Forwarded from Россия — страна возможностей
«Центры компетенций» — помощь вузам, студентам и работодателям
О том, что такое «Центры компетенций», зачем нужен этот проект и как он будет развиваться рассказал в беседе с НОП Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»:
• О проблеме плохо развитых soft skills у студентов и недавних выпускников вузов: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/16702
• Новая система работы со студентами, ее цели и задачи: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/16703
• Как открыть такой центр на базе вашего вуза: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/16705
@stranavozmojnostey
О том, что такое «Центры компетенций», зачем нужен этот проект и как он будет развиваться рассказал в беседе с НОП Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей»:
• О проблеме плохо развитых soft skills у студентов и недавних выпускников вузов: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/16702
• Новая система работы со студентами, ее цели и задачи: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/16703
• Как открыть такой центр на базе вашего вуза: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/16705
@stranavozmojnostey
Telegram
Научно-образовательная политика
Интенсивно и конкретно
Образование – одна из тех областей, где вряд ли возможно добиться совершенства. Любая образовательная система – это результат не только целеполагания, исторических особенностей, социально-экономических обстоятельств.
Отечественное образование – не исключение. С самого начала своей современной – российской – истории всегда звучали призывы к комплексной «перезагрузке». Причем консенсуса в вопросе, куда двигать процесс обучения, достигнуть никогда не удается.
Коронавирус, вызвал не только экстренную эвакуацию образования в дистант, но и настоящий цифровой «взрыв»: в школе – как средней, так и высшей – оказались востребованы совершенно иные технологии и компетенции.
Крайне важно, что и практики, и эксперты, и администраторы образовательной политики воспринимают коронавирус как окно возможностей. Сейчас, когда жизнь постепенно входит в нормальное русло, уже можно на основе анализа практики вычленять лучшие приемы и делиться ими с коллегами.
Вполне естественной стала конкуренция регионов и университетов – кто предложит самую удобную и полезную «упаковку» процессу обмена опытом. На фоне многих инициатив выделяется ITMO.OPEN: Educational Practices — это двухдневный очный интенсив для сотрудников российских вузов, которые находятся в поиске инструментов, идей и вдохновения для трансформации образования.
Он ориентирован на управленцев университетов: начальников, разработчиков учебных программ, специалистов по учебно-методической работе. На интенсиве будет происходить живой обмен мнениями и опытом – о том, каким стало наше вузовское образование и что за тренды определяют его конкурентоспособность.
Организаторы хотят рассказать в деталях о том, какие решения считают наиболее успешными в ИТМО. Важная особенность интенсива – разговор будет идти в большей степени не о том, что надо сделать (а этим грешат многие конференции и круглые столы), а про то – как этого добиться: с конкретикой управленческих механизмов, методических решений и эффективных лайфхаков.
Дарья Козлова, первый проректор Университета ИТМО, поделилась с НОП подробностями грядущего события:
«На интенсиве будут рассмотрены актуальные практики и тренды в области образования: активное и смешанное обучение, использование геймификации, работа с обратной связью. Важным критерием для оценки образовательного процесса в 2020 году стала прозрачность и качество — студенты могут подключаться онлайн к занятиям, а значит, сравнивать и оценивать. Произошло очень много технологических изменений, мы больше не конкурируем только с другими вузами за внимание студентов – мы конкурируем с платформами, онлайн-играми. И как выигрывать эту конкуренцию, мы поделимся своими идеями. Важно понимать, что на передний план выходят интерактивные форматы обучения, проектирование новых интердисциплинарных программ, прямой диалог со студентами, коммуникация как инструмент продвижения и развития вуза и наращивание научного потенциала.
Конечно, мы обсудим IT-решения для индивидуальных образовательных траекторий, и, разумеется, не забудем про Soft и Hard Skills — как обеспечить подготовку студента по выбранному профилю и развивать гибкое мышление и эмоциональный интеллект. Пойдет речь и пространствах нового типа для университетов 21 века, перевернутых классах – как правильно их спланировать, использовать, как обеспечить безопасность».
Все участники интенсива также приглашаются на масштабное мероприятие – конференцию Университета ИТМО в области образования Open Education, которое состоится 21 мая года в Санкт-Петербурге.
Ознакомиться с тематиками и зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте https://edpractices.itmo.ru/. Регистрация продлится до 18 мая.
Санкт-Петербург все больше приковывает внимание в научно-политическом измерении – здесь происходят очень интересные процессы, связанные, например, с созданием Санкт-Петербургского центра РАН.
Не менее важно, что университеты северной столицы активно претендуют на то, чтобы стать одними из ключевых центров компетенций в пост-ковидной «перезагрузке» высшего образования.
Образование – одна из тех областей, где вряд ли возможно добиться совершенства. Любая образовательная система – это результат не только целеполагания, исторических особенностей, социально-экономических обстоятельств.
Отечественное образование – не исключение. С самого начала своей современной – российской – истории всегда звучали призывы к комплексной «перезагрузке». Причем консенсуса в вопросе, куда двигать процесс обучения, достигнуть никогда не удается.
Коронавирус, вызвал не только экстренную эвакуацию образования в дистант, но и настоящий цифровой «взрыв»: в школе – как средней, так и высшей – оказались востребованы совершенно иные технологии и компетенции.
Крайне важно, что и практики, и эксперты, и администраторы образовательной политики воспринимают коронавирус как окно возможностей. Сейчас, когда жизнь постепенно входит в нормальное русло, уже можно на основе анализа практики вычленять лучшие приемы и делиться ими с коллегами.
Вполне естественной стала конкуренция регионов и университетов – кто предложит самую удобную и полезную «упаковку» процессу обмена опытом. На фоне многих инициатив выделяется ITMO.OPEN: Educational Practices — это двухдневный очный интенсив для сотрудников российских вузов, которые находятся в поиске инструментов, идей и вдохновения для трансформации образования.
Он ориентирован на управленцев университетов: начальников, разработчиков учебных программ, специалистов по учебно-методической работе. На интенсиве будет происходить живой обмен мнениями и опытом – о том, каким стало наше вузовское образование и что за тренды определяют его конкурентоспособность.
