Где леса мои, леса
Россия – страна бескрайных полей и лесов. О последних мы вспоминаем, когда едем куда-то далеко, идем по грибы да ягоды, дышим дымом от пожаров. Вместе с тем постепенно крепнет в сознании управленцев всех эшелонов, что лес – это «деревянное золото». Принимаются решения о том, что вырубать и обрабатывать должны в России и только российские операторы.
Перестать «гнать кругляк» - это одна из ключевых задач, поставленных президентом. Это не так просто, хотя бы потому, что на данный момент вряд ли кто-то в стране может с полной уверенностью сказать, сколько леса в стране и где он конкретно расположен.
Сложность проблемы усугубляет необъятность нашей Родины – потому все более активно применяется аэрофотосъемка, изображения, полученные со спутников. А для обработки привлекается искусственный интеллект. В общем, лес тогда станет полноценным капиталом России, когда станет умным.
Одно из наиболее перспективных решений – сервис непрерывного спутникового мониторинга лесного фонда, разработанный компанией ИнноГеоТех совместно со специалистами Института искусственного интеллекта Университета Иннополис. ИИ и нейросети уже приступили к поиску лесоизменений на территории 28 лесничеств Пермского края общей площадью 12,4 млн га.
В архитектуру сервиса заложен принцип автоматизации всего процесса дистанционного мониторинга. Система без участия человека обрабатывает и анализирует спутниковые снимки, после чего фиксирует в картографическом обозревателе объекты лесоизменений и классифицирует по пяти категориями: вырубки, гари, ветровалы, карьеры, а также погибшие или повреждённые насаждения (лесопатологии).
Далее подсистема мониторинга «Умного леса» сопоставляет полученную информацию с оцифрованными лесоустроительными планшетами и данными из реестровых источников Пермского края. Благодаря этому удаётся установить юридический статус лесоизменений – это особенно актуально в случае с вырубками.
Рамиль Кулеев, руководитель Института искусственного интеллекта Университета Иннополис, специально для НОП:
«Сервис мониторинга лесоизменений – один из примеров того, как на основе результатов исследований в области машинного обучения удалось создать масштабируемый продукт. Нашей задачей было обеспечить сервис системой, которая сможет самостоятельно дообучаться на основе собственного датасета, в который сейчас уже входят 140 тысяч эталонных объектов. Мы постоянно улучшаем алгоритмы, добавляя в обучающую выборку наиболее сложные примеры лесоизменений, а также новые объекты. Так мы решили проблему наличия дымки от облаков на изображениях – алгоритмы автоматически отличают дымку на небе от лесоизменений, раньше для этого проводилась дополнительная обработка».
Михаил Никитин, начальник управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, экологии и лесного хозяйства Пермского края:
«Система “Умный лес” – это важный шаг на пути цифровой трансформации лесного комплекса Пермского края. В рамках системы нам удалось перевести в “цифру” большую часть бизнес-процессов отрасли лесного хозяйства – заготовку, перевозку и учёт древесины. Одна из последних функциональных возможностей системы, которую мы реализовали при помощи специалистов из Университета Иннополис – космический мониторинг территории лесничеств края. Сервис мониторинга был интегрирован в качестве подсистемы и органично влился в функционал всего “Умного леса”. Сегодня возможностями мониторинга могут воспользоваться все пользователи системы – органы исполнительной власти, лесничества и лесозаготовители».
Разработка ИнноГеоТеха и Университета Иннополис – это первый шаг к цифровизации всего лесного комплекса страны. Ведь для рачительного использования нужно понять – а что у нас вообще есть в наличии. Тогда и виновные в пожарах будут найдены, и черные вырубки прекратятся, и глубина переработки резко возрастет.
Подробнее: https://media.innopolis.university/news/iu-perm-igt/
Россия – страна бескрайных полей и лесов. О последних мы вспоминаем, когда едем куда-то далеко, идем по грибы да ягоды, дышим дымом от пожаров. Вместе с тем постепенно крепнет в сознании управленцев всех эшелонов, что лес – это «деревянное золото». Принимаются решения о том, что вырубать и обрабатывать должны в России и только российские операторы.
Перестать «гнать кругляк» - это одна из ключевых задач, поставленных президентом. Это не так просто, хотя бы потому, что на данный момент вряд ли кто-то в стране может с полной уверенностью сказать, сколько леса в стране и где он конкретно расположен.
Сложность проблемы усугубляет необъятность нашей Родины – потому все более активно применяется аэрофотосъемка, изображения, полученные со спутников. А для обработки привлекается искусственный интеллект. В общем, лес тогда станет полноценным капиталом России, когда станет умным.
Одно из наиболее перспективных решений – сервис непрерывного спутникового мониторинга лесного фонда, разработанный компанией ИнноГеоТех совместно со специалистами Института искусственного интеллекта Университета Иннополис. ИИ и нейросети уже приступили к поиску лесоизменений на территории 28 лесничеств Пермского края общей площадью 12,4 млн га.
В архитектуру сервиса заложен принцип автоматизации всего процесса дистанционного мониторинга. Система без участия человека обрабатывает и анализирует спутниковые снимки, после чего фиксирует в картографическом обозревателе объекты лесоизменений и классифицирует по пяти категориями: вырубки, гари, ветровалы, карьеры, а также погибшие или повреждённые насаждения (лесопатологии).
Далее подсистема мониторинга «Умного леса» сопоставляет полученную информацию с оцифрованными лесоустроительными планшетами и данными из реестровых источников Пермского края. Благодаря этому удаётся установить юридический статус лесоизменений – это особенно актуально в случае с вырубками.
Рамиль Кулеев, руководитель Института искусственного интеллекта Университета Иннополис, специально для НОП:
«Сервис мониторинга лесоизменений – один из примеров того, как на основе результатов исследований в области машинного обучения удалось создать масштабируемый продукт. Нашей задачей было обеспечить сервис системой, которая сможет самостоятельно дообучаться на основе собственного датасета, в который сейчас уже входят 140 тысяч эталонных объектов. Мы постоянно улучшаем алгоритмы, добавляя в обучающую выборку наиболее сложные примеры лесоизменений, а также новые объекты. Так мы решили проблему наличия дымки от облаков на изображениях – алгоритмы автоматически отличают дымку на небе от лесоизменений, раньше для этого проводилась дополнительная обработка».
Михаил Никитин, начальник управления охраны, защиты и надзора в лесах Министерства природных ресурсов, экологии и лесного хозяйства Пермского края:
«Система “Умный лес” – это важный шаг на пути цифровой трансформации лесного комплекса Пермского края. В рамках системы нам удалось перевести в “цифру” большую часть бизнес-процессов отрасли лесного хозяйства – заготовку, перевозку и учёт древесины. Одна из последних функциональных возможностей системы, которую мы реализовали при помощи специалистов из Университета Иннополис – космический мониторинг территории лесничеств края. Сервис мониторинга был интегрирован в качестве подсистемы и органично влился в функционал всего “Умного леса”. Сегодня возможностями мониторинга могут воспользоваться все пользователи системы – органы исполнительной власти, лесничества и лесозаготовители».
Разработка ИнноГеоТеха и Университета Иннополис – это первый шаг к цифровизации всего лесного комплекса страны. Ведь для рачительного использования нужно понять – а что у нас вообще есть в наличии. Тогда и виновные в пожарах будут найдены, и черные вырубки прекратятся, и глубина переработки резко возрастет.
Подробнее: https://media.innopolis.university/news/iu-perm-igt/
media.innopolis.university
Искусственный интеллект Университета Иннополис начал мониторить лес в Пермском крае
Сервис непрерывного спутникового мониторинга лесного фонда, разработанный компанией ИнноГеоТех совместно со специалистами Института искусственного интеллекта...
Приоритет Мининского
Мининский университет – один из немногих педвузов, подавших заявку на «Приоритет 2030». В таких крупных инициативах он проявил себя впервые, а это уже говорит об амбициозном настрое нового руководства и готовности брать ответственность за качество образования в регионе.
НОП знает что инициатива поддержана губернатором Глебом Никитиным.
Заявка на участие в программе — доказательство того, что и.о. ректора Виктор Сдобняков не просто сплотил команду, но и имеет потенциал и амбиции тягаться с лидирующими вузами страны (и уже не только в разрезе педвузов).
