Ректор БФУ Александр Фёдоров о визите Михаила Мишустина и поручениях премьер-министра, специально для НОП:
Визит Председателя Правительств в наш университет стал этапным. Поручения, данные по итогам поездки, имеют непосредственное отношения к приоритетным направлениям развития БФУ.
Сегодня мы активно разрабатываем и запускаем сетевые программы с крупнейшими научными центрами страны — это требование времени и рынка. Потому вопрос получения «мультиуниверситетского» диплома крайне важен для нас, на что и обратил премьер-министр. Помимо актуальности самих сетевых программ, востребованности их выпускников, уникальности курсов и коллабораций лучших специалистов, нововведение станет еще одним плюсом для БФУ и вузов-партнеров.
В этом году мы заняли первое место в программе студенческого туризма: в общей сложности на БФУ пришлось 20 процентов всех заявок по стране! Поэтому решение продлить и расширить программу считаем позитивным и правильным — как для наших ребят, которые могут познакомиться с культурой и историей российских регионов, так и для их сверстников с Дальнего Востока, Сибири, Поволжья и т.д. Программа студтуризма в духе нашего времени, она соответствует интересам и желаниям главных людей вуза — студентов.
Впереди БФУ ожидают два ярких события: празднование 300-летия патрона университета — Иммануила Канта и строительство неокампуса. Они решают глобальные стратегические задачи вуза. И оба мероприятия поддержаны Председателем Правительства. Одобрена наша инициатива о проведении ежегодной международной олимпиады по философии. Она должна стать важной частью развития мировой философской мысли здесь, в Калининградской области. Это один из существенных элементов подготовки юбилея Канта в 2024 году, в рамках которого состоится Кантовский конгресс.
Стать по-настоящему международным центром, университетом-хабом, витриной российского образования мы сможем благодаря новому кампусу «Кантиана», на строительство которого выделено финансирование. Создавая уникальную среду для жизни и образования. персонального и коллективного развития, комплекс объединит науку, образование, спорт, досуг. Хочу поблагодарить за системную поддержку в этом проекте губернатора Калининградской области Антона Алиханова, Министра образования и науки Валерия Фалькова и, конечно, Председателя Правительства Михаила Мишустина.
Визит Председателя Правительств в наш университет стал этапным. Поручения, данные по итогам поездки, имеют непосредственное отношения к приоритетным направлениям развития БФУ.
Сегодня мы активно разрабатываем и запускаем сетевые программы с крупнейшими научными центрами страны — это требование времени и рынка. Потому вопрос получения «мультиуниверситетского» диплома крайне важен для нас, на что и обратил премьер-министр. Помимо актуальности самих сетевых программ, востребованности их выпускников, уникальности курсов и коллабораций лучших специалистов, нововведение станет еще одним плюсом для БФУ и вузов-партнеров.
В этом году мы заняли первое место в программе студенческого туризма: в общей сложности на БФУ пришлось 20 процентов всех заявок по стране! Поэтому решение продлить и расширить программу считаем позитивным и правильным — как для наших ребят, которые могут познакомиться с культурой и историей российских регионов, так и для их сверстников с Дальнего Востока, Сибири, Поволжья и т.д. Программа студтуризма в духе нашего времени, она соответствует интересам и желаниям главных людей вуза — студентов.
Впереди БФУ ожидают два ярких события: празднование 300-летия патрона университета — Иммануила Канта и строительство неокампуса. Они решают глобальные стратегические задачи вуза. И оба мероприятия поддержаны Председателем Правительства. Одобрена наша инициатива о проведении ежегодной международной олимпиады по философии. Она должна стать важной частью развития мировой философской мысли здесь, в Калининградской области. Это один из существенных элементов подготовки юбилея Канта в 2024 году, в рамках которого состоится Кантовский конгресс.
Стать по-настоящему международным центром, университетом-хабом, витриной российского образования мы сможем благодаря новому кампусу «Кантиана», на строительство которого выделено финансирование. Создавая уникальную среду для жизни и образования. персонального и коллективного развития, комплекс объединит науку, образование, спорт, досуг. Хочу поблагодарить за системную поддержку в этом проекте губернатора Калининградской области Антона Алиханова, Министра образования и науки Валерия Фалькова и, конечно, Председателя Правительства Михаила Мишустина.
Lifelong learning медицина
Дополнительное профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки и повышения квалификации в Самарском государственном медицинском университете проводится по 20 специальностям. Программы реализуются при помощи цифровых технологий, что в значительной мере способствует экономии времени врачей.
Одно из реализуемых направлений — гериатрия. В ВОЗ отмечают, что по сравнению с прошлым, старение населения значительно ускорилось. Численность людей в возрасте 60+ превышает количество детей младше 5 лет. По прогнозам ВОЗ, к 2050 году людей в возрасте 60 лет и старше будет больше, чем подростков и молодых людей 15–24 лет.
Главная цель гериатрии — продление активного долголетия и повышение качества жизни в пожилом возрасте.
Также востребованными сегодня являются дополнительные программы по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Медицинских работников обучают профилактике, диагностике, лечению и ведению пациентов с COVID-19, что в настоящее время особенно актуально.
Кроме того, с этого года Институт сестринского образования СамГМУ организует бесплатное обучение по стандартам Ворлдскиллс в рамках федерального проекта «Содействие занятости». Обучение проходит по образовательной программе «Сестринское дело (с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Медицинский и социальный уход»)». Эта программа позволяет бесплатно обучиться востребованной в обществе профессии и получить возможности для трудоустройства.
Другим важным аспектом реализации «третьей миссии» для СамГМУ станет скорое открытие первой в России медицинской «Точки кипения». Она будет пространством коллективной работы для проведения образовательных и дискуссионных мероприятий, форсайт-сессий, открытых лекций, призванных способствовать развитию НТИ и экономики будущего.
«Точка кипения» сможет вовлекать активных людей, молодежь, органы власти и бизнес в единую экосистему СамГМУ, которая будет способствовать социально-экономическому развитию Самарской области.
Светлана Палевская, директор Института профессионального образования СамГМУ, д.м.н., для НОП:
«Спрос на программы ДПО высокий, особенно на программы, которые мы формируем по актуальным проблемам практического здравоохранения — например, ковид, обучение работе в ЕМИАС. Органы исполнительной власти нас поддерживают: например, департамент информационных технологий — по разработке программ повышения квалификации по обучению использованию цифровых технологий в практическом здравоохранении».
Елена Авдеева, проректор СамГМУ по учебной работе, профессор, для НОП:
«Считаю, что все эти данные развивают концепт «аура университета» и подчеркивают, что мы готовим специалистов с истинно университетским образованием, то есть, людей просвещенных и гуманных. Конечно, выполняя и задачи подготовки специалистов высоко конкурентоспособного уровня, предпринимается ряд мер в развитии социо-гуманитарного пространства вуза и города, по формированию гармонично развитой личности — гражданина».
Дополнительное профессиональное образование в виде профессиональной переподготовки и повышения квалификации в Самарском государственном медицинском университете проводится по 20 специальностям. Программы реализуются при помощи цифровых технологий, что в значительной мере способствует экономии времени врачей.
Одно из реализуемых направлений — гериатрия. В ВОЗ отмечают, что по сравнению с прошлым, старение населения значительно ускорилось. Численность людей в возрасте 60+ превышает количество детей младше 5 лет. По прогнозам ВОЗ, к 2050 году людей в возрасте 60 лет и старше будет больше, чем подростков и молодых людей 15–24 лет.
Главная цель гериатрии — продление активного долголетия и повышение качества жизни в пожилом возрасте.
Также востребованными сегодня являются дополнительные программы по борьбе с новой коронавирусной инфекцией. Медицинских работников обучают профилактике, диагностике, лечению и ведению пациентов с COVID-19, что в настоящее время особенно актуально.
Кроме того, с этого года Институт сестринского образования СамГМУ организует бесплатное обучение по стандартам Ворлдскиллс в рамках федерального проекта «Содействие занятости». Обучение проходит по образовательной программе «Сестринское дело (с учетом стандарта Ворлдскиллс по компетенции «Медицинский и социальный уход»)». Эта программа позволяет бесплатно обучиться востребованной в обществе профессии и получить возможности для трудоустройства.
Другим важным аспектом реализации «третьей миссии» для СамГМУ станет скорое открытие первой в России медицинской «Точки кипения». Она будет пространством коллективной работы для проведения образовательных и дискуссионных мероприятий, форсайт-сессий, открытых лекций, призванных способствовать развитию НТИ и экономики будущего.