Организаторы хотят рассказать в деталях о том, какие решения считают наиболее успешными в ИТМО. Важная особенность интенсива – разговор будет идти в большей степени не о том, что надо сделать (а этим грешат многие конференции и круглые столы), а про то – как этого добиться: с конкретикой управленческих механизмов, методических решений и эффективных лайфхаков.
Дарья Козлова, первый проректор Университета ИТМО, поделилась с НОП подробностями грядущего события:
«На интенсиве будут рассмотрены актуальные практики и тренды в области образования: активное и смешанное обучение, использование геймификации, работа с обратной связью. Важным критерием для оценки образовательного процесса в 2020 году стала прозрачность и качество — студенты могут подключаться онлайн к занятиям, а значит, сравнивать и оценивать. Произошло очень много технологических изменений, мы больше не конкурируем только с другими вузами за внимание студентов – мы конкурируем с платформами, онлайн-играми. И как выигрывать эту конкуренцию, мы поделимся своими идеями. Важно понимать, что на передний план выходят интерактивные форматы обучения, проектирование новых интердисциплинарных программ, прямой диалог со студентами, коммуникация как инструмент продвижения и развития вуза и наращивание научного потенциала.
Конечно, мы обсудим IT-решения для индивидуальных образовательных траекторий, и, разумеется, не забудем про Soft и Hard Skills — как обеспечить подготовку студента по выбранному профилю и развивать гибкое мышление и эмоциональный интеллект. Пойдет речь и пространствах нового типа для университетов 21 века, перевернутых классах – как правильно их спланировать, использовать, как обеспечить безопасность».
Все участники интенсива также приглашаются на масштабное мероприятие – конференцию Университета ИТМО в области образования Open Education, которое состоится 21 мая года в Санкт-Петербурге.
Ознакомиться с тематиками и зарегистрироваться на мероприятие можно на сайте https://edpractices.itmo.ru/. Регистрация продлится до 18 мая.
Санкт-Петербург все больше приковывает внимание в научно-политическом измерении – здесь происходят очень интересные процессы, связанные, например, с созданием Санкт-Петербургского центра РАН.
Не менее важно, что университеты северной столицы активно претендуют на то, чтобы стать одними из ключевых центров компетенций в пост-ковидной «перезагрузке» высшего образования.
IT + медицина: новый формат
28 мая 2021 года в Санкт-Петербурге состоится первая международная научно-практическая конференция «Анализ данных в медицине».
Она организована ведущими медицинскими центрами России, в числе которых – НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, Медицинский научно-образовательный центр МГУ им. М.В. Ломоносова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова, НИИ ревматологии им. В.А. Насоновой и ряд других. Кроме того, одним из организаторов стал Институт системного программирования РАН – ведущий центр компетенций в области ИТ в России, который уже участвует в ряде крупных медицинских проектов, в частности, по созданию научного центра мирового уровня вместе с Сеченовским университетом.
Цель конференции – организовать постоянную площадку, где представители врачебного сообщества смогут обсуждать актуальные задачи в области цифровой медицины и транслировать свои запросы разработчикам программных продуктов.
Современная медицина – одна из наиболее наукоёмких отраслей, и её цифровая трансформация – серьёзный долгосрочный вызов, как организационный, так и технологический. В отличие от разметки изображений, разметку медицинских данных не могут проводить обычные люди – требуется участие профессиональных врачей.
Как убеждены организаторы конференции, необходимо создание междисциплинарных команд. Только совместная работа специалистов в области ИТ и медицины способна обеспечить качественную цифровую трансформацию отрасли – не автоматизацию процессов, а реализацию принципиально нового подхода на основе анализа медицинских данных из разных источников (так называемых больших данных) с применением передовых методов искусственного интеллекта.
Это стало одним из тезисов выступления директора ИСП РАН Арутюна Аветисяна на пленарном заседании IV Международного конгресса «Фундаментальная и клиническая электрофизиология. Актуальные вопросы аритмологии», посвященного А.Ф. Самойлову.
Конференция «Анализ данных в медицине» пройдёт в НИИ Акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта. В частности, планируется обсудить методы искусственного интеллекта при анализе данных в пренатальной диагностике и в моделировании ангиогенеза.
Будущее медицины однозначно цифровое – тем важнее максимально плотное соединение компетенций от медицины и цифры. Анализ данных – это то поле, где для грамотного применения нынешних технологий все равно требуется большой вклад конкретных медиков с их богатым опытом. В итоге на конференции объединятся сразу несколько приоритетных трендов развития России – цифровой, человекосберегающий, медицинский.
Подробнее о конференции: https://digital-med.ru/
28 мая 2021 года в Санкт-Петербурге состоится первая международная научно-практическая конференция «Анализ данных в медицине».
Она организована ведущими медицинскими центрами России, в числе которых – НИИ акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта, Медицинский научно-образовательный центр МГУ им. М.В. Ломоносова, Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, Национальный медико-хирургический Центр им. Н.И. Пирогова, НИИ ревматологии им. В.А. Насоновой и ряд других. Кроме того, одним из организаторов стал Институт системного программирования РАН – ведущий центр компетенций в области ИТ в России, который уже участвует в ряде крупных медицинских проектов, в частности, по созданию научного центра мирового уровня вместе с Сеченовским университетом.
Цель конференции – организовать постоянную площадку, где представители врачебного сообщества смогут обсуждать актуальные задачи в области цифровой медицины и транслировать свои запросы разработчикам программных продуктов.
Современная медицина – одна из наиболее наукоёмких отраслей, и её цифровая трансформация – серьёзный долгосрочный вызов, как организационный, так и технологический. В отличие от разметки изображений, разметку медицинских данных не могут проводить обычные люди – требуется участие профессиональных врачей.
Как убеждены организаторы конференции, необходимо создание междисциплинарных команд. Только совместная работа специалистов в области ИТ и медицины способна обеспечить качественную цифровую трансформацию отрасли – не автоматизацию процессов, а реализацию принципиально нового подхода на основе анализа медицинских данных из разных источников (так называемых больших данных) с применением передовых методов искусственного интеллекта.
