Forwarded from Майский указ
🔬 "Год науки" шагает по России. Сопредседатели Оргкомитета по его проведению — вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник Президента Андрей Фурсенко провели первое публичное заседание, в ходе которого утвердили план основных мероприятий, "тематики" по месяцам и определили оператора года, которым выбрано АНО "Национальные приоритеты" Софии Малявиной.
🔺Официальным сайтом мероприятий Года науки (также как и нацпроекта "Наука") в 2021 году будет портал ГОДНАУКИ.РФ, который разработан студией Артемия Лебедева и станет главной "научной" информационной площадкой страны в 2021 году.
🔺АНО "Национальные приоритеты" назначено оператором проведения организационных и информационных мероприятий года, а также возьмётся за экспертное обеспеченнее реализации всего запланировано для популяризации отечественных исследований и исследователей.
🔺Определены тематики каждого конкретного месяца в рамках Года Науки-2021 (это, кстати, нетипичный подход, который ранее никем не практиковался):
март будет посвящен "Новой медицине";
апрель — "Освоению космоса";
май — новым вызовам и угрозам в сфере безопасности,
в июне Год Науки пройдет под эгидой "Новых производственных технологий и материалов";
в июле главной станет весьма сложная для понимания тема "Связанность территорий и освоение пространств";
в августе сделают упор на "Климате и экологии";
сентябрь — месяц "Генетики и качества жизни";
октябрь — "Энергетика будущего";
ноябрь отдадут "Искусственному интеллекту",
а декабрь — комплексной теме под многозначительным названием "Человек, природа, общество и технология".
Заниматься реализацией утвержденного плана мероприятий будут рабочие группы экспертного уровня, которые, наряду с крупными чиновниками (например, авторитетным Александром Смирновым из Администрации Президента), возглавят также представители бизнеса (Александр Шохин из РСПП).
Короче, как утверждают собеседники @maydecree "Год Науки обещает быть крутым". Надеемся и ждём не только грамотного информационного сопровождения всех запланированных мероприятий, но и реального эффекта для отечественной науки, которая, несмотря на колоссальные финансовые вливания последних лет, всё ещё отстает в сфере конкретных и прикладных разработок от лучших зарубежных практик.
🔺Официальным сайтом мероприятий Года науки (также как и нацпроекта "Наука") в 2021 году будет портал ГОДНАУКИ.РФ, который разработан студией Артемия Лебедева и станет главной "научной" информационной площадкой страны в 2021 году.
🔺АНО "Национальные приоритеты" назначено оператором проведения организационных и информационных мероприятий года, а также возьмётся за экспертное обеспеченнее реализации всего запланировано для популяризации отечественных исследований и исследователей.
🔺Определены тематики каждого конкретного месяца в рамках Года Науки-2021 (это, кстати, нетипичный подход, который ранее никем не практиковался):
март будет посвящен "Новой медицине";
апрель — "Освоению космоса";
май — новым вызовам и угрозам в сфере безопасности,
в июне Год Науки пройдет под эгидой "Новых производственных технологий и материалов";
в июле главной станет весьма сложная для понимания тема "Связанность территорий и освоение пространств";
в августе сделают упор на "Климате и экологии";
сентябрь — месяц "Генетики и качества жизни";
октябрь — "Энергетика будущего";
ноябрь отдадут "Искусственному интеллекту",
а декабрь — комплексной теме под многозначительным названием "Человек, природа, общество и технология".
Заниматься реализацией утвержденного плана мероприятий будут рабочие группы экспертного уровня, которые, наряду с крупными чиновниками (например, авторитетным Александром Смирновым из Администрации Президента), возглавят также представители бизнеса (Александр Шохин из РСПП).
Короче, как утверждают собеседники @maydecree "Год Науки обещает быть крутым". Надеемся и ждём не только грамотного информационного сопровождения всех запланированных мероприятий, но и реального эффекта для отечественной науки, которая, несмотря на колоссальные финансовые вливания последних лет, всё ещё отстает в сфере конкретных и прикладных разработок от лучших зарубежных практик.
Деньги влекут в науку
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил два аналитических материла. Сегодня опубликовано исследование об объеме финансирования науки, а чуть ранее вышел материал о привлекательности науки как сферы деятельности.
Ассигнования на гражданскую науку предусмотрены в составе 35 госпрограмм, их общий объем составит 563,5 млрд руб. Значительный объем ассигнований на гражданскую науку аккумулируется в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (258,6 млрд руб., или 45,9%).
В 2021 году ассигнования на гражданскую науку по непрограммным направлениям деятельности составят 988,4 млн руб., при этом 618 млн руб. (62,5%) планируется направить на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов, 266,2 млн руб. (26,9%) – в области образования; 103,9 млн руб. (10,5%) – на фундаментальные исследования.
В России совокупное финансирование научно-исследовательских проектов с 2014 по 2019 год возросло в 2,7 раза – с 12,5 до 34,7 миллиарда рублей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на Минобрнауки. В 1,3 раза увеличилась доля поддержанных научно-исследовательских проектов. Грантополучателей за четыре года стало больше примерно на 43 процента, в том числе ученых в возрасте до 39 лет (число молодых ученых, получивших гранты, выросло на 60 процентов). Выросла и доля молодых исследователей – получателей финансовой поддержки по отношению к общей численности молодых ученых до 39 лет в России. С 2014 года она увеличилась на 15,3 процента.
И в этих вопросах, как всегда, мы попадаем в ситуацию с тремя слепыми, описывающими слона.
Статистика подсказывает, что денег на науку выделяется достаточно много. Зарплаты в сфере растут, ее привлекательность повышается – и это способствует привлечению молодежи. Доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016–2019 гг. увеличилась с 32 до 62%.
Привлекательность работы в науке растет под влиянием комплекса факторов. Один из них – повышение оплаты труда научных работников и, как следствие, изменение сложившегося еще в период экономических потрясений 1990-х годов стереотипа о низкой зарплате ученых.
«Проявляется безусловная связь между интересом к науке как сфере профессиональной деятельности и уровнем инвестиций в эту сферу», – отметил для «Российской газеты» первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Для молодежи ключевым фактором выбора карьеры является зарплата. А раз так – то рост популярности научной стези явно связан с появлением финансовых перспектив. Важным фактором стали и «майские указы», и более точечные форматы поддержки.
С другой стороны, актуальной становится проблема соотношения усредненных данных с реальностью дохода конкретных исследователей. Здесь важно отметить, что восприятие ситуации в сфере исследований и разработок опирается как на общие наблюдения (а на уровне статистики доходы однозначно растут), так и на более субъективные впечатления – о реальных зарплатах узнают от друзей и знакомых. Кейс Анастасии Проскуриной выявил некоторые парадоксы в формате исполнения «майских указов» - все стороны всё, что надо сделали, а у конкретного ученого зарплата прискорбно низкая.
Конкретика – это третье измерение восприятия. О кейсах перегибов сейчас становится известно много и быстро. В итоге может сложиться впечатление о системности проблем. Хотя тех, кто действительно приобрел в зарплате значительно больше.
Как раз то, что молодежь (для себя) и родители (для своих детей) более активно рассматривают науку как сферу профессиональной деятельности и показывают, что, с системной точки зрения, ситуация действительно хорошая. Не отличная – потому как есть проблемы, но уж точно не катастрофически плохая, каковой ее регулярно пытаются представить.
Материалы: статья в Российской газете, бюллетени ИССЭЗ НИУ ВШЭ о финансировании и привлекательности науки.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил два аналитических материла. Сегодня опубликовано исследование об объеме финансирования науки, а чуть ранее вышел материал о привлекательности науки как сферы деятельности.
Ассигнования на гражданскую науку предусмотрены в составе 35 госпрограмм, их общий объем составит 563,5 млрд руб. Значительный объем ассигнований на гражданскую науку аккумулируется в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (258,6 млрд руб., или 45,9%).
В 2021 году ассигнования на гражданскую науку по непрограммным направлениям деятельности составят 988,4 млн руб., при этом 618 млн руб. (62,5%) планируется направить на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов, 266,2 млн руб. (26,9%) – в области образования; 103,9 млн руб. (10,5%) – на фундаментальные исследования.
