Forwarded from Молодёжь и Система
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
«Я всегда за то, чтобы не огульно говорить что кто-то за, а какая-то возрастная категория против, а разбираться в произошедших событиях. И мы это будем делать. Мы очень сильно собираемся поменять свою повестку и уже это сейчас делаем».
Руководитель Росмолодежи Александр Бугаев в рамках Открытого разговора
Руководитель Росмолодежи Александр Бугаев в рамках Открытого разговора
⚡️⚡️С 8 февраля вузы возвращаются к традиционному формату обучения
Соответствующий приказ подписал глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
Документ предписывает руководителям вузов, подведомственных Минобрнауки России, организовать возвращение к обучению в традиционном формате по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, а также особенностей распространения коронавирусной инфекции в конкретном регионе.
При этом вузам необходимо предпринять профилактические меры, рекомендованные к соблюдению Роспотребнадзором, а именно: создать условия для гигиенической обработки рук антисептическими средствами, обеспечить контроль температуры тела бесконтактным способом всех лиц, входящих в организацию, соблюдение масочного режима и социального дистанцирования, проветривание учебных помещений во время перерывов, а также не допускать в вуз лица с признаками инфекционных заболеваний.
В случае ухудшения эпидемиологической ситуации, согласно приказу, вузы должны быть готовы возобновить ограничительные меры, связанные с организацией учебного процесса.
Переход к традиционному формату обучения стал одним из основных вопросов заседания Совета Российского Союза ректоров, которое Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков провел накануне.
В ходе мероприятия глава Минобрнауки России поручил инициативной группе ректоров оперативно подготовить аналитический доклад с фокусом на проверку и восполнение знаний студентов. Также Валерий Фальков обратил внимание ректорского сообщества на актуальные вопросы взаимодействия с иностранными студентами и их реинтеграцию в полноценный учебный процесс после того, как будут сняты соответствующие ограничения.
Соответствующий приказ подписал глава Минобрнауки России Валерий Фальков.
Документ предписывает руководителям вузов, подведомственных Минобрнауки России, организовать возвращение к обучению в традиционном формате по согласованию с территориальными органами Роспотребнадзора, а также особенностей распространения коронавирусной инфекции в конкретном регионе.
При этом вузам необходимо предпринять профилактические меры, рекомендованные к соблюдению Роспотребнадзором, а именно: создать условия для гигиенической обработки рук антисептическими средствами, обеспечить контроль температуры тела бесконтактным способом всех лиц, входящих в организацию, соблюдение масочного режима и социального дистанцирования, проветривание учебных помещений во время перерывов, а также не допускать в вуз лица с признаками инфекционных заболеваний.
В случае ухудшения эпидемиологической ситуации, согласно приказу, вузы должны быть готовы возобновить ограничительные меры, связанные с организацией учебного процесса.
Переход к традиционному формату обучения стал одним из основных вопросов заседания Совета Российского Союза ректоров, которое Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков провел накануне.
В ходе мероприятия глава Минобрнауки России поручил инициативной группе ректоров оперативно подготовить аналитический доклад с фокусом на проверку и восполнение знаний студентов. Также Валерий Фальков обратил внимание ректорского сообщества на актуальные вопросы взаимодействия с иностранными студентами и их реинтеграцию в полноценный учебный процесс после того, как будут сняты соответствующие ограничения.
Молодежь: протесты, гранты и проекты
О, про и для молодежи - все это обсудили Александр Бугаев, руководитель Росмолодежи, Лариса Пастухова, координатор Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», проректор РГГУ и Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно -аналитического центра «Научно-образовательная политика». В динамичной, насыщенной, местами горячей дискуссии приняли участие и студенты - победители грантового конкурса Росмолодёжи.
Подробнее: https://telegra.ph/Molodezh-protesty-granty-i-proekty-01-29
О, про и для молодежи - все это обсудили Александр Бугаев, руководитель Росмолодежи, Лариса Пастухова, координатор Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», проректор РГГУ и Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно -аналитического центра «Научно-образовательная политика». В динамичной, насыщенной, местами горячей дискуссии приняли участие и студенты - победители грантового конкурса Росмолодёжи.
Подробнее: https://telegra.ph/Molodezh-protesty-granty-i-proekty-01-29
Telegraph
Молодежь: протесты, гранты и проекты
28 января состоялся открытый разговор Александра Бугаева, руководителя «Росмолодежи», Ларисы Пастуховой, координатора Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия», проректора РГГУ, и Евгения Сжёнова, научного руководителя Экспертно-аналитического центра…
Научная дипломатия: РАН и Россотрудничество
Произошло событие важное для формирования системной научной дипломатии: Российская академия наук и Россотрудничество подписали соглашение о сотрудничестве. Свои подписи поставили президент РАН Александр Сергеев и глава агентства Евгений Примаков.
Планируется, что РАН и Россотрудничество будут развивать работу по следующим основным направлениям: международное сотрудничество в сфере образования и науки, проведению научных и других мероприятий, проводимых совместно с научными организациями иностранных государств, информационное сопровождение научной и научно-технической деятельности Российской Федерации за рубежом, организация международного академического обмена научных и научно-педагогических работников, развитие научных, образовательных, культурных, экономических, информационных и других гуманитарных связей с государственными и негосударственными структурами иностранных государств, привлечение интереса иностранных граждан к России, культуре, языку и истории, получению российского образования и другие.
