Финно-угорский тандем
Институт системного программирования им. В.П. Иванникова и Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева заключили соглашение об организации консорциума «Языки и этногеномика финно-угорских народов». Документ подписали директор ИСП РАН Арутюн Аветисян и ректор университета Сергей Вдовин.
В состав консорциума также вошли Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева и Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.
Соглашение заключено на десять лет в рамках участия в общероссийской программе «Приоритет-2030», направленной на поддержку высших учебных заведений.
Участники консорциума планируют заняться развитием корпусов мордовских диалектов разных периодов, их осмыслением, анализом и созданием морфологических анализаторов. Все это станет основой для создания аудиословарей и обучающих платформ.
Работы будут вестись на платформе ИСП РАН Lingvodoc. Следующим этапом могут стать программы автоматического перевода, системы распознавания орфографии и синтезаторы речи.
Наряду с филологами и программистами в работе консорциума будут участвовать генетики. Они займутся лабораторным анализом полных геномов, широкогеномных панелей, обширной панели маркеров Y-хромосомы и фармакогенетически значимых ДНК-маркеров в популяциях Мордовии и смежных территорий.
Кроме того, будет проведен биоинформатический анализ полногеномных и широкогеномных данных. Наглядным результатом этих исследований станет создание картографического атласа генофондов по различным панелям.
«Сотрудничество с научно-образовательными организациями Мордовии станет важным направлением работы ИСП РАН с региональными вузами и будет способствовать вовлечению студентов в исследовательскую деятельность. У нас уже есть Лаборатория системного программирования в Новгородском госуниверситете, в прошлом году открылась Лаборатория в Орловском, а в январе мы заключили соглашение с питерским Политехом. Такое сотрудничество очень важно, и я надеюсь, что оно будет развиваться и дальше», – подчеркнул Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН в разговоре с НОП.
«Это большое событие для нашего вуза. Главной целью данной научно-исследовательской коллаборации мы видим глубокую интеграцию вуза в финно-угорскую научную тематику и формирование востребованных научных результатов», – отметил Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарёва, специально для НОП.
Исследования в области лингвистики ведутся в ИСП РАН почти 10 лет. В 2012 г. в рамках проекта с Институтом языкознания РАН и Томским государственным университетом началась разработка кроссплатформенной системы Lingvodoc, предназначенной для совместной многопользовательской документации исчезающих языков, создания многослойных словарей и научной работы с полученными звуковыми и текстовыми данными. В настоящее время Lingvodoc используется лингвистами из 29 вузов и НИИ.
С 2019 г. в ИСП РАН действует лингвистическая лаборатория под руководством д.ф.н. Юлии Норманской. В области биомедицины институт участвует в создании научного центра мирового уровня с Сеченовским университетом и другими партнерами, а также ведет ряд медицинских проектов.
Мордовский университет является лидером международных ассоциированных финно-угорских университетов. В вузе создан Информационно-ресурсный центр «Наследие культур финно-угорских народов», действует научный центр финно-угроведения. Издается научный журнал «Финно-угорский мир».
Институт системного программирования им. В.П. Иванникова и Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева заключили соглашение об организации консорциума «Языки и этногеномика финно-угорских народов». Документ подписали директор ИСП РАН Арутюн Аветисян и ректор университета Сергей Вдовин.
В состав консорциума также вошли Мордовский государственный педагогический университет им. М.Е. Евсевьева и Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия.
Соглашение заключено на десять лет в рамках участия в общероссийской программе «Приоритет-2030», направленной на поддержку высших учебных заведений.
Участники консорциума планируют заняться развитием корпусов мордовских диалектов разных периодов, их осмыслением, анализом и созданием морфологических анализаторов. Все это станет основой для создания аудиословарей и обучающих платформ.
Работы будут вестись на платформе ИСП РАН Lingvodoc. Следующим этапом могут стать программы автоматического перевода, системы распознавания орфографии и синтезаторы речи.
Наряду с филологами и программистами в работе консорциума будут участвовать генетики. Они займутся лабораторным анализом полных геномов, широкогеномных панелей, обширной панели маркеров Y-хромосомы и фармакогенетически значимых ДНК-маркеров в популяциях Мордовии и смежных территорий.
Кроме того, будет проведен биоинформатический анализ полногеномных и широкогеномных данных. Наглядным результатом этих исследований станет создание картографического атласа генофондов по различным панелям.
«Сотрудничество с научно-образовательными организациями Мордовии станет важным направлением работы ИСП РАН с региональными вузами и будет способствовать вовлечению студентов в исследовательскую деятельность. У нас уже есть Лаборатория системного программирования в Новгородском госуниверситете, в прошлом году открылась Лаборатория в Орловском, а в январе мы заключили соглашение с питерским Политехом. Такое сотрудничество очень важно, и я надеюсь, что оно будет развиваться и дальше», – подчеркнул Арутюн Аветисян, директор ИСП РАН в разговоре с НОП.
«Это большое событие для нашего вуза. Главной целью данной научно-исследовательской коллаборации мы видим глубокую интеграцию вуза в финно-угорскую научную тематику и формирование востребованных научных результатов», – отметил Сергей Вдовин, ректор МГУ им. Н.П. Огарёва, специально для НОП.
Исследования в области лингвистики ведутся в ИСП РАН почти 10 лет. В 2012 г. в рамках проекта с Институтом языкознания РАН и Томским государственным университетом началась разработка кроссплатформенной системы Lingvodoc, предназначенной для совместной многопользовательской документации исчезающих языков, создания многослойных словарей и научной работы с полученными звуковыми и текстовыми данными. В настоящее время Lingvodoc используется лингвистами из 29 вузов и НИИ.
С 2019 г. в ИСП РАН действует лингвистическая лаборатория под руководством д.ф.н. Юлии Норманской. В области биомедицины институт участвует в создании научного центра мирового уровня с Сеченовским университетом и другими партнерами, а также ведет ряд медицинских проектов.
Мордовский университет является лидером международных ассоциированных финно-угорских университетов. В вузе создан Информационно-ресурсный центр «Наследие культур финно-угорских народов», действует научный центр финно-угроведения. Издается научный журнал «Финно-угорский мир».
Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка
Мы всегда говорили, что дистанционное обучение никогда не заменит очное.
Мы много общаемся с учителями, директорами и региональными министрами, и, когда мы в марте услышали, что у многих регионов нет никаких инструментов для обучения детей, для того чтобы каждый ребёнок успешно завершил обучение, мы совершенно бесплатно в кратчайшие сроки предоставили возможность школьникам и учителям в 23 регионах использовать платформу в образовательном процессе.
Конечно же, это потребовало колоссальной концентрации и мобилизации всей команды Сбера, личной вовлечённости губернаторов, региональных министерств и, главное, учителей.
Я совершенно убеждена, что никакой цифровой сервис не сможет заменить учителя, эта профессия остро востребована сейчас и останется такой в будущем.
Мы уделяем большое внимание поддержке учителей. Для учителей, которые работают на СберКлассе, мы обеспечиваем постоянную техническую и методическую поддержку, проводим обучение по специальной лицензированной программе повышения квалификации.
https://ug.ru/marina-rakova-sut-obrazovaniya-vzaimodejstvie-obuchaemogo-i-nastavnika/
Мы всегда говорили, что дистанционное обучение никогда не заменит очное.
Мы много общаемся с учителями, директорами и региональными министрами, и, когда мы в марте услышали, что у многих регионов нет никаких инструментов для обучения детей, для того чтобы каждый ребёнок успешно завершил обучение, мы совершенно бесплатно в кратчайшие сроки предоставили возможность школьникам и учителям в 23 регионах использовать платформу в образовательном процессе.
