⚡️⚡️ Ректорам, проректорам, молодым учёным
Российский форум «Молодёжь и наука» пройдёт с 15 по 17 мая в Нижнем Новгороде.
Форум станет одним из центральных событий Года науки и технологий в России.
Среди спикеров:
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
Александр Сергеев, президент РАН;
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Александр Бугаев, руководитель Росмолодёжи;
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, член Общественной палаты РФ;
Артём Оганов, профессор Сколтеха;
Александр Горбань, профессор Университета Лестера (Великобритания).
Организаторы: Минобрнауки РФ, РАН, Росмолодёжь, Российский союз молодёжи, Правительство Нижегородской области, ННГУ имени Н.И. Лобачевского, Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».
Партнёры: АНО «Россия – страна возможностей» и ММСО.
Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/ )
Российский форум «Молодёжь и наука» пройдёт с 15 по 17 мая в Нижнем Новгороде.
Форум станет одним из центральных событий Года науки и технологий в России.
Среди спикеров:
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
Александр Сергеев, президент РАН;
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Александр Бугаев, руководитель Росмолодёжи;
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, член Общественной палаты РФ;
Артём Оганов, профессор Сколтеха;
Александр Горбань, профессор Университета Лестера (Великобритания).
Организаторы: Минобрнауки РФ, РАН, Росмолодёжь, Российский союз молодёжи, Правительство Нижегородской области, ННГУ имени Н.И. Лобачевского, Экспертно-аналитический центр «Научно-образовательная политика».
Партнёры: АНО «Россия – страна возможностей» и ММСО.
Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/ )
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области:
Дорогие друзья!
Для Нижегородской области большая честь провести такое мероприятие как Российский форум «Молодежь и Наука». Этот год особенный для нашего региона - мы отмечаем 800-летие Нижнего Новгорода. Большой юбилей - повод не только вспомнить о наших великих учёных и роли науки в развитии города, но и обозначить задачи на будущее.
Нижегородская область - один из регионов-лидеров по уровню образовательного, научного, инновационного потенциала. За последние годы произошёл ряд важных событий, ещё больше закрепляющих этот статус. Именно здесь был создан один из первых в стране Научно-образовательных центров мирового уровня.
Это позволило укрепить связи науки, образования, промышленности и бизнеса. В этом году принято решение о создании в регионе на базе ННГУ имени Лобачевского специализированного учебно-научного центра. Он станет одним из важных звеньев в выстраивании системы подготовки новых научных кадров. Была образована ОЭЗ «Кулибин», где особые возможности получает бизнес, связанный с наукой. В планах - создание IT-кампуса и IT-факультета ННГУ, ИНТЦ «Квантовая долина» и реализация ряда других проектов. Все это делается для того, чтобы молодым учёным было как можно интереснее работать в Нижегородской области, а их исследования были максимально продуктивными.
Проведение столь серьезного мероприятия идеально вписывается в структуру Года науки и технологий, который объявлен по инициативе Президента России. Мы видим какую роль играет наука в современном мире и сколь серьезная борьба идёт за право первенство в тех или иных областях знания. Уверен, что Россия будет только укреплять свои возможности в этом направлении.
Приглашаю всех принять участие в форуме и желаю хорошей работы!
Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Дорогие друзья!
Для Нижегородской области большая честь провести такое мероприятие как Российский форум «Молодежь и Наука». Этот год особенный для нашего региона - мы отмечаем 800-летие Нижнего Новгорода. Большой юбилей - повод не только вспомнить о наших великих учёных и роли науки в развитии города, но и обозначить задачи на будущее.
Нижегородская область - один из регионов-лидеров по уровню образовательного, научного, инновационного потенциала. За последние годы произошёл ряд важных событий, ещё больше закрепляющих этот статус. Именно здесь был создан один из первых в стране Научно-образовательных центров мирового уровня.
Это позволило укрепить связи науки, образования, промышленности и бизнеса. В этом году принято решение о создании в регионе на базе ННГУ имени Лобачевского специализированного учебно-научного центра. Он станет одним из важных звеньев в выстраивании системы подготовки новых научных кадров. Была образована ОЭЗ «Кулибин», где особые возможности получает бизнес, связанный с наукой. В планах - создание IT-кампуса и IT-факультета ННГУ, ИНТЦ «Квантовая долина» и реализация ряда других проектов. Все это делается для того, чтобы молодым учёным было как можно интереснее работать в Нижегородской области, а их исследования были максимально продуктивными.
Проведение столь серьезного мероприятия идеально вписывается в структуру Года науки и технологий, который объявлен по инициативе Президента России. Мы видим какую роль играет наука в современном мире и сколь серьезная борьба идёт за право первенство в тех или иных областях знания. Уверен, что Россия будет только укреплять свои возможности в этом направлении.
Приглашаю всех принять участие в форуме и желаю хорошей работы!
Регистрация для участия (до 13 мая):
http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
НИТУ «МИСиС» - хорошая репутация
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» ректоры ведущих вузов обсудили результаты большого международного исследования – рейтинга, представленного агентством Round University Ranking (RUR). В этом году 95 российских вузов вошли в рейтинг, что составило 10% от мировой выборки, и 15 университетов попали в топ-500 лучших вузов.
Своими достижениями с НОП поделился НИТУ «МИСиС». Университет вошёл в топ-10 вузов России и продемонстрировал в группе лидеров заметный рост. Университет поднялся на 82 балла по сравнению с прошлым годом, заняв 309 место в мире. В субрейтинге по качеству исследований НИТУ «МИСиС» вошел в топ-5 среди российских участников рейтинга, показав рост по четырем из пяти составляющих.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», специально для НОП:
«Позиции университета в международных рейтингах – важный показатель его репутации, независимая оценка образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза. С 2018 года НИТУ «МИСиС» демонстрирует только положительную динамику в Round University Ranking, поднявшись за 4 года на 204 позиции и занимая по итогам 2021 года 309 место среди лучших вузов мира.