«Точка кипения» сможет вовлекать активных людей, молодежь, органы власти и бизнес в единую экосистему СамГМУ, которая будет способствовать социально-экономическому развитию Самарской области.
Светлана Палевская, директор Института профессионального образования СамГМУ, д.м.н., для НОП:
«Спрос на программы ДПО высокий, особенно на программы, которые мы формируем по актуальным проблемам практического здравоохранения — например, ковид, обучение работе в ЕМИАС. Органы исполнительной власти нас поддерживают: например, департамент информационных технологий — по разработке программ повышения квалификации по обучению использованию цифровых технологий в практическом здравоохранении».
Елена Авдеева, проректор СамГМУ по учебной работе, профессор, для НОП:
«Считаю, что все эти данные развивают концепт «аура университета» и подчеркивают, что мы готовим специалистов с истинно университетским образованием, то есть, людей просвещенных и гуманных. Конечно, выполняя и задачи подготовки специалистов высоко конкурентоспособного уровня, предпринимается ряд мер в развитии социо-гуманитарного пространства вуза и города, по формированию гармонично развитой личности — гражданина».
Сердце научной журналистики (1/3)
Сегодня многие эксперты говорят, что научная журналистика находится в упадке: мало качественного контента, попсовые заголовки, безответственные блогеры и прочее. Чего не хватает пресс-службам вузов и научным редакциям СМИ?
Как сделать, чтобы новости об исследованиях или открытиях, совершенных российскими учеными, появлялись чаще и освещались профессионально, а не поверхностно?
Каким должен быть идеальный учебный курс по коммуникациям между наукой, технологиями и медиа?
Об этом сегодня шла речь на мастер-классе «Медиалаборатории как формат быстрого обучения коммуникациям с внешней аудиторией: цели, задачи и перспективы», который прошел в рамках в рамках Баркемпа НТИ 20.35.
Ольга Добровидова, научный журналист, внештатный автор авторитетных международных журналов Science и Nature:
Независимость работы Nature доходит до того, что редакционная, журналистская часть Nature узнает о какой-то статье из других источников, не от самой академической редакции.
Когда я готовилась к этому мероприятию, решила посмотреть, насколько часто встречаются материалы о России в Nature и Science. Материалов не так мало, учитывая, если российская наука конкурирует с темами на равных с больших количеством других стран.
Для публикации в журнале Nature вопрос в том, нужно ли и важно ли читателям Nature знать об этой истории, дает ли она им что-то. Это единственное, что руководит всем журналистким механизмом этих журналов.
Диляра Солнцева-Эльбе, руководитель редакции экономической информации РИА Новости:
Качество – это основа репутации любого издания.
Иногда случается, что в эфир выходит непроверенная информация, в первую очередь это связано с гонкой за таймингом. Некоторые СМИ на это идут, чтобы повысить свой трафик. Вторая причина, это безответственные блогеры и анонимные телеграм-каналы, которые де-юре не являются СМИ, а информационную повестку формируют.
Реакция на любое событие, когда нужен экспертный комментарий, должен быть очень оперативным.
В первую очередь, когда вы предлагаете СМИ опубликовать текст о своем изобретении, нужно задуматься: зачем вы это делаете, для кого он нужен.
Когда дело касается технологий и науки, для начинающих журналистов главное – возможность поехать на производство и посмотреть изнутри на процессы. Если вы пишете про условные килобайты и провода, это совершенно непонятно. А если вы погрузились в тему, то пишете уже совершенно по-другому. Важно давать больше практики в части видеосъемки и текста. Чем больше практики – тем глубже человек будет вникать в проблему и тем проще ему будет донести мысль до читателя.
Сегодня многие эксперты говорят, что научная журналистика находится в упадке: мало качественного контента, попсовые заголовки, безответственные блогеры и прочее. Чего не хватает пресс-службам вузов и научным редакциям СМИ?
Как сделать, чтобы новости об исследованиях или открытиях, совершенных российскими учеными, появлялись чаще и освещались профессионально, а не поверхностно?
Каким должен быть идеальный учебный курс по коммуникациям между наукой, технологиями и медиа?
Об этом сегодня шла речь на мастер-классе «Медиалаборатории как формат быстрого обучения коммуникациям с внешней аудиторией: цели, задачи и перспективы», который прошел в рамках в рамках Баркемпа НТИ 20.35.
Ольга Добровидова, научный журналист, внештатный автор авторитетных международных журналов Science и Nature:
Независимость работы Nature доходит до того, что редакционная, журналистская часть Nature узнает о какой-то статье из других источников, не от самой академической редакции.
Когда я готовилась к этому мероприятию, решила посмотреть, насколько часто встречаются материалы о России в Nature и Science. Материалов не так мало, учитывая, если российская наука конкурирует с темами на равных с больших количеством других стран.
Для публикации в журнале Nature вопрос в том, нужно ли и важно ли читателям Nature знать об этой истории, дает ли она им что-то. Это единственное, что руководит всем журналистким механизмом этих журналов.
Диляра Солнцева-Эльбе, руководитель редакции экономической информации РИА Новости:
Качество – это основа репутации любого издания.
Иногда случается, что в эфир выходит непроверенная информация, в первую очередь это связано с гонкой за таймингом. Некоторые СМИ на это идут, чтобы повысить свой трафик. Вторая причина, это безответственные блогеры и анонимные телеграм-каналы, которые де-юре не являются СМИ, а информационную повестку формируют.
Реакция на любое событие, когда нужен экспертный комментарий, должен быть очень оперативным.
В первую очередь, когда вы предлагаете СМИ опубликовать текст о своем изобретении, нужно задуматься: зачем вы это делаете, для кого он нужен.
Когда дело касается технологий и науки, для начинающих журналистов главное – возможность поехать на производство и посмотреть изнутри на процессы. Если вы пишете про условные килобайты и провода, это совершенно непонятно. А если вы погрузились в тему, то пишете уже совершенно по-другому. Важно давать больше практики в части видеосъемки и текста. Чем больше практики – тем глубже человек будет вникать в проблему и тем проще ему будет донести мысль до читателя.
Сердце научной журналистики (2/3)
Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ. Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»:
Отношение к интересу читателя, о чем сказала Ольга, я бы отнес к опорной проблеме всей нашей дискуссии. Потому что это абсолютно релевантно и для новых медиа, в том числе, для телеграм-каналов и всей инфоповестки.
У нас нет, как класса, хороших научных журналистов. Если говорить про нас, то мы, когда пишем о науке, то пишем неанонимно, если кто-то из ведущих ученых говорит, то он говорит прямо, мы даем, что это комментарий, например, президента РАН Сергеева. Конечно, нужно работать с первоисточниками, у кого эта возможность есть, у нас эта возможность есть работать с экспертами любого уровня.
Это одна проблема, что нужно заниматься большей подготовкой с теми, кто пишет о науке.
Новые медиа – это не какая-то новая субстанция, которая чем-то принципиально отличается от тех, кто пишет о науке в формате традиционных СМИ, это формат скорее. Научная повестка прекрасно находит своего читателя в новых медиа.
Формат Медиалаборатории 2035 уже выстрелил, мы принимали участие в ее работе. Я знаю много сотрудников пресс-служб вузов, которые посмотрели эти короткие тренинги, и они уже помогли им в работе. Другой хороший формат – Мастерская новых медиа, который делает РСВ совместно с АНО “Диалог”. Лучшие признанные журналисты показали лучшие кейсы молодым авторам, которые пишут, в том числе, для Telegram-каналов, пабликов в разных соцсетях. Прекрасную работу ведут коллеги в ИТМО в команде первого проректора Козловой. Но я, честно говоря, не очень верю в историю с длинными форматами, когда 2 года нужно учиться в магистратуре. Первое и главное – это мотивация автора, чтобы он хотел работать, писать о науке, умел формулировать, был в контексте. Дать ему инструменты – как писать, как работать с видео, как фотографировать, как освещать события – недолгая история. Я за короткие курсы.
Яна Хлюстова, заместитель главного редактора портала InScience.News:
В последние годы я как научный журналист наблюдаю положительные изменения, что все больше вузов понимают важность и необходимость научной коммуникации, качественной научной информации.
