НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Сегодня в Высшей школе государственного управления РАНХиГС стартовал очередной модуль образовательной программы «Мастер публичной политики», подготовленный академией специально для победителей конкурса «Лидеры России - Политика». Тема - работа с информационной повесткой.

Источник НЕЗЫГАРЯ среди слушателей программы поделился с нами инсайдом о том, кто и чему обучает в РАНХиГС людей, призванных в своем лице повысить профессиональное качество депутатского корпуса.

Итак, за четыре дня запланировано 12 занятий и мастер-классов, а также 2 тренинга и один «интеллектуальный баттл». Интересно, что «работа с информационной повесткой» плавно уходит от традиционных пресс-конференций и пресс-подходов (по ним будут как раз тренинги). Основная часть обучения – о современных трендах, включая работу в телеграм и даже работу в Tik-Tok.

Про выстраивание образа политика и основные принципы работы с повесткой расскажут известные политтехнологи, в числе которых Глеб Кузнецов. Свои мастер-классы проведут наставники конкурса - действующие депутаты. Много внимания в модуле уделено работе с молодежью, включая встречу слушателей курса с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

Из того, что можно условно отнести к "личностному развитию" в курсе два выступления - про лидерство и личную трансформацию (от президента школы управления "Сколково" Андрея Шаронова) и про энергию слова и власти (от филолога Леонида Клейна).

Завершением обучения в РАНГХиГС в рамках модуля станет волонтёрство слушателей на социальных объектах. Прыжков со скал в программе пока не запланировано, возможно такие активности ждут "Лидеров России" позднее уже вне стен президентской академии.
✔️ На основании материалов УФСБ по Москве и Московской области Главным следственным управлением СКР по Москве возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 159 УК (Мошенничество в особо крупном размере) в отношении группы лиц из Московского политехнического университета, сотрудники которого подделывали отчетность по программам дополнительного обучения людей предпенсионного возраста и получали за невыполненные услуги бюджетные деньги от союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров (Worldskills Russia)»
РасСчётка на 5-100

Счетная палата завершила изучение результативности и эффективности проекта 5-100 и опубликовала свой аналитический отчет. Не раз в контексте обсуждений программы ПСАЛ Приоритет-2030 вставал вопрос о том, что было бы правильным вначале посмотреть да посравнить цели и результаты претдечи – то есть проекта 5-100. Счетная палата ответила делом на этот запрос представителей научно-образовательного сообщества – анализ проведен системный и глубокий.

Как и все мероприятия по аудиту и анализу Счетной палаты, данный был также сфокусирован – по датам (анализ сведений за 2016-2019 гг.), так и по объемам: особое внимание было уделено Казанскому (Приволжскому) федеральному университету, ИТМО и Университету Лобачевского (ННГУ). Тем не менее, представлены результаты исследования динамики всех участников проекта.

Самый главный (но не самый важный) вывод – с формальной точки зрения заявленные цели по занятию мест в рейтингах достигнуты не были. В принципе, это было интуитивно понятно практически сразу – а спустя какое-то время стало окончательно ясно, что сами по себе рейтинги не столь важны по сравнению с теми глубинными трансформациями, которые подобные программы поддержки вызывают и в вузах-участниках, и во всей системе высшего образования страны. Уже в рамках подготовки программы Приоритет-2030 был взят курс на отход от формализованного вычисления мест в мировых рейтингах.

Важнее трансформации мышления, структур и целевых ориентиров функционирования университетов. «Например, как неоднократно отмечали организаторы Проекта 5-100 и руководители вузов-участников в ходе серии глубинных интервью, у вузов кардинально изменилось понимание собственных функций и роли. Если раньше основной задачей университетов считалась подготовка студентов, а научные разработки и инновации воспринимались как дополнительный вид деятельности, то за время участия в Проекте 5-100 многим вузам удалось в полной мере осуществить переход от преимущественно образовательных организаций к исследовательским университетам», - отмечается в отчете Счетной палаты.

Отдельные интересные выводы

Вузы – участники Проекта 5-100 стали лидерами университетской науки в России
и по количественным, и по качественным показателям.

На уровне тематик научных публикаций вузов Проекта 5-100 воспроизводится
традиционная для России научная специализация, ориентированная на фундаментальные естественно-научные дисциплины. В этом, кстати, нет ничего удивительного – ведь форсированный рост возможен только на имеющемся заделе.

