Александр Сергеев, президент РАН, на совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию:
Главное – рост престижа науки и привлечение внимание к науке и высоким технологиям. Прежде всего нужно отметить реинкарнацию общества «Знание» с новыми форматами общения, в первую очередь с молодежью.
Неделю назад РАН со «Знанием» провела конгресс «Научно-технологический прорыв 2030», где с демонстрацией на всю страну были заслушаны выступления руководителей и представителей крупнейших наукоориентированных компаний – Росатом, РЖД, Роскосмос и др.
Это было проведено, чтобы показать – уже сейчас есть большое количество примеров взаимодействия крупных компаний с институтами. Надеемся, что к 2030 году это будет в обычной практике.
Вторым очень важным результатом считаем старт программы «Приоритет-2030». Это, в том числе и университеты, которые работают в регионах. Считаем, что ее важнейшая особенность – мы теперь ориентируемся на подготовку кадров в интересах наших работодателей, наиболее технологически развитых. Именно подготовка кадров для них обеспечит развитие экономики по пути наиболее эффективного восприятия знаний и перевода их в технологии.
Мы имеем в рамках программы еще одну важную особенность – ориентацию не просто на внутренние потребности развития университетов, но на развитие целых консорциумов.
Значительная часть университетов – региональные вузы, которые ведут работы не только в тех направлениях, которые интересны регионам, но и в целом по исследовательскому треку.
Важной особенностью «Приоритета-2030» явилось то, что конкурс стал одновременно и оценкой (рейтингованием) университетов на основе серьезной.
Считаем, что пришло время, чтобы подобный подход был применен и для наших научных организаций. Считаем очень правильным предложить заняться разработкой программы аналогичной «Приоритету-2030» для наших научных учреждений независимо от ведомственной принадлежности.
Это важно по отношению к НИИ в регионах – они определяют уровень развития науки и самих субъектов. Главное направление поддержки должно быть обновление и оснащение передовым инструментарием и оборудованием наших лабораторий. К сожалению в рамках НП «Наука» средства на обновление приборной базы очень невелики. Около 90 млрд рублей на всю науку – на все НИИ и университеты сроком на 5 лет. Это явно недостаточно. Современный парк оборудования должен обязательно обновляться в течение 5-10 лет, потому что старые приборы просто неэффективно. А владеть уникальными приборами – это возможность получения знаний первыми, получения научного и научно-технологического лидерства.
Говоря о приоритетах науки, я бы хотел остановиться на демографии. Она традиционно больше относится к социальной сфере. Но решение проблем улучшения демографии, здорового и активного долголетия находится не только в сфере пенсионного обеспечения соцвыплат, но и в использовании современных научных подходах: биологии, медицины, социологии и т.п.
В РАН завершается подготовка мультидисциплинарной программы и мы очень бы просили поддержать ее, в том числе и со стороны регионов. У каждого из вас, уважаемые губернаторы, есть своя демографическая специфика.
Приближается дата 8 февраля 2024 года – будет отмечаться 300-летие РАН. Действует оргкомитет, есть программа мероприятий. Это и Всемирный научно-образовательный конгресс в Санкт-Петербурге, конференции и пр. В ряде регионов страны формируются свои программы. Уважаемые губернаторы, мы бы просили вас рассматривать эту дату как общий праздник для всех и присоединиться в 2024-му году к празднованию.
Хотим предложить 2024 год в России назвать Год Российской академии наук, а в 2023 году присоединиться к глобальному Году фундаментальной науки в интересах устойчивого развития.
Главное – рост престижа науки и привлечение внимание к науке и высоким технологиям. Прежде всего нужно отметить реинкарнацию общества «Знание» с новыми форматами общения, в первую очередь с молодежью.
Неделю назад РАН со «Знанием» провела конгресс «Научно-технологический прорыв 2030», где с демонстрацией на всю страну были заслушаны выступления руководителей и представителей крупнейших наукоориентированных компаний – Росатом, РЖД, Роскосмос и др.
Это было проведено, чтобы показать – уже сейчас есть большое количество примеров взаимодействия крупных компаний с институтами. Надеемся, что к 2030 году это будет в обычной практике.
Вторым очень важным результатом считаем старт программы «Приоритет-2030». Это, в том числе и университеты, которые работают в регионах. Считаем, что ее важнейшая особенность – мы теперь ориентируемся на подготовку кадров в интересах наших работодателей, наиболее технологически развитых. Именно подготовка кадров для них обеспечит развитие экономики по пути наиболее эффективного восприятия знаний и перевода их в технологии.
Мы имеем в рамках программы еще одну важную особенность – ориентацию не просто на внутренние потребности развития университетов, но на развитие целых консорциумов.
Значительная часть университетов – региональные вузы, которые ведут работы не только в тех направлениях, которые интересны регионам, но и в целом по исследовательскому треку.
Важной особенностью «Приоритета-2030» явилось то, что конкурс стал одновременно и оценкой (рейтингованием) университетов на основе серьезной.
Считаем, что пришло время, чтобы подобный подход был применен и для наших научных организаций. Считаем очень правильным предложить заняться разработкой программы аналогичной «Приоритету-2030» для наших научных учреждений независимо от ведомственной принадлежности.