Далеко не у всех есть понимание, как грамотно и правильно выстраивать научную коммуникацию в университете. Как правило, руководству важно, чтобы пресс-служба делала какой-то стандартный набор работы, освещая жизнь вуза и мероприятия, это важно для вуза как для организации, но не интересно широкой аудитории. Пресс-службы привыкли работать в такой парадигме.
Первая проблема: они не знают, о чем писать. Вторая проблема: умение написать. Очень часто у сотрудников пресс-служб при общении с их учеными, экспертами возникает такая проблема, что сотрудники пресс-служб не очень разбираются в текущей научной повестке, поэтому у ученых может пропасть желание тратить свое время на такое общение.
Если попросить журналистов построить самолет, они с этим точно не справятся. Если попросить инженеров издавать газету, они кое-как это сделают. Нам очень нравится, когда научными коммуникациями и научно-популярными текстами занимаются люди с естественнонаучным бэкграундом, возможно, те, кто уже работают в науке. Как показывает наша практика, научить писать понятные тексты гораздо проще, чем научить журналиста работать с научной информацией. В идеальном курсе не должно быть практически никакой теории, должна быть практика. Научная журналистика, научные коммуникации – это про практическую работу, про написание текстов, про общение с людьми и по учебникам этого никак не выучить.
Евгений Сжёнов, ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ. Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика»:
Отношение к интересу читателя, о чем сказала Ольга, я бы отнес к опорной проблеме всей нашей дискуссии. Потому что это абсолютно релевантно и для новых медиа, в том числе, для телеграм-каналов и всей инфоповестки.
У нас нет, как класса, хороших научных журналистов. Если говорить про нас, то мы, когда пишем о науке, то пишем неанонимно, если кто-то из ведущих ученых говорит, то он говорит прямо, мы даем, что это комментарий, например, президента РАН Сергеева. Конечно, нужно работать с первоисточниками, у кого эта возможность есть, у нас эта возможность есть работать с экспертами любого уровня.
Это одна проблема, что нужно заниматься большей подготовкой с теми, кто пишет о науке.
Новые медиа – это не какая-то новая субстанция, которая чем-то принципиально отличается от тех, кто пишет о науке в формате традиционных СМИ, это формат скорее. Научная повестка прекрасно находит своего читателя в новых медиа.
Формат Медиалаборатории 2035 уже выстрелил, мы принимали участие в ее работе. Я знаю много сотрудников пресс-служб вузов, которые посмотрели эти короткие тренинги, и они уже помогли им в работе. Другой хороший формат – Мастерская новых медиа, который делает РСВ совместно с АНО “Диалог”. Лучшие признанные журналисты показали лучшие кейсы молодым авторам, которые пишут, в том числе, для Telegram-каналов, пабликов в разных соцсетях. Прекрасную работу ведут коллеги в ИТМО в команде первого проректора Козловой. Но я, честно говоря, не очень верю в историю с длинными форматами, когда 2 года нужно учиться в магистратуре. Первое и главное – это мотивация автора, чтобы он хотел работать, писать о науке, умел формулировать, был в контексте. Дать ему инструменты – как писать, как работать с видео, как фотографировать, как освещать события – недолгая история. Я за короткие курсы.
Яна Хлюстова, заместитель главного редактора портала InScience.News:
В последние годы я как научный журналист наблюдаю положительные изменения, что все больше вузов понимают важность и необходимость научной коммуникации, качественной научной информации.
Далеко не у всех есть понимание, как грамотно и правильно выстраивать научную коммуникацию в университете. Как правило, руководству важно, чтобы пресс-служба делала какой-то стандартный набор работы, освещая жизнь вуза и мероприятия, это важно для вуза как для организации, но не интересно широкой аудитории. Пресс-службы привыкли работать в такой парадигме.
Первая проблема: они не знают, о чем писать. Вторая проблема: умение написать. Очень часто у сотрудников пресс-служб при общении с их учеными, экспертами возникает такая проблема, что сотрудники пресс-служб не очень разбираются в текущей научной повестке, поэтому у ученых может пропасть желание тратить свое время на такое общение.
Если попросить журналистов построить самолет, они с этим точно не справятся. Если попросить инженеров издавать газету, они кое-как это сделают. Нам очень нравится, когда научными коммуникациями и научно-популярными текстами занимаются люди с естественнонаучным бэкграундом, возможно, те, кто уже работают в науке. Как показывает наша практика, научить писать понятные тексты гораздо проще, чем научить журналиста работать с научной информацией. В идеальном курсе не должно быть практически никакой теории, должна быть практика. Научная журналистика, научные коммуникации – это про практическую работу, про написание текстов, про общение с людьми и по учебникам этого никак не выучить.
Сердце научной журналистики (3/3)
Андрей Таршин, начальник отдела маркетинга передовых технологий, «Центр компьютерного инжиниринга»:
Ядро нашей деятельности – разработка высокотехнологичных изделий разного рода в авиастроении, автомобилестроении для лидеров своих отраслей с использованием передовых производственных технологий, цифровых двойников и так далее.
Формат новостей, которые не нравятся журналистам, это формат, который интересен партнерам в B2B, целевой аудиторией такой новости может быть 1 или 2 конкретных человека. Когда мы говорим про вузы, что они пишут скучные новости, за этим просто стоит другая аудитория.
Мы в Питерском Политехе пропагандируем модель Университета 4.0, когда студенты вовлечены в реальные кейсы и промышленные задачи. К коммуникациям применим точно такой же принцип. Это с самого начала вовлечение в учебные и вымышленные кейсы, в реальные задачи. Важно как можно быстрее переходить к практике.
Павел Охонин, исполнительный директор Kama Flow:
Не всегда есть понимание представления информации, чтобы она была актуальна и интересна тем, кто пишет. Мы видим со стороны крупных федеральных СМИ желание и готовность брать новости, в том числе, по сделкам с компаниями, которые нераспиаренные. Рынок может быть не совсем хайповый и очевидный, надо погружаться и разбираться в контенте. Есть очень важная задача эту стену разрушить.
Павел Степанов, заместитель генерального директора ГК «Геоскан»:
Нам пока не хватает компетенций правильного продвижения продуктов. Продвижение продукта через социальные сети позволяет нам увеличивать количество подписчиков, но при этом проекты могли бы получать больший охват, если бы мы привлекали профессиональный PR.
Андрей Таршин, начальник отдела маркетинга передовых технологий, «Центр компьютерного инжиниринга»:
Ядро нашей деятельности – разработка высокотехнологичных изделий разного рода в авиастроении, автомобилестроении для лидеров своих отраслей с использованием передовых производственных технологий, цифровых двойников и так далее.
Формат новостей, которые не нравятся журналистам, это формат, который интересен партнерам в B2B, целевой аудиторией такой новости может быть 1 или 2 конкретных человека. Когда мы говорим про вузы, что они пишут скучные новости, за этим просто стоит другая аудитория.
Мы в Питерском Политехе пропагандируем модель Университета 4.0, когда студенты вовлечены в реальные кейсы и промышленные задачи. К коммуникациям применим точно такой же принцип. Это с самого начала вовлечение в учебные и вымышленные кейсы, в реальные задачи. Важно как можно быстрее переходить к практике.
Павел Охонин, исполнительный директор Kama Flow:
Не всегда есть понимание представления информации, чтобы она была актуальна и интересна тем, кто пишет. Мы видим со стороны крупных федеральных СМИ желание и готовность брать новости, в том числе, по сделкам с компаниями, которые нераспиаренные. Рынок может быть не совсем хайповый и очевидный, надо погружаться и разбираться в контенте. Есть очень важная задача эту стену разрушить.
Павел Степанов, заместитель генерального директора ГК «Геоскан»:
Нам пока не хватает компетенций правильного продвижения продуктов. Продвижение продукта через социальные сети позволяет нам увеличивать количество подписчиков, но при этом проекты могли бы получать больший охват, если бы мы привлекали профессиональный PR.
Антон Алексеев, общественный советник губернатора Ростовской области, победитель первого сезона конкурса управленцев «Лидеры России» – флагманского проекта президентской платформы «Россия – страна возможностей» – назначен генеральным директором вновь созданного акционерного общества «Корпорация по аэрокосмической деятельности «Новый космос». Специально для НОП о планах «Нового космоса»:
«АК «Новый космос» прежде всего создана в целях реализации проектов космической и цифровой сфер для технологического развития нашей страны.
Мы ставим задачи по созданию малых космических аппаратов, созданию цифровых сервисов для исследовательских и образовательных проектов, а также по проведению образовательных, просветительских мероприятий для вовлечения молодежи и ученых.
