НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Павел Красноруцкий, Председатель РСМ, член ОП РФ для @scienpolicy и
@go_university:

«На студентов идти с жесткими мерами – бесперспективно. Это очень активная, продвинутая аудитория. Скорость распространения информации и мнений космическая.Только аргументы, на понятном языке, а не терминами из области высокой эпидемиологии. РСМ совместно с Минобрнауки уже несколько недель проводит эфиры и флэшмобы «Здоровым быть легко», посвященные вакцинации. Приглашаем экспертов, отвечаем на реальные вопросы от наших ребят. И это работает. Разъяснительная работа снимает напряжение, позволяет принять осознанное, ответственное и адекватное решение. И в случае с пандемией – это прививка. Почему бы не масштабировать идею?

Начало учебного года всё равно состоится. Давайте привлечем внимание к теме и в рамках Дня первокурсника проведем по всей стране тематические мероприятия. Свое предложение я озвучил сегодня в ходе круглого стола. Меня слышали коллеги. С Минобрнауки и РСР мы сотрудничаем и, уверен, организуемся и сейчас»
Рос(микро)электроника?

Премьер-министр Михаил Мишустин в научно-технологическом прорыве обозначил себе область приоритетных интересов – это микроэлектроника. Сама по себе ему, конечно, интересна цифра, но так становится пространством согласования интересов слишком большого количества ключевых элитных групп. Отсюда интерес главы кабмина к «железу» – микроэлектронной промышленности.

Именно она является фундаментом для достижения цифрового суверенитета. Уже сейчас более-менее получается поддерживать работоспособность российского сегмента в случае любых эксцессов, однако существуют серьезные угрозы в сфере оборудования и микросхем.

В этом смысле микроэлектроника непосредственным образом связана с ОПК, а во многих смыслах незаменима для полноценной работы «оборонного локомотива» научно-технологического прорыва и его цифровой ветви.

Импортозамещение становится важнейшим фактором обеспечения безопасности государства, поскольку ранее очень многие проекты в сфере микроэлектроники заканчивались переклейкой шильдиков. У Михаила Мишустина планы иные – перезагрузить всю российскую микроэлектронную промышленность, по мере сил ликвидировать отставание от технологических гигантов.

Естественно, что приоритетной сферой применения отечественных разработок как раз является ОПК – а большинство новых систем вооружений всерьез «замкнуты» на цифру и искусственный интеллект. С точки зрения программного обеспечения у России позиции хорошие – чему свидетельством являются успехи наших флагманских центров, например Института системного программирования РАН или Университета Иннополис.

Однако, hard должен неразрывно следовать за soft – и через апробацию в ОПК, где велики требования к отечественному происхождению продукции (что есть один из предикторов ее благонадежности), вполне возможно переплескивание технологий в мирное применение. Тем более, что и сама оборонка находится в процессе диверсификации.

Однако, здесь возникают некоторые оргуправленческие и элитно-политические сюжеты. В частности, доминирующее положение Ростеха и Сергея Чемезова в области ОПК. Именно с ним, а также с «оборонным вице-премьером» Юрием Борисовым должен быть проведен раздел сфер влияния.

Коммерсант поделился с читателями траекторией вероятного развития этой области: «Правительство РФ изучает возможность объединения компании «НМ-Тех» (100% у ВЭБ.РФ, консолидировала активы обанкротившегося завода «Ангстрем-Т») и ГК «Элемент» (49,9% у «Ростеха», 50,1% у АФК «Система», объединяет компании в области микроэлектроники АО «Микрон», АО «НИИМА "Прогресс"» и др.), рассказали “Ъ” два источника в правительстве. По их словам, инициативу по поручению премьер-министра Михаила Мишустина начали прорабатывать еще в марте, последнее совещание по нему прошло в июле».

