Бережливые технологии смолоду
Национальный проект «Производительность труда» создает культуру высокой производительности и эффективности среди работников организаций в каждом регионе России, используя инструменты бережливого производства. Применение бережливых технологий - залог успеха любой организации, не только сферы промышленности.
«Производительность труда – это не про то, как много человек работает, а про то, как он мало делает ненужной работы. Это не про увеличение рабочего времени, а про высвобождение рабочего времени для реальной работы, для реального вклада» - объяснял на старте национального проекта Максим Орешкин.
Поэтому бережливые технологии становятся важным инструментом в российских вузах, по мнению исследователей, они дают возможность университету высвободить финансовые и временные ресурсы из административной деятельности, повышая тем самым ценность образовательной и научной работы. Применение бережливых инструментов должно развиваться и в социальной сфере, чтобы продолжить ее трансформацию в комфортную и клиенториентированную среду, а для этого необходимы современные специалисты, которые знакомы с этими технологиями.
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина начал готовить преподавателей нового уровня, внедрив бережливые технологии в рамках проекта «Эффективный университет». Накануне старта нового учебного года проект внедрения бережливых технологий оценил генеральный директор по развитию производственной системы «Росатома» Сергей Обозов, а ранее и Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко.
Теперь наряду с предметами из своей профессиональной области будущие учителя будут изучать бережливые технологии, которые уже широко используются в производстве: концепция 5S, принцип Паретто, техника «Пять почему» как инструмент решения проблем, метод «Красных ярлыков» для исключения лишнего и не добавляющего ценности, технологии тайм-менеджмента. Благодаря этим методам современные педагоги будут обладать большим временем для работы с учениками и усовершенствования образовательного процесса.
Виктор Сдобняков, и.о. ректора Мининского университета, специально для НОП:
«Знание и применение технологии бережливой личности повышают качество работы и самого учителя, дают возможность увидеть потенциал своих учеников и дифференцировать процесс обучения в классе: кто-то лучше воспринимает информацию от лектора, другой - из книг. Таким образом, наши выпускники на выходе будут не только экспертами в своей предметной области, но и носителями знаний по бережливым технологиям, которые они будут транслировать дальше в школы и детские сады».
Национальный проект «Производительность труда» создает культуру высокой производительности и эффективности среди работников организаций в каждом регионе России, используя инструменты бережливого производства. Применение бережливых технологий - залог успеха любой организации, не только сферы промышленности.
«Производительность труда – это не про то, как много человек работает, а про то, как он мало делает ненужной работы. Это не про увеличение рабочего времени, а про высвобождение рабочего времени для реальной работы, для реального вклада» - объяснял на старте национального проекта Максим Орешкин.
Поэтому бережливые технологии становятся важным инструментом в российских вузах, по мнению исследователей, они дают возможность университету высвободить финансовые и временные ресурсы из административной деятельности, повышая тем самым ценность образовательной и научной работы. Применение бережливых инструментов должно развиваться и в социальной сфере, чтобы продолжить ее трансформацию в комфортную и клиенториентированную среду, а для этого необходимы современные специалисты, которые знакомы с этими технологиями.
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина начал готовить преподавателей нового уровня, внедрив бережливые технологии в рамках проекта «Эффективный университет». Накануне старта нового учебного года проект внедрения бережливых технологий оценил генеральный директор по развитию производственной системы «Росатома» Сергей Обозов, а ранее и Первый заместитель Руководителя Администрации Президента Сергей Кириенко.
Теперь наряду с предметами из своей профессиональной области будущие учителя будут изучать бережливые технологии, которые уже широко используются в производстве: концепция 5S, принцип Паретто, техника «Пять почему» как инструмент решения проблем, метод «Красных ярлыков» для исключения лишнего и не добавляющего ценности, технологии тайм-менеджмента. Благодаря этим методам современные педагоги будут обладать большим временем для работы с учениками и усовершенствования образовательного процесса.
Виктор Сдобняков, и.о. ректора Мининского университета, специально для НОП:
«Знание и применение технологии бережливой личности повышают качество работы и самого учителя, дают возможность увидеть потенциал своих учеников и дифференцировать процесс обучения в классе: кто-то лучше воспринимает информацию от лектора, другой - из книг. Таким образом, наши выпускники на выходе будут не только экспертами в своей предметной области, но и носителями знаний по бережливым технологиям, которые они будут транслировать дальше в школы и детские сады».
