В «Точке кипения» в Москве проходит заседание комиссии Госсовета по направлению «Образование»
Молодежное «СО.Здание»
17 февраля в Москве состоялось торжественное открытие интерактивного музея Российских студенческих отрядов и мультиформатного пространства для молодежи. В торжественной церемонии приняли участие вице-премьер Татьяна Голикова, замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина, ректор РХТУ Александр Мажуга и Алексей Рябцевич, председатель Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие отряды» (МООО «РСО»).
В конце 2019 года между РХТУ им. Д.И. Менделеева и РСО было подписано Соглашение, согласно которому, университет передал в безвозмездное пользование организации здание, где ранее располагалась библиотека РХТУ.
«Сегодня один из корпусов Российского химико-технологического университета начал вторую жизнь – в качестве уникального мультиформатного пространства Российских студенческих отрядов. В РХТУ исторически существовали студенческие отряды: ребята работали на строительстве первых станций московского метро, участвовали в возведении гигантов химии в годы предвоенных пятилеток, ездили на целину. Целинный студенческий отряд Менделеевского университета возглавлял студент Валерий Легасов, будущий академик и Герой России. [Да-да – тот самый – прим. НОП]. Сейчас мы хотим возобновить эту замечательную традицию, которая поможет менделеевцам не только проявить свои личные и профессиональные качества, но и набраться практического опыта», - рассказал НОП Александр Мажуга, ректор РХТУ.
«В День российских студенческих отрядов я желаю РСО успехов, развития и новых партнеров! Пусть перед ребятами открываются новые горизонты возможностей!», - сказал он в своем напутствии.
Вся информация в музее представлена на интерактивных экранах с touchscreen и на современных мультимедийных стендах. Посетители музея могут ознакомиться с «живой историей» движения студенческих отрядов, узнать о текущей деятельности организаций в регионах и многое другое. Также в музее представлены стенды крупных работодателей и партнеров РСО, с помощью которых гости имеют возможность отправить свое резюме потенциальному работодателю напрямую.
Первый этаж занимает коворкинг-зона, конференц-зал, студия звукозаписи и фотостудия. Второй – офисные помещения для сотрудников Центрального штаба РСО и дочерних организаций, типография. Кроме того, в здании есть специализированное оборудование для перемещения маломобильных групп населения на колясках.
Как раз вчера Российские студенческие отряды отпраздновали свои 60 лет, РХТУ смог подарить достойный и ценный подарок для дальнейшего развития организации.
Отдельно отметим, что студенческие отряды во многих аспектах связаны с реализацией университетом своей «третьей миссии». Они позволяют попробовать разные сферы деятельности, которые объединены важной идеей – помощи своему Отечеству и всем, кто живет в России. Погружение РСО в университетское пространство РХТУ принесет пользу обеим сторонам. А Менделеевский университет подает всем отличный пример того, как должно осуществляться взаимодействие с общественными структурами – на равноправной и взаимовыгодной основе.
17 февраля в Москве состоялось торжественное открытие интерактивного музея Российских студенческих отрядов и мультиформатного пространства для молодежи. В торжественной церемонии приняли участие вице-премьер Татьяна Голикова, замминистра науки и высшего образования Елена Дружинина, ректор РХТУ Александр Мажуга и Алексей Рябцевич, председатель Молодежной общероссийской общественной организацией «Российские Студенческие отряды» (МООО «РСО»).
В конце 2019 года между РХТУ им. Д.И. Менделеева и РСО было подписано Соглашение, согласно которому, университет передал в безвозмездное пользование организации здание, где ранее располагалась библиотека РХТУ.
«Сегодня один из корпусов Российского химико-технологического университета начал вторую жизнь – в качестве уникального мультиформатного пространства Российских студенческих отрядов. В РХТУ исторически существовали студенческие отряды: ребята работали на строительстве первых станций московского метро, участвовали в возведении гигантов химии в годы предвоенных пятилеток, ездили на целину. Целинный студенческий отряд Менделеевского университета возглавлял студент Валерий Легасов, будущий академик и Герой России. [Да-да – тот самый – прим. НОП]. Сейчас мы хотим возобновить эту замечательную традицию, которая поможет менделеевцам не только проявить свои личные и профессиональные качества, но и набраться практического опыта», - рассказал НОП Александр Мажуга, ректор РХТУ.
«В День российских студенческих отрядов я желаю РСО успехов, развития и новых партнеров! Пусть перед ребятами открываются новые горизонты возможностей!», - сказал он в своем напутствии.
Вся информация в музее представлена на интерактивных экранах с touchscreen и на современных мультимедийных стендах. Посетители музея могут ознакомиться с «живой историей» движения студенческих отрядов, узнать о текущей деятельности организаций в регионах и многое другое. Также в музее представлены стенды крупных работодателей и партнеров РСО, с помощью которых гости имеют возможность отправить свое резюме потенциальному работодателю напрямую.
Первый этаж занимает коворкинг-зона, конференц-зал, студия звукозаписи и фотостудия. Второй – офисные помещения для сотрудников Центрального штаба РСО и дочерних организаций, типография. Кроме того, в здании есть специализированное оборудование для перемещения маломобильных групп населения на колясках.
Как раз вчера Российские студенческие отряды отпраздновали свои 60 лет, РХТУ смог подарить достойный и ценный подарок для дальнейшего развития организации.