В России совокупное финансирование научно-исследовательских проектов с 2014 по 2019 год возросло в 2,7 раза – с 12,5 до 34,7 миллиарда рублей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на Минобрнауки. В 1,3 раза увеличилась доля поддержанных научно-исследовательских проектов. Грантополучателей за четыре года стало больше примерно на 43 процента, в том числе ученых в возрасте до 39 лет (число молодых ученых, получивших гранты, выросло на 60 процентов). Выросла и доля молодых исследователей – получателей финансовой поддержки по отношению к общей численности молодых ученых до 39 лет в России. С 2014 года она увеличилась на 15,3 процента.
И в этих вопросах, как всегда, мы попадаем в ситуацию с тремя слепыми, описывающими слона.
Статистика подсказывает, что денег на науку выделяется достаточно много. Зарплаты в сфере растут, ее привлекательность повышается – и это способствует привлечению молодежи. Доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016–2019 гг. увеличилась с 32 до 62%.
Привлекательность работы в науке растет под влиянием комплекса факторов. Один из них – повышение оплаты труда научных работников и, как следствие, изменение сложившегося еще в период экономических потрясений 1990-х годов стереотипа о низкой зарплате ученых.
«Проявляется безусловная связь между интересом к науке как сфере профессиональной деятельности и уровнем инвестиций в эту сферу», – отметил для «Российской газеты» первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Для молодежи ключевым фактором выбора карьеры является зарплата. А раз так – то рост популярности научной стези явно связан с появлением финансовых перспектив. Важным фактором стали и «майские указы», и более точечные форматы поддержки.
С другой стороны, актуальной становится проблема соотношения усредненных данных с реальностью дохода конкретных исследователей. Здесь важно отметить, что восприятие ситуации в сфере исследований и разработок опирается как на общие наблюдения (а на уровне статистики доходы однозначно растут), так и на более субъективные впечатления – о реальных зарплатах узнают от друзей и знакомых. Кейс Анастасии Проскуриной выявил некоторые парадоксы в формате исполнения «майских указов» - все стороны всё, что надо сделали, а у конкретного ученого зарплата прискорбно низкая.
Конкретика – это третье измерение восприятия. О кейсах перегибов сейчас становится известно много и быстро. В итоге может сложиться впечатление о системности проблем. Хотя тех, кто действительно приобрел в зарплате значительно больше.
Как раз то, что молодежь (для себя) и родители (для своих детей) более активно рассматривают науку как сферу профессиональной деятельности и показывают, что, с системной точки зрения, ситуация действительно хорошая. Не отличная – потому как есть проблемы, но уж точно не катастрофически плохая, каковой ее регулярно пытаются представить.
Материалы: статья в Российской газете, бюллетени ИССЭЗ НИУ ВШЭ о финансировании и привлекательности науки.
Наталья Починок, ректор РГСУ, специально для НОП
Не знаю какая погода в Якутске в середине марта, но вижу точно будет жарко! Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 18-19 марта соберёт в СВФУ @svfunews в Якутске весь опорный пояс образовательного и научного сообщества, руководителей территорий, институтов развития.
Евгений Сжёнов @szhenov, удостоверившись off-line, что Российский государственный социальный университет реально на 100% цифровой, бесшовно интегрированный в государственный маркетплейс рынка труда Работа в России, позвал лететь в Якутск и делиться опытом с коллегами.
Хочу на площадках Форума также обсудить идею поддержки индивидуальной траектории развития (обучения + воспитания) женской половины студенчества. Ведь университеты не только должны увидеть и раскрыть профессиональные таланты для успешной карьеры, но и идеологически пропитать национальными целями демографии и социальной политики в целом)😉 Для меня лично это важно, так как две трети студентов РГСУ девушки.
Кстати, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности «Сенежа» @senezh_rsv и команда РСВ @stranavozmojnostey уже продвигают эту тему всерьёз и провели несколько образовательных треков для женщин - лидеров!
Не знаю какая погода в Якутске в середине марта, но вижу точно будет жарко! Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 18-19 марта соберёт в СВФУ @svfunews в Якутске весь опорный пояс образовательного и научного сообщества, руководителей территорий, институтов развития.
Евгений Сжёнов @szhenov, удостоверившись off-line, что Российский государственный социальный университет реально на 100% цифровой, бесшовно интегрированный в государственный маркетплейс рынка труда Работа в России, позвал лететь в Якутск и делиться опытом с коллегами.
Хочу на площадках Форума также обсудить идею поддержки индивидуальной траектории развития (обучения + воспитания) женской половины студенчества. Ведь университеты не только должны увидеть и раскрыть профессиональные таланты для успешной карьеры, но и идеологически пропитать национальными целями демографии и социальной политики в целом)😉 Для меня лично это важно, так как две трети студентов РГСУ девушки.
Кстати, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности «Сенежа» @senezh_rsv и команда РСВ @stranavozmojnostey уже продвигают эту тему всерьёз и провели несколько образовательных треков для женщин - лидеров!
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Счетная Палата: проект повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов 5-100 (2013 г.) не достиг своих целевых показателей.
Проект предполагал вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 г., однако по итогам прошлого года не один из 21 вуза-участника (ВШЭ, МФТИ, РУДН, вузы Казани, Новосибирска, Томска и др.) не попали в первую сотню институциональных рейтингов университетов (ARWU, THE и QS).
В Счетной Палате отметили, что доля российских публикаций в ведущих мировых научных изданиях растет, однако отметили, что проект способствовал усилению концентрации господдержки в относительно небольшой группе вузов-участников, а равноценная поддержка другим категориям российских университетов не оказывалась.
В Миннауке отметили, что недостижение целевых показателей связано с падением курс рубля и сослались на демографический спад, который обусловил существенное снижение числа поступающих.
В то же время в ведомстве отметили, что значимым достижением проекта стала работа по диверсификации источников финансирования университетов. Доля внебюджетных средств, полученных от научно-исследовательских и конструкторских разработок университетов-лидеров превышает 50%.
Осуществлена качественная трансформация университетов на основе ориентации развития определенных секторов экономики и регионов.
Проект предполагал вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 г., однако по итогам прошлого года не один из 21 вуза-участника (ВШЭ, МФТИ, РУДН, вузы Казани, Новосибирска, Томска и др.) не попали в первую сотню институциональных рейтингов университетов (ARWU, THE и QS).
В Счетной Палате отметили, что доля российских публикаций в ведущих мировых научных изданиях растет, однако отметили, что проект способствовал усилению концентрации господдержки в относительно небольшой группе вузов-участников, а равноценная поддержка другим категориям российских университетов не оказывалась.
В Миннауке отметили, что недостижение целевых показателей связано с падением курс рубля и сослались на демографический спад, который обусловил существенное снижение числа поступающих.
В то же время в ведомстве отметили, что значимым достижением проекта стала работа по диверсификации источников финансирования университетов. Доля внебюджетных средств, полученных от научно-исследовательских и конструкторских разработок университетов-лидеров превышает 50%.
Осуществлена качественная трансформация университетов на основе ориентации развития определенных секторов экономики и регионов.
Алексей Кудрин, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ, почётный профессор НИУ ВШЭ, д.э.н.
Председатель Счётной палаты РФ
Вышел отчет "Счетная палата Российской Федерации о Проекте 5-100". Хочу обратить особое внимание на несколько принципиальных моментов.
Первое. Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным системным изменениям. Втрое, с 15 до 51, увеличилось число наших университетов в международных институциональных рейтингах ARWU, THE и QS. Восемь вузов-участников Проекта 5-100 вошли в первую сотню мировых предметных рейтингов, заняв в них 16 позиций. Подчеркну, что речь даже не о рейтингах, а о том, что произошел качественный, а не количественный сдвиг.
Второе. Проект 5-100 существенно усилил университетскую науку, без чего продвижение в мировых рейтингах просто невозможно.
Третье. Программы академического превосходства – это признанный инструмент развития научных и образовательных систем. Такие программы реализуются в Китае, Германии, Японии и десятках других стран и, как правило, они рассчитаны на длительные сроки и требуют серьезного финансирования, большего, чем предполагал проект 5-100.
Проект 5-100 обеспечил ряд условий для запуска новой программы академического лидерства, которая обязательно нужна нашей стране.
В отчете о мероприятии дали соответствующие рекомендации. Движение в верном направлении началось, необходимо наращивать усилия!
Председатель Счётной палаты РФ
Вышел отчет "Счетная палата Российской Федерации о Проекте 5-100". Хочу обратить особое внимание на несколько принципиальных моментов.