Виктор Сдобняков, и.о. ректора Мининского университета для НОП:
«Для образования в стране важно решение проблемы двойного отрицательного отбора в педвузах, когда не самые сильные абитуриенты, особенно по естественно-научным специальностям, поступают в педагогические университеты и не всегда самые сильные выпускники педвуза идут работать в школы.
Исправить ситуацию помогут лидерские центры по приоритетным научно-образовательным направлениям. Они объединят ведущих исследователей, педагогов, специалистов-практиков для подготовки будущих учителей и проведения совместных исследований.
Педагогический университет при этом становится организатором и связующим звеном между научным и бизнес-сообществом. А в качестве лабораторий могут быть использованы, в том числе технопарк и педагогический кванториум, которые Мининский построит в этом году».
Мининский университет – один из немногих педвузов, подавших заявку на «Приоритет 2030». В таких крупных инициативах он проявил себя впервые, а это уже говорит об амбициозном настрое нового руководства и готовности брать ответственность за качество образования в регионе.
НОП знает что инициатива поддержана губернатором Глебом Никитиным.
Заявка на участие в программе — доказательство того, что и.о. ректора Виктор Сдобняков не просто сплотил команду, но и имеет потенциал и амбиции тягаться с лидирующими вузами страны (и уже не только в разрезе педвузов).
Виктор Сдобняков, и.о. ректора Мининского университета для НОП:
«Для образования в стране важно решение проблемы двойного отрицательного отбора в педвузах, когда не самые сильные абитуриенты, особенно по естественно-научным специальностям, поступают в педагогические университеты и не всегда самые сильные выпускники педвуза идут работать в школы.
Исправить ситуацию помогут лидерские центры по приоритетным научно-образовательным направлениям. Они объединят ведущих исследователей, педагогов, специалистов-практиков для подготовки будущих учителей и проведения совместных исследований.
Педагогический университет при этом становится организатором и связующим звеном между научным и бизнес-сообществом. А в качестве лабораторий могут быть использованы, в том числе технопарк и педагогический кванториум, которые Мининский построит в этом году».
Автор канала Щедровицкий ПРО Образование @probrazovanie Павел Щедровицкий для НОП:
🔥 QS выпустил рэнкинг мировых городов для студентов на 2022 год.
Лучший в мировом рейтинге ожидаемо 🇬🇧 Лондон, второй 🇩🇪 Мюнхен, а 🇰🇷Сеул и 🇯🇵 Токио делят третью строчку.
При этом Москва 🇷🇺 делит с Пекином 🇨🇳 25 место, Санкт-Петербург 🇷🇺 на 72, Алма-Ата 🇰🇿 на 105.
Прогнозируемо столица американского образования, о котором я пишу больше всего, Бостон 🇺🇸 занял первое место среди американских городов поделив 9 строчку с 🇨🇦 Монреалем. Тут я полностью согласен. Но с тем, что Сиэтл только 89-ый - я категорически не могу согласиться 😜
Подробности смотрите по ссылке https://www.topuniversities.com/city-rankings/2022
Stay tuned! 👨🏻🏫 #пашагарвард
🔥 QS выпустил рэнкинг мировых городов для студентов на 2022 год.
Лучший в мировом рейтинге ожидаемо 🇬🇧 Лондон, второй 🇩🇪 Мюнхен, а 🇰🇷Сеул и 🇯🇵 Токио делят третью строчку.
При этом Москва 🇷🇺 делит с Пекином 🇨🇳 25 место, Санкт-Петербург 🇷🇺 на 72, Алма-Ата 🇰🇿 на 105.
Прогнозируемо столица американского образования, о котором я пишу больше всего, Бостон 🇺🇸 занял первое место среди американских городов поделив 9 строчку с 🇨🇦 Монреалем. Тут я полностью согласен. Но с тем, что Сиэтл только 89-ый - я категорически не могу согласиться 😜
Подробности смотрите по ссылке https://www.topuniversities.com/city-rankings/2022
Stay tuned! 👨🏻🏫 #пашагарвард
Top Universities
QS Best Student Cities 2022
Discover the best cities around the world for students with the QS Best Student Cities 2022 ranking.
«Знаешь? Научи!»
В Год науки и технологий российские школьники объяснят, что такое нейросеть, как собирается настоящий космический спутник, откуда появляются новые вирусы и многое другое. Рассказать простыми словами о сложных научных концепциях и теориях смогут участники конкурса научно-популярного видео «Знаешь? Научи!», организованного АНО «Национальные приоритеты» совместно с образовательной платформой «Учи.ру».
Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
В Год науки и технологий российские школьники объяснят, что такое нейросеть, как собирается настоящий космический спутник, откуда появляются новые вирусы и многое другое. Рассказать простыми словами о сложных научных концепциях и теориях смогут участники конкурса научно-популярного видео «Знаешь? Научи!», организованного АНО «Национальные приоритеты» совместно с образовательной платформой «Учи.ру».
Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
⚡️Денис Мантуров, Министр промышленности и торговли Российской Федерации, для НОП:
«Чтобы увлечь наших ребят наукой и технологиями, необходимо создавать возможности для развития их потенциала исследователей и экспериментаторов уже в школе. И сегодня более 300 российских предприятий создают современное высокотехнологичное учебное оборудование и средства обучения.
Объём производства по итогам 2020 года составил 59 млрд рублей. Отечественное оборудование поставляется не только в 40 тысяч российских школ - его экспорт уже превысил 38 млн долларов. К примеру, наши наборы для робототехники уже представлены более чем в 20 странах мира. Победители конкурса «Знаешь? Научи!» получат призы – подводные квадрокоптеры, лаборатории по физике, химии и биологии, нейротехнологиям, робототехнические наборы, систему приема космической информации».
Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
«Чтобы увлечь наших ребят наукой и технологиями, необходимо создавать возможности для развития их потенциала исследователей и экспериментаторов уже в школе. И сегодня более 300 российских предприятий создают современное высокотехнологичное учебное оборудование и средства обучения.
Объём производства по итогам 2020 года составил 59 млрд рублей. Отечественное оборудование поставляется не только в 40 тысяч российских школ - его экспорт уже превысил 38 млн долларов. К примеру, наши наборы для робототехники уже представлены более чем в 20 странах мира. Победители конкурса «Знаешь? Научи!» получат призы – подводные квадрокоптеры, лаборатории по физике, химии и биологии, нейротехнологиям, робототехнические наборы, систему приема космической информации».
Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
София Малявина, генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» для НОП:
«Важно, чтобы школьники в увлекательной и близкой для них форме познакомились с успешными учеными и передовыми разработками исследователей. Мы хотим, чтобы как можно больше талантливых ребят увидели свое будущее в науке, ведь именно им предстоит совершать открытия, искать прорывные идеи, продвигать российские технологии на мировой арене. Мы хотим зажечь у них интерес к профессии. Это одна из главных целей Года науки и технологий»
В Год науки и технологий российские школьники объяснят, что такое нейросеть, как собирается космический спутник, откуда появляются новые вирусы и многое другое. Рассказать просто о сложных научных концепциях и теориях смогут участники конкурса «Знаешь? Научи!», организованного АНО «Национальные приоритеты» и образовательной платформой «Учи.ру».
Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
«Важно, чтобы школьники в увлекательной и близкой для них форме познакомились с успешными учеными и передовыми разработками исследователей. Мы хотим, чтобы как можно больше талантливых ребят увидели свое будущее в науке, ведь именно им предстоит совершать открытия, искать прорывные идеи, продвигать российские технологии на мировой арене. Мы хотим зажечь у них интерес к профессии. Это одна из главных целей Года науки и технологий»
В Год науки и технологий российские школьники объяснят, что такое нейросеть, как собирается космический спутник, откуда появляются новые вирусы и многое другое. Рассказать просто о сложных научных концепциях и теориях смогут участники конкурса «Знаешь? Научи!», организованного АНО «Национальные приоритеты» и образовательной платформой «Учи.ру».
Принять участие и начать публиковать видеоролики можно с 12 августа, авторизовавшись или зарегистрировавшись на сайте конкурса «Знаешь? Научи!» nauka.uchi.ru.