Отдельно отметим, что студенческие отряды во многих аспектах связаны с реализацией университетом своей «третьей миссии». Они позволяют попробовать разные сферы деятельности, которые объединены важной идеей – помощи своему Отечеству и всем, кто живет в России. Погружение РСО в университетское пространство РХТУ принесет пользу обеим сторонам. А Менделеевский университет подает всем отличный пример того, как должно осуществляться взаимодействие с общественными структурами – на равноправной и взаимовыгодной основе.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер:
Цифровая трансформация в регионах, включая доступность всех массовых и социально значимых госуслуг в электронном виде, – это в том числе ответственность руководителей субъектов, их KPI, если хотите. Поэтому стимул уже есть. Институт РЦТшников одобрил президент Владимир Путин. И он поддержал наше предложение подключить к этой работе губернаторов, чтобы они назначили ответственных за цифровую трансформацию и курировали эту работу на местах.
Хотим выразить мнение, так как наблюдаем и изнутри, и со стороны.
Считаем Чернышенко реально хорошим управленцем, который не просто вник в суть задач и организовал работающий механизм выполнения поручений, но держит задачи цифровой трансформации регионов и отдельных сфер на личном контроле. Конечно, не всё идеально в "оцифровке" регионов, а кое-где и буксует. Но все такие кейсы видны, и по ним идёт отработка решения "до результата".
Результат - люди в итоге должны иметь удобные, полезные цифровые сервисы, и уметь ими пользоваться.
Много говорится о том, что нужны "архитекторы" - которые будут создавать принципиально новые общественно-политические "здания" и перестраивать текущие практики. Уже сейчас видно, что Дмитрий Чернышенко мыслит именно таким образом. Увы, из отраслевых келий тем, кто руководствуется узко-отраслевыми и/или исключительно корпоративными интересами, это видно не всегда.
К большому удивлению редакции НОП, в телеграме прозвучало мнение коллеги, усомнившегося в эффективности решений и мер по работе некоторых сервисов госуслуг по линии Минцифры. Идеального нет, для того и работаем.
Ну а мы, в свою очередь, отметим, что за короткий период времени вице-премьер заработал авторитет в разношерстной системе науки и высшего образования. НОП ежедневно получает обратную связь от десятков представителей губернаторских команд, ректоров, ученых, руководитетелей бизнеса - у Чернышенко реально высокий кредит доверия, который он оправдывает конкретными делами.
Не всё получается сделать молниеносно, но работа кипит по всей стране. В том числе, по этой причине, вузовское сообщество и связанный IT-бизнес очень ждёт встречи с Дмитрием Чернышенко, которая состоится 6 марта в Иннополисе.
Цифровая трансформация в регионах, включая доступность всех массовых и социально значимых госуслуг в электронном виде, – это в том числе ответственность руководителей субъектов, их KPI, если хотите. Поэтому стимул уже есть. Институт РЦТшников одобрил президент Владимир Путин. И он поддержал наше предложение подключить к этой работе губернаторов, чтобы они назначили ответственных за цифровую трансформацию и курировали эту работу на местах.
Хотим выразить мнение, так как наблюдаем и изнутри, и со стороны.
Считаем Чернышенко реально хорошим управленцем, который не просто вник в суть задач и организовал работающий механизм выполнения поручений, но держит задачи цифровой трансформации регионов и отдельных сфер на личном контроле. Конечно, не всё идеально в "оцифровке" регионов, а кое-где и буксует. Но все такие кейсы видны, и по ним идёт отработка решения "до результата".
Результат - люди в итоге должны иметь удобные, полезные цифровые сервисы, и уметь ими пользоваться.
Много говорится о том, что нужны "архитекторы" - которые будут создавать принципиально новые общественно-политические "здания" и перестраивать текущие практики. Уже сейчас видно, что Дмитрий Чернышенко мыслит именно таким образом. Увы, из отраслевых келий тем, кто руководствуется узко-отраслевыми и/или исключительно корпоративными интересами, это видно не всегда.
К большому удивлению редакции НОП, в телеграме прозвучало мнение коллеги, усомнившегося в эффективности решений и мер по работе некоторых сервисов госуслуг по линии Минцифры. Идеального нет, для того и работаем.
Ну а мы, в свою очередь, отметим, что за короткий период времени вице-премьер заработал авторитет в разношерстной системе науки и высшего образования. НОП ежедневно получает обратную связь от десятков представителей губернаторских команд, ректоров, ученых, руководитетелей бизнеса - у Чернышенко реально высокий кредит доверия, который он оправдывает конкретными делами.
Не всё получается сделать молниеносно, но работа кипит по всей стране. В том числе, по этой причине, вузовское сообщество и связанный IT-бизнес очень ждёт встречи с Дмитрием Чернышенко, которая состоится 6 марта в Иннополисе.
Сегодня в 18:00 (Мск) наши друзья и партнеры из ММСО собирают друзей, бизнес-партнеров, международных и региональных партнёров, всех уважаемых экспертов на традиционное событие «Салон в стиле джаз», который пройдёт по адресу mmco-expo.ru.
Разговор пойдёт о том, каким будет Московский международный салон образования - 2021. А именно про концепцию и стратегию развития, про основные акценты и задачи, которые салон будет решать в этом году.
ММСО пройдёт в новом старом формате. Что это значит и все прочие детали, узнаете во время встречи на «Салоне в стиле джаз».