Это стало одним из тезисов выступления директора ИСП РАН Арутюна Аветисяна на пленарном заседании IV Международного конгресса «Фундаментальная и клиническая электрофизиология. Актуальные вопросы аритмологии», посвященного А.Ф. Самойлову.
Конференция «Анализ данных в медицине» пройдёт в НИИ Акушерства, гинекологии и репродуктологии им. Д.О. Отта. В частности, планируется обсудить методы искусственного интеллекта при анализе данных в пренатальной диагностике и в моделировании ангиогенеза.
Будущее медицины однозначно цифровое – тем важнее максимально плотное соединение компетенций от медицины и цифры. Анализ данных – это то поле, где для грамотного применения нынешних технологий все равно требуется большой вклад конкретных медиков с их богатым опытом. В итоге на конференции объединятся сразу несколько приоритетных трендов развития России – цифровой, человекосберегающий, медицинский.
Подробнее о конференции: https://digital-med.ru/
YouTube
Зал Лагуна, 8 апреля, 09-00
IV Международный конгресс, посвященный А.Ф. Самойлову
РТУ МИРЭА-Samsung: недетские возможности
Samsung Electronics и РТУ МИРЭА сотрудничают с 2017 года. Университет стал одним из первых партнеров «IT Академии Samsung», и это единственный вуз в Москве, на базе которого проходит обучение студентов по всем трем образовательным трекам программы: «Искусственный интеллект», «Интернет вещей» и «Мобильная разработка».
В 2019 году компания стала первым официальным индустриальным партнером Детского технопарка «Альтаир» РТУ МИРЭА и запустила в нем программу «IT Школа Samsung».
«IT Школа Samsung» – это федеральная социально-образовательная программа по подготовке будущих IT-специалистов. Ежегодно в рамках проекта более 1500 старшеклассников проходят бесплатное обучение.
В декабре 2019 года «IT Школа Samsung» стала победителем конкурса благотворительных программ «Лидеры корпоративной благотворительности в парадигме устойчивого развития 2019» как лучшая корпоративная программа социальных инвестиций в территориях в её связи со стратегией бизнеса и в контексте устойчивого развития.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, специально для НОП:
«Цифровые навыки сегодня– одни из самых востребованных у работодателей, и мы ставим перед собой задачу со школьной скамьи воспитывать новое поколение разработчиков, образование которых отвечало бы всем требованиям современности.
Детский технопарк РТУ МИРЭА «Альтаир» второй год подряд реализует образовательную программу проекта «IT Школа Samsung» и занимает одну из лидирующих позиций среди других площадок проекта по числу слушателей и образовательным результатам. Мы высоко ценим партнерство с компанией Samsung и дополнительные возможности, которые открываются для наших учащихся благодаря нашим совместным усилиям».
Samsung Electronics и РТУ МИРЭА сотрудничают с 2017 года. Университет стал одним из первых партнеров «IT Академии Samsung», и это единственный вуз в Москве, на базе которого проходит обучение студентов по всем трем образовательным трекам программы: «Искусственный интеллект», «Интернет вещей» и «Мобильная разработка».
В 2019 году компания стала первым официальным индустриальным партнером Детского технопарка «Альтаир» РТУ МИРЭА и запустила в нем программу «IT Школа Samsung».
«IT Школа Samsung» – это федеральная социально-образовательная программа по подготовке будущих IT-специалистов. Ежегодно в рамках проекта более 1500 старшеклассников проходят бесплатное обучение.
В декабре 2019 года «IT Школа Samsung» стала победителем конкурса благотворительных программ «Лидеры корпоративной благотворительности в парадигме устойчивого развития 2019» как лучшая корпоративная программа социальных инвестиций в территориях в её связи со стратегией бизнеса и в контексте устойчивого развития.
Станислав Кудж, ректор РТУ МИРЭА, специально для НОП:
«Цифровые навыки сегодня– одни из самых востребованных у работодателей, и мы ставим перед собой задачу со школьной скамьи воспитывать новое поколение разработчиков, образование которых отвечало бы всем требованиям современности.
Детский технопарк РТУ МИРЭА «Альтаир» второй год подряд реализует образовательную программу проекта «IT Школа Samsung» и занимает одну из лидирующих позиций среди других площадок проекта по числу слушателей и образовательным результатам. Мы высоко ценим партнерство с компанией Samsung и дополнительные возможности, которые открываются для наших учащихся благодаря нашим совместным усилиям».
⚡️⚡️ Ректорам, проректорам, молодым учёным
Российский форум «Молодёжь и наука» пройдёт с 15 по 17 мая в Нижнем Новгороде.
Форум станет одним из центральных событий Года науки и технологий в России.
Среди спикеров:
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
Александр Сергеев, президент РАН;
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Александр Бугаев, руководитель Росмолодёжи;
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, член Общественной палаты РФ;
Артём Оганов, профессор Сколтеха;
Александр Горбань, профессор Университета Лестера (Великобритания).
Организаторы: Минобрнауки РФ, РАН, Росмолодёжь, Российский союз молодёжи, Правительство Нижегородской области, ННГУ имени Н.И. Лобачевского, Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».
Партнёры: АНО «Россия – страна возможностей» и ММСО.
Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/ )
Российский форум «Молодёжь и наука» пройдёт с 15 по 17 мая в Нижнем Новгороде.
Форум станет одним из центральных событий Года науки и технологий в России.
Среди спикеров:
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
Александр Сергеев, президент РАН;
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Александр Бугаев, руководитель Росмолодёжи;
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, член Общественной палаты РФ;
Артём Оганов, профессор Сколтеха;
Александр Горбань, профессор Университета Лестера (Великобритания).
Организаторы: Минобрнауки РФ, РАН, Росмолодёжь, Российский союз молодёжи, Правительство Нижегородской области, ННГУ имени Н.И. Лобачевского, Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».
Партнёры: АНО «Россия – страна возможностей» и ММСО.
Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/ )
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:
Дорогие друзья!