1 сентября: форматы старта
Скоро 1 сентября – начало нового учебного года. Уже сейчас бушуют дискуссии о том, как он будет стратовать. РБК решило разобраться в этом вопросе и спросило у самих вузов. Ведь, как справедливо отмечают в РБК, российские вузы автономны в своей образовательной, административной и финансово-экономической деятельности, поэтому решение о формате обучения они принимают самостоятельно.
На запросы РБК ответили 11 учебных заведений: НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МФТИ, МИСиС, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), Питерский политех (СПбПУ), ИТМО, СФУ, ЮУрГУ и Томский политех (ТПУ).
Стоит отметить, что РБК получил их ответы до публикации официальных рекомендаций Минобрнауки в связи с началом учебного года. Надо отметить, что университеты и так собирались запускать образовательные программы в том режиме, что и рекомендует ведомство.
В большинстве опрошенных РБК учебных заведений новый учебный год начнется в смешанном формате: потоковые лекции, которые необходимо прослушать большинству студентов курса, будут дистанционными, а практические занятия (семинары, лабораторные и т.п.), обычно проводимые для относительно небольшой группы, будут проходить очно.
Это уже опробованная гибридная модель, которая неплохо зарекомендовала себя в период вынужденного дистанта. В принципе формат «теория – в онлайне, практика – в оффлайне» уже активно применяется и в других образовательных направлениях – в частности, подобный механизм используется в программе массовой (пере)подготовки граждан России, что активно идет в рамках нацпроекта «Демография» на базе вузов.
Анонсированный и вводимый уже с 1 сентября профессионалитет также предполагает активное использование смешанного формата. Идентичный дрифт начинает испытывать и сектор ДПО.
В гибридном формате учеба стартует в НИУ ВШЭ, РАНХиГС, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ИТМО, МИСиС, ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ).
Вместе с тем, вузы готовы к любому развитию событий. В частности, и.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев сообщил РБК, что в вузе готовы к любому сценарию в зависимости от эпидемиологической обстановки, но предпочтение отдается смешанному формату. Речи о недопуске студентов или преподавателей без вакцины не идет ни в коем случае, также заявили РБК в ТПУ.
В очной форме занятия начнутся в Питерском политехе, Сибирском федеральном университете и МФТИ. Об офлайн-старте сообщили ректоры МГИМО и МГУ.
В вопросах вакцинации студентов много проблем: некоторые еще не достигли 18 лет, кому-то запрещают родители, кто-то не хочет. Вообще активность молодежи в вакцинации невелика – конечно, и имеющиеся цифры являются достижением, но все же «молодежная пропаганда», очевидно, требует больше креатива, финансов и усилий.
Другое дело – сотрудники. Тут университеты или уже достигли хороших показателей, или упорно стремятся к ним. Наличие (не)вакцинированных и среди педагогов, и среди администрации, и среди студентов – уравнение, где слишком много переменных и неизвестных. Чтобы решить его нужно максимально полно вакцинировать преподавателей и сотрудников. Тогда будет намного проще организовать учебу студентов.
По достоверной информации НОП, действительно, много университетов планируют начать год в гибридном формате. Кое-кто рассматривает вариант чистого дистанта в сентябре (там, где наблюдается рост заболеваемости).
Подробнее.
Скоро 1 сентября – начало нового учебного года. Уже сейчас бушуют дискуссии о том, как он будет стратовать. РБК решило разобраться в этом вопросе и спросило у самих вузов. Ведь, как справедливо отмечают в РБК, российские вузы автономны в своей образовательной, административной и финансово-экономической деятельности, поэтому решение о формате обучения они принимают самостоятельно.
На запросы РБК ответили 11 учебных заведений: НИУ ВШЭ, РАНХиГС, МФТИ, МИСиС, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет (ЛЭТИ), Питерский политех (СПбПУ), ИТМО, СФУ, ЮУрГУ и Томский политех (ТПУ).
Стоит отметить, что РБК получил их ответы до публикации официальных рекомендаций Минобрнауки в связи с началом учебного года. Надо отметить, что университеты и так собирались запускать образовательные программы в том режиме, что и рекомендует ведомство.
В большинстве опрошенных РБК учебных заведений новый учебный год начнется в смешанном формате: потоковые лекции, которые необходимо прослушать большинству студентов курса, будут дистанционными, а практические занятия (семинары, лабораторные и т.п.), обычно проводимые для относительно небольшой группы, будут проходить очно.
Это уже опробованная гибридная модель, которая неплохо зарекомендовала себя в период вынужденного дистанта. В принципе формат «теория – в онлайне, практика – в оффлайне» уже активно применяется и в других образовательных направлениях – в частности, подобный механизм используется в программе массовой (пере)подготовки граждан России, что активно идет в рамках нацпроекта «Демография» на базе вузов.
Анонсированный и вводимый уже с 1 сентября профессионалитет также предполагает активное использование смешанного формата. Идентичный дрифт начинает испытывать и сектор ДПО.
В гибридном формате учеба стартует в НИУ ВШЭ, РАНХиГС, СПбГЭТУ «ЛЭТИ», ИТМО, МИСиС, ННГУ им. Н.И. Лобачевского и Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ).
Вместе с тем, вузы готовы к любому развитию событий. В частности, и.о. ректора ТПУ Дмитрий Седнев сообщил РБК, что в вузе готовы к любому сценарию в зависимости от эпидемиологической обстановки, но предпочтение отдается смешанному формату. Речи о недопуске студентов или преподавателей без вакцины не идет ни в коем случае, также заявили РБК в ТПУ.
В очной форме занятия начнутся в Питерском политехе, Сибирском федеральном университете и МФТИ. Об офлайн-старте сообщили ректоры МГИМО и МГУ.
В вопросах вакцинации студентов много проблем: некоторые еще не достигли 18 лет, кому-то запрещают родители, кто-то не хочет. Вообще активность молодежи в вакцинации невелика – конечно, и имеющиеся цифры являются достижением, но все же «молодежная пропаганда», очевидно, требует больше креатива, финансов и усилий.
Другое дело – сотрудники. Тут университеты или уже достигли хороших показателей, или упорно стремятся к ним. Наличие (не)вакцинированных и среди педагогов, и среди администрации, и среди студентов – уравнение, где слишком много переменных и неизвестных. Чтобы решить его нужно максимально полно вакцинировать преподавателей и сотрудников. Тогда будет намного проще организовать учебу студентов.
По достоверной информации НОП, действительно, много университетов планируют начать год в гибридном формате. Кое-кто рассматривает вариант чистого дистанта в сентябре (там, где наблюдается рост заболеваемости).
Подробнее.
РБК
Вузы, COVID и 1 сентября: как попасть на лекции, в общежития и на кафедры
Российская высшая школа готовится к началу учебного года. РБК опросил представителей крупнейших вузов, чтобы узнать, в какой форме там возобновят обучение, какие требования предъявляют к
ТурбоМедТех
Участникам образовательного интенсива «Архипелага 2121», чьи проекты стали лидерами по мнению жюри, вручили награды от НТИ. Самарская область стала победителем в номинациях «НейроНет» и «ХелсНет». Команда региона предложила проект ТурбоМедТех, суть которого – создание сервисной модели быстрого вывода медицинских изделий на рынок.
В состав команды вошли специалисты Самарского государственного медицинского университета, который является флагманом в разработке медицинских инноваций в Самаре.
Наряду с СамГМУ участниками команды, разработавшей проект-победитель, стали представители Самарского университета, Министерства экономического развития Самарской области и ПАО «ОДК-Кузнецов».
Александр Колсанов, ректор СамГМУ для НОП:
«Прототипирование, апробация, регистрация медизделия, производство, вывод на рынок – все эти этапы создания разработок имеют свои особенности. В случае с медтехом – это сложности, связанные с проведением исследований по безопасности применения разработок для жизни, здоровья человека и эффективности их применения.
Проект, который команда региона сгенерировала на «Архипелаге», основан на опыте университета и нашем взаимодействии реальным сектором».
Участникам образовательного интенсива «Архипелага 2121», чьи проекты стали лидерами по мнению жюри, вручили награды от НТИ. Самарская область стала победителем в номинациях «НейроНет» и «ХелсНет». Команда региона предложила проект ТурбоМедТех, суть которого – создание сервисной модели быстрого вывода медицинских изделий на рынок.