Уже сегодня по теме космической сферы на юге страны есть наработки – подготовлен первый донской спутник, который ожидает готовности ракеты для запуска, сформированы новые команды – например центра космических технологий «Арктурус», презентованы инициативы по образовательному конструктору для технических вузов страны, подготовлен техническое предложение по облику космического аппарата для мониторинга Севморпути, и даже запущены инициативы Космовсеобуч.рф и курс Chief Space Officer, номинированные на премию «Сноб» – «Сделано в России».
Уверен вместе с развитием данных проектов получится увеличить обороты и привнести новое в космическую отрасль».
«АК «Новый космос» прежде всего создана в целях реализации проектов космической и цифровой сфер для технологического развития нашей страны.
Мы ставим задачи по созданию малых космических аппаратов, созданию цифровых сервисов для исследовательских и образовательных проектов, а также по проведению образовательных, просветительских мероприятий для вовлечения молодежи и ученых.
Уже сегодня по теме космической сферы на юге страны есть наработки – подготовлен первый донской спутник, который ожидает готовности ракеты для запуска, сформированы новые команды – например центра космических технологий «Арктурус», презентованы инициативы по образовательному конструктору для технических вузов страны, подготовлен техническое предложение по облику космического аппарата для мониторинга Севморпути, и даже запущены инициативы Космовсеобуч.рф и курс Chief Space Officer, номинированные на премию «Сноб» – «Сделано в России».
Уверен вместе с развитием данных проектов получится увеличить обороты и привнести новое в космическую отрасль».
Стратегическое планирование – наука и технологии
Масштаб стоящих перед Россией вызовов и задач требует системности в вопросах формирования стратегических приоритетов и доктринального оформления процесса развития. С этой целью указом президента утверждены «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».
Общее руководство данным направлением осуществляет Президент.
Среди целей госполитики стратпланирования – создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития РФ, обеспечения национальной безопасности и эффективного стратегического управления на основе стратегического планирования.
В задачи, помимо прочего, входит организация научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования.
Основные направления: нерерывность цикла, современные методы, архитектура документов (иерархичность, связанность), мониторинг и контроль, совершенствование нормативно-правовой базы, установление требований к участникам. Также отдельно определено осуществление на системной основе научных исследований в сфере стратегического планирования.
В основе всей системы госполитики в сфере стратпланирования лежит четкая иерархия документов, объединенных сквозными мероприятиями и сопряженными индикаторами.
Базой для стратегического планирования является прогнозирование. К таковым документам федерального уровня на долгосрочный период относятся: стратегический прогноз, прогноз социально-экономического развития, прогноз научно-технологического развития, бюджетный прогноз. Эта четверка – источник данных и основа для следующего уровня документов.
Они посвящены стратегическому планированию и разрабатываются в рамках целеполагания на федеральном уровне: послание Президента Федеральному Собранию, стратегия национальной безопасности (и все остальные документы по этой теме), документы стратпланирования по социально-экономическому развитию, стратегия научно-технологического развития РФ.
Отдельно отметим, что вектор исследований и разработок четко зафиксирован на двух фундаментальных уровнях стратегического планирования – прогнозном и целеполагания на федеральном уровне. Это лишний раз подчеркивает и значимость научно-технологического развития, и его сопряженность с проблематикой социально-экономического прогресса и обеспечения национальной безопасности.
К слову, стратегия социально-экономического развития и стратегия пространственного развития РФ отнесены к более низкому уровню целеполагания – по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне.
В развитие всего этого конгломерата доктрин целеполагания реализуется следующий эшелон документов стратегического планирования с фокусом на программирование: основные направления деятельности правительства и единый план; госпрограммы и нацпроекты.
В случае с регионами – те разрабатывают свои собственные документы стратегического планирования, которые должны быть полностью сопряжены с федеральными.
Для сферы науки и высшего образования схема получается прозрачная и логична: прогноз – Стратегия НТР – ГП НТР и нацпроект «Наука и университеты».
Основной методологией всего стратегическо-доктринального уровня является индикативное планирование – то есть формирование системы связанных показателей, с которыми сопрягаются все процессе целеполагания и программирования.
Цикличность стратегического планирования теперь четко определена как 6 лет – она сопряжена со сроком президентских полномочий.
Научно-методологическое обеспечение стратегического планирования нацелено на формирование научно-обоснованных подходов, совершенствование методологии, работу с большими объемами данных, а также методическое обеспечение запуска единого информационного цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления.
В кадровой сфере предполагается (пере)подготовка специалистов, формирование кадрового резерва и внедрение в программы высшего образования модулей по стратегическому планированию.
Подробнее.
Масштаб стоящих перед Россией вызовов и задач требует системности в вопросах формирования стратегических приоритетов и доктринального оформления процесса развития. С этой целью указом президента утверждены «Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации».
Общее руководство данным направлением осуществляет Президент.
Среди целей госполитики стратпланирования – создание условий для долгосрочного устойчивого социально-экономического и научно-технологического развития РФ, обеспечения национальной безопасности и эффективного стратегического управления на основе стратегического планирования.
В задачи, помимо прочего, входит организация научно-методологического, информационно-аналитического и кадрового обеспечения стратегического планирования.
Основные направления: нерерывность цикла, современные методы, архитектура документов (иерархичность, связанность), мониторинг и контроль, совершенствование нормативно-правовой базы, установление требований к участникам. Также отдельно определено осуществление на системной основе научных исследований в сфере стратегического планирования.
В основе всей системы госполитики в сфере стратпланирования лежит четкая иерархия документов, объединенных сквозными мероприятиями и сопряженными индикаторами.
Базой для стратегического планирования является прогнозирование. К таковым документам федерального уровня на долгосрочный период относятся: стратегический прогноз, прогноз социально-экономического развития, прогноз научно-технологического развития, бюджетный прогноз. Эта четверка – источник данных и основа для следующего уровня документов.
Они посвящены стратегическому планированию и разрабатываются в рамках целеполагания на федеральном уровне: послание Президента Федеральному Собранию, стратегия национальной безопасности (и все остальные документы по этой теме), документы стратпланирования по социально-экономическому развитию, стратегия научно-технологического развития РФ.
Отдельно отметим, что вектор исследований и разработок четко зафиксирован на двух фундаментальных уровнях стратегического планирования – прогнозном и целеполагания на федеральном уровне. Это лишний раз подчеркивает и значимость научно-технологического развития, и его сопряженность с проблематикой социально-экономического прогресса и обеспечения национальной безопасности.
К слову, стратегия социально-экономического развития и стратегия пространственного развития РФ отнесены к более низкому уровню целеполагания – по отраслевому и территориальному принципу на федеральном уровне.
В развитие всего этого конгломерата доктрин целеполагания реализуется следующий эшелон документов стратегического планирования с фокусом на программирование: основные направления деятельности правительства и единый план; госпрограммы и нацпроекты.
В случае с регионами – те разрабатывают свои собственные документы стратегического планирования, которые должны быть полностью сопряжены с федеральными.
Для сферы науки и высшего образования схема получается прозрачная и логична: прогноз – Стратегия НТР – ГП НТР и нацпроект «Наука и университеты».
Основной методологией всего стратегическо-доктринального уровня является индикативное планирование – то есть формирование системы связанных показателей, с которыми сопрягаются все процессе целеполагания и программирования.
Цикличность стратегического планирования теперь четко определена как 6 лет – она сопряжена со сроком президентских полномочий.
Научно-методологическое обеспечение стратегического планирования нацелено на формирование научно-обоснованных подходов, совершенствование методологии, работу с большими объемами данных, а также методическое обеспечение запуска единого информационного цифрового информационного пространства в интересах стратегического управления.
В кадровой сфере предполагается (пере)подготовка специалистов, формирование кадрового резерва и внедрение в программы высшего образования модулей по стратегическому планированию.
Подробнее.
Из Армении с любовью к науке
Большое интервью Александра Сергеева «Научно-образовательной политике».
Не все в системе науки и образования знают, что президент Российской академии наук Александр Сергеев является прекрасным дипломатом, который раз за разом «наводит мосты» между академической и вузовской наукой, госкорпорациями, главами регионов.
В эти дни делегация РАН во главе с академиком Александром Сергеевым находится с визитом в Армении. Фактически, это первый за 30 лет визит главы Академии наук в соседнюю республику.