Реализация Проекта 5-100 сопровождалась дальнейшей поляризацией и усилением разрывов между вузами-участниками. А также ими и остальными университетами страны

Благодаря реализации Проекта 5-100 в России оформилась группа университетов-лидеров, заметных в мировом масштабе в том числе за счет их участия в международных рейтингах университетов.

Расширилось присутствие российских вузов в международных институциональных рейтингах.

За время реализации Проекта 5-100 отдельные вузы-участники не просто стали образцами для других игроков системы российского высшего образования, но и смогли сформировать механизмы передачи полезного опыта и лучших практик другим российским вузам.

Реализация Проекта 5-100 закрепила общий вектор государственной политики,
направленный на создание сети флагманских университетов международного, федерального и регионального уровней, вместе с тем, усилив различия между вузами Проекта 5-100 и основной массой российских университетов.

Проект 5-100 по характеру поставленных целей имел преимущественно догоняющий характер, однако его реализация привела к существенным изменениям в российском высшем образовании.

Итог
Счетная палата четко выявила все плюсы и минусы проекта 5-100. Ключевые достоинства по целеполаганию перекочевали в Приоритет-2030. Также в новой Программе учтены многие из рекомендаций Счетки. В целом, 5-100 сделал много больше в формировании экосистемы университетов прорыва, чем в достижении ряда формальных показателей.

Подробнее.
Совет директоров и научная политика

В Министерстве науки и высшего образования создан новый коллегиальный совещательный орган – Совет руководителей научных организаций. В него входят директоры научных институтов из числа подведов Минобрнауки. В первую очередь, Совет займется вопросами оплаты труда научных сотрудников.

Идея создать подобный орган зрела уже давно – подобные планы существовали еще в эпоху ФАНО. Однако, с воплощением постоянно возникали какие-то проблемы.

Официальный Телеграм-канал Минобрнауки сообщает: «Совет охватывает все субъекты РФ и состоит из четырех территориальных советов директоров подведомственных научных организаций: Дальневосточный, Сибирский, Уральский и Центральный. При этом в составе Центрального территориального совета руководители НИИ будут разделены на пять секций в соответствии с федеральными округами: [Центральный], Поволжский, Северо-Западный, Северо-Кавказский и Южный».

Собственно, это и есть та самая изначальная схема. Первые три «территориальных совета» явным образом соотносятся с тремя региональными отделениями Российской академии наук. Ранее идея состояла в том, чтобы усилить взаимодействие директоров научных институтов с территориальными управлениями. Однако, все территориальные управления Минобрнауки ликвидируются – потому роль советов (и макрорегиональных, и основного) явно усиливается.

Особенно примечательно, что именно с помощью совета директоров предполагалось (и предполагается поныне) решить «проблему Центра». Дело в том, что научное и научно-методическое руководство со стороны Российской академии наук научными институтами и университетами осуществляется двумя разными механизмами. Для институтов Дальневосточного, Уральского и Сибирского отделений это двухэтапный процесс – они координируются, в первую очередь, своим макрорегиональным отделением, а уже затем – головной РАН (условно говоря, центральным аппаратом).

Для организаций центральной части России действует прямое подчинение – то есть они координируются уже скорее отраслевыми отделениями и, конечно, Академией как таковой.

«Центральное отделение» РАН не существует, точно так же, как не было никакого особого «центрального территориального управления» ФАНО или Минобрнауки. Однако, у «Центра» есть важная особенность – а именно концентрация львиной доли всех научных институтов. Именно поэтому и предусматривается выделение секций на основе федеральных округов.

В свое время Совет директоров имел важную политическую нагрузку – это должна была быть структура, лояльная к ключевому научному ведомству. Сейчас ситуация изменилась – Минобрнауки и РАН связывают позитивные рабочие отношения. И теперь весь Совет и его составные части приобретают иное, но не менее важное научно-политическое звучание. Они могут выступать площадкой коммуникации и согласования – научно-экспертной (РАН), административно-финансовой (Минобрнауки) и практической (сами научные институты).

Успех Совета директоров не предопределен – многое будет зависеть от активности и продуктивности секций и макрорегиональных советов. А также – от того, как в итоге выстроятся отношения этих коллегиальных органов с Российской академией наук и ее региональными отделениями. По крайней мере, уже четко ясно, что Минобрнауки действительно намерено советоваться с директорами, получать обратную связь, открыто обсуждать проблемы и коллегиально искать для них решения.

https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/1035
В «Точке кипения» в Москве проходит заседание комиссии Госсовета по направлению «Образование»
Молодежное «СО.Здание»

17 февраля в Москве состоялось торжественное открытие интерактивного музея Российских студенческих отрядов и мультиформатного пространства для молодежи. В торжественной церемонии приняли участие вице-премьер Татьяна Голикова, замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина, ректор РХТУ Александр Мажуга и Алексей Рябцевич, председатель Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие отряды» (МООО «РСО»).

