НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Forwarded from Майский указ
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщил МОО «Майский указ», что планирует курировать аж восемь новых федеральных проектов:

1️⃣ «Доступ в Интернет»: 63,9 млрд рублей, включая 33,4 млрд из федерального бюджета и 30,5 млрд из внебюджетных фондов; руководитель — Ким Д.М., замглавы Минцифры; администратор — Ветров Н.К., замдиректора Департамента реализации инфраструктурных проектов Минцифры. Мобильная связь и скоростной интернет по всей России, включая Сибирь, тундру, труднодоступные/малонаселенные территории; спутниковый интернет на Дальнем Востоке и Северном морском пути; кабель доступа в интернет во всех новых многоквартирных домах.

2️⃣ «Цифровой профиль гражданина»: не предусматривает финансирования; руководитель — Пак О.Б., замглавы Минцифры; администратор — Рубцова Т.О., замдиректора Департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры. Оформление учетной записи на Госуслугах при любом обращении человека в госорганы, а в будущем при выдаче паспорта и с рождения; биометрия – подтвердить свою личность можно будет без предъявления паспорта, по лицу и голосу при сдаче экзаменов, заключении договоров, оплате покупок, получении услуг.

3️⃣ «Госуслуги онлайн»: не предусматривает финансирования; руководитель — Пак О.Б., замглавы Минцифры; администратор — Рубцова Т.О., замдиректора Департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры. Никаких лишних походов по учреждениям, все массовые госуслуги можно получить онлайн или в МФЦ по принципу «одного окна»; повышение качества и удобства госуслуг, увеличение количества госуслуг в онлайн-формате.

4️⃣ «Электронный документооборот»: не предусматривает финансирования; руководитель — Пак О.Б., замглавы Минцифры; администратор — Рубцова Т.О., замдиректора Департамента цифровой трансформации и координации бюджетных расходов Минцифры. Заключить сделку и подписать документы можно онлайн в приложении «Госключ» (купля-продажа недвижимости и автомобиля, договор на оказание услуг связи, подача деклараций и пр.); бизнес-документация между компаниями онлайн.

5️⃣ «Подготовка кадров для ИТ»: 27,9 млрд рублей из федерального бюджета; руководитель — Яцеленко Н.С., замглавы Минцифры; администратор — Трубникова Т.Н., директор Департамента координации программ и проектов Минцифры. Дополнительная квалификация по IT-профилю для студентов в 100 вузах на «цифровых кафедрах»; Дополнительный двухлетний курс обучения современным языкам программирования для талантливых школьников 8-11 классов бесплатно.

6️⃣ «Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)»: 15,2 млрд рублей, включая 14,8 млрд из федерального бюджета и 8,3 млрд из бюджетов субъектов; руководитель — Кадыров А.Р., первый замглавы Минспорта; администратор — Картошкин С.А., замдиректора Департамента инвестиционного развития и управления государственным имуществом Минспорта. Государство и бизнес вместе создают активную среду, в которой хочется заниматься спортом и физкультурой; новый подход к планированию общественных пространств с условиями для занятий спортом.

7️⃣ «Платформа университетского технологического предпринимательства»: 27,9 млрд рублей, включая 20,7 млрд из федерального бюджета и 7,2 млрд из внебюджетных фондов; руководитель — Афанасьев Д.В., замглавы Минобрнауки, администратор - Трухановская Н.С., директор Департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки. Вовлечение активных студентов в технологическое предпринимательство; 100 стартап-студий и акселераторов с механизмом привлечения частных инвестиций в стартапы.

8️⃣ «Передовые инженерные школы»: 43,5 млрд рублей, включая 36,7 млрд из федерального бюджета и 6,9 млрд из внебюджетных фондов; руководитель — Афанасьев Д.В., замглавы Минобрнауки; администратор — Рябко Т.В., директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования. В передовых инженерных школах преподают действующие инженеры; все преподаватели повышают квалификацию в высокотехнологичных компаниях; лучшие студенты передовых инженерных школ стажируются в высокотехнологичных компаниях под руководством наставника.
​​📍В России появится новая стипендия для студентов-победителей международных олимпиад

Вопрос поддержки талантливой молодежи был поднят студентами в ходе встречи с Президентом России Владимиром Путиным.

Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков пообещал проработать дополнительные меры поощрения победителей.

