НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
⚡️Прямо сейчас в парке “Патриот” начинается Всероссийская научно-практическая конференция “Военная подготовка студентов – новые возможности и перспективы” с участием Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова и Министра обороны Сергея Шойгу.

Также в зале: замминистры Дмитрий Афанасьев и Елена Дружинина, руководитель Росмолодёжи Александр Бугаев, ректор РАНХиГС Владимир Мау и добрая часть ректорского корпуса российской высшей школы.
Сергей Шойгу, министр обороны РФ, на Всероссийской научно-практической конференции «Военная подготовка студентов – новые возможности и перспективы»:

Конференция началась с давно назревших вопросов: почему мы за 2 месяца подготовки можем подготовить офицера, но не можем подготовить сержанта?

Первый ответ – в послании президента в 2013 году. В тот момент те, кто окончил программы высшего образования и не отслужил в армии, не мог поступить на госслужбу. Таким образом отбор проходили только 9-11%. Надо было отвечать на этот вопрос.

Долго шли споры об обязательной военной подготовке в школах. [Часть людей] была против из-за милитаризации страны. Решение – это должно стать добровольным и зависеть от ребят школьников. Хотят ли они первую военную подготовку и вообще подготовку в жизни.

Сейчас строятся большие центры «Авангард», где школьники проводят начальные недельные курсы военной подготовки.

В соответствии с решением Президента мы надеемся, что такие центры появятся во всех городах с населением 100 тыс. и выше.

У нас огромное количество заявок от разных школ. Что важно, и девочки захотели учиться. Центры работают круглогодично.

Мы собрались с небольшим клубом ректоров, [надо сказать] людей азартных. [Хотя, например, Виктору] Садовничему трудно было согласиться с нами.

Это была сложная работа. В 104 вузах мы создали центры подготовки. Ребята выходят как офицерами, так и сержантами, старшинами, матросами и так далее.

Мы долго вырабатывали эту формулу и в результате реализовали. 60 000 человек [сейчас] проходят подготовку по программе «служба без отрыва от учебы». Это важно, потому что ребята не покидают свой регион. Нет дистанции между образованием и профессиональной деятельностью.

В послании президента в марте месяца была отмечена важность совершенствования Вооруженных сил. Для этого мы собрались. [Наша задача – ] создать во всех вузах центры военной подготовки. Для этого надо многое сделать ректорам. [А также] губернаторам – для них это тоже должно быть очень важным и очень выгодным.

Делаем это в вузах сейчас [так], чтобы было понимание – это сделано там основательно, всерьёз и надолго.

Здесь собрались люди образованные. Не надо рассказывать, что будет преподаваться и какие преференции будут у детей в таких вузах – это и патриотическое воспитание, и любовь к родине, [проявляемая в том числе] через волонтёрские движения, которых полно в Вооруженных силах. Это поисковые движения, очистка Арктики и др

Наши волонтёры для нас не являются волонтерами. Этотакие же челны Русского географического общества, как и ваш покорный слуга. Было много экспедиций.

Во всех городах все главкомы возглавляют такую работу.

Мы собрались для того, чтобы обсудить [эти вопросы]. Мы встречались с [министром] Валерием Фальковым, который также «заражён» этой идеей. И мы все вместе решили не идти разными путями, а объединить наши усилия и продолжить эту работу.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

Развитие военного образования в гражданских вузах важно, в том числе для обоих министерств [по следующим направлениям]:

- Обеспечение обороны и безопасности государства.
- Университеты и НИИ вносят свой вклад через разработки и науку.
- Воспитание молодёжи [в целом] и студенческой молодёжи.

Мы рассматриваем воспитание как неотъемлемую часть образования, и центры вносят в это свой вклад. Надо использовать возможности этого парка [«Патриот»] для воспитания. Молодожёь - группа тонкая и критически относится к воспитанию. Надо внимательно относиться к тому, кто заходит к молодёжи и что ей говорит.