ВЭФ-рефлексия как домашняя работа
@szhenov для @scienpolicy, @youthpolicy, @go_university, @senezh_rsv
С ВЭФ я уехал с впечатлением тотальной "нераспакованности" ожиданий молодёжи.
Причём, на всех уровнях - от университетов, регионов и институтов развития до президентских программ и федеральных ведомств.
При этом, очевидно, что молодёжная повестка сквозной линией и в невиданных масштабах "пробила" (прошла как сквозная) губернаторскую, госбизнеса и профильных министерств.
Конечно, тут и Росмолодёжь с очевидным новым коммуникационным импульсом,
такой относительно новаторский стандарт разговора и работы с молодёжью, как выражение линии Президента России.
Возможно, в связи с предстоящими думскими выборами и последующими процедурными оргизменениями, а может из-за чего-то ещё, но именно сейчас самое время усилить (всем) сутевой, содержательный и искренний разговор с ребятами.
Любой университет - это, в первую очередь, студенты (а значит - и абитуриенты).
Сегодняшняя молодёжь - это не только про стадионы на концертах Моргенштерна, это и про первые стартапы с 14-15 лет, и про тягу к науке со школы, и про вовлеченность в различный креатив с первых классов школы.
Им всем очень не хватает разговора с государством с обратной связью. Не только наши любимые "диалоги на равных" и "разговоры без галстука", где уважаемый спикер "на равных и без галстука" вещает 95% времени, а потом есть чуть-чуть интерактива с молодёжной аудиторией (критику и к себе обращаю). Надо начать активнее и глубже говорить с аудиторией и слышать её в дискуссионном формате 50/50, а потом и вовлекать в проекты не для "галочки" .
Пора переходить на новый стандарт информационной открытости, хотя бы в режиме форумной коммуникации, в соцсетях и хорошо бы с этих позиций "новой нормальности".
После очень насыщенной ВЭФ-программы мы с коллегами из НОП уже 9 сентября продолжим на Форуме социальных инноваций регионов в Гостином дворе, а 10 сентября - на Тавриде Арт и форуме РСВ.
И именно в таком ключе, как сказано выше.
Очень рад что логику поддержали коллеги из "России - страны возможностей", ФОИВы, бизнес, вузы и активнее всех - президент РАН Александр Сергеев.
Скучно точно не будет никому!
@szhenov для @scienpolicy, @youthpolicy, @go_university, @senezh_rsv
С ВЭФ я уехал с впечатлением тотальной "нераспакованности" ожиданий молодёжи.
Причём, на всех уровнях - от университетов, регионов и институтов развития до президентских программ и федеральных ведомств.
При этом, очевидно, что молодёжная повестка сквозной линией и в невиданных масштабах "пробила" (прошла как сквозная) губернаторскую, госбизнеса и профильных министерств.
Конечно, тут и Росмолодёжь с очевидным новым коммуникационным импульсом,
такой относительно новаторский стандарт разговора и работы с молодёжью, как выражение линии Президента России.
Возможно, в связи с предстоящими думскими выборами и последующими процедурными оргизменениями, а может из-за чего-то ещё, но именно сейчас самое время усилить (всем) сутевой, содержательный и искренний разговор с ребятами.
Любой университет - это, в первую очередь, студенты (а значит - и абитуриенты).
Сегодняшняя молодёжь - это не только про стадионы на концертах Моргенштерна, это и про первые стартапы с 14-15 лет, и про тягу к науке со школы, и про вовлеченность в различный креатив с первых классов школы.
Им всем очень не хватает разговора с государством с обратной связью. Не только наши любимые "диалоги на равных" и "разговоры без галстука", где уважаемый спикер "на равных и без галстука" вещает 95% времени, а потом есть чуть-чуть интерактива с молодёжной аудиторией (критику и к себе обращаю). Надо начать активнее и глубже говорить с аудиторией и слышать её в дискуссионном формате 50/50, а потом и вовлекать в проекты не для "галочки" .