Также на прошедшей неделе Валерий Фальков доложил Президенту России Владимиру Путину о создании научных лабораторий под руководством молодых перспективных исследователей.

🎬 Об этом и многом другом смотрите в программе «Москва.Кремль.Путин».

В воскресенье в 22:00 (мск) на телеканале «Россия 1».

🔥 Не пропустите в эфире!
Экосистема молодежной политики (1/2)

По инициативе ЭИСИ на площадке МИА «Россия сегодня» прошел круглый стол в онлайн-формате «Молодежная политика России: новые контуры и приоритеты».

Участники круглого стола:
- Председатель Комитета Государственной Думы Российской Федерации по молодежной политике Артем Метелев;
- генеральный директор Российского общества "Знание" Максим Древаль;
- генеральный директор АНО "Россия — страна возможностей" Алексей Комиссаров;
- заместитель руководителя Федерального агентства по делам молодежи Дамир Фаттахов;
- исполнительный директор Российского движения школьников Ирина Плещева;
- управляющий директор фонда "Общественное мнение" Лариса Паутова.

Диалог выстроился вокруг идеи о том, как изменилась молодежная политика — сегодня это экосистема различных организаций, ведомств и министерств.

Алексей Комиссаров традиционно сосредоточился на социальных лифтах: создание АНО РСВ, фонда «Талант и успех», ОНФ и прочих структур в совокупности своей дает обширные возможности для самореализации сегодня. «Важен этот тренд, есть конкретные примеры назначений на позиции мэров городов, региональных министров и другие должности из числа тех, кто прошел социальные лифты, созданные президентом — через конкурс «Лидеры России», — отметил глава АНО РСВ. В частности, 23 депутата Госдумы являются выпускниками конкурса «Лидеры России».

По мнению Ирины Плещевой, уникальность РДШ в умении быстро реагировать на запросы школьников. «Важно быть в мейнстриме с ребятами, но при этом не скатываться до панибратства и делать совместные проекты», — считает Ирина Плещева. Отдельно она выделила запрос молодежи на soft skills. «Сегодня молодежная политика имеет совершенно другое направление — сегодня это не институты, а большие организаторы активности, которые позволяют ребятам развиваться. Сейчас возможностей много, и наша задача дать ребятам в этих возможностях не потеряться, а ими воспользоваться», — уверена исполнительный директор РДШ.

Максим Древаль рассказал об «эволюции» общества «Знание», а также поделился планами на 2022 год: большой блок работы с лекторами и популяризаторами просветительской деятельности, новые форматы — телевидение и театр. Уже реализуется проект по медиалабораториям, где молодые ребята могут создавать интересный контент и проекты. В этом году таких лабораторий станет больше. «Хотим удвоиться во всех качественных и количественных показателях», — заявил Максим Древаль.

Подробнее: http://pressmia.ru/pressclub/20220127/953516133.html
Экосистема молодежной политики (2/2)

Артем Метелев убежден, что появление профильного комитета Госдумы по молодежной политике позволит синхронизировать законодательную и исполнительную власть и сосредоточиться на поддержке молодежи. По его мнению, в реализации молодежной политики 2 принципа играют ключевую роль — открытость и партнерство. Он подчеркнул, что молодежная политика в России изменилась в лучшую сторону, это видят и коллеги из СНГ: «Смотрят, завидуют, хотят сделать так же». [Артем Метелев об общении с коллегами из Казахстана и Киргизии] Артем Метелев также поделился законодательными инициативами комитета — трудоустройство студентов и выпускников, поддержка волонтерского движения, стипендии и их индексация и другие. Еще одной инициативой ближайшего времени станет возможность участия студентов в оценке качества университета, ректорат обязан будет реагировать на обратную связь и представлять по итогам отчет в Минобрнауки.

Дамир Фаттахов отметил: «Мы пришли к внутреннему контуру людей, которые работают в области молодежной политики». И сразу внес ложку дегтя в беседу, сосредоточившись на пробелах в молодежной политике:
1 — Важна совместная работа без деления на «наша-ваша» молодежь; необходимо дополнять друг друга через экосистему общественных и государственных организаций и бизнеса. При этом Росмолодежь претендует на роль партнера и координатора программ молодежной политики министерства и ведомств.
2 — Необходим единый стандарт в области молодежной политики: отсутствие номенклатуры учреждений затрудняет четкую работу на местах. В этом смысле отрасль молодежной политики не до конца очерчена. И второй аспект — инфраструктура и ее износ.
3 — Заработная плата — этот вопрос не попал в повестку Майских указов президента, поэтому индексации зарплат специалистов по работе с молодежью как не было, так и нет.
В Целом Дамир Фаттахов отметил, что сегодня идет системная и глубокая работа в «молодежке», однако надо переходить от слов к делу — к конкретным программам, которые помогут сдвинуть с места актуальные проблемы.