Мы видим разительные изменения в Вооруженных Силах за последние годы. Авторитет армии и доверие к ней сильно возросли, проделана огромная работа по модернизации ВС. Они демонстрирую «умную вежливую но очень грозную силу, стоящую на защите безопасности и обороны нашей страны». Это объясняет спрос регионов на эти центры.

Перед нами [ректорами стоят] две задачи из послания президента:
- Широкий бесплатный доступ к качественному высшему образованию.
- Расширить доступность военного обучения через военные центры при университетах. Решить эту задачу мы сможем [только в сотрудничестве] с Минобороны.

Важно сотрудничество при содействии Русского исторического общества, который тоже вносит большой вклад в воспитание.

Надеюсь, это будет новым серьезным импульсом к развитию наших университетов.
Сергей Шойгу, министр обороны, о «военной науке»:

Мы не могли ответить на вопрос, почему люди, получившие хорошее образование, и талантливые должны идти на службу и заниматься рядовыми обязанностями. 6 лет [как] мы поменяли этот подход.

Специально для таких ребят – в рамках службы по призыву – большие серьёзные центры, где ребята занимаются наукой. Центры имеют десятки зарегистрированных патентов на изобретения. Огромный объем продукта, который делают эти научные роты. Например, Технополис ЭРА: [ключевые направления его работы – это] медицина, робототехника, картографиях.

Отдельная тема искусственный интеллект – [создан] комплекс с самым современным оборудованием где можно делать любые.

Я признателен многим, ведь начинали мы с того, что при таком уровне техники, который есть, нам недостаточно того чтобы был просто призывник, которого за год мы мало чему мы можем научить. Из Бауманки берём много специалистов для работы в таких комплексах. Сегодня это большая серьёзная работа.

В парке «Патриот» сосредоточено многое, что касается образования и науки. Здесь самый большой в Европе стрелковый центр.
Генерал Николай Панков, статс-секретарь - заместитель министра обороны, в развитие тезисов Сергея Шойгу:

Российская система военного обучения по праву считается лучшей. Произошли значительные изменения, появился новый вид военного обучения. Выработается новый механизм позволяющий давать студентам военную подготовку, не призывая их на военную службу. Были сформированы единые структурные подразделения – военные учебные центры при кафедрах/институтах и так далее.

Ещё одна инновация – межвузовское военное обучение. Студенты могут обучаться на базе близлежащих военных центров или при Минобороны.

Сильно модернизирована нормативная база.

В военных учебных центрах обучаются мотивированные ребята, прошедшие жёсткий конкурсный отбор. Все преподаватели имеют войсковой опыт. Центры снабжены всем необходимым. Практическая составляющая обучения – ей уделяется особое внимание. С 2020 года начали проводиться тактические учения.

Военно-патриотическая деятельность включает в себя поисковые работы и другие формы. Созданы арамейские отряды.

Развивается инфраструктура военных центров Авангард. Вузы имеют возможность участвовать в деятельности этих центров. До конца года планируется открытие ещё в 38 вузах. Укрепляются связи студенческой и армейской молодёжи на основе спортивных мероприятий.

Перспективное направление сотрудничества вузов с Минобороны -служба в технополисе ЭРА. С 2018 года 431 человек прошли обучение, после чего перешли в Вооруженные Силы или военно-промышленный комплекс.

Качественное укрепление ВС невозможно без развития военного образования – об этом сказал президент Владимир Путин.

Планы и направления совершенствования системной подготовки:
- Расширять доступность военного обучения для вузовской молодёжи - создание военных учебных центров. Имеются вузы в которых созданы условия для военной подготовки. С ними будет первый этап совместной работы.
- Сохранять механизм и порядок создания новых военных учебных центров. Работу будем вести с Минобрнауки и конкретными вузами, которые претендуют на открытие центров.
- Расширение военной подготовки не должно снижать качество реализации ее программ.
- Наращивание практическую составляющую военного обучения.
- создание учетно-методологических объединений центров.
- Единство обучения и воспитания в военных учебных центрах, Юнармии, центрах «Авангард», при довузовской подготовке.
- Расширение взаимодействия в сфере воспитания молодёжи.
Письмо Минобрнауки РФ о проведении Российского Форума "Молодёжь и Наука" 15-17 мая.