Это стало возможным, в том числе, благодаря начатой в 2013 году работе по развитию научно-исследовательской инфраструктуры, привлечению ведущих учёных России и мира, увеличению объема научных исследований. За это время в НИТУ «МИСиС» создано 37 лабораторий и инжиниринговых центров мирового уровня, сформировано 32 научных коллектива, возглавляемых ведущими учеными из лучших университетов России и мира.
Концентрация усилий на прорывных научных направлениях повлияла на увеличение объема научных исследований и рост числа НИОКР в интересах бизнес-сообщества. Ежегодно НИТУ «МИСиС» реализует более 500 договоров с российскими и зарубежными компаниями, объем НИР вырос с 1,6 млн рублей на 1 НПР в 2013 году до 3,9 млн рублей в 2020 году».
В пресс-центре МИА «Россия сегодня» ректоры ведущих вузов обсудили результаты большого международного исследования – рейтинга, представленного агентством Round University Ranking (RUR). В этом году 95 российских вузов вошли в рейтинг, что составило 10% от мировой выборки, и 15 университетов попали в топ-500 лучших вузов.
Своими достижениями с НОП поделился НИТУ «МИСиС». Университет вошёл в топ-10 вузов России и продемонстрировал в группе лидеров заметный рост. Университет поднялся на 82 балла по сравнению с прошлым годом, заняв 309 место в мире. В субрейтинге по качеству исследований НИТУ «МИСиС» вошел в топ-5 среди российских участников рейтинга, показав рост по четырем из пяти составляющих.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС», специально для НОП:
«Позиции университета в международных рейтингах – важный показатель его репутации, независимая оценка образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности вуза. С 2018 года НИТУ «МИСиС» демонстрирует только положительную динамику в Round University Ranking, поднявшись за 4 года на 204 позиции и занимая по итогам 2021 года 309 место среди лучших вузов мира.
Это стало возможным, в том числе, благодаря начатой в 2013 году работе по развитию научно-исследовательской инфраструктуры, привлечению ведущих учёных России и мира, увеличению объема научных исследований. За это время в НИТУ «МИСиС» создано 37 лабораторий и инжиниринговых центров мирового уровня, сформировано 32 научных коллектива, возглавляемых ведущими учеными из лучших университетов России и мира.
Концентрация усилий на прорывных научных направлениях повлияла на увеличение объема научных исследований и рост числа НИОКР в интересах бизнес-сообщества. Ежегодно НИТУ «МИСиС» реализует более 500 договоров с российскими и зарубежными компаниями, объем НИР вырос с 1,6 млн рублей на 1 НПР в 2013 году до 3,9 млн рублей в 2020 году».
НТУ «Сириус» – образовательная инаугурация
В научно-технологическом университете «Сириус» вчера стартовал третий ежегодный саммит молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки».
Это первое столь массовое (хотя и далеко не первое значимое) мероприятие, проводимое на федеральной территории «Сириус». Оно демонстрирует, что это будет полноценный регион талантливой молодежи.
Отдельно отметим, что саммите участвуют не только ученые, но и инженеры. Вообще инженеры давно находятся в фокусе внимания высших уровней координации научно-образовательной и научно-технологической политики. Преодолеть «долину смерти» между исследованиями и производством – то есть на деле осуществить «технологический трансфер» – может только полноценный союз ученых, инженеров и технологических предпринимателей (как вариант – инновационного бизнеса).
На фоне создания единой сквозной системы поддержки молодых ученых продолжает оставаться острой проблема интеграции аналогичных мер, ориентированных на инженеров. Дополнительные сложности создают «родовые травмы» «майских указов» - инженерно-технический персонал не подпадает под действие указаний о повышении зарплаты.
С нуля не получится вырастить целый класс «коммуникаторов» и «брокеров», способных замыкать инновационный цикл именно на этапе трансфера технологий. Поэтому сейчас значительное внимание уделяется развитию навыков технологического предпринимательства у студентов, а в пространстве ученых и инженеров создаются форматы, где могли бы появиться талантливые специалисты с набором компетенций из обеих областей.
Самой громкой новостью с саммита «Большие вызовы для общества, государства и науки» на настоящий момент стало объявление об открытии в НТУ «Сириус» программ аспирантуры и магистратуры. Их направления четко соотнесены с приоритетами Стратегии научно-технологического развития, а также с имеющимися тесными связями большого «Сириуса» с индустриальными партнерами.
С осени 2021 года «Сириус» планирует открыть пять программ очной магистратуры и трех программ аспирантуры. Всего доступно пять актуальных направлений: «Генетика», «Биоинформатика», «Финансовая математика», «Робототехника» и «Когнитивные исследования».
Учебный процесс предполагает широкие возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Студенты смогут начать работать в составе научных групп под руководством всемирно известных ученых, а так как университет сотрудничает с профильными высокотехнологичными компаниями, планируется, что научные исследования будут направлены на решение существующих технологических и медицинских задач.
Сближению теории и практики в рамках открытых образовательных программ будет способствовать продолжающая создаваться и развиваться «технологическая долина» – ИНТЦ «Сириус».
Аспирантские и магистрантские программы – это первые «ласточки» замыкания сквозных образовательных траекторий в «Сириусе». Напомним, что уже сейчас действуют дошкольный и школьный уровни подготовки. Для школьников и студентов проводятся тематические сессии, представляющие собой некий гибрид интенсива профильной подгтовки и дополнительного образования.
После запуска аспирантур и магистратур остается самая сложная задача – открыть программы бакалавриата, что позволит замкнуть полный цикл подготовки кадров.