Конечно же, это потребовало колоссальной концентрации и мобилизации всей команды Сбера, личной вовлечённости губернаторов, региональных министерств и, главное, учителей.
Я совершенно убеждена, что никакой цифровой сервис не сможет заменить учителя, эта профессия остро востребована сейчас и останется такой в будущем.
Мы уделяем большое внимание поддержке учителей. Для учителей, которые работают на СберКлассе, мы обеспечиваем постоянную техническую и методическую поддержку, проводим обучение по специальной лицензированной программе повышения квалификации.
https://ug.ru/marina-rakova-sut-obrazovaniya-vzaimodejstvie-obuchaemogo-i-nastavnika/
Учительская газета
Марина Ракова: никакая платформа не заменит очное обучение – Учительская газета
О дистанте, цифровых платформах, учителях и школьниках, персонализированной модели образования и международном конкурсе по искусственному интеллекту рассказывает Марина РАКОВА, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка.…
Forwarded from Майский указ
🔬 "Год науки" шагает по России. Сопредседатели Оргкомитета по его проведению — вице-премьер Дмитрий Чернышенко и помощник Президента Андрей Фурсенко провели первое публичное заседание, в ходе которого утвердили план основных мероприятий, "тематики" по месяцам и определили оператора года, которым выбрано АНО "Национальные приоритеты" Софии Малявиной.
🔺Официальным сайтом мероприятий Года науки (также как и нацпроекта "Наука") в 2021 году будет портал ГОДНАУКИ.РФ, который разработан студией Артемия Лебедева и станет главной "научной" информационной площадкой страны в 2021 году.
🔺АНО "Национальные приоритеты" назначено оператором проведения организационных и информационных мероприятий года, а также возьмётся за экспертное обеспеченнее реализации всего запланировано для популяризации отечественных исследований и исследователей.
🔺Определены тематики каждого конкретного месяца в рамках Года Науки-2021 (это, кстати, нетипичный подход, который ранее никем не практиковался):
март будет посвящен "Новой медицине";
апрель — "Освоению космоса";
май — новым вызовам и угрозам в сфере безопасности,
в июне Год Науки пройдет под эгидой "Новых производственных технологий и материалов";
в июле главной станет весьма сложная для понимания тема "Связанность территорий и освоение пространств";
в августе сделают упор на "Климате и экологии";
сентябрь — месяц "Генетики и качества жизни";
октябрь — "Энергетика будущего";
ноябрь отдадут "Искусственному интеллекту",
а декабрь — комплексной теме под многозначительным названием "Человек, природа, общество и технология".
Заниматься реализацией утвержденного плана мероприятий будут рабочие группы экспертного уровня, которые, наряду с крупными чиновниками (например, авторитетным Александром Смирновым из Администрации Президента), возглавят также представители бизнеса (Александр Шохин из РСПП).
Короче, как утверждают собеседники @maydecree "Год Науки обещает быть крутым". Надеемся и ждём не только грамотного информационного сопровождения всех запланированных мероприятий, но и реального эффекта для отечественной науки, которая, несмотря на колоссальные финансовые вливания последних лет, всё ещё отстает в сфере конкретных и прикладных разработок от лучших зарубежных практик.
🔺Официальным сайтом мероприятий Года науки (также как и нацпроекта "Наука") в 2021 году будет портал ГОДНАУКИ.РФ, который разработан студией Артемия Лебедева и станет главной "научной" информационной площадкой страны в 2021 году.
🔺АНО "Национальные приоритеты" назначено оператором проведения организационных и информационных мероприятий года, а также возьмётся за экспертное обеспеченнее реализации всего запланировано для популяризации отечественных исследований и исследователей.
🔺Определены тематики каждого конкретного месяца в рамках Года Науки-2021 (это, кстати, нетипичный подход, который ранее никем не практиковался):
март будет посвящен "Новой медицине";
апрель — "Освоению космоса";
май — новым вызовам и угрозам в сфере безопасности,
в июне Год Науки пройдет под эгидой "Новых производственных технологий и материалов";
в июле главной станет весьма сложная для понимания тема "Связанность территорий и освоение пространств";
в августе сделают упор на "Климате и экологии";
сентябрь — месяц "Генетики и качества жизни";
октябрь — "Энергетика будущего";
ноябрь отдадут "Искусственному интеллекту",
а декабрь — комплексной теме под многозначительным названием "Человек, природа, общество и технология".
Заниматься реализацией утвержденного плана мероприятий будут рабочие группы экспертного уровня, которые, наряду с крупными чиновниками (например, авторитетным Александром Смирновым из Администрации Президента), возглавят также представители бизнеса (Александр Шохин из РСПП).
Короче, как утверждают собеседники @maydecree "Год Науки обещает быть крутым". Надеемся и ждём не только грамотного информационного сопровождения всех запланированных мероприятий, но и реального эффекта для отечественной науки, которая, несмотря на колоссальные финансовые вливания последних лет, всё ещё отстает в сфере конкретных и прикладных разработок от лучших зарубежных практик.
Деньги влекут в науку
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил два аналитических материла. Сегодня опубликовано исследование об объеме финансирования науки, а чуть ранее вышел материал о привлекательности науки как сферы деятельности.
Ассигнования на гражданскую науку предусмотрены в составе 35 госпрограмм, их общий объем составит 563,5 млрд руб. Значительный объем ассигнований на гражданскую науку аккумулируется в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (258,6 млрд руб., или 45,9%).
В 2021 году ассигнования на гражданскую науку по непрограммным направлениям деятельности составят 988,4 млн руб., при этом 618 млн руб. (62,5%) планируется направить на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов, 266,2 млн руб. (26,9%) – в области образования; 103,9 млн руб. (10,5%) – на фундаментальные исследования.
В России совокупное финансирование научно-исследовательских проектов с 2014 по 2019 год возросло в 2,7 раза – с 12,5 до 34,7 миллиарда рублей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на Минобрнауки. В 1,3 раза увеличилась доля поддержанных научно-исследовательских проектов. Грантополучателей за четыре года стало больше примерно на 43 процента, в том числе ученых в возрасте до 39 лет (число молодых ученых, получивших гранты, выросло на 60 процентов). Выросла и доля молодых исследователей – получателей финансовой поддержки по отношению к общей численности молодых ученых до 39 лет в России. С 2014 года она увеличилась на 15,3 процента.
И в этих вопросах, как всегда, мы попадаем в ситуацию с тремя слепыми, описывающими слона.
Статистика подсказывает, что денег на науку выделяется достаточно много. Зарплаты в сфере растут, ее привлекательность повышается – и это способствует привлечению молодежи. Доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016–2019 гг. увеличилась с 32 до 62%.
Привлекательность работы в науке растет под влиянием комплекса факторов. Один из них – повышение оплаты труда научных работников и, как следствие, изменение сложившегося еще в период экономических потрясений 1990-х годов стереотипа о низкой зарплате ученых.
«Проявляется безусловная связь между интересом к науке как сфере профессиональной деятельности и уровнем инвестиций в эту сферу», – отметил для «Российской газеты» первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Для молодежи ключевым фактором выбора карьеры является зарплата. А раз так – то рост популярности научной стези явно связан с появлением финансовых перспектив. Важным фактором стали и «майские указы», и более точечные форматы поддержки.
С другой стороны, актуальной становится проблема соотношения усредненных данных с реальностью дохода конкретных исследователей. Здесь важно отметить, что восприятие ситуации в сфере исследований и разработок опирается как на общие наблюдения (а на уровне статистики доходы однозначно растут), так и на более субъективные впечатления – о реальных зарплатах узнают от друзей и знакомых. Кейс Анастасии Проскуриной выявил некоторые парадоксы в формате исполнения «майских указов» - все стороны всё, что надо сделали, а у конкретного ученого зарплата прискорбно низкая.