По мнению экспертов, для развития отечественной микроэлектроники нужна структура, которая могла бы привлекать и распределять серьезные объемы финансирования – причем как из бюджетных источников, так и от бизнеса. Одновременно с этим необходима четкая дорожная карта, сформулированная исходя из стратегии развития отрасли на ближайшие десятилетия. Как правило, подобные документы получают формат федеральных научно-технических программ, созданных в реализацию положений стратегий развития соответствующих отраслей.

Естественно, что для реализации микроэлектронных планов потребуется работа именно в формате комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла – чтобы инициатива не превратилось в освоение средств на шильдиках. И тут будет нужен серьезный контроль за самими инноваторами.

В сущности, Михаил Мишустин предлагает создать условную «Росэлектронику» как новую госкорпорацию или объединенную микроэлектронную корпорацию. И именно этой новой структуре нужно обеспечить предсказуемость на глобальном элитном рынке научно-технологического прорыва. К этому у премьер-министра есть все предпосылки – практически все ключевые игроки согласны закрепить за ним микроэлектронную отрасль.

Подробнее: https://www.kommersant.ru/doc/4928908
⚡️Поздравление с 10-летием АСИ от вице-премьера Дмитрия Чернышенко

Уважаемая Светлана Витальевна!

Для нас Агентство стратегических инициатив - партнер по всем ключевым направлениям.

Сегодня важное значение имеет наша совместная работа по реализации национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
Опыт АСИ в сфере экотуризма и постоянный диалог с регионами помогает нам лучше понимать и учитывать территориальные особенности разных уголков страны.

Существенный вклад АСИ вносит и в развитие образования в России. Примеров тому множество. Это поддержка и масштабирование в регионах детских технопарков, инициатива создания «Университета 20.35» и много других ярких идей и проектов.

Благодарю за неравнодушие и готовность к постоянному диалогу.
Желаю лично Вам неиссякаемой энергии, здоровья и красоты!
А всему коллективу АСИ – сплоченности, движения вперед и успеха!

Фото: Май 2021, Камчатка, особо охраняемая природная территория

#ЭксклюзивНОП
НОП.РФ pinned a photo
И ещё о вакцинации

Мы уважаем Артёма Метелева и начали делать с ним проекты задолго до победы в топ-5 праймериз от ЕдРо по Москве.

Но неужели будущие народные избранники не видят разницу между "хайпом на Шмелёвой" и реальными конструктивными предложениями?

И это касается всех - КПРФ, ЛДПР, Заправдинцев-справороссов, Новых Людей, Единую Россию.

Друзья-коллеги, где ваши экспертно-проработанные предложения по науке-образованию?

Приведите примеры где ваши политехнологи и pr-щики проработали слоганы (прежде чем их озвучить) с реальными экспертами?

Если уж быть совсем честными, единичные примеры есть:
Артём Метелев (Единая Россия) пару недель назад собрал вузовских экспертов, Алексей Нечаев (Новые Люди) включил вопросы образования в свою кампанию (и даже принял участие в Архипелаге 2121), Александр Мажуга (Единая Россия) де-факто сам эксперт.

Что касается экспертной позиции самой Елены Шмелёвой - она бесспорна.

Но это не меняет общую картину. Отдельные кандидаты аппелируют к федеральному министерству в образе святых провидцев с тоном "атата!"

При этом и у министерства и у кандидатов в общем и целом одни кураторы, начальники и круг общения.

Резюме:

Кандидаты в народные избранники, сообщество ждёт от вас новых полезных идей в помощь науке и образованию. Предполагаем, что министр с командой тоже входит в это сообщество.

https://news.1rj.ru/str/artemmetelev/577
Астраханский план кампуса

Во время Дней Астраханской области в Совете Федерации значительное внимание в региональной повестке было уделено планам научно-технического развития. Получив одобрение сенаторов, этот вектор продолжил реализацию: руководство области направило заявку с уникальной концепцией на участие в конкурсе проектов по созданию современных университетских кампусов мирового уровня.