Для Нижегородской области большая честь провести такое мероприятие как Российский форум «Молодежь и Наука». Этот год особенный для нашего региона - мы отмечаем 800-летие Нижнего Новгорода. Большой юбилей - повод не только вспомнить о наших великих учёных и роли науки в развитии города, но и обозначить задачи на будущее.
Нижегородская область - один из регионов-лидеров по уровню образовательного, научного, инновационного потенциала. За последние годы произошёл ряд важных событий, ещё больше закрепляющих этот статус. Именно здесь был создан один из первых в стране Научно-образовательных центров мирового уровня.
Это позволило укрепить связи науки, образования, промышленности и бизнеса. В этом году принято решение о создании в регионе на базе ННГУ имени Лобачевского специализированного учебно-научного центра. Он станет одним из важных звеньев в выстраивании системы подготовки новых научных кадров. Была образована ОЭЗ «Кулибин», где особые возможности получает бизнес, связанный с наукой. В планах - создание IT-кампуса и IT-факультета ННГУ, ИНТЦ «Квантовая долина» и реализация ряда других проектов. Все это делается для того, чтобы молодым учёным было как можно интереснее работать в Нижегородской области, а их исследования были максимально продуктивными.
Проведение столь серьезного мероприятия идеально вписывается в структуру Года науки и технологий, который объявлен по инициативе Президента России. Мы видим какую роль играет наука в современном мире и сколь серьезная борьба идёт за право первенство в тех или иных областях знания. Уверен, что Россия будет только укреплять свои возможности в этом направлении.
Приглашаю всех принять участие в форуме и желаю хорошей работы!
Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Дорогие друзья!
Для Нижегородской области большая честь провести такое мероприятие как Российский форум «Молодежь и Наука». Этот год особенный для нашего региона - мы отмечаем 800-летие Нижнего Новгорода. Большой юбилей - повод не только вспомнить о наших великих учёных и роли науки в развитии города, но и обозначить задачи на будущее.
Нижегородская область - один из регионов-лидеров по уровню образовательного, научного, инновационного потенциала. За последние годы произошёл ряд важных событий, ещё больше закрепляющих этот статус. Именно здесь был создан один из первых в стране Научно-образовательных центров мирового уровня.
Это позволило укрепить связи науки, образования, промышленности и бизнеса. В этом году принято решение о создании в регионе на базе ННГУ имени Лобачевского специализированного учебно-научного центра. Он станет одним из важных звеньев в выстраивании системы подготовки новых научных кадров. Была образована ОЭЗ «Кулибин», где особые возможности получает бизнес, связанный с наукой. В планах - создание IT-кампуса и IT-факультета ННГУ, ИНТЦ «Квантовая долина» и реализация ряда других проектов. Все это делается для того, чтобы молодым учёным было как можно интереснее работать в Нижегородской области, а их исследования были максимально продуктивными.
Проведение столь серьезного мероприятия идеально вписывается в структуру Года науки и технологий, который объявлен по инициативе Президента России. Мы видим какую роль играет наука в современном мире и сколь серьезная борьба идёт за право первенство в тех или иных областях знания. Уверен, что Россия будет только укреплять свои возможности в этом направлении.
Приглашаю всех принять участие в форуме и желаю хорошей работы!
Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
НИТУ «МИСиС» - хорошая репутация
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» ректоры ведущих вузов обсудили результаты большого международного исследования – рейтинга, представленного агентством Round University Ranking (RUR). В этом году 95 российских вузов вошли в рейтинг, что составило 10% от мировой выборки, и 15 университетов попали в топ-500 лучших вузов.
Своими достижениями с НОП поделился НИТУ «МИСиС». Университет вошёл в топ-10 вузов России и продемонстрировал в группе лидеров заметный рост. Университет поднялся на 82 балла по сравнению с прошлым годом, заняв 309 место в мире. В субрейтинге по качеству исследований НИТУ «МИСиС» вошел в топ-5 среди российских участников рейтинга, показав рост по четырем из пяти составляющих.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», специально для НОП:
«Позиции университета в международных рейтингах – важный показатель его репутации, независимая оценка образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза. С 2018 года НИТУ «МИСиС» демонстрирует только положительную динамику в Round University Ranking, поднявшись за 4 года на 204 позиции и занимая по итогам 2021 года 309 место среди лучших вузов мира.
Это стало возможным, в том числе, благодаря начатой в 2013 году работе по развитию научно-исследовательской инфраструктуры, привлечению ведущих учёных России и мира, увеличению объема научных исследований. За это время в НИТУ «МИСиС» создано 37 лабораторий и инжиниринговых центров мирового уровня, сформировано 32 научных коллектива, возглавляемых ведущими учеными из лучших университетов России и мира.
Концентрация усилий на прорывных научных направлениях повлияла на увеличение объема научных исследований и рост числа НИОКР в интересах бизнес-сообщества. Ежегодно НИТУ «МИСиС» реализует более 500 договоров с российскими и зарубежными компаниями, объем НИР вырос с 1,6 млн рублей на 1 НПР в 2013 году до 3,9 млн рублей в 2020 году».
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» ректоры ведущих вузов обсудили результаты большого международного исследования – рейтинга, представленного агентством Round University Ranking (RUR). В этом году 95 российских вузов вошли в рейтинг, что составило 10% от мировой выборки, и 15 университетов попали в топ-500 лучших вузов.
Своими достижениями с НОП поделился НИТУ «МИСиС». Университет вошёл в топ-10 вузов России и продемонстрировал в группе лидеров заметный рост. Университет поднялся на 82 балла по сравнению с прошлым годом, заняв 309 место в мире. В субрейтинге по качеству исследований НИТУ «МИСиС» вошел в топ-5 среди российских участников рейтинга, показав рост по четырем из пяти составляющих.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», специально для НОП:
«Позиции университета в международных рейтингах – важный показатель его репутации, независимая оценка образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза. С 2018 года НИТУ «МИСиС» демонстрирует только положительную динамику в Round University Ranking, поднявшись за 4 года на 204 позиции и занимая по итогам 2021 года 309 место среди лучших вузов мира.