Среди спикеров:

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
Александр Сергеев, президент РАН;
Лилия Гумерова, председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре;
Глеб Никитин, губернатор Нижегородской области;
Александр Бугаев, руководитель Росмолодёжи;
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, член Общественной палаты РФ;
Артём Оганов, профессор Сколтеха;
Александр Горбань, профессор Университета Лестера (Великобритания).

Регистрация представителей администрации университетов, молодых учёных до 13 мая.

Программа Форума и регистрация:

http://youthscienceforum.mmco-expo.ru/
Выборный хет-трик

Выборы в Государственную Думу станут уже третьим электоральным вызовом для Сергея Кириенко – главного архитектора внутренней, а также кадровой и в значительной степени – научно-образовательной политики Кремля (кроме Андрея Фурсенко, конечно).

Первые две кампании – выборы президента в 2018-м и общероссийское голосование по поправкам в Конституцию – были проведены на отлично. Грамотный перенос идеологической и эмоциональной части в сторону референдумного характера голосований позволил добиться всех поставленных результатов.

У Думских выборов своя особая специфика – фактически ведется не одна кампания, а 310 – 225 одномандатных округов плюс 85 регионов в многомандатном округе величиной со всю страну.

Непосредственно за координацию предвыборного процесса будут отвечать два управления, подчиненные Сергею Кириенко: Управление по внутренней политике (во главе с Андреем Яриным) и Управление по обеспечению деятельности госсовета (под руководством Александра Харичева). Поддержку им будет оказывать Управление по общественным проектам Сергея Новикова, также входящее в обойму Сергея Кириенко.

«Ведомости», получив информацию от своих источников, рисуют рабочую картину того, как будет проходить предвыборный процесс. Стоит напомнить, что значительная часть подобных «мнений» в действительности скоординирована, потому со значительной долей вероятности можно утвердать – «так должно быть», но будет ли все именно так в действительности – открытый вопрос.

Обращает на себя внимание глубокая функционализация и специализация в команде Сергея Кириенко – Управления и отдельные акторы действуют в соответствии со своими компетенциями и наработанными навыками. Названия управлений служат, с точки зрения именно думской кампании, лишь вывесками, из содержания которых не стоит делать далекоидущих выводов.

Эксперты полагают, что внутри Администрации Президента сформирована достаточно сложная модель разделения полномочий между УВП и УГС, причем граница достаточно зыбкая и окончательные модели, судя по всему, будут формироваться ситуационно.

Что крайне важно – в эту модель Сергей Кириенко изначально заложил систему сдержек и противовесов. Вместе с функциональной специализацией мы имеем дело скорее не с жесткой административно-командной вертикалью, а более гибкой моделью, свойственной скорее корпоративному и более демократическому способу принятия решений.

Заметим, что аналогичные механизмы внедряются и в рамках более масштабных политических процессов – модели предложены именно Сергеем Кириенко и крайне одобрительно восприняты президентом Владимиром Путиным. Речь идет, в частности, о «ялтинской» модели заседания Госсовета, его Президиума и рабочих групп, модели стратсессий.

В науке и образовании многие новаторские механизмы уже получили обкатку – достаточно взглянуть на механику «Территории Смыслов», «Островов» и будущего «Архипелага». Аналогичные подходы все чащи применяются на крупных научно-образовательных форумах.

Модель Сергея Кириенко существует с 2018 года и была апробирована несколькими успешными кампаниями. Однако, это будут первые думские выборы – в рамках которых потребуется оперативная координация целого сонма локальных процессов. К этому стоит добавить непростую социально-экономическую ситуацию на фоне коронавируса.