Для создания условий и реализации образовательного и инновационного потенциала юга России и Каспийского макрорегиона, региональных задач Астраханской области необходимы ведение научно-исследовательской деятельности мирового уровня, технопарк, уникальная приборная база, комфортные условия для проживания молодых исследователей и приглашённых ведущих учёных, а также площадка для проведения масштабных форумов и выставочных мероприятий.

Проект разрабатывался в соответствии с мастер-планом по развитию Астраханской агломерации: университетский кампус мирового уровня может стать частью культурно-образовательного кластера, создав единое пространство для прикаспийских стран. Здесь появится возможность проводить международные мероприятия, повышающие престиж макрорегиона в глобальном мире. Проведение деловых форумов по актуальным вопросам развития стран Прикаспия привлечет в город ведущих зарубежных и отечественных учёных и увеличить количество рабочих мест для молодых специалистов.

Площадка под строительство университета встроенного в городскую среду со своими улицами, дорогами и парковками, который станет полноценным студенческим городком, располагается в современном и быстрорастущем микрорайоне. Современные учебные корпуса, инновационные лаборатории и научно-исследовательские центры, спортивный и культурно-зрелищный комплексы, технопарк, а также вместительные общежития и жилые зоны для профессорско-преподавательского состава и гостей вузов – всё это будет функционировать как единый организм.

Создание межвузовской площадки определяет глобальную цель долгосрочного социально-экономического развития Астраханской области, которая заключается в создании ключевого региона на южном направлении России со стабильной и конкурентоспособной экономикой опережающего типа через развитие человеческого капитала, производственных систем и международной кооперации.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета, специально для НОП:

«Проект позволит сформировать единое пространство, информационную среду и уникальную материально-техническую базу для эффективного функционирования вузов региона, ведения научно-исследовательской, инновационной, образовательной деятельности мирового уровня во взаимосвязи с задачами социально-экономического, технологического, образовательного, научного и культурного развития Астраханской области. Кампус, который улучшит городскую среду и создаст привлекательные условия, должен стать одной из точек притяжения молодежи и ученых».
НОП спросил у Александра Бугаева, первого замминистра просвещения России, каких эффектов ждет министерство от введения нового уровня образования? Какие проблемы и вызовы будут решены?

Александр Бугаев для НОП:

Система СПО должна создавать молодым людям возможность эффективного трудоустройства при получении современной профессии. Одновременно она должна отвечать на кадровые запросы предприятий.

Профессионалитет - это инициатива, направленная на синхронизацию потребности экономики в рабочих кадрах и образовательных программ колледжей и техникумов, которые эти кадры готовят.

https://news.1rj.ru/str/bpshkola/12168
‼️Минтруд утвердил профессиональные стандарты для специалистов по моделированию, сбору и анализу цифрового следа. Над разработкой профстандарта работали эксперты Университета 2035, WorldSkills Russia, ВНИИ Труда.

👉 Подробнее: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/08/10/881607-mintrud-profstandarti-tsifrovogo

Нина Яныкина, ректор Университета 2035:
«Специалисты по работе с цифровым следом будут востребованы при решении широкого круга задач, в том числе производственных и образовательных, поскольку анализ и интерпретация цифрового следа обеспечивают максимальную прозрачность процессов и принятие решений на основе данных».

Андрей Комиссаров, директор направления «Развитие человека на основе данных» Университета 2035:
«Профстандарт – это в первую очередь ориентир для госкомпаний и госструктур при найме сотрудников. При этом это еще и ориентир для учебных заведений, позволяющий качественнее готовить специалистов».
Forwarded from Кипящий МИФИ
"Вакцинироваться или не вакцинироваться студенту?" - вот в чём спор у чиновников

Большой спор о том, как начнётся учебный год у студентов, вышел за границы университетской среды, став одним из ключевых новостных поводов начала недели. При этом в споре давно перемешались люди и кони: вопросы здоровья и образования; нагрузки преподавателей и политики. Но чего в этом споре нет?