О научном сотрудничестве между Россией и Арменией президент РАН Александр Сергеев рассказал в эксклюзивном интервью с научным руководителем экспертно-аналитического центра НОП Евгением Сжёновым для канала «Научно-образовательная политика» @scienpolicy.
https://telegra.ph/Iz-Armenii-s-lyubovyu-k-nauke-11-09
Большое интервью Александра Сергеева «Научно-образовательной политике».
Не все в системе науки и образования знают, что президент Российской академии наук Александр Сергеев является прекрасным дипломатом, который раз за разом «наводит мосты» между академической и вузовской наукой, госкорпорациями, главами регионов.
В эти дни делегация РАН во главе с академиком Александром Сергеевым находится с визитом в Армении. Фактически, это первый за 30 лет визит главы Академии наук в соседнюю республику.
О научном сотрудничестве между Россией и Арменией президент РАН Александр Сергеев рассказал в эксклюзивном интервью с научным руководителем экспертно-аналитического центра НОП Евгением Сжёновым для канала «Научно-образовательная политика» @scienpolicy.
https://telegra.ph/Iz-Armenii-s-lyubovyu-k-nauke-11-09
Telegraph
Из Армении с любовью к науке
Александр Сергеев, президент РАН: Поездка в Армению, по существу, через 30 лет после того, как распался Советский Союз. И мы пошли, в том числе и в науке, каждая страна по своему пути, и в значительной степени потеряли все сильные моменты, которые нас объединяли.…
Технопредпринимательские амбиции
МГТУ «СТАНКИН» имеет обоснованные амбиции стать лидером в области технологического предпринимательства. Его выпускники стоят у истоков ведущих российских IT– разработчиков САПР (например, Топ-Системы) и таких инновационных компаний как VR-Concept. В 2020 году СТАНКИН завоевал золото WorldSkills Russia в компетенции «Технологическое предпринимательство». В ближайших планах в рамках программы Приоритет-2030 – развернуть на базе университетской «Точки Кипения» пре-акселератор и акселератор технологических стартапов.
Владимир Серебренный, и.о. ректора МГТУ «СТАНКИН» для НОП:
«За последние 2 года на нашем счету уже 7 побед в «Цифровом прорыве». За нашими ребятами охотятся лидеры цифровой трансформации. Мы хотим дать им инструменты для реализации потенциала в сфере предпринимательства. Работа ведется по инженерному и IT-направлению. Уже сейчас проектная деятельность в сфере тех. предпринимательства внедрена в образовательном процессе.
Помимо поддержки с разработкой бизнес-модели и привлечением партнеров и инвесторов, мы будем предоставлять доступ к технологическому оборудованию нашего полигона. Это позволит довести даже сложную разработку до действующего образца».
МГТУ «СТАНКИН» имеет обоснованные амбиции стать лидером в области технологического предпринимательства. Его выпускники стоят у истоков ведущих российских IT– разработчиков САПР (например, Топ-Системы) и таких инновационных компаний как VR-Concept. В 2020 году СТАНКИН завоевал золото WorldSkills Russia в компетенции «Технологическое предпринимательство». В ближайших планах в рамках программы Приоритет-2030 – развернуть на базе университетской «Точки Кипения» пре-акселератор и акселератор технологических стартапов.
Владимир Серебренный, и.о. ректора МГТУ «СТАНКИН» для НОП:
«За последние 2 года на нашем счету уже 7 побед в «Цифровом прорыве». За нашими ребятами охотятся лидеры цифровой трансформации. Мы хотим дать им инструменты для реализации потенциала в сфере предпринимательства. Работа ведется по инженерному и IT-направлению. Уже сейчас проектная деятельность в сфере тех. предпринимательства внедрена в образовательном процессе.
Помимо поддержки с разработкой бизнес-модели и привлечением партнеров и инвесторов, мы будем предоставлять доступ к технологическому оборудованию нашего полигона. Это позволит довести даже сложную разработку до действующего образца».
Telegram
Научно-образовательная политика
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко в СТАНКИНе:
«Считаю, что «Станкин» должен стать одним из лидеров в реализации стратегических инициатив по развитию передовых инженерных школ и университетского технологического предпринимательства. Также важно поддержать работу…
«Считаю, что «Станкин» должен стать одним из лидеров в реализации стратегических инициатив по развитию передовых инженерных школ и университетского технологического предпринимательства. Также важно поддержать работу…
Водородный ключ
Чтобы реализовать национальный потенциал в области водородной энергетики и войти в число мировых лидеров по их производству и экспорту с обеспечением конкурентоспособности экономики страны в условиях глобального энергетического перехода, одной из стратегических инициатив становится создание научно-технологической инфраструктуры для разработки и внедрения отечественных технологий водородной энергетики - научных центров мирового уровня, инжиниринговых центров, полигонов испытания технологий.
Специалисты Томского политехнического университета разработали автоматизированный комплекс для исследования материалов, создаваемых для водородной энергетики. Это первая подобная российская установка для решения широкого круга задач водородного материаловедения. Комплекс работает по модели метода Сивертса, который считают классическим методом исследования растворимости газов, он основан на непосредственном измерении объема газа, поглощенного исследуемым металлом при известных температуре и давлении. Водород в 21 веке становится ключом для декарбонизации промышленности, хотя большинство технологий, способных вывести его на должный уровень, только зарождаются.
Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ), специально для НОП:
Водородные технологии – один из ключевых векторов развития исследовательской и технологической повестки Томского политеха. Он заложен в стратегические исследовательские проекты ТПУ по «Приоритету 2030». По водородной тематике в вузе работают более 150 ученых и инженеров. У нас есть разработки на разных стадиях готовности к внедрению по получению, хранению, применению водорода.
Мы на своей площадке проводим конференцию «Водород. Технологии. Будущее», последняя прошла буквально в конце октября и собрала более 200 участников, в том числе из других стран. Организатор конференции – Консорциум водородных технологий, созданный в 2020 году по инициативе шести научных и образовательных организаций, среди которых – Томский политех.
ТПУ также направил заявку на создание в Томске Центра компетенций НТИ «Водородные технологии». В проекте мы учли все направления водородных технологий. Под каждое подобран индустриальный партнер, с которым будет вестись индивидуальная работа.
Чтобы реализовать национальный потенциал в области водородной энергетики и войти в число мировых лидеров по их производству и экспорту с обеспечением конкурентоспособности экономики страны в условиях глобального энергетического перехода, одной из стратегических инициатив становится создание научно-технологической инфраструктуры для разработки и внедрения отечественных технологий водородной энергетики - научных центров мирового уровня, инжиниринговых центров, полигонов испытания технологий.
Специалисты Томского политехнического университета разработали автоматизированный комплекс для исследования материалов, создаваемых для водородной энергетики. Это первая подобная российская установка для решения широкого круга задач водородного материаловедения. Комплекс работает по модели метода Сивертса, который считают классическим методом исследования растворимости газов, он основан на непосредственном измерении объема газа, поглощенного исследуемым металлом при известных температуре и давлении. Водород в 21 веке становится ключом для декарбонизации промышленности, хотя большинство технологий, способных вывести его на должный уровень, только зарождаются.
Дмитрий Седнев, и.о. ректора Томского политехнического университета (ТПУ), специально для НОП:
Водородные технологии – один из ключевых векторов развития исследовательской и технологической повестки Томского политеха. Он заложен в стратегические исследовательские проекты ТПУ по «Приоритету 2030». По водородной тематике в вузе работают более 150 ученых и инженеров. У нас есть разработки на разных стадиях готовности к внедрению по получению, хранению, применению водорода.
Мы на своей площадке проводим конференцию «Водород. Технологии. Будущее», последняя прошла буквально в конце октября и собрала более 200 участников, в том числе из других стран. Организатор конференции – Консорциум водородных технологий, созданный в 2020 году по инициативе шести научных и образовательных организаций, среди которых – Томский политех.
ТПУ также направил заявку на создание в Томске Центра компетенций НТИ «Водородные технологии». В проекте мы учли все направления водородных технологий. Под каждое подобран индустриальный партнер, с которым будет вестись индивидуальная работа.
Цифровизация обработки
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности. Этот документ скоординирован, в том числе, со Стратегией научно-технологического развития.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие сквозные технологии:
– искусственный интеллект;
– новые производственные технологии;
– робототехника и сенсорика;
– новые коммуникационные интернет-технологии;
– интернет вещей;
– технологии виртуальной и дополненной реальности.