Нынешние выборы в Государственную Думу принципиально значимы тем, что по логике внесенных в Конституцию поправок, Правительство сложит свои полномочия перед новым составом нижней палаты парламента. Это еще больше усиливает требования к итогам выборов.

Впрочем, нет сомнений и в том, что Сергей Кириенко и созданная им гибкая система координации электоральных процессов полностью справятся с поставленными задачами.

Подробнее: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2021/04/27/867915-viborami-gosdumu
На выборы – с чистым инфопространством

Проведена достаточно мощная зачистка информационно пространства перед самыми стартом активной части предвыборной думской кампании.

«Медуза» признана иноагентом. И теперь все, как и мы при цитировании или отсылках должны писать: «Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента». И на самом деле подобная мера очень действенна. Сразу же подобное иноагентское СМИ практически перестают цитировать другие средства массовой информации – радио, ТВ, газеты. Поскольку дисклеймер занимает место/время. То же, в общем, относится и к соцсетям, хоть и в меньшей степени.

Проект «Навальный» закрыт. С момента посадки «берлинского пациента» стало понятно – это лебединая песнь известного «борца с коррупцией». В принципе понятно, что сел он не только за идею, но и за серьезный денежный куш – не зря на свет были вытащены подробности транзакций на его биткоин-кошелек и с него.

Его подручный Леонид Волков также в накладе не остался – донаты сердобольным или экзальтированным гражданам, которые те отправляли на работу штабов, никому не вернут. А сам сподвижник Навального осядет в Европе, капитализируя свой ареол оппозиционера.

Протестный потенциал в обществе сбит – свидетельством тому малочисленность последних «прогулок», а также сравнительно дружелюбное отношение к участникам со стороны правоохранительных органов.

Кроме того, siloviki, по крайней мере в некоторой степени сделали мудрую ставку не на оперативность, а на неизбежность наказания за участие в несанкционированных акциях, а тем более – в подстрекательстве к ним и их организации. И это можно однозначно причислить к заслугам силовой корпорации. «Походы по квартирам» спустя недели после митингов окончательно деморализуют самую активную часть протестующих.

Да и в целом, дух протеста подорван. Сотрудники штабов брошены Леонидом Волковым и его сидящим «начальником» на произвол судьбы. Все те, кто был причастен к их работе испытывают глубокое разочарование, кстати, аналогичное тому, что по отношению к самим штабам уже давно чувствуют рядовые протестующие.

Здесь – большой вызов для системы. Как только страна переживет майские праздники, эту пустоту в душах людей (в основном – молодежи) стоит заполнить продуктивной повесткой. В принципе, частично эту задачу решит предвыборная кампания – там будет где приложить свои усилия, не выходя за рамки закона. В полной мере удовлетворить запрос на справедливость апелляцией к Великой Победе не получится.

Отдельно стоит отметить формирующийся список «недружественных государств» - сотрудники их диппредставительств (а это основные спонсоры и заказчики протестов) уже не смогут столь свободно контактировать с российской внесистемной оппозицией. Хотя, тут спасибо надо сказать самим нашим западным «партнером» - Россия приняла эти жесткие меры в ответ на неадекватное поведение зарубежных стран.

Отметим также и грамотно выбранное время – как раз перед долгими (пусть не для всех) майскими праздниками, когда люди будут стараться отдохнуть от весьма непростых времен, находя радость и утешение в простых удовольствиях – работа в саду, шашлыки, прогулки на сведем воздухе.

Напомним также, что в этом году первомайские праздники совпадают с православной Пасхой. Это должно лишний раз настроить общество на радость и позитив. Основной месседж власти понятен – никаких сюрпризов, отдыхаем, а затем входим в предвыборный сезон.
Forwarded from РЕКТОРЫ.РФ
​​Врио ректора Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Андрей Келлер о приемной кампании – 2021:

«Прием документов в вуз начнется 18 июля, однако поступающие уже могут зарегистрироваться в личном кабинете на сайте приемной комиссии для последующей подачи документов, что можно сделать как дистанционно, так и очно.