Первое. Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным системным изменениям. Втрое, с 15 до 51, увеличилось число наших университетов в международных институциональных рейтингах ARWU, THE и QS. Восемь вузов-участников Проекта 5-100 вошли в первую сотню мировых предметных рейтингов, заняв в них 16 позиций. Подчеркну, что речь даже не о рейтингах, а о том, что произошел качественный, а не количественный сдвиг.
Второе. Проект 5-100 существенно усилил университетскую науку, без чего продвижение в мировых рейтингах просто невозможно.
Третье. Программы академического превосходства – это признанный инструмент развития научных и образовательных систем. Такие программы реализуются в Китае, Германии, Японии и десятках других стран и, как правило, они рассчитаны на длительные сроки и требуют серьезного финансирования, большего, чем предполагал проект 5-100.
Проект 5-100 обеспечил ряд условий для запуска новой программы академического лидерства, которая обязательно нужна нашей стране.
В отчете о мероприятии дали соответствующие рекомендации. Движение в верном направлении началось, необходимо наращивать усилия!
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Друзья, завтра вечером, с 20:00, в clubhouse устроим бодрый разговор про университеты, немножко школы, молодёжь в них и около. Будем ли критиковать молполитику? Конечно! Но весело, как и положено субботним вечером.
Мы и Колей Бажитовым (Институт молодёжи) рассчитываем на уютную компанию Саши Бугаева , Андрея Платонова и Матвея Навдаева (Росмолодёжь), Сергея Шатунова (Минпросвещения), Паши Красноруцкого (РСМ), Миши Балыхина (ректор МГУПП).
И вы - приходите!
Комнату уточним сегодня.
Мы и Колей Бажитовым (Институт молодёжи) рассчитываем на уютную компанию Саши Бугаева , Андрея Платонова и Матвея Навдаева (Росмолодёжь), Сергея Шатунова (Минпросвещения), Паши Красноруцкого (РСМ), Миши Балыхина (ректор МГУПП).
И вы - приходите!
Комнату уточним сегодня.
Коллектив "Научно-образовательной политики" поздравляет с днём рождения Андрея Рудского, ректора Петербургского политеха.
В вузовском сообществе нет человека, который бы сказал что-то неуважительное об Андрее Рудском.
Академик РАН, прекрасный руководитель, настоящий хозяин в своём университете.
А ещё Рудской - великолепный, очень обаятельный оратор, и в самом лучшем смысле государственный человек.
Ректор, у которого день рождения совпадает с днём рождения вверенного университета. С этим мы отдельно поздравляем весь коллектив и студентов Политеха, отмечающих сегодня 122 года со дня основания этого великолепного университета!
Рады, что дружим и работаем в одной команде!
Для НОП Андрей Рудской - настоящая ролевая модель хорошего ректора.
Андрей Иванович, с днём рождения!
В вузовском сообществе нет человека, который бы сказал что-то неуважительное об Андрее Рудском.
Академик РАН, прекрасный руководитель, настоящий хозяин в своём университете.
А ещё Рудской - великолепный, очень обаятельный оратор, и в самом лучшем смысле государственный человек.
Ректор, у которого день рождения совпадает с днём рождения вверенного университета. С этим мы отдельно поздравляем весь коллектив и студентов Политеха, отмечающих сегодня 122 года со дня основания этого великолепного университета!
Рады, что дружим и работаем в одной команде!
Для НОП Андрей Рудской - настоящая ролевая модель хорошего ректора.
Андрей Иванович, с днём рождения!
Стратегии внедрения
Заинтересованность бизнеса в инновационных технологиях в очередной раз подтвердилась на встрече представителей АО «ОХК «УРАЛХИМ» и руководства Московского государственного университета пищевых производств.
В ходе встречи обсуждалось создание единой акселерационной площадки, ставящей перед собой задачи профориентации, образования и научных исследований.
«В формате акселератора мы планируем реализовать «прокачку» молодежи - от школьников до выпускников и действующих работников, прежде всего, Уралхима.
Реализация этой работы планируется в рамках федеральной инновационной площадки МГУПП, центральным ядром которой станет Инжиниринговый центр университета. Именно он сможет оценивать инновационные проекты, стартап-команды, бизнес-партнеров, в том числе и Уралхима.
В рамках акселератора будут формироваться единые команды с выходом на готовый бизнес с финансовой поддержкой от государства, бизнес-партнеров и инвестициями от венчурных фондов,» - рассказал НОП Михаил Балыхин, ректор МГУПП.
Первые темы рамочных соглашений для совместного участия в государственных конкурсах и проектах уже определены.
«Группа компаний Уралхим в ближайшее время планирует производить изолят белка из гороха и построить завод, на пике мощности которого будет производится 11 тысяч тонн горохового белка.
Университет предложил свои партнерские возможности по разработке рецептур и по внедрению горохового белка на российский рынок, в т.ч. для ингредиентных компаний, которые со своей стороны смогут оценить характеристики продукта и дать комментарий по его совершенствованию, улучшению и модификации в зависимости от его применения.
Следует отметить, что при производстве горохового белка создается большое количество отходов, в десятки раз превышающее количество самого продукта.
Как и у любого социально-ориентированного и ответственного производителя в группе компании Уралхим есть потребность в обработке и переработке данных видов отходов. Университетом была предложена схема по производству разлагаемой упаковки с программируемым сроком из отходов производства как возможный дополнительный бизнес в рамках проекта по гороховому изоляту,» - дополнил ректор МГУПП.
В встрече приняли участие и представители компании 3D bioprinting solutions (ГК Инвитро). 3D bioprinting solutions несколько лет занимаются 3D-принтингом в мясном направлении. Изначально они выходили на рынок с большим проектом, который всё ещё продолжается, - 3D-принтинг человеческих органов для пересадки.
На сегодняшний день они работают не только в этой области, но и в разработке технологий 3D-печати и картриджей с наполнителями для печати органического кальмара из растительного сырья; печати наггетсов в сети фастфудов, частично из органического сырья, частично из мясных клеток.
«МГУПП уже давно и успешно разрабатывает как сами пищевые принтеры, так и технологические карты для пищевой 3D-печати, поэтому встреча с представителем группы компании Инвитро 3d bioprinting solutions была особенно интересна для обеих сторон. Представителей компании 3d bioprinting solutions заинтересовали разработки МГУПП по созданию клеточного мяса и альтернативным способом его получения,» - отметил Михаил Балыхин.
Встреча в МГУПП продемонстрировала многоплановость развития вуза и его технологий, а также, что университет явно претендует на роль базовой площадки кооперации профильных министерств, партнёров, бизнеса и науки.
Заинтересованность бизнеса в инновационных технологиях в очередной раз подтвердилась на встрече представителей АО «ОХК «УРАЛХИМ» и руководства Московского государственного университета пищевых производств.
В ходе встречи обсуждалось создание единой акселерационной площадки, ставящей перед собой задачи профориентации, образования и научных исследований.
«В формате акселератора мы планируем реализовать «прокачку» молодежи - от школьников до выпускников и действующих работников, прежде всего, Уралхима.
Реализация этой работы планируется в рамках федеральной инновационной площадки МГУПП, центральным ядром которой станет Инжиниринговый центр университета. Именно он сможет оценивать инновационные проекты, стартап-команды, бизнес-партнеров, в том числе и Уралхима.
В рамках акселератора будут формироваться единые команды с выходом на готовый бизнес с финансовой поддержкой от государства, бизнес-партнеров и инвестициями от венчурных фондов,» - рассказал НОП Михаил Балыхин, ректор МГУПП.
Первые темы рамочных соглашений для совместного участия в государственных конкурсах и проектах уже определены.
«Группа компаний Уралхим в ближайшее время планирует производить изолят белка из гороха и построить завод, на пике мощности которого будет производится 11 тысяч тонн горохового белка.
Университет предложил свои партнерские возможности по разработке рецептур и по внедрению горохового белка на российский рынок, в т.ч. для ингредиентных компаний, которые со своей стороны смогут оценить характеристики продукта и дать комментарий по его совершенствованию, улучшению и модификации в зависимости от его применения.
Следует отметить, что при производстве горохового белка создается большое количество отходов, в десятки раз превышающее количество самого продукта.
