НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
О сильных российских традициях добровольчества и социальных практиках рассказал президент РУДН Владимир Филиппов. После чего анонсировал планы университета о создании международного волонтерского центра на базе вуза, совместно с Департаментом молодёжной политики Минобрнауки РФ.
Прежде чем вручить памятные награды волонтерам, директор Департамента молодёжной политики Минобрнауки РФ Денис Аширов рассказал о важности построения в России системного волонтерского движения и поблагодарил каждого за личный вклад в этот процесс.
Александр Мажуга, ректор РХТУ, в PublicTalk «Национальные проекты – как инструмент преодоления глобальных вызовов и драйвер развития» в рамках ВУЗПРОМЭКСПО 2020:

Национальный проект «Наука и университеты» - это логичное продолжение и связка национальных проектов «Наука» и «Образование».

Эту триаду: образование, наука, бизнес – невозможно рассматривать по отдельности. Наука и образование – это неразделимые социальные системы, а вузы - то место, где готовятся кадры. Только с качественным кадровым обеспечением возможна реализация нацпроектов и любых других инициатив.

Наука и университеты вместе в одном нацпроекте. Это говорит о том, что мы должны более активно взаимодействовать с научными организациями и предприятиями промышленности. Какой была парадигма раньше: академические институты – это фундаментальная наука, отраслевые институты, которых сейчас нет, прикладная, вузы – подготовка кадров, промышленность – внедрение. Сейчас эти границы очень сильно размываются.

Нельзя сказать, что академический институт или научно-исследовательский институт отвечает только за науку. Нельзя сказать, что вузы отвечают только за образование. Все сильно меняется, и стратегия образования тоже должна меняться.

Сейчас в университетах преподаватель становится параллельно ученым, это должно быть массовым: преподаватель должен быть наставником и ученым, большое внимание уделять научно-исследовательской работе. Только когда преподаватель погружен в науку, тогда он может дать качественный образовательный контент для наших студентов.

Новый нацпроект «Наука и университеты» и перешедшие из нацпроекта «Наука» мероприятия, направленные на интеграцию, будут еще больше развивать связку бизнеса, образования и науки. Программа стратегического академического лидерства должна еще больше укрепить это взаимодействие.
Григорий Гуров, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи (Росмолодежи), обратился к волонтерам РУДН по видео-связи. Он подчеркнул, что каждый из них является героем и что настало время сказать каждому из них «спасибо», вручив заслуженные награды.
Сергей Базавлук, проректор по работе со студентами РУДН, отметил, что волонтерское движение в университете великолепно развито, и его ядром являются волонтеры-медики. Каждого из присутствующих он поблагодарил за большое сердце.
Минобрнауки России запустит программу развития карбоновых полигонов

Об этом сообщил глава Минобрнауки России Валерий Фальков на «Вузпромэкспо-2020».

Программу, в рамках которой будут созданы карбоновые полигоны,
планируется запустить в следующем году. Такие полигоны будут созданы на базе российских университетов, расположенных в разных регионах страны.

«Это будут территории, представляющие разные климатические пояса и ландшафты. Всего в программе примут участие около 10-12 регионов. Часть регионов уже определена», – подчеркнул Валерий Фальков.

Среди них Калининградская область, Чеченская Республика и Урал. В проекте также будут участвовать Западно-Сибирский НОЦ с индустриальными партнерами – компаниями «Сибур» и «Газпромнефть».

Программа по созданию карбоновые полигонов - результат совместной работы региональных властей, университетов и бизнеса в регионах. Прообразом станет первый в России карбоновый полигон, созданный в Калужской области в этом году. Его главная задача – дистанционный и наземный контроль эмиссии парниковых газов и других значимых для изменения климата параметров на лесных территориях и сельскохозяйственных землях.

Запуск программы будет способствовать активному взаимодействию университетов с научными институтами и придаст импульс созданию мест для прохождения практик студентов специализированных направлений подготовки.