Для поступления можно выбрать по три направления подготовки на каждой форме обучения.

Наш вуз сконцентрирован на одной из ключевых отраслей экономики – автомобильный транспорт и дорожное хозяйство составляют сегодня около 20 процентов экономики страны.

Мир вступил в эпоху агломерационного развития, и транспорт является ее важнейшей составляющей.

Транспортные системы во многом определяют темпы роста и развития самих агломераций. При этом сегодня безусловным драйвером стратегического развития транспортной системы является цифровизация.

Именно поэтому МАДИ уже в 2021-2022 учебном году открывает новые направления подготовки, ориентированные на цифровизацию отрасли, например, «Управление цифровыми транспортно-логистическими процессами».

А через год стартует очень перспективная магистерская программа «Агломерационные цифровые системы мобильности и грузовой логистики».

Отмечу также возможности развития научной карьеры в МАДИ. Уже в этом учебном году количество мест в аспирантуре вуза вырастет в два раза, а подключиться к научным разработкам и решению практических задач студенты смогут с первых курсов.

Добавлю, что при МАДИ работает Военно-учебный центр, где можно получить военную специальность.

Уверен, что залог успешного поступления в МАДИ – осознанный выбор будущей профессии.

В приемной комиссии университета поступающих всегда готовы проконсультировать и предложить варианты индивидуальной образовательной траектории.

Нашим будущим студентам прежде всего хочу пожелать успешно сдать ЕГЭ! Встретимся в МАДИ!»


@rectorsofrussia
Инспекция механизмов

На Апрельской конференции НИУ ВШЭ 2021 прошла сессия «‎Изменение спроса на высшее образование и технологии подготовки»‎, в рамках которой специалисты из Высшей школы экономики, НИТУ МИСиС, World Bank и РАНХиГС представили свои доклады о различных составляющих образовательной системы.

Специалисты из НИТУ МИСиС подготовили анализ описаний способов работы в сложных условиях становления нового вида обучения - гибридного, которое, по мнению исследователей, в будущем станет неотъемлемой формой организации занятий. Гибрид в данном контексте представляет собой синхронное смешанное образование, которое, в отличие от уже устоявшегося синхронного или асинхронного смешанного обучения, подразумевает наличие части студентов в аудитории и части – онлайн.

Не самым очевидным фактором влияния на высшее образование смело можно назвать сокращение срока срочной службы и эффект от военной реформы, которая была проведена в 2007-2008 годах. В ряде работ, в которых анализируется влияние призыва на участие в образовании, установлено, что призыв на службу в армию сокращает спрос на образование, а отказ от призыва в армию его, соответственно, повышает. Исследователи из НИУ ВШЭ подводят не радужный итог: реформа оказала демотивирующий эффект на мужчин. Но снижение привлекательности высшего образования для армейцев может объясняться другими социально-экономическими процессами, которые происходили в этот период.

Отдельного внимания заслуживает проблема построения системы управления рисками для снижения административной нагрузки в контрольно-надзорной деятельности в высшем образовании, которую поднимают эксперты из РАНХиГС. Исследования показываю, что дисциплина вуза в отношении исполнения обязательных требований может зависеть от множества его характеристик, таких как численность обучающихся, степень вовлеченности вуза в систему непрерывного образования и подготовки кадров высшей квалификации, наличия научной деятельности в вузе, распределения доходов вуза между образовательной и научно-исследовательской деятельностью, а также источников финансирования деятельности вуза и распределения между ними. А при моделировании внедрения риск-ориентированного подхода по всем видам контроля исследователи отмечают положительные эффекты на нагрузку системы контрольно-надзорной деятельности.