Как и у любого социально-ориентированного и ответственного производителя в группе компании Уралхим есть потребность в обработке и переработке данных видов отходов. Университетом была предложена схема по производству разлагаемой упаковки с программируемым сроком из отходов производства как возможный дополнительный бизнес в рамках проекта по гороховому изоляту,» - дополнил ректор МГУПП.
В встрече приняли участие и представители компании 3D bioprinting solutions (ГК Инвитро). 3D bioprinting solutions несколько лет занимаются 3D-принтингом в мясном направлении. Изначально они выходили на рынок с большим проектом, который всё ещё продолжается, - 3D-принтинг человеческих органов для пересадки.
На сегодняшний день они работают не только в этой области, но и в разработке технологий 3D-печати и картриджей с наполнителями для печати органического кальмара из растительного сырья; печати наггетсов в сети фастфудов, частично из органического сырья, частично из мясных клеток.
«МГУПП уже давно и успешно разрабатывает как сами пищевые принтеры, так и технологические карты для пищевой 3D-печати, поэтому встреча с представителем группы компании Инвитро 3d bioprinting solutions была особенно интересна для обеих сторон. Представителей компании 3d bioprinting solutions заинтересовали разработки МГУПП по созданию клеточного мяса и альтернативным способом его получения,» - отметил Михаил Балыхин.
Встреча в МГУПП продемонстрировала многоплановость развития вуза и его технологий, а также, что университет явно претендует на роль базовой площадки кооперации профильных министерств, партнёров, бизнеса и науки.
Бури просвещения
В информпространстве тема «просветительских» поправок в ФЗ «Об образовании» продолжает оставаться одной из самых горячих по научно-образовательному сектору.
На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке принято решение дать добро на принятие законопроекта во втором чтении. Из существенных корректив две:
1. к участникам просветительской работы также отнесено государство и органы госвласти;
2. заключение договоров с иностранными организациями предлагается вывести на уровень Минпросвещения и Минобрнауки.
Ход обсуждений и позиции обеих сторон емко изложены в «Коммерсанте». Мы же еще раз акцентируем внимание на два смысловых блока законопроекта.
Первый – введение понятия «просветительская деятельность». Сейчас оно отсутствует в российском правовом поле. Эта деятельность четко вынесена за рамки образовательных программ. Стоит согласиться с авторами законопроекта – действительно, четкая характеристика просветительских активностей необходима. Иначе сложно препятствовать деструктивным инициативам, и поддерживать конструктивные.
Второй – международное сотрудничество. В функционал профильных ведомств предлагается отнести координацию участия образовательных организаций в трансграничных взаимодействиях. Это логично – учредитель должен обладать возможностью в определенных рамках влиять на работу своих подведов.
Особенно бурную реакцию вызвал именно пункт о том, что необходимо согласовывать все международные договоры (кроме тех, что касаются обучения иностранных студентов) со своим учредителем. В ходе обсуждения на Комитете подтвердилось: эти вопросы мало касаются школ, в основном они затронут университеты и научные организации. В итоге предложено вообще заключать их от лица профильных ведомств.
Представители научно-образовательного сообщества громко высказывают опасения, что подобные форматы приведут к избыточной бюрократизации процесса, постоянным пробуксовкам ипоставят под вопрос любые международные контакты.
По содержанию законопроект четко распадается на два указанных блока. Конечно, было бы логичнее запустить две инициативы и не увязывать их в пакет.
В итоге многие представители научно-образовательного истеблишмента сразу заняли привычную позицию жертвы – власть якобы делает все возможное, чтобы усложнить жизнь и извести под корень всю отечественную науку и образование. В реальности, конечно же, ситуация иная.
Основным мотиватором внесения законопроекта стала борьба с иностранным вмешательством, а совсем не наука или образование. Идея авторов проста – под видом просвещения при финансовой поддержке западных НКО проходит активная пропаганда проектов, которые де-факто разваливают науку с России. В первую очередь, способствуя утечке кадров из страны. Отсюда необходимость ввести определение и механизмы контроля.
Также понятно, почему особенно инициаторов законопроекта интересует именно международная деятельность – они составляют ядро тех парламентариев, что целевым образом занимаются различными вопросами вмешательства в дела России из-за рубежа. Хотя, конечно, с Российской академией наук все равно стоило и стоит впредь советоваться. Если борьба с просветителями превратится в жесткую охоту на со стороны государства – для науки и имиджа России точно ничего хорошего не будет. Это нужно понимать в первую очередь – исполнительной власти.
Пока трудно представить, как будет реализовано получение заключений, например, Минобрнауки на все многообразие соглашений вузов или научных институтов с иностранными партнерами. Или процесс подписания договоров, где одной из сторон будет выступать Минобрнауки.
По текущим настроениям в верхушке научно-образовательной элиты можем сделать вывод – ведомства скорее всего займутся простым учетом, мониторингом договоров, проводя простую экспертизу на то, чтобы в них не было чего-то антиконституционного. А полномочия по международным взаимодействиям перезакрепят в новой форме за ректорами университетов и директорами институтов.
Так что ничего особенно страшного в законопроекте нет.
Подробнее: статья в Комммерсанте и документы по законопроекту.
В информпространстве тема «просветительских» поправок в ФЗ «Об образовании» продолжает оставаться одной из самых горячих по научно-образовательному сектору.
На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке принято решение дать добро на принятие законопроекта во втором чтении. Из существенных корректив две:
1. к участникам просветительской работы также отнесено государство и органы госвласти;
2. заключение договоров с иностранными организациями предлагается вывести на уровень Минпросвещения и Минобрнауки.
Ход обсуждений и позиции обеих сторон емко изложены в «Коммерсанте». Мы же еще раз акцентируем внимание на два смысловых блока законопроекта.
Первый – введение понятия «просветительская деятельность». Сейчас оно отсутствует в российском правовом поле. Эта деятельность четко вынесена за рамки образовательных программ. Стоит согласиться с авторами законопроекта – действительно, четкая характеристика просветительских активностей необходима. Иначе сложно препятствовать деструктивным инициативам, и поддерживать конструктивные.
Второй – международное сотрудничество. В функционал профильных ведомств предлагается отнести координацию участия образовательных организаций в трансграничных взаимодействиях. Это логично – учредитель должен обладать возможностью в определенных рамках влиять на работу своих подведов.
Особенно бурную реакцию вызвал именно пункт о том, что необходимо согласовывать все международные договоры (кроме тех, что касаются обучения иностранных студентов) со своим учредителем. В ходе обсуждения на Комитете подтвердилось: эти вопросы мало касаются школ, в основном они затронут университеты и научные организации. В итоге предложено вообще заключать их от лица профильных ведомств.
Представители научно-образовательного сообщества громко высказывают опасения, что подобные форматы приведут к избыточной бюрократизации процесса, постоянным пробуксовкам ипоставят под вопрос любые международные контакты.
По содержанию законопроект четко распадается на два указанных блока. Конечно, было бы логичнее запустить две инициативы и не увязывать их в пакет.
В итоге многие представители научно-образовательного истеблишмента сразу заняли привычную позицию жертвы – власть якобы делает все возможное, чтобы усложнить жизнь и извести под корень всю отечественную науку и образование. В реальности, конечно же, ситуация иная.
Основным мотиватором внесения законопроекта стала борьба с иностранным вмешательством, а совсем не наука или образование. Идея авторов проста – под видом просвещения при финансовой поддержке западных НКО проходит активная пропаганда проектов, которые де-факто разваливают науку с России. В первую очередь, способствуя утечке кадров из страны. Отсюда необходимость ввести определение и механизмы контроля.
Также понятно, почему особенно инициаторов законопроекта интересует именно международная деятельность – они составляют ядро тех парламентариев, что целевым образом занимаются различными вопросами вмешательства в дела России из-за рубежа. Хотя, конечно, с Российской академией наук все равно стоило и стоит впредь советоваться. Если борьба с просветителями превратится в жесткую охоту на со стороны государства – для науки и имиджа России точно ничего хорошего не будет. Это нужно понимать в первую очередь – исполнительной власти.
Пока трудно представить, как будет реализовано получение заключений, например, Минобрнауки на все многообразие соглашений вузов или научных институтов с иностранными партнерами. Или процесс подписания договоров, где одной из сторон будет выступать Минобрнауки.