#МинобрнаукиРоссии #Вузпромэкспо2020
Александр Сидякин, руководитель Администрации Главы Республики Башкортостан, на ВУЗПРОМЭКСПО 2020:

В конкурсе НОЦ мирового уровня была конкуренция, которой я уже давно не помню в вузовской плоскости. Может, когда программа 5-100 принималась, но тогда вузы конкурировали отдельно. Здесь между регионами развернулась нешуточная конкурентная борьба. При этом деньги, которые в качестве гранта дают научно-образовательному центру, сравнительно небольшие - 140 млн рублей ежегодно. Учитывая, что мы обязательств на себя взяли на 40 млрд, это много, конечно, но не критически важно.

Чтобы нам найти новые точки роста, чтобы реализовывать те задачи, которые перд нами поставлены президентом, нужно экспортировать несырьевые услуги. Для этого мы должны экспортировать науку и образование. Как к этому прийти, если мы долгое время не уделяли должного внимания этому взаимодействию и партнерству науки, бизнеса и образования? Конечно, есть разрыв.

Мы полтора года назад не понимали, как этих людей можно вообще за один стол посадить. Еще же отдельная дискуссии у представителей науки друг с другом. У нас 2 дня назад руководители УФИЦ РАН избрали проректора БГУ, еще полтора года назад подобное невозможно было сделать.

Сейчас все так перемешалось, благодаря подготовке заявки НОЦ, что мы видим – есть синергия, и она воплощается в конкретных проектах.

В качестве одного из направлений НОЦ мы выделили развитие и получение [условно говоря] более электрического двигателя для более электрического самолета. Как возникла эта идея? Она появилась в результате того, что мы формировали стратегию своего НОЦ. Благодаря обсуждению на площадке научно-образовательного центра мы получили проект, который сейчас уже обеспечен финансированием. В нем активно участвует Ростех, мы привлекли международных партнеров. Это и есть возможность создания продуктов, благодаря системной интеграции. А НОЦ – это формирование такой региональной экосистемы, в которой, во-первых, все партнеры начинают слышать друг друга, а во-вторых, это возможность коммерциализации науки.
Media is too big
VIEW IN TELEGRAM
⚡️⚡️⚡️Ничто и никогда не заменит живого общения учителя и ученика!

Председатель комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова более чем доходчиво объяснила суть законопроекта об изменении статьи 16 ФЗ «Об образовании в РФ».
Денис Гусев, проектный директор НОЦ «Инженерия будущего» на ВУЗПРОМЭКСПО 2020:

Проект НОЦ сейчас ориентирован на индустриальных партнеров. Заказчиком [индустриальным партнером] выступает тот, кто готов вложить свои собственные средства в развитие производства, в развитие экономической составляющей, в которой он базирует свою экономическую деятельность. Это тот результат, который дает эффект.

Индустриальный партнер диктует ту позицию, которая востребована на рынке. Если мы говорим, что мировой уровень достижим, то должны ориентироваться на те тренды, которые больше всего понятны индустриальному заказчику, причем в максимальных деталях. Отсюда и понимание того, что наука прикладная должна быть во главе угла. Мы же понимаем, что в какой-то момент эти разработки фундаментального плана, на которых базируется прикладная наука, остановились. Соответственно, без развития фундаментальной науки невозможно. Если мы не ищем каких-то новых принципов, подходов, теорий и даже законов в физике, технодинамике и прочем, то сложно говорить о каком-то интенсивном развитии.

Лидер нашего НОЦ губернатор Самарской области Дмитрий Игоревич Азаров этот проект инициировал и предложил коллегам из Пензы, Тамбова, Ульяновской области, Республики Мордовия соединить компетенции для создания комплексного научно-технологического подхода к решению этих задач. Речь как раз и шла о том, что, привлекая индустриалов (индустриальных партнером), показать им, что для них будет интересно реализовать не только конкретный проект, а в целом создать работающую для них эффективную научно-технологическую «подложку».

