НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
«Глобальные университеты»: итоги 5-100 (1/2)

8 апреля в НИУ ВШЭ прошло заседание Ассоциации «Глобальные университеты», на котором были подведены итоги Проекта 5-100. В ходе которого участники обсудили значение и эффект проекта, его преемственность в программе «‎Приоритет 2030», которая должна стать новым драйвером развития высшего образования и науки в России.‎

Председатель Ассоциации Ярослав Кузьминов, ректор НИУ ВШЭ, прокомментировал успехи программы:
«Я считаю, что это успешный проект. Это действительно серьезный сдвиг и в международных позициях нашей страны в глобальном разделении академического труда. Вузы Проекта 5-100 сегодня лидируют на российском образовательном рынке. Они занимают ведущие позиции по качеству приема, а это важнейший показатель репутации, в них поступает половина победителей олимпиад. Каждый пятый иностранный студент в России обучается в университетах Проект 5-100‎. Очень важно, что наши вузы выступили инициаторами развития цифрового развития образования в России, стали учредителями Национальной платформы открытого образования.

Мы работаем на международной платформе Coursera, где Высшая школа экономики и Санкт-Петербургский университет входит в топ-10 вузов участников. Наша аудитория на Coursera - это 6 миллионов студентов из 200 стран. Наше участие в Coursera - это очень важное внешнеполитическое достижение России, потому что это единственная американская компания, которая в американских судах отстояла право работать в Крыму, опровергнуть санкции, замахивающиеся на общегуманитарную область. Эта позиция отражает, что Coursera уважает Россию и российские вузы».

Вице-президент РАН Алексей Хохлов признал результативность программы: «‎Я бы согласился, что Проект 5-100 явился успехом, потому что тогда, когда он начинался, необходима была определенная встряска и сопоставление ведущих вузов страны с тем, как они оцениваются на международном уровне, поэтому была поставлена задача по вхождению в мировые рейтинги, и в предметных рейтингах есть определенные успехи».

Напомним, что именно от академического сообщества очень часто и громко звучали упреки в том, что новые программы стартуют зачастую без подведения итогов завершающихся, без должного анализа их эффективности. Итоги проекта 5-100 8 апреля подводились не впервые и, судя по всему, не в последний раз.

Светлана Меркушина, директор Департамента аудита образования, науки и инноваций Счетной палаты РФ подчеркнула: «Реализация Проекта 5-100 привела к существенным позитивным изменениям в сфере высшего образования и науки. Произошел в большей степени качественный, а не количественный сдвиг. Проект существенно усилил университетскую науку, без которой продвижение в рейтингах было бы невозможно. Программы академического лидерства – это общепризнанный инструмент развития научных и образовательных систем во всем мире, и объем финансирования аналогичных программ в других странах несопоставим с объемом финансирования в России. Одним из главных результатов стало формирование в стране группы университетов-лидеров, которые задают тренды для всей системы высшего образования и науки».

Стоит подчеркнуть - в своем отчете о проекте 5-100 Счетная палата (достаточно непривычно для себя) сделала акцент именно на качественные изменения, на трансформацию оргуправленческих моделей развития университетов и образ мышления профильных управленцев, а не на чисто количественные показатели.
«Глобальные университеты»: итоги 5-100 (2/2)

Сложно переоценить значение Проекта 5-100 для пространственного развития России, в частности - для Дальнего Востока. Никита Анисимов, ректор Дальневосточного университета, отметил, что сам университет формировался совместно с 5-100. В один год он вошел в программу и переехал на остров Русский. И главный вектор развития такого университета возможно только через развитие макрорегиона. Внутри Проекта 5-100 проявились ресурсы, которые позволили ДВФУ стать центром цифрового развития всего макрорегиона, логическим следствием этого стало постановление Правительства в 2020 году о создании Инновационного научно-технологического центра «‎Русский».‎ «‎Эта последовательность движения университета для развития макрорегиона, она основывается на том, что 5-100 было флагом и поддерживает те группы, которые стали сейчас ядром инжиниринговых центров крупных компаний и корпораций, которые разворачиваются сейчас на острове Русский в рамках ИНТЦ. Это вытягивает макрорегион, потому что не всегда даже губернаторам просто привлекать эти крупные корпорации, особенно на Дальнем Востоке», - подчеркнул Никита Анисимов‎.