«Сириус» и его глава Елена Шмелева поступательно наращивают свое влияние научно-образовательной политике. Также стоит помнить, что «Сириус» - один из личных проектов президента Владимира Путина. Редко о чем он говорит с таким участием, любовью и радостью как о «Сириусе». Все это означает – впереди еще много образовательных, научных, инженерно-технологических успехов первой федеральной территории и ее уникальной экосистемы.
Подробнее: 1 и 2.
В научно-технологическом университете «Сириус» вчера стартовал третий ежегодный саммит молодых ученых и инженеров «Большие вызовы для общества, государства и науки».
Это первое столь массовое (хотя и далеко не первое значимое) мероприятие, проводимое на федеральной территории «Сириус». Оно демонстрирует, что это будет полноценный регион талантливой молодежи.
Отдельно отметим, что саммите участвуют не только ученые, но и инженеры. Вообще инженеры давно находятся в фокусе внимания высших уровней координации научно-образовательной и научно-технологической политики. Преодолеть «долину смерти» между исследованиями и производством – то есть на деле осуществить «технологический трансфер» – может только полноценный союз ученых, инженеров и технологических предпринимателей (как вариант – инновационного бизнеса).
На фоне создания единой сквозной системы поддержки молодых ученых продолжает оставаться острой проблема интеграции аналогичных мер, ориентированных на инженеров. Дополнительные сложности создают «родовые травмы» «майских указов» - инженерно-технический персонал не подпадает под действие указаний о повышении зарплаты.
С нуля не получится вырастить целый класс «коммуникаторов» и «брокеров», способных замыкать инновационный цикл именно на этапе трансфера технологий. Поэтому сейчас значительное внимание уделяется развитию навыков технологического предпринимательства у студентов, а в пространстве ученых и инженеров создаются форматы, где могли бы появиться талантливые специалисты с набором компетенций из обеих областей.
Самой громкой новостью с саммита «Большие вызовы для общества, государства и науки» на настоящий момент стало объявление об открытии в НТУ «Сириус» программ аспирантуры и магистратуры. Их направления четко соотнесены с приоритетами Стратегии научно-технологического развития, а также с имеющимися тесными связями большого «Сириуса» с индустриальными партнерами.
С осени 2021 года «Сириус» планирует открыть пять программ очной магистратуры и трех программ аспирантуры. Всего доступно пять актуальных направлений: «Генетика», «Биоинформатика», «Финансовая математика», «Робототехника» и «Когнитивные исследования».
Учебный процесс предполагает широкие возможности для выстраивания индивидуальных образовательных траекторий. Студенты смогут начать работать в составе научных групп под руководством всемирно известных ученых, а так как университет сотрудничает с профильными высокотехнологичными компаниями, планируется, что научные исследования будут направлены на решение существующих технологических и медицинских задач.
Сближению теории и практики в рамках открытых образовательных программ будет способствовать продолжающая создаваться и развиваться «технологическая долина» – ИНТЦ «Сириус».
Аспирантские и магистрантские программы – это первые «ласточки» замыкания сквозных образовательных траекторий в «Сириусе». Напомним, что уже сейчас действуют дошкольный и школьный уровни подготовки. Для школьников и студентов проводятся тематические сессии, представляющие собой некий гибрид интенсива профильной подгтовки и дополнительного образования.
После запуска аспирантур и магистратур остается самая сложная задача – открыть программы бакалавриата, что позволит замкнуть полный цикл подготовки кадров.
«Сириус» и его глава Елена Шмелева поступательно наращивают свое влияние научно-образовательной политике. Также стоит помнить, что «Сириус» - один из личных проектов президента Владимира Путина. Редко о чем он говорит с таким участием, любовью и радостью как о «Сириусе». Все это означает – впереди еще много образовательных, научных, инженерно-технологических успехов первой федеральной территории и ее уникальной экосистемы.
Подробнее: 1 и 2.
Российская газета
Молодые ученые из 42 регионов собрались на саммит в "Сириусе" - Российская газета
Турбулентность и жизнь
На Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 провели в рамках секционной программы «Экономика и социология образования» сессию «Готовность системы образования к вызовам пандемии: уроки COVID-19», обсудив влияние 2020 года на систему образования.
Одним из ключевых тезисов стало обсуждение адаптативности системы образования к вызовам, ее способности меняться, подстраиваясь под стремительно меняющиеся внешние условия, которая также может проявить себя как возможность для развития и как средство защиты. В условиях пандемии 2020, перехода на дистанционное обучение обнаружилось очень разное поведение институтов школьного образования, которое и стало предметом исследования с целью выявления их потенциала, позволяющего сохранить качество образования в условиях турбулентности.
Исследователями была поставлена задача найти ответы на вопросы, которые могут быть интересны специалистам и экспертам разных направлений, действующих в образовательной сфере: сумели ли российские институты школьного образования обнаружить свою адаптивность и в чем это проявилось; какие факторы оказали влияние на адаптивные способности институтов, и какие ресурсы им потребовались для того, чтобы проявить свою адаптивность; что мешало изменениям, какие барьеры ограничивали адаптивные способности институтов (инерционность, сопротивляемость).
Невозможно оставить без внимания и вопрос изменения баланса работы и личной жизни педагогов: последствия перехода школ на дистанционное обучение. Об этой проблеме известно всем, но в чем кроются ее причины?
В докладе конференции отмечается, что 84% учителей почувствовали увеличение рабочей нагрузки во время дистанционного обучения. В мае-июне 2020 года авторами доклада были проведены опросы педагогов школ о том, что их волнуют в связи с переходом на дистанционное обучение, и угрозах, которые для них возникли в сложившейся ситуации. В уточняющих интервью педагоги отмечали, что границы трудового времени фактически исчезли, коммуникация с родителями у многих не имела временных пределов. Таким образом, проблема ухудшения баланса рабочего и личного времени педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение вышла на первый план.