Конкретика – это третье измерение восприятия. О кейсах перегибов сейчас становится известно много и быстро. В итоге может сложиться впечатление о системности проблем. Хотя тех, кто действительно приобрел в зарплате значительно больше.
Как раз то, что молодежь (для себя) и родители (для своих детей) более активно рассматривают науку как сферу профессиональной деятельности и показывают, что, с системной точки зрения, ситуация действительно хорошая. Не отличная – потому как есть проблемы, но уж точно не катастрофически плохая, каковой ее регулярно пытаются представить.
Материалы: статья в Российской газете, бюллетени ИССЭЗ НИУ ВШЭ о финансировании и привлекательности науки.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ выпустил два аналитических материла. Сегодня опубликовано исследование об объеме финансирования науки, а чуть ранее вышел материал о привлекательности науки как сферы деятельности.
Ассигнования на гражданскую науку предусмотрены в составе 35 госпрограмм, их общий объем составит 563,5 млрд руб. Значительный объем ассигнований на гражданскую науку аккумулируется в госпрограмме «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» (258,6 млрд руб., или 45,9%).
В 2021 году ассигнования на гражданскую науку по непрограммным направлениям деятельности составят 988,4 млн руб., при этом 618 млн руб. (62,5%) планируется направить на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов, 266,2 млн руб. (26,9%) – в области образования; 103,9 млн руб. (10,5%) – на фундаментальные исследования.
В России совокупное финансирование научно-исследовательских проектов с 2014 по 2019 год возросло в 2,7 раза – с 12,5 до 34,7 миллиарда рублей. Об этом сообщает «Российская газета» со ссылкой на Минобрнауки. В 1,3 раза увеличилась доля поддержанных научно-исследовательских проектов. Грантополучателей за четыре года стало больше примерно на 43 процента, в том числе ученых в возрасте до 39 лет (число молодых ученых, получивших гранты, выросло на 60 процентов). Выросла и доля молодых исследователей – получателей финансовой поддержки по отношению к общей численности молодых ученых до 39 лет в России. С 2014 года она увеличилась на 15,3 процента.
И в этих вопросах, как всегда, мы попадаем в ситуацию с тремя слепыми, описывающими слона.
Статистика подсказывает, что денег на науку выделяется достаточно много. Зарплаты в сфере растут, ее привлекательность повышается – и это способствует привлечению молодежи. Доля респондентов, приветствующих выбор научной карьеры своими детьми, в 2016–2019 гг. увеличилась с 32 до 62%.
Привлекательность работы в науке растет под влиянием комплекса факторов. Один из них – повышение оплаты труда научных работников и, как следствие, изменение сложившегося еще в период экономических потрясений 1990-х годов стереотипа о низкой зарплате ученых.
«Проявляется безусловная связь между интересом к науке как сфере профессиональной деятельности и уровнем инвестиций в эту сферу», – отметил для «Российской газеты» первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Леонид Гохберг.
Для молодежи ключевым фактором выбора карьеры является зарплата. А раз так – то рост популярности научной стези явно связан с появлением финансовых перспектив. Важным фактором стали и «майские указы», и более точечные форматы поддержки.
С другой стороны, актуальной становится проблема соотношения усредненных данных с реальностью дохода конкретных исследователей. Здесь важно отметить, что восприятие ситуации в сфере исследований и разработок опирается как на общие наблюдения (а на уровне статистики доходы однозначно растут), так и на более субъективные впечатления – о реальных зарплатах узнают от друзей и знакомых. Кейс Анастасии Проскуриной выявил некоторые парадоксы в формате исполнения «майских указов» - все стороны всё, что надо сделали, а у конкретного ученого зарплата прискорбно низкая.
Конкретика – это третье измерение восприятия. О кейсах перегибов сейчас становится известно много и быстро. В итоге может сложиться впечатление о системности проблем. Хотя тех, кто действительно приобрел в зарплате значительно больше.
Как раз то, что молодежь (для себя) и родители (для своих детей) более активно рассматривают науку как сферу профессиональной деятельности и показывают, что, с системной точки зрения, ситуация действительно хорошая. Не отличная – потому как есть проблемы, но уж точно не катастрофически плохая, каковой ее регулярно пытаются представить.
Материалы: статья в Российской газете, бюллетени ИССЭЗ НИУ ВШЭ о финансировании и привлекательности науки.
Наталья Починок, ректор РГСУ, специально для НОП
Не знаю какая погода в Якутске в середине марта, но вижу точно будет жарко! Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 18-19 марта соберёт в СВФУ @svfunews в Якутске весь опорный пояс образовательного и научного сообщества, руководителей территорий, институтов развития.
Евгений Сжёнов @szhenov, удостоверившись off-line, что Российский государственный социальный университет реально на 100% цифровой, бесшовно интегрированный в государственный маркетплейс рынка труда Работа в России, позвал лететь в Якутск и делиться опытом с коллегами.
Хочу на площадках Форума также обсудить идею поддержки индивидуальной траектории развития (обучения + воспитания) женской половины студенчества. Ведь университеты не только должны увидеть и раскрыть профессиональные таланты для успешной карьеры, но и идеологически пропитать национальными целями демографии и социальной политики в целом)😉 Для меня лично это важно, так как две трети студентов РГСУ девушки.
Кстати, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности «Сенежа» @senezh_rsv и команда РСВ @stranavozmojnostey уже продвигают эту тему всерьёз и провели несколько образовательных треков для женщин - лидеров!
Не знаю какая погода в Якутске в середине марта, но вижу точно будет жарко! Форум «Университеты и развитие геостратегических территорий России» 18-19 марта соберёт в СВФУ @svfunews в Якутске весь опорный пояс образовательного и научного сообщества, руководителей территорий, институтов развития.
Евгений Сжёнов @szhenov, удостоверившись off-line, что Российский государственный социальный университет реально на 100% цифровой, бесшовно интегрированный в государственный маркетплейс рынка труда Работа в России, позвал лететь в Якутск и делиться опытом с коллегами.
Хочу на площадках Форума также обсудить идею поддержки индивидуальной траектории развития (обучения + воспитания) женской половины студенчества. Ведь университеты не только должны увидеть и раскрыть профессиональные таланты для успешной карьеры, но и идеологически пропитать национальными целями демографии и социальной политики в целом)😉 Для меня лично это важно, так как две трети студентов РГСУ девушки.
Кстати, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности «Сенежа» @senezh_rsv и команда РСВ @stranavozmojnostey уже продвигают эту тему всерьёз и провели несколько образовательных треков для женщин - лидеров!
Forwarded from НЕЗЫГАРЬ
Счетная Палата: проект повышения конкурентоспособности ведущих российских вузов 5-100 (2013 г.) не достиг своих целевых показателей.
Проект предполагал вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 г., однако по итогам прошлого года не один из 21 вуза-участника (ВШЭ, МФТИ, РУДН, вузы Казани, Новосибирска, Томска и др.) не попали в первую сотню институциональных рейтингов университетов (ARWU, THE и QS).
В Счетной Палате отметили, что доля российских публикаций в ведущих мировых научных изданиях растет, однако отметили, что проект способствовал усилению концентрации господдержки в относительно небольшой группе вузов-участников, а равноценная поддержка другим категориям российских университетов не оказывалась.
В Миннауке отметили, что недостижение целевых показателей связано с падением курс рубля и сослались на демографический спад, который обусловил существенное снижение числа поступающих.
В то же время в ведомстве отметили, что значимым достижением проекта стала работа по диверсификации источников финансирования университетов. Доля внебюджетных средств, полученных от научно-исследовательских и конструкторских разработок университетов-лидеров превышает 50%.