Михаил Стриханов, ректор МИФИ, обратил внимание на особенную задачу, которую ставили перед собой вузы проекта и конкретно МИФИ - подтянуть потенциал филиалов, а они находятся далеко от головных университетов, хотя бы до уровня лучших вузов регионов. Этот потенциал, по его мнению, необходимо использовать и в новой программе: «‎Целью являлось все-таки создание единого образовательного пространства, я думаю, программа «‎Приоритет 2030» будет дальше эту логику развивать‎, с тем, чтобы наилучшие черты и высокое качество сильнейших российских университетов транслировать на более слабые региональные университеты. У нас есть некая модель, которая позволяет это единое образовательное пространство предположить как схему работы с региональными вузами».‎

Елена Загайнова, ректор ННГУ им. Лобачевского, поделилась своим кейсом успешного взаимодействия университета с институтами РАН. Так, за время реализации «Проекта 5-100» было поддержано создание 12-ти лабораторий совместно с институтами РАН.‎ Также нижегородский ректор отметила: «Немного грустно, что Ассоциация «Глобальные университеты» должна будет трансформироваться в новый формат. У нас сложилась активная «‎двадцатка»‎ [имеется в виду 21 вуз-участник - прим. НОП] лидеров Проекта 5-100. И сейчас, на новом этапе, продвинутые университеты будут делиться опытом своего успеха с другими вузами страны».

Андрей Омельчук‎, заместитель министра науки и высшего образования РФ, на заседании «Глобальных университетов» представил проект новой программы «‎Приоритет 2030», основной целью которой является увеличение вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации.

Среди механизмов программы, конечно, есть открытые данные, публичность и прозрачность результатов программы, отдельно Омельчук пояснил: «На наш взгляд, открытые данные - это данные, которые:
а) широкие, понятные, достоверные,
б) ‎понятные конкретному потребителю и человеку, который с этими данными будет работать, в) мы, конечно, не скрываем что количество данных, которые из первоисточника должны появиться в распоряжении министерства, должно быть больше, для того, чтобы исключить риски того, что мы будем отчитываться, но у нас за этим не будет стоять содержательных результатов.

Мы благодарны коллегам из Счетной палаты, они, анализируя «Проект 5-100‎»‎, очень много ценных рекомендаций нам дали, мы даже предусмотрели наши обязательства по публикации публичного доклада об итогах реализации за каждый соответствующий год. А также предусмотрели публикацию рекомендаций Совета в адрес университетов, хоть это не всем бывает приятно. Но на наш взгляд, именно это было одним из больших драйверов в движении вузов «Проекта 5-100‎»‎ вперед».


Отдельно заместитель министра уточнил, что некоторые показатели результативности и эффективности новой программы вынесены в ведомственные приказы, чтобы не получить нечитаемое постановление и не потерять оперативность.
Всё о проектном семинаре «На одной волне с вузами»

▪️ Задачи и нововведения

О задачах сотрудничества с вузами и новых инструментах работы с молодежью – генеральный директор АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Комиссаров
О дипломе выпускника и верификации навыков и компетенций – заместитель министра науки и высшего образования РФ Пётр Кучеренко
О «научной гражданственности» – руководитель образовательного центра «Сириус» Елена Шмелева
Об инструментах для оценки и сопровождения – руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия - страна возможностей» Дмитрий Гужеля


▪️ Коммуникации


Новые коммуникации: АНО «РСВ» и университеты (1/2) – руководитель департамента коммуникаций АНО «Россия - страна возможностей» Сергей Коляда
Новые коммуникации: АНО «РСВ» и университеты (2/2) – научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов, руководитель пресс-службы Мастерской управления «Сенеж» Людмила Борщова
Как сделать так, чтобы о вузе писали? Узнать
Роль коммуникаций: взгляд из министерства. Комментарий
Кейс PR для вузов от НИТУ «МИСиС»
Кейс GR РУДН

▪️ Сотрудничество платформы с вузами

О подписании соглашений между АНО «Россия – страна возможностей» и вузами
Комментарий Алевтины Черниковой, ректор НИТУ «МИСиС» Комментарий Андрея Келлера, врио ректора МАДИ
Комментарий Никиты Анисимова, ректора ДВФУ

Научно-образовательная политика — официальный информационный партнер мероприятия.

@stranavozmojnostey
Зелёный семинар

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова проведет Всероссийский научно-технический семинар по вопросам зеленых инноваций и трансграничного углеродного регулирования.