К основным причинам увеличения объема работы педагогов в период пандемии относят: увеличение методической работы, увеличение коммуникации с родителями и увеличение обратной связи с учениками.
Всеми участниками сессии было отмечено положительное влияние пандемии на самообразование учителей, благодаря изменениям перед которыми оказалась система образования: многие отмечали большой потенциал горизонтального обучения, но до сих пор его не удавалось запустить, а в том году учителя наконец поняли, что можно и нужно учиться друг у друга.
Специалисты по-разному смотрят на перспективы развития образования в постковидном мире, но невозможно построить дальнейшую продуктивную работу, не учитывая весь опыт, который был получен в итоге этого сложного периода. Уроки пандемии нужно учитывать, разрабатывать вопросы и решать проблемы, перед которыми оказались разные участники системы.
На Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 провели в рамках секционной программы «Экономика и социология образования» сессию «Готовность системы образования к вызовам пандемии: уроки COVID-19», обсудив влияние 2020 года на систему образования.
Одним из ключевых тезисов стало обсуждение адаптативности системы образования к вызовам, ее способности меняться, подстраиваясь под стремительно меняющиеся внешние условия, которая также может проявить себя как возможность для развития и как средство защиты. В условиях пандемии 2020, перехода на дистанционное обучение обнаружилось очень разное поведение институтов школьного образования, которое и стало предметом исследования с целью выявления их потенциала, позволяющего сохранить качество образования в условиях турбулентности.
Исследователями была поставлена задача найти ответы на вопросы, которые могут быть интересны специалистам и экспертам разных направлений, действующих в образовательной сфере: сумели ли российские институты школьного образования обнаружить свою адаптивность и в чем это проявилось; какие факторы оказали влияние на адаптивные способности институтов, и какие ресурсы им потребовались для того, чтобы проявить свою адаптивность; что мешало изменениям, какие барьеры ограничивали адаптивные способности институтов (инерционность, сопротивляемость).
Невозможно оставить без внимания и вопрос изменения баланса работы и личной жизни педагогов: последствия перехода школ на дистанционное обучение. Об этой проблеме известно всем, но в чем кроются ее причины?
В докладе конференции отмечается, что 84% учителей почувствовали увеличение рабочей нагрузки во время дистанционного обучения. В мае-июне 2020 года авторами доклада были проведены опросы педагогов школ о том, что их волнуют в связи с переходом на дистанционное обучение, и угрозах, которые для них возникли в сложившейся ситуации. В уточняющих интервью педагоги отмечали, что границы трудового времени фактически исчезли, коммуникация с родителями у многих не имела временных пределов. Таким образом, проблема ухудшения баланса рабочего и личного времени педагогов в условиях перехода на дистанционное обучение вышла на первый план.
К основным причинам увеличения объема работы педагогов в период пандемии относят: увеличение методической работы, увеличение коммуникации с родителями и увеличение обратной связи с учениками.
Всеми участниками сессии было отмечено положительное влияние пандемии на самообразование учителей, благодаря изменениям перед которыми оказалась система образования: многие отмечали большой потенциал горизонтального обучения, но до сих пор его не удавалось запустить, а в том году учителя наконец поняли, что можно и нужно учиться друг у друга.
Специалисты по-разному смотрят на перспективы развития образования в постковидном мире, но невозможно построить дальнейшую продуктивную работу, не учитывая весь опыт, который был получен в итоге этого сложного периода. Уроки пандемии нужно учитывать, разрабатывать вопросы и решать проблемы, перед которыми оказались разные участники системы.
Научно-образовательная политика: громкий comeback Дмитрия Ливанова (1/3)
Весна 2021 года ознаменовалась возвращением в большую научно-образовательную политику Дмитрия Ливанова. В своем интервью РБК он поделился своей программой – ока касается не только развития МФТИ, но и более широкого спектра вопросов.
Сразу бросается в глаза важное свойство Дмитрия Ливанова – это его системное визионерское мышление. Это качество крайне редко встречается в научно-образовательной политике.
Если описать идеологические позиции нового ректора МФТИ – он «либерал-государственник». Дмитрий Ливанов сторонник четкой ориентации на развитие, практически на laissez-faire, но с жесткой фокусировкой на необходимые направления и постановкой соответствующих рамок.
Одним из самых ценных качеств Дмитрия Ливанова является ориентация на эффективность и прагматизм. К слову, это то самое качество, которое сейчас в наибольшей степени востребовано при формировании кадрового состава высшей управленческой страты страны. В частности, четкая позиция ректора МФТИ в том, что процедуры не всегда являются самоценными: «если мы говорим об интенсивном развитии, здесь модель выборов может и не сработать».
Речь, конечно, шла о процедуре его назначения на пост ректора, однако, разве политическая система не действует сейчас в той же логике: жесткая фокусировка на государственный подход и эффективность при четких рамках выборных процедур и значительной доли «вертикальности» во властных процессах.
В этой связи неудивительна позиция Дмитрия Ливанова – для развития необходимо сотрудничество, никакое замыкание в себе не позволит продвинуться вперед. Привлекать и удерживать ярких талантов – на этом поле, по его мнению, есть масса еще не использованных возможностей.
Аналогичная прагматика звучит в словах нового ректора МФТИ и относительно других сюжетов: финансирования науки, а также ее интеграции с бизнесом. Дмитрий Ливанов подчеркивает – в целом денег на науку выделяется все больше, зарплаты растут, что не означает возможностей конкретных казусов (здесь явно идет отсылка к кейсу Анастасии Проскуриной). По поводу взаимодействия образования и экономики у Дмитрия Ливанова своя прагматичная и достаточно свежая позиция – у университетов и бизнеса свои интересы, когда они совпадают – то нужно сотрудничать, если же точек соприкосновения нет – стоит не принуждать участников к «дружбе», но дать им развиваться по самостоятельным траекториям.