Соглашение имеет особую значимость, поскольку Академия наук – ключевой институт научной дипломатии и реализации соответствующего вектора мягкой силы России. С другой стороны, именно Россотрудничество обладает сетью «научных представительств» и обладает людскими и финансовыми ресурсами для проведения нужных стране инициатив в мировом масштабе.
Фактически сотрудничество РАН и Россотрудничества означает более тесное взаимодействия Академии с Министерством иностранных дел.
Интеграция Академии во внешнюю политику также будет способствовать более тесной интеграции Минобрнауки в эту работу. На данный момент представительства Россотрудничества имеют формат центров науки и культуры. И в этой комбинации есть некоторый диссонанс. Очевидно, что наука гораздо больше тяготеет к высшему образованию, а культура – достаточно далека от обеих этих сфер. И хотя Science Art получил достойное звучание в дискурсе самого высокого уровня, все же им далеко не исчерпываются ни искусство, ни наука.
Одной из форм реализации научной дипломатии является выделение отдельных «научных атташе» - по аналогии с торговлей и военно-техническим сотрудничеством. Здесь также стоит усилить работу по вектору высшего образования.
Вообще, в России сформировался мощный смысловой каркас синергии науки и высшего образования – это отражено в нацпроекте «Наука и университеты», госпрограмме «Научно-технологическое развитие», в сфере администрирования профильного ведомства – Министерства науки и высшего образования.
Очевидна необходимость создания постоянно действующего института «научно-образовательных атташе».
При этом в рамках сотрудничества министерств, ведомств, Академии наук – важно не допустить излишней бюрократизации. «Атташе» должны быть помощниками для РАН, научных институтов и университетов.
У Российской академии наук есть важный ресурс – иностранные члены. Уже не раз поднималась тема инвентаризации их состава и активностей. Самые энергичные и эффективные из них вполне могут стать «почетными научными (научно-образовательными) консулами».
Процесс этот двусторонний – взаимодействие с Россотрудничеством резко расширяет возможности РАН по выстраиванию научной дипломатии. «Я хочу подчеркнуть, что Академия наук должна теперь исходить из того, что у вас и у них теперь есть представительство в 87-и странах – это наши площадки, которые всегда рады вам, а также представителям академических институтов», - прокомментировал Евгений Примаков.
Отдельный и важный вектор – взаимодействие с «русским научным миром», то есть учеными из числа соотечественников. Здесь также есть большой потенциал для циркуляции умов и обогащению научно-технологического потенциала России.
По всем направлениям и РАН, и Россотрудничество смогут обеспечить поддержку ведущих российских университетов, которые сейчас хоть и фрагментировано, но активны на международной арене.
Подробнее.
Произошло событие важное для формирования системной научной дипломатии: Российская академия наук и Россотрудничество подписали соглашение о сотрудничестве. Свои подписи поставили президент РАН Александр Сергеев и глава агентства Евгений Примаков.
Планируется, что РАН и Россотрудничество будут развивать работу по следующим основным направлениям: международное сотрудничество в сфере образования и науки, проведению научных и других мероприятий, проводимых совместно с научными организациями иностранных государств, информационное сопровождение научной и научно-технической деятельности Российской Федерации за рубежом, организация международного академического обмена научных и научно-педагогических работников, развитие научных, образовательных, культурных, экономических, информационных и других гуманитарных связей с государственными и негосударственными структурами иностранных государств, привлечение интереса иностранных граждан к России, культуре, языку и истории, получению российского образования и другие.
Соглашение имеет особую значимость, поскольку Академия наук – ключевой институт научной дипломатии и реализации соответствующего вектора мягкой силы России. С другой стороны, именно Россотрудничество обладает сетью «научных представительств» и обладает людскими и финансовыми ресурсами для проведения нужных стране инициатив в мировом масштабе.
Фактически сотрудничество РАН и Россотрудничества означает более тесное взаимодействия Академии с Министерством иностранных дел.
Интеграция Академии во внешнюю политику также будет способствовать более тесной интеграции Минобрнауки в эту работу. На данный момент представительства Россотрудничества имеют формат центров науки и культуры. И в этой комбинации есть некоторый диссонанс. Очевидно, что наука гораздо больше тяготеет к высшему образованию, а культура – достаточно далека от обеих этих сфер. И хотя Science Art получил достойное звучание в дискурсе самого высокого уровня, все же им далеко не исчерпываются ни искусство, ни наука.
Одной из форм реализации научной дипломатии является выделение отдельных «научных атташе» - по аналогии с торговлей и военно-техническим сотрудничеством. Здесь также стоит усилить работу по вектору высшего образования.
Вообще, в России сформировался мощный смысловой каркас синергии науки и высшего образования – это отражено в нацпроекте «Наука и университеты», госпрограмме «Научно-технологическое развитие», в сфере администрирования профильного ведомства – Министерства науки и высшего образования.
