НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
«Я всегда за то, чтобы не огульно говорить что кто-то за, а какая-то возрастная категория против, а разбираться в произошедших событиях. И мы это будем делать. Мы очень сильно собираемся поменять свою повестку и уже это сейчас делаем».

Руководитель Росмолодежи Александр Бугаев в рамках Открытого разговора
⚡️⚡️С 8 февраля вузы возвращаются к традиционному формату обучения

Соответствующий приказ подписал глава Минобрнауки России Валерий Фальков.

Документ предписывает руководителям вузов, подведомственных Минобрнауки России, организовать возвращение к обучению в традиционном формате по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, а также особенностей распространения коронавирусной инфекции в конкретном регионе.

При этом вузам необходимо предпринять профилактические меры, рекомендованные к соблюдению Роспотребнадзором, а именно: создать условия для гигиенической обработки рук антисептическими средствами, обеспечить контроль температуры тела бесконтактным способом всех лиц, входящих в организацию, соблюдение масочного режима и социального дистанцирования, проветривание учебных помещений во время перерывов, а также не допускать в вуз лица с признаками инфекционных заболеваний.
В случае ухудшения эпидемиологической ситуации, согласно приказу, вузы должны быть готовы возобновить ограничительные меры, связанные с организацией учебного процесса.

Переход к традиционному формату обучения стал одним из основных вопросов заседания Совета Российского Союза ректоров, которое Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков провел накануне.

В ходе мероприятия глава Минобрнауки России поручил инициативной группе ректоров оперативно подготовить аналитический доклад с фокусом на проверку и восполнение знаний студентов. Также Валерий Фальков обратил внимание ректорского сообщества на актуальные вопросы взаимодействия с иностранными студентами и их реинтеграцию в полноценный учебный процесс после того, как будут сняты соответствующие ограничения.
Молодежь: протесты, гранты и проекты

О, про и для молодежи - все это обсудили Александр Бугаев, руководитель Росмолодежи, Лариса Пастухова, координатор Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», проректор РГГУ и Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно -аналитического центра «Научно-образовательная политика». В динамичной, насыщенной, местами горячей дискуссии приняли участие и студенты - победители грантового конкурса Росмолодёжи.
Подробнее: https://telegra.ph/Molodezh-protesty-granty-i-proekty-01-29
Научная дипломатия: РАН и Россотрудничество

Произошло событие важное для формирования системной научной дипломатии: Российская академия наук и Россотрудничество подписали соглашение о сотрудничестве. Свои подписи поставили президент РАН Александр Сергеев и глава агентства Евгений Примаков.

Планируется, что РАН и Россотрудничество будут развивать работу по следующим основным направлениям: международное сотрудничество в сфере образования и науки, проведению научных и других мероприятий, проводимых совместно с научными организациями иностранных государств, информационное сопровождение научной и научно-технической деятельности Российской Федерации за рубежом, организация международного академического обмена научных и научно-педагогических работников, развитие научных, образовательных, культурных, экономических, информационных и других гуманитарных связей с государственными и негосударственными структурами иностранных государств, привлечение интереса иностранных граждан к России, культуре, языку и истории, получению российского образования и другие.

Соглашение имеет особую значимость, поскольку Академия наук – ключевой институт научной дипломатии и реализации соответствующего вектора мягкой силы России. С другой стороны, именно Россотрудничество обладает сетью «научных представительств» и обладает людскими и финансовыми ресурсами для проведения нужных стране инициатив в мировом масштабе.

Фактически сотрудничество РАН и Россотрудничества означает более тесное взаимодействия Академии с Министерством иностранных дел.

Интеграция Академии во внешнюю политику также будет способствовать более тесной интеграции Минобрнауки в эту работу. На данный момент представительства Россотрудничества имеют формат центров науки и культуры. И в этой комбинации есть некоторый диссонанс. Очевидно, что наука гораздо больше тяготеет к высшему образованию, а культура – достаточно далека от обеих этих сфер. И хотя Science Art получил достойное звучание в дискурсе самого высокого уровня, все же им далеко не исчерпываются ни искусство, ни наука.

Одной из форм реализации научной дипломатии является выделение отдельных «научных атташе» - по аналогии с торговлей и военно-техническим сотрудничеством. Здесь также стоит усилить работу по вектору высшего образования.

Вообще, в России сформировался мощный смысловой каркас синергии науки и высшего образования – это отражено в нацпроекте «Наука и университеты», госпрограмме «Научно-технологическое развитие», в сфере администрирования профильного ведомства – Министерства науки и высшего образования.