В разговоре примут участие Максим Казарновский, Директор АНО «ММСО» (Московский международный салон образования), Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Инобра ВШЭ,
научный руководитель
Экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика", Вениамин Каганов,
Куратор спецпроекта "Финансовая грамотность", Директор Ассоциации Развития Финансовой Грамотности.
https://vk.com/videos-89014401?_smt=public%3A1&z=video-89014401_456239308%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
Разговор пойдёт о том, каким будет Московский международный салон образования - 2021. А именно про концепцию и стратегию развития, про основные акценты и задачи, которые салон будет решать в этом году.
ММСО пройдёт в новом старом формате. Что это значит и все прочие детали, узнаете во время встречи на «Салоне в стиле джаз».
В разговоре примут участие Максим Казарновский, Директор АНО «ММСО» (Московский международный салон образования), Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Инобра ВШЭ,
научный руководитель
Экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика", Вениамин Каганов,
Куратор спецпроекта "Финансовая грамотность", Директор Ассоциации Развития Финансовой Грамотности.
https://vk.com/videos-89014401?_smt=public%3A1&z=video-89014401_456239308%2Fclub89014401%2Fpl_-89014401_-2
Forwarded from НОП - Лаборатория Непрерывного Образования
Микрообучение взрослых
Формат, который используется, как правило, на смартфонах и представляет собой набор коротких предзаписанных уроков длительностью 3-5 минут. Каждый урок несет в себе одну завершенную мысль.
Для микрообучения используются видеоролики, лонгриды, подкасты и набор тестов, опросов и других интерактивных механик. Главная особенность – возможность учиться между делами, не отвлекаясь от своих рабочих задач, например, в транспорте, в перерыве и просто за кофе, в свободную минуту.
О микрообучении и перспективах его включения в большие образовательные программы в интервью "Лаборатории Непрерывного Образования" рассказывает Роман Мандрик, генеральный директор компании Skill Cup.
https://www.youtube.com/watch?v=07pQ4J-ABV4
Формат, который используется, как правило, на смартфонах и представляет собой набор коротких предзаписанных уроков длительностью 3-5 минут. Каждый урок несет в себе одну завершенную мысль.
Для микрообучения используются видеоролики, лонгриды, подкасты и набор тестов, опросов и других интерактивных механик. Главная особенность – возможность учиться между делами, не отвлекаясь от своих рабочих задач, например, в транспорте, в перерыве и просто за кофе, в свободную минуту.
О микрообучении и перспективах его включения в большие образовательные программы в интервью "Лаборатории Непрерывного Образования" рассказывает Роман Мандрик, генеральный директор компании Skill Cup.
https://www.youtube.com/watch?v=07pQ4J-ABV4
YouTube
Микрообучение – новый формат образования взрослых
Что такое микрообучение? Почему оно актуально и востребовано? Есть ли перспективы внедрения элементов микрообучения в общее и высшее образование? Рассказывает генеральный директор компании Skill Cup Роман Мандрик.
Иммунитет, питание, просвещение
Геннадий Онищенко как академик РАН и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, а также в качестве врач-эпидемиолога, длительное время занимавшего пост главы Роспотрбенадзора, на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» рассказал о сформировавшемся популяционном иммунитете к COVID-19 в Москве, о котором мы уже можем говорить благодаря иммунизации и количеству уже переболевшего населения.
Переходя к вопросам образования, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Геннадий Онищенко отдельно обозначил значимость закона о горячем школьном питании для младших школьников, реализацию которого усложнил коронакризис, продемонстрировав, что документы необходимы доработки и корректировки.
Геннадий Онищенко поделился своей позицией о поправках к закону «Об образовании» о просветительской деятельности, которые вызвали общественный резонанс и привлекли внимание экспертов: «Я считаю, что государство не только должно, но и обязано защищать свои интересы. Закон нужно принимать, никто никого ущемлять не будет, если будет соблюдаться закон, если в рамках того, что происходит, когда иностранные преподаватели вне рамок образовательного процесса занимаются привитием нашим молодым людям не тех ценностей, которые защищают наше государство. Закон актуальный, его нужно принимать, и законоприменительная практика покажет, где его нужно корректировать, усиливать, но ничего не делать в этом направлении со стороны государства преступно».
15 февраля было опубликовано открытое письмо общественной организации «Родители Москвы» с обращением к правительству, которое не осталось незамеченным. Геннадий Онищенко отметил, что само письмо говорит о неравнодушном отношении родителей к вопросам образования, но некоторые выводы, которые делаются в письме о цифровизации образования, по его мнению, надуманные и поэтому многие вопросы необходимо разъяснять. Но тот факт, что это не митинг, не требования без обоснований, а попытка системного подхода в осмыслении того, что происходит, требует встреч и разъяснений.
Подробнее: http://pressmia.ru/pressclub/20210216/953097550.html
Геннадий Онищенко как академик РАН и первый заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию и науке, а также в качестве врач-эпидемиолога, длительное время занимавшего пост главы Роспотрбенадзора, на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» рассказал о сформировавшемся популяционном иммунитете к COVID-19 в Москве, о котором мы уже можем говорить благодаря иммунизации и количеству уже переболевшего населения.
Переходя к вопросам образования, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Геннадий Онищенко отдельно обозначил значимость закона о горячем школьном питании для младших школьников, реализацию которого усложнил коронакризис, продемонстрировав, что документы необходимы доработки и корректировки.