В конце 2019 года между РХТУ им. Д.И. Менделеева и РСО было подписано Соглашение, согласно которому, университет передал в безвозмездное пользование организации здание, где ранее располагалась библиотека РХТУ.

«Сегодня один из корпусов Российского химико-технологического университета начал вторую жизнь – в качестве уникального мультиформатного пространства Российских студенческих отрядов. В РХТУ исторически существовали студенческие отряды: ребята работали на строительстве первых станций московского метро, участвовали в возведении гигантов химии в годы предвоенных пятилеток, ездили на целину. Целинный студенческий отряд Менделеевского университета возглавлял студент Валерий Легасов, будущий академик и Герой России. [Да-да – тот самый – прим. НОП]. Сейчас мы хотим возобновить эту замечательную традицию, которая поможет менделеевцам не только проявить свои личные и профессиональные качества, но и набраться практического опыта», - рассказал НОП Александр Мажуга, ректор РХТУ.

«В День российских студенческих отрядов я желаю РСО успехов, развития и новых партнеров! Пусть перед ребятами открываются новые горизонты возможностей!», - сказал он в своем напутствии.

Вся информация в музее представлена на интерактивных экранах с touchscreen и на современных мультимедийных стендах. Посетители музея могут ознакомиться с «живой историей» движения студенческих отрядов, узнать о текущей деятельности организаций в регионах и многое другое. Также в музее представлены стенды крупных работодателей и партнеров РСО, с помощью которых гости имеют возможность отправить свое резюме потенциальному работодателю напрямую.

Первый этаж занимает коворкинг-зона, конференц-зал, студия звукозаписи и фотостудия. Второй – офисные помещения для сотрудников Центрального штаба РСО и дочерних организаций, типография. Кроме того, в здании есть специализированное оборудование для перемещения маломобильных групп населения на колясках.

Как раз вчера Российские студенческие отряды отпраздновали свои 60 лет, РХТУ смог подарить достойный и ценный подарок для дальнейшего развития организации.

Отдельно отметим, что студенческие отряды во многих аспектах связаны с реализацией университетом своей «третьей миссии». Они позволяют попробовать разные сферы деятельности, которые объединены важной идеей – помощи своему Отечеству и всем, кто живет в России. Погружение РСО в университетское пространство РХТУ принесет пользу обеим сторонам. А Менделеевский университет подает всем отличный пример того, как должно осуществляться взаимодействие с общественными структурами – на равноправной и взаимовыгодной основе.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер:

Цифровая трансформация в регионах, включая доступность всех массовых и социально значимых госуслуг в электронном виде, – это в том числе ответственность руководителей субъектов, их KPI, если хотите. Поэтому стимул уже есть. Институт РЦТшников одобрил президент Владимир Путин. И он поддержал наше предложение подключить к этой работе губернаторов, чтобы они назначили ответственных за цифровую трансформацию и курировали эту работу на местах.

Хотим выразить мнение, так как наблюдаем и изнутри, и со стороны.

Считаем Чернышенко реально хорошим управленцем, который не просто вник в суть задач и организовал работающий механизм выполнения поручений, но держит задачи цифровой трансформации регионов и отдельных сфер на личном контроле. Конечно, не всё идеально в "оцифровке" регионов, а кое-где и буксует. Но все такие кейсы видны, и по ним идёт отработка решения "до результата".

Результат - люди в итоге должны иметь удобные, полезные цифровые сервисы, и уметь ими пользоваться.

Много говорится о том, что нужны "архитекторы" - которые будут создавать принципиально новые общественно-политические "здания" и перестраивать текущие практики. Уже сейчас видно, что Дмитрий Чернышенко мыслит именно таким образом. Увы, из отраслевых келий тем, кто руководствуется узко-отраслевыми и/или исключительно корпоративными интересами, это видно не всегда.

К большому удивлению редакции НОП, в телеграме прозвучало мнение коллеги, усомнившегося в эффективности решений и мер по работе некоторых сервисов госуслуг по линии Минцифры. Идеального нет, для того и работаем.

Ну а мы, в свою очередь, отметим, что за короткий период времени вице-премьер заработал авторитет в разношерстной системе науки и высшего образования. НОП ежедневно получает обратную связь от десятков представителей губернаторских команд, ректоров, ученых, руководитетелей бизнеса - у Чернышенко реально высокий кредит доверия, который он оправдывает конкретными делами.