Очевидна необходимость создания постоянно действующего института «научно-образовательных атташе».

При этом в рамках сотрудничества министерств, ведомств, Академии наук – важно не допустить излишней бюрократизации. «Атташе» должны быть помощниками для РАН, научных институтов и университетов.

У Российской академии наук есть важный ресурс – иностранные члены. Уже не раз поднималась тема инвентаризации их состава и активностей. Самые энергичные и эффективные из них вполне могут стать «почетными научными (научно-образовательными) консулами».

Процесс этот двусторонний – взаимодействие с Россотрудничеством резко расширяет возможности РАН по выстраиванию научной дипломатии. «Я хочу подчеркнуть, что Академия наук должна теперь исходить из того, что у вас и у них теперь есть представительство в 87-и странах – это наши площадки, которые всегда рады вам, а также представителям академических институтов», - прокомментировал Евгений Примаков.

Отдельный и важный вектор – взаимодействие с «русским научным миром», то есть учеными из числа соотечественников. Здесь также есть большой потенциал для циркуляции умов и обогащению научно-технологического потенциала России.

По всем направлениям и РАН, и Россотрудничество смогут обеспечить поддержку ведущих российских университетов, которые сейчас хоть и фрагментировано, но активны на международной арене.

Подробнее.
СПО: ситуация и трансформации

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам среднего профессионального образования. Первая важная особенность – это тематический список, который не приурочен к какому-либо заседанию или публичному мероприятию. Целевым образом глава государства концентрирует внимание именно на этом секторе образования.

Взглянем на общую ситуацию. СПО развивается в последние годы многоукладным образом. В формате «Ворлдскиллс» российские сборные регулярно штурмуют высшие ступеньки всех чемпионатов. Активно внедряется формат демонстрационного экзамена.

Все больше школьников выбирает именно траекторию среднего профессионального образования – как с прицелом на более ранний старт работы, так и в рамках «обхода» ЕГЭ и дальнейшего поступления в университет.

Дальнейшее развитие сектора СПО зависит от двух акторов. Первое – Министерство просвещения. Министр Сергей Кравцов уделяет достаточно много вниманию именно этому формату образования.

Второе – это «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» во главе с Робертом Уразовым. По этому вектору идет форсированное развитие с применением самых инновационных образовательных технологий. Однако, охвачены этими прорывами пока что далеко не все колледжи и техникумы.

И проблема кроется как раз в позиционировании СПО. Традиционно оно воспринимается как «выпускные классы + профессия» или «профессия на базе полного среднего образования». В таком формате среднее профессиональное образование весьма близко школьному, по крайней мере в самом востребованном сегменте – «после 9-го класса». Хотя в организации СПО абитуриенты идут не за школьными предметами, а за практическими навыками.

С другой стороны, по смысловому наполнению у СПО больше общего с высшей школой. Это и образовательные траектории для поступления в университеты, и планы предоставлять возможность подтверждения своей квалификации (по формату СПО) для студентов младших курсов. Существуют предложения по введению демонстрационных экзаменов в вузах.

Это взаимодействие происходит преимущественно по вектору «Вордскиллс Россия» - Минобрнауки (или отдельные вузы любой подведомственности).

В рамках зафиксированного среза ситуации рассмотрим поручения Президента.

Общие вопросы: распространить доплаты за классное руководство на педагогов системы СПО; ввести налоговый вычет с пожертвований на обновление материально-технической базы; увеличить до трех лет срок действия аккредитации на демонстрационный экзамен.

Два других пункта более интересны с точки зрения системности и политики.

П.1-в: [Правительству] «обеспечить создание единого открытого электронного ресурса для размещения в нем на принципах постоянной актуализации учебников, учебных пособий и иных учебно-методических материалов по образовательным программам среднего профессионального образования». Речь идет о полноценном распространении цифровой образовательной среды на уровень СПО.

Эта работа будет находиться в ведении сразу двух вице-премьеров – Дмитрия Чернышенко и Татьяны Голиковой, а на ведомственном уровне – Минпросвещения и частично Минцифры. Добавим к этому «Вордскиллс Россия», поскольку АНО занимается как раз вопросами единства подходов, формирования центров компетенций и распространения лучших практик.

П.2: [Минпросвещения совместно с «Вордскиллс Россия»] «обеспечить взаимодействие и координацию цифровых платформ региональных центров опережающей профессиональной подготовки с платформами агентства». Напомним, что в эти платформы закладывается смысл не только первичной подготовки кадров, но и переподготовки. И подверстываться данные платформы будут именно по таковые от «Вордскиллс Россия».