Геннадий Онищенко поделился своей позицией о поправках к закону «Об образовании» о просветительской деятельности, которые вызвали общественный резонанс и привлекли внимание экспертов: «Я считаю, что государство не только должно, но и обязано защищать свои интересы. Закон нужно принимать, никто никого ущемлять не будет, если будет соблюдаться закон, если в рамках того, что происходит, когда иностранные преподаватели вне рамок образовательного процесса занимаются привитием нашим молодым людям не тех ценностей, которые защищают наше государство. Закон актуальный, его нужно принимать, и законоприменительная практика покажет, где его нужно корректировать, усиливать, но ничего не делать в этом направлении со стороны государства преступно».
15 февраля было опубликовано открытое письмо общественной организации «Родители Москвы» с обращением к правительству, которое не осталось незамеченным. Геннадий Онищенко отметил, что само письмо говорит о неравнодушном отношении родителей к вопросам образования, но некоторые выводы, которые делаются в письме о цифровизации образования, по его мнению, надуманные и поэтому многие вопросы необходимо разъяснять. Но тот факт, что это не митинг, не требования без обоснований, а попытка системного подхода в осмыслении того, что происходит, требует встреч и разъяснений.
Подробнее: http://pressmia.ru/pressclub/20210216/953097550.html
Политехнический центр вакцинации
17 февраля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) открылся прививочный центр для сотрудников и студентов.
В открытии профильного прививочного центра приняли участие Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН, и Оксана Алешко, главный врач городской поликлиники №76, на базе которой и был открыт центр.
В прививочный центр закуплено все необходимое оборудование, в частности холодильники для хранения вакцин. Ректором СПбПУ утверждено положение, регламентирующее процесс вакцинации внутри Политеха. Этот нормативный документ стал частью Методических указаний по безопасной деятельности в условиях угрозы Сovid-19. Руководство СПбПУ содействует всем студентам и сотрудникам в записи на вакцинацию и проводит широчайшую информационную кампанию.
По словам медиков, чтобы сформировался коллективный иммунитет, должно быть привито не менее 60% жителей Петербурга. «С учетом нынешних темпов вакцинации – сейчас в городе ежедневно прививают 600-1200 человек, на вакцинацию необходимого количества людей уйдет несколько лет. А нужно прививать минимум 8 тысяч человек в день, чтобы до конца этого года привить 3 миллиона петербуржцев. К пунктам вакцинации потянулись потоки желающих получить вакцину, но мест хватает не всем. Поэтому мы решили проявить инициативу и помочь городу. С учетом того, что Политех – один из крупнейших вузов города, у нас учатся и работают около 40 тысяч человек, мы намерены провести в университете массовую прививочную кампанию, которая станет частью проекта “Чистый кампус”, подразумевающего безопасность во всем, в том числе и антиковидную», – рассказал НОП Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН.
Примечательно, что в числе приоритетных направлений развития вуза Политех видит именно сотрудничество в области медицины и биотехнологий, что подтверждают многочисленные соглашения с профильными организациями.
Так, в январе было подписано соглашение с Институтом системного программирования РАН. Совместные планы предполагают решение крупных естественнонаучных задач с помощью современных IT-технологий.
Центр вакцинации представляет собой один из реальных шагов, отражающих то, насколько медицина важна для университета.
17 февраля в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого (СПбПУ) открылся прививочный центр для сотрудников и студентов.
В открытии профильного прививочного центра приняли участие Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН, и Оксана Алешко, главный врач городской поликлиники №76, на базе которой и был открыт центр.
В прививочный центр закуплено все необходимое оборудование, в частности холодильники для хранения вакцин. Ректором СПбПУ утверждено положение, регламентирующее процесс вакцинации внутри Политеха. Этот нормативный документ стал частью Методических указаний по безопасной деятельности в условиях угрозы Сovid-19. Руководство СПбПУ содействует всем студентам и сотрудникам в записи на вакцинацию и проводит широчайшую информационную кампанию.
По словам медиков, чтобы сформировался коллективный иммунитет, должно быть привито не менее 60% жителей Петербурга. «С учетом нынешних темпов вакцинации – сейчас в городе ежедневно прививают 600-1200 человек, на вакцинацию необходимого количества людей уйдет несколько лет. А нужно прививать минимум 8 тысяч человек в день, чтобы до конца этого года привить 3 миллиона петербуржцев. К пунктам вакцинации потянулись потоки желающих получить вакцину, но мест хватает не всем. Поэтому мы решили проявить инициативу и помочь городу. С учетом того, что Политех – один из крупнейших вузов города, у нас учатся и работают около 40 тысяч человек, мы намерены провести в университете массовую прививочную кампанию, которая станет частью проекта “Чистый кампус”, подразумевающего безопасность во всем, в том числе и антиковидную», – рассказал НОП Андрей Рудской, ректор СПбПУ, академик РАН.
Примечательно, что в числе приоритетных направлений развития вуза Политех видит именно сотрудничество в области медицины и биотехнологий, что подтверждают многочисленные соглашения с профильными организациями.
Так, в январе было подписано соглашение с Институтом системного программирования РАН. Совместные планы предполагают решение крупных естественнонаучных задач с помощью современных IT-технологий.
Центр вакцинации представляет собой один из реальных шагов, отражающих то, насколько медицина важна для университета.
Фонтанка.ру
В Петербурге новый рекорд по количеству сделанных прививок — 1280 за день. Завтра цифра будет заметно меньше
Количество прививок от коронавируса, сделанных в Петербурге 6 января, составило 1280 — на 21,5% больше, чем днем ранее.