Та же логика относится к процессу слияния вузов и их интеграции с научными институтами – имеют смысл только эффективные шаги, но «объединение ради объединения не нужно».
Очень примечательна жесткая позиция Дмитрия Ливанова: если есть возможности, ты обязан их использовать максимально качественным образом. Сложно не вспомнить в этой связи слова мастера Йоды – «Делай. Или не делай. Не пытайся».
Полный текст интервью:
https://www.rbc.ru/interview/society/28/04/2021/60757cf09a79477da21f6d93.
Весна 2021 года ознаменовалась возвращением в большую научно-образовательную политику Дмитрия Ливанова. В своем интервью РБК он поделился своей программой – ока касается не только развития МФТИ, но и более широкого спектра вопросов.
Сразу бросается в глаза важное свойство Дмитрия Ливанова – это его системное визионерское мышление. Это качество крайне редко встречается в научно-образовательной политике.
Если описать идеологические позиции нового ректора МФТИ – он «либерал-государственник». Дмитрий Ливанов сторонник четкой ориентации на развитие, практически на laissez-faire, но с жесткой фокусировкой на необходимые направления и постановкой соответствующих рамок.
Одним из самых ценных качеств Дмитрия Ливанова является ориентация на эффективность и прагматизм. К слову, это то самое качество, которое сейчас в наибольшей степени востребовано при формировании кадрового состава высшей управленческой страты страны. В частности, четкая позиция ректора МФТИ в том, что процедуры не всегда являются самоценными: «если мы говорим об интенсивном развитии, здесь модель выборов может и не сработать».
Речь, конечно, шла о процедуре его назначения на пост ректора, однако, разве политическая система не действует сейчас в той же логике: жесткая фокусировка на государственный подход и эффективность при четких рамках выборных процедур и значительной доли «вертикальности» во властных процессах.
В этой связи неудивительна позиция Дмитрия Ливанова – для развития необходимо сотрудничество, никакое замыкание в себе не позволит продвинуться вперед. Привлекать и удерживать ярких талантов – на этом поле, по его мнению, есть масса еще не использованных возможностей.
Аналогичная прагматика звучит в словах нового ректора МФТИ и относительно других сюжетов: финансирования науки, а также ее интеграции с бизнесом. Дмитрий Ливанов подчеркивает – в целом денег на науку выделяется все больше, зарплаты растут, что не означает возможностей конкретных казусов (здесь явно идет отсылка к кейсу Анастасии Проскуриной). По поводу взаимодействия образования и экономики у Дмитрия Ливанова своя прагматичная и достаточно свежая позиция – у университетов и бизнеса свои интересы, когда они совпадают – то нужно сотрудничать, если же точек соприкосновения нет – стоит не принуждать участников к «дружбе», но дать им развиваться по самостоятельным траекториям.
Та же логика относится к процессу слияния вузов и их интеграции с научными институтами – имеют смысл только эффективные шаги, но «объединение ради объединения не нужно».
Очень примечательна жесткая позиция Дмитрия Ливанова: если есть возможности, ты обязан их использовать максимально качественным образом. Сложно не вспомнить в этой связи слова мастера Йоды – «Делай. Или не делай. Не пытайся».
Полный текст интервью:
https://www.rbc.ru/interview/society/28/04/2021/60757cf09a79477da21f6d93.
РБК
Ливанов — РБК: «Не вижу плохого в разговорах о политике со школьниками»
Ректор МФТИ, в прошлом министр образования и науки Дмитрий Ливанов в интервью РБК оценил последствия реформы РАН, поделился тем, как говорить со школьниками о политике, и рассказал о работе
Научно-образовательная политика: громкий comeback Дмитрия Ливанова (2/3)
Отдельным интересным сюжетом стал разговор о том, кем может стать физик или лирик. Здесь Дмитрий Ливанов согласен со многими другими высшими администраторами научно-образовательной политики: от фундаментального образования возможен эффективный трансфер в иную профессиональную сферу, а вот обратное невозможно. Физик может стать экономистом или историк актером, но не наоборот.
Новый ректор МФТИ акцентирует внимание на важности фундаментального образования. В его словах слышна идея о важнейшей группе навыков – fundamental skills – фундаментальных, которые во много являются глобально «ментальными». На самом деле они во многих смыслах даже ближе к soft skills. Как тут не вспомнить известные слова Владимира Легойды (@vladimirlegoyda): «человек, читавший «Братьев Карамазовых», всегда будет руководить тем, кто не читал».
Фигура Дмитрия Ливанова тесно связана с реформой Российской академии наук. Его мнение в этих вопросах прагматичное – основной проблемой России, унаследованной от СССР, было разделение науки и высшего образования. Существовали барьеры, которые необходимо было разрушить.
Сейчас много говорится о необходимости формирования треугольников: наука-образование-бизнес – и даже тетраэдров, включающих регионы и отрасли. Однако, идеологически это как раз наследие большой эпохи министров Фурсенко и Ливанова.
Это четко прозвучало в словах Дмитрия Ливанова о двух направлениях подобной интеграции. Первое – объединение научных институтов и университетов под одной управленческой крышей. Собственно, корни решения о формирования Минобрнауки в нынешнем формате как ведомства высшего образования и науки, уходят еще в эпоху «битвы за РАН» и создания ФАНО. «Все, что я делал, когда был министром, как раз и состояло в том, чтобы сделать это возможным, чтобы административный барьер между вузами и научными организациями исчез», - подчеркивает Дмитрий Ливанов.
Второй трек – большие вложения в университетскую науку. Именно в эпоху Ливанова было запущено множество крупных программ поддержки науки в высшей школе. По образу мышления именно на них базируются многие новейшие форматы – вплоть до НОЦ.