Не всё получается сделать молниеносно, но работа кипит по всей стране. В том числе, по этой причине, вузовское сообщество и связанный IT-бизнес очень ждёт встречи с Дмитрием Чернышенко, которая состоится 6 марта в Иннополисе.
Сегодня в 18:00 (Мск) наши друзья и партнеры из ММСО собирают друзей, бизнес-партнеров, международных и региональных партнёров, всех уважаемых экспертов на традиционное событие «Салон в стиле джаз», который пройдёт по адресу mmco-expo.ru.
Разговор пойдёт о том, каким будет Московский международный салон образования - 2021. А именно про концепцию и стратегию развития, про основные акценты и задачи, которые салон будет решать в этом году.
ММСО пройдёт в новом старом формате. Что это значит и все прочие детали, узнаете во время встречи на «Салоне в стиле джаз».

В разговоре примут участие Максим Казарновский, Директор АНО «ММСО» (Московский международный салон образования), Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Инобра ВШЭ,
научный руководитель
Экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика", Вениамин Каганов,
Куратор спецпроекта "Финансовая грамотность", Директор Ассоциации Развития Финансовой Грамотности.

https://vk.com/videos-89014401?_smt=public%3A1&z=video-89014401_456239308%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
Микрообучение взрослых
 
Формат, который используется, как правило, на  смартфонах и представляет собой набор коротких предзаписанных уроков длительностью 3-5 минут. Каждый урок несет в себе одну завершенную мысль.
 
Для микрообучения используются видеоролики, лонгриды, подкасты и набор тестов, опросов и других интерактивных механик. Главная особенность – возможность учиться между делами, не отвлекаясь от своих рабочих задач, например, в транспорте, в перерыве и просто за кофе, в свободную минуту.
 
О микрообучении и перспективах его включения в большие образовательные программы в интервью "Лаборатории Непрерывного Образования" рассказывает Роман Мандрик, генеральный директор компании Skill Cup.
 
https://www.youtube.com/watch?v=07pQ4J-ABV4
Иммунитет, питание, просвещение

Геннадий Онищенко как академик РАН и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, а также в качестве врач-эпидемиолога, длительное время занимавшего пост главы Роспотрбенадзора, на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» рассказал о сформировавшемся популяционном иммунитете к COVID-19 в Москве, о котором мы уже можем говорить благодаря иммунизации и количеству уже переболевшего населения.

Переходя к вопросам образования, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Геннадий Онищенко отдельно обозначил значимость закона о горячем школьном питании для младших школьников, реализацию которого усложнил коронакризис, продемонстрировав, что документы необходимы доработки и корректировки.

Геннадий Онищенко поделился своей позицией о поправках к закону «Об образовании» о просветительской деятельности, которые вызвали общественный резонанс и привлекли внимание экспертов: «Я считаю, что государство не только должно, но и обязано защищать свои интересы. Закон нужно принимать, никто никого ущемлять не будет, если будет соблюдаться закон, если в рамках того, что происходит, когда иностранные преподаватели вне рамок образовательного процесса занимаются привитием нашим молодым людям не тех ценностей, которые защищают наше государство. Закон актуальный, его нужно принимать, и законоприменительная практика покажет, где его нужно корректировать, усиливать, но ничего не делать в этом направлении со стороны государства преступно».

15 февраля было опубликовано открытое письмо общественной организации «Родители Москвы» с обращением к правительству, которое не осталось незамеченным. Геннадий Онищенко отметил, что само письмо говорит о неравнодушном отношении родителей к вопросам образования, но некоторые выводы, которые делаются в письме о цифровизации образования, по его мнению, надуманные и поэтому многие вопросы необходимо разъяснять. Но тот факт, что это не митинг, не требования без обоснований, а попытка системного подхода в осмыслении того, что происходит, требует встреч и разъяснений.

Подробнее: http://pressmia.ru/pressclub/20210216/953097550.html
Политехнический центр вакцинации

17 февраля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) открылся прививочный центр для сотрудников и студентов.

В открытии профильного прививочного центра приняли участие Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН, и Оксана Алешко, главный врач городской поликлиники №76, на базе которой и был открыт центр.

В прививочный центр закуплено все необходимое оборудование, в частности холодильники для хранения вакцин. Ректором СПбПУ утверждено положение, регламентирующее процесс вакцинации внутри Политеха. Этот нормативный документ стал частью Методических указаний по безопасной деятельности в условиях угрозы Сovid-19. Руководство СПбПУ содействует всем студентам и сотрудникам в записи на вакцинацию и проводит широчайшую информационную кампанию.