Очевидна необходимость создания постоянно действующего института «научно-образовательных атташе».
При этом в рамках сотрудничества министерств, ведомств, Академии наук – важно не допустить излишней бюрократизации. «Атташе» должны быть помощниками для РАН, научных институтов и университетов.
У Российской академии наук есть важный ресурс – иностранные члены. Уже не раз поднималась тема инвентаризации их состава и активностей. Самые энергичные и эффективные из них вполне могут стать «почетными научными (научно-образовательными) консулами».
Процесс этот двусторонний – взаимодействие с Россотрудничеством резко расширяет возможности РАН по выстраиванию научной дипломатии. «Я хочу подчеркнуть, что Академия наук должна теперь исходить из того, что у вас и у них теперь есть представительство в 87-и странах – это наши площадки, которые всегда рады вам, а также представителям академических институтов», - прокомментировал Евгений Примаков.
Отдельный и важный вектор – взаимодействие с «русским научным миром», то есть учеными из числа соотечественников. Здесь также есть большой потенциал для циркуляции умов и обогащению научно-технологического потенциала России.
По всем направлениям и РАН, и Россотрудничество смогут обеспечить поддержку ведущих российских университетов, которые сейчас хоть и фрагментировано, но активны на международной арене.
Подробнее.
«Научная Россия» — наука в деталях!
РАН и Россотрудничество подписали Соглашение о взаимодействии
Сегодня президент Российской академии наук Александр Сергеев и глава Россотрудничества Евгений Примаков заключили Соглашение о сотрудничестве
СПО: ситуация и трансформации
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам среднего профессионального образования. Первая важная особенность – это тематический список, который не приурочен к какому-либо заседанию или публичному мероприятию. Целевым образом глава государства концентрирует внимание именно на этом секторе образования.
Взглянем на общую ситуацию. СПО развивается в последние годы многоукладным образом. В формате «Ворлдскиллс» российские сборные регулярно штурмуют высшие ступеньки всех чемпионатов. Активно внедряется формат демонстрационного экзамена.
Все больше школьников выбирает именно траекторию среднего профессионального образования – как с прицелом на более ранний старт работы, так и в рамках «обхода» ЕГЭ и дальнейшего поступления в университет.
Дальнейшее развитие сектора СПО зависит от двух акторов. Первое – Министерство просвещения. Министр Сергей Кравцов уделяет достаточно много вниманию именно этому формату образования.
Второе – это «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» во главе с Робертом Уразовым. По этому вектору идет форсированное развитие с применением самых инновационных образовательных технологий. Однако, охвачены этими прорывами пока что далеко не все колледжи и техникумы.
И проблема кроется как раз в позиционировании СПО. Традиционно оно воспринимается как «выпускные классы + профессия» или «профессия на базе полного среднего образования». В таком формате среднее профессиональное образование весьма близко школьному, по крайней мере в самом востребованном сегменте – «после 9-го класса». Хотя в организации СПО абитуриенты идут не за школьными предметами, а за практическими навыками.
С другой стороны, по смысловому наполнению у СПО больше общего с высшей школой. Это и образовательные траектории для поступления в университеты, и планы предоставлять возможность подтверждения своей квалификации (по формату СПО) для студентов младших курсов. Существуют предложения по введению демонстрационных экзаменов в вузах.
Это взаимодействие происходит преимущественно по вектору «Вордскиллс Россия» - Минобрнауки (или отдельные вузы любой подведомственности).
В рамках зафиксированного среза ситуации рассмотрим поручения Президента.
Общие вопросы: распространить доплаты за классное руководство на педагогов системы СПО; ввести налоговый вычет с пожертвований на обновление материально-технической базы; увеличить до трех лет срок действия аккредитации на демонстрационный экзамен.
Два других пункта более интересны с точки зрения системности и политики.
П.1-в: [Правительству] «обеспечить создание единого открытого электронного ресурса для размещения в нем на принципах постоянной актуализации учебников, учебных пособий и иных учебно-методических материалов по образовательным программам среднего профессионального образования». Речь идет о полноценном распространении цифровой образовательной среды на уровень СПО.
Эта работа будет находиться в ведении сразу двух вице-премьеров – Дмитрия Чернышенко и Татьяны Голиковой, а на ведомственном уровне – Минпросвещения и частично Минцифры. Добавим к этому «Вордскиллс Россия», поскольку АНО занимается как раз вопросами единства подходов, формирования центров компетенций и распространения лучших практик.
П.2: [Минпросвещения совместно с «Вордскиллс Россия»] «обеспечить взаимодействие и координацию цифровых платформ региональных центров опережающей профессиональной подготовки с платформами агентства». Напомним, что в эти платформы закладывается смысл не только первичной подготовки кадров, но и переподготовки. И подверстываться данные платформы будут именно по таковые от «Вордскиллс Россия».
В итоге сфера СПО постепенно обособляется от «школьного» уровня, а «Ворлдскиллс Россия» все более закрепляется на позиции координатора всего среднего профессионального образования. В этом контексте еще более примечательна недавняя критика работы Минпросвещения со стороны председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко именно по вектору СПО.