Это важно по отношению к НИИ в регионах – они определяют уровень развития науки и самих субъектов. Главное направление поддержки должно быть обновление и оснащение передовым инструментарием и оборудованием наших лабораторий. К сожалению в рамках НП «Наука» средства на обновление приборной базы очень невелики. Около 90 млрд рублей на всю науку – на все НИИ и университеты сроком на 5 лет. Это явно недостаточно. Современный парк оборудования должен обязательно обновляться в течение 5-10 лет, потому что старые приборы просто неэффективно. А владеть уникальными приборами – это возможность получения знаний первыми, получения научного и научно-технологического лидерства.
Говоря о приоритетах науки, я бы хотел остановиться на демографии. Она традиционно больше относится к социальной сфере. Но решение проблем улучшения демографии, здорового и активного долголетия находится не только в сфере пенсионного обеспечения соцвыплат, но и в использовании современных научных подходах: биологии, медицины, социологии и т.п.
В РАН завершается подготовка мультидисциплинарной программы и мы очень бы просили поддержать ее, в том числе и со стороны регионов. У каждого из вас, уважаемые губернаторы, есть своя демографическая специфика.
Приближается дата 8 февраля 2024 года – будет отмечаться 300-летие РАН. Действует оргкомитет, есть программа мероприятий. Это и Всемирный научно-образовательный конгресс в Санкт-Петербурге, конференции и пр. В ряде регионов страны формируются свои программы. Уважаемые губернаторы, мы бы просили вас рассматривать эту дату как общий праздник для всех и присоединиться в 2024-му году к празднованию.
Хотим предложить 2024 год в России назвать Год Российской академии наук, а в 2023 году присоединиться к глобальному Году фундаментальной науки в интересах устойчивого развития.
Виктор Садовничий, ректор МГУ, председатель Российского совета ректоров, на совместном заседании Госсовета и Совета по науке и образованию:
Третья миссия – это служение обществу. Вклад университета в социально-экономическое развитие региона, страны, участие в реализации волонтерских и благотворительных проектов. Примером этому является программа «Вернадский» - сеть научно-образовательных консорциумов. Мы подписали с 27 субъектами такие консорциумы, готовятся 18 с главами регионов. В активе программы более 300 реализованных проектов.
Крупные корпорации стали активнее вкладываться в науку и научную инфраструктуру. Предложил бы учитывать это в показателях.
Компании 5Р – Росатом, Ростех, Роснефть, Русал, РЖД. В качестве примера – сотрудничество с Росатомом по созданию филиала МГУ как части Национального центра физики и математики в Сарове.
Долина «Воробьевы горы» задумана как интерфейс между университетом и промышленностью, подготовки кадров для цифровой экономики.
Давайте вспомним, какую роль играли научно-популярные журналы: «Наука и жизнь», «Знание – сила» и др. Такие журналы нуждаются в поддержке со стороны государства. Это важно для поддержания научной среды в регионах, популяризации науки в регионах, создания музеев науки. Многие мероприятия общества «Знания» могли бы проходить там.
Последние 20 лет – это время системной политики в области науки и технологий.
Третья миссия – это служение обществу. Вклад университета в социально-экономическое развитие региона, страны, участие в реализации волонтерских и благотворительных проектов. Примером этому является программа «Вернадский» - сеть научно-образовательных консорциумов. Мы подписали с 27 субъектами такие консорциумы, готовятся 18 с главами регионов. В активе программы более 300 реализованных проектов.
Крупные корпорации стали активнее вкладываться в науку и научную инфраструктуру. Предложил бы учитывать это в показателях.
Компании 5Р – Росатом, Ростех, Роснефть, Русал, РЖД. В качестве примера – сотрудничество с Росатомом по созданию филиала МГУ как части Национального центра физики и математики в Сарове.
Долина «Воробьевы горы» задумана как интерфейс между университетом и промышленностью, подготовки кадров для цифровой экономики.
Давайте вспомним, какую роль играли научно-популярные журналы: «Наука и жизнь», «Знание – сила» и др. Такие журналы нуждаются в поддержке со стороны государства. Это важно для поддержания научной среды в регионах, популяризации науки в регионах, создания музеев науки. Многие мероприятия общества «Знания» могли бы проходить там.
Последние 20 лет – это время системной политики в области науки и технологий.
Академики РАН, отвечающие за научную премию Сбера, рассказали, какие прорывы в науке ждут нас в ближайшие 10 лет
На Конгрессе молодых ученых в Сириусе Сбер провел сессию о будущем науки. Какие открытия нас ждут в биологии, химии, физике, математике и искусственном интеллекте? Об этом рассуждали выдающиеся представители российской науки: Ольга Донцова — академик РАН, заведующая кафедрой химии природных соединений Химического факультета МГУ, Александр Кулешов — академик РАН, ректор Сколтеха и Алексей Хохлов — академик, вице-президент РАН, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов Физического факультета МГУ.
Недавно Донцова, Кулешов и Хохлов возглавили ученые советы научной премии Сбера с призовым фондом в 60 млн рублей. Премия призвана поддержать талантливых ученых, ведущих активные исследования в России с прицелом на научные прорывы.