А нет в этом споре позиции студенчества.

1) Нам известен целый ряд студенческих организаций регионального и федерального уровня, где их позиция по вопросу вакцинации? Коллеги из Студентов Москвы, АСО России, Всероссийского студенческого союза?

2) В очередной раз вернёмся к вопросу о том, а какую позицию занимают руководители Объединённых советов обучающихся и Студенческих советов университетов? Почему и их тоже никто не спросил?

При этом, исходя из нашего анализа ситуации, у студентов (в отличии от большинства студенческих организаций) есть две противоположенные позиции: вакцинироваться нужно всем и вакцинироваться нужно по желанию.

Получается, что диалог о вакцинации рельефно показывает, что позицию студентов в современной молодёжной политике никто не представляет.

Коллеги - руководители студенческих организаций, в телеграмме есть отличная площадка для публикации ваших мнений - @youthpolicy. Мы также готовы предоставить свою площадку для обсуждений. Высказывайтесь!
Где леса мои, леса

Россия – страна бескрайных полей и лесов. О последних мы вспоминаем, когда едем куда-то далеко, идем по грибы да ягоды, дышим дымом от пожаров. Вместе с тем постепенно крепнет в сознании управленцев всех эшелонов, что лес – это «деревянное золото». Принимаются решения о том, что вырубать и обрабатывать должны в России и только российские операторы.

Перестать «гнать кругляк» - это одна из ключевых задач, поставленных президентом. Это не так просто, хотя бы потому, что на данный момент вряд ли кто-то в стране может с полной уверенностью сказать, сколько леса в стране и где он конкретно расположен.

Сложность проблемы усугубляет необъятность нашей Родины – потому все более активно применяется аэрофотосъемка, изображения, полученные со спутников. А для обработки привлекается искусственный интеллект. В общем, лес тогда станет полноценным капиталом России, когда станет умным.

Одно из наиболее перспективных решений – сервис непрерывного спутникового мониторинга лесного фонда, разработанный компанией ИнноГеоТех совместно со специалистами Института искусственного интеллекта Университета Иннополис. ИИ и нейросети уже приступили к поиску лесоизменений на территории 28 лесничеств Пермского края общей площадью 12,4 млн га.

В архитектуру сервиса заложен принцип автоматизации всего процесса дистанционного мониторинга. Система без участия человека обрабатывает и анализирует спутниковые снимки, после чего фиксирует в картографическом обозревателе объекты лесоизменений и классифицирует по пяти категориями: вырубки, гари, ветровалы, карьеры, а также погибшие или повреждённые насаждения (лесопатологии).

Далее подсистема мониторинга «Умного леса» сопоставляет полученную информацию с оцифрованными лесоустроительными планшетами и данными из реестровых источников Пермского края. Благодаря этому удаётся установить юридический статус лесоизменений – это особенно актуально в случае с вырубками.

Рамиль Кулеев, руководитель Института искусственного интеллекта Университета Иннополис, специально для НОП:
«Сервис мониторинга лесоизменений – один из примеров того, как на основе результатов исследований в области машинного обучения удалось создать масштабируемый продукт. Нашей задачей было обеспечить сервис системой, которая сможет самостоятельно дообучаться на основе собственного датасета, в который сейчас уже входят 140 тысяч эталонных объектов. Мы постоянно улучшаем алгоритмы, добавляя в обучающую выборку наиболее сложные примеры лесоизменений, а также новые объекты. Так мы решили проблему наличия дымки от облаков на изображениях – алгоритмы автоматически отличают дымку на небе от лесоизменений, раньше для этого проводилась дополнительная обработка».

