинга по определенным областям подготовки.

Это упражнение мы делаем, чтобы понять, какое место мы занимаем по более сложным рейтингам в самой экосистеме образования.

Татарстан и Иннополис активно взаимодействуют с компаниями HeadHunter и Авито.

В Татарстане существует отдельный яркий тренд студенческих стартапов.

Немаловажным и ценным является офлайновое взаимодействие, у нас есть несколько площадок для взаимодействия, которые возглавляются главой региона, президентом республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым.
Управляй распределенно

В России стартовал финал третьего сезона кубка «Управляй!». Всероссийский кубок по менеджменту пройдет сразу на 5 площадках. Имена победителей назовут уже сегодня.

Вячеслав Шоптенко, руководитель проекта «Управляй» и директор института организационного развития и стратегических инициатив РАНХиГС рассказал НОП об особенностях этого года:

«В этом году мероприятия полуфиналов и финала проходят в распределённым формате сразу в нескольких городах, что стало серьезным организационным и технологическим вызовом для команды организаторов Кубка.

Но одновременно, это позволяет участникам проекта выявлять и осваивать актуальные для современного мира компетенции, в том числе, умение эффективно работать в дистанционном формате. Одновременно, среди участников проекта мы наблюдаем все больше ребят, которые ориентированы не столько на карьеру в крупных организациях или на госслужбе, но скорее на предпринимательства. Это тоже очень приятно. Надеюсь, что участие в кубке сможет стать для них и хорошим шагом в направлении защиты диплома форме стартапа».

Всего в этом году поступило 120632 заявки на отборочном этапе, 1165 участников состязались в полуфиналах, 157 студентов из 91 вуза стали финалистами.

В финале кубка студенты будут соревноваться в управлении виртуальной компанией в команде от 3 до 5 человек. Каждый игровой период участники будут принимать по 75 управленческих решений и планировать не менее 5 ключевых бизнес-показателей компании. Их «мягкие» навыки (soft skills) студентов будут оценивать приглашенные эксперты из крупнейших компаний-работодателей.

«Впервые в финал кубка вышли два студента, обучающиеся по программам среднего профессионального образования. Все [победители] получат возможность пройти обучение по эксклюзивной программе развития управленческого потенциала, которую проведет РАНХиГС», – рассказал генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей», проректор РАНХиГС Алексей Комиссаров.

https://news.1rj.ru/str/stranavozmojnostey/4532