Запись сессии о будущем науки по ссылке: https://sber.me/?p=S6XVr
На Конгрессе молодых ученых в Сириусе Сбер провел сессию о будущем науки. Какие открытия нас ждут в биологии, химии, физике, математике и искусственном интеллекте? Об этом рассуждали выдающиеся представители российской науки: Ольга Донцова — академик РАН, заведующая кафедрой химии природных соединений Химического факультета МГУ, Александр Кулешов — академик РАН, ректор Сколтеха и Алексей Хохлов — академик, вице-президент РАН, заведующий кафедрой физики полимеров и кристаллов Физического факультета МГУ.
Недавно Донцова, Кулешов и Хохлов возглавили ученые советы научной премии Сбера с призовым фондом в 60 млн рублей. Премия призвана поддержать талантливых ученых, ведущих активные исследования в России с прицелом на научные прорывы.
Запись сессии о будущем науки по ссылке: https://sber.me/?p=S6XVr
www.sberbank.ru
СберПресс — СберБанк
Два совета и Циркон
Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совместное заседание Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию.
В первом блоке выступили: сам президент, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, губернатор Новосибирской области и председатель комиссии «Наука» Госсовета Андрей Травников, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, президент РАН Александр Сергеев, и ректор МГУ Виктор Садовничий.
Ключевая мысль главы государства: «Развитие России, наших регионов возможно только вместе с наукой».
Важнейшие траектории научно-технологического развития, которые были обозначены в выступлениях: продление программы НОЦ, укрепление системы поддержки молодых ученых (в том числе - аспирантов), усиление интеграции между наукой - с госкорпорациями и регионами (через региональные программы НТР, сопряженны с госпрограммой), перезагрузка программы мегагрантов, либерализация требований северных надбавок для ученых, многовекторный подход к решению квартирного вопроса.
Краткое содержание второй части совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию:
Глава Республики Коми Владимир Уйба активно лоббировал свой НОЦ «Экоцентр» (просил поддержку федерального бюджета тем центрам, что созданы и активно работают), а также Сыктывкарский госуниверситет как базу для одного из будущих кампусов мирового уровня.
Какое-то время спустя уже свою Мурманскую область в кампусных вопросах продвигал Андрей Чибис. Правда, Владимир Путин ответил, что на первом этапе снижения входных требований не будет.
Глава КПРФ Геннадий Зюганов заявил президенту: «Наша партия никогда не выступала против вакцинации». В остальном был ожидаем – рейдерский захват передовых хозяйств, отменить ЕГЭ, вернуть всё в РАН.
Вечный оппонент коммунистов Владимир Жириновский (ЛДПР) обратил внимание на то, что и Дмитрий Песков, и он сам – тюркологи, но работают не по специальности. Помимо всего прочего посетовал, что его не пустили прочитать лекцию в рамках мероприятий общества «Знание». Президент пообещал, что Владимир Вольфович выступит по своей основной специальности – востоковедению.
Вообще лидер ЛДПР говорил о многих важных сюжетах – развитии Дальнего Востока (не через отмену там ЕГЭ, конечно, это надо делать), важности популяризации науки и технологий, просвещения, создании фильмов, обновлении набора специальностей и технологии распределении КЦП. Поставлен был и вопрос о том, что должны быть профессиональные комментаторы по вопросам науки, чтобы не отрывать ученых на несвойственные для них задачи.
Весьма актуально прозвучало предложение перераспределять бюджетные места на приграничные геостратегические территории для привлечения соотечественников.
Алексей Нечаев из Новых людей продвигал обучение предпринимательским компетенциям, которое ведет Faberlic (а теперь и партия). В общем-то здравая инициатива, которая уже реализуется в более глобальных форматах – например, в рамках платформы студенческого технологического предпринимательства.
Однако, главная новость была озвучена президентом Владимиром Путиным в самом конце:
«Сегодня под утро проведен залповый пуск гиперзвуковой ракеты «Циркон». Испытания проведены успешно, безупречно. Это большое событие в жизни страны и существенный шаг в обеспечении безопасности страны и повышения ее обороноспособности».
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/67448
Президент Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совместное заседание Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию.
В первом блоке выступили: сам президент, вице-премьер Дмитрий Чернышенко, губернатор Новосибирской области и председатель комиссии «Наука» Госсовета Андрей Травников, губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, президент РАН Александр Сергеев, и ректор МГУ Виктор Садовничий.
Ключевая мысль главы государства: «Развитие России, наших регионов возможно только вместе с наукой».
Важнейшие траектории научно-технологического развития, которые были обозначены в выступлениях: продление программы НОЦ, укрепление системы поддержки молодых ученых (в том числе - аспирантов), усиление интеграции между наукой - с госкорпорациями и регионами (через региональные программы НТР, сопряженны с госпрограммой), перезагрузка программы мегагрантов, либерализация требований северных надбавок для ученых, многовекторный подход к решению квартирного вопроса.
Краткое содержание второй части совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию:
Глава Республики Коми Владимир Уйба активно лоббировал свой НОЦ «Экоцентр» (просил поддержку федерального бюджета тем центрам, что созданы и активно работают), а также Сыктывкарский госуниверситет как базу для одного из будущих кампусов мирового уровня.