Финно-угорский тандем
Институт системного программирования им. В.П. Иванникова и Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева заключили соглашение об организации консорциума «Языки и этногеномика финно-угорских народов». Документ подписали директор ИСП РАН Арутюн Аветисян и ректор университета Сергей Вдовин.
В состав консорциума также вошли Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева и Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.
Соглашение заключено на десять лет в рамках участия в общероссийской программе «Приоритет-2030», направленной на поддержку высших учебных заведений.
Участники консорциума планируют заняться развитием корпусов мордовских диалектов разных периодов, их осмыслением, анализом и созданием морфологических анализаторов. Все это станет основой для создания аудиословарей и обучающих платформ.
Работы будут вестись на платформе ИСП РАН Lingvodoc. Следующим этапом могут стать программы автоматического перевода, системы распознавания орфографии и синтезаторы речи.
Наряду с филологами и программистами в работе консорциума будут участвовать генетики. Они займутся лабораторным анализом полных геномов, широкогеномных панелей, обширной панели маркеров Y-хромосомы и фармакогенетически значимых ДНК-маркеров в популяциях Мордовии и смежных территорий.
Кроме того, будет проведен биоинформатический анализ полногеномных и широкогеномных данных. Наглядным результатом этих исследований станет создание картографического атласа генофондов по различным панелям.
«Сотрудничество с научно-образовательными организациями Мордовии станет важным направлением работы ИСП РАН с региональными вузами и будет способствовать вовлечению студентов в исследовательскую деятельность. У нас уже есть Лаборатория системного программирования в Новгородском госуниверситете, в прошлом году открылась Лаборатория в Орловском, а в январе мы заключили соглашение с питерским Политехом. Такое сотрудничество очень важно, и я надеюсь, что оно будет развиваться и дальше», – подчеркнул Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН в разговоре с НОП.
«Это большое событие для нашего вуза. Главной целью данной научно-исследовательской коллаборации мы видим глубокую интеграцию вуза в финно-угорскую научную тематику и формирование востребованных научных результатов», – отметил Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарёва, специально для НОП.
Исследования в области лингвистики ведутся в ИСП РАН почти 10 лет. В 2012 г. в рамках проекта с Институтом языкознания РАН и Томским государственным университетом началась разработка кроссплатформенной системы Lingvodoc, предназначенной для совместной многопользовательской документации исчезающих языков, создания многослойных словарей и научной работы с полученными звуковыми и текстовыми данными. В настоящее время Lingvodoc используется лингвистами из 29 вузов и НИИ.
С 2019 г. в ИСП РАН действует лингвистическая лаборатория под руководством д.ф.н. Юлии Норманской. В области биомедицины институт участвует в создании научного центра мирового уровня с Сеченовским университетом и другими партнерами, а также ведет ряд медицинских проектов.
Мордовский университет является лидером международных ассоциированных финно-угорских университетов. В вузе создан Информационно-ресурсный центр «Наследие культур финно-угорских народов», действует научный центр финно-угроведения. Издается научный журнал «Финно-угорский мир».
Институт системного программирования им. В.П. Иванникова и Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева заключили соглашение об организации консорциума «Языки и этногеномика финно-угорских народов». Документ подписали директор ИСП РАН Арутюн Аветисян и ректор университета Сергей Вдовин.
В состав консорциума также вошли Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева и Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.
Соглашение заключено на десять лет в рамках участия в общероссийской программе «Приоритет-2030», направленной на поддержку высших учебных заведений.
Участники консорциума планируют заняться развитием корпусов мордовских диалектов разных периодов, их осмыслением, анализом и созданием морфологических анализаторов. Все это станет основой для создания аудиословарей и обучающих платформ.
Работы будут вестись на платформе ИСП РАН Lingvodoc. Следующим этапом могут стать программы автоматического перевода, системы распознавания орфографии и синтезаторы речи.
Наряду с филологами и программистами в работе консорциума будут участвовать генетики. Они займутся лабораторным анализом полных геномов, широкогеномных панелей, обширной панели маркеров Y-хромосомы и фармакогенетически значимых ДНК-маркеров в популяциях Мордовии и смежных территорий.
Кроме того, будет проведен биоинформатический анализ полногеномных и широкогеномных данных. Наглядным результатом этих исследований станет создание картографического атласа генофондов по различным панелям.
«Сотрудничество с научно-образовательными организациями Мордовии станет важным направлением работы ИСП РАН с региональными вузами и будет способствовать вовлечению студентов в исследовательскую деятельность. У нас уже есть Лаборатория системного программирования в Новгородском госуниверситете, в прошлом году открылась Лаборатория в Орловском, а в январе мы заключили соглашение с питерским Политехом. Такое сотрудничество очень важно, и я надеюсь, что оно будет развиваться и дальше», – подчеркнул Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН в разговоре с НОП.
«Это большое событие для нашего вуза. Главной целью данной научно-исследовательской коллаборации мы видим глубокую интеграцию вуза в финно-угорскую научную тематику и формирование востребованных научных результатов», – отметил Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарёва, специально для НОП.
Исследования в области лингвистики ведутся в ИСП РАН почти 10 лет. В 2012 г. в рамках проекта с Институтом языкознания РАН и Томским государственным университетом началась разработка кроссплатформенной системы Lingvodoc, предназначенной для совместной многопользовательской документации исчезающих языков, создания многослойных словарей и научной работы с полученными звуковыми и текстовыми данными. В настоящее время Lingvodoc используется лингвистами из 29 вузов и НИИ.