Укрупненные направления цифровой трансформации: организация производства, технологии, продукты, кадры, госуправление. В соответствии с ними будут реализованы 5 ключевых экосистемных проектов:
1. Умное производство.
2. Цифровой инжиниринг.
3. Продукция будущего.
4. Новая модель занятости.
5. Цифровое государственное управление.
Декомпозиция цели цифровизации обрабатывающей промышленности:
1. Технологическая независимость.
2. Коммерциализация результатов НИОКР.
3. Ускорение развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности их продуктов.
Путь – достижение «цифровой зрелости». Ожидаемый результат – повышение производительности труда, рост ВВП в производственном секторе, рост благосостояния граждан.
В документе содержится следующий пассаж: «Ключевые проекты реализации стратегического направления разработаны в тесной взаимосвязи с государственными программами в таких отраслях промышленности, как авиационная, судостроительная, радиоэлектронная, фармацевтическая и производство медицинских товаров, и предусматривают систему мер промышленной политики для гражданских отраслей, в том числе с низким уровнем участия государства в капитале промышленных компаний».
Заметим, что в каждой из этих программ значима доля мероприятий по вектору исследований и разработок.
Задачами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности являются: стимулирование спроса на внутреннем рынке, формирование условий для роста инвестиций в НИОКР, усиление кооперации между российскими предприятиями и их интеграция в масштабные цепочки поставок, повышение производительности труда, стимулирование экспорта промышленной продукции.
Цифровую трансформацию обрабатывающей промышленности будет проводить профильный Минпромторг, соисполнителями которого станут Минэкономразвития, Минцифры, Минфин, Минтруд, ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт.
Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии институтов развития, субъектов деятельности в сфере промышленности и ИТ-отрасли.
Стратегические направления синхронизированы с госпрограммами и нацпроектами и утверждаются на период до 2030 года.
Кроме цифровизации как таковой предполагается и импортозамещение. Об этом свидетельствует интегральный показатель по четырем проектам. Сформулирован он следующим образом: «доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов». Ориентиры поставлены следующие: 37,5% к 2022 г., 39,5% к 2023 г., к 2024 г. – 40,8%.
В целом представленные Стратегические направления - это системный документ по комплексной цифровой перезагрузке обрабатывающей промышленности. Несмотря на то, что в рамках этой стратегии внедрения различного рода инноваций напрямую не прописано привлечение Минобрнауки (а именно это ведомство ответственно за инновации), научных институтов или университетов (имеющих и свои НИОКР, и опыт работы по созданию и внедрению цифровых решений) или Российской академии наук как главного экспертного органа страны, на практике координация все равно будет запущена.
Подробнее: http://government.ru/news/43743/
Премьер-министр Михаил Мишустин утвердил стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности. Этот документ скоординирован, в том числе, со Стратегией научно-технологического развития.
В ходе реализации стратегического направления будут внедрены следующие сквозные технологии:
– искусственный интеллект;
– новые производственные технологии;
– робототехника и сенсорика;
– новые коммуникационные интернет-технологии;
– интернет вещей;
– технологии виртуальной и дополненной реальности.
Укрупненные направления цифровой трансформации: организация производства, технологии, продукты, кадры, госуправление. В соответствии с ними будут реализованы 5 ключевых экосистемных проектов:
1. Умное производство.
2. Цифровой инжиниринг.
3. Продукция будущего.
4. Новая модель занятости.
5. Цифровое государственное управление.
Декомпозиция цели цифровизации обрабатывающей промышленности:
1. Технологическая независимость.
2. Коммерциализация результатов НИОКР.
3. Ускорение развития российских компаний и обеспечение конкурентоспособности их продуктов.
Путь – достижение «цифровой зрелости». Ожидаемый результат – повышение производительности труда, рост ВВП в производственном секторе, рост благосостояния граждан.
В документе содержится следующий пассаж: «Ключевые проекты реализации стратегического направления разработаны в тесной взаимосвязи с государственными программами в таких отраслях промышленности, как авиационная, судостроительная, радиоэлектронная, фармацевтическая и производство медицинских товаров, и предусматривают систему мер промышленной политики для гражданских отраслей, в том числе с низким уровнем участия государства в капитале промышленных компаний».
Заметим, что в каждой из этих программ значима доля мероприятий по вектору исследований и разработок.
Задачами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности являются: стимулирование спроса на внутреннем рынке, формирование условий для роста инвестиций в НИОКР, усиление кооперации между российскими предприятиями и их интеграция в масштабные цепочки поставок, повышение производительности труда, стимулирование экспорта промышленной продукции.
Цифровую трансформацию обрабатывающей промышленности будет проводить профильный Минпромторг, соисполнителями которого станут Минэкономразвития, Минцифры, Минфин, Минтруд, ФАС, Ростехнадзор, Росстандарт.
Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии институтов развития, субъектов деятельности в сфере промышленности и ИТ-отрасли.
Стратегические направления синхронизированы с госпрограммами и нацпроектами и утверждаются на период до 2030 года.
Кроме цифровизации как таковой предполагается и импортозамещение. Об этом свидетельствует интегральный показатель по четырем проектам. Сформулирован он следующим образом: «доля российской электронной продукции, используемой при реализации проектов цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, в общем объеме электронной продукции, используемой при реализации таких проектов». Ориентиры поставлены следующие: 37,5% к 2022 г., 39,5% к 2023 г., к 2024 г. – 40,8%.
В целом представленные Стратегические направления - это системный документ по комплексной цифровой перезагрузке обрабатывающей промышленности. Несмотря на то, что в рамках этой стратегии внедрения различного рода инноваций напрямую не прописано привлечение Минобрнауки (а именно это ведомство ответственно за инновации), научных институтов или университетов (имеющих и свои НИОКР, и опыт работы по созданию и внедрению цифровых решений) или Российской академии наук как главного экспертного органа страны, на практике координация все равно будет запущена.
Подробнее: http://government.ru/news/43743/
government.ru
Правительство утвердило распоряжение о стратегическом направлении цифровой трансформации обрабатывающей промышленности
Распоряжение от 6 ноября 2021 года №3142-р
Forwarded from Cogito ergo sum (канал архиепископа Саввы)
Не прошло и полгода как вас стало 8000 подписчиков.
Традиционно благодарю всех, кто читает и кто цитирует.
Неизменно в первую очередь рекомендую читать Евангелие @gospeleveryday и святых отцов, хотя бы в цитатах, но ежедневно @consensuspatrum
Каналы
О Церкви:
«Церковь это жизнь!» Приходов.ру @prichodru (в последние пару недель несколько изменили подход к каналу, стало ещё интереснее) с их редактором и моим другом @evgeniya_e_zh
Бутовского полигона @Butovo1937 — помнить и знать
архиереев и священников:
Пятигорской епархии @blagokavkaz
митрополита Тверского Амвросия @archbishopambrose
протоиерея Димитрия Карпенко (Белгородская область) @karpenkodm
протоиерея Александра Овчаренко (Запорожье) @ovchapriest
протоиерея Андрея Ефанова (Ивановская область) @chudo_iva
протоиерея Александра Авдюгина (Луганская епархия) @avdjugin
священника Вадима Татуся (Оренбург) @tatusvadim
протоиерея Павла Великанова (Москва) @velikanovka
священника Георгия Максимова (Москва) @OtecGeorgy
митрополита Запорожского Луки @Lekarzp
протоиерея Вячеслава Фомина (Пятигорск) @Word_orthodoks
священник Александр Данилов (Казань) @alsedanilov
коллег
В.Р.Легойды @vladimirlegoyda
В.В.Кипшидзе @angry_opposum
официальные и полуофициальные
пресс-службы Святейшего Патриарха @patriarch_press
с её видеоканалом @SlovoPatriarha
пресс-службы Украинской Православной Церкви @upc_news
О церковной благотворительности @church_charity
Костромской семинарии @seminaria44
Учебного комитета @uchkominfo
авторские и аналитические
Центр Хризма @chrisma_center
Лабарум @hrizmasimpobedishi
Восточная Церковь @Easternchurch
а также @pravblog1 и «Пастырь и паства» @UOCpip
Каналы русских патриотов (всё ещё основное моё чтение в ТГ, помимо каналов по служебной тематике)
Андрея Афанасьева @Andrafanaslive
Дмитрия Конаныхина @grishkafilippov
Андрея Медведева @MedvedevVesti
Егора Холмогорова @holmogortalks
Игоря Дмитриева @russ_orientalist
Романа Антоновского @SonOfMonarchy
персональный и общественный каналы Сергея Григорова @grigorov_prav и @russkievperedi
анонимные или коллективные @rightalt, @vesparevenge, @Otec_Tuck
По общественным и политическим интересам
Адеквата (must read) @politadequate
Марины Ахмедовой @Marinaslovo
Федора Лукьянова и иже с ним @ru_global
а также по научной @scienpolicy и молодежной @youthpolicy политике
История Российской Империи @History_of_the_Empire_Russia
По личным интересам
Алексея Савватеева про математику и не только @savvateev_xyz
про Русский север @zapiskivbukvare
про архитектуру @archichainik и @archi_econ
про картины @kartiny, @pic_history и @shakko_kitsune
про Москву @ecoyase и @moskvafishki
про русский язык @gramota
цитаты @notmythought
Традиционно благодарю всех, кто читает и кто цитирует.