Михаил Никитин, начальник управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, экологии и лесного хозяйства Пермского края:
«Система “Умный лес” – это важный шаг на пути цифровой трансформации лесного комплекса Пермского края. В рамках системы нам удалось перевести в “цифру” большую часть бизнес-процессов отрасли лесного хозяйства – заготовку, перевозку и учёт древесины. Одна из последних функциональных возможностей системы, которую мы реализовали при помощи специалистов из Университета Иннополис – космический мониторинг территории лесничеств края. Сервис мониторинга был интегрирован в качестве подсистемы и органично влился в функционал всего “Умного леса”. Сегодня возможностями мониторинга могут воспользоваться все пользователи системы – органы исполнительной власти, лесничества и лесозаготовители».

Разработка ИнноГеоТеха и Университета Иннополис – это первый шаг к цифровизации всего лесного комплекса страны. Ведь для рачительного использования нужно понять – а что у нас вообще есть в наличии. Тогда и виновные в пожарах будут найдены, и черные вырубки прекратятся, и глубина переработки резко возрастет.

Подробнее: https://media.innopolis.university/news/iu-perm-igt/
Приоритет Мининского

Мининский университет – один из немногих педвузов, подавших заявку на «Приоритет 2030». В таких крупных инициативах он проявил себя впервые, а это уже говорит об амбициозном настрое нового руководства и готовности брать ответственность за качество образования в регионе.

НОП знает что инициатива поддержана губернатором Глебом Никитиным.

Заявка на участие в программе — доказательство того, что и.о. ректора Виктор Сдобняков не просто сплотил команду, но и имеет потенциал и амбиции тягаться с лидирующими вузами страны (и уже не только в разрезе педвузов).

Виктор Сдобняков, и.о. ректора Мининского университета для НОП:

«Для образования в стране важно решение проблемы двойного отрицательного отбора в педвузах, когда не самые сильные абитуриенты, особенно по естественно-научным специальностям, поступают в педагогические университеты и не всегда самые сильные выпускники педвуза идут работать в школы.

Исправить ситуацию помогут лидерские центры по приоритетным научно-образовательным направлениям. Они объединят ведущих исследователей, педагогов, специалистов-практиков для подготовки будущих учителей и проведения совместных исследований.

Педагогический университет при этом становится организатором и связующим звеном между научным и бизнес-сообществом. А в качестве лабораторий могут быть использованы, в том числе технопарк и педагогический кванториум, которые Мининский построит в этом году».
Автор канала Щедровицкий ПРО Образование @probrazovanie Павел Щедровицкий для НОП:

🔥 QS выпустил рэнкинг мировых городов для студентов на 2022 год.

Лучший в мировом рейтинге ожидаемо 🇬🇧 Лондон, второй 🇩🇪 Мюнхен, а 🇰🇷Сеул и 🇯🇵 Токио делят третью строчку.

При этом Москва 🇷🇺 делит с Пекином 🇨🇳 25 место, Санкт-Петербург 🇷🇺 на 72, Алма-Ата 🇰🇿 на 105.

Прогнозируемо столица американского образования, о котором я пишу больше всего, Бостон 🇺🇸 занял первое место среди американских городов поделив 9 строчку с 🇨🇦 Монреалем. Тут я полностью согласен. Но с тем, что Сиэтл только 89-ый - я категорически не могу согласиться 😜

Подробности смотрите по ссылке https://www.topuniversities.com/city-rankings/2022

Stay tuned! 👨🏻‍🏫 #пашагарвард
«Знаешь? Научи!»

В Год науки и технологий российские школьники объяснят, что такое нейросеть, как собирается настоящий космический спутник, откуда появляются новые вирусы и многое другое. Рассказать простыми словами о сложных научных концепциях и теориях смогут участники конкурса научно-популярного видео «Знаешь? Научи!», организованного АНО «Национальные приоритеты» совместно с образовательной платформой «Учи.ру».

Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
⚡️Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли Российской Федерации, для НОП:

«Чтобы увлечь наших ребят наукой и технологиями, необходимо создавать возможности для развития их потенциала исследователей и экспериментаторов уже в школе. И сегодня более 300 российских предприятий создают современное высокотехнологичное учебное оборудование и средства обучения.