Какое-то время спустя уже свою Мурманскую область в кампусных вопросах продвигал Андрей Чибис. Правда, Владимир Путин ответил, что на первом этапе снижения входных требований не будет.
Глава КПРФ Геннадий Зюганов заявил президенту: «Наша партия никогда не выступала против вакцинации». В остальном был ожидаем – рейдерский захват передовых хозяйств, отменить ЕГЭ, вернуть всё в РАН.
Вечный оппонент коммунистов Владимир Жириновский (ЛДПР) обратил внимание на то, что и Дмитрий Песков, и он сам – тюркологи, но работают не по специальности. Помимо всего прочего посетовал, что его не пустили прочитать лекцию в рамках мероприятий общества «Знание». Президент пообещал, что Владимир Вольфович выступит по своей основной специальности – востоковедению.
Вообще лидер ЛДПР говорил о многих важных сюжетах – развитии Дальнего Востока (не через отмену там ЕГЭ, конечно, это надо делать), важности популяризации науки и технологий, просвещения, создании фильмов, обновлении набора специальностей и технологии распределении КЦП. Поставлен был и вопрос о том, что должны быть профессиональные комментаторы по вопросам науки, чтобы не отрывать ученых на несвойственные для них задачи.
Весьма актуально прозвучало предложение перераспределять бюджетные места на приграничные геостратегические территории для привлечения соотечественников.
Алексей Нечаев из Новых людей продвигал обучение предпринимательским компетенциям, которое ведет Faberlic (а теперь и партия). В общем-то здравая инициатива, которая уже реализуется в более глобальных форматах – например, в рамках платформы студенческого технологического предпринимательства.
Однако, главная новость была озвучена президентом Владимиром Путиным в самом конце:
«Сегодня под утро проведен залповый пуск гиперзвуковой ракеты «Циркон». Испытания проведены успешно, безупречно. Это большое событие в жизни страны и существенный шаг в обеспечении безопасности страны и повышения ее обороноспособности».
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/67448
Президент России
Совместное заседание Государственного Совета и Совета по науке и образованию
Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совместное заседание Государственного Совета и Совета при Президенте по науке и образованию. Обсуждались итоги Года науки и технологий в России, дальнейшее развитие отечественного научного потенциала.
С 22 декабря временно исполняющим обязанности ректора Казанского (Приволжского) федерального университета назначен Дмитрий Альбертович Таюрский. До назначения Дмитрий Таюрский работал проректором по научной деятельности КФУ.
Фото: выступление Дмитрия Таюрского на стратсессии СВФУ/НОП/ВЭБ.РФ "Университеты и развитие геостратегических территорий России". Якутск, март 2021 года.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/2272
Фото: выступление Дмитрия Таюрского на стратсессии СВФУ/НОП/ВЭБ.РФ "Университеты и развитие геостратегических территорий России". Якутск, март 2021 года.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/2272
ЕГЭ как вступительный
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев подтвердил – идет серьезная работа, итогом которой может стать окончательная ассоциация ЕГЭ не со школьным, а с высшим образованием.
Анзор Музаев отметил:
«Мы провели [кампанию по сдаче ЕГЭ в 2021 году] в рамках постановления правительства, оно позволяло это сделать, ничего трагичного не произошло. Дети получили аттестат. Если они когда-то захотят поступать в высшее учебное заведение, у них есть право заявиться на ЕГЭ, как у выпускников прошлых лет, сдать этот экзамен и поступить в высшее учебное заведение. И эти два года показали, что каких-то рисков в том, что такой формат будет, нет».
Это заявление подтверждает, что ключевой развилкой теперь становится не 11-й, а 9-й класс. Одна траектория – 10-11 классы и сдача ЕГЭ с целью поступления в вуз. Здесь все три элемента взаимно обусловливают друг друга.
Единый государственный экзамен из школьного выпускного испытания становится университетским вступительным. Старшая школа нужна исключительно для подготовки к ЕГЭ. И все это нужно в общем-то только для поступления в вузы.
Вторая траектория – СПО. Половина, а то и больше выпускников 9-го класса идут сейчас в колледжи и техникумы. Причин тому много, но важно, что при этом развиваются сопряженные программы СПО-вузы. С учетом перспектив введения прикладного бакалавриата, а также возможности получения подтверждения квалификации в ходе получения высшего образования, этот вектор, также минующий ЕГЭ, будет все более востребованным.
Важно, что поступление в учреждения системы СПО проводится по аттестату, то есть ОГЭ (ЕГЭ для 9-классников) нужен лишь для поступления в 10 класс (которое нужно только для ЕГЭ – получения высшего образования). «ЕГЭ-как-вступительный» означает, что и ОГЭ может перейти в тот же статус.
Подобное разветвление после 9-го класса усиливает аргументы ко все более активному продвижению университетов в пространство школы. 10 и 11 класс можно рассматривать теперь как предуниверсарий, где идет подготовка к вступительным экзаменам вкупе с профильным обучением.
Это потребует серьезного психологического шага – признать и принять то, что фактически школа становится 9-летней.