Значительным пластом в современном образовании многих стран является репетиторство. В России последние несколько лет ведется дискуссия о том, как следует регулировать рынок репетиторства, учитывая его теневую специфику. По некоторым оценкам, теневой рынок репетиторства достигает 30 млрд. рублей. Уже некоторое время предпринимаются попытки урегулировать этот сегмент, но система не совершенна, практически не охватывает многие важные с образовательной и юридической точек зрения аспекты. Например, используемые в России механизмы никак не касаются вопросов лицензирования и сертификации репетиторской деятельности. Поэтому репетиторство имеет очень низкий порог входа: частным преподавателем в России может быть любой человек, предложивший свои услуги по любой из дисциплин. Не менее важно обозначить правовой статус репетитора - в действующем законодательстве понятие «‎репетитор» отсутствует. Реализация данных мер в России смогла бы существенно улучшить действующую систему регулирования рынка репетиторских услуг и позитивно повлиять на его качество.

Актуальные исследования, подготовленные специалистами, могут значительно повлиять на всю экосистему высшего образования, сделать ее максимально удобной и личностно-ориентированной, повысить качество знаний, получаемых у репетиторов и частных преподавателей. Образование не стоит на месте, а новые явления требуют свежих разработок и даже смелых взглядов.
Парадокс успешного

Помощник президента Андрей Фурсенко, выступая на саммите «Большие вызовы для общества, государства и науки», поставил очень серьезный вопрос об искажениях, которые возникают относительно темы эмиграции российских ученых:

«Когда мы говорим о том, что люди хотят куда-то уехать, то мы, как правило, говорим о том, что они состоялись. Мы говорим о тех, кто не просто состоялся, а оказался успешным. Но я знаю целый ряд примеров, когда люди, уехавшие в другие страны, они не состоялись. Вполне приличные люди. Жесткий американский капитализм имеет свои плюсы и минусы. Не каждый человек может состояться в этой жесткой атмосфере».

Андрей Фурсенко добавил, что эти ученые могли бы проявить себя в более комфортных условиях, задачей государства является предоставить им такую возможность.

Действительно, рассуждая в парадигме, что «мозги утекают за лучшей жизнью», мы попадаем в классическую ловушку «парадокса (или – системной ошибки) выжившего». Мы знаем достаточно много примеров, как российские ученые становились мировыми величинами после эмиграции. Также очевидны различия в оплате труда аспирантов и постдоков за границей и в России.

Однако, Андрей Фурсенко абсолютно прав в том, что на одну историю успеха наверняка найдутся десятки, а то и сотни совершенно иных сюжетов. Нигде не ведется статистика того, сколько эмигрантов из числа отечественных ученых вообще ушли из профессии. Причем по совершенно разным причинам.

Заметим, что сторонники массовой «утечки мозгов» также попадают в другую ловушку – ведь всегда проще рассуждать «по накатанной», нежели искать признаки смены тренда.

В действительности ситуация за последние 5-10 лет достаточно серьезно изменилась. Конечно, разрывы между оплатой труда ученых в России и за рубежом остались. Но они стали меньше. Больше внимания и средств уделяется поддержке молодых ученых – для них формируется полноценная система поддержки.

Много говорится о том, что ученые и их коллективы вынуждены конкурировать за гранты, а базового финансирования хватает далеко не на все. Это действительно так. Но конкурентность российской научной среды не идет ни в какое сравнение с жесткими условиями полностью «рыночной науки», где «сожрать» могут твои собственные коллеги.

В рассуждениях об «утечке мозгов» или «циркуляции умов» не стоит акцентировать внимание на звездах – те уже стали полноценными космполитами, способными руководить несколькими коллективами в разных странах. Стоит говорить о «типичном» ученом – ведь именно этот класс создает тот базовый уровень науки, на котором только и возможны полноценные прорывы.