Объём производства по итогам 2020 года составил 59 млрд рублей. Отечественное оборудование поставляется не только в 40 тысяч российских школ - его экспорт уже превысил 38 млн долларов. К примеру, наши наборы для робототехники уже представлены более чем в 20 странах мира. Победители конкурса «Знаешь? Научи!» получат призы – подводные квадрокоптеры, лаборатории по физике, химии и биологии, нейротехнологиям, робототехнические наборы, систему приема космической информации».

Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
НОП.РФ pinned a photo
София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» для НОП:

«Важно, чтобы школьники в увлекательной и близкой для них форме познакомились с успешными учеными и передовыми разработками исследователей. Мы хотим, чтобы как можно больше талантливых ребят увидели свое будущее в науке, ведь именно им предстоит совершать открытия, искать прорывные идеи, продвигать российские технологии на мировой арене. Мы хотим зажечь у них интерес к профессии. Это одна из главных целей Года науки и технологий»

В Год науки и технологий российские школьники объяснят, что такое нейросеть, как собирается космический спутник, откуда появляются новые вирусы и многое другое. Рассказать просто о сложных научных концепциях и теориях смогут участники конкурса «Знаешь? Научи!», организованного АНО «Национальные приоритеты» и образовательной платформой «Учи.ру».


Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
1 сентября: форматы старта

Скоро 1 сентября – начало нового учебного года. Уже сейчас бушуют дискуссии о том, как он будет стратовать. РБК решило разобраться в этом вопросе и спросило у самих вузов. Ведь, как справедливо отмечают в РБК, российские вузы автономны в своей образовательной, административной и финансово-экономической деятельности, поэтому решение о формате обучения они принимают самостоятельно.

На запросы РБК ответили 11 учебных заведений: НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МФТИ, МИСиС, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), Питерский политех (СПбПУ), ИТМО, СФУ, ЮУрГУ и Томский политех (ТПУ).

Стоит отметить, что РБК получил их ответы до публикации официальных рекомендаций Минобрнауки в связи с началом учебного года. Надо отметить, что университеты и так собирались запускать образовательные программы в том режиме, что и рекомендует ведомство.

В большинстве опрошенных РБК учебных заведений новый учебный год начнется в смешанном формате: потоковые лекции, которые необходимо прослушать большинству студентов курса, будут дистанционными, а практические занятия (семинары, лабораторные и т.п.), обычно проводимые для относительно небольшой группы, будут проходить очно.

Это уже опробованная гибридная модель, которая неплохо зарекомендовала себя в период вынужденного дистанта. В принципе формат «теория – в онлайне, практика – в оффлайне» уже активно применяется и в других образовательных направлениях – в частности, подобный механизм используется в программе массовой (пере)подготовки граждан России, что активно идет в рамках нацпроекта «Демография» на базе вузов.

Анонсированный и вводимый уже с 1 сентября профессионалитет также предполагает активное использование смешанного формата. Идентичный дрифт начинает испытывать и сектор ДПО.

В гибридном формате учеба стартует в НИУ ВШЭ, РАНХиГС, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ИТМО, МИСиС, ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ).

Вместе с тем, вузы готовы к любому развитию событий. В частности, и.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев сообщил РБК, что в вузе готовы к любому сценарию в зависимости от эпидемиологической обстановки, но предпочтение отдается смешанному формату. Речи о недопуске студентов или преподавателей без вакцины не идет ни в коем случае, также заявили РБК в ТПУ.

В очной форме занятия начнутся в Питерском политехе, Сибирском федеральном университете и МФТИ. Об офлайн-старте сообщили ректоры МГИМО и МГУ.