Неизменно в первую очередь рекомендую читать Евангелие @gospeleveryday и святых отцов, хотя бы в цитатах, но ежедневно @consensuspatrum
Каналы
О Церкви:
«Церковь это жизнь!» Приходов.ру @prichodru (в последние пару недель несколько изменили подход к каналу, стало ещё интереснее) с их редактором и моим другом @evgeniya_e_zh
Бутовского полигона @Butovo1937 — помнить и знать
архиереев и священников:
Пятигорской епархии @blagokavkaz
митрополита Тверского Амвросия @archbishopambrose
протоиерея Димитрия Карпенко (Белгородская область) @karpenkodm
протоиерея Александра Овчаренко (Запорожье) @ovchapriest
протоиерея Андрея Ефанова (Ивановская область) @chudo_iva
протоиерея Александра Авдюгина (Луганская епархия) @avdjugin
священника Вадима Татуся (Оренбург) @tatusvadim
протоиерея Павла Великанова (Москва) @velikanovka
священника Георгия Максимова (Москва) @OtecGeorgy
митрополита Запорожского Луки @Lekarzp
протоиерея Вячеслава Фомина (Пятигорск) @Word_orthodoks
священник Александр Данилов (Казань) @alsedanilov
коллег
В.Р.Легойды @vladimirlegoyda
В.В.Кипшидзе @angry_opposum
официальные и полуофициальные
пресс-службы Святейшего Патриарха @patriarch_press
с её видеоканалом @SlovoPatriarha
пресс-службы Украинской Православной Церкви @upc_news
О церковной благотворительности @church_charity
Костромской семинарии @seminaria44
Учебного комитета @uchkominfo
авторские и аналитические
Центр Хризма @chrisma_center
Лабарум @hrizmasimpobedishi
Восточная Церковь @Easternchurch
а также @pravblog1 и «Пастырь и паства» @UOCpip
Каналы русских патриотов (всё ещё основное моё чтение в ТГ, помимо каналов по служебной тематике)
Андрея Афанасьева @Andrafanaslive
Дмитрия Конаныхина @grishkafilippov
Андрея Медведева @MedvedevVesti
Егора Холмогорова @holmogortalks
Игоря Дмитриева @russ_orientalist
Романа Антоновского @SonOfMonarchy
персональный и общественный каналы Сергея Григорова @grigorov_prav и @russkievperedi
анонимные или коллективные @rightalt, @vesparevenge, @Otec_Tuck
По общественным и политическим интересам
Адеквата (must read) @politadequate
Марины Ахмедовой @Marinaslovo
Федора Лукьянова и иже с ним @ru_global
а также по научной @scienpolicy и молодежной @youthpolicy политике
История Российской Империи @History_of_the_Empire_Russia
По личным интересам
Алексея Савватеева про математику и не только @savvateev_xyz
про Русский север @zapiskivbukvare
про архитектуру @archichainik и @archi_econ
про картины @kartiny, @pic_history и @shakko_kitsune
про Москву @ecoyase и @moskvafishki
про русский язык @gramota
цитаты @notmythought
Forwarded from НОП.РЕКТОРЫ
Проректор Мурманского государственного технического университета отмечает, рассуждая об эффективности административно-управленческого механизма своего вуза:
Предпочитаю чай пить на кафедре. Там отдыхаю душой. И заодно веду занятия. Сейчас около 60% моей работы - на корзину. Программы, стратегии, Положения и т.д., которые никто не читает. Но все требуют наличия... Подушевое финансирование убило ВО. Но можно бесконечно долго говорить как все плохо. Извечный вопрос: что делать?
Редакция НОП.РЕКТОРЫ считает, что в оценке эффективности работы ректоров вузов неплохо было бы ввести группу критериев, которые будут отвечать за командность работы руководства вузов.
Очевидно, что в вузах с плохой организацией управленческих связей и атмосферой недоверия в коллективе не будет никакого научно-технологического прорыва и развития.
А будет деградация потенциала, демотивация коллектива и контингента учащихся, нецелевое расходование бюджета и профанация понятия Университет.
Ни один вуз из Мурманской области не победил в программе "Приоритет 2030".
Предпочитаю чай пить на кафедре. Там отдыхаю душой. И заодно веду занятия. Сейчас около 60% моей работы - на корзину. Программы, стратегии, Положения и т.д., которые никто не читает. Но все требуют наличия... Подушевое финансирование убило ВО. Но можно бесконечно долго говорить как все плохо. Извечный вопрос: что делать?
Редакция НОП.РЕКТОРЫ считает, что в оценке эффективности работы ректоров вузов неплохо было бы ввести группу критериев, которые будут отвечать за командность работы руководства вузов.
Очевидно, что в вузах с плохой организацией управленческих связей и атмосферой недоверия в коллективе не будет никакого научно-технологического прорыва и развития.
А будет деградация потенциала, демотивация коллектива и контингента учащихся, нецелевое расходование бюджета и профанация понятия Университет.
Ни один вуз из Мурманской области не победил в программе "Приоритет 2030".
Forwarded from Майский указ
Дмитрий Чернышенко продолжает наращивать административный ресурс. В соответствии с решением вице-премьера и руководителя аппарата Правительства Дмитрия Григоренко он назначен куратором федеральной территории "Сириус", во главе которой стоит руководитель образовательного фонда "Талант и успех" Елена Шмелева.
Марат Хуснуллин добровольно передал господину Чернышенко столь мощный административный ресурс, которым является "Сириус". Соответственно, структурным подразделением, которое будет отстаивать интересы федеральной территории в аппарате Белого дома определен Департамент просвещения, высшего образования и науки.
Марат Хуснуллин добровольно передал господину Чернышенко столь мощный административный ресурс, которым является "Сириус". Соответственно, структурным подразделением, которое будет отстаивать интересы федеральной территории в аппарате Белого дома определен Департамент просвещения, высшего образования и науки.
"Научно-образовательная политика" со своими партнёрами готовит курс обучения команд проректоров по PR/GR, руководителей и сотрудников пресс-служб и PR-служб университетов.
Обучение будет бесплатным.
Помогите нам собрать учебную программу, которая действительно будет полезна вам и вашему вузу. Выберите до 3 вариантов ответа.
Обучение будет бесплатным.
Помогите нам собрать учебную программу, которая действительно будет полезна вам и вашему вузу. Выберите до 3 вариантов ответа.
Что важнее всего в рамках бесплатного тренинга ответственных за PR/GR вуза:
Anonymous Poll
18%
Что ответственные научатся писать человеческим, а не канцелярским языком, и для разных аудиторий
12%
Что по его итогам лидеры вуза "выйдут в народ" и сами начнут вести аккаунты в соцсетях
12%
Что пресс-служба перестанет писать скучные тексты речи для ректора. Если ректор - пиши сам!
14%
Что пресс-службы начнут эффективно коммуницировать напрямую с учеными вуза
16%
Что все в вузе поймут, как стать интересными федеральным медиа, как войти в повестку
38%
Что все научатся работать в Telegram
ВАК-формирование
Правительство внесло изменения в порядок формирования состава Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки.
Цель, как она сформулирована на сайте Министерства науки и высшего образования: «Изменения в Положении о ВАК Минобрнауки России направлены на совершенствование государственной системы научной аттестации, укрепление авторитета комиссии, обеспечение прозрачности и гибкости процедуры формирования ее состава, привлечение наиболее квалифицированных специалистов, в том числе по узкой тематике. Постановление обеспечит условия сохранения экспертного потенциала комиссии, создаст дополнительные гарантии преемственности и устойчивости ее работы, объективности принимаемых ВАК решений».