Это стало возможным, в том числе, благодаря начатой в 2013 году работе по развитию научно-исследовательской инфраструктуры, привлечению ведущих учёных России и мира, увеличению объема научных исследований. За это время в НИТУ «МИСиС» создано 37 лабораторий и инжиниринговых центров мирового уровня, сформировано 32 научных коллектива, возглавляемых ведущими учеными из лучших университетов России и мира.
Концентрация усилий на прорывных научных направлениях повлияла на увеличение объема научных исследований и рост числа НИОКР в интересах бизнес-сообщества. Ежегодно НИТУ «МИСиС» реализует более 500 договоров с российскими и зарубежными компаниями, объем НИР вырос с 1,6 млн рублей на 1 НПР в 2013 году до 3,9 млн рублей в 2020 году».
НТУ «Сириус» – образовательная инаугурация
В научно-технологическом университете «Сириус» вчера стартовал третий ежегодный саммит молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки».
Это первое столь массовое (хотя и далеко не первое значимое) мероприятие, проводимое на федеральной территории «Сириус». Оно демонстрирует, что это будет полноценный регион талантливой молодежи.
Отдельно отметим, что саммите участвуют не только ученые, но и инженеры. Вообще инженеры давно находятся в фокусе внимания высших уровней координации научно-образовательной и научно-технологической политики. Преодолеть «долину смерти» между исследованиями и производством – то есть на деле осуществить «технологический трансфер» – может только полноценный союз ученых, инженеров и технологических предпринимателей (как вариант – инновационного бизнеса).
На фоне создания единой сквозной системы поддержки молодых ученых продолжает оставаться острой проблема интеграции аналогичных мер, ориентированных на инженеров. Дополнительные сложности создают «родовые травмы» «майских указов» - инженерно-технический персонал не подпадает под действие указаний о повышении зарплаты.
С нуля не получится вырастить целый класс «коммуникаторов» и «брокеров», способных замыкать инновационный цикл именно на этапе трансфера технологий. Поэтому сейчас значительное внимание уделяется развитию навыков технологического предпринимательства у студентов, а в пространстве ученых и инженеров создаются форматы, где могли бы появиться талантливые специалисты с набором компетенций из обеих областей.
Самой громкой новостью с саммита «Большие вызовы для общества, государства и науки» на настоящий момент стало объявление об открытии в НТУ «Сириус» программ аспирантуры и магистратуры. Их направления четко соотнесены с приоритетами Стратегии научно-технологического развития, а также с имеющимися тесными связями большого «Сириуса» с индустриальными партнерами.
С осени 2021 года «Сириус» планирует открыть пять программ очной магистратуры и трех программ аспирантуры. Всего доступно пять актуальных направлений: «Генетика», «Биоинформатика», «Финансовая математика», «Робототехника» и «Когнитивные исследования».
Учебный процесс предполагает широкие возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Студенты смогут начать работать в составе научных групп под руководством всемирно известных ученых, а так как университет сотрудничает с профильными высокотехнологичными компаниями, планируется, что научные исследования будут направлены на решение существующих технологических и медицинских задач.
Сближению теории и практики в рамках открытых образовательных программ будет способствовать продолжающая создаваться и развиваться «технологическая долина» – ИНТЦ «Сириус».
Аспирантские и магистрантские программы – это первые «ласточки» замыкания сквозных образовательных траекторий в «Сириусе». Напомним, что уже сейчас действуют дошкольный и школьный уровни подготовки. Для школьников и студентов проводятся тематические сессии, представляющие собой некий гибрид интенсива профильной подгтовки и дополнительного образования.
После запуска аспирантур и магистратур остается самая сложная задача – открыть программы бакалавриата, что позволит замкнуть полный цикл подготовки кадров.
«Сириус» и его глава Елена Шмелева поступательно наращивают свое влияние научно-образовательной политике. Также стоит помнить, что «Сириус» - один из личных проектов президента Владимира Путина. Редко о чем он говорит с таким участием, любовью и радостью как о «Сириусе». Все это означает – впереди еще много образовательных, научных, инженерно-технологических успехов первой федеральной территории и ее уникальной экосистемы.
Подробнее: 1 и 2.
В научно-технологическом университете «Сириус» вчера стартовал третий ежегодный саммит молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки».
Это первое столь массовое (хотя и далеко не первое значимое) мероприятие, проводимое на федеральной территории «Сириус». Оно демонстрирует, что это будет полноценный регион талантливой молодежи.
Отдельно отметим, что саммите участвуют не только ученые, но и инженеры. Вообще инженеры давно находятся в фокусе внимания высших уровней координации научно-образовательной и научно-технологической политики. Преодолеть «долину смерти» между исследованиями и производством – то есть на деле осуществить «технологический трансфер» – может только полноценный союз ученых, инженеров и технологических предпринимателей (как вариант – инновационного бизнеса).
На фоне создания единой сквозной системы поддержки молодых ученых продолжает оставаться острой проблема интеграции аналогичных мер, ориентированных на инженеров. Дополнительные сложности создают «родовые травмы» «майских указов» - инженерно-технический персонал не подпадает под действие указаний о повышении зарплаты.
С нуля не получится вырастить целый класс «коммуникаторов» и «брокеров», способных замыкать инновационный цикл именно на этапе трансфера технологий. Поэтому сейчас значительное внимание уделяется развитию навыков технологического предпринимательства у студентов, а в пространстве ученых и инженеров создаются форматы, где могли бы появиться талантливые специалисты с набором компетенций из обеих областей.
Самой громкой новостью с саммита «Большие вызовы для общества, государства и науки» на настоящий момент стало объявление об открытии в НТУ «Сириус» программ аспирантуры и магистратуры. Их направления четко соотнесены с приоритетами Стратегии научно-технологического развития, а также с имеющимися тесными связями большого «Сириуса» с индустриальными партнерами.
С осени 2021 года «Сириус» планирует открыть пять программ очной магистратуры и трех программ аспирантуры. Всего доступно пять актуальных направлений: «Генетика», «Биоинформатика», «Финансовая математика», «Робототехника» и «Когнитивные исследования».