С другой стороны, новый формат ЕГЭ окончательно должен освободить учреждения СПО от необходимости в больших масштабах преподавать «школьные предметы», что послужит профессионализации и интенсификации подготовки.
Формат «ЕГЭ-как-вступительный» не несет угроз для выпускников 11 классов – как отметил Анзор Музаев, они могут просто сдать единый госэкзамен, когда надумают поступать в вузы.
С другой стороны, подобные трансформации ЕГЭ ставят более системный вопрос – кто должен определять уровень требований, формат и содержание экзамена: Школа или Университет? В данном случае логичнее, чтобы вузы более активно участвовали в формировании всех сторон ЕГЭ – ведь он станет функционировать исключительно для подготовки к поступлению в вуз и прохождению конкурса.
«ЕГЭ-как-вступительный» - это хорошее решение: произойдет окончательная стыковка интересов старшей и высшей школы; формат ЕГЭ будет дорабатываться, исходя из интересов кадровой политики государства в разрезе работы вузов; сам экзамен обретет дополнительную значимость через сужение спектра его сдающих; не будет ломки уже привычной системы, зато появится выбор.
Анзор Музаев подчеркнул, что введение подобного формата ЕГЭ должно поддержать общество, правительство, парламент. На данный момент нет ощущения, что где-то возможна серьезная оппозиция.
Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/13278233
Глава Рособрнадзора Анзор Музаев подтвердил – идет серьезная работа, итогом которой может стать окончательная ассоциация ЕГЭ не со школьным, а с высшим образованием.
Анзор Музаев отметил:
«Мы провели [кампанию по сдаче ЕГЭ в 2021 году] в рамках постановления правительства, оно позволяло это сделать, ничего трагичного не произошло. Дети получили аттестат. Если они когда-то захотят поступать в высшее учебное заведение, у них есть право заявиться на ЕГЭ, как у выпускников прошлых лет, сдать этот экзамен и поступить в высшее учебное заведение. И эти два года показали, что каких-то рисков в том, что такой формат будет, нет».
Это заявление подтверждает, что ключевой развилкой теперь становится не 11-й, а 9-й класс. Одна траектория – 10-11 классы и сдача ЕГЭ с целью поступления в вуз. Здесь все три элемента взаимно обусловливают друг друга.
Единый государственный экзамен из школьного выпускного испытания становится университетским вступительным. Старшая школа нужна исключительно для подготовки к ЕГЭ. И все это нужно в общем-то только для поступления в вузы.
Вторая траектория – СПО. Половина, а то и больше выпускников 9-го класса идут сейчас в колледжи и техникумы. Причин тому много, но важно, что при этом развиваются сопряженные программы СПО-вузы. С учетом перспектив введения прикладного бакалавриата, а также возможности получения подтверждения квалификации в ходе получения высшего образования, этот вектор, также минующий ЕГЭ, будет все более востребованным.
Важно, что поступление в учреждения системы СПО проводится по аттестату, то есть ОГЭ (ЕГЭ для 9-классников) нужен лишь для поступления в 10 класс (которое нужно только для ЕГЭ – получения высшего образования). «ЕГЭ-как-вступительный» означает, что и ОГЭ может перейти в тот же статус.
Подобное разветвление после 9-го класса усиливает аргументы ко все более активному продвижению университетов в пространство школы. 10 и 11 класс можно рассматривать теперь как предуниверсарий, где идет подготовка к вступительным экзаменам вкупе с профильным обучением.
Это потребует серьезного психологического шага – признать и принять то, что фактически школа становится 9-летней.
С другой стороны, новый формат ЕГЭ окончательно должен освободить учреждения СПО от необходимости в больших масштабах преподавать «школьные предметы», что послужит профессионализации и интенсификации подготовки.
Формат «ЕГЭ-как-вступительный» не несет угроз для выпускников 11 классов – как отметил Анзор Музаев, они могут просто сдать единый госэкзамен, когда надумают поступать в вузы.
С другой стороны, подобные трансформации ЕГЭ ставят более системный вопрос – кто должен определять уровень требований, формат и содержание экзамена: Школа или Университет? В данном случае логичнее, чтобы вузы более активно участвовали в формировании всех сторон ЕГЭ – ведь он станет функционировать исключительно для подготовки к поступлению в вуз и прохождению конкурса.
«ЕГЭ-как-вступительный» - это хорошее решение: произойдет окончательная стыковка интересов старшей и высшей школы; формат ЕГЭ будет дорабатываться, исходя из интересов кадровой политики государства в разрезе работы вузов; сам экзамен обретет дополнительную значимость через сужение спектра его сдающих; не будет ломки уже привычной системы, зато появится выбор.
Анзор Музаев подчеркнул, что введение подобного формата ЕГЭ должно поддержать общество, правительство, парламент. На данный момент нет ощущения, что где-то возможна серьезная оппозиция.
Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/13278233
ТАСС
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
При этом ведомство не видит рисков в том, чтобы оставить Единый государственный экзамен только для поступающих в вузы
Почему люди решают пройти онлайн-обучение?
Образовательная платформа Нетология провела исследование, чтобы выяснить мотивацию людей, выбирающих онлайн-обучение.