Пора переходить на новый стандарт информационной открытости, хотя бы в режиме форумной коммуникации, в соцсетях и хорошо бы с этих позиций "новой нормальности".
После очень насыщенной ВЭФ-программы мы с коллегами из НОП уже 9 сентября продолжим на Форуме социальных инноваций регионов в Гостином дворе, а 10 сентября - на Тавриде Арт и форуме РСВ.
И именно в таком ключе, как сказано выше.
Очень рад что логику поддержали коллеги из "России - страны возможностей", ФОИВы, бизнес, вузы и активнее всех - президент РАН Александр Сергеев.
Скучно точно не будет никому!
Если про сессию ВЭФ о кампусах пишет официальный паблик Правительства России, значит поработали хорошо.
Но ещё больше работы теперь предстоит.
https://news.1rj.ru/str/government_rus/74
Но ещё больше работы теперь предстоит.
https://news.1rj.ru/str/government_rus/74
Университетская молодежка «по уму»
В рамках ВЭФ прошла сессия «Молодежная политика «по уму» как приоритет в работе успешных университетов», она стала логическим продолжением дискуссии «Молодежная энергетика для развития региона». Модератором сессии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика».
Развивая тезисы, озвученные Дмитрием Гужелей, руководителем департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» на первой дискуссии, Александр Сергеев, президент РАН отметил, что каждый выбирает свой приоритет — образование, работа или инфраструктура.
При этом особое внимание он обратил именно на работу и вклад ученых и РАН. Есть 2 стороны обучения в университете — первые 2 года предпочтительнее, чтобы преподавали профессиональные педагоги, это способствует доведению базового материала подготовки. Проблески научной мысли начинают выстреливать на 5-6 курсах, но и на 3-4 необходимо много вкладываться в науку, чтобы была отдача.
В сильных науко-ориентированных университетах ребят начинают расхватывать с 3-4 курса, 5-6 курсы должны вести ученые-профессионалы. Если говорить о работодателях, то для них основная роль университетов в подготовке востребованных кадров. Работодатели — это научные институты и компании, если трек развития инновационный. НОЦ — это как раз про подготовку новой научно-технологической элиты в регионах.
Александр Вайно, руководитель центра молодежных инициатив АСИ выделил очевидное противоречие молодежной политики и чиновничьего языка. В частности он отметил, что фестиваль Таврида не ассоциируется у молодежи с молодежной политикой. Чего не хватает? — Молодежи в молодежной политике.
Для вовлечения молодёжи необходимо обеспечивать ее сопричастность к процессам. Чем больше молодежь решает — тем больше привязана к месту и среде обитания.
Нина Яныкина, ректор Университета 20.35 рассказала, что в работе Архипелага 2121 в Великом Новгороде было представлено много администраторов молодежной политики, которые думали о том, как удержать молодежь в университете и сделать комфортной университетскую среду. Для этого студента нужно воспринимать как равноправного партнера.
То есть студент — это субъект в процессе проектирования научного и образовательного пространства и университета. Дать возможности и зоны для развития — это крайне важно в педагогическом искусстве. На Дальнем Востоке, по мнению Нины Яныкиной, стоит ставить вопрос несколько по-другому — как сделать регион местом притяжения талантов, через который они проходят.
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» подчеркнул, что в школе нужны мотивация и результат, в вузе этого уже недостаточно. Существующая грантовая система для молодых ученых плохо работает — нужна достойная заработная плата. Многие уходят из науки как раз из-за того, что не на что жить. Кроме того, с молодежью мало общаются и не получают от нее обратной связи.
Дмитрий Земцов, проректор ДВФУ, лидер Кружкового движения НТИ обратил внимание, что дискуссия проходит в пространстве «Точки кипения». И это место принятия нестандартных, нешаблонных решений. Любая здоровая молодежная повестка может быть только нешаблонной.
В ДВФУ на базе «Точки кипения» возникла команда, способная принимать одни из лучших решений на российском уровне, как отметил Дмитрий Земцов. Политика университета только из нешаблонных решений и собирается, нужно уметь принимать их быстро и легко.
Владимир Рахтеенко, генеральный директор компании CUSTIS, отвечая на вопрос, что сделать, чтобы было интересно учиться и идти в науку, отметил, что нужно поставить студента в центр и дать право выбирать, чем заниматься.