В вопросах вакцинации студентов много проблем: некоторые еще не достигли 18 лет, кому-то запрещают родители, кто-то не хочет. Вообще активность молодежи в вакцинации невелика – конечно, и имеющиеся цифры являются достижением, но все же «молодежная пропаганда», очевидно, требует больше креатива, финансов и усилий.

Другое дело – сотрудники. Тут университеты или уже достигли хороших показателей, или упорно стремятся к ним. Наличие (не)вакцинированных и среди педагогов, и среди администрации, и среди студентов – уравнение, где слишком много переменных и неизвестных. Чтобы решить его нужно максимально полно вакцинировать преподавателей и сотрудников. Тогда будет намного проще организовать учебу студентов.

По достоверной информации НОП, действительно, много университетов планируют начать год в гибридном формате. Кое-кто рассматривает вариант чистого дистанта в сентябре (там, где наблюдается рост заболеваемости).

Подробнее.
ТурбоМедТех

Участникам образовательного интенсива «Архипелага 2121», чьи проекты стали лидерами по мнению жюри, вручили награды от НТИ. Самарская область стала победителем в номинациях «НейроНет» и «ХелсНет». Команда региона предложила проект ТурбоМедТех, суть которого – создание сервисной модели быстрого вывода медицинских изделий на рынок.

В состав команды вошли специалисты Самарского государственного медицинского университета, который является флагманом в разработке медицинских инноваций в Самаре.

Наряду с СамГМУ участниками команды, разработавшей проект-победитель, стали представители Самарского университета, Министерства экономического развития Самарской области и ПАО «ОДК-Кузнецов».

Александр Колсанов, ректор СамГМУ для НОП:

«Прототипирование, апробация, регистрация медизделия, производство, вывод на рынок – все эти этапы создания разработок имеют свои особенности. В случае с медтехом – это сложности, связанные с проведением исследований по безопасности применения разработок для жизни, здоровья человека и эффективности их применения.

Проект, который команда региона сгенерировала на «Архипелаге», основан на опыте университета и нашем взаимодействии реальным сектором».
Каспийский Нептун

12 августа во всех пяти прикаспийских государствах отмечается День Каспийского моря. Ежегодно в этот день организуются мероприятия, которые призваны привлечь внимание к проблемам моря и всего Каспийского макрорегиона со стороны не только специалистов, но и широкой общественности. Научные исследования Астраханского госуниверситета сегодня более, чем на 90% ориентированы на решение проблем Каспия и создание действующих международных коллабораций.

Астраханский университет возглавляет Комиссию по науке, исследованиям и технологиям в рамках Ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийских стран и объединяет усилия учёных для решения общих проблем научного развития общества, создания единого информационного научного пространства, поддержки наиболее перспективных направлений научных исследований.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета, для НОП:

«Стратегический статус Каспийского региона как приграничного и мультикультурного определяет одно из приоритетных направлений исследований в разрезе геополитики и комплексной безопасности. Этой темой профессионально занимаются несколько научных школ университета под руководством профессоров, специалистов в области политологии геополитики, культурологии и социетальной безопасности.

Традиционная ориентация Каспийского макрорегиона – сельское хозяйство и аквакультура. В области сельского хозяйства в АГУ проводятся исследования по зонированию и адаптации различных сельскохозяйственных культур, селекции и генетике, земледелию, зоотехнии и ветеринарной медицине. В области аквакультуры, помимо традиционных исследований, связанных с технологиями кормления, выращивания и создания благоприятной среды, проводятся исследования в разрезе ихтиопатологии и апробирования уникальных лекарственных средств для объектов аквакультуры. Отдельное место занимают исследования в области восстановления естественных стад осетровых.

Экономическое развитие Каспийского макрорегиона подразумевает интенсивный рост в транспортно-логистической сфере. АГУ создал и возглавил Консорциум высших учебных заведений Прикаспийского региона в транспортно-логистической сфере и предложил ряд инициатив, способствующих научно-обоснованному развитию транспортно-логистического комплекса.