Почти 38% опрошенных решили получить онлайн-образование из-за недовольства текущей работой, ещё 28,3% пошли учиться на курсы, чтобы углубить знания в уже выбранной специальности. При этом, основным фактором, мотивирующим людей на онлайн-обучение, стало желание получить более востребованную профессию (62,2%). У абсолютного большинства студентов (78,8%) решение получить онлайн-образование связано с профессиональной деятельностью и лишь 1,8% опрошенных воспринимают получение новых знаний как хобби.
Кроме того, было проанализировано состояние биржи труда, а также внутренние данные о востребованности курсов по 5 направлениям обучения. Часть профессий, таких как интернет-маркетолог, SMM-менеджер, аналитик данных, Project и Product Manager из года в год остаются востребованными не только среди работодателей, но и среди студентов. Однако спрос на некоторые специальности возрос в десятки раз. Так, например, потребность рынка в аналитиках данных выросла на 222%, на дата-инженеров — на 127%, а на Data Scientist — на 93%. А в результате 3-х кратного увеличения направления e-grocery в России, вторым по популярности среди интернет-маркетинговых специальностей стал менеджер маркетплейсов.
Марианна Снигирева, генеральный директор образовательной платформы Нетология, специально для "Научно-образовательной политики":
Запрос рынка стимулирует появление новых, комбинированных или, наоборот, очень узких специализаций. Этот процесс совпадает с внутренним желанием людей поменять свою жизнь в лучшую сторону — сделать ее более стабильной, комфортной и удовлетворяющей. Им нужна работа в перспективной компании, где они смогут хорошо зарабатывать. Поэтому люди выбирали в 2021 году обучение новым навыкам и профессиональным знаниям, которые не только отвечают внутренним предпочтениям, но и очень нужны работодателям.
Образовательная платформа Нетология провела исследование, чтобы выяснить мотивацию людей, выбирающих онлайн-обучение.
Почти 38% опрошенных решили получить онлайн-образование из-за недовольства текущей работой, ещё 28,3% пошли учиться на курсы, чтобы углубить знания в уже выбранной специальности. При этом, основным фактором, мотивирующим людей на онлайн-обучение, стало желание получить более востребованную профессию (62,2%). У абсолютного большинства студентов (78,8%) решение получить онлайн-образование связано с профессиональной деятельностью и лишь 1,8% опрошенных воспринимают получение новых знаний как хобби.
Кроме того, было проанализировано состояние биржи труда, а также внутренние данные о востребованности курсов по 5 направлениям обучения. Часть профессий, таких как интернет-маркетолог, SMM-менеджер, аналитик данных, Project и Product Manager из года в год остаются востребованными не только среди работодателей, но и среди студентов. Однако спрос на некоторые специальности возрос в десятки раз. Так, например, потребность рынка в аналитиках данных выросла на 222%, на дата-инженеров — на 127%, а на Data Scientist — на 93%. А в результате 3-х кратного увеличения направления e-grocery в России, вторым по популярности среди интернет-маркетинговых специальностей стал менеджер маркетплейсов.
Марианна Снигирева, генеральный директор образовательной платформы Нетология, специально для "Научно-образовательной политики":
Запрос рынка стимулирует появление новых, комбинированных или, наоборот, очень узких специализаций. Этот процесс совпадает с внутренним желанием людей поменять свою жизнь в лучшую сторону — сделать ее более стабильной, комфортной и удовлетворяющей. Им нужна работа в перспективной компании, где они смогут хорошо зарабатывать. Поэтому люди выбирали в 2021 году обучение новым навыкам и профессиональным знаниям, которые не только отвечают внутренним предпочтениям, но и очень нужны работодателям.
Forwarded from Артем Метелев | Одобрено
Итоги работы Комитета по молодёжной политике.
Эта осенняя сессия была стремительной. 12 октября мы начали работу, 13го уже провели первое заседание. Всего их было (!) 11.
Мы «новички» в Думе, но пришли сюда осознанно. У молодёжи появился свой Комитет, свои союзники в Парламенте страны. Причём эти союзники тоже молодые, что важно :)
Инструменты депутата и парламентского контроля позволят запустить в стране больше мер поддержки для молодежи и волонтеров, реагировать на несправедливость, защищать права. Мы уже это делаем.
Поменялся диалог с Правительством. Если раньше какие то вопросы не могли решиться годами, то сейчас коллеги в федеральных ведомствах, регионах нацелены на партнёрство.
Командой Комитета мы старались не подвести ни людей, которые в нас верят, ни коллег по цеху. Мы не подвели. И готовы к большему ✊
Подробные итоги в карточках.
Ждём весеннюю сессию :)
Эта осенняя сессия была стремительной. 12 октября мы начали работу, 13го уже провели первое заседание. Всего их было (!) 11.
Мы «новички» в Думе, но пришли сюда осознанно. У молодёжи появился свой Комитет, свои союзники в Парламенте страны. Причём эти союзники тоже молодые, что важно :)
Инструменты депутата и парламентского контроля позволят запустить в стране больше мер поддержки для молодежи и волонтеров, реагировать на несправедливость, защищать права. Мы уже это делаем.