Сегодня много технологических возможностей для этого — ИОТ (в том числе на платформе Modeus) дают студенту право ошибаться. Университет же призван контролировать, чтобы эти ошибки не были фатальны.
При этом вуз должен оставить за собой фундаментальность и системность образования. Молодое поколение любит, когда с ними разговаривают серьезно и когда они несут ответственность за принятые решения.
В рамках ВЭФ прошла сессия «Молодежная политика «по уму» как приоритет в работе успешных университетов», она стала логическим продолжением дискуссии «Молодежная энергетика для развития региона». Модератором сессии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика».
Развивая тезисы, озвученные Дмитрием Гужелей, руководителем департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» на первой дискуссии, Александр Сергеев, президент РАН отметил, что каждый выбирает свой приоритет — образование, работа или инфраструктура.
При этом особое внимание он обратил именно на работу и вклад ученых и РАН. Есть 2 стороны обучения в университете — первые 2 года предпочтительнее, чтобы преподавали профессиональные педагоги, это способствует доведению базового материала подготовки. Проблески научной мысли начинают выстреливать на 5-6 курсах, но и на 3-4 необходимо много вкладываться в науку, чтобы была отдача.
В сильных науко-ориентированных университетах ребят начинают расхватывать с 3-4 курса, 5-6 курсы должны вести ученые-профессионалы. Если говорить о работодателях, то для них основная роль университетов в подготовке востребованных кадров. Работодатели — это научные институты и компании, если трек развития инновационный. НОЦ — это как раз про подготовку новой научно-технологической элиты в регионах.
Александр Вайно, руководитель центра молодежных инициатив АСИ выделил очевидное противоречие молодежной политики и чиновничьего языка. В частности он отметил, что фестиваль Таврида не ассоциируется у молодежи с молодежной политикой. Чего не хватает? — Молодежи в молодежной политике.
Для вовлечения молодёжи необходимо обеспечивать ее сопричастность к процессам. Чем больше молодежь решает — тем больше привязана к месту и среде обитания.
Нина Яныкина, ректор Университета 20.35 рассказала, что в работе Архипелага 2121 в Великом Новгороде было представлено много администраторов молодежной политики, которые думали о том, как удержать молодежь в университете и сделать комфортной университетскую среду. Для этого студента нужно воспринимать как равноправного партнера.
То есть студент — это субъект в процессе проектирования научного и образовательного пространства и университета. Дать возможности и зоны для развития — это крайне важно в педагогическом искусстве. На Дальнем Востоке, по мнению Нины Яныкиной, стоит ставить вопрос несколько по-другому — как сделать регион местом притяжения талантов, через который они проходят.
Дмитрий Гужеля, руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» подчеркнул, что в школе нужны мотивация и результат, в вузе этого уже недостаточно. Существующая грантовая система для молодых ученых плохо работает — нужна достойная заработная плата. Многие уходят из науки как раз из-за того, что не на что жить. Кроме того, с молодежью мало общаются и не получают от нее обратной связи.
Дмитрий Земцов, проректор ДВФУ, лидер Кружкового движения НТИ обратил внимание, что дискуссия проходит в пространстве «Точки кипения». И это место принятия нестандартных, нешаблонных решений. Любая здоровая молодежная повестка может быть только нешаблонной.
В ДВФУ на базе «Точки кипения» возникла команда, способная принимать одни из лучших решений на российском уровне, как отметил Дмитрий Земцов. Политика университета только из нешаблонных решений и собирается, нужно уметь принимать их быстро и легко.
Владимир Рахтеенко, генеральный директор компании CUSTIS, отвечая на вопрос, что сделать, чтобы было интересно учиться и идти в науку, отметил, что нужно поставить студента в центр и дать право выбирать, чем заниматься.
Сегодня много технологических возможностей для этого — ИОТ (в том числе на платформе Modeus) дают студенту право ошибаться. Университет же призван контролировать, чтобы эти ошибки не были фатальны.
При этом вуз должен оставить за собой фундаментальность и системность образования. Молодое поколение любит, когда с ними разговаривают серьезно и когда они несут ответственность за принятые решения.