Вуз имеет собственную разработку – телеуправляемый подводный аппарат с возможностью автономной работы, способный погружаться на глубины до 150 м и выполнять исследования дна.

Астраханский госуниверситет ставит перед собой задачу координирования научно-исследовательской и образовательной политики в Каспийском регионе».
Распределение хайпа

Неуклонно приближается трехдневка голосования на Думских выборах. И чем ближе эта дата, тем больше популистских спекуляций на самые разнообразные сюжеты. Образование здесь является одним из лидеров. Начали представители самых разных политических сил с темы ЕГЭ – прозвучали ритуальные призывы, эксперты в очередной раз подтвердили, что это хайп и популизм. Ближе к 1 сентября начнутся инициативы по организации обучения – хотя по поводу (не)вакцинированных студентов они уже начались.

Сейчас, в августовскую паузу, предложения идут по более глобальным сюжетам – столь же известным – в частности, про возврат распределения.

Известия сообщают: Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил вернуть в Россию советскую систему трудоустройства – распределять выпускников вузов, которые получили высшее образование на бюджетной основе. Такие правила, по его мнению, должны распространяться на выпускников педагогических и медицинских вузов.

«Если человек поступает на бюджет по льготной программе, тогда следует предусмотреть обязательное распределение после окончания вуза. Предоставляются льготы при поступлении, обеспечивается бесплатное обучение, при этом обязательство – устройство по распределению»,
сказал URA.RU Ярослав Нилов.

Здесь мы имеем дело не с продуманной стратегией, а просто с очередным популистским выступлением. Примечательно, что непонятно, на кого оно вообще рассчитано – студенты далеко не все жаждут распределения (скажем аккуратно – мало кто), работодателей еще надо заинтересовать (и тут даже бюджетные организации мало чем отличаются от бизнес-структур). Разве что аллюзии к «золотому веку СССР» у некоторой прослойки электората. В духе «дедов распределяли и внуков давайте».

В предложении Ярослава Нилова примечательно то, что, по сути, все высказанные меры уже работают. Именно так сейчас организовано целевое обучение: с отдельным конкурсом, с гарантией трудоустройства (по согласию выпускника и работодателя), с обязательствами.

Также выделяются квоты на целевое обучение, которые особенно велики (вплоть до 100%) по медицинским направления на уровне ординатуры. Впрочем, для бакалавриата-специалитета-магистратуры такое тоже не редкость – по «оборонным» направлениям, той же медицине, по педагогике.

Формируются эти квоты с учетом запроса регионов (особенно – бюджетной сферы), а также ключевых работодателей, расположенных в них. Здесь и реализуется конкретная модель распределения.

Целевое обучение не так давно было системно перезагружено и сейчас оно как раз и представляет собой умное распределение. Абитуриент, университет и работодатель заключают трехсторонний договор, где прописаны все права и обязанности сторон.

Именно поэтому федеральная система распределения всерьез проигрывает в эффективности. Вообще нужно не принуждать выпускников, а побуждать – для этого могут и должны быть созданы соответствующие условия. В частности, неплохую идею выдвинули «Новые люди». Они предлагают налоговые льготы для работодателей, которые будут брать выпускников на их первую работу. Это бы стало логичным продолжением успешной кампании Минобрнауки по стимулированию трудоустройства выпускников, в том числе в университеты на научно-исследовательские позиции.

Впрочем, во всех действующих и предлагаемых механизмах есть свои изъяны, но их требуется корректировать. Вообще в предвыборную пору любой призыв со словами «отменить» или «вернуть» стоит рассматривать именно как агитацию, которая имеет мало общего с реальным положением вещей.

Отдельно стоит отметить, что значительная часть таких инициатив уже реализуются, что в целом говорит о правильность и госполитики в сфере науки и высшего образования, и о грамотности ее реализации – то есть о высоком качестве работы министра Валерия Фалькова и его команды.

Подробнее: в Известиях и на URA.RU.