Повестка мероприятия включает ряд вопросов в области декарбонизации относительно ратификацией России «Парижского климатического соглашения» и новые подходы бизнеса и производства к снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, в том числе анонсированы доклады на следующие темы:
- Эволюция корпоративных финансов в системе устойчивого развития на принципах ESG
- Углеродный след в рамках жизненного цикла продукции
- Финансово-экономические эффекты реализации обязательств по декарбонизации.

В мероприятии примут участие сотрудники Московской школы управления СКОЛКОВО, Финансового университета, ведущие ученые и специалисты по цифровизации и оптимизации процессов.

Напомним, что РЭУ им. Г.В. Плеханова развивает тематику зеленой трансформации, создает на своей площадке общероссийскую научно-образовательную платформу по подготовке и переподготовке специалистов в области мониторинга, моделирования, регулирования и экономико-правовой оценки мер в рамках Парижского соглашения, а так же в области зеленого предпринимательства.

Регистрация на мероприятие доступно по ссылке https://docs.google.com/forms/d/1IchiJgkayKwfe7uwsfh2ynS5KAR_wSQ47fE75xg0jic/edit?usp=sharing
Рецепты воспитания

На треке «Новые тренды воспитания и развития молодёжи» на форуме «На одной волне с университетами» участники рассмотрели новые подходы к воспитанию.

Начиная обсуждение, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж» рассказала, что у образовательного хаба есть план по созданию программы для проректоров по воспитательной работе.

Участники дискуссии обсудили, каким должен быть образ человека, который работает с молодым поколением, с точки зрения тех компетенций, которыми он обладает. Кратко, что мы узнали:
- Бизнес регулярно приходит с запросом повышения квалификации, начиная с детсадовских возрастов, потому что этот сегмент четко понимает, что необходимо продавать.
- Любой кризис обнуляет авторитет взрослого.
- Молодому поколению присущ запрос на образование «здесь и сейчас».
- Референтным для молодого человека можно стать тогда, когда он видит интересного человека, а не профессионала.
- Важной частью воспитательной работы является умение «сесть и придумать» вместе с молодым человеком, в этом смысле вдохновение является компетенцией.
- Нужна готовность к тому, чтобы завоевывать авторитет.
- Необходимо умение мыслить одним масштабом с молодым человеком.
- Работать локально и т.д.

«Как хотят лизнуть кнопку для iPhone, так и вас должны «хотеть лизнуть», - привел сравнение для тех, кто занимается воспитательной работой, Николай Бажитов, директор Института молодежной политики.

Многие программы «Сенежа» ориентированы на то, чтобы человек мог понять, в какой модели можно достичь результата. Здесь важна студентоцентричность, чтобы студент понимал зачем он пришел и что он будет делать дальше. Всегда ведутся дискуссии про разные ценности, но не всегда есть точные рецепты.
Против цифрового неравенства

Владимир Путин 8 апреля в режиме видеоконференции провёл с руководством Правительства встречу по вопросам реализации посланий Президента Федеральному Собранию 2019 и 2020 годов. И уже на следующий день вице-премьер Дмитрий Чернышенко провёл совещание по вопросу подключения российских школ к высокоскоростному интернету. В мероприятии приняли участие губернатор Московской области, руководитель рабочей группы Госсовета по цифровизации Андрей Воробьёв, Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, заместитель Министра просвещения Татьяна Васильева, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев.

Дмитрий Чернышенко для НОП:

В рамках нацпрограммы “Цифровая экономика” уже в этом году все школы должны получить доступ к высокоскоростному интернету, а к 2024 году в них должна быть сформирована необходимая IT-инфраструктура.

Что важно, в школах страны также будет внедрена система мониторинга и контроля скорости трафика и других параметров потребления высокоскоростного интернета. Будет отслеживаться пропускная способность – чтобы она была не ниже 50 Мбит/с для сельских школ и не ниже 100 Мбит/с для городских школ. Для находящихся в отдалённых и труднодоступных местностях, посредством спутниковой связи, – пропускная способность не ниже 1 Мбит/с. Это исключительно важно для доступа ребят к образовательному контенту в условиях развития цифровых сервисов в регионах и на федеральном уровне.