В состав команды вошли специалисты Самарского государственного медицинского университета, который является флагманом в разработке медицинских инноваций в Самаре.
Наряду с СамГМУ участниками команды, разработавшей проект-победитель, стали представители Самарского университета, Министерства экономического развития Самарской области и ПАО «ОДК-Кузнецов».
Александр Колсанов, ректор СамГМУ для НОП:
«Прототипирование, апробация, регистрация медизделия, производство, вывод на рынок – все эти этапы создания разработок имеют свои особенности. В случае с медтехом – это сложности, связанные с проведением исследований по безопасности применения разработок для жизни, здоровья человека и эффективности их применения.
Проект, который команда региона сгенерировала на «Архипелаге», основан на опыте университета и нашем взаимодействии реальным сектором».
Каспийский Нептун
12 августа во всех пяти прикаспийских государствах отмечается День Каспийского моря. Ежегодно в этот день организуются мероприятия, которые призваны привлечь внимание к проблемам моря и всего Каспийского макрорегиона со стороны не только специалистов, но и широкой общественности. Научные исследования Астраханского госуниверситета сегодня более, чем на 90% ориентированы на решение проблем Каспия и создание действующих международных коллабораций.
Астраханский университет возглавляет Комиссию по науке, исследованиям и технологиям в рамках Ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийских стран и объединяет усилия учёных для решения общих проблем научного развития общества, создания единого информационного научного пространства, поддержки наиболее перспективных направлений научных исследований.
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета, для НОП:
«Стратегический статус Каспийского региона как приграничного и мультикультурного определяет одно из приоритетных направлений исследований в разрезе геополитики и комплексной безопасности. Этой темой профессионально занимаются несколько научных школ университета под руководством профессоров, специалистов в области политологии геополитики, культурологии и социетальной безопасности.
Традиционная ориентация Каспийского макрорегиона – сельское хозяйство и аквакультура. В области сельского хозяйства в АГУ проводятся исследования по зонированию и адаптации различных сельскохозяйственных культур, селекции и генетике, земледелию, зоотехнии и ветеринарной медицине. В области аквакультуры, помимо традиционных исследований, связанных с технологиями кормления, выращивания и создания благоприятной среды, проводятся исследования в разрезе ихтиопатологии и апробирования уникальных лекарственных средств для объектов аквакультуры. Отдельное место занимают исследования в области восстановления естественных стад осетровых.
Экономическое развитие Каспийского макрорегиона подразумевает интенсивный рост в транспортно-логистической сфере. АГУ создал и возглавил Консорциум высших учебных заведений Прикаспийского региона в транспортно-логистической сфере и предложил ряд инициатив, способствующих научно-обоснованному развитию транспортно-логистического комплекса.
Вуз имеет собственную разработку – телеуправляемый подводный аппарат с возможностью автономной работы, способный погружаться на глубины до 150 м и выполнять исследования дна.
Астраханский госуниверситет ставит перед собой задачу координирования научно-исследовательской и образовательной политики в Каспийском регионе».
12 августа во всех пяти прикаспийских государствах отмечается День Каспийского моря. Ежегодно в этот день организуются мероприятия, которые призваны привлечь внимание к проблемам моря и всего Каспийского макрорегиона со стороны не только специалистов, но и широкой общественности. Научные исследования Астраханского госуниверситета сегодня более, чем на 90% ориентированы на решение проблем Каспия и создание действующих международных коллабораций.
Астраханский университет возглавляет Комиссию по науке, исследованиям и технологиям в рамках Ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийских стран и объединяет усилия учёных для решения общих проблем научного развития общества, создания единого информационного научного пространства, поддержки наиболее перспективных направлений научных исследований.
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета, для НОП:
«Стратегический статус Каспийского региона как приграничного и мультикультурного определяет одно из приоритетных направлений исследований в разрезе геополитики и комплексной безопасности. Этой темой профессионально занимаются несколько научных школ университета под руководством профессоров, специалистов в области политологии геополитики, культурологии и социетальной безопасности.
Традиционная ориентация Каспийского макрорегиона – сельское хозяйство и аквакультура. В области сельского хозяйства в АГУ проводятся исследования по зонированию и адаптации различных сельскохозяйственных культур, селекции и генетике, земледелию, зоотехнии и ветеринарной медицине. В области аквакультуры, помимо традиционных исследований, связанных с технологиями кормления, выращивания и создания благоприятной среды, проводятся исследования в разрезе ихтиопатологии и апробирования уникальных лекарственных средств для объектов аквакультуры. Отдельное место занимают исследования в области восстановления естественных стад осетровых.
Экономическое развитие Каспийского макрорегиона подразумевает интенсивный рост в транспортно-логистической сфере. АГУ создал и возглавил Консорциум высших учебных заведений Прикаспийского региона в транспортно-логистической сфере и предложил ряд инициатив, способствующих научно-обоснованному развитию транспортно-логистического комплекса.
Вуз имеет собственную разработку – телеуправляемый подводный аппарат с возможностью автономной работы, способный погружаться на глубины до 150 м и выполнять исследования дна.
Астраханский госуниверситет ставит перед собой задачу координирования научно-исследовательской и образовательной политики в Каспийском регионе».
Распределение хайпа
Неуклонно приближается трехдневка голосования на Думских выборах. И чем ближе эта дата, тем больше популистских спекуляций на самые разнообразные сюжеты. Образование здесь является одним из лидеров. Начали представители самых разных политических сил с темы ЕГЭ – прозвучали ритуальные призывы, эксперты в очередной раз подтвердили, что это хайп и популизм. Ближе к 1 сентября начнутся инициативы по организации обучения – хотя по поводу (не)вакцинированных студентов они уже начались.
Сейчас, в августовскую паузу, предложения идут по более глобальным сюжетам – столь же известным – в частности, про возврат распределения.
Известия сообщают: Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил вернуть в Россию советскую систему трудоустройства – распределять выпускников вузов, которые получили высшее образование на бюджетной основе. Такие правила, по его мнению, должны распространяться на выпускников педагогических и медицинских вузов.
«Если человек поступает на бюджет по льготной программе, тогда следует предусмотреть обязательное распределение после окончания вуза. Предоставляются льготы при поступлении, обеспечивается бесплатное обучение, при этом обязательство – устройство по распределению», – сказал URA.RU Ярослав Нилов.
Здесь мы имеем дело не с продуманной стратегией, а просто с очередным популистским выступлением. Примечательно, что непонятно, на кого оно вообще рассчитано – студенты далеко не все жаждут распределения (скажем аккуратно – мало кто), работодателей еще надо заинтересовать (и тут даже бюджетные организации мало чем отличаются от бизнес-структур). Разве что аллюзии к «золотому веку СССР» у некоторой прослойки электората. В духе «дедов распределяли и внуков давайте».
В предложении Ярослава Нилова примечательно то, что, по сути, все высказанные меры уже работают. Именно так сейчас организовано целевое обучение: с отдельным конкурсом, с гарантией трудоустройства (по согласию выпускника и работодателя), с обязательствами.
Также выделяются квоты на целевое обучение, которые особенно велики (вплоть до 100%) по медицинским направления на уровне ординатуры. Впрочем, для бакалавриата-специалитета-магистратуры такое тоже не редкость – по «оборонным» направлениям, той же медицине, по педагогике.
Формируются эти квоты с учетом запроса регионов (особенно – бюджетной сферы), а также ключевых работодателей, расположенных в них. Здесь и реализуется конкретная модель распределения.
Целевое обучение не так давно было системно перезагружено и сейчас оно как раз и представляет собой умное распределение. Абитуриент, университет и работодатель заключают трехсторонний договор, где прописаны все права и обязанности сторон.
Именно поэтому федеральная система распределения всерьез проигрывает в эффективности. Вообще нужно не принуждать выпускников, а побуждать – для этого могут и должны быть созданы соответствующие условия. В частности, неплохую идею выдвинули «Новые люди». Они предлагают налоговые льготы для работодателей, которые будут брать выпускников на их первую работу. Это бы стало логичным продолжением успешной кампании Минобрнауки по стимулированию трудоустройства выпускников, в том числе в университеты на научно-исследовательские позиции.
Впрочем, во всех действующих и предлагаемых механизмах есть свои изъяны, но их требуется корректировать. Вообще в предвыборную пору любой призыв со словами «отменить» или «вернуть» стоит рассматривать именно как агитацию, которая имеет мало общего с реальным положением вещей.