По текущим настроениям в верхушке научно-образовательной элиты можем сделать вывод – ведомства скорее всего займутся простым учетом, мониторингом договоров, проводя простую экспертизу на то, чтобы в них не было чего-то антиконституционного. А полномочия по международным взаимодействиям перезакрепят в новой форме за ректорами университетов и директорами институтов.
Так что ничего особенно страшного в законопроекте нет.
Подробнее: статья в Комммерсанте и документы по законопроекту.
Коммерсантъ
Просветительский абсолютизм
Вызвавший масштабную критику законопроект о просветительской деятельности в РФ может быть принят Госдумой во втором чтении без принципиальных правок, на которых настаивали представители российской науки и культуры, а также рядовые граждане. Таково решение…
Плехановский-114
Сегодня исполняется 114 лет со дня основания одного из ведущих экономических университетов страны - РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«Наша задача, чтобы Плехановский университет стал мировым центром науки и образования. И у нас всё для этого есть». (Ректор Иван Лобанов)
«Сегодня Плехановский университет занимает ведущее место в числе российских вузов. Сохраняя верность традициям – остаётся в тренде. Активно внедряет передовые IT-технологии, инновационные и педагогические методики, современные образовательные программы. Диплом выпускника РЭУ – признанный знак качества высококвалифицированного специалиста. Такие кадры востребованы всегда и везде. И на государственной службе, и в бизнесе, и в науке». (Вице-премьер Дмитрий Чернышенко)
«Сегодня перед вашим вузом стоят новые задачи – участие в национальных проектах, национальных целях, которые определил Президент Российской Федерации. И успешному выполнению этих задач нужны сильные специалисты. Подготовленные и готовые выполнять эти задачи». (Вадим Егоров, заместитель директора Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства РФ)
«Хочу поблагодарить за то, что в тяжёлое время пандемии вы сумели обеспечить должный необходимый уровень организации учебного процесса – университет ни на минуту не прекращал свою работу. Желаю вам новых научных достижений, здоровья и благополучия». (Заместитель Министра науки и высшего образования Пётр Кучеренко от имени министра Валерия Фалькова)
«Одна из самых важных задач – сблизить вуз и реальных работодателей, что бы стандарты образования менялись как можно быстрее и способствовали подготовке специалистов по компетенциям необходимым ведущим университетам мира и мировым компаниям. Наша стратегическая задача – сохранить и преумножить высокий авторитет РЭУ. В добрый путь к новым творческим победам». (Сергей Чемезов, председатель попечительского совета РЭУ)
Редакция НОП присоединяется к поздравлениям и желает ректору и всему коллективу и студентам РЭУ успехов в образовании, науке, инновациях, а также прорывном экономическом развитии России.
Поздравления Плехановскому университету: https://www.rea.ru/ru/news/Pages/114-prazdnichnyj-uchenyj-sovet.aspx
Сегодня исполняется 114 лет со дня основания одного из ведущих экономических университетов страны - РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«Наша задача, чтобы Плехановский университет стал мировым центром науки и образования. И у нас всё для этого есть». (Ректор Иван Лобанов)
«Сегодня Плехановский университет занимает ведущее место в числе российских вузов. Сохраняя верность традициям – остаётся в тренде. Активно внедряет передовые IT-технологии, инновационные и педагогические методики, современные образовательные программы. Диплом выпускника РЭУ – признанный знак качества высококвалифицированного специалиста. Такие кадры востребованы всегда и везде. И на государственной службе, и в бизнесе, и в науке». (Вице-премьер Дмитрий Чернышенко)
«Сегодня перед вашим вузом стоят новые задачи – участие в национальных проектах, национальных целях, которые определил Президент Российской Федерации. И успешному выполнению этих задач нужны сильные специалисты. Подготовленные и готовые выполнять эти задачи». (Вадим Егоров, заместитель директора Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства РФ)
«Хочу поблагодарить за то, что в тяжёлое время пандемии вы сумели обеспечить должный необходимый уровень организации учебного процесса – университет ни на минуту не прекращал свою работу. Желаю вам новых научных достижений, здоровья и благополучия». (Заместитель Министра науки и высшего образования Пётр Кучеренко от имени министра Валерия Фалькова)
«Одна из самых важных задач – сблизить вуз и реальных работодателей, что бы стандарты образования менялись как можно быстрее и способствовали подготовке специалистов по компетенциям необходимым ведущим университетам мира и мировым компаниям. Наша стратегическая задача – сохранить и преумножить высокий авторитет РЭУ. В добрый путь к новым творческим победам». (Сергей Чемезов, председатель попечительского совета РЭУ)
Редакция НОП присоединяется к поздравлениям и желает ректору и всему коллективу и студентам РЭУ успехов в образовании, науке, инновациях, а также прорывном экономическом развитии России.
Поздравления Плехановскому университету: https://www.rea.ru/ru/news/Pages/114-prazdnichnyj-uchenyj-sovet.aspx
Алексей Медведев, заместитель министра науки и высшего образования, сегодня, в рамках визита в Тюмень по вопросам деятельности Западно-Сибирского НОЦ, посетил ТюмГУ
https://news.1rj.ru/str/tyumen_science/2359
https://news.1rj.ru/str/tyumen_science/2359
Telegram
НОП — ТМН I ХМАО I ЯНАО
Один важный тезис. «НОЦ — это не наука, это экосистема отношений между наукой, образованием и бизнесом». Ключевое здесь «кооперация» реального сектора (экономики) с наукой и образованием. НОЦ в регионе сложится, если будет решена проблема достаточного числа…
Кадры для транспорта
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 255-р была утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года.
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, о Концепции специально для НОП:
«Принятая Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса является, на мой взгляд, важным документом. Его актуальность и своевременность бесспорна и связана с целым рядом факторов.
Во-первых, это значение транспортной отрасли для России – его сложно переоценить. Сегодня это одна из важнейших отраслей, влияющая на развитие реального сектора экономики. Причем отрасль быстро развивается, трансформируясь и меняя привычные рамки. В этих условиях выработка концептуального подхода к ее кадровому «портрету» приобретает особое значение.
Кроме того, и это тоже нельзя не упомянуть, транспортная отрасль сейчас не лучшим образом обеспечена кадрами с высшим образованием. И это второй существенный момент, тормозящий эффективное развитие, не позволяющий ставить задачи «на опережение».
В-третьих, на наших глазах идет цифровизация отрасли. Цифровые технологии уже пронизывают управление на транспорте, организацию перевозок, обеспечение безопасности участников дорожного движения. Вместе с тем, итоги цифровизации во многом зависят от качества обучения кадров, от их готовности работать в digital-среде.
Все сказанное обуславливает необходимость модернизации системы транспортного образования. И положения, заложенные в Концепцию, полностью перечисленные моменты учитывают.
Следует отметить, что МАДИ, наряду с другими транспортными вузами, подведомственными Минобрнауки РФ, де факто уже идет по этом пути. Многие положения Концепции наш вуз использует в учебном процессе – это технологии управления агломерационным транспортом, беспилотные транспортные средства, транспортная телематика, интеллектуальные транспортные системы, мультимодальные перевозки и многое другое.
МАДИ активно взаимодействует с промышленными партнерами и транспортными предприятиями, реализуя практикоориентированность подготовки и проектное обучение. К примеру, в крупном проекте по созданию техники для наземного обеспечения полетов авиации в рамках Постановления 218 хорошо показали себя студенческие группы. Молодежные инженерные команды успешно участвуют в международных соревнованиях по созданию спортивных болидов, электромотоциклов, внедорожников.
Решая задачи интеграции в международное пространство и обеспечения связанности территорий, МАДИ является базовым вузом стран СНГ в своей области. А также занимает ведущие позиции в международной ассоциации автомобильно-дорожного образования, объединяющей более 180 «транспортных» университетов мира.
Резюмируя сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что принятая Правительством РФ Концепция, безусловно, отвечает требованиям времен. МАДИ не только поддерживает ее, но и уверенно идет в фарватере заявленных процессов, лидируя по внедрению передовых технологий в обучение и отраслевую практику».
Примечательно, что действие принятого документа распространяется на ряд вузов, подведомственных Минтрансу России. Несмотря на то, что МАДИ входит в число подведов Минобрнауки, он остается активным игроком всей транспортной системы России и отлично осведомлен об актуальных нововведениях и трендах, независимо от подчиненности структур. А часто выступает главным мозговым центром и координатором подобных процессов - как это было, например, в случае с обновленным Сводом Правил по проектированию автомобильных дорог.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 255-р была утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года.