Осуществлена качественная трансформация университетов на основе ориентации развития определенных секторов экономики и регионов.
Проект предполагал вхождение не менее пяти российских вузов в первую сотню ведущих мировых университетов к 2020 г., однако по итогам прошлого года не один из 21 вуза-участника (ВШЭ, МФТИ, РУДН, вузы Казани, Новосибирска, Томска и др.) не попали в первую сотню институциональных рейтингов университетов (ARWU, THE и QS).
В Счетной Палате отметили, что доля российских публикаций в ведущих мировых научных изданиях растет, однако отметили, что проект способствовал усилению концентрации господдержки в относительно небольшой группе вузов-участников, а равноценная поддержка другим категориям российских университетов не оказывалась.
В Миннауке отметили, что недостижение целевых показателей связано с падением курс рубля и сослались на демографический спад, который обусловил существенное снижение числа поступающих.
В то же время в ведомстве отметили, что значимым достижением проекта стала работа по диверсификации источников финансирования университетов. Доля внебюджетных средств, полученных от научно-исследовательских и конструкторских разработок университетов-лидеров превышает 50%.
Осуществлена качественная трансформация университетов на основе ориентации развития определенных секторов экономики и регионов.
Алексей Кудрин, декан факультета свободных искусств и наук СПбГУ, почётный профессор НИУ ВШЭ, д.э.н.
Председатель Счётной палаты РФ
Вышел отчет "Счетная палата Российской Федерации о Проекте 5-100". Хочу обратить особое внимание на несколько принципиальных моментов.
Первое. Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным системным изменениям. Втрое, с 15 до 51, увеличилось число наших университетов в международных институциональных рейтингах ARWU, THE и QS. Восемь вузов-участников Проекта 5-100 вошли в первую сотню мировых предметных рейтингов, заняв в них 16 позиций. Подчеркну, что речь даже не о рейтингах, а о том, что произошел качественный, а не количественный сдвиг.
Второе. Проект 5-100 существенно усилил университетскую науку, без чего продвижение в мировых рейтингах просто невозможно.
Третье. Программы академического превосходства – это признанный инструмент развития научных и образовательных систем. Такие программы реализуются в Китае, Германии, Японии и десятках других стран и, как правило, они рассчитаны на длительные сроки и требуют серьезного финансирования, большего, чем предполагал проект 5-100.
Проект 5-100 обеспечил ряд условий для запуска новой программы академического лидерства, которая обязательно нужна нашей стране.
В отчете о мероприятии дали соответствующие рекомендации. Движение в верном направлении началось, необходимо наращивать усилия!
Председатель Счётной палаты РФ
Вышел отчет "Счетная палата Российской Федерации о Проекте 5-100". Хочу обратить особое внимание на несколько принципиальных моментов.
Первое. Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным системным изменениям. Втрое, с 15 до 51, увеличилось число наших университетов в международных институциональных рейтингах ARWU, THE и QS. Восемь вузов-участников Проекта 5-100 вошли в первую сотню мировых предметных рейтингов, заняв в них 16 позиций. Подчеркну, что речь даже не о рейтингах, а о том, что произошел качественный, а не количественный сдвиг.
Второе. Проект 5-100 существенно усилил университетскую науку, без чего продвижение в мировых рейтингах просто невозможно.
Третье. Программы академического превосходства – это признанный инструмент развития научных и образовательных систем. Такие программы реализуются в Китае, Германии, Японии и десятках других стран и, как правило, они рассчитаны на длительные сроки и требуют серьезного финансирования, большего, чем предполагал проект 5-100.
Проект 5-100 обеспечил ряд условий для запуска новой программы академического лидерства, которая обязательно нужна нашей стране.
В отчете о мероприятии дали соответствующие рекомендации. Движение в верном направлении началось, необходимо наращивать усилия!
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Друзья, завтра вечером, с 20:00, в clubhouse устроим бодрый разговор про университеты, немножко школы, молодёжь в них и около. Будем ли критиковать молполитику? Конечно! Но весело, как и положено субботним вечером.
Мы и Колей Бажитовым (Институт молодёжи) рассчитываем на уютную компанию Саши Бугаева , Андрея Платонова и Матвея Навдаева (Росмолодёжь), Сергея Шатунова (Минпросвещения), Паши Красноруцкого (РСМ), Миши Балыхина (ректор МГУПП).
И вы - приходите!
Комнату уточним сегодня.
Мы и Колей Бажитовым (Институт молодёжи) рассчитываем на уютную компанию Саши Бугаева , Андрея Платонова и Матвея Навдаева (Росмолодёжь), Сергея Шатунова (Минпросвещения), Паши Красноруцкого (РСМ), Миши Балыхина (ректор МГУПП).
И вы - приходите!
Комнату уточним сегодня.
Коллектив "Научно-образовательной политики" поздравляет с днём рождения Андрея Рудского, ректора Петербургского политеха.
В вузовском сообществе нет человека, который бы сказал что-то неуважительное об Андрее Рудском.
Академик РАН, прекрасный руководитель, настоящий хозяин в своём университете.
А ещё Рудской - великолепный, очень обаятельный оратор, и в самом лучшем смысле государственный человек.
Ректор, у которого день рождения совпадает с днём рождения вверенного университета. С этим мы отдельно поздравляем весь коллектив и студентов Политеха, отмечающих сегодня 122 года со дня основания этого великолепного университета!
Рады, что дружим и работаем в одной команде!
Для НОП Андрей Рудской - настоящая ролевая модель хорошего ректора.
Андрей Иванович, с днём рождения!
В вузовском сообществе нет человека, который бы сказал что-то неуважительное об Андрее Рудском.
Академик РАН, прекрасный руководитель, настоящий хозяин в своём университете.
А ещё Рудской - великолепный, очень обаятельный оратор, и в самом лучшем смысле государственный человек.
Ректор, у которого день рождения совпадает с днём рождения вверенного университета. С этим мы отдельно поздравляем весь коллектив и студентов Политеха, отмечающих сегодня 122 года со дня основания этого великолепного университета!
Рады, что дружим и работаем в одной команде!
Для НОП Андрей Рудской - настоящая ролевая модель хорошего ректора.
Андрей Иванович, с днём рождения!
Стратегии внедрения
Заинтересованность бизнеса в инновационных технологиях в очередной раз подтвердилась на встрече представителей АО «ОХК «УРАЛХИМ» и руководства Московского государственного университета пищевых производств.
В ходе встречи обсуждалось создание единой акселерационной площадки, ставящей перед собой задачи профориентации, образования и научных исследований.
«В формате акселератора мы планируем реализовать «прокачку» молодежи - от школьников до выпускников и действующих работников, прежде всего, Уралхима.
Реализация этой работы планируется в рамках федеральной инновационной площадки МГУПП, центральным ядром которой станет Инжиниринговый центр университета. Именно он сможет оценивать инновационные проекты, стартап-команды, бизнес-партнеров, в том числе и Уралхима.
В рамках акселератора будут формироваться единые команды с выходом на готовый бизнес с финансовой поддержкой от государства, бизнес-партнеров и инвестициями от венчурных фондов,» - рассказал НОП Михаил Балыхин, ректор МГУПП.
Первые темы рамочных соглашений для совместного участия в государственных конкурсах и проектах уже определены.
«Группа компаний Уралхим в ближайшее время планирует производить изолят белка из гороха и построить завод, на пике мощности которого будет производится 11 тысяч тонн горохового белка.