По словам медиков, чтобы сформировался коллективный иммунитет, должно быть привито не менее 60% жителей Петербурга. «С учетом нынешних темпов вакцинации – сейчас в городе ежедневно прививают 600-1200 человек, на вакцинацию необходимого количества людей уйдет несколько лет. А нужно прививать минимум 8 тысяч человек в день, чтобы до конца этого года привить 3 миллиона петербуржцев. К пунктам вакцинации потянулись потоки желающих получить вакцину, но мест хватает не всем. Поэтому мы решили проявить инициативу и помочь городу. С учетом того, что Политех – один из крупнейших вузов города, у нас учатся и работают около 40 тысяч человек, мы намерены провести в университете массовую прививочную кампанию, которая станет частью проекта “Чистый кампус”, подразумевающего безопасность во всем, в том числе и антиковидную», – рассказал НОП Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН.

Примечательно, что в числе приоритетных направлений развития вуза Политех видит именно сотрудничество в области медицины и биотехнологий, что подтверждают многочисленные соглашения с профильными организациями.

Так, в январе было подписано соглашение с Институтом системного программирования РАН. Совместные планы предполагают решение крупных естественнонаучных задач с помощью современных IT-технологий.

Центр вакцинации представляет собой один из реальных шагов, отражающих то, насколько медицина важна для университета.
Финно-угорский тандем

Институт системного программирования им. В.П. Иванникова и Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева заключили соглашение об организации консорциума «Языки и этногеномика финно-угорских народов». Документ подписали директор ИСП РАН Арутюн Аветисян и ректор университета Сергей Вдовин.

В состав консорциума также вошли Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева и Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.

Соглашение заключено на десять лет в рамках участия в общероссийской программе «Приоритет-2030», направленной на поддержку высших учебных заведений.

Участники консорциума планируют заняться развитием корпусов мордовских диалектов разных периодов, их осмыслением, анализом и созданием морфологических анализаторов. Все это станет основой для создания аудиословарей и обучающих платформ.

Работы будут вестись на платформе ИСП РАН Lingvodoc. Следующим этапом могут стать программы автоматического перевода, системы распознавания орфографии и синтезаторы речи.

Наряду с филологами и программистами в работе консорциума будут участвовать генетики. Они займутся лабораторным анализом полных геномов, широкогеномных панелей, обширной панели маркеров Y-хромосомы и фармакогенетически значимых ДНК-маркеров в популяциях Мордовии и смежных территорий.

Кроме того, будет проведен биоинформатический анализ полногеномных и широкогеномных данных. Наглядным результатом этих исследований станет создание картографического атласа генофондов по различным панелям.

«Сотрудничество с научно-образовательными организациями Мордовии станет важным направлением работы ИСП РАН с региональными вузами и будет способствовать вовлечению студентов в исследовательскую деятельность. У нас уже есть Лаборатория системного программирования в Новгородском госуниверситете, в прошлом году открылась Лаборатория в Орловском, а в январе мы заключили соглашение с питерским Политехом. Такое сотрудничество очень важно, и я надеюсь, что оно будет развиваться и дальше», – подчеркнул Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН в разговоре с НОП.

«Это большое событие для нашего вуза. Главной целью данной научно-исследовательской коллаборации мы видим глубокую интеграцию вуза в финно-угорскую научную тематику и формирование востребованных научных результатов», – отметил Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарёва, специально для НОП.

Исследования в области лингвистики ведутся в ИСП РАН почти 10 лет. В 2012 г. в рамках проекта с Институтом языкознания РАН и Томским государственным университетом началась разработка кроссплатформенной системы Lingvodoc, предназначенной для совместной многопользовательской документации исчезающих языков, создания многослойных словарей и научной работы с полученными звуковыми и текстовыми данными. В настоящее время Lingvodoc используется лингвистами из 29 вузов и НИИ.

С 2019 г. в ИСП РАН действует лингвистическая лаборатория под руководством д.ф.н. Юлии Норманской. В области биомедицины институт участвует в создании научного центра мирового уровня с Сеченовским университетом и другими партнерами, а также ведет ряд медицинских проектов.

Мордовский университет является лидером международных ассоциированных финно-угорских университетов. В вузе создан Информационно-ресурсный центр «Наследие культур финно-угорских народов», действует научный центр финно-угроведения. Издается научный журнал «Финно-угорский мир».