Учебный процесс предполагает широкие возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Студенты смогут начать работать в составе научных групп под руководством всемирно известных ученых, а так как университет сотрудничает с профильными высокотехнологичными компаниями, планируется, что научные исследования будут направлены на решение существующих технологических и медицинских задач.
Сближению теории и практики в рамках открытых образовательных программ будет способствовать продолжающая создаваться и развиваться «технологическая долина» – ИНТЦ «Сириус».
Аспирантские и магистрантские программы – это первые «ласточки» замыкания сквозных образовательных траекторий в «Сириусе». Напомним, что уже сейчас действуют дошкольный и школьный уровни подготовки. Для школьников и студентов проводятся тематические сессии, представляющие собой некий гибрид интенсива профильной подгтовки и дополнительного образования.
После запуска аспирантур и магистратур остается самая сложная задача – открыть программы бакалавриата, что позволит замкнуть полный цикл подготовки кадров.
«Сириус» и его глава Елена Шмелева поступательно наращивают свое влияние научно-образовательной политике. Также стоит помнить, что «Сириус» - один из личных проектов президента Владимира Путина. Редко о чем он говорит с таким участием, любовью и радостью как о «Сириусе». Все это означает – впереди еще много образовательных, научных, инженерно-технологических успехов первой федеральной территории и ее уникальной экосистемы.
Подробнее: 1 и 2.
Российская газета
Молодые ученые из 42 регионов собрались на саммит в "Сириусе" - Российская газета
Турбулентность и жизнь
На Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 провели в рамках секционной программы «Экономика и социология образования» сессию «Готовность системы образования к вызовам пандемии: уроки COVID-19», обсудив влияние 2020 года на систему образования.
Одним из ключевых тезисов стало обсуждение адаптативности системы образования к вызовам, ее способности меняться, подстраиваясь под стремительно меняющиеся внешние условия, которая также может проявить себя как возможность для развития и как средство защиты. В условиях пандемии 2020, перехода на дистанционное обучение обнаружилось очень разное поведение институтов школьного образования, которое и стало предметом исследования с целью выявления их потенциала, позволяющего сохранить качество образования в условиях турбулентности.
Исследователями была поставлена задача найти ответы на вопросы, которые могут быть интересны специалистам и экспертам разных направлений, действующих в образовательной сфере: сумели ли российские институты школьного образования обнаружить свою адаптивность и в чем это проявилось; какие факторы оказали влияние на адаптивные способности институтов, и какие ресурсы им потребовались для того, чтобы проявить свою адаптивность; что мешало изменениям, какие барьеры ограничивали адаптивные способности институтов (инерционность, сопротивляемость).
Невозможно оставить без внимания и вопрос изменения баланса работы и личной жизни педагогов: последствия перехода школ на дистанционное обучение. Об этой проблеме известно всем, но в чем кроются ее причины?
В докладе конференции отмечается, что 84% учителей почувствовали увеличение рабочей нагрузки во время дистанционного обучения. В мае-июне 2020 года авторами доклада были проведены опросы педагогов школ о том, что их волнуют в связи с переходом на дистанционное обучение, и угрозах, которые для них возникли в сложившейся ситуации. В уточняющих интервью педагоги отмечали, что границы трудового времени фактически исчезли, коммуникация с родителями у многих не имела временных пределов. Таким образом, проблема ухудшения баланса рабочего и личного времени педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение вышла на первый план.
К основным причинам увеличения объема работы педагогов в период пандемии относят: увеличение методической работы, увеличение коммуникации с родителями и увеличение обратной связи с учениками.
Всеми участниками сессии было отмечено положительное влияние пандемии на самообразование учителей, благодаря изменениям перед которыми оказалась система образования: многие отмечали большой потенциал горизонтального обучения, но до сих пор его не удавалось запустить, а в том году учителя наконец поняли, что можно и нужно учиться друг у друга.
Специалисты по-разному смотрят на перспективы развития образования в постковидном мире, но невозможно построить дальнейшую продуктивную работу, не учитывая весь опыт, который был получен в итоге этого сложного периода. Уроки пандемии нужно учитывать, разрабатывать вопросы и решать проблемы, перед которыми оказались разные участники системы.
На Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 провели в рамках секционной программы «Экономика и социология образования» сессию «Готовность системы образования к вызовам пандемии: уроки COVID-19», обсудив влияние 2020 года на систему образования.
Одним из ключевых тезисов стало обсуждение адаптативности системы образования к вызовам, ее способности меняться, подстраиваясь под стремительно меняющиеся внешние условия, которая также может проявить себя как возможность для развития и как средство защиты. В условиях пандемии 2020, перехода на дистанционное обучение обнаружилось очень разное поведение институтов школьного образования, которое и стало предметом исследования с целью выявления их потенциала, позволяющего сохранить качество образования в условиях турбулентности.
Исследователями была поставлена задача найти ответы на вопросы, которые могут быть интересны специалистам и экспертам разных направлений, действующих в образовательной сфере: сумели ли российские институты школьного образования обнаружить свою адаптивность и в чем это проявилось; какие факторы оказали влияние на адаптивные способности институтов, и какие ресурсы им потребовались для того, чтобы проявить свою адаптивность; что мешало изменениям, какие барьеры ограничивали адаптивные способности институтов (инерционность, сопротивляемость).
Невозможно оставить без внимания и вопрос изменения баланса работы и личной жизни педагогов: последствия перехода школ на дистанционное обучение. Об этой проблеме известно всем, но в чем кроются ее причины?
В докладе конференции отмечается, что 84% учителей почувствовали увеличение рабочей нагрузки во время дистанционного обучения. В мае-июне 2020 года авторами доклада были проведены опросы педагогов школ о том, что их волнуют в связи с переходом на дистанционное обучение, и угрозах, которые для них возникли в сложившейся ситуации. В уточняющих интервью педагоги отмечали, что границы трудового времени фактически исчезли, коммуникация с родителями у многих не имела временных пределов. Таким образом, проблема ухудшения баланса рабочего и личного времени педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение вышла на первый план.