С 2019 г. в ИСП РАН действует лингвистическая лаборатория под руководством д.ф.н. Юлии Норманской. В области биомедицины институт участвует в создании научного центра мирового уровня с Сеченовским университетом и другими партнерами, а также ведет ряд медицинских проектов.
Мордовский университет является лидером международных ассоциированных финно-угорских университетов. В вузе создан Информационно-ресурсный центр «Наследие культур финно-угорских народов», действует научный центр финно-угроведения. Издается научный журнал «Финно-угорский мир».
Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка
Мы всегда говорили, что дистанционное обучение никогда не заменит очное.
Мы много общаемся с учителями, директорами и региональными министрами, и, когда мы в марте услышали, что у многих регионов нет никаких инструментов для обучения детей, для того чтобы каждый ребёнок успешно завершил обучение, мы совершенно бесплатно в кратчайшие сроки предоставили возможность школьникам и учителям в 23 регионах использовать платформу в образовательном процессе.
Конечно же, это потребовало колоссальной концентрации и мобилизации всей команды Сбера, личной вовлечённости губернаторов, региональных министерств и, главное, учителей.
Я совершенно убеждена, что никакой цифровой сервис не сможет заменить учителя, эта профессия остро востребована сейчас и останется такой в будущем.
Мы уделяем большое внимание поддержке учителей. Для учителей, которые работают на СберКлассе, мы обеспечиваем постоянную техническую и методическую поддержку, проводим обучение по специальной лицензированной программе повышения квалификации.
https://ug.ru/marina-rakova-sut-obrazovaniya-vzaimodejstvie-obuchaemogo-i-nastavnika/
Мы всегда говорили, что дистанционное обучение никогда не заменит очное.
Мы много общаемся с учителями, директорами и региональными министрами, и, когда мы в марте услышали, что у многих регионов нет никаких инструментов для обучения детей, для того чтобы каждый ребёнок успешно завершил обучение, мы совершенно бесплатно в кратчайшие сроки предоставили возможность школьникам и учителям в 23 регионах использовать платформу в образовательном процессе.
Конечно же, это потребовало колоссальной концентрации и мобилизации всей команды Сбера, личной вовлечённости губернаторов, региональных министерств и, главное, учителей.
Я совершенно убеждена, что никакой цифровой сервис не сможет заменить учителя, эта профессия остро востребована сейчас и останется такой в будущем.
Мы уделяем большое внимание поддержке учителей. Для учителей, которые работают на СберКлассе, мы обеспечиваем постоянную техническую и методическую поддержку, проводим обучение по специальной лицензированной программе повышения квалификации.
https://ug.ru/marina-rakova-sut-obrazovaniya-vzaimodejstvie-obuchaemogo-i-nastavnika/
Учительская газета
Марина Ракова: никакая платформа не заменит очное обучение – Учительская газета
О дистанте, цифровых платформах, учителях и школьниках, персонализированной модели образования и международном конкурсе по искусственному интеллекту рассказывает Марина РАКОВА, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка.…
Forwarded from Майский указ
🔬 "Год науки" шагает по России. Сопредседатели Оргкомитета по его проведению — вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник Президента Андрей Фурсенко провели первое публичное заседание, в ходе которого утвердили план основных мероприятий, "тематики" по месяцам и определили оператора года, которым выбрано АНО "Национальные приоритеты" Софии Малявиной.
🔺Официальным сайтом мероприятий Года науки (также как и нацпроекта "Наука") в 2021 году будет портал ГОДНАУКИ.РФ, который разработан студией Артемия Лебедева и станет главной "научной" информационной площадкой страны в 2021 году.
🔺АНО "Национальные приоритеты" назначено оператором проведения организационных и информационных мероприятий года, а также возьмётся за экспертное обеспеченнее реализации всего запланировано для популяризации отечественных исследований и исследователей.
🔺Определены тематики каждого конкретного месяца в рамках Года Науки-2021 (это, кстати, нетипичный подход, который ранее никем не практиковался):
март будет посвящен "Новой медицине";
апрель — "Освоению космоса";
май — новым вызовам и угрозам в сфере безопасности,
в июне Год Науки пройдет под эгидой "Новых производственных технологий и материалов";
в июле главной станет весьма сложная для понимания тема "Связанность территорий и освоение пространств";
в августе сделают упор на "Климате и экологии";
сентябрь — месяц "Генетики и качества жизни";
октябрь — "Энергетика будущего";
ноябрь отдадут "Искусственному интеллекту",
а декабрь — комплексной теме под многозначительным названием "Человек, природа, общество и технология".
Заниматься реализацией утвержденного плана мероприятий будут рабочие группы экспертного уровня, которые, наряду с крупными чиновниками (например, авторитетным Александром Смирновым из Администрации Президента), возглавят также представители бизнеса (Александр Шохин из РСПП).
Короче, как утверждают собеседники @maydecree "Год Науки обещает быть крутым". Надеемся и ждём не только грамотного информационного сопровождения всех запланированных мероприятий, но и реального эффекта для отечественной науки, которая, несмотря на колоссальные финансовые вливания последних лет, всё ещё отстает в сфере конкретных и прикладных разработок от лучших зарубежных практик.
🔺Официальным сайтом мероприятий Года науки (также как и нацпроекта "Наука") в 2021 году будет портал ГОДНАУКИ.РФ, который разработан студией Артемия Лебедева и станет главной "научной" информационной площадкой страны в 2021 году.