«Цель тех изменений, которые произошли, — создание новых возможностей», - резюмирует Дмитрий Ливанов.
В этом смысле реформа РАН была необходима именно с точки зрения придания динамике исследовательскому сектору, поскольку в ином случае он бы не в какой-то момент практически потерял бы возможность интегрироваться с университетами. Напомним, что долгое время на университеты возлагался функционал именно по прикладным исследованиям, а на фундаментальную науку бюджетные средства не выделялись. Именно вузам предстояло создать мосты через «долину смерти» - от научных институтов к бизнесу. Отголоски этого подхода можно найти даже в Федеральных научно-технических программах.
Отдельным интересным сюжетом стал разговор о том, кем может стать физик или лирик. Здесь Дмитрий Ливанов согласен со многими другими высшими администраторами научно-образовательной политики: от фундаментального образования возможен эффективный трансфер в иную профессиональную сферу, а вот обратное невозможно. Физик может стать экономистом или историк актером, но не наоборот.
Новый ректор МФТИ акцентирует внимание на важности фундаментального образования. В его словах слышна идея о важнейшей группе навыков – fundamental skills – фундаментальных, которые во много являются глобально «ментальными». На самом деле они во многих смыслах даже ближе к soft skills. Как тут не вспомнить известные слова Владимира Легойды (@vladimirlegoyda): «человек, читавший «Братьев Карамазовых», всегда будет руководить тем, кто не читал».
Фигура Дмитрия Ливанова тесно связана с реформой Российской академии наук. Его мнение в этих вопросах прагматичное – основной проблемой России, унаследованной от СССР, было разделение науки и высшего образования. Существовали барьеры, которые необходимо было разрушить.
Сейчас много говорится о необходимости формирования треугольников: наука-образование-бизнес – и даже тетраэдров, включающих регионы и отрасли. Однако, идеологически это как раз наследие большой эпохи министров Фурсенко и Ливанова.
Это четко прозвучало в словах Дмитрия Ливанова о двух направлениях подобной интеграции. Первое – объединение научных институтов и университетов под одной управленческой крышей. Собственно, корни решения о формирования Минобрнауки в нынешнем формате как ведомства высшего образования и науки, уходят еще в эпоху «битвы за РАН» и создания ФАНО. «Все, что я делал, когда был министром, как раз и состояло в том, чтобы сделать это возможным, чтобы административный барьер между вузами и научными организациями исчез», - подчеркивает Дмитрий Ливанов.
Второй трек – большие вложения в университетскую науку. Именно в эпоху Ливанова было запущено множество крупных программ поддержки науки в высшей школе. По образу мышления именно на них базируются многие новейшие форматы – вплоть до НОЦ.
«Цель тех изменений, которые произошли, — создание новых возможностей», - резюмирует Дмитрий Ливанов.
В этом смысле реформа РАН была необходима именно с точки зрения придания динамике исследовательскому сектору, поскольку в ином случае он бы не в какой-то момент практически потерял бы возможность интегрироваться с университетами. Напомним, что долгое время на университеты возлагался функционал именно по прикладным исследованиям, а на фундаментальную науку бюджетные средства не выделялись. Именно вузам предстояло создать мосты через «долину смерти» - от научных институтов к бизнесу. Отголоски этого подхода можно найти даже в Федеральных научно-технических программах.
Научно-образовательная политика: громкий comeback Дмитрия Ливанова (3/3)
Дмитрий Ливанов демонстрирует тот самый «функциональный» подход в отношении к Академии, который сейчас доминирует в научной политике: «Функция научной экспертизы в России крайне важна. И очень здорово, что у нас есть такой мощный, самый авторитетный экспертный орган в сфере науки и развития технологий. В той степени, в которой РАН будет эту функцию выполнять, она будет востребована, и ее значимость будет повышаться».
В связи с этим Дмитрий Ливанов однозначно поддерживает «клубную культуру», которая должна стать «сгустками» социального клея России 2.0: «Я не вижу в словах «клуб ученых» ничего обидного или предосудительного. Если кому-то не нравится, можно его не произносить».
Последний пассаж особенно интересен – действительно этот термин уже успел обрасти огромным количеством негативных коннотаций. При этом надо помнить «РАН – клуб ученых» - это не Волан-де-Морт, а лишь вербализация того самого функционального подхода, в рамках которого сейчас и функционирует Академия под руководством президента Александра Сергеева.
Новый ректор МФТИ сделал изящный реверанс в сторону РПЦ. Он считает, что нет ничего зазорного в привлечении священников к преподаванию основ религиозной культуры и светской этики, если те соответствуют требованиям.
В вопросах соприкосновения политики и образования Дмитрий Ливанов против жесткого разделения. Он полагает, что с детьми можно и нужно говорить обо всем. Иначе как раз будет исчезать воспитательная функция. Тут важен ракурс, с которым обсуждаются сложны вопросы в школе: запретить что-то детям сейчас невозможно, ведь любая информация легко доступна. Однако, «взрослые должны вести этот разговор ответственно, а если они работают в школе — еще и профессионально».
В интервью детальный разговор шел о двух форматах развития – специальных программах поддержки конкурентоспособности (5-100 и Приоритет-2030), а также «технологических долинах». Дмитрий Ливанов, что неудивительно, горячо поддерживает оба этих механизма. Напомним, что сама модель ИНТЦ была внедрена достаточно давно и является плодом интеллектуальных усилий как раз команды Ливанова.
Примечательными стали и рассуждения ректора МФТИ о предельности в занятии руководящих должностей – Дмитрий Ливанов предлагает перейти к определению предельного количества лет на том или ином посту, отойдя от практики «отсечек» по возрасту.