К основным причинам увеличения объема работы педагогов в период пандемии относят: увеличение методической работы, увеличение коммуникации с родителями и увеличение обратной связи с учениками.
Всеми участниками сессии было отмечено положительное влияние пандемии на самообразование учителей, благодаря изменениям перед которыми оказалась система образования: многие отмечали большой потенциал горизонтального обучения, но до сих пор его не удавалось запустить, а в том году учителя наконец поняли, что можно и нужно учиться друг у друга.
Специалисты по-разному смотрят на перспективы развития образования в постковидном мире, но невозможно построить дальнейшую продуктивную работу, не учитывая весь опыт, который был получен в итоге этого сложного периода. Уроки пандемии нужно учитывать, разрабатывать вопросы и решать проблемы, перед которыми оказались разные участники системы.
Научно-образовательная политика: громкий comeback Дмитрия Ливанова (1/3)
Весна 2021 года ознаменовалась возвращением в большую научно-образовательную политику Дмитрия Ливанова. В своем интервью РБК он поделился своей программой – ока касается не только развития МФТИ, но и более широкого спектра вопросов.
Сразу бросается в глаза важное свойство Дмитрия Ливанова – это его системное визионерское мышление. Это качество крайне редко встречается в научно-образовательной политике.
Если описать идеологические позиции нового ректора МФТИ – он «либерал-государственник». Дмитрий Ливанов сторонник четкой ориентации на развитие, практически на laissez-faire, но с жесткой фокусировкой на необходимые направления и постановкой соответствующих рамок.
Одним из самых ценных качеств Дмитрия Ливанова является ориентация на эффективность и прагматизм. К слову, это то самое качество, которое сейчас в наибольшей степени востребовано при формировании кадрового состава высшей управленческой страты страны. В частности, четкая позиция ректора МФТИ в том, что процедуры не всегда являются самоценными: «если мы говорим об интенсивном развитии, здесь модель выборов может и не сработать».
Речь, конечно, шла о процедуре его назначения на пост ректора, однако, разве политическая система не действует сейчас в той же логике: жесткая фокусировка на государственный подход и эффективность при четких рамках выборных процедур и значительной доли «вертикальности» во властных процессах.
В этой связи неудивительна позиция Дмитрия Ливанова – для развития необходимо сотрудничество, никакое замыкание в себе не позволит продвинуться вперед. Привлекать и удерживать ярких талантов – на этом поле, по его мнению, есть масса еще не использованных возможностей.
Аналогичная прагматика звучит в словах нового ректора МФТИ и относительно других сюжетов: финансирования науки, а также ее интеграции с бизнесом. Дмитрий Ливанов подчеркивает – в целом денег на науку выделяется все больше, зарплаты растут, что не означает возможностей конкретных казусов (здесь явно идет отсылка к кейсу Анастасии Проскуриной). По поводу взаимодействия образования и экономики у Дмитрия Ливанова своя прагматичная и достаточно свежая позиция – у университетов и бизнеса свои интересы, когда они совпадают – то нужно сотрудничать, если же точек соприкосновения нет – стоит не принуждать участников к «дружбе», но дать им развиваться по самостоятельным траекториям.
Та же логика относится к процессу слияния вузов и их интеграции с научными институтами – имеют смысл только эффективные шаги, но «объединение ради объединения не нужно».
Очень примечательна жесткая позиция Дмитрия Ливанова: если есть возможности, ты обязан их использовать максимально качественным образом. Сложно не вспомнить в этой связи слова мастера Йоды – «Делай. Или не делай. Не пытайся».
Полный текст интервью:
https://www.rbc.ru/interview/society/28/04/2021/60757cf09a79477da21f6d93.
Весна 2021 года ознаменовалась возвращением в большую научно-образовательную политику Дмитрия Ливанова. В своем интервью РБК он поделился своей программой – ока касается не только развития МФТИ, но и более широкого спектра вопросов.
Сразу бросается в глаза важное свойство Дмитрия Ливанова – это его системное визионерское мышление. Это качество крайне редко встречается в научно-образовательной политике.
Если описать идеологические позиции нового ректора МФТИ – он «либерал-государственник». Дмитрий Ливанов сторонник четкой ориентации на развитие, практически на laissez-faire, но с жесткой фокусировкой на необходимые направления и постановкой соответствующих рамок.
Одним из самых ценных качеств Дмитрия Ливанова является ориентация на эффективность и прагматизм. К слову, это то самое качество, которое сейчас в наибольшей степени востребовано при формировании кадрового состава высшей управленческой страты страны. В частности, четкая позиция ректора МФТИ в том, что процедуры не всегда являются самоценными: «если мы говорим об интенсивном развитии, здесь модель выборов может и не сработать».
Речь, конечно, шла о процедуре его назначения на пост ректора, однако, разве политическая система не действует сейчас в той же логике: жесткая фокусировка на государственный подход и эффективность при четких рамках выборных процедур и значительной доли «вертикальности» во властных процессах.
В этой связи неудивительна позиция Дмитрия Ливанова – для развития необходимо сотрудничество, никакое замыкание в себе не позволит продвинуться вперед. Привлекать и удерживать ярких талантов – на этом поле, по его мнению, есть масса еще не использованных возможностей.
Аналогичная прагматика звучит в словах нового ректора МФТИ и относительно других сюжетов: финансирования науки, а также ее интеграции с бизнесом. Дмитрий Ливанов подчеркивает – в целом денег на науку выделяется все больше, зарплаты растут, что не означает возможностей конкретных казусов (здесь явно идет отсылка к кейсу Анастасии Проскуриной). По поводу взаимодействия образования и экономики у Дмитрия Ливанова своя прагматичная и достаточно свежая позиция – у университетов и бизнеса свои интересы, когда они совпадают – то нужно сотрудничать, если же точек соприкосновения нет – стоит не принуждать участников к «дружбе», но дать им развиваться по самостоятельным траекториям.
Та же логика относится к процессу слияния вузов и их интеграции с научными институтами – имеют смысл только эффективные шаги, но «объединение ради объединения не нужно».