Отдельно стоит отметить, что значительная часть таких инициатив уже реализуются, что в целом говорит о правильность и госполитики в сфере науки и высшего образования, и о грамотности ее реализации – то есть о высоком качестве работы министра Валерия Фалькова и его команды.
Подробнее: в Известиях и на URA.RU.
Неуклонно приближается трехдневка голосования на Думских выборах. И чем ближе эта дата, тем больше популистских спекуляций на самые разнообразные сюжеты. Образование здесь является одним из лидеров. Начали представители самых разных политических сил с темы ЕГЭ – прозвучали ритуальные призывы, эксперты в очередной раз подтвердили, что это хайп и популизм. Ближе к 1 сентября начнутся инициативы по организации обучения – хотя по поводу (не)вакцинированных студентов они уже начались.
Сейчас, в августовскую паузу, предложения идут по более глобальным сюжетам – столь же известным – в частности, про возврат распределения.
Известия сообщают: Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил вернуть в Россию советскую систему трудоустройства – распределять выпускников вузов, которые получили высшее образование на бюджетной основе. Такие правила, по его мнению, должны распространяться на выпускников педагогических и медицинских вузов.
«Если человек поступает на бюджет по льготной программе, тогда следует предусмотреть обязательное распределение после окончания вуза. Предоставляются льготы при поступлении, обеспечивается бесплатное обучение, при этом обязательство – устройство по распределению», – сказал URA.RU Ярослав Нилов.
Здесь мы имеем дело не с продуманной стратегией, а просто с очередным популистским выступлением. Примечательно, что непонятно, на кого оно вообще рассчитано – студенты далеко не все жаждут распределения (скажем аккуратно – мало кто), работодателей еще надо заинтересовать (и тут даже бюджетные организации мало чем отличаются от бизнес-структур). Разве что аллюзии к «золотому веку СССР» у некоторой прослойки электората. В духе «дедов распределяли и внуков давайте».
В предложении Ярослава Нилова примечательно то, что, по сути, все высказанные меры уже работают. Именно так сейчас организовано целевое обучение: с отдельным конкурсом, с гарантией трудоустройства (по согласию выпускника и работодателя), с обязательствами.
Также выделяются квоты на целевое обучение, которые особенно велики (вплоть до 100%) по медицинским направления на уровне ординатуры. Впрочем, для бакалавриата-специалитета-магистратуры такое тоже не редкость – по «оборонным» направлениям, той же медицине, по педагогике.
Формируются эти квоты с учетом запроса регионов (особенно – бюджетной сферы), а также ключевых работодателей, расположенных в них. Здесь и реализуется конкретная модель распределения.
Целевое обучение не так давно было системно перезагружено и сейчас оно как раз и представляет собой умное распределение. Абитуриент, университет и работодатель заключают трехсторонний договор, где прописаны все права и обязанности сторон.
Именно поэтому федеральная система распределения всерьез проигрывает в эффективности. Вообще нужно не принуждать выпускников, а побуждать – для этого могут и должны быть созданы соответствующие условия. В частности, неплохую идею выдвинули «Новые люди». Они предлагают налоговые льготы для работодателей, которые будут брать выпускников на их первую работу. Это бы стало логичным продолжением успешной кампании Минобрнауки по стимулированию трудоустройства выпускников, в том числе в университеты на научно-исследовательские позиции.
Впрочем, во всех действующих и предлагаемых механизмах есть свои изъяны, но их требуется корректировать. Вообще в предвыборную пору любой призыв со словами «отменить» или «вернуть» стоит рассматривать именно как агитацию, которая имеет мало общего с реальным положением вещей.
Отдельно стоит отметить, что значительная часть таких инициатив уже реализуются, что в целом говорит о правильность и госполитики в сфере науки и высшего образования, и о грамотности ее реализации – то есть о высоком качестве работы министра Валерия Фалькова и его команды.
Подробнее: в Известиях и на URA.RU.
Известия
В Госдуме предложили вернуть трудоустройство выпускников по распределению
Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов предложил вернуть в Россию советскую систему трудоустройства — распределять выпускников вузов, которые получили высшее образование на бюджетной основе. Такие правила…
Алла Калинина, ректор Волгоградского государственного университета, поделилась с НОП мнением о своем личном участии и об участии команды вуза в треке «Вузы как институты развития городов и регионов» Архипелага 2121:
Участие в Архипелаге меняет мышление. Это действительно интенсив для команды вуза. Такие встречи интересны тем, что мы можем рассказать о своих проектах и услышать об опыте коллег.
Заявка в «Приоритет» подана, благодаря Архипелагу мы утвердились в выборе своей стратегии. ВолГУ - классический университет. Междисциплинарные проекты – наше преимущество. Инструменты взаимодействия научных школ вызвали интерес у коллег ректоров. Мне довелось рассказать как мы внедряем IT практически во все сферы научных коллабораций.
Возвращаюсь с оптимизмом, желанием привнести новое и лучшее в волгоградский регион, а также, как сказал Михаил Алашкевич, с амбициями.
С интересом приняла участие в треке «Вузы как институты развития городов и регионов».
Волгоградская область – это полиэтнический регион, и у нас в Волгоградском государственном университете есть площадки кросскультурного взаимодействия.
Например, в рамках третьей миссии Центр общественной дипломатии ВолГУ совместно с Управлением международного сотрудничества поддерживают проекты серебряных волонтёров о знакомстве иностранцев с русской культурой. Университетская Точка кипения запустила для волгоградцев проект «Территория разумов». На этот учебный год уже прорабатывается новая программа мастер-классов и интересных лекций от экспертов нашего вуза.
Ещё один вектор развития, который дал Архипелаг, это модернизация ДПО в Волгоградском государственном университете. В ближайшее время мы будем рассматривать возможность внедрения новой системы.
Участие в Архипелаге меняет мышление. Это действительно интенсив для команды вуза. Такие встречи интересны тем, что мы можем рассказать о своих проектах и услышать об опыте коллег.
Заявка в «Приоритет» подана, благодаря Архипелагу мы утвердились в выборе своей стратегии. ВолГУ - классический университет. Междисциплинарные проекты – наше преимущество. Инструменты взаимодействия научных школ вызвали интерес у коллег ректоров. Мне довелось рассказать как мы внедряем IT практически во все сферы научных коллабораций.
Возвращаюсь с оптимизмом, желанием привнести новое и лучшее в волгоградский регион, а также, как сказал Михаил Алашкевич, с амбициями.
С интересом приняла участие в треке «Вузы как институты развития городов и регионов».
Волгоградская область – это полиэтнический регион, и у нас в Волгоградском государственном университете есть площадки кросскультурного взаимодействия.
Например, в рамках третьей миссии Центр общественной дипломатии ВолГУ совместно с Управлением международного сотрудничества поддерживают проекты серебряных волонтёров о знакомстве иностранцев с русской культурой. Университетская Точка кипения запустила для волгоградцев проект «Территория разумов». На этот учебный год уже прорабатывается новая программа мастер-классов и интересных лекций от экспертов нашего вуза.
Ещё один вектор развития, который дал Архипелаг, это модернизация ДПО в Волгоградском государственном университете. В ближайшее время мы будем рассматривать возможность внедрения новой системы.
Редакция НОП поздравляет с днем рождения Павла Акимов, ректора НИУ «Московский государственный строительный университет».
Павел молод, целеустремлен, имеет хорошую поддержку от руководства, крепко сплачивает не только свою команду, но и все отраслевые вузы. НОП желает Павлу Акимову крепких решений, новых строительных достижений и верных соратников рядом.
С праздником, коллега!
Павел молод, целеустремлен, имеет хорошую поддержку от руководства, крепко сплачивает не только свою команду, но и все отраслевые вузы. НОП желает Павлу Акимову крепких решений, новых строительных достижений и верных соратников рядом.
С праздником, коллега!
На страже киберугроз
Опытная квантовая сеть, соединяющая Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» введена в тестовую эксплуатацию в столице. Теперь в России есть современная площадка для реализации технологичных инфраструктурных решений в сфере защиты данных с применением квантовой криптографии.