Лариса Паутова, дополняя выступление Артема Метелева, рассказала, что сегодня положительная динамика количества тех молодых людей, кто уверен, что в России можно добиться успеха. «Несмотря на то, что есть определенная депрессия у молодежи, тем не менее, пациент скорее жив, чем мертв», — выразилась Лариса Паутова. Среди актуальных мировых трендов среди молодежи от 2000 года рождения и позже она выделила: экологичность, социальную ответственность, создание семьи, запрос на справедливость. Это те тренды, которые должна учитывать и Россия при построении молодежной политики.
Максима цифрового сотрудничества

Высшее образование в настоящее время проходит трансформацию, задача которого – усилить фокусировку подготовки. Она реализуется сразу по нескольким направлениям: формирование стадиального обучения формата 2+2+2, введение индивидуальных образовательных траекторий, расширение пространства и модели целевого обучения.

Высокотехнологичный бизнес все более активно «заходит» в пространство высшего образования – помимо обычного headhunting’а многие ведущие игроки рынка поняли: намного более выгодно готовить кадры «под себя» еще в университете: через программы сотрудничества, стажировок, открытие совместных лабораторий, взаимодействия с кафедрами. В этом заинтересованы и вузы – не только из-за большей привлекательности таких программ для абитуриентов, но и вследствие установления тесных связей с индустриальным партнером. Далее это сотрудничество, как правило, реализуется в форме совместных проектов – и образовательных, и научных, и технологических.

У студентов и выпускников сильных факультетов в «горячих» областях, например – в IT, есть большой выбор. При этом часть игроков уже активно сотрудничает с alma mater и родным факультетом, а в общем количестве возможностей легко запутаться и ошибиться.

Бизнес заинтересован в притоке квалифицированных кадров, но взаимодействие с вузами предпочитает выстраивать в долгосрочном режиме, выстраивая траектории «практика – стажировка – трудоустройство». Важно, что также должна сохраняться возможность оперативной настройки образовательных программ.

Одним из ярких примеров подобного системного взаимодействия является сотрудничество компании «МаксимаТелеком» с факультетом вычислительной математики и кибернетики МГУ. Договор на днях подписали председатель совета директоров «МаксимаТелеком» Сергей Асланян и декан факультета ВМК МГУ, академик РАН Игорь Соколов.

ВМК МГУ – это один из ведущих научно-образовательных центров России в области прикладной математики. Факультет готовит высококлассных востребованных специалистов и сотрудничает с цифровыми гигантами – например, Intel и Microsoft.

Компания «МаксимаТелеком» развивает проекты и решения для цифровизации транспорта, городского хозяйства и промышленности. Smart City, цифровизация отраслей, с особым вниманием к ЖКХ – находятся в фокусе внимания нового партнера ВМК МГУ.

Председатель совета директоров «МаксимаТелеком» Сергей Асланян отметил:

«Российская математическая школа – одна из сильнейших в мире. Для нас как высокотехнологичной компании большая честь стать партнером ведущего факультета МГУ, который готовит блестящих математиков и профессионалов IT-сферы. Как выпускник факультета я рад поддержать alma mater и внести свой вклад в развитие фундаментального образования в России. Мы видим, насколько близки задачи нашего бизнеса и интересы студентов. Уверен, что сотрудничество с крупнейшим вузом страны позволит нам шире задействовать кадровый потенциал российской науки, а студенты получат отличную возможность приблизиться к реальному бизнесу, дополнив свои знания практическими кейсами».

«МаксимаТелеком» и ВМК МГУ планируют сотрудничать в различных форматах. Например, проводить мастер-классы и открытые лекции от ведущих экспертов компании по современным технологиям искусственного интеллекта в проектах по цифровизации транспорта и городской инфраструктуры.