Перечень поручений.
Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по вопросам среднего профессионального образования. Первая важная особенность – это тематический список, который не приурочен к какому-либо заседанию или публичному мероприятию. Целевым образом глава государства концентрирует внимание именно на этом секторе образования.
Взглянем на общую ситуацию. СПО развивается в последние годы многоукладным образом. В формате «Ворлдскиллс» российские сборные регулярно штурмуют высшие ступеньки всех чемпионатов. Активно внедряется формат демонстрационного экзамена.
Все больше школьников выбирает именно траекторию среднего профессионального образования – как с прицелом на более ранний старт работы, так и в рамках «обхода» ЕГЭ и дальнейшего поступления в университет.
Дальнейшее развитие сектора СПО зависит от двух акторов. Первое – Министерство просвещения. Министр Сергей Кравцов уделяет достаточно много вниманию именно этому формату образования.
Второе – это «Агентство развития профессионального мастерства (Ворлдскиллс Россия)» во главе с Робертом Уразовым. По этому вектору идет форсированное развитие с применением самых инновационных образовательных технологий. Однако, охвачены этими прорывами пока что далеко не все колледжи и техникумы.
И проблема кроется как раз в позиционировании СПО. Традиционно оно воспринимается как «выпускные классы + профессия» или «профессия на базе полного среднего образования». В таком формате среднее профессиональное образование весьма близко школьному, по крайней мере в самом востребованном сегменте – «после 9-го класса». Хотя в организации СПО абитуриенты идут не за школьными предметами, а за практическими навыками.
С другой стороны, по смысловому наполнению у СПО больше общего с высшей школой. Это и образовательные траектории для поступления в университеты, и планы предоставлять возможность подтверждения своей квалификации (по формату СПО) для студентов младших курсов. Существуют предложения по введению демонстрационных экзаменов в вузах.
Это взаимодействие происходит преимущественно по вектору «Вордскиллс Россия» - Минобрнауки (или отдельные вузы любой подведомственности).
В рамках зафиксированного среза ситуации рассмотрим поручения Президента.
Общие вопросы: распространить доплаты за классное руководство на педагогов системы СПО; ввести налоговый вычет с пожертвований на обновление материально-технической базы; увеличить до трех лет срок действия аккредитации на демонстрационный экзамен.
Два других пункта более интересны с точки зрения системности и политики.
П.1-в: [Правительству] «обеспечить создание единого открытого электронного ресурса для размещения в нем на принципах постоянной актуализации учебников, учебных пособий и иных учебно-методических материалов по образовательным программам среднего профессионального образования». Речь идет о полноценном распространении цифровой образовательной среды на уровень СПО.
Эта работа будет находиться в ведении сразу двух вице-премьеров – Дмитрия Чернышенко и Татьяны Голиковой, а на ведомственном уровне – Минпросвещения и частично Минцифры. Добавим к этому «Вордскиллс Россия», поскольку АНО занимается как раз вопросами единства подходов, формирования центров компетенций и распространения лучших практик.
П.2: [Минпросвещения совместно с «Вордскиллс Россия»] «обеспечить взаимодействие и координацию цифровых платформ региональных центров опережающей профессиональной подготовки с платформами агентства». Напомним, что в эти платформы закладывается смысл не только первичной подготовки кадров, но и переподготовки. И подверстываться данные платформы будут именно по таковые от «Вордскиллс Россия».
В итоге сфера СПО постепенно обособляется от «школьного» уровня, а «Ворлдскиллс Россия» все более закрепляется на позиции координатора всего среднего профессионального образования. В этом контексте еще более примечательна недавняя критика работы Минпросвещения со стороны председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко именно по вектору СПО.
Перечень поручений.
Президент России
Перечень поручений по вопросам среднего профессионального образования • Президент России
Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации
Питерский политех: смотр достижений
29 января министр науки и высшего образования РФ посетил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Вместе с полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александром Гуцаном Валерий Фальков ознакомился с научно-исследовательской инфраструктурой и разработками университета.
В настоящее время Политех выполняет широкий спектр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по самым передовым направлениям науки и техники в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых уже внедрены при создании новой военной и специальной техники.
Экспонаты и материалы по аддитивным технологиям (новым сварочным технологиям, новым материалам двойного назначения, уникальным источникам питания и др.) были представлены в Лаборатории легких материалов и конструкций. О них рассказал ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Рудской.
С технологией цифровых двойников, использованной, в частности, при проектировании «КАМА-1» – первого российского электромобиля, разработанного на основе технологии цифровых двойников, гости уже успели ознакомиться ранее: министр науки и высшего образования Валерий Фальков – на выставке «Вузпромэкспо-2020», Александр ГУЦАН – во время официальной презентации в стенах СПбПУ. На этот раз им продемонстрировали результаты зимних натурных испытаний электромобиля.
Робототехника и беспилотники – перспективные направления и в гражданской, и в оборонных сферах. Примечательно, что основу научных и конструкторских коллективов, выполняющих работу по данным тематикам, составляют молодые сотрудники – студенты, аспиранты, преподаватели.