Сергей Ерохин, ректор МТУСИ для НОП:
«Этот проект удалось реализовать в кратчайшие сроки благодаря нашим партнерам, членам консорциума Центра компетенций НТИ «Квантовые коммуникации». Результатом слаженной работы наших специалистов совместно с представителями НИТУ «МИСиС», ООО «КуРэйт» и ООО «Код Безопасности» стала первая в стране квантовая сеть, являющаяся полигоном для испытания инновационных технологий.
С каждым годом растет количество кибератак на бизнес и государственный сектор, поэтому наша основная задача – создать программное обеспечение, способное обеспечить информационную безопасность. Подобные разработки необходимо тестировать, дорабатывать и демонстрировать потребителям на специально площадке, которая и была нами создана».
Денис Головкин, руководитель отдела специальных проектов компании «Код Безопасности»:
«Для компании «Код Безопасности» проект по квантовому шифрованию – это новое перспективное направление, в котором мы видим большой потенциал. Квантовые технологии в будущем способны самым серьезным образом влиять на информационную безопасность, и внимание к этой проблеме на ранних этапах поможет создать превентивные механизмы защиты информации.
Согласно дорожной карте развития квантовых технологий, утверждённой Правительством РФ в рамках проекта «Цифровые технологии», квантовая коммуникация призвана стать одной из основных технологий в обеспечении цифрового суверенитета России, позволяя обеспечить беспрецедентный уровень защиты, основанный на фундаментальных законах квантовой физики».
Павел Воробьев, исполнительный директор QRate:
«Ключевыми задачами реализации квантовой сети является формирование профессионального сообщества инженеров и исследователей в области квантовых коммуникаций, полноценной экосистемы пользователей и разработчиков, использующих технологию на базе созданной инфраструктуры.
ООО «КуРэйт» рады видеть живой интерес к технологии среди не только коммерческих заказчиков, но и ведущих учебных заведений. Мы помогаем прикоснуться к квантовым технологиям еще на этапе предпрофессионального образования, работая не только с вузами, но и колледжами и даже школами».
Опытная квантовая сеть, соединяющая Московский технический университет связи и информатики (МТУСИ) и Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС» введена в тестовую эксплуатацию в столице. Теперь в России есть современная площадка для реализации технологичных инфраструктурных решений в сфере защиты данных с применением квантовой криптографии.
Сергей Ерохин, ректор МТУСИ для НОП:
«Этот проект удалось реализовать в кратчайшие сроки благодаря нашим партнерам, членам консорциума Центра компетенций НТИ «Квантовые коммуникации». Результатом слаженной работы наших специалистов совместно с представителями НИТУ «МИСиС», ООО «КуРэйт» и ООО «Код Безопасности» стала первая в стране квантовая сеть, являющаяся полигоном для испытания инновационных технологий.
С каждым годом растет количество кибератак на бизнес и государственный сектор, поэтому наша основная задача – создать программное обеспечение, способное обеспечить информационную безопасность. Подобные разработки необходимо тестировать, дорабатывать и демонстрировать потребителям на специально площадке, которая и была нами создана».
Денис Головкин, руководитель отдела специальных проектов компании «Код Безопасности»:
«Для компании «Код Безопасности» проект по квантовому шифрованию – это новое перспективное направление, в котором мы видим большой потенциал. Квантовые технологии в будущем способны самым серьезным образом влиять на информационную безопасность, и внимание к этой проблеме на ранних этапах поможет создать превентивные механизмы защиты информации.
Согласно дорожной карте развития квантовых технологий, утверждённой Правительством РФ в рамках проекта «Цифровые технологии», квантовая коммуникация призвана стать одной из основных технологий в обеспечении цифрового суверенитета России, позволяя обеспечить беспрецедентный уровень защиты, основанный на фундаментальных законах квантовой физики».
Павел Воробьев, исполнительный директор QRate:
«Ключевыми задачами реализации квантовой сети является формирование профессионального сообщества инженеров и исследователей в области квантовых коммуникаций, полноценной экосистемы пользователей и разработчиков, использующих технологию на базе созданной инфраструктуры.
ООО «КуРэйт» рады видеть живой интерес к технологии среди не только коммерческих заказчиков, но и ведущих учебных заведений. Мы помогаем прикоснуться к квантовым технологиям еще на этапе предпрофессионального образования, работая не только с вузами, но и колледжами и даже школами».
Ольгу Петрову @OlgaPetrovaNN, министра образования, науки и молодёжной политики в команде Глеба Никитина, с днём рождения!
Региональных министров, которых знают и уважают на федеральном уровне не так много.
Оля именно такая.
Держи удар, умей говорить "нет" идиотам, укрепляй шефа, цементируй Нижний как центр науки, образования и комфортной среды для молодёжи!
Региональных министров, которых знают и уважают на федеральном уровне не так много.
Оля именно такая.
Держи удар, умей говорить "нет" идиотам, укрепляй шефа, цементируй Нижний как центр науки, образования и комфортной среды для молодёжи!
Не их Приоритет
По итогам рассмотрения к участию в «Приоритете-2030» в отборе допущены 187 университетов.
Пяти университетам в допуске к программе отказано в связи с их несоответствием критериям отбора.
Московский государственный институт культуры получил отказ по самому явному из формальных критериев – заявка была подана после завершения приема. Вопрос, конечно, остался – как деятелям культуры удалось в принципе податься после истечения отведенного для этого времени.
Не стоит искать конспирологии, хотя можно попробовать: МГИК ранее особо опекался Владимиром Мединским и считается вузом «обоймы» Вячеслава Володина.
С Новосибирским государственным медицинским университетом тоже проще: кроме формальных критериев для отказа, очевидно, что из сибирской столицы науки есть претенденты посильнее.
Северо-Западный государственный медицинский университет им. Мечникова из Питера, очевидно, стал «самым слабым звеном» северной столицы.
Что касается Сибирского государственного индустриального университета из Новокузнецка – при всей поддержке «Приоритета», которую осуществляет губернатор Цивилёв, и даже на фоне НОЦ «Кузбасс», две победившие кемеровские заявки сложно представить.
Подвед Минкультуры Сибирский государственный институт искусств им. Хворостовского тоже не прошел по формальным критериям, но и в целом понятно, что главная заявка от Красноярского края – это Сибирский федеральный университет.
https://news.1rj.ru/str/priority_2030/47
По итогам рассмотрения к участию в «Приоритете-2030» в отборе допущены 187 университетов.
Пяти университетам в допуске к программе отказано в связи с их несоответствием критериям отбора.
Московский государственный институт культуры получил отказ по самому явному из формальных критериев – заявка была подана после завершения приема. Вопрос, конечно, остался – как деятелям культуры удалось в принципе податься после истечения отведенного для этого времени.
Не стоит искать конспирологии, хотя можно попробовать: МГИК ранее особо опекался Владимиром Мединским и считается вузом «обоймы» Вячеслава Володина.
С Новосибирским государственным медицинским университетом тоже проще: кроме формальных критериев для отказа, очевидно, что из сибирской столицы науки есть претенденты посильнее.
Северо-Западный государственный медицинский университет им. Мечникова из Питера, очевидно, стал «самым слабым звеном» северной столицы.
Что касается Сибирского государственного индустриального университета из Новокузнецка – при всей поддержке «Приоритета», которую осуществляет губернатор Цивилёв, и даже на фоне НОЦ «Кузбасс», две победившие кемеровские заявки сложно представить.
Подвед Минкультуры Сибирский государственный институт искусств им. Хворостовского тоже не прошел по формальным критериям, но и в целом понятно, что главная заявка от Красноярского края – это Сибирский федеральный университет.
https://news.1rj.ru/str/priority_2030/47
Telegram
Приоритет 2030
❗️ По итогам технической экспертизы группа отбора рассмотрела заявки университетов на участие в программе Приоритет 2030.
По итогам рассмотрения к участию в отборе допущены 187 университетов.
Пяти университетам в допуске к участию в программе отказано…
По итогам рассмотрения к участию в отборе допущены 187 университетов.
Пяти университетам в допуске к участию в программе отказано…
Минобрнауки выпустило перечень рекомендаций по предотвращению Covid-19.
А так как на этой теме сейчас хайпуют все - от тяжеловесов политики до последних диванных критиков - ребята в министерстве решили избежать неоднозначной трактовки своих рекомендаций и опубликовали их в понятной форме.