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, о Концепции специально для НОП:
«Принятая Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса является, на мой взгляд, важным документом. Его актуальность и своевременность бесспорна и связана с целым рядом факторов.
Во-первых, это значение транспортной отрасли для России – его сложно переоценить. Сегодня это одна из важнейших отраслей, влияющая на развитие реального сектора экономики. Причем отрасль быстро развивается, трансформируясь и меняя привычные рамки. В этих условиях выработка концептуального подхода к ее кадровому «портрету» приобретает особое значение.
Кроме того, и это тоже нельзя не упомянуть, транспортная отрасль сейчас не лучшим образом обеспечена кадрами с высшим образованием. И это второй существенный момент, тормозящий эффективное развитие, не позволяющий ставить задачи «на опережение».
В-третьих, на наших глазах идет цифровизация отрасли. Цифровые технологии уже пронизывают управление на транспорте, организацию перевозок, обеспечение безопасности участников дорожного движения. Вместе с тем, итоги цифровизации во многом зависят от качества обучения кадров, от их готовности работать в digital-среде.
Все сказанное обуславливает необходимость модернизации системы транспортного образования. И положения, заложенные в Концепцию, полностью перечисленные моменты учитывают.
Следует отметить, что МАДИ, наряду с другими транспортными вузами, подведомственными Минобрнауки РФ, де факто уже идет по этом пути. Многие положения Концепции наш вуз использует в учебном процессе – это технологии управления агломерационным транспортом, беспилотные транспортные средства, транспортная телематика, интеллектуальные транспортные системы, мультимодальные перевозки и многое другое.
МАДИ активно взаимодействует с промышленными партнерами и транспортными предприятиями, реализуя практикоориентированность подготовки и проектное обучение. К примеру, в крупном проекте по созданию техники для наземного обеспечения полетов авиации в рамках Постановления 218 хорошо показали себя студенческие группы. Молодежные инженерные команды успешно участвуют в международных соревнованиях по созданию спортивных болидов, электромотоциклов, внедорожников.
Решая задачи интеграции в международное пространство и обеспечения связанности территорий, МАДИ является базовым вузом стран СНГ в своей области. А также занимает ведущие позиции в международной ассоциации автомобильно-дорожного образования, объединяющей более 180 «транспортных» университетов мира.
Резюмируя сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что принятая Правительством РФ Концепция, безусловно, отвечает требованиям времен. МАДИ не только поддерживает ее, но и уверенно идет в фарватере заявленных процессов, лидируя по внедрению передовых технологий в обучение и отраслевую практику».
Примечательно, что действие принятого документа распространяется на ряд вузов, подведомственных Минтрансу России. Несмотря на то, что МАДИ входит в число подведов Минобрнауки, он остается активным игроком всей транспортной системы России и отлично осведомлен об актуальных нововведениях и трендах, независимо от подчиненности структур. А часто выступает главным мозговым центром и координатором подобных процессов - как это было, например, в случае с обновленным Сводом Правил по проектированию автомобильных дорог.
publication.pravo.gov.ru
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 255-р ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный…
Суперкомпьютерные нужды
В основе любого развития всегда лежат инфраструктурные решения. Для перехода к цифровой экономике, активного внедрения сложного моделирования (от деталей до лекарств), полноценному использованию мегаустановок требуются мощные вычислительные центры – то есть, суперкомпьютеры. Именно этой теме было посвящено заседание Президиума Российской академии наук, состоявшееся на этой неделе.
Основное содержание выступлений понятно и ожидаемо: запрос на суперкомпьютерные вычисления огромен, а мощностей в стране огромный дефицит. Эта ситуация системна – она проходит через все ключевые стратегические инициативы государства.
В частности, через развитие искусственного интеллекта. «Наблюдается экспоненциальный рост требований к вычислительным ресурсам для обучения современных алгоритмов ИИ», – особо подчеркнул академик РАН, директор Института системного программирования Арутюн Аветисян.
Вполне возможно говорить о суперкомпьютерной безопасности, независимости и аналогичном измерении суверенитета. Об этом также много говорили на Президиуме. В этих областях сложно говорить о самостоятельности России – отставание в этой стратегической области грозит нарастанием уязвимости страны по широкому спектру вопросов – от моделирования новой военной техники до кибербезопасности.
Отдельно отметим – только на широкой сети исключительно мощных вычислительных центров может быть в реальности построено цифровое государство. Отметим, что эти вопросы находятся в сфере особого внимания со стороны профильного вице-премьера прорыва – Дмитрия Чернышенко – и его команды.
В научно-образовательной политике тему суперкомпьютеров активно продвигает ректор МГУ Виктор Садовничий. Однако, серьезной монополизации этих вопросов добиться ему так и не удалось. В частности, поручения президента уже прямо предусматривают создание сети региональных вычислительных центров.
Отметим, что часть из них будет сопряжена с функционированием установок класса мегасайенс. Например, в Новосибирской области создается СНЦ ВВОД, который будет ориентирован, в том числе, на обработку информации с синхротрона СКИФ. Аналогичная комбинация цифровых и компьютерных мощностей с крупными установками сложится и на острове Русский, где под эгидой Дальневосточного федерального университета, уже есть мощный digital-центр, который в будущем подключится к работе синхротрона РИФ.
В итоге Виктор Садовничий совершил трансфер к экосистемным рассуждениям: «Страна, мне кажется, находится на таком этапе, когда надо выработать согласованную позицию по решению важнейшего вопроса для нашей страны. Выступая на Совете при президенте, главную часть своего выступления я посвятил суперкомпьютерным вычислениям. <…> Сейчас, мне кажется, надо на второй план отнести борьбу, что «у меня должен быть главный центр, главный суперкомпьютер». Наверное, это надо иметь в виду, но сейчас задача – сделать согласованное предложение и выполнить поручение президента».
Президиум РАН утвердил Положение о Совете РАН по координации научных исследований в области стратегических информационных технологий и его состав. Сопредседателями совета будут академики Владимир Бетелин и Борис Четверушкин.
Совет является научно-консультативным органом РАН. Он призван содействовать развитию в России стратегических информационных технологий, созданию инфраструктуры суперкомпьютеров и сетей, программных систем моделирования сложных технологических, природных, физиологических, экономических и социальных процессов. Совет будет способствовать также использованию полученных результатов учеными, конструкторами, технологами, врачами, экономистами, управленцами.
Суперкомпьютеры постепенно становятся «узким местом» научно-технологического прорыва – однозначно назрела необходимость формирования единой и комплексной стратегии развития по данному направлению с соответствующим масштабным финансированием.
Подробнее о ходе Президиума.
В основе любого развития всегда лежат инфраструктурные решения. Для перехода к цифровой экономике, активного внедрения сложного моделирования (от деталей до лекарств), полноценному использованию мегаустановок требуются мощные вычислительные центры – то есть, суперкомпьютеры. Именно этой теме было посвящено заседание Президиума Российской академии наук, состоявшееся на этой неделе.
Основное содержание выступлений понятно и ожидаемо: запрос на суперкомпьютерные вычисления огромен, а мощностей в стране огромный дефицит. Эта ситуация системна – она проходит через все ключевые стратегические инициативы государства.
В частности, через развитие искусственного интеллекта. «Наблюдается экспоненциальный рост требований к вычислительным ресурсам для обучения современных алгоритмов ИИ», – особо подчеркнул академик РАН, директор Института системного программирования Арутюн Аветисян.
Вполне возможно говорить о суперкомпьютерной безопасности, независимости и аналогичном измерении суверенитета. Об этом также много говорили на Президиуме. В этих областях сложно говорить о самостоятельности России – отставание в этой стратегической области грозит нарастанием уязвимости страны по широкому спектру вопросов – от моделирования новой военной техники до кибербезопасности.
Отдельно отметим – только на широкой сети исключительно мощных вычислительных центров может быть в реальности построено цифровое государство. Отметим, что эти вопросы находятся в сфере особого внимания со стороны профильного вице-премьера прорыва – Дмитрия Чернышенко – и его команды.
В научно-образовательной политике тему суперкомпьютеров активно продвигает ректор МГУ Виктор Садовничий. Однако, серьезной монополизации этих вопросов добиться ему так и не удалось. В частности, поручения президента уже прямо предусматривают создание сети региональных вычислительных центров.