Университет предложил свои партнерские возможности по разработке рецептур и по внедрению горохового белка на российский рынок, в т.ч. для ингредиентных компаний, которые со своей стороны смогут оценить характеристики продукта и дать комментарий по его совершенствованию, улучшению и модификации в зависимости от его применения.
Следует отметить, что при производстве горохового белка создается большое количество отходов, в десятки раз превышающее количество самого продукта.
Как и у любого социально-ориентированного и ответственного производителя в группе компании Уралхим есть потребность в обработке и переработке данных видов отходов. Университетом была предложена схема по производству разлагаемой упаковки с программируемым сроком из отходов производства как возможный дополнительный бизнес в рамках проекта по гороховому изоляту,» - дополнил ректор МГУПП.
В встрече приняли участие и представители компании 3D bioprinting solutions (ГК Инвитро). 3D bioprinting solutions несколько лет занимаются 3D-принтингом в мясном направлении. Изначально они выходили на рынок с большим проектом, который всё ещё продолжается, - 3D-принтинг человеческих органов для пересадки.
На сегодняшний день они работают не только в этой области, но и в разработке технологий 3D-печати и картриджей с наполнителями для печати органического кальмара из растительного сырья; печати наггетсов в сети фастфудов, частично из органического сырья, частично из мясных клеток.
«МГУПП уже давно и успешно разрабатывает как сами пищевые принтеры, так и технологические карты для пищевой 3D-печати, поэтому встреча с представителем группы компании Инвитро 3d bioprinting solutions была особенно интересна для обеих сторон. Представителей компании 3d bioprinting solutions заинтересовали разработки МГУПП по созданию клеточного мяса и альтернативным способом его получения,» - отметил Михаил Балыхин.
Встреча в МГУПП продемонстрировала многоплановость развития вуза и его технологий, а также, что университет явно претендует на роль базовой площадки кооперации профильных министерств, партнёров, бизнеса и науки.
Заинтересованность бизнеса в инновационных технологиях в очередной раз подтвердилась на встрече представителей АО «ОХК «УРАЛХИМ» и руководства Московского государственного университета пищевых производств.
В ходе встречи обсуждалось создание единой акселерационной площадки, ставящей перед собой задачи профориентации, образования и научных исследований.
«В формате акселератора мы планируем реализовать «прокачку» молодежи - от школьников до выпускников и действующих работников, прежде всего, Уралхима.
Реализация этой работы планируется в рамках федеральной инновационной площадки МГУПП, центральным ядром которой станет Инжиниринговый центр университета. Именно он сможет оценивать инновационные проекты, стартап-команды, бизнес-партнеров, в том числе и Уралхима.
В рамках акселератора будут формироваться единые команды с выходом на готовый бизнес с финансовой поддержкой от государства, бизнес-партнеров и инвестициями от венчурных фондов,» - рассказал НОП Михаил Балыхин, ректор МГУПП.
Первые темы рамочных соглашений для совместного участия в государственных конкурсах и проектах уже определены.
«Группа компаний Уралхим в ближайшее время планирует производить изолят белка из гороха и построить завод, на пике мощности которого будет производится 11 тысяч тонн горохового белка.
Университет предложил свои партнерские возможности по разработке рецептур и по внедрению горохового белка на российский рынок, в т.ч. для ингредиентных компаний, которые со своей стороны смогут оценить характеристики продукта и дать комментарий по его совершенствованию, улучшению и модификации в зависимости от его применения.
Следует отметить, что при производстве горохового белка создается большое количество отходов, в десятки раз превышающее количество самого продукта.
Как и у любого социально-ориентированного и ответственного производителя в группе компании Уралхим есть потребность в обработке и переработке данных видов отходов. Университетом была предложена схема по производству разлагаемой упаковки с программируемым сроком из отходов производства как возможный дополнительный бизнес в рамках проекта по гороховому изоляту,» - дополнил ректор МГУПП.
В встрече приняли участие и представители компании 3D bioprinting solutions (ГК Инвитро). 3D bioprinting solutions несколько лет занимаются 3D-принтингом в мясном направлении. Изначально они выходили на рынок с большим проектом, который всё ещё продолжается, - 3D-принтинг человеческих органов для пересадки.
На сегодняшний день они работают не только в этой области, но и в разработке технологий 3D-печати и картриджей с наполнителями для печати органического кальмара из растительного сырья; печати наггетсов в сети фастфудов, частично из органического сырья, частично из мясных клеток.
«МГУПП уже давно и успешно разрабатывает как сами пищевые принтеры, так и технологические карты для пищевой 3D-печати, поэтому встреча с представителем группы компании Инвитро 3d bioprinting solutions была особенно интересна для обеих сторон. Представителей компании 3d bioprinting solutions заинтересовали разработки МГУПП по созданию клеточного мяса и альтернативным способом его получения,» - отметил Михаил Балыхин.
Встреча в МГУПП продемонстрировала многоплановость развития вуза и его технологий, а также, что университет явно претендует на роль базовой площадки кооперации профильных министерств, партнёров, бизнеса и науки.
Бури просвещения
В информпространстве тема «просветительских» поправок в ФЗ «Об образовании» продолжает оставаться одной из самых горячих по научно-образовательному сектору.
На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке принято решение дать добро на принятие законопроекта во втором чтении. Из существенных корректив две:
1. к участникам просветительской работы также отнесено государство и органы госвласти;
2. заключение договоров с иностранными организациями предлагается вывести на уровень Минпросвещения и Минобрнауки.
Ход обсуждений и позиции обеих сторон емко изложены в «Коммерсанте». Мы же еще раз акцентируем внимание на два смысловых блока законопроекта.
Первый – введение понятия «просветительская деятельность». Сейчас оно отсутствует в российском правовом поле. Эта деятельность четко вынесена за рамки образовательных программ. Стоит согласиться с авторами законопроекта – действительно, четкая характеристика просветительских активностей необходима. Иначе сложно препятствовать деструктивным инициативам, и поддерживать конструктивные.
Второй – международное сотрудничество. В функционал профильных ведомств предлагается отнести координацию участия образовательных организаций в трансграничных взаимодействиях. Это логично – учредитель должен обладать возможностью в определенных рамках влиять на работу своих подведов.
Особенно бурную реакцию вызвал именно пункт о том, что необходимо согласовывать все международные договоры (кроме тех, что касаются обучения иностранных студентов) со своим учредителем. В ходе обсуждения на Комитете подтвердилось: эти вопросы мало касаются школ, в основном они затронут университеты и научные организации. В итоге предложено вообще заключать их от лица профильных ведомств.
Представители научно-образовательного сообщества громко высказывают опасения, что подобные форматы приведут к избыточной бюрократизации процесса, постоянным пробуксовкам ипоставят под вопрос любые международные контакты.
По содержанию законопроект четко распадается на два указанных блока. Конечно, было бы логичнее запустить две инициативы и не увязывать их в пакет.
В итоге многие представители научно-образовательного истеблишмента сразу заняли привычную позицию жертвы – власть якобы делает все возможное, чтобы усложнить жизнь и извести под корень всю отечественную науку и образование. В реальности, конечно же, ситуация иная.
Основным мотиватором внесения законопроекта стала борьба с иностранным вмешательством, а совсем не наука или образование. Идея авторов проста – под видом просвещения при финансовой поддержке западных НКО проходит активная пропаганда проектов, которые де-факто разваливают науку с России. В первую очередь, способствуя утечке кадров из страны. Отсюда необходимость ввести определение и механизмы контроля.
Также понятно, почему особенно инициаторов законопроекта интересует именно международная деятельность – они составляют ядро тех парламентариев, что целевым образом занимаются различными вопросами вмешательства в дела России из-за рубежа. Хотя, конечно, с Российской академией наук все равно стоило и стоит впредь советоваться. Если борьба с просветителями превратится в жесткую охоту на со стороны государства – для науки и имиджа России точно ничего хорошего не будет. Это нужно понимать в первую очередь – исполнительной власти.