НОП поддерживает идею диалога «без галстуков» министерства со своими подведами.
Вот как коллеги прокомментировали нам этот свой шаг:
Тема профилактики коронавируса сейчас волнует, наверное, каждого сознательного человека. По теме много спекуляции, слухов и домыслов. Мы хотим избежать их.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/1741
А так как на этой теме сейчас хайпуют все - от тяжеловесов политики до последних диванных критиков - ребята в министерстве решили избежать неоднозначной трактовки своих рекомендаций и опубликовали их в понятной форме.
НОП поддерживает идею диалога «без галстуков» министерства со своими подведами.
Вот как коллеги прокомментировали нам этот свой шаг:
Тема профилактики коронавируса сейчас волнует, наверное, каждого сознательного человека. По теме много спекуляции, слухов и домыслов. Мы хотим избежать их.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/1741
Telegram
Минобрнауки России
Уважаемые коллеги!
Как вы, наверное, знаете, Минобрнауки России выпустило перечень рекомендаций, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Чтобы избежать неоднозначной трактовки этих рекомендаций, мы решили опубликовать их…
Как вы, наверное, знаете, Минобрнауки России выпустило перечень рекомендаций, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Чтобы избежать неоднозначной трактовки этих рекомендаций, мы решили опубликовать их…
ГП НТР 2.0: абрис и идеи
Коллеги из Майского указа опубликовали проект перезагруженной госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ». Задачу по ее переосмыслению ставили регулярно и на самых высоких уровнях.
К обновлению подталкивала и аналогичная перезагрузка нацпроектов, которые помимо пересборки обросли новыми инициативами. Кроме того, недавно была окончательно оформлена Программа фундаментальных научных исследований, которая вместе с ГП НТР формирует единое смысловое пространство. И окончательно концептуальное поле ГП НТР 2.0 сформировалось после проработки стратегических инициатив (тех самых 42(53)-х).
Представленный вариант далеко не полный и уж точно не окончательный, но по нему можно судить о стержневых конструктах новой версии госпрограммы.
В доктринальном измерении ГП НТР ориентирована на два ключевых документа – это Стратегия научно-технологического развития и Стратегия национальной безопасности (для ГП НТР была нужна окончательная и обновленная версия).
Научно-технологическое развитие еще раз выделено в качестве национального приоритета.
В ГП НТР 2.0 полностью «упаковано» развитие высшего образование, где выделены три вектора:
1. развитие в регионах и самих регионов;
2. рост вклада ВО в научно-технологическое развитие страны;
3. воспроизводство кадров для науки, экономики, бизнеса и социальной сферы.
Программа обеспечивает реализацию ключевых приоритетов, которые формируют концептуальный каркас всего документа:
1. Рациональный баланс – между государственной пиритизацией направлений исследовательской работы и инициативными проектам.
2. Системность поддержки – фокус на полный инновационный цикл, поддержка на всех стадиях (особенно – при трансфере знаний), а также прорывных инициатив.
3. Концентрация ресурсов – основной задачей определено реагирование на имеющиеся большие вызовы и определение возникающих угроз.
4. Адресность поддержки и справедливость конкуренции – открытость и свобода доступа к ресурсам поддержки самых продвинутых и подготовленных коллективов, а также индивидуальных исследователей.
ГП НТР 2.0 отвечает за реализацию 4 институциональных приоритетов Стратегии НТР и 7 (собственно – всех) предметных.
Среди институциональных: лидерство и исследовательские фронтиры, кадры и человеческий капитал, взаимодействие и кооперация, инфраструктура и среда. Предметные сгруппированы по следующим блокам: новые технологии (включая цифру и ИИ), энергетика (включая экологические аспекты), медицина, АПК, безопасность, освоение пространства и социогуманитарные вызовы. Здесь все приоритетов Стратегии НТР, просто иными словами.
Главная особенность Программы, как подчеркивают разработчики: «смена фокуса от поддержки институтов к поддержке создания конечных продуктов и технологий».
Особый акцент в ГП НТР 2.0 сделан на нетворкинге и создании платформенных решений – информационно-аналитических, прогностических и цифровых.
В рамках Программы реализуются: проектная часть – 20 федеральных проектов в составе национальных проектов; 22 федеральных проекта, не входящих в состав национальных проектов; 25 ведомственных проектов и 3 федеральные целевые программы; процессная часть – 17 комплексов процессных мероприятий.
Увы, но сам перечень пока отсутствует.
Среди приложений особый интерес представляют финансы. Финансирование предполагается многостороннее, многоканальное и многоуровневое (хотя это и чисто федеральная госпрограмма, но все прорывы должны пройти в регионах). Однако, в нынешнем виде ГП НТР 2.0 пока лишена главного достоинства первой версии – обобщения всех затрат на науку, независимо от бюджетной и программной окраски.
Срок реализации программы заложен с 2021 по 2030 год, а бюджетное финансирование объектов капитального строительства (учитывая нули в два последние годы) составляет 114,5 млрд руб.
Для создания ГП НТР 2.0 проделана большая работа. Идейно и концептуально госпрограмма точно будет тесно интегрирована в нацпроектное пространство, а также во все доктринальные документы, включая и Стратегию социально-экономического развития.
Текст проекта ГП НТР 2.0.
Коллеги из Майского указа опубликовали проект перезагруженной госпрограммы «Научно-технологическое развитие РФ». Задачу по ее переосмыслению ставили регулярно и на самых высоких уровнях.
К обновлению подталкивала и аналогичная перезагрузка нацпроектов, которые помимо пересборки обросли новыми инициативами. Кроме того, недавно была окончательно оформлена Программа фундаментальных научных исследований, которая вместе с ГП НТР формирует единое смысловое пространство. И окончательно концептуальное поле ГП НТР 2.0 сформировалось после проработки стратегических инициатив (тех самых 42(53)-х).
Представленный вариант далеко не полный и уж точно не окончательный, но по нему можно судить о стержневых конструктах новой версии госпрограммы.
В доктринальном измерении ГП НТР ориентирована на два ключевых документа – это Стратегия научно-технологического развития и Стратегия национальной безопасности (для ГП НТР была нужна окончательная и обновленная версия).
Научно-технологическое развитие еще раз выделено в качестве национального приоритета.
В ГП НТР 2.0 полностью «упаковано» развитие высшего образование, где выделены три вектора:
1. развитие в регионах и самих регионов;
2. рост вклада ВО в научно-технологическое развитие страны;
3. воспроизводство кадров для науки, экономики, бизнеса и социальной сферы.
Программа обеспечивает реализацию ключевых приоритетов, которые формируют концептуальный каркас всего документа:
1. Рациональный баланс – между государственной пиритизацией направлений исследовательской работы и инициативными проектам.
2. Системность поддержки – фокус на полный инновационный цикл, поддержка на всех стадиях (особенно – при трансфере знаний), а также прорывных инициатив.
3. Концентрация ресурсов – основной задачей определено реагирование на имеющиеся большие вызовы и определение возникающих угроз.
4. Адресность поддержки и справедливость конкуренции – открытость и свобода доступа к ресурсам поддержки самых продвинутых и подготовленных коллективов, а также индивидуальных исследователей.
ГП НТР 2.0 отвечает за реализацию 4 институциональных приоритетов Стратегии НТР и 7 (собственно – всех) предметных.
Среди институциональных: лидерство и исследовательские фронтиры, кадры и человеческий капитал, взаимодействие и кооперация, инфраструктура и среда. Предметные сгруппированы по следующим блокам: новые технологии (включая цифру и ИИ), энергетика (включая экологические аспекты), медицина, АПК, безопасность, освоение пространства и социогуманитарные вызовы. Здесь все приоритетов Стратегии НТР, просто иными словами.
Главная особенность Программы, как подчеркивают разработчики: «смена фокуса от поддержки институтов к поддержке создания конечных продуктов и технологий».
Особый акцент в ГП НТР 2.0 сделан на нетворкинге и создании платформенных решений – информационно-аналитических, прогностических и цифровых.
В рамках Программы реализуются: проектная часть – 20 федеральных проектов в составе национальных проектов; 22 федеральных проекта, не входящих в состав национальных проектов; 25 ведомственных проектов и 3 федеральные целевые программы; процессная часть – 17 комплексов процессных мероприятий.