Утвержден многоэтапный механизм формирования состава ВАК. В начале Министерство созывает коллегиальный орган из докторов наук и специалистов в различных сферах, представляющих ФОИВ и регионы, общественные организации и академии наук (в первую очередь – РАН). Далее – объявляет прием представлений от научных и образовательных организаций, причем не позднее чем за 5 месяцев до истечения срока полномочий текущего состава Комиссии. Коллегиальный орган рассматривает кандидатуры и представляет Минобрнауки предлагаемый состав ВАК (включая руководство и президиум), который ведомство формирует. А утверждает итоговый перечень уже Правительство.
При отборе кандидатов в состав Комиссии предлагается учитывать стандартный набор показателей: монографии и научных журналах из международных баз данных, индекс Хирша, стаж, количество подготовленных аспирантов и докторантов, наличие патентов и госнаград.
Факторами при отборе должна стать наполненность всех научных направлений, а также федеральных округов. Всего в ВАК могут входить до 150 человек. Руководство Комиссии – председатель, его заместители и главный ученый секретарь.
Срок полномочий Комиссии составляет 4 года, причем любой член не может входить в нее более 2 сроков подряд. Объем регулярного обновления должен составлять не менее одной трети. Формируется Президиум из председателя, замов, главного ученого секретаря и членов ВАК.
Четко прописаны те обстоятельства, которые могут привести к досрочному прекращению полномочий члена Комиссии или ее руководства: 3 нарушения подряд, лишение степени доктора наук, недостоверные сведения, по собственному желанию. Решение об этом принимает Правительство по представлению Минобрнауки. Также ведомство при наличии уважительных причин в праве назначить врио главного ученого секретаря на срок не более 6 месяцев.
Изменения в порядок формирования ВАК не носят фундаментальный характер, скорее речь идет об исправлении явных недочетов и расстановке акцентов. Окончательно решается спорный вопрос о том, сколько сроков может председатель ВАК занимать свое кресло – новая формулировка (хотя, все равно не бесспорная) ограничивает эту возможность двумя сроками подряд по 4 года.
Усилен вектор участия профессионального сообщества в формировании состава ВАК, хотя и опосредованно – исключительно через институциональные форматы.
Предусмотрен необходимый объем ротации состава (не менее трети раз в 4 года) и максимальное количество сроков – 2 подряд. Это должно способствовать большей гибкости и предотвращать консервацию состава ВАК. Как это будет в реальности – покажет ближайшая ротация.
Изменения должны повысить научный уровень состава ВАК, а также снизить объем общественной критики – однако, перечень требований и общая механика формирования состава Комиссии пока далеки от полной прозрачности.
Более жесткий контроль должен повысить ответственность руководства и состава ВАК, однако и он не свободен от возможного манипулирования.
Кроме того, перемены не затрагивают фундаментальные противоречия в работе Комиссии – формализм и бюрократизированность. Представляется, что это рабочие изменения, которые должны помочь ВАКу добраться до момента тотальной и полноценной перезагрузки.
Подробнее: Постановление Правительства и новость на сайте Минобрнауки
Правительство внесло изменения в порядок формирования состава Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки.
Цель, как она сформулирована на сайте Министерства науки и высшего образования: «Изменения в Положении о ВАК Минобрнауки России направлены на совершенствование государственной системы научной аттестации, укрепление авторитета комиссии, обеспечение прозрачности и гибкости процедуры формирования ее состава, привлечение наиболее квалифицированных специалистов, в том числе по узкой тематике. Постановление обеспечит условия сохранения экспертного потенциала комиссии, создаст дополнительные гарантии преемственности и устойчивости ее работы, объективности принимаемых ВАК решений».
Утвержден многоэтапный механизм формирования состава ВАК. В начале Министерство созывает коллегиальный орган из докторов наук и специалистов в различных сферах, представляющих ФОИВ и регионы, общественные организации и академии наук (в первую очередь – РАН). Далее – объявляет прием представлений от научных и образовательных организаций, причем не позднее чем за 5 месяцев до истечения срока полномочий текущего состава Комиссии. Коллегиальный орган рассматривает кандидатуры и представляет Минобрнауки предлагаемый состав ВАК (включая руководство и президиум), который ведомство формирует. А утверждает итоговый перечень уже Правительство.
При отборе кандидатов в состав Комиссии предлагается учитывать стандартный набор показателей: монографии и научных журналах из международных баз данных, индекс Хирша, стаж, количество подготовленных аспирантов и докторантов, наличие патентов и госнаград.
Факторами при отборе должна стать наполненность всех научных направлений, а также федеральных округов. Всего в ВАК могут входить до 150 человек. Руководство Комиссии – председатель, его заместители и главный ученый секретарь.
Срок полномочий Комиссии составляет 4 года, причем любой член не может входить в нее более 2 сроков подряд. Объем регулярного обновления должен составлять не менее одной трети. Формируется Президиум из председателя, замов, главного ученого секретаря и членов ВАК.
Четко прописаны те обстоятельства, которые могут привести к досрочному прекращению полномочий члена Комиссии или ее руководства: 3 нарушения подряд, лишение степени доктора наук, недостоверные сведения, по собственному желанию. Решение об этом принимает Правительство по представлению Минобрнауки. Также ведомство при наличии уважительных причин в праве назначить врио главного ученого секретаря на срок не более 6 месяцев.
Изменения в порядок формирования ВАК не носят фундаментальный характер, скорее речь идет об исправлении явных недочетов и расстановке акцентов. Окончательно решается спорный вопрос о том, сколько сроков может председатель ВАК занимать свое кресло – новая формулировка (хотя, все равно не бесспорная) ограничивает эту возможность двумя сроками подряд по 4 года.
Усилен вектор участия профессионального сообщества в формировании состава ВАК, хотя и опосредованно – исключительно через институциональные форматы.
Предусмотрен необходимый объем ротации состава (не менее трети раз в 4 года) и максимальное количество сроков – 2 подряд. Это должно способствовать большей гибкости и предотвращать консервацию состава ВАК. Как это будет в реальности – покажет ближайшая ротация.
Изменения должны повысить научный уровень состава ВАК, а также снизить объем общественной критики – однако, перечень требований и общая механика формирования состава Комиссии пока далеки от полной прозрачности.
Более жесткий контроль должен повысить ответственность руководства и состава ВАК, однако и он не свободен от возможного манипулирования.
Кроме того, перемены не затрагивают фундаментальные противоречия в работе Комиссии – формализм и бюрократизированность. Представляется, что это рабочие изменения, которые должны помочь ВАКу добраться до момента тотальной и полноценной перезагрузки.
Подробнее: Постановление Правительства и новость на сайте Минобрнауки
publication.pravo.gov.ru
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1884 ∙ Официальное опубликование правовых актов ∙ Официальный…
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2021 № 1884
"О внесении изменений в Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации"
"О внесении изменений в Положение о Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации"
Обратите внимание на обилие вузовской повестки и темп Комитета по молодёжной политике Государственной Думы.
Он уже по насыщенности научно-образовательной тематики сравнялся с профильным Комитетом по науке и высшему образованию, причём Артём Метелев выстраивает работу коллег-депутатов в одной команде с Минобрнауки РФ.
А буквально через неделю, при непосредственном участии НОП, в одном из ведущих вузов страны пройдёт большая встреча Артёма Метелева со студентами, где без цензуры обсудим самые горящие задачи молодёжной политики.
https://news.1rj.ru/str/artemmetelev/922
Он уже по насыщенности научно-образовательной тематики сравнялся с профильным Комитетом по науке и высшему образованию, причём Артём Метелев выстраивает работу коллег-депутатов в одной команде с Минобрнауки РФ.
А буквально через неделю, при непосредственном участии НОП, в одном из ведущих вузов страны пройдёт большая встреча Артёма Метелева со студентами, где без цензуры обсудим самые горящие задачи молодёжной политики.
https://news.1rj.ru/str/artemmetelev/922
Telegram
Артем Метелев / Одобрено
Сегодня проводим сразу 2 заседания Комитета по молодежной политике в один день - в 10.00 и 14.00. Старожилы говорят мол не помнят, чтобы такое было.
В 10.00 - организационное, обсудим мероприятия до конца года,
Международный день студента и утвердим план…
В 10.00 - организационное, обсудим мероприятия до конца года,
Международный день студента и утвердим план…