Одно из таких подразделений – Центр технологических проектов СПбПУ. Молодые ученые ЦТП СПбПУ продемонстрировали гостям несколько разработок: беспилотную надводную платформу CyberBoat 330 и автоматизированное рабочее место оператора, мобильный многоцелевой роботизированный комплекс – катер-лабораторию «Кадет-М» и беспилотный универсальный катер «Шторм-600». (Со многими из этих разработок Валерий Фальков также уже ознакомился ранее в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020».)
Еще одной интересной тематикой стали системы связи для вооруженных сил (мобильная защищенная метеорная система передачи данных в районах Арктики, приемно-передающая аппаратура для проведения радиотехнической разведки и РЭБ с расширенным диапазоном частот до 40-80 ГГц, фазированные антенные решетки для радиолокаторов с синтезированной апертурой для БПЛА).
Однако инновационные разработки вуза успешно используются и в военных, и в гражданских целях. Гостям продемонстрировали уникальный медицинский комплекс «ДИАТЕР» и аппарат-трансформер для ультразвукового обследования «Узимобиль».
По словам Андрея Рудского, количество исследований и разработок, выполняемых СПбПУ, ежегодно растет: «Петербургский Политех как один из ведущих технических вузов страны стремится наращивать свои возможности по проведению научных исследований, развивать лабораторно-экспериментальную базу, которая позволит проводить необходимый объем исследований на современном уровне».
29 января министр науки и высшего образования РФ посетил Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. Вместе с полномочным представителем Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Александром Гуцаном Валерий Фальков ознакомился с научно-исследовательской инфраструктурой и разработками университета.
В настоящее время Политех выполняет широкий спектр научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по самым передовым направлениям науки и техники в интересах обороны и безопасности страны, результаты которых уже внедрены при создании новой военной и специальной техники.
Экспонаты и материалы по аддитивным технологиям (новым сварочным технологиям, новым материалам двойного назначения, уникальным источникам питания и др.) были представлены в Лаборатории легких материалов и конструкций. О них рассказал ректор СПбПУ, академик РАН Андрей Рудской.
С технологией цифровых двойников, использованной, в частности, при проектировании «КАМА-1» – первого российского электромобиля, разработанного на основе технологии цифровых двойников, гости уже успели ознакомиться ранее: министр науки и высшего образования Валерий Фальков – на выставке «Вузпромэкспо-2020», Александр ГУЦАН – во время официальной презентации в стенах СПбПУ. На этот раз им продемонстрировали результаты зимних натурных испытаний электромобиля.
Робототехника и беспилотники – перспективные направления и в гражданской, и в оборонных сферах. Примечательно, что основу научных и конструкторских коллективов, выполняющих работу по данным тематикам, составляют молодые сотрудники – студенты, аспиранты, преподаватели.
Одно из таких подразделений – Центр технологических проектов СПбПУ. Молодые ученые ЦТП СПбПУ продемонстрировали гостям несколько разработок: беспилотную надводную платформу CyberBoat 330 и автоматизированное рабочее место оператора, мобильный многоцелевой роботизированный комплекс – катер-лабораторию «Кадет-М» и беспилотный универсальный катер «Шторм-600». (Со многими из этих разработок Валерий Фальков также уже ознакомился ранее в рамках Международного военно-технического форума «Армия-2020».)
Еще одной интересной тематикой стали системы связи для вооруженных сил (мобильная защищенная метеорная система передачи данных в районах Арктики, приемно-передающая аппаратура для проведения радиотехнической разведки и РЭБ с расширенным диапазоном частот до 40-80 ГГц, фазированные антенные решетки для радиолокаторов с синтезированной апертурой для БПЛА).
Однако инновационные разработки вуза успешно используются и в военных, и в гражданских целях. Гостям продемонстрировали уникальный медицинский комплекс «ДИАТЕР» и аппарат-трансформер для ультразвукового обследования «Узимобиль».
По словам Андрея Рудского, количество исследований и разработок, выполняемых СПбПУ, ежегодно растет: «Петербургский Политех как один из ведущих технических вузов страны стремится наращивать свои возможности по проведению научных исследований, развивать лабораторно-экспериментальную базу, которая позволит проводить необходимый объем исследований на современном уровне».
www.spbstu.ru
Центр НТИ СПбПУ представил на ВУЗПРОМЭКСПО-2020 первый российский электрический смарт-кроссовер «КАМА-1», разработанный на основе…
Санкт-Петербургский Политехнический Университет Петра Великого. Peter the Great St.Petersburg Polytechnic University
Forwarded from Молодёжь и Система
Форум «Территория смыслов» планируется провести в полноценном режиме с традиционным числом участников — 1000 человек в смену. - Матвей Навдаев, программный директор форума
Нам сообщают, что сегодня новый глава Роснано Сергей Куликов работает в Санкт-Петербурге. В рамках своего визита он посетил Научно-технический центр «Газпромнефти» и Университет ИТМО.