Сложно не заметить, что в активной научно-образовательной политике становится больше людей, у которых есть не просто опыт в одной из отраслей, но уникальные комбинации компетенций. Эти люди – эксклюзивный и штучный кадровый ресурс. Речь идет о таких управленцах как Валерий Фальков, Григорий Трубников, Михаил Котюков, Александр Сергеев и Дмитрий Ливанов. Последний обладает очень сильными визионерскими компетенциями, что роднит глубину и масштаб его размышлений с Дмитрием Песковым (технологическим и цифровым спецпредставителем президента). Впрочем, Дмитрий Ливанов трезво оценивает свой нынешний потенциал – он знает, в каких сферах наиболее силен и не претендует на лишнее. Это делает его очень эффективным партнёром и актором в рамках нынешней кадровой политики на государственном уровне.
Дмитрий Ливанов демонстрирует тот самый «функциональный» подход в отношении к Академии, который сейчас доминирует в научной политике: «Функция научной экспертизы в России крайне важна. И очень здорово, что у нас есть такой мощный, самый авторитетный экспертный орган в сфере науки и развития технологий. В той степени, в которой РАН будет эту функцию выполнять, она будет востребована, и ее значимость будет повышаться».
В связи с этим Дмитрий Ливанов однозначно поддерживает «клубную культуру», которая должна стать «сгустками» социального клея России 2.0: «Я не вижу в словах «клуб ученых» ничего обидного или предосудительного. Если кому-то не нравится, можно его не произносить».
Последний пассаж особенно интересен – действительно этот термин уже успел обрасти огромным количеством негативных коннотаций. При этом надо помнить «РАН – клуб ученых» - это не Волан-де-Морт, а лишь вербализация того самого функционального подхода, в рамках которого сейчас и функционирует Академия под руководством президента Александра Сергеева.
Новый ректор МФТИ сделал изящный реверанс в сторону РПЦ. Он считает, что нет ничего зазорного в привлечении священников к преподаванию основ религиозной культуры и светской этики, если те соответствуют требованиям.
В вопросах соприкосновения политики и образования Дмитрий Ливанов против жесткого разделения. Он полагает, что с детьми можно и нужно говорить обо всем. Иначе как раз будет исчезать воспитательная функция. Тут важен ракурс, с которым обсуждаются сложны вопросы в школе: запретить что-то детям сейчас невозможно, ведь любая информация легко доступна. Однако, «взрослые должны вести этот разговор ответственно, а если они работают в школе — еще и профессионально».
В интервью детальный разговор шел о двух форматах развития – специальных программах поддержки конкурентоспособности (5-100 и Приоритет-2030), а также «технологических долинах». Дмитрий Ливанов, что неудивительно, горячо поддерживает оба этих механизма. Напомним, что сама модель ИНТЦ была внедрена достаточно давно и является плодом интеллектуальных усилий как раз команды Ливанова.
Примечательными стали и рассуждения ректора МФТИ о предельности в занятии руководящих должностей – Дмитрий Ливанов предлагает перейти к определению предельного количества лет на том или ином посту, отойдя от практики «отсечек» по возрасту.
Сложно не заметить, что в активной научно-образовательной политике становится больше людей, у которых есть не просто опыт в одной из отраслей, но уникальные комбинации компетенций. Эти люди – эксклюзивный и штучный кадровый ресурс. Речь идет о таких управленцах как Валерий Фальков, Григорий Трубников, Михаил Котюков, Александр Сергеев и Дмитрий Ливанов. Последний обладает очень сильными визионерскими компетенциями, что роднит глубину и масштаб его размышлений с Дмитрием Песковым (технологическим и цифровым спецпредставителем президента). Впрочем, Дмитрий Ливанов трезво оценивает свой нынешний потенциал – он знает, в каких сферах наиболее силен и не претендует на лишнее. Это делает его очень эффективным партнёром и актором в рамках нынешней кадровой политики на государственном уровне.
Новый регионализм
Вчера вице-премьер Марат Хуснуллин буквально взорвал политикум, высказав свое (исключительно персональное и ни с кем не согласованное мнение – о чем он несколько раз оговорится) личное мнение: «85 регионов нам не нужно».
Он далеко не первый, кто озвучивает подобные идеи – «перекройка» региональной карты уже давно находится в повестке и государства, и ключевых элитных групп. Теме этой уже не один год.
Подход к понятию «успешный регион» постепенно меняется. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, например, недавно поставил вопрос жестко: если в субъекте федерации нет достойного университета, то регион стоит куда-то присоединить.
Если мы попытаемся понять, почему регионы в России выделены именно так, а не иначе – как правило, мы упремся в единственную причину: так исторически сложилось, причем весьма давно.
Формировалась эта региональная «нарезка» страны – особенно за Уралом – в то время, когда социально-экономическая формация была абсолютно другой. И вопрос – действительно ли сейчас в делении на регионе традиции, история и привычки обеспечивают эффективное развитие территорий?
Уже действует несколько парадигм регионального деления страны – пока, правда, на уровне макрорегионов. Самый явный пример – федеральные округа.
С принятием Стратегии пространственного развития возникло еще более дробное деление. В ней говорится о городских агломерациях, различного типа центрах, геостратегических территориях. Выделены 12 макрорегионов – впрочем, деление тоже не слишком дробное, но уже демонстрирующее потенциал к выравниванию территориального развития. Именно территориального, а не регионального – поскольку во главу угла поставлено повышение качества жизни каждого конкретного гражданина. И весьма странно, что оно – при всех усилиях федерального центра – столь сильно зависит от региональных дисбалансов.
Однако, в Стратегии пространственного развития выделены уже 20 перспективных центров экономического роста с вкладом более 1% в год. Определены геостратегические территории в рамках 8 макрорегионов.
Также стоит добавить «федерализацию» как тренд регионального развития. В первую очередь, в подобных рассуждениях стоит упомянуть первую федеральную территорию «Сириус». Уже сейчас идут дискуссии о том, где будут образованы еще несколько.