От редакции НОП отметим, что проблема отсутствия хорошего интернет-"охвата" характерна даже для технологически-продвинутых регионов. Например, в Сочи, в прибрежном кластере, интернет ловит "скачками" - притом что тут реализуется масса образовательных проектов федерального значения. Отсутствие высокоскоростного интернета в регионах в общественных местах (парках, кафе, столовых и т.д.) негативно сказывается и на студентах - они просто перестают доверять не работающим сервисам и лозунгам "цифровой трансформации образования". Вне сомнения, это вызов не только Минцифры и Минпросвету, но и командам вице-губрнаторов, курирующим цифру и образование. Ректорам отдельных вузов в регионах также стоит более активно развивать на территории кампусов безпроводной доступ к сети.

http://government.ru/news/41939/
Пространство воспитания

Сегодня заместители директоров по воспитательной работе учреждений среднего профессионального образования из 45 российских регионов собрались в Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия – страна возможностей». В ходе мероприятия участники смогли узнать о новых технологиях воспитательной работы с современными студентами и молодежью. Эта программа призвана переформатировать старые воспитательные подходы, прокачать коммуникацию между учреждениями среднего профессионального образования в своих регионах и проработать проектные технологии.

Открывая панельную дискуссию, Мария Афонина, проректор по образовательной деятельности Мастерской управления «Сенеж», рассказала участникам мероприятия о направлениях работы Мастерской и идеологии коллаборации:

«Мы с коллегами называем ее образовательным хабом, для нас это точка сборки лучшего инструментария, в рамках которой мы коллаборируемся с другими образовательными центрами, университетами, школами, надеюсь, с вами у нас такая коллаборация возникнет в ближайшем будущем. Потому что мы понимаем, что развивать надо то, что у тебя есть сильное, делать нужно то, что ты умеешь лучше всего.

Мы для себя выбрали задачу стать эффективной площадкой, платформой, хабом для профессионального развития и воспитания молодежи в целях служения обществу и государству. Мне очень нравится метафора про воспитание, которая говорит о том, что воспитание придает человеку блеск, а знания – вес, но увидеть мы можем, скорее, блеск, чем увидеть вес. Поэтому воспитанию и уделяется сейчас столько времени, а Лев Толстой говорил: «Воспитание – это воздействие не на умы, а на сердца». Чтобы воздействовать на сердца, надо быть прежде всего искренними, верить в то, что ты делаешь.

Нашей повесткой является максимальное использование потенциала партнерства образовательного сообщества и нашей мастерской».


Григорий Гуров, заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодёжи, обсудил с участниками образовательного мероприятия возможности, которые предоставляет Росмолодежь для студентов спо и способы вовлечения в события Федерального агентства:

«Мы хотим выстроить наши с вами взаимоотношения на доверии, чтобы совместно научиться и понять, что эффективно работает, что — неэффективно, понять ваш опыт и перенести на нашу работу. Мы открыты к разным видам партнерства».

Впереди участников ждет три интенсивных дня, где в проектных сессиях они смогут проработать необходимые компетенции, обсудят новые медиатренды и разберут современные модели работы с молодежью. Многие из них уже сейчас говорят о необходимости продолжения подобной работы именно в системе СПО, отмечая, что в различных инициативах о средне-профессиональном образовании часто забывают, а их студенты не всегда имеют равные возможности с теми, кто получает высшее образование.
Дмитрий Земцов, лидер рабочей группы НТИ «Кружковое движение», проректор ДВФУ специально для НОП:

В Год науки и технологий Дальневосточный федеральный университет очень активно включился в празднование Дня космонавтики. В 60-летнюю годовщину первого полёта человека в космос студенты ДВФУ продемонстрируют космические проекты, разрабатываемые совместно с опытным наставниками, а также соберут и запустят в небо учебные ракеты. Университет всецело поддерживает стремление студентов заниматься наукой на практике и содействует в организации процесса. Так, для учебного запуска согласовано закрытие воздушного пространства над островом Русский, чтобы обеспечить максимальные меры безопасности.

https://news.1rj.ru/str/zemtsov_tg/65
Новости дистанционного обучения

Лидер Северной Кореи Ким Чен Ын принял решение о казни министра высшего образования из-за того, что его ведомство не достигло необходимых показателей.

Речь идет о выполнении условий «Закона о дистанционном образовании»: министерство не справилось с темпами внедрения «политики дистанционного обучения».
Кроме того, по данным СМИ, на решение повлияло то, что сотрудники министерства мало отвечали на видеозвонки.

При этом в рамках проведенного в Министерстве высшего образования расследования стало известно, что подчиненные казненного выступали с критикой «политики правительства».

https://www.mirror.co.uk/news/world-news/north-korea-dictator-kim-jong-23887485