Пока трудно представить, как будет реализовано получение заключений, например, Минобрнауки на все многообразие соглашений вузов или научных институтов с иностранными партнерами. Или процесс подписания договоров, где одной из сторон будет выступать Минобрнауки.
По текущим настроениям в верхушке научно-образовательной элиты можем сделать вывод – ведомства скорее всего займутся простым учетом, мониторингом договоров, проводя простую экспертизу на то, чтобы в них не было чего-то антиконституционного. А полномочия по международным взаимодействиям перезакрепят в новой форме за ректорами университетов и директорами институтов.
Так что ничего особенно страшного в законопроекте нет.
Подробнее: статья в Комммерсанте и документы по законопроекту.
В информпространстве тема «просветительских» поправок в ФЗ «Об образовании» продолжает оставаться одной из самых горячих по научно-образовательному сектору.
На заседании Комитета Госдумы по образованию и науке принято решение дать добро на принятие законопроекта во втором чтении. Из существенных корректив две:
1. к участникам просветительской работы также отнесено государство и органы госвласти;
2. заключение договоров с иностранными организациями предлагается вывести на уровень Минпросвещения и Минобрнауки.
Ход обсуждений и позиции обеих сторон емко изложены в «Коммерсанте». Мы же еще раз акцентируем внимание на два смысловых блока законопроекта.
Первый – введение понятия «просветительская деятельность». Сейчас оно отсутствует в российском правовом поле. Эта деятельность четко вынесена за рамки образовательных программ. Стоит согласиться с авторами законопроекта – действительно, четкая характеристика просветительских активностей необходима. Иначе сложно препятствовать деструктивным инициативам, и поддерживать конструктивные.
Второй – международное сотрудничество. В функционал профильных ведомств предлагается отнести координацию участия образовательных организаций в трансграничных взаимодействиях. Это логично – учредитель должен обладать возможностью в определенных рамках влиять на работу своих подведов.
Особенно бурную реакцию вызвал именно пункт о том, что необходимо согласовывать все международные договоры (кроме тех, что касаются обучения иностранных студентов) со своим учредителем. В ходе обсуждения на Комитете подтвердилось: эти вопросы мало касаются школ, в основном они затронут университеты и научные организации. В итоге предложено вообще заключать их от лица профильных ведомств.
Представители научно-образовательного сообщества громко высказывают опасения, что подобные форматы приведут к избыточной бюрократизации процесса, постоянным пробуксовкам ипоставят под вопрос любые международные контакты.
По содержанию законопроект четко распадается на два указанных блока. Конечно, было бы логичнее запустить две инициативы и не увязывать их в пакет.
В итоге многие представители научно-образовательного истеблишмента сразу заняли привычную позицию жертвы – власть якобы делает все возможное, чтобы усложнить жизнь и извести под корень всю отечественную науку и образование. В реальности, конечно же, ситуация иная.
Основным мотиватором внесения законопроекта стала борьба с иностранным вмешательством, а совсем не наука или образование. Идея авторов проста – под видом просвещения при финансовой поддержке западных НКО проходит активная пропаганда проектов, которые де-факто разваливают науку с России. В первую очередь, способствуя утечке кадров из страны. Отсюда необходимость ввести определение и механизмы контроля.
Также понятно, почему особенно инициаторов законопроекта интересует именно международная деятельность – они составляют ядро тех парламентариев, что целевым образом занимаются различными вопросами вмешательства в дела России из-за рубежа. Хотя, конечно, с Российской академией наук все равно стоило и стоит впредь советоваться. Если борьба с просветителями превратится в жесткую охоту на со стороны государства – для науки и имиджа России точно ничего хорошего не будет. Это нужно понимать в первую очередь – исполнительной власти.
Пока трудно представить, как будет реализовано получение заключений, например, Минобрнауки на все многообразие соглашений вузов или научных институтов с иностранными партнерами. Или процесс подписания договоров, где одной из сторон будет выступать Минобрнауки.
По текущим настроениям в верхушке научно-образовательной элиты можем сделать вывод – ведомства скорее всего займутся простым учетом, мониторингом договоров, проводя простую экспертизу на то, чтобы в них не было чего-то антиконституционного. А полномочия по международным взаимодействиям перезакрепят в новой форме за ректорами университетов и директорами институтов.
Так что ничего особенно страшного в законопроекте нет.
Подробнее: статья в Комммерсанте и документы по законопроекту.
Коммерсантъ
Просветительский абсолютизм
Вызвавший масштабную критику законопроект о просветительской деятельности в РФ может быть принят Госдумой во втором чтении без принципиальных правок, на которых настаивали представители российской науки и культуры, а также рядовые граждане. Таково решение…
Плехановский-114
Сегодня исполняется 114 лет со дня основания одного из ведущих экономических университетов страны - РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«Наша задача, чтобы Плехановский университет стал мировым центром науки и образования. И у нас всё для этого есть». (Ректор Иван Лобанов)
«Сегодня Плехановский университет занимает ведущее место в числе российских вузов. Сохраняя верность традициям – остаётся в тренде. Активно внедряет передовые IT-технологии, инновационные и педагогические методики, современные образовательные программы. Диплом выпускника РЭУ – признанный знак качества высококвалифицированного специалиста. Такие кадры востребованы всегда и везде. И на государственной службе, и в бизнесе, и в науке». (Вице-премьер Дмитрий Чернышенко)
«Сегодня перед вашим вузом стоят новые задачи – участие в национальных проектах, национальных целях, которые определил Президент Российской Федерации. И успешному выполнению этих задач нужны сильные специалисты. Подготовленные и готовые выполнять эти задачи». (Вадим Егоров, заместитель директора Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства РФ)
«Хочу поблагодарить за то, что в тяжёлое время пандемии вы сумели обеспечить должный необходимый уровень организации учебного процесса – университет ни на минуту не прекращал свою работу. Желаю вам новых научных достижений, здоровья и благополучия». (Заместитель Министра науки и высшего образования Пётр Кучеренко от имени министра Валерия Фалькова)
«Одна из самых важных задач – сблизить вуз и реальных работодателей, что бы стандарты образования менялись как можно быстрее и способствовали подготовке специалистов по компетенциям необходимым ведущим университетам мира и мировым компаниям. Наша стратегическая задача – сохранить и преумножить высокий авторитет РЭУ. В добрый путь к новым творческим победам». (Сергей Чемезов, председатель попечительского совета РЭУ)
Редакция НОП присоединяется к поздравлениям и желает ректору и всему коллективу и студентам РЭУ успехов в образовании, науке, инновациях, а также прорывном экономическом развитии России.
Поздравления Плехановскому университету: https://www.rea.ru/ru/news/Pages/114-prazdnichnyj-uchenyj-sovet.aspx
Сегодня исполняется 114 лет со дня основания одного из ведущих экономических университетов страны - РЭУ им. Г.В. Плеханова.