Увы, но сам перечень пока отсутствует.
Среди приложений особый интерес представляют финансы. Финансирование предполагается многостороннее, многоканальное и многоуровневое (хотя это и чисто федеральная госпрограмма, но все прорывы должны пройти в регионах). Однако, в нынешнем виде ГП НТР 2.0 пока лишена главного достоинства первой версии – обобщения всех затрат на науку, независимо от бюджетной и программной окраски.
Срок реализации программы заложен с 2021 по 2030 год, а бюджетное финансирование объектов капитального строительства (учитывая нули в два последние годы) составляет 114,5 млрд руб.
Для создания ГП НТР 2.0 проделана большая работа. Идейно и концептуально госпрограмма точно будет тесно интегрирована в нацпроектное пространство, а также во все доктринальные документы, включая и Стратегию социально-экономического развития.
Текст проекта ГП НТР 2.0.
Telegram
Майский указ
Низовая демократия: опыт и проявления
Есть ли в России демократия – вопрос, который определенные силы регулярно вбрасывают в публичное пространство. Перед выборами – это происходит особенно часто.
Однако, есть такие пространства на карте России, где демократия существует и активно практикуется. Бывает, что они возникают и стихийно – но неизменно относятся к самым нижним уровням управления и самоорганизации. Дачные товарищества (во всем многообразии), объединения соседей и подобные им сущности – вот пространство народовластия.
Предвыборные дебаты уже не щекочут нервы? Добро пожаловать на жаркие споры о том, стоит ли поднимать членские взносы на 500 рублей за год. Элитные шахматы вам скучны? А вот изощренности интриг по замене председателя позавидуют многие в высших эшелонах.
Это даже не ирония – это фиксация того факта, что у многих россиян есть опыт демократии, причем регулярный. Есть те сферы, в которых гражданин России понимает – от его голоса, от позиции и активности действительно что-то зависит. Не менее хорошо россияне умеют мыслить категориями элитных групп. Именно этот опыт, кстати говоря, во многих смыслах объясняет политический успех Телеграма. Каждому хочется окошко в этот максимально далекий мир, ведь по сути там то же самое, что и раз в год (иногда чаще) на площадки у правления СНТ.
Внутренняя политика в том виде как она выстраивается Сергеем Кириенко и его командой нацелена на весьма ощутимую «дерегионализацию» госуправления и политики. Часть полномочий выводится в рамки сквозных механизмов (например, нацпроектов, федеральных научно-технических программ и т.п.), иная – по идее должна делегироваться на муниципальный уровень. Именно здесь (а больше просто негде) должна выплескиваться та политическая пассионарность граждан, которую не удалось мирно перевести к конструктивно-креативное русло волонтерства, проектной деятельности в рамках различных конкурсов и участия в социальных лифтах. Хотя, что иронично, опыт подобной самореализации еще больше наращивает предрасположенность к низовой демократии у участников.
Пока что о реформе местного самоуправления больше говорят. А команды на концептуальную перезагрузку самого близкого к народу эшелону единой публичной власти все нет. Не потому, что нет идей и предложений – схемы и чертежи уже давно готовы. Одно из препятствий – та самая низовая демократия, которая уже почти неразрывно входит в культурно-политический код россиян.
Помимо свободы слова, ощущения важности своего голоса, на этом низовом – в англоязычной терминологии grassroot – уровне есть еще одна важная черта. Это близость власти. С властью можно поговорить, с ней можно даже выпить.
Включенность в подобную демократическую среду на самом деле очень многое дает для самоощущения граждан, формируя, в том числе, и ответственность. Но и результаты своего волеизъявления граждане чувствуют непосредственно на себе.
Пока что нет идеального сценария, как работать с этим уровнем политической активности граждан. Отсюда и торможение глобальной реформы местного самоуправления, которое будет окончательно интегрировано в систему центр – регион.
Практически незаметно для многих прошло очень важное с политической точки зрения событие – стихийная самоорганизация и прямое действие жителей питерского района Мурино. А случилось там то самое, чего боятся очень многие в российской политике – граждане взяли власть в свои руки и сделали так, как удобно им. Не хотят люди торговые ряды посреди бульвара – имеют на то полное право, они же здесь живут. Ведь у нас в центре внимания человек, его интересы и потребности. Раз никто не слушал людей – они сами убрали строительные вагончики и восстановили брусчатку.
Это важный индикатор того, что граждане России действительно готовы брать власть в свои руки. И здесь нет речи о провокаторах или кознях западных спецслужб – это решение простых людей, которое они приняли ради самих себя.
Низовая демократия во всех формах – это один из ключевых факторов Большого Трансфера.
Есть ли в России демократия – вопрос, который определенные силы регулярно вбрасывают в публичное пространство. Перед выборами – это происходит особенно часто.
Однако, есть такие пространства на карте России, где демократия существует и активно практикуется. Бывает, что они возникают и стихийно – но неизменно относятся к самым нижним уровням управления и самоорганизации. Дачные товарищества (во всем многообразии), объединения соседей и подобные им сущности – вот пространство народовластия.
Предвыборные дебаты уже не щекочут нервы? Добро пожаловать на жаркие споры о том, стоит ли поднимать членские взносы на 500 рублей за год. Элитные шахматы вам скучны? А вот изощренности интриг по замене председателя позавидуют многие в высших эшелонах.
Это даже не ирония – это фиксация того факта, что у многих россиян есть опыт демократии, причем регулярный. Есть те сферы, в которых гражданин России понимает – от его голоса, от позиции и активности действительно что-то зависит. Не менее хорошо россияне умеют мыслить категориями элитных групп. Именно этот опыт, кстати говоря, во многих смыслах объясняет политический успех Телеграма. Каждому хочется окошко в этот максимально далекий мир, ведь по сути там то же самое, что и раз в год (иногда чаще) на площадки у правления СНТ.
Внутренняя политика в том виде как она выстраивается Сергеем Кириенко и его командой нацелена на весьма ощутимую «дерегионализацию» госуправления и политики. Часть полномочий выводится в рамки сквозных механизмов (например, нацпроектов, федеральных научно-технических программ и т.п.), иная – по идее должна делегироваться на муниципальный уровень. Именно здесь (а больше просто негде) должна выплескиваться та политическая пассионарность граждан, которую не удалось мирно перевести к конструктивно-креативное русло волонтерства, проектной деятельности в рамках различных конкурсов и участия в социальных лифтах. Хотя, что иронично, опыт подобной самореализации еще больше наращивает предрасположенность к низовой демократии у участников.
Пока что о реформе местного самоуправления больше говорят. А команды на концептуальную перезагрузку самого близкого к народу эшелону единой публичной власти все нет. Не потому, что нет идей и предложений – схемы и чертежи уже давно готовы. Одно из препятствий – та самая низовая демократия, которая уже почти неразрывно входит в культурно-политический код россиян.
Помимо свободы слова, ощущения важности своего голоса, на этом низовом – в англоязычной терминологии grassroot – уровне есть еще одна важная черта. Это близость власти. С властью можно поговорить, с ней можно даже выпить.
Включенность в подобную демократическую среду на самом деле очень многое дает для самоощущения граждан, формируя, в том числе, и ответственность. Но и результаты своего волеизъявления граждане чувствуют непосредственно на себе.
Пока что нет идеального сценария, как работать с этим уровнем политической активности граждан. Отсюда и торможение глобальной реформы местного самоуправления, которое будет окончательно интегрировано в систему центр – регион.
Практически незаметно для многих прошло очень важное с политической точки зрения событие – стихийная самоорганизация и прямое действие жителей питерского района Мурино. А случилось там то самое, чего боятся очень многие в российской политике – граждане взяли власть в свои руки и сделали так, как удобно им. Не хотят люди торговые ряды посреди бульвара – имеют на то полное право, они же здесь живут. Ведь у нас в центре внимания человек, его интересы и потребности. Раз никто не слушал людей – они сами убрали строительные вагончики и восстановили брусчатку.
Это важный индикатор того, что граждане России действительно готовы брать власть в свои руки. И здесь нет речи о провокаторах или кознях западных спецслужб – это решение простых людей, которое они приняли ради самих себя.
Низовая демократия во всех формах – это один из ключевых факторов Большого Трансфера.