Поменялся диалог с Правительством. Если раньше какие то вопросы не могли решиться годами, то сейчас коллеги в федеральных ведомствах, регионах нацелены на партнёрство.
Командой Комитета мы старались не подвести ни людей, которые в нас верят, ни коллег по цеху. Мы не подвели. И готовы к большему ✊
Подробные итоги в карточках.
Ждём весеннюю сессию :)
Артём Метелев, Председатель комитета Государственной Думы по молодежной политике, руководитель платформы ДОБРО.РФ для НОП:
12 октября Комитет Госдумы по молодёжной политике начал работу, а уже 13го провели первое заседание. И с тех пор не снижали темп. Не планируем его снижать и в новом, 2022 году.
У молодёжи появился свой Комитет, союзники в Государственньй Думе.
И мы — тоже молодые, поэтому нам не нужны переводчики или помощники в диалоге с молодёжью. Мы будем делать это активно и открыто: с каждым месяцем развивая программы поддержки волонтёров, студентов СПО и университетов, умной и креативной молодёжи со всей страны. Причём делать это будем и сами, и в команде с ФОИВ и региональными властями, которые настроены на партнёрство.
А инструменты депутата и парламентского контроля позволяют делать это партнёрство и эффективным, и полезным для вас, молодёжи всей страны.
Рассчитываем на поддержку НОП @scienpolicy и @youthpolicy в этой важной работе!
Подробные итоги нашей работы в 2021 году:
https://news.1rj.ru/str/artemmetelev/1062
12 октября Комитет Госдумы по молодёжной политике начал работу, а уже 13го провели первое заседание. И с тех пор не снижали темп. Не планируем его снижать и в новом, 2022 году.
У молодёжи появился свой Комитет, союзники в Государственньй Думе.
И мы — тоже молодые, поэтому нам не нужны переводчики или помощники в диалоге с молодёжью. Мы будем делать это активно и открыто: с каждым месяцем развивая программы поддержки волонтёров, студентов СПО и университетов, умной и креативной молодёжи со всей страны. Причём делать это будем и сами, и в команде с ФОИВ и региональными властями, которые настроены на партнёрство.
А инструменты депутата и парламентского контроля позволяют делать это партнёрство и эффективным, и полезным для вас, молодёжи всей страны.
Рассчитываем на поддержку НОП @scienpolicy и @youthpolicy в этой важной работе!
Подробные итоги нашей работы в 2021 году:
https://news.1rj.ru/str/artemmetelev/1062
Telegram
Артем Метелев / Одобрено
Forwarded from Россия — страна возможностей
Каждый из нас немного Дед Мороз🎅
Проверим? Участвуйте в челлендже «Если бы я был Дедом Морозом…» от Росмолодёжи, Молодёжных акселераторов Сбера и Научно-образовательной политики. Расскажите о своих сильных сторонах, навыках, которые помогают другим, и почему люди обращаются именно к вам😉 Напишите об этом в посте на своей странице в соцсетях и обязательно добавьте хештеги #sberZsberStudSanta и #НовыйГодВКаждыйДом
15 января 2022 года команда акселераторов Сбера SberZ и SberStudent выберет победителей. Они примут участие в менторских встречах и получат консультации экспертов: как свои сильные навыки превратить в масштабируемые стартапы. А среди всех участников организаторы разыграют крутой мерч🔥
Если вы еще не слышали об акселераторах Сбера, сейчас — самое время о них узнать:
▫️Акселератор для школьников SberZ
▫️Акселератор для студентов SberStudent
@stranavozmojnostey
Проверим? Участвуйте в челлендже «Если бы я был Дедом Морозом…» от Росмолодёжи, Молодёжных акселераторов Сбера и Научно-образовательной политики. Расскажите о своих сильных сторонах, навыках, которые помогают другим, и почему люди обращаются именно к вам😉 Напишите об этом в посте на своей странице в соцсетях и обязательно добавьте хештеги #sberZsberStudSanta и #НовыйГодВКаждыйДом
15 января 2022 года команда акселераторов Сбера SberZ и SberStudent выберет победителей. Они примут участие в менторских встречах и получат консультации экспертов: как свои сильные навыки превратить в масштабируемые стартапы. А среди всех участников организаторы разыграют крутой мерч🔥
Если вы еще не слышали об акселераторах Сбера, сейчас — самое время о них узнать:
▫️Акселератор для школьников SberZ
▫️Акселератор для студентов SberStudent
@stranavozmojnostey
Развитие цифровой экономики: заседание Совета (1/3)
22 декабря на базе Университета Иннополис под председательством первого заместителя председателя Совета Федерации Андрея Турчака прошло заседание Совета по развитию цифровой экономики на тему «О внедрении технологий искусственного интеллекта в экономике и социальной сфере».
В фокусе обсуждения оказались вопросы сохранения кадров в регионах, доверия населения к технологиям ИИ, нормативные рамки ИИ, безопасность персональных данных в условиях расширения сфер применения ИИ.
Этот год стал во многом определяющим для развития ИИ. Был подписан кодекс этики ИИ, вице-премьером Дмитрием Чернышенко были поддержаны инициативы по развитию ИИ, в частности, речь о поддержке стартапов в сфере ИИ.