Telegram
Научно-образовательная политика
Молодежная энергетика для развития региона (1/2)
В рамках последнего дня ВЭФ прошла сессия «Молодежная энергетика для развития региона». Во вступлении к началу дискуссии модератор, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная…
В рамках последнего дня ВЭФ прошла сессия «Молодежная энергетика для развития региона». Во вступлении к началу дискуссии модератор, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная…
Сев и депонирование: от сои до конопли
Отгремел Восточный экономический форум. За публичными событиями состоялось одно не менее важное – формально рабочее, по факту – системное.
Это была встреча президента Владимира Путина с модераторами ключевых сессий ВЭФ. В ходе обсуждения затрагивались сквозные сюжеты – то есть те, которые при реализации могли бы стать одной из опор развития не только Дальнего Востока, но в ряде случаев – и всей страны.
Одним из таких сюжетов является АПК – его поддержка в макрорегиональном и стратегическом измерении. Президенту презентовал ситуацию, вносил предложения и модерировал соответствующую панель ВЭФ Вадим Мошкович, председатель совета директоров ГК «РусАгро».
В первых же фразах прозвучало пересечение региональных сюжетов со сквозными – спикер попросил включить сою как основную дальневосточную агрокультуру в перечень подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства.
Соевая тема поднимается не первый раз, в частности, еще почти год назад был определен селекционно-семеноводческий центр по данному направлению – что логично интегрируется в запуск отдельной подпрограммы ФНТП РСХ.
Отметим, что именно селекция и семеноводство сои определил Вадим Мошкович как приоритет: «Нам есть куда расти, и качественные семена являются одним из важнейших факторов в повышении урожайности».
Профильный вице-премьер Виктория Абрамченко находится в консенсусе с предложениями «РусАгро». Она отрапортовала главе государства об отличном выполнении первых двух запущенных подпрограмм ФНТП развития сельского хозяйства:
«По сахарной свёкле и по картофелю есть уже определённые успехи. Мы даже наш семенной картофель реализуем нашим коллегам в Белоруссии. Это тоже показатель успеха».
Для развития «соевого АПК» сейчас сложились отличные условия – есть эффективные доктринальные рамки (ФНТП), желание бизнеса, явная потребность.
«Вадим Николаевич готов выступить якорным инвестором, для того чтобы в пропорции 50 на 50 – федеральный центр и якорный инвестор – реализовать программу по масличным культурам, по сое», - сообщила Виктория Абрамченко.
Вице-премьер подчеркнула, что селекционно-семеноводческие проекты (как и селекционно-племенные) – это выполнение параметров доктрины продовольственной безопасности. Что, естественно, особенно важно на геостратегически значимом Дальнем Востоке.
Это один узел сплетения целого ряда сквозных сюжетов, но есть и иные. Например, вопрос об углеродных единицах. И здесь нам необходимо понимать баланс – эмиссию и депонирование углерода. Для этого запущены карбоновые полигоны.
Что сеять на Дальнем Востоке вроде понятно, а в масштабах всей страны и в фокусе «зеленой экономики»? Интересные наблюдения озвучил президент РАН Александр Сергеев:
«Удивительно, что на одном из первых мест [среди однолетних растений] идет конопля. На гектар посадок она депонирует лучше, чем хороший лиственный лес.
Она может спасти нас от уплаты трансграничного углеродного налога. А заодно восстановит наше присутствие на рынке технических волокон.
Канабиоидные свойства. К этому надо спокойно подходить. <…> У физиотерапевтических средств, вообще-то говоря, это конопля и другие, вполне может быть очень серьезное медицинское будущее, а следовательно, и бизнесовое».
Одной темой Александр Сергеев сумел связать пару федпрограмм, несколько стратегических инициатив и ряд нацпроектов. И действительно, почему бы не запустить подпрограмму по конопле ФНТП развития сельского хозяйства (а ее саму бы не продлить)?
Но нужно будет провести очень серьезную работу с правоохранительными органами – если есть проблема мака для булочек, то на конопле возможны циклопические перегибы. Это все к вопросу о системных проблемах и препятствиях прорывов.
Соя и конопля – два разных, но сквозных, примера прорывного развития. И внимательного отношения требуют оба. Возможно, этим займется центр компетенций при Тимирязевской академии, которая получит 500 млн руб. на его создание.