«Наша задача, чтобы Плехановский университет стал мировым центром науки и образования. И у нас всё для этого есть». (Ректор Иван Лобанов)
«Сегодня Плехановский университет занимает ведущее место в числе российских вузов. Сохраняя верность традициям – остаётся в тренде. Активно внедряет передовые IT-технологии, инновационные и педагогические методики, современные образовательные программы. Диплом выпускника РЭУ – признанный знак качества высококвалифицированного специалиста. Такие кадры востребованы всегда и везде. И на государственной службе, и в бизнесе, и в науке». (Вице-премьер Дмитрий Чернышенко)
«Сегодня перед вашим вузом стоят новые задачи – участие в национальных проектах, национальных целях, которые определил Президент Российской Федерации. И успешному выполнению этих задач нужны сильные специалисты. Подготовленные и готовые выполнять эти задачи». (Вадим Егоров, заместитель директора Департамента просвещения, высшего образования и науки Правительства РФ)
«Хочу поблагодарить за то, что в тяжёлое время пандемии вы сумели обеспечить должный необходимый уровень организации учебного процесса – университет ни на минуту не прекращал свою работу. Желаю вам новых научных достижений, здоровья и благополучия». (Заместитель Министра науки и высшего образования Пётр Кучеренко от имени министра Валерия Фалькова)
«Одна из самых важных задач – сблизить вуз и реальных работодателей, что бы стандарты образования менялись как можно быстрее и способствовали подготовке специалистов по компетенциям необходимым ведущим университетам мира и мировым компаниям. Наша стратегическая задача – сохранить и преумножить высокий авторитет РЭУ. В добрый путь к новым творческим победам». (Сергей Чемезов, председатель попечительского совета РЭУ)
Редакция НОП присоединяется к поздравлениям и желает ректору и всему коллективу и студентам РЭУ успехов в образовании, науке, инновациях, а также прорывном экономическом развитии России.
Поздравления Плехановскому университету: https://www.rea.ru/ru/news/Pages/114-prazdnichnyj-uchenyj-sovet.aspx
Алексей Медведев, заместитель министра науки и высшего образования, сегодня, в рамках визита в Тюмень по вопросам деятельности Западно-Сибирского НОЦ, посетил ТюмГУ
https://news.1rj.ru/str/tyumen_science/2359
https://news.1rj.ru/str/tyumen_science/2359
Telegram
НОП — ТМН I ХМАО I ЯНАО
Один важный тезис. «НОЦ — это не наука, это экосистема отношений между наукой, образованием и бизнесом». Ключевое здесь «кооперация» реального сектора (экономики) с наукой и образованием. НОЦ в регионе сложится, если будет решена проблема достаточного числа…
Кадры для транспорта
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 255-р была утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года.
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, о Концепции специально для НОП:
«Принятая Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса является, на мой взгляд, важным документом. Его актуальность и своевременность бесспорна и связана с целым рядом факторов.
Во-первых, это значение транспортной отрасли для России – его сложно переоценить. Сегодня это одна из важнейших отраслей, влияющая на развитие реального сектора экономики. Причем отрасль быстро развивается, трансформируясь и меняя привычные рамки. В этих условиях выработка концептуального подхода к ее кадровому «портрету» приобретает особое значение.
Кроме того, и это тоже нельзя не упомянуть, транспортная отрасль сейчас не лучшим образом обеспечена кадрами с высшим образованием. И это второй существенный момент, тормозящий эффективное развитие, не позволяющий ставить задачи «на опережение».
В-третьих, на наших глазах идет цифровизация отрасли. Цифровые технологии уже пронизывают управление на транспорте, организацию перевозок, обеспечение безопасности участников дорожного движения. Вместе с тем, итоги цифровизации во многом зависят от качества обучения кадров, от их готовности работать в digital-среде.
Все сказанное обуславливает необходимость модернизации системы транспортного образования. И положения, заложенные в Концепцию, полностью перечисленные моменты учитывают.
Следует отметить, что МАДИ, наряду с другими транспортными вузами, подведомственными Минобрнауки РФ, де факто уже идет по этом пути. Многие положения Концепции наш вуз использует в учебном процессе – это технологии управления агломерационным транспортом, беспилотные транспортные средства, транспортная телематика, интеллектуальные транспортные системы, мультимодальные перевозки и многое другое.
МАДИ активно взаимодействует с промышленными партнерами и транспортными предприятиями, реализуя практикоориентированность подготовки и проектное обучение. К примеру, в крупном проекте по созданию техники для наземного обеспечения полетов авиации в рамках Постановления 218 хорошо показали себя студенческие группы. Молодежные инженерные команды успешно участвуют в международных соревнованиях по созданию спортивных болидов, электромотоциклов, внедорожников.
Решая задачи интеграции в международное пространство и обеспечения связанности территорий, МАДИ является базовым вузом стран СНГ в своей области. А также занимает ведущие позиции в международной ассоциации автомобильно-дорожного образования, объединяющей более 180 «транспортных» университетов мира.
Резюмируя сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что принятая Правительством РФ Концепция, безусловно, отвечает требованиям времен. МАДИ не только поддерживает ее, но и уверенно идет в фарватере заявленных процессов, лидируя по внедрению передовых технологий в обучение и отраслевую практику».
Примечательно, что действие принятого документа распространяется на ряд вузов, подведомственных Минтрансу России. Несмотря на то, что МАДИ входит в число подведов Минобрнауки, он остается активным игроком всей транспортной системы России и отлично осведомлен об актуальных нововведениях и трендах, независимо от подчиненности структур. А часто выступает главным мозговым центром и координатором подобных процессов - как это было, например, в случае с обновленным Сводом Правил по проектированию автомобильных дорог.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 255-р была утверждена Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса до 2035 года.
Андрей Келлер, врио ректора МАДИ, о Концепции специально для НОП:
«Принятая Концепция подготовки кадров для транспортного комплекса является, на мой взгляд, важным документом. Его актуальность и своевременность бесспорна и связана с целым рядом факторов.
Во-первых, это значение транспортной отрасли для России – его сложно переоценить. Сегодня это одна из важнейших отраслей, влияющая на развитие реального сектора экономики. Причем отрасль быстро развивается, трансформируясь и меняя привычные рамки. В этих условиях выработка концептуального подхода к ее кадровому «портрету» приобретает особое значение.
Кроме того, и это тоже нельзя не упомянуть, транспортная отрасль сейчас не лучшим образом обеспечена кадрами с высшим образованием. И это второй существенный момент, тормозящий эффективное развитие, не позволяющий ставить задачи «на опережение».
В-третьих, на наших глазах идет цифровизация отрасли. Цифровые технологии уже пронизывают управление на транспорте, организацию перевозок, обеспечение безопасности участников дорожного движения. Вместе с тем, итоги цифровизации во многом зависят от качества обучения кадров, от их готовности работать в digital-среде.
Все сказанное обуславливает необходимость модернизации системы транспортного образования. И положения, заложенные в Концепцию, полностью перечисленные моменты учитывают.
Следует отметить, что МАДИ, наряду с другими транспортными вузами, подведомственными Минобрнауки РФ, де факто уже идет по этом пути. Многие положения Концепции наш вуз использует в учебном процессе – это технологии управления агломерационным транспортом, беспилотные транспортные средства, транспортная телематика, интеллектуальные транспортные системы, мультимодальные перевозки и многое другое.
МАДИ активно взаимодействует с промышленными партнерами и транспортными предприятиями, реализуя практикоориентированность подготовки и проектное обучение. К примеру, в крупном проекте по созданию техники для наземного обеспечения полетов авиации в рамках Постановления 218 хорошо показали себя студенческие группы. Молодежные инженерные команды успешно участвуют в международных соревнованиях по созданию спортивных болидов, электромотоциклов, внедорожников.
Решая задачи интеграции в международное пространство и обеспечения связанности территорий, МАДИ является базовым вузом стран СНГ в своей области. А также занимает ведущие позиции в международной ассоциации автомобильно-дорожного образования, объединяющей более 180 «транспортных» университетов мира.
Резюмируя сказанное, хочу еще раз подчеркнуть, что принятая Правительством РФ Концепция, безусловно, отвечает требованиям времен. МАДИ не только поддерживает ее, но и уверенно идет в фарватере заявленных процессов, лидируя по внедрению передовых технологий в обучение и отраслевую практику».