Но не стоит забывать об ином – некоторые регионы уже сейчас с финансовой точки зрения координируются из федерального центра. Говорить о полноценности развития в данном случае уже не приходится.
Марат Хуснуллин привел весьма яркие примеры того, насколько жизнь отличается буквально в паре десятков километров – и между регионами, и внутри одного субъекта. Межрегиональные различия давно и всем очевидны – даже «майские указы» попались в эту ловушку: в двух соседних городах учителя или ученые могут получать зарплату, отличающуюся в 1,5-2, а то и более раза. Поскольку таковы социально-экономические реалии двух соседних регионов.
В повседневной жизни складывается ситуация, когда полноценное территориальное развитие всего пространства России тормозится тем, что экономический потенциал регионов разительно отличается – в ряде случаев на порядки.
Во внутренней политике уже давно фиксируется процесс дерегионализации – перевода части функционала на федеральный уровень с траекторией на усиление муницпального уровня власти, причем одновременно он включается в единую систему публичной власти. С другой стороны, есть и тренд постепенного «поднятия» полномочий с муниципального уровня на региональный.
Конечно, до выборов в Госдуму вряд ли будут серьезные трансформации регионально-территориального деления России, а вот затем – это может стать очень важным направлением Большого Трансфера. Хотя здесь уже ожидаемо сильным оказалось сопротивление губернаторов. Также требуется консенсус ключевых элитных групп, которые должны согласиться на уменьшение числа «вакантных кресел» в своих раскладах, с учетом повышения статуса и возможностей новых постов.
https://news.1rj.ru/str/dimsmirnov175/21375
Вчера вице-премьер Марат Хуснуллин буквально взорвал политикум, высказав свое (исключительно персональное и ни с кем не согласованное мнение – о чем он несколько раз оговорится) личное мнение: «85 регионов нам не нужно».
Он далеко не первый, кто озвучивает подобные идеи – «перекройка» региональной карты уже давно находится в повестке и государства, и ключевых элитных групп. Теме этой уже не один год.
Подход к понятию «успешный регион» постепенно меняется. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов, например, недавно поставил вопрос жестко: если в субъекте федерации нет достойного университета, то регион стоит куда-то присоединить.
Если мы попытаемся понять, почему регионы в России выделены именно так, а не иначе – как правило, мы упремся в единственную причину: так исторически сложилось, причем весьма давно.
Формировалась эта региональная «нарезка» страны – особенно за Уралом – в то время, когда социально-экономическая формация была абсолютно другой. И вопрос – действительно ли сейчас в делении на регионе традиции, история и привычки обеспечивают эффективное развитие территорий?
Уже действует несколько парадигм регионального деления страны – пока, правда, на уровне макрорегионов. Самый явный пример – федеральные округа.
С принятием Стратегии пространственного развития возникло еще более дробное деление. В ней говорится о городских агломерациях, различного типа центрах, геостратегических территориях. Выделены 12 макрорегионов – впрочем, деление тоже не слишком дробное, но уже демонстрирующее потенциал к выравниванию территориального развития. Именно территориального, а не регионального – поскольку во главу угла поставлено повышение качества жизни каждого конкретного гражданина. И весьма странно, что оно – при всех усилиях федерального центра – столь сильно зависит от региональных дисбалансов.
Однако, в Стратегии пространственного развития выделены уже 20 перспективных центров экономического роста с вкладом более 1% в год. Определены геостратегические территории в рамках 8 макрорегионов.
Также стоит добавить «федерализацию» как тренд регионального развития. В первую очередь, в подобных рассуждениях стоит упомянуть первую федеральную территорию «Сириус». Уже сейчас идут дискуссии о том, где будут образованы еще несколько.
Но не стоит забывать об ином – некоторые регионы уже сейчас с финансовой точки зрения координируются из федерального центра. Говорить о полноценности развития в данном случае уже не приходится.
Марат Хуснуллин привел весьма яркие примеры того, насколько жизнь отличается буквально в паре десятков километров – и между регионами, и внутри одного субъекта. Межрегиональные различия давно и всем очевидны – даже «майские указы» попались в эту ловушку: в двух соседних городах учителя или ученые могут получать зарплату, отличающуюся в 1,5-2, а то и более раза. Поскольку таковы социально-экономические реалии двух соседних регионов.
В повседневной жизни складывается ситуация, когда полноценное территориальное развитие всего пространства России тормозится тем, что экономический потенциал регионов разительно отличается – в ряде случаев на порядки.
Во внутренней политике уже давно фиксируется процесс дерегионализации – перевода части функционала на федеральный уровень с траекторией на усиление муницпального уровня власти, причем одновременно он включается в единую систему публичной власти. С другой стороны, есть и тренд постепенного «поднятия» полномочий с муниципального уровня на региональный.
Конечно, до выборов в Госдуму вряд ли будут серьезные трансформации регионально-территориального деления России, а вот затем – это может стать очень важным направлением Большого Трансфера. Хотя здесь уже ожидаемо сильным оказалось сопротивление губернаторов. Также требуется консенсус ключевых элитных групп, которые должны согласиться на уменьшение числа «вакантных кресел» в своих раскладах, с учетом повышения статуса и возможностей новых постов.
https://news.1rj.ru/str/dimsmirnov175/21375
Telegram
Пул N3
Хуснуллин: Я считаю, что нам 85 регионов не нужно. Вот я Еврейской автономной областью не хочу заниматься, не хочу с точки зрения трудозатрат. Ее надо соединить с Хабаровским краем, и пусть губернатор им занимается. Или Курган. Ну почему курганцы должны жить…
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков официально утвердил изменение режима работы учреждений высшего образования в период с 4 по 7 мая 2021 года