Аналогичным образом стоит попытаться понять, кто же в наши дни уезжает из страны за лучшей исследовательской долей? Подобные исследования редки. Росстат не ведет учет именно по кагорте ученых, а индивидуальные наблюдения грешат искажениями. Считать любого выехавшего на сколь-нибудь длительный срок за рубеж эмигрантов – неверно, ведь многие возвращаются после стажировок или некоторого срока работы за границей.

Мы не можем с точностью сказать, сколько реально эмигрировавших отечественных исследователей сейчас сожалеют о сделанном выборе – да и сами они не факт что захотят рассказать об этом.

Но что мы можем знать точно – в России действительно улучшаются условия для занятий наукой. А в региональных центрах – в первую очередь, университетских – есть уникальные возможности для быстрого карьерного роста.

Осмелимся предположить, что при всех недостатках отечественной системы поддержки ученых, она все-таки дает большую стабильность на фоне «дикого капитализма» евро-атлантических моделей. И у России однозначно есть конкурентные преимущества – мы говорим не о целевой поддержке звезд, а как раз о массовой поддержке науки.

Эта проблема очень важна – ведь ошибки в рассуждениях приводят к неправильным решениям. Не стоит совершать «ошибку успешного эмигранта-ученого», то есть попадать в «парадокс выжившего».

См. также: https://nauka.tass.ru/nauka/11263387
Пищевая цепочка: диалог без границ

МГУПП вошел в ТОП 10 московских вузов по результатам международного рейтинга университетов «THE Impact Ranking 2021» и занял в нем 22 место среди российских университетов, улучшив позиции на 14 пунктов в сравнении с 2020 годом. В этом году университет вошёл в рейтинг по всем 17 целям устойчивого развития, определённых ООН.

Михаил Балыхин, ректор МГУПП, специально для НОП:

«Резкий скачок показателей обусловлен постоянной и настойчивой работой всего коллектива, а также четким понимаем, для чего нам нужны эти результаты и в каком направлении мы развиваемся.

МГУПП продолжает придерживаться целей устойчивого развития и улучшать свои показатели в этой сфере. При этом огромное внимание мы уделяем развитию научных исследований, новым формам реализации образовательных программ, в том числе и международным. Это несомненная победа профессионалов университета: руководства, педагогов, научных сотрудников и, конечно, студентов.


Уже 19 мая у нас пройдет Глобальный продовольственный форум, который направлен на объединение усилий мирового сообщества для выявления и предотвращения внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, для выработки общих конструктивных решений по совершенствованию продовольственных систем, по достижению прогресса с использованием силы продовольствия, по всем 17 целям устойчивого развития ООН для устойчивого воспроизводства здоровой и полноценной жизни.

Глобальный продовольственный форум «Диалог без границ» проводится с 18 по 21 мая по согласованию с ФАО ООН.

19 мая на площадке МГУПП пройдет пленарное совещание «Драйверы устойчивого развития АПК: Диалог власти, бизнеса, образования и науки». Для нас это ключевая тема. Только объединив усилия, только выработав единые цели и прозрачные для всех участников диалога подходы к решению задач, мы можем не только определить пути развития агропромышленного комплекса страны, но и сформировать инструменты обеспечения демографической и социальной стабильности, и продовольственной безопасности России».
Референтная активность

Президент Российской академии наук Александр Сергеев создал Референтную группу РАН. Это междисциплинарный и консультативный орган Академии, который функционирует при ее президенте.

Основная цель – содействие в оперативной научно-консультативной и экспертно-аналитической поддержке принятия решений по поручениям президента РФ, правительства, иных органов и организаций, запросам президиума и (или) президента РАН.

Основными задачами являются участие в общественных обсуждениях, предоставления сопровождения и поддержке деятельности РАН, в том числе по вопросам: обсуждения и выработке предложений по научно-технической политике, обсуждения проектов нормативных актов, подготовки докладов и решений по сфере ответственности Академии, содействия популяризации науки и пр.

Состав Референтной группы формируется президентом РАН из членов и профессоров Академии. Свою деятельность РГ осуществляет по запросам и поручениям президента и (или) президиума РАН.