В итоге сфера СПО постепенно обособляется от «школьного» уровня, а «Ворлдскиллс Россия» все более закрепляется на позиции координатора всего среднего профессионального образования. В этом контексте еще более примечательна недавняя критика работы Минпросвещения со стороны председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко именно по вектору СПО.

Перечень поручений.
Питерский политех: смотр достижений

29 января министр науки и высшего образования РФ посетил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Вместе с полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александром Гуцаном Валерий Фальков ознакомился с научно-исследовательской инфраструктурой и разработками университета.

В настоящее время Политех выполняет широкий спектр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по самым передовым направлениям науки и техники в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых уже внедрены при создании новой военной и специальной техники.

Экспонаты и материалы по аддитивным технологиям (новым сварочным технологиям, новым материалам двойного назначения, уникальным источникам питания и др.) были представлены в Лаборатории легких материалов и конструкций. О них рассказал ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Рудской.

С технологией цифровых двойников, использованной, в частности, при проектировании «КАМА-1» – первого российского электромобиля, разработанного на основе технологии цифровых двойников, гости уже успели ознакомиться ранее: министр науки и высшего образования Валерий Фальков – на выставке «Вузпромэкспо-2020», Александр ГУЦАН – во время официальной презентации в стенах СПбПУ. На этот раз им продемонстрировали результаты зимних натурных испытаний электромобиля.

Робототехника и беспилотники – перспективные направления и в гражданской, и в оборонных сферах. Примечательно, что основу научных и конструкторских коллективов, выполняющих работу по данным тематикам, составляют молодые сотрудники – студенты, аспиранты, преподаватели.

Одно из таких подразделений – Центр технологических проектов СПбПУ. Молодые ученые ЦТП СПбПУ продемонстрировали гостям несколько разработок: беспилотную надводную платформу CyberBoat 330 и автоматизированное рабочее место оператора, мобильный многоцелевой роботизированный комплекс – катер-лабораторию «Кадет-М» и беспилотный универсальный катер «Шторм-600». (Со многими из этих разработок Валерий Фальков также уже ознакомился ранее в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020».)

Еще одной интересной тематикой стали системы связи для вооруженных сил (мобильная защищенная метеорная система передачи данных в районах Арктики, приемно-передающая аппаратура для проведения радиотехнической разведки и РЭБ с расширенным диапазоном частот до 40-80 ГГц, фазированные антенные решетки для радиолокаторов с синтезированной апертурой для БПЛА).

Однако инновационные разработки вуза успешно используются и в военных, и в гражданских целях. Гостям продемонстрировали уникальный медицинский комплекс «ДИАТЕР» и аппарат-трансформер для ультразвукового обследования «Узимобиль».

По словам Андрея Рудского, количество исследований и разработок, выполняемых СПбПУ, ежегодно растет: «Петербургский Политех как один из ведущих технических вузов страны стремится наращивать свои возможности по проведению научных исследований, развивать лабораторно-экспериментальную базу, которая позволит проводить необходимый объем исследований на современном уровне».
Форум «Территория смыслов» планируется провести в полноценном режиме с традиционным числом участников 1000 человек в смену. - Матвей Навдаев, программный директор форума
Нам сообщают, что сегодня новый глава Роснано Сергей Куликов работает в Санкт-Петербурге. В рамках своего визита он посетил Научно-технический центр «Газпромнефти» и Университет ИТМО.

Газпромнефть известна на рынке как одна из самых технологически продвинутых нефтяных компаний с сильным корпоративным R&D. Представляется, что именно опыт развития корпоративной науки крайне интересует сейчас Сергея Куликова.

Кроме того, говорят, что в ходе визита обсуждались и совместные проекты по производству и транспортировке модного сейчас «зеленого» водорода.

По нашим данным, Роснано с учетом его компетенций в ВИЭ, планирует взять на себя задачу по координации усилий российских компаний в области водородной энергетики. И взаимодействие Роснано и ГПН по этой теме однозначно будет полезно обеим сторонам.

Вторая точка визита – ИТМО. Сергей Куликов неоднократно подчеркивал важность матмоделирования, работ с алгоритмами и массивами данных. Причем говорил он это, в том числе, в связке с развитием проектов Роснано. И визит в ИТМО как раз может удовлетворить эти запросы.
Потому что ИТМО как раз силён инновациями и стартапами.

Очевидно, что новое руководство Роснано активно ищет новые «точки роста», места соединения науки, инновации и бизнеса, где фундаментальные исследования трансформируются в deep tech технологии и новые продукты.
«Университет развивает все способности, в том числе — глупость».

А.П. Чехов о hard и soft skills