Примечательно, что действие принятого документа распространяется на ряд вузов, подведомственных Минтрансу России. Несмотря на то, что МАДИ входит в число подведов Минобрнауки, он остается активным игроком всей транспортной системы России и отлично осведомлен об актуальных нововведениях и трендах, независимо от подчиненности структур. А часто выступает главным мозговым центром и координатором подобных процессов - как это было, например, в случае с обновленным Сводом Правил по проектированию автомобильных дорог.
publication.pravo.gov.ru
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 06.02.2021 № 255-р ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный…
Суперкомпьютерные нужды
В основе любого развития всегда лежат инфраструктурные решения. Для перехода к цифровой экономике, активного внедрения сложного моделирования (от деталей до лекарств), полноценному использованию мегаустановок требуются мощные вычислительные центры – то есть, суперкомпьютеры. Именно этой теме было посвящено заседание Президиума Российской академии наук, состоявшееся на этой неделе.
Основное содержание выступлений понятно и ожидаемо: запрос на суперкомпьютерные вычисления огромен, а мощностей в стране огромный дефицит. Эта ситуация системна – она проходит через все ключевые стратегические инициативы государства.
В частности, через развитие искусственного интеллекта. «Наблюдается экспоненциальный рост требований к вычислительным ресурсам для обучения современных алгоритмов ИИ», – особо подчеркнул академик РАН, директор Института системного программирования Арутюн Аветисян.
Вполне возможно говорить о суперкомпьютерной безопасности, независимости и аналогичном измерении суверенитета. Об этом также много говорили на Президиуме. В этих областях сложно говорить о самостоятельности России – отставание в этой стратегической области грозит нарастанием уязвимости страны по широкому спектру вопросов – от моделирования новой военной техники до кибербезопасности.
Отдельно отметим – только на широкой сети исключительно мощных вычислительных центров может быть в реальности построено цифровое государство. Отметим, что эти вопросы находятся в сфере особого внимания со стороны профильного вице-премьера прорыва – Дмитрия Чернышенко – и его команды.
В научно-образовательной политике тему суперкомпьютеров активно продвигает ректор МГУ Виктор Садовничий. Однако, серьезной монополизации этих вопросов добиться ему так и не удалось. В частности, поручения президента уже прямо предусматривают создание сети региональных вычислительных центров.
Отметим, что часть из них будет сопряжена с функционированием установок класса мегасайенс. Например, в Новосибирской области создается СНЦ ВВОД, который будет ориентирован, в том числе, на обработку информации с синхротрона СКИФ. Аналогичная комбинация цифровых и компьютерных мощностей с крупными установками сложится и на острове Русский, где под эгидой Дальневосточного федерального университета, уже есть мощный digital-центр, который в будущем подключится к работе синхротрона РИФ.
В итоге Виктор Садовничий совершил трансфер к экосистемным рассуждениям: «Страна, мне кажется, находится на таком этапе, когда надо выработать согласованную позицию по решению важнейшего вопроса для нашей страны. Выступая на Совете при президенте, главную часть своего выступления я посвятил суперкомпьютерным вычислениям. <…> Сейчас, мне кажется, надо на второй план отнести борьбу, что «у меня должен быть главный центр, главный суперкомпьютер». Наверное, это надо иметь в виду, но сейчас задача – сделать согласованное предложение и выполнить поручение президента».
Президиум РАН утвердил Положение о Совете РАН по координации научных исследований в области стратегических информационных технологий и его состав. Сопредседателями совета будут академики Владимир Бетелин и Борис Четверушкин.
Совет является научно-консультативным органом РАН. Он призван содействовать развитию в России стратегических информационных технологий, созданию инфраструктуры суперкомпьютеров и сетей, программных систем моделирования сложных технологических, природных, физиологических, экономических и социальных процессов. Совет будет способствовать также использованию полученных результатов учеными, конструкторами, технологами, врачами, экономистами, управленцами.
Суперкомпьютеры постепенно становятся «узким местом» научно-технологического прорыва – однозначно назрела необходимость формирования единой и комплексной стратегии развития по данному направлению с соответствующим масштабным финансированием.
Подробнее о ходе Президиума.
В основе любого развития всегда лежат инфраструктурные решения. Для перехода к цифровой экономике, активного внедрения сложного моделирования (от деталей до лекарств), полноценному использованию мегаустановок требуются мощные вычислительные центры – то есть, суперкомпьютеры. Именно этой теме было посвящено заседание Президиума Российской академии наук, состоявшееся на этой неделе.
Основное содержание выступлений понятно и ожидаемо: запрос на суперкомпьютерные вычисления огромен, а мощностей в стране огромный дефицит. Эта ситуация системна – она проходит через все ключевые стратегические инициативы государства.
В частности, через развитие искусственного интеллекта. «Наблюдается экспоненциальный рост требований к вычислительным ресурсам для обучения современных алгоритмов ИИ», – особо подчеркнул академик РАН, директор Института системного программирования Арутюн Аветисян.
Вполне возможно говорить о суперкомпьютерной безопасности, независимости и аналогичном измерении суверенитета. Об этом также много говорили на Президиуме. В этих областях сложно говорить о самостоятельности России – отставание в этой стратегической области грозит нарастанием уязвимости страны по широкому спектру вопросов – от моделирования новой военной техники до кибербезопасности.
Отдельно отметим – только на широкой сети исключительно мощных вычислительных центров может быть в реальности построено цифровое государство. Отметим, что эти вопросы находятся в сфере особого внимания со стороны профильного вице-премьера прорыва – Дмитрия Чернышенко – и его команды.
В научно-образовательной политике тему суперкомпьютеров активно продвигает ректор МГУ Виктор Садовничий. Однако, серьезной монополизации этих вопросов добиться ему так и не удалось. В частности, поручения президента уже прямо предусматривают создание сети региональных вычислительных центров.
Отметим, что часть из них будет сопряжена с функционированием установок класса мегасайенс. Например, в Новосибирской области создается СНЦ ВВОД, который будет ориентирован, в том числе, на обработку информации с синхротрона СКИФ. Аналогичная комбинация цифровых и компьютерных мощностей с крупными установками сложится и на острове Русский, где под эгидой Дальневосточного федерального университета, уже есть мощный digital-центр, который в будущем подключится к работе синхротрона РИФ.
В итоге Виктор Садовничий совершил трансфер к экосистемным рассуждениям: «Страна, мне кажется, находится на таком этапе, когда надо выработать согласованную позицию по решению важнейшего вопроса для нашей страны. Выступая на Совете при президенте, главную часть своего выступления я посвятил суперкомпьютерным вычислениям. <…> Сейчас, мне кажется, надо на второй план отнести борьбу, что «у меня должен быть главный центр, главный суперкомпьютер». Наверное, это надо иметь в виду, но сейчас задача – сделать согласованное предложение и выполнить поручение президента».
Президиум РАН утвердил Положение о Совете РАН по координации научных исследований в области стратегических информационных технологий и его состав. Сопредседателями совета будут академики Владимир Бетелин и Борис Четверушкин.
Совет является научно-консультативным органом РАН. Он призван содействовать развитию в России стратегических информационных технологий, созданию инфраструктуры суперкомпьютеров и сетей, программных систем моделирования сложных технологических, природных, физиологических, экономических и социальных процессов. Совет будет способствовать также использованию полученных результатов учеными, конструкторами, технологами, врачами, экономистами, управленцами.
Суперкомпьютеры постепенно становятся «узким местом» научно-технологического прорыва – однозначно назрела необходимость формирования единой и комплексной стратегии развития по данному направлению с соответствующим масштабным финансированием.
Подробнее о ходе Президиума.