Очень примечательна жесткая позиция Дмитрия Ливанова: если есть возможности, ты обязан их использовать максимально качественным образом. Сложно не вспомнить в этой связи слова мастера Йоды – «Делай. Или не делай. Не пытайся».
Полный текст интервью:
https://www.rbc.ru/interview/society/28/04/2021/60757cf09a79477da21f6d93.
РБК
Ливанов — РБК: «Не вижу плохого в разговорах о политике со школьниками»
Ректор МФТИ, в прошлом министр образования и науки Дмитрий Ливанов в интервью РБК оценил последствия реформы РАН, поделился тем, как говорить со школьниками о политике, и рассказал о работе
Научно-образовательная политика: громкий comeback Дмитрия Ливанова (2/3)
Отдельным интересным сюжетом стал разговор о том, кем может стать физик или лирик. Здесь Дмитрий Ливанов согласен со многими другими высшими администраторами научно-образовательной политики: от фундаментального образования возможен эффективный трансфер в иную профессиональную сферу, а вот обратное невозможно. Физик может стать экономистом или историк актером, но не наоборот.
Новый ректор МФТИ акцентирует внимание на важности фундаментального образования. В его словах слышна идея о важнейшей группе навыков – fundamental skills – фундаментальных, которые во много являются глобально «ментальными». На самом деле они во многих смыслах даже ближе к soft skills. Как тут не вспомнить известные слова Владимира Легойды (@vladimirlegoyda): «человек, читавший «Братьев Карамазовых», всегда будет руководить тем, кто не читал».
Фигура Дмитрия Ливанова тесно связана с реформой Российской академии наук. Его мнение в этих вопросах прагматичное – основной проблемой России, унаследованной от СССР, было разделение науки и высшего образования. Существовали барьеры, которые необходимо было разрушить.
Сейчас много говорится о необходимости формирования треугольников: наука-образование-бизнес – и даже тетраэдров, включающих регионы и отрасли. Однако, идеологически это как раз наследие большой эпохи министров Фурсенко и Ливанова.
Это четко прозвучало в словах Дмитрия Ливанова о двух направлениях подобной интеграции. Первое – объединение научных институтов и университетов под одной управленческой крышей. Собственно, корни решения о формирования Минобрнауки в нынешнем формате как ведомства высшего образования и науки, уходят еще в эпоху «битвы за РАН» и создания ФАНО. «Все, что я делал, когда был министром, как раз и состояло в том, чтобы сделать это возможным, чтобы административный барьер между вузами и научными организациями исчез», - подчеркивает Дмитрий Ливанов.
Второй трек – большие вложения в университетскую науку. Именно в эпоху Ливанова было запущено множество крупных программ поддержки науки в высшей школе. По образу мышления именно на них базируются многие новейшие форматы – вплоть до НОЦ.
«Цель тех изменений, которые произошли, — создание новых возможностей», - резюмирует Дмитрий Ливанов.
В этом смысле реформа РАН была необходима именно с точки зрения придания динамике исследовательскому сектору, поскольку в ином случае он бы не в какой-то момент практически потерял бы возможность интегрироваться с университетами. Напомним, что долгое время на университеты возлагался функционал именно по прикладным исследованиям, а на фундаментальную науку бюджетные средства не выделялись. Именно вузам предстояло создать мосты через «долину смерти» - от научных институтов к бизнесу. Отголоски этого подхода можно найти даже в Федеральных научно-технических программах.
Отдельным интересным сюжетом стал разговор о том, кем может стать физик или лирик. Здесь Дмитрий Ливанов согласен со многими другими высшими администраторами научно-образовательной политики: от фундаментального образования возможен эффективный трансфер в иную профессиональную сферу, а вот обратное невозможно. Физик может стать экономистом или историк актером, но не наоборот.
Новый ректор МФТИ акцентирует внимание на важности фундаментального образования. В его словах слышна идея о важнейшей группе навыков – fundamental skills – фундаментальных, которые во много являются глобально «ментальными». На самом деле они во многих смыслах даже ближе к soft skills. Как тут не вспомнить известные слова Владимира Легойды (@vladimirlegoyda): «человек, читавший «Братьев Карамазовых», всегда будет руководить тем, кто не читал».
Фигура Дмитрия Ливанова тесно связана с реформой Российской академии наук. Его мнение в этих вопросах прагматичное – основной проблемой России, унаследованной от СССР, было разделение науки и высшего образования. Существовали барьеры, которые необходимо было разрушить.
Сейчас много говорится о необходимости формирования треугольников: наука-образование-бизнес – и даже тетраэдров, включающих регионы и отрасли. Однако, идеологически это как раз наследие большой эпохи министров Фурсенко и Ливанова.
Это четко прозвучало в словах Дмитрия Ливанова о двух направлениях подобной интеграции. Первое – объединение научных институтов и университетов под одной управленческой крышей. Собственно, корни решения о формирования Минобрнауки в нынешнем формате как ведомства высшего образования и науки, уходят еще в эпоху «битвы за РАН» и создания ФАНО. «Все, что я делал, когда был министром, как раз и состояло в том, чтобы сделать это возможным, чтобы административный барьер между вузами и научными организациями исчез», - подчеркивает Дмитрий Ливанов.
Второй трек – большие вложения в университетскую науку. Именно в эпоху Ливанова было запущено множество крупных программ поддержки науки в высшей школе. По образу мышления именно на них базируются многие новейшие форматы – вплоть до НОЦ.
«Цель тех изменений, которые произошли, — создание новых возможностей», - резюмирует Дмитрий Ливанов.
В этом смысле реформа РАН была необходима именно с точки зрения придания динамике исследовательскому сектору, поскольку в ином случае он бы не в какой-то момент практически потерял бы возможность интегрироваться с университетами. Напомним, что долгое время на университеты возлагался функционал именно по прикладным исследованиям, а на фундаментальную науку бюджетные средства не выделялись. Именно вузам предстояло создать мосты через «долину смерти» - от научных институтов к бизнесу. Отголоски этого подхода можно найти даже в Федеральных научно-технических программах.