🔺АНО "Национальные приоритеты" назначено оператором проведения организационных и информационных мероприятий года, а также возьмётся за экспертное обеспеченнее реализации всего запланировано для популяризации отечественных исследований и исследователей.
🔺Определены тематики каждого конкретного месяца в рамках Года Науки-2021 (это, кстати, нетипичный подход, который ранее никем не практиковался):
март будет посвящен "Новой медицине";
апрель — "Освоению космоса";
май — новым вызовам и угрозам в сфере безопасности,
в июне Год Науки пройдет под эгидой "Новых производственных технологий и материалов";
в июле главной станет весьма сложная для понимания тема "Связанность территорий и освоение пространств";
в августе сделают упор на "Климате и экологии";
сентябрь — месяц "Генетики и качества жизни";
октябрь — "Энергетика будущего";
ноябрь отдадут "Искусственному интеллекту",
а декабрь — комплексной теме под многозначительным названием "Человек, природа, общество и технология".
Заниматься реализацией утвержденного плана мероприятий будут рабочие группы экспертного уровня, которые, наряду с крупными чиновниками (например, авторитетным Александром Смирновым из Администрации Президента), возглавят также представители бизнеса (Александр Шохин из РСПП).
Короче, как утверждают собеседники @maydecree "Год Науки обещает быть крутым". Надеемся и ждём не только грамотного информационного сопровождения всех запланированных мероприятий, но и реального эффекта для отечественной науки, которая, несмотря на колоссальные финансовые вливания последних лет, всё ещё отстает в сфере конкретных и прикладных разработок от лучших зарубежных практик.
Деньги влекут в науку
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил два аналитических материла. Сегодня опубликовано исследование об объеме финансирования науки, а чуть ранее вышел материал о привлекательности науки как сферы деятельности.
Ассигнования на гражданскую науку предусмотрены в составе 35 госпрограмм, их общий объем составит 563,5 млрд руб. Значительный объем ассигнований на гражданскую науку аккумулируется в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (258,6 млрд руб., или 45,9%).
В 2021 году ассигнования на гражданскую науку по непрограммным направлениям деятельности составят 988,4 млн руб., при этом 618 млн руб. (62,5%) планируется направить на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов, 266,2 млн руб. (26,9%) – в области образования; 103,9 млн руб. (10,5%) – на фундаментальные исследования.
В России совокупное финансирование научно-исследовательских проектов с 2014 по 2019 год возросло в 2,7 раза – с 12,5 до 34,7 миллиарда рублей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на Минобрнауки. В 1,3 раза увеличилась доля поддержанных научно-исследовательских проектов. Грантополучателей за четыре года стало больше примерно на 43 процента, в том числе ученых в возрасте до 39 лет (число молодых ученых, получивших гранты, выросло на 60 процентов). Выросла и доля молодых исследователей – получателей финансовой поддержки по отношению к общей численности молодых ученых до 39 лет в России. С 2014 года она увеличилась на 15,3 процента.
И в этих вопросах, как всегда, мы попадаем в ситуацию с тремя слепыми, описывающими слона.
Статистика подсказывает, что денег на науку выделяется достаточно много. Зарплаты в сфере растут, ее привлекательность повышается – и это способствует привлечению молодежи. Доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016–2019 гг. увеличилась с 32 до 62%.
Привлекательность работы в науке растет под влиянием комплекса факторов. Один из них – повышение оплаты труда научных работников и, как следствие, изменение сложившегося еще в период экономических потрясений 1990-х годов стереотипа о низкой зарплате ученых.
«Проявляется безусловная связь между интересом к науке как сфере профессиональной деятельности и уровнем инвестиций в эту сферу», – отметил для «Российской газеты» первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Для молодежи ключевым фактором выбора карьеры является зарплата. А раз так – то рост популярности научной стези явно связан с появлением финансовых перспектив. Важным фактором стали и «майские указы», и более точечные форматы поддержки.
С другой стороны, актуальной становится проблема соотношения усредненных данных с реальностью дохода конкретных исследователей. Здесь важно отметить, что восприятие ситуации в сфере исследований и разработок опирается как на общие наблюдения (а на уровне статистики доходы однозначно растут), так и на более субъективные впечатления – о реальных зарплатах узнают от друзей и знакомых. Кейс Анастасии Проскуриной выявил некоторые парадоксы в формате исполнения «майских указов» - все стороны всё, что надо сделали, а у конкретного ученого зарплата прискорбно низкая.
Конкретика – это третье измерение восприятия. О кейсах перегибов сейчас становится известно много и быстро. В итоге может сложиться впечатление о системности проблем. Хотя тех, кто действительно приобрел в зарплате значительно больше.
Как раз то, что молодежь (для себя) и родители (для своих детей) более активно рассматривают науку как сферу профессиональной деятельности и показывают, что, с системной точки зрения, ситуация действительно хорошая. Не отличная – потому как есть проблемы, но уж точно не катастрофически плохая, каковой ее регулярно пытаются представить.
Материалы: статья в Российской газете, бюллетени ИССЭЗ НИУ ВШЭ о финансировании и привлекательности науки.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил два аналитических материла. Сегодня опубликовано исследование об объеме финансирования науки, а чуть ранее вышел материал о привлекательности науки как сферы деятельности.