В данном решении очень много политической и оргуправленческой мотивации.

Первое, что обращает на себя внимание – Референтная группа создана именно при президенте Академии. Здесь четко видно стремление жестко замкнуть на себя некоторые важные процессы со стороны Александра Сергеева.

Отсюда – важное значение РГ для внутриакадемической политики. Она, судя по всему, будет служить органом прямого президентского наблюдения и контроля за многими процессами. Напомним, что состав Референтной группы будет формироваться лично президентом. И есть ощущение, что это будут целиком и полностью «люди Сергеева».

Также статус «при президенте» демонстрирует, что органы при Президиуме РАН не функционируют должным образом. В первую очередь, речь о Комиссии по противодействию фальсификации научных исследований, превратившуюся в «рупор Диссернета» и постоянно втягивающую Академию в различные скандалы.

Второе – работа с позицией Академии. Александр Сергеев хорошо в курсе ситуации, которая сейчас сложилась и в журналистском сообществе, и в более широких массах – заявление любого члена РАН, тем более – ее Президиума, воспринимается и транслируется как мнение всей Академии, как ее официальная позиция. Именно перехватом информационных потоков, реагирования и координацией информационной работы будет заниматься Референтная группа. Стоит ожидать ее высокой коммуникационной активности. Да простят нам читатели каламбур, но «ждем РГ в Тг».

Третье – проактивность. Содержание цели и задач Группы позволяет констатировать – ее работа будет ориентирована на проактивное реагировать. Александр Сергеев четко понимает функциональный подход к работе органов власти (а к ним в целом относится и РАН) – поддержка и полномочия напрямую зависят от эффективности работы. Следовательно, нет смысла ждать, пока Академию спросят напрямую – нужно быстро и качественно выражать мнение РАН. И лишь тогда к нему будут прислушиваться. Причем делать это нужно оперативно, не замыкаясь в длительных процедурах формулирования позиции Президиума.

Четвертое – широта полномочий. Референтная группа может заниматься практически любыми сюжетами, входящими в полномочия РАН. Масштаб целей и задач позволит Группе выступать в качестве главного коммуникационного шлюза в работе с Комиссией по научно-технологическому развитию при Правительстве. Аналогичным образом именно РГ сможет выступать главным звеном во взаимодействии с Советом при Президенте по науке и образованию.

Практика покажет, насколько эффективной будет Референтная группа. Но уже по самому факту ее создания и наделенным полномочиям можно сделать вывод – РАН в лице ее Президента готова оперативно встроиться в новую конфигурацию научной политики и работать в соответствии с требуемыми скоростью и эффективностью.

Дополнительно к этому Группа – оправдывая свое название – должна будет стать центром компетенций и лучших практик в области взаимодействия РАН с внешним миром.

Текст распоряжения о создании Референтной группы.
На образовательной платформе «Наука.Территория героев» доступен новый инструмент профориентации для старшеклассников и студентов первых курсов - карьерный тест «Какой ты ученый?».

Проект разработан АНО «Национальные приоритеты» совместно с Минобрнауки России при участии представителей научно-исследовательских организаций.

Цель теста - популяризировать профессию ученого и рассказать широкой аудитории о новых возможностях, которые созданы в университетах и научных институтах России, благодаря национальному проекту «Наука и университеты».

София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты», для НОП:

Этот тест мы запустили не для того, чтобы оценить компетенции или определить чей-то уровень знаний. Главная задача теста - рассказать человеку то, что он о себе еще не знает. «Открыть глаза» на науку, дать набор подсказок и ключей, которые позволят открыть нужную дверь и найти свое место в жизни. И даже если ты пока не планируешь связать свою судьбу с наукой, у тебя есть уникальная возможность примерить на себя образ современного ученого, узнать, кто ты и где можешь применить свои таланты и способности.

http://наука.национальныепроекты.рф/карьерныйтест/