В рамках конференции Artificial Intelligence Journey 2021, организатором которой выступил Сбер, президент обозначил 2 ключевые задачи: снятие избыточных барьеров в сфере ИИ и формирование правовой среды, обеспечивающей защиту прав и интересов граждан, конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни. Таким образом, актуальной и во многом болевой точкой сегодня является правовая рамка ИИ, которую предстоит определить.
Андрей Турчак задал векторы ИИ-повестки. Среди важнейших задач он отметил создание системы непрерывного обучения, переподготовки кадров и создания возможностей для обучения на протяжении всей жизни в области цифры. Он подчеркнул, что система образования должна быстро подстраиваться под запросы по цифровой экономики.
Цифровой вице-премьер Дмитрий Чернышенко еще раз напомнил, что ИИ — это центральное звено для цифровой трансформации экономики и социальной сферы. И в этом смысле — приоритетное направление работы для правительства. Полноценное развитие ИИ в данном случае возможно только в связке: инфраструктура, сбор и обработка данных и новых алгоритмов, поддержки ИТ-отрасли. Дмитрий Чернышенко отмечает, что сейчас крайне важно сформировать сильное сообщество в области машинного обучения, которое владеет этими технологиями.
В части формирования сообщества была начата большая работа — правительством были выбраны 6 исследовательских центров по развитию ИИ (опорных центров) — МФТИ, ИСП РАН, ИТМО, НИУ ВШЭ, Сколтех и Университет Иннополис. Университет Иннополис в этом году уже стал мощной площадкой по подготовке специалистов для высших учебных заведений на базе опорного центра. «Иннополис становится центром изменения всей системы подготовки специалистов», — подчеркнул министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев в ходе заседания Совета. Конкурентным преимуществом Университета Иннополис является большое количество промышленных партнеров [по оценке Искандера Бариева, проректора - начальника управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис] из-за наличия большого количества прикладных задач.
Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=IEm76Fepg7Q
22 декабря на базе Университета Иннополис под председательством первого заместителя председателя Совета Федерации Андрея Турчака прошло заседание Совета по развитию цифровой экономики на тему «О внедрении технологий искусственного интеллекта в экономике и социальной сфере».
В фокусе обсуждения оказались вопросы сохранения кадров в регионах, доверия населения к технологиям ИИ, нормативные рамки ИИ, безопасность персональных данных в условиях расширения сфер применения ИИ.
Этот год стал во многом определяющим для развития ИИ. Был подписан кодекс этики ИИ, вице-премьером Дмитрием Чернышенко были поддержаны инициативы по развитию ИИ, в частности, речь о поддержке стартапов в сфере ИИ.
В рамках конференции Artificial Intelligence Journey 2021, организатором которой выступил Сбер, президент обозначил 2 ключевые задачи: снятие избыточных барьеров в сфере ИИ и формирование правовой среды, обеспечивающей защиту прав и интересов граждан, конфиденциальность и неприкосновенность частной жизни. Таким образом, актуальной и во многом болевой точкой сегодня является правовая рамка ИИ, которую предстоит определить.
Андрей Турчак задал векторы ИИ-повестки. Среди важнейших задач он отметил создание системы непрерывного обучения, переподготовки кадров и создания возможностей для обучения на протяжении всей жизни в области цифры. Он подчеркнул, что система образования должна быстро подстраиваться под запросы по цифровой экономики.
Цифровой вице-премьер Дмитрий Чернышенко еще раз напомнил, что ИИ — это центральное звено для цифровой трансформации экономики и социальной сферы. И в этом смысле — приоритетное направление работы для правительства. Полноценное развитие ИИ в данном случае возможно только в связке: инфраструктура, сбор и обработка данных и новых алгоритмов, поддержки ИТ-отрасли. Дмитрий Чернышенко отмечает, что сейчас крайне важно сформировать сильное сообщество в области машинного обучения, которое владеет этими технологиями.
В части формирования сообщества была начата большая работа — правительством были выбраны 6 исследовательских центров по развитию ИИ (опорных центров) — МФТИ, ИСП РАН, ИТМО, НИУ ВШЭ, Сколтех и Университет Иннополис. Университет Иннополис в этом году уже стал мощной площадкой по подготовке специалистов для высших учебных заведений на базе опорного центра. «Иннополис становится центром изменения всей системы подготовки специалистов», — подчеркнул министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ Максут Шадаев в ходе заседания Совета. Конкурентным преимуществом Университета Иннополис является большое количество промышленных партнеров [по оценке Искандера Бариева, проректора - начальника управления по проектной и научно-исследовательской деятельности Университета Иннополис] из-за наличия большого количества прикладных задач.
Подробнее: https://www.youtube.com/watch?v=IEm76Fepg7Q
Telegram
Научно-образовательная политика
Этика ИИ
В рамках первого Международного форума «Этика искусственного интеллекта: начало доверия» был подписан Российский Кодекс этики ИИ.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:
«Права и свободы граждан гарантированы Конституцией.
Наша обязанность…
В рамках первого Международного форума «Этика искусственного интеллекта: начало доверия» был подписан Российский Кодекс этики ИИ.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:
«Права и свободы граждан гарантированы Конституцией.
Наша обязанность…