Отметим, что часть из них будет сопряжена с функционированием установок класса мегасайенс. Например, в Новосибирской области создается СНЦ ВВОД, который будет ориентирован, в том числе, на обработку информации с синхротрона СКИФ. Аналогичная комбинация цифровых и компьютерных мощностей с крупными установками сложится и на острове Русский, где под эгидой Дальневосточного федерального университета, уже есть мощный digital-центр, который в будущем подключится к работе синхротрона РИФ.
В итоге Виктор Садовничий совершил трансфер к экосистемным рассуждениям: «Страна, мне кажется, находится на таком этапе, когда надо выработать согласованную позицию по решению важнейшего вопроса для нашей страны. Выступая на Совете при президенте, главную часть своего выступления я посвятил суперкомпьютерным вычислениям. <…> Сейчас, мне кажется, надо на второй план отнести борьбу, что «у меня должен быть главный центр, главный суперкомпьютер». Наверное, это надо иметь в виду, но сейчас задача – сделать согласованное предложение и выполнить поручение президента».
Президиум РАН утвердил Положение о Совете РАН по координации научных исследований в области стратегических информационных технологий и его состав. Сопредседателями совета будут академики Владимир Бетелин и Борис Четверушкин.
Совет является научно-консультативным органом РАН. Он призван содействовать развитию в России стратегических информационных технологий, созданию инфраструктуры суперкомпьютеров и сетей, программных систем моделирования сложных технологических, природных, физиологических, экономических и социальных процессов. Совет будет способствовать также использованию полученных результатов учеными, конструкторами, технологами, врачами, экономистами, управленцами.
Суперкомпьютеры постепенно становятся «узким местом» научно-технологического прорыва – однозначно назрела необходимость формирования единой и комплексной стратегии развития по данному направлению с соответствующим масштабным финансированием.
Подробнее о ходе Президиума.
Forwarded from НОП - Лаборатория Непрерывного Образования
Старт программы КЛИК
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщает о наборе на обучение по программе КЛИК, которая входит в список мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики".
Обучение повысит уровень цифровых компетенций, сформирует навык работы с данными и поможет участникам реализовать собственные проекты.
Оператором программы выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ сообщает о наборе на обучение по программе КЛИК, которая входит в список мероприятий федерального проекта "Кадры для цифровой экономики".
Обучение повысит уровень цифровых компетенций, сформирует навык работы с данными и поможет участникам реализовать собственные проекты.
Оператором программы выступает Центр компетенций по кадрам для цифровой экономики Университета 2035.
Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Открыт набор на обучение команд цифровой экономики
Беспилотники – одна из сквозных технологий, которые востребованы практически в любой инновационной деятельности – от умного сельского хозяйства до обороны и безопасности.
Центр компетенций НТИ на базе Университета Иннополис выпустил дайджест «БПЛА. Что мы увидим в небе?» о лучших решениях в сфере беспилотных летательных аппаратах. Вместе с партнерами по консорциуму команда центра проанализировала рынок, барьеры развития отрасли, технологические аспекты и опыт лидеров индустрии — DJI, Flyka, «Геоскан», «Газпром нефть», «Коптер Экспресс», TraceAir и Zubax Robotics.
Центр по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» из 6 лабораторий функционирует с 2018 года. В консорциум центра входит 71 партнёр — вузы, НИИ, бизнес. Ключевые: Сбербанк, Аэрофлот, РЖД, Газпромнефть, РУСАЛ, КАМАЗ, ИТМО, ДВФУ. В мае 2019 года в Центре презентовали дорожную карту развития робототехники и сенсорики в России до 2024 года.
Текст дайджеста.
Центр компетенций НТИ на базе Университета Иннополис выпустил дайджест «БПЛА. Что мы увидим в небе?» о лучших решениях в сфере беспилотных летательных аппаратах. Вместе с партнерами по консорциуму команда центра проанализировала рынок, барьеры развития отрасли, технологические аспекты и опыт лидеров индустрии — DJI, Flyka, «Геоскан», «Газпром нефть», «Коптер Экспресс», TraceAir и Zubax Robotics.
Центр по направлению «Технологии компонентов робототехники и мехатроники» из 6 лабораторий функционирует с 2018 года. В консорциум центра входит 71 партнёр — вузы, НИИ, бизнес. Ключевые: Сбербанк, Аэрофлот, РЖД, Газпромнефть, РУСАЛ, КАМАЗ, ИТМО, ДВФУ. В мае 2019 года в Центре презентовали дорожную карту развития робототехники и сенсорики в России до 2024 года.
Текст дайджеста.
Для чего нужно подробно рассказывать о ходе рабочего визита заместителей министра (в данном случае, первого замминистра просвещения Дмитрия Глушко)?
Причин несколько.
Во-первых, медиа-активность ведомств и её качество подлежит внимательному, вдумчивому мониторингу. И, безусловно, играет роль в общей оценке работы того или иного министра.
Во-вторых, "открытость власти" уже давно перешла из качества красивого лозунга в ключевой элемент обязательной обратной связи между ФОИВ и его лидерами - с общественностью.
В-третьих, за редким (очень!) исключением даже подведомственные организации слабо понимают, чем занимаются замминистра (о директорах департаментов вообще промолчим, со вздохом). Формула "у нас спикер один и это министр", столь любимая многими пресслужбами ведомств, столь же далека от истины, сколько умаляет реальные успехи министра и ведомства в публичном пространстве (а часто, и в глазах руководства страны).
В-четвёртых, несколько поколений (молодежь, с широком смысле, до 40 лет) не смотрит телевизор и не читает печатных СМИ. А это буквально и прямо значит, что уже сейчас условный стрим министра в clubhouse (с последующей медийной подсветкой) на порядок эффективнее чем интервью с любыми топ-журналистами на любых федеральных каналах.
(Видим улыбки у некоторых начальников, но помним похожие у трех-четырёх их предшественников).
В-пятых, каждый большой руководитель имеет право выбора степени близости со своими "подведами" и людьми в них и около. Чем ближе он к простым людям - тем "народнее", понятнее как народу, так и своим многочисленным партнерам, коллегам, мониторам и руководителям.
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8677
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8680
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8681
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8683
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8684
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8685
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8686
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8692
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8694
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8698
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8701
Причин несколько.
Во-первых, медиа-активность ведомств и её качество подлежит внимательному, вдумчивому мониторингу. И, безусловно, играет роль в общей оценке работы того или иного министра.
Во-вторых, "открытость власти" уже давно перешла из качества красивого лозунга в ключевой элемент обязательной обратной связи между ФОИВ и его лидерами - с общественностью.
В-третьих, за редким (очень!) исключением даже подведомственные организации слабо понимают, чем занимаются замминистра (о директорах департаментов вообще промолчим, со вздохом). Формула "у нас спикер один и это министр", столь любимая многими пресслужбами ведомств, столь же далека от истины, сколько умаляет реальные успехи министра и ведомства в публичном пространстве (а часто, и в глазах руководства страны).
В-четвёртых, несколько поколений (молодежь, с широком смысле, до 40 лет) не смотрит телевизор и не читает печатных СМИ. А это буквально и прямо значит, что уже сейчас условный стрим министра в clubhouse (с последующей медийной подсветкой) на порядок эффективнее чем интервью с любыми топ-журналистами на любых федеральных каналах.
(Видим улыбки у некоторых начальников, но помним похожие у трех-четырёх их предшественников).
В-пятых, каждый большой руководитель имеет право выбора степени близости со своими "подведами" и людьми в них и около. Чем ближе он к простым людям - тем "народнее", понятнее как народу, так и своим многочисленным партнерам, коллегам, мониторам и руководителям.
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8677
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8680
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8681
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8683
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8684
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8685
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8686
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8692
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8694
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8698
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/8701
Telegram
Большая перемена РФ
Александр Бугаев, Росмолодёжь
Евгений Сжёнов, Инобр ВШЭ
Николай Бажитов, Институт молодёжи
Матвей Навдаев, НИУ ВШЭ
Михаил Алашкевич, ВЭБ.РФ
Михаил Балыхин, МГУПП
Дмитрий Гужеля, РСВ
Сергей Шатунов, Минпросвещения
Павел Красноруцкий, РСМ
Наталия Мандрова, Роспатриотцентр
Поговорим про молодёжь, её alma mater и разных начальников. Поругаем. Похвалим. Наверное.