Газпромнефть известна на рынке как одна из самых технологически продвинутых нефтяных компаний с сильным корпоративным R&D. Представляется, что именно опыт развития корпоративной науки крайне интересует сейчас Сергея Куликова.
Кроме того, говорят, что в ходе визита обсуждались и совместные проекты по производству и транспортировке модного сейчас «зеленого» водорода.
По нашим данным, Роснано с учетом его компетенций в ВИЭ, планирует взять на себя задачу по координации усилий российских компаний в области водородной энергетики. И взаимодействие Роснано и ГПН по этой теме однозначно будет полезно обеим сторонам.
Вторая точка визита – ИТМО. Сергей Куликов неоднократно подчеркивал важность матмоделирования, работ с алгоритмами и массивами данных. Причем говорил он это, в том числе, в связке с развитием проектов Роснано. И визит в ИТМО как раз может удовлетворить эти запросы.
Потому что ИТМО как раз силён инновациями и стартапами.
Очевидно, что новое руководство Роснано активно ищет новые «точки роста», места соединения науки, инновации и бизнеса, где фундаментальные исследования трансформируются в deep tech технологии и новые продукты.
Газпромнефть известна на рынке как одна из самых технологически продвинутых нефтяных компаний с сильным корпоративным R&D. Представляется, что именно опыт развития корпоративной науки крайне интересует сейчас Сергея Куликова.
Кроме того, говорят, что в ходе визита обсуждались и совместные проекты по производству и транспортировке модного сейчас «зеленого» водорода.
По нашим данным, Роснано с учетом его компетенций в ВИЭ, планирует взять на себя задачу по координации усилий российских компаний в области водородной энергетики. И взаимодействие Роснано и ГПН по этой теме однозначно будет полезно обеим сторонам.
Вторая точка визита – ИТМО. Сергей Куликов неоднократно подчеркивал важность матмоделирования, работ с алгоритмами и массивами данных. Причем говорил он это, в том числе, в связке с развитием проектов Роснано. И визит в ИТМО как раз может удовлетворить эти запросы.
Потому что ИТМО как раз силён инновациями и стартапами.
Очевидно, что новое руководство Роснано активно ищет новые «точки роста», места соединения науки, инновации и бизнеса, где фундаментальные исследования трансформируются в deep tech технологии и новые продукты.
«Университет развивает все способности, в том числе — глупость».
А.П. Чехов о hard и soft skills
А.П. Чехов о hard и soft skills
Первая AR-операция в России
Первая в России операция на органах шеи с использованием технологий дополненной реальности проведена в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И.П. Павлова (ПСПбГМУ).
Хирурги использовали приложение для очков дополненной реальности, разработанное специалистами научной группы профессора Владимира Иванова из Института прикладной математики и механики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) и кафедрой челюстно-лицевой хирургии ПСПбГМУ, возглавляемой проректором ПСПбГМУ, профессором Андреем Яременко.
При помощи новой разработки ученых по данным МРТ и КТ пациента строится голограмма внутреннего строения определенной зоны (черепа, позвоночника, шейного отдела и т.п.). При этом удается визуализировать не только костные структуры, но и мягкие ткани, сосуды, доброкачественные и злокачественные опухоли. Это изображение затем подается на очки дополненной реальности, и с помощью маркерной системы жестко «привязывается» к телу пациента. В результате хирург получает возможность и во время планирования операции, и в ходе ее проведения видеть пациента буквально насквозь, что способствует менее инвазивному проведению операции.
Об особенностях технологического сопровождения данной операции рассказывает ведущий разработчик метода Сергей Стрелков: «В хирургии важна точность, поэтому был разработан уникальный подход для достоверного позиционирования 3D-модели анатомических структур и визуализации их в дополненной реальности.
В связи с тем, что шея и голова очень подвижны, было решено их зафиксировать с помощью маски-каркаса, которая была изготовлена индивидуально для пациента.
В этой же маске пациенту делалось КТ с контрастированием, на основе которого и создавалась 3D-модель. Это позволило точно соотнести положение головы и шеи пациента во время томографии и операции».
Саму операцию по удалению рецидива срединной кисты шеи со свищом выполняла бригада хирургов под руководством профессора Николая Калакуцкого. Он так описывает свой опыт: «Новая технология позволяет во время операции чётко визуализировать всю зону хирургического вмешательства, видеть образования и сосуды, что в значительной степени уменьшает травматичность вмешательств и снижает риск развития осложнений во время операции и после её выполнения.
Внедрение новой технологии в клиническую практику непременно улучшит диагностику заболеваний и планирование операций.
Предстоит большая научная и клиническая работа, направленная на формулирование показаний и отработку техники использования нового направления в лечении пациентов с различными заболеваниями».
Технологией уже заинтересовались ведущие медицинские центры России. Так, в ближайшее время планируется проведение операции по удалению опухоли головного мозга в Национальном исследовательском медицинском центре им. В.А. Алмазова.
Также достигнуты предварительные договоренности и с Национальным медицинским исследовательским центром детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера.
Разработчики надеются, что в ближайшем будущем доступ к данным технологиям получит широкая сеть медицинских клиник России.