В работе «Инженерии будущего» мы исходим из того, что надо создавать новые подходы к инженерному образованию, и сейчас с Ростехом формируем программу «Инженер будущего».
Евгений Сжёнов, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» на ВУЗПРОМЭКСПО:

Пора перестать употреблять слово “переводчик” в контексте необходимости "сдруживания" участников консорциумов. Очень много уже сделано “переводчиками” и медиаторами, такими, как государство - региональные, федеральные власти, чтобы участники диалога стали самостоятельнее.

А логика национального проекта “Наука и университеты” - это и НОЦ, это и программа стратегического академического лидерства, то есть отбор лучших университетов, из которых одни которые будут кооперироваться больше с наукой , другие - больше с бизнесом, промышленностью. Именно для того, чтобы создавать эффективные совместные продукты, не на бумаге, а на практике. Причем всё это должно быть мирового уровня, чтобы не только наши внутренние эксперты оценили какой-нибудь региональный университет, который достиг успеха, а на мировом уровне были заметны эти успехи.

Важно, что коллеги, которые находятся не с разных сторон баррикад, а в одной команде - университеты, промышленность и бизнес, наука академическая - очень важно, чтобы они все научились разговаривать на одном языке. Конкретные шаги уже сделаны. НОЦ - это не консорциум, созданный на бумаге.

Когда коллеги сядут и обсудят “зачем мы нужны друг другу” - это самый главный вопрос, чтобы партнёры, которые находятся в рамках одного НОЦ, поняли, осознали, зачем они нужны друг другу. Зачем академическая наука нужна университетам и бизнесу? А бизнесу пора немножко перестать “выпендриваться” и понять, что есть национальные цели, которые обозначил президент, есть дорожная карта нацпроектов, где черным по белому сказано: нужно кооперироваться, нужно искать точки пересечения. Очень активно этому содействуют губернаторы.

Нужно сфокусироваться на более тесном диалоге между академической наукой - научными институтами - и наукой вузовской. Это непростая задача, ее пытаются решить уже лет 20, как минимум. Об этом регулярно возникают разговоры, но могу отметить, что у Александра Михайловича Сергеева, президента РАН, по данному направлению абсолютно конкретная направленность командной работы с Минобрнауки, с вузами. Он об этом неоднократно говорил, в том числе, месяц назад на форуме в Нижнем Новгороде. И там речь четко шла о том, что надо активизировать по всем направлениям взаимодействие науки академической и науки вузовской.

Это важное направление, которое однозначно даст не только синергию, но и эффект “вперед”, в тот самый научно-технологический прорыв, о котором нам всем говорил президент.

Второе направление - университеты. Университеты очень долго играли роль самостоятельных игроков, но пандемия поставила перед всеми нами очень серьезный вызов, заставила работать командно. Очень важно, чтобы университеты и бизнес на деле научились слышать друг друга. Как сказал вице-премьер Чернышенко, университеты должны понять, что надо идти к тому, чтобы готовить таких специалистов, чтобы они не приходили после вуза на предприятие, а им говорили, что их будут доучивать.

Часто НОЦ называют "губернаторской историей", это действительно так. Какой бы сильной не была федеральная власть, очень сложно из столицы контролировать в режиме онлайн то, что происходит на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, на юге страны. Очень важно, чтобы главы регионов понимали, что развитие науки, технологий, бизнеса, университетов - важны не просто как точки, где рождаются знания, компетенции и наука, но и как площадки роста экономики региона. Тут и Третья миссия университета, когда город и регион растут вокруг университета. Это понимание руководителей регионов своей важной миссии “объединителей” для реализации обновленного нацпроекта “Наука и университеты”. Вот это - три важных направления, в которых можно достичь успехов только в командной работе.


https://youtu.be/c3fjd6svk3k