Отгремел Восточный экономический форум. За публичными событиями состоялось одно не менее важное – формально рабочее, по факту – системное.
Это была встреча президента Владимира Путина с модераторами ключевых сессий ВЭФ. В ходе обсуждения затрагивались сквозные сюжеты – то есть те, которые при реализации могли бы стать одной из опор развития не только Дальнего Востока, но в ряде случаев – и всей страны.
Одним из таких сюжетов является АПК – его поддержка в макрорегиональном и стратегическом измерении. Президенту презентовал ситуацию, вносил предложения и модерировал соответствующую панель ВЭФ Вадим Мошкович, председатель совета директоров ГК «РусАгро».
В первых же фразах прозвучало пересечение региональных сюжетов со сквозными – спикер попросил включить сою как основную дальневосточную агрокультуру в перечень подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства.
Соевая тема поднимается не первый раз, в частности, еще почти год назад был определен селекционно-семеноводческий центр по данному направлению – что логично интегрируется в запуск отдельной подпрограммы ФНТП РСХ.
Отметим, что именно селекция и семеноводство сои определил Вадим Мошкович как приоритет: «Нам есть куда расти, и качественные семена являются одним из важнейших факторов в повышении урожайности».
Профильный вице-премьер Виктория Абрамченко находится в консенсусе с предложениями «РусАгро». Она отрапортовала главе государства об отличном выполнении первых двух запущенных подпрограмм ФНТП развития сельского хозяйства:
«По сахарной свёкле и по картофелю есть уже определённые успехи. Мы даже наш семенной картофель реализуем нашим коллегам в Белоруссии. Это тоже показатель успеха».
Для развития «соевого АПК» сейчас сложились отличные условия – есть эффективные доктринальные рамки (ФНТП), желание бизнеса, явная потребность.
«Вадим Николаевич готов выступить якорным инвестором, для того чтобы в пропорции 50 на 50 – федеральный центр и якорный инвестор – реализовать программу по масличным культурам, по сое», - сообщила Виктория Абрамченко.
Вице-премьер подчеркнула, что селекционно-семеноводческие проекты (как и селекционно-племенные) – это выполнение параметров доктрины продовольственной безопасности. Что, естественно, особенно важно на геостратегически значимом Дальнем Востоке.
Это один узел сплетения целого ряда сквозных сюжетов, но есть и иные. Например, вопрос об углеродных единицах. И здесь нам необходимо понимать баланс – эмиссию и депонирование углерода. Для этого запущены карбоновые полигоны.
Что сеять на Дальнем Востоке вроде понятно, а в масштабах всей страны и в фокусе «зеленой экономики»? Интересные наблюдения озвучил президент РАН Александр Сергеев:
«Удивительно, что на одном из первых мест [среди однолетних растений] идет конопля. На гектар посадок она депонирует лучше, чем хороший лиственный лес.
Она может спасти нас от уплаты трансграничного углеродного налога. А заодно восстановит наше присутствие на рынке технических волокон.
Канабиоидные свойства. К этому надо спокойно подходить. <…> У физиотерапевтических средств, вообще-то говоря, это конопля и другие, вполне может быть очень серьезное медицинское будущее, а следовательно, и бизнесовое».
Одной темой Александр Сергеев сумел связать пару федпрограмм, несколько стратегических инициатив и ряд нацпроектов. И действительно, почему бы не запустить подпрограмму по конопле ФНТП развития сельского хозяйства (а ее саму бы не продлить)?
Но нужно будет провести очень серьезную работу с правоохранительными органами – если есть проблема мака для булочек, то на конопле возможны циклопические перегибы. Это все к вопросу о системных проблемах и препятствиях прорывов.
Соя и конопля – два разных, но сквозных, примера прорывного развития. И внимательного отношения требуют оба. Возможно, этим займется центр компетенций при Тимирязевской академии, которая получит 500 млн руб. на его создание.
Президент России
Встреча с модераторами ключевых сессий Восточного экономического форума
На полях Восточного экономического форума в режиме видеоконференции состоялась встреча Владимира Путина с модераторами ключевых сессий ВЭФ.