Виталий Сергеев, проректор по научной работе СПбПУ, специально для НОП: «Очень радует, что разработки специалистов университета внедряются в нашу реальность.
Ранее в СПбПУ уже разработали интеллектуальную систему диагностики опухолей в легких, аппарат для лечения рака груди, титановый сустав, напечатанный на 3D-принтере.
Всё это лишний раз подтверждает, что наука не оторвана от проблем общества, а наоборот успешно решает их».
Первая в России операция на органах шеи с использованием технологий дополненной реальности проведена в Первом Санкт-Петербургском государственном медицинском университете им. акад. И.П. Павлова (ПСПбГМУ).
Хирурги использовали приложение для очков дополненной реальности, разработанное специалистами научной группы профессора Владимира Иванова из Института прикладной математики и механики Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) и кафедрой челюстно-лицевой хирургии ПСПбГМУ, возглавляемой проректором ПСПбГМУ, профессором Андреем Яременко.
При помощи новой разработки ученых по данным МРТ и КТ пациента строится голограмма внутреннего строения определенной зоны (черепа, позвоночника, шейного отдела и т.п.). При этом удается визуализировать не только костные структуры, но и мягкие ткани, сосуды, доброкачественные и злокачественные опухоли. Это изображение затем подается на очки дополненной реальности, и с помощью маркерной системы жестко «привязывается» к телу пациента. В результате хирург получает возможность и во время планирования операции, и в ходе ее проведения видеть пациента буквально насквозь, что способствует менее инвазивному проведению операции.
Об особенностях технологического сопровождения данной операции рассказывает ведущий разработчик метода Сергей Стрелков: «В хирургии важна точность, поэтому был разработан уникальный подход для достоверного позиционирования 3D-модели анатомических структур и визуализации их в дополненной реальности.
В связи с тем, что шея и голова очень подвижны, было решено их зафиксировать с помощью маски-каркаса, которая была изготовлена индивидуально для пациента.
В этой же маске пациенту делалось КТ с контрастированием, на основе которого и создавалась 3D-модель. Это позволило точно соотнести положение головы и шеи пациента во время томографии и операции».
Саму операцию по удалению рецидива срединной кисты шеи со свищом выполняла бригада хирургов под руководством профессора Николая Калакуцкого. Он так описывает свой опыт: «Новая технология позволяет во время операции чётко визуализировать всю зону хирургического вмешательства, видеть образования и сосуды, что в значительной степени уменьшает травматичность вмешательств и снижает риск развития осложнений во время операции и после её выполнения.
Внедрение новой технологии в клиническую практику непременно улучшит диагностику заболеваний и планирование операций.
Предстоит большая научная и клиническая работа, направленная на формулирование показаний и отработку техники использования нового направления в лечении пациентов с различными заболеваниями».
Технологией уже заинтересовались ведущие медицинские центры России. Так, в ближайшее время планируется проведение операции по удалению опухоли головного мозга в Национальном исследовательском медицинском центре им. В.А. Алмазова.
Также достигнуты предварительные договоренности и с Национальным медицинским исследовательским центром детской травматологии и ортопедии им. Г.И. Турнера.
Разработчики надеются, что в ближайшем будущем доступ к данным технологиям получит широкая сеть медицинских клиник России.
Виталий Сергеев, проректор по научной работе СПбПУ, специально для НОП: «Очень радует, что разработки специалистов университета внедряются в нашу реальность.
Ранее в СПбПУ уже разработали интеллектуальную систему диагностики опухолей в легких, аппарат для лечения рака груди, титановый сустав, напечатанный на 3D-принтере.
Всё это лишний раз подтверждает, что наука не оторвана от проблем общества, а наоборот успешно решает их».
Наука и ОПК: питерский вектор
29 января в Санкт-Петербурге состоялось совещание по вопросам подготовки инженерных кадров для судостроения, которое провел на базе Корабелки (СПбГМТУ) Секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев.
Тема флота и оборонки непосредственным образом связана с научно-образовательной политикой и отражается в ней, делая явными многие интересные взаимосвязи.
Сама тематика судостроения находится в повестке научно-технологического прорыва - инициировано строительство двух новых научно-исследовательских судов, а «Академик Мстислав Келдыш» в 2022 году пройдёт комплексную модернизацию.
Визит Николая Патрушева включал посещение двух университетов - Питерского политеха (СПбПУ) и Санкт-Петербургского горного университета. В обоих случаях вместе с ним достижения вузов изучал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Научно-образовательная сфера ещё раз получила подтверждение своему вхождению в первый эшелон национальной безопасности.
В ходе визитов обсуждали гособоронзаказ, подготовку кадров, а также исследования и разработки в интересах ОПК. Однако, нужно помнить, что в обозримой перспективе оборонка должна выйти на 50% выпуска гражданской продукции. Задача диверсификации поставлена президентом Владимиром Путиным. Именно ведущие технические университеты могут стать важными центрами этого процесса.
Отдельно стоит отметить посещение Николаем Патрушевым и Валерием Фальковым Горного университета. Его ректор - Владимир Литвиненко. Он является одним из теневых (но хороши извкстных элите) центров силы в научно-образовательной политике, причём действует в качестве «свободного игрока».