Ассигнования на гражданскую науку предусмотрены в составе 35 госпрограмм, их общий объем составит 563,5 млрд руб. Значительный объем ассигнований на гражданскую науку аккумулируется в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (258,6 млрд руб., или 45,9%).
В 2021 году ассигнования на гражданскую науку по непрограммным направлениям деятельности составят 988,4 млн руб., при этом 618 млн руб. (62,5%) планируется направить на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов, 266,2 млн руб. (26,9%) – в области образования; 103,9 млн руб. (10,5%) – на фундаментальные исследования.
В России совокупное финансирование научно-исследовательских проектов с 2014 по 2019 год возросло в 2,7 раза – с 12,5 до 34,7 миллиарда рублей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на Минобрнауки. В 1,3 раза увеличилась доля поддержанных научно-исследовательских проектов. Грантополучателей за четыре года стало больше примерно на 43 процента, в том числе ученых в возрасте до 39 лет (число молодых ученых, получивших гранты, выросло на 60 процентов). Выросла и доля молодых исследователей – получателей финансовой поддержки по отношению к общей численности молодых ученых до 39 лет в России. С 2014 года она увеличилась на 15,3 процента.
И в этих вопросах, как всегда, мы попадаем в ситуацию с тремя слепыми, описывающими слона.
Статистика подсказывает, что денег на науку выделяется достаточно много. Зарплаты в сфере растут, ее привлекательность повышается – и это способствует привлечению молодежи. Доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016–2019 гг. увеличилась с 32 до 62%.
Привлекательность работы в науке растет под влиянием комплекса факторов. Один из них – повышение оплаты труда научных работников и, как следствие, изменение сложившегося еще в период экономических потрясений 1990-х годов стереотипа о низкой зарплате ученых.
«Проявляется безусловная связь между интересом к науке как сфере профессиональной деятельности и уровнем инвестиций в эту сферу», – отметил для «Российской газеты» первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Для молодежи ключевым фактором выбора карьеры является зарплата. А раз так – то рост популярности научной стези явно связан с появлением финансовых перспектив. Важным фактором стали и «майские указы», и более точечные форматы поддержки.
С другой стороны, актуальной становится проблема соотношения усредненных данных с реальностью дохода конкретных исследователей. Здесь важно отметить, что восприятие ситуации в сфере исследований и разработок опирается как на общие наблюдения (а на уровне статистики доходы однозначно растут), так и на более субъективные впечатления – о реальных зарплатах узнают от друзей и знакомых. Кейс Анастасии Проскуриной выявил некоторые парадоксы в формате исполнения «майских указов» - все стороны всё, что надо сделали, а у конкретного ученого зарплата прискорбно низкая.
Конкретика – это третье измерение восприятия. О кейсах перегибов сейчас становится известно много и быстро. В итоге может сложиться впечатление о системности проблем. Хотя тех, кто действительно приобрел в зарплате значительно больше.
Как раз то, что молодежь (для себя) и родители (для своих детей) более активно рассматривают науку как сферу профессиональной деятельности и показывают, что, с системной точки зрения, ситуация действительно хорошая. Не отличная – потому как есть проблемы, но уж точно не катастрофически плохая, каковой ее регулярно пытаются представить.
Материалы: статья в Российской газете, бюллетени ИССЭЗ НИУ ВШЭ о финансировании и привлекательности науки.
Наталья Починок, ректор РГСУ, специально для НОП
Не знаю какая погода в Якутске в середине марта, но вижу точно будет жарко! Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 18-19 марта соберёт в СВФУ @svfunews в Якутске весь опорный пояс образовательного и научного сообщества, руководителей территорий, институтов развития.
Евгений Сжёнов @szhenov, удостоверившись off-line, что Российский государственный социальный университет реально на 100% цифровой, бесшовно интегрированный в государственный маркетплейс рынка труда Работа в России, позвал лететь в Якутск и делиться опытом с коллегами.
Хочу на площадках Форума также обсудить идею поддержки индивидуальной траектории развития (обучения + воспитания) женской половины студенчества. Ведь университеты не только должны увидеть и раскрыть профессиональные таланты для успешной карьеры, но и идеологически пропитать национальными целями демографии и социальной политики в целом)😉 Для меня лично это важно, так как две трети студентов РГСУ девушки.
Кстати, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности «Сенежа» @senezh_rsv и команда РСВ @stranavozmojnostey уже продвигают эту тему всерьёз и провели несколько образовательных треков для женщин - лидеров!
Не знаю какая погода в Якутске в середине марта, но вижу точно будет жарко! Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 18-19 марта соберёт в СВФУ @svfunews в Якутске весь опорный пояс образовательного и научного сообщества, руководителей территорий, институтов развития.
Евгений Сжёнов @szhenov, удостоверившись off-line, что Российский государственный социальный университет реально на 100% цифровой, бесшовно интегрированный в государственный маркетплейс рынка труда Работа в России, позвал лететь в Якутск и делиться опытом с коллегами.
Хочу на площадках Форума также обсудить идею поддержки индивидуальной траектории развития (обучения + воспитания) женской половины студенчества. Ведь университеты не только должны увидеть и раскрыть профессиональные таланты для успешной карьеры, но и идеологически пропитать национальными целями демографии и социальной политики в целом)😉 Для меня лично это важно, так как две трети студентов РГСУ девушки.
Кстати, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности «Сенежа» @senezh_rsv и команда РСВ @stranavozmojnostey уже продвигают эту тему всерьёз и провели несколько образовательных треков для женщин - лидеров!