Clubhouse, сегодня, 20:00 (Мск)
https://news.1rj.ru/str/youthpolicy/6188
Евгений Сжёнов, Инобр ВШЭ
Николай Бажитов, Институт молодёжи
Матвей Навдаев, НИУ ВШЭ
Михаил Алашкевич, ВЭБ.РФ
Михаил Балыхин, МГУПП
Дмитрий Гужеля, РСВ
Сергей Шатунов, Минпросвещения
Павел Красноруцкий, РСМ
Наталия Мандрова, Роспатриотцентр
Поговорим про молодёжь, её alma mater и разных начальников. Поругаем. Похвалим. Наверное.
Clubhouse, сегодня, 20:00 (Мск)
https://news.1rj.ru/str/youthpolicy/6188
Telegram
НОП - Молодежь и Система
Коллеги анонсировали разговор в clubhouse про молодежь и образование с первыми лицами сферы, но сделали это без ссылки на комнату.
Мы добавим эту маленькую, но важную деталь: https://www.joinclubhouse.com/event/M66eLJVA
Сегодня в 20:00
Мы добавим эту маленькую, но важную деталь: https://www.joinclubhouse.com/event/M66eLJVA
Сегодня в 20:00
Smart РУССКИЙ
С начала пандемии многие университеты озадачены поиском наиболее эффективных инструментов для дистанционного образования. В частности, РУДН неоднократно с гордостью рассказывал про свой продукт - цифровой подфак. С его помощью удалось достаточно безболезненно перевести в онлайн обучение иностранных студентов, которые не смогли приехать в Россию.
Этим университет не ограничился - совместно с МТС был анонсирован запуск онлайн-платформы для изучения русского языка как иностранного. Сервис Smart-RUS.com позволяет выбрать необходимый разные уровни подготовки.
Обучение доступно и взрослым, и детям для разных целей: подготовка к экзаменам, профессиональные и деловые коммуникации, онлайн-общение и другие цели.
Программные алгоритмы выстраивают образовательную траекторию в зависимости от уровня знаний и потребностей учащегося. Современная интерактивная платформа включает в себя различные форматы подачи информации - тесты, тренажеры, аудио и видеоконтент, а также музыкальные материалы сервиса МТС Music.
Олег Ястребов, ректор РУДН, специально для НОП:
«В РУДН ежегодно поступают абитуриенты из разных стран. Многие квалифицированные специалисты за рубежом имеют образование нашего университета.
Для нас важно обеспечить качественный доступ к изучению языка. Мы регулярно совершенствуем набор инструментов для обучения. Платформенное решение совместно с МТС дополнит инструментарий РУДН.
Это новый интересный опыт. Многие бизнес-компании активно применяют лид-технологии, которые на основании запросов клиента позволяют сформировать пакет предложений для него. Понимание того, какой контент интересен слушателю, поможет сформировать наиболее интересную индивидуальную образовательную траекторию».
Подробнее: https://www.smart-rus.com
С начала пандемии многие университеты озадачены поиском наиболее эффективных инструментов для дистанционного образования. В частности, РУДН неоднократно с гордостью рассказывал про свой продукт - цифровой подфак. С его помощью удалось достаточно безболезненно перевести в онлайн обучение иностранных студентов, которые не смогли приехать в Россию.
Этим университет не ограничился - совместно с МТС был анонсирован запуск онлайн-платформы для изучения русского языка как иностранного. Сервис Smart-RUS.com позволяет выбрать необходимый разные уровни подготовки.
Обучение доступно и взрослым, и детям для разных целей: подготовка к экзаменам, профессиональные и деловые коммуникации, онлайн-общение и другие цели.
Программные алгоритмы выстраивают образовательную траекторию в зависимости от уровня знаний и потребностей учащегося. Современная интерактивная платформа включает в себя различные форматы подачи информации - тесты, тренажеры, аудио и видеоконтент, а также музыкальные материалы сервиса МТС Music.
Олег Ястребов, ректор РУДН, специально для НОП:
«В РУДН ежегодно поступают абитуриенты из разных стран. Многие квалифицированные специалисты за рубежом имеют образование нашего университета.
Для нас важно обеспечить качественный доступ к изучению языка. Мы регулярно совершенствуем набор инструментов для обучения. Платформенное решение совместно с МТС дополнит инструментарий РУДН.
Это новый интересный опыт. Многие бизнес-компании активно применяют лид-технологии, которые на основании запросов клиента позволяют сформировать пакет предложений для него. Понимание того, какой контент интересен слушателю, поможет сформировать наиболее интересную индивидуальную образовательную траекторию».
Подробнее: https://www.smart-rus.com
Forwarded from росмолодёжь
⚡️Как и обещали:
Сегодня в 20:00 Александр Бугаев примет участие в разговоре про молодежь и образование в прямом эфире социальной сети Clubhouse.
📲 Послушать и принять участие в беседе можно по ссылке.
Сегодня в 20:00 Александр Бугаев примет участие в разговоре про молодежь и образование в прямом эфире социальной сети Clubhouse.
📲 Послушать и принять участие в беседе можно по ссылке.
Клаб ХАОС
CLUBHOUSE стал безусловным хитом коммуникации в последние недели. Ежедневно комнаты прирастают новыми медийными лицами. К разговорах участвуют звезды эстрады и топ-политики, руководители ФОИВ и главы регионов. Учёные, ректоры/проректоры, директора департаментов Минобрнауки и Минпросвещения уже тоже в Clubhouse, на переднем крае горячих споров.
Новая социальная сеть дала то, что не могут на таком уровне дать FB и Telegram - магию лампового разговора голосом.
То, что не убило радио после появления ТВ и интернета, то где дух "курилок" воспрял сегодня со всей энергией миллионов фолловеров.
И наши эксперты тоже уже в Clubhouse, они обязательно продолжат и разовьют дискуссии там.
Но, вместе с тем, ежедневно от подписчиков, партнёров и друзей НОП слышим вот такие опасения за своих коллег и подчинённых (в т.ч. начальников в ФОИВ и РОИВ, проректоров, руководителей больших общественных проектов и т.д.):
он утонул в clubhouse
болтает в комнатах часами, до утра
мы его теряем, придётся увольнять
коллеги, вы можете повлиять на N? clubhouse его поглотил.
Очень многие наши коллеги восприняли слишком буквально возможность "потрещать" в одной комнате с начальником своего начальника.
Молодая проректор ведущего вуза призналась нам, что с появлением в ее жизни clubhouse на секс с мужем не хватает времени.
Про другого своего проректора написал уже его ректор: сидит часами в комнатах, а на работе спит.
Что из всего этого выйдет? Давайте подумаем вместе.
CLUBHOUSE стал безусловным хитом коммуникации в последние недели. Ежедневно комнаты прирастают новыми медийными лицами. К разговорах участвуют звезды эстрады и топ-политики, руководители ФОИВ и главы регионов. Учёные, ректоры/проректоры, директора департаментов Минобрнауки и Минпросвещения уже тоже в Clubhouse, на переднем крае горячих споров.
Новая социальная сеть дала то, что не могут на таком уровне дать FB и Telegram - магию лампового разговора голосом.
То, что не убило радио после появления ТВ и интернета, то где дух "курилок" воспрял сегодня со всей энергией миллионов фолловеров.
И наши эксперты тоже уже в Clubhouse, они обязательно продолжат и разовьют дискуссии там.
Но, вместе с тем, ежедневно от подписчиков, партнёров и друзей НОП слышим вот такие опасения за своих коллег и подчинённых (в т.ч. начальников в ФОИВ и РОИВ, проректоров, руководителей больших общественных проектов и т.д.):
он утонул в clubhouse
болтает в комнатах часами, до утра
мы его теряем, придётся увольнять
коллеги, вы можете повлиять на N? clubhouse его поглотил.
Очень многие наши коллеги восприняли слишком буквально возможность "потрещать" в одной комнате с начальником своего начальника.
Молодая проректор ведущего вуза призналась нам, что с появлением в ее жизни clubhouse на секс с мужем не хватает времени.
Про другого своего проректора написал уже его ректор: сидит часами в комнатах, а на работе спит.
Что из всего этого выйдет? Давайте подумаем вместе.