По формату и итогов визитов в Санкт-Петербург можно заключить, что наука и высшее образование воспринимаются как системный компонент национальной безопасности - не исключительно через призму оборонзаказа и целевой подготовки кадров. Напомним, что по цифровому и вектору кибербезопасности только что было подписано соглашение между СПбПУ и Институтом системного программирования РАН.
В целом, ОПК будет все больше ориентироваться на гражданские форматы интеграции науки-образования-промышленности.
По вектору ОПК визит Николая Патрушева и Валерия Фалькова затрагивает явную сферу участия Сергея Чемезова и Ростеха. Отметим, что госкорпорация отдельными своими компонентами уже входит во многие новые институции - в частности, в научно-образовательные центры мирового уровня.
А судостроение - это зона интересов Игоря Сечина (Роснефть) через дальневосточную «Звезду».
Не стоит забывать и о ледокольном флоте и Северном морском пути, где доминирует Росатом.
Сам по себе Санкт-Петербург находится в центре внимания научно-образовательной политики. Это вторая научная и студенческая столица. В ней сконцентрированы многие ведущие вузы страны, которые занимают важные позиции в различных мероприятиях и институциональных образованиях нацпроекта «Наука и университеты».
Также достаточно часто встаёт вопрос о более тесной интеграции научных и образовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В частности, недавно при поддержке президента Российской академии наук Александра Сергеева было инициировано создание регионального научного центра в составе РАН. В политической повестке также существуют и другие возможные форматы создания мегаструктур.
Вот такой интересный клубок из науки, высшего образования, судостроения и оборонки свернулся в Санкт-Петербурге всего за полторы недели до даты Х - в этот день вузы начинают учебный процесс в традиционном формате, и стартуют мероприятия Года науки и технологий.
29 января в Санкт-Петербурге состоялось совещание по вопросам подготовки инженерных кадров для судостроения, которое провел на базе Корабелки (СПбГМТУ) Секретарь Совета Безопасности России Николай Патрушев.
Тема флота и оборонки непосредственным образом связана с научно-образовательной политикой и отражается в ней, делая явными многие интересные взаимосвязи.
Сама тематика судостроения находится в повестке научно-технологического прорыва - инициировано строительство двух новых научно-исследовательских судов, а «Академик Мстислав Келдыш» в 2022 году пройдёт комплексную модернизацию.
Визит Николая Патрушева включал посещение двух университетов - Питерского политеха (СПбПУ) и Санкт-Петербургского горного университета. В обоих случаях вместе с ним достижения вузов изучал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
Научно-образовательная сфера ещё раз получила подтверждение своему вхождению в первый эшелон национальной безопасности.
В ходе визитов обсуждали гособоронзаказ, подготовку кадров, а также исследования и разработки в интересах ОПК. Однако, нужно помнить, что в обозримой перспективе оборонка должна выйти на 50% выпуска гражданской продукции. Задача диверсификации поставлена президентом Владимиром Путиным. Именно ведущие технические университеты могут стать важными центрами этого процесса.
Отдельно стоит отметить посещение Николаем Патрушевым и Валерием Фальковым Горного университета. Его ректор - Владимир Литвиненко. Он является одним из теневых (но хороши извкстных элите) центров силы в научно-образовательной политике, причём действует в качестве «свободного игрока».
По формату и итогов визитов в Санкт-Петербург можно заключить, что наука и высшее образование воспринимаются как системный компонент национальной безопасности - не исключительно через призму оборонзаказа и целевой подготовки кадров. Напомним, что по цифровому и вектору кибербезопасности только что было подписано соглашение между СПбПУ и Институтом системного программирования РАН.
В целом, ОПК будет все больше ориентироваться на гражданские форматы интеграции науки-образования-промышленности.
По вектору ОПК визит Николая Патрушева и Валерия Фалькова затрагивает явную сферу участия Сергея Чемезова и Ростеха. Отметим, что госкорпорация отдельными своими компонентами уже входит во многие новые институции - в частности, в научно-образовательные центры мирового уровня.
А судостроение - это зона интересов Игоря Сечина (Роснефть) через дальневосточную «Звезду».
Не стоит забывать и о ледокольном флоте и Северном морском пути, где доминирует Росатом.
Сам по себе Санкт-Петербург находится в центре внимания научно-образовательной политики. Это вторая научная и студенческая столица. В ней сконцентрированы многие ведущие вузы страны, которые занимают важные позиции в различных мероприятиях и институциональных образованиях нацпроекта «Наука и университеты».
Также достаточно часто встаёт вопрос о более тесной интеграции научных и образовательных организаций Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В частности, недавно при поддержке президента Российской академии наук Александра Сергеева было инициировано создание регионального научного центра в составе РАН. В политической повестке также существуют и другие возможные форматы создания мегаструктур.
Вот такой интересный клубок из науки, высшего образования, судостроения и оборонки свернулся в Санкт-Петербурге всего за полторы недели до даты Х - в этот день вузы начинают учебный процесс в традиционном формате, и стартуют мероприятия Года науки и технологий.