Другое направление – интегрированная практическая подготовка. «МаксимаТелеком» даст возможность присоединиться к реальным бизнес-проектам под руководством опытных наставников в ходе стажировок и производственной практики, а также использовать ресурсы технологической лаборатории компании.
Научно-образовательная политика как мягкая сила

На днях глава МИД РФ Сергей Лавров на встрече со СМИ обратил внимание на недостаточное финансирование российских программ мягкой силы в отстаивании интересов России на международной арене:

«Делать это необходимо всеми средствами, включая так называемую «мягкую силу», на которую нужно выделять существенно больше ресурсов, чем сейчас, и наше министерство активно добивается разработки соответствующих решений правительства».

Как известно, в мировой практике наука, образование и просвещение являются одними из самых эффективных инструментов мягкой силы. Этим активно пользуются США, Великобритания, Германия, Франция, Китай и т.д.

По информации НОП, в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в 2022 году научно-образовательная политика станет заметным инструментом стратегической геополитики.

По нашим данным, традиционный научно- образовательный форум «Каспий 2022: пути устойчивого развития» (проходит на базе Астраханского государственного университета) внесён в план Совета Безопасности РФ и МИД РФ. Министр иностранных дел Сергей Лавров поддержал предложение губернатора Астраханской области Игоря Бабушкина провести в рамках форума совещание послов России в государствах Прикаспийского региона с участием руководителей ключевых департаментов МИДа.

При этом планируется, что научная тематика и вопросы сотрудничества с высшей школе в регионе войдут в актуальную внешнеполитическую повестку по линии Совбеза и МИД РФ.
Участие в мероприятии также примут ректоры вузов ЮФО и СКФО, а задачи диверсификации мягкой силы через научно-образовательный пул региона войдёт в повестку региональных советов ректоров.

Прикаспийский регион включает в себя Азербайджан, Иран, Казахстан, Туркменистан и Россию.

К Прикаспийскому региону относятся три субъекта Российской Федерации - Астраханская область, Республика Дагестан и Республика Калмыкия.

Команда «Научно-образовательной политики» @scienpolicy уже приступила к подготовке ряда мероприятий деловой программы Форума.

Мы также планируем обсудить цели, задачи и проблемы международного научно-образовательного сотрудничества в Прикаспийском и других регионах России в рамках работы Всемирной выставки «Экспо-2020».

Менее чем через две недели в Павильоне России на Экспо-2020 в Дубае НОП вместе с АСИ, Платформой НТИ, АНО «Диалог» и Университетом 2035 соберет представителей Государственной Думы, Совета Федерации, ФОИВ, АСИ, АНО «Россия - страна возможностей», Общества «Знание», WorldSkillsRussia, РАН, РАО, фонда и МШУ «Сколково», госкорпораций, научно-образовательного экспертного сообщества.
Форсайт для талантливых

В 2021 году в РЭУ им. Г.В. Плеханова был создан специальный факультет талантливой молодёжи «Высшая школа "Форсайт"». Первый набор бакалавров и магистров начнется в 2022 году. Основная задача факультета – подготовка Data scientist, постановщиков социально-экономических задач – специалистов, одновременно хорошо разбирающихся в предметной области и в современных методах обработки и анализа информации с использованием IT-технологий.

Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:

«Стратегическая цель РЭУ им. Г.В. Плеханова – занятие лидирующих позиций в подготовке кадров для цифровой экономики. Для этого мы создали условия по приобретению выпускниками уникальных компетенций, которые входят в перечень наиболее востребованных на рынке труда. Особенно это касается навыков, позволяющих принимать управленческие решения для наиболее сложных задач. Специальный факультет "Форсайт" – платформа для накопления такого опыта. Поэтому ключевым принципом выстраивания образовательного процесса стало применение уникальной модели «от науки к образованию».

В формировании учебных программ факультета «Форсайт» принимали участие партнеры вуза по консорциумам в рамках программы «Приоритет-2030»: Объединенный институт ядерных исследований, Институт экономики РАН, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, Центральный экономико-математический институт РАН, Институт системного программирования им. В.П. Иванникова РАН и др. С сентября 2022 года сотрудники этих ведущих научных центров приступят к преподаванию профильных дисциплин бакалаврам и магистрам специального факультета «Форсайт». Результаты деятельности спецфакультета окажут влияние на выполнение двух стратегических проектов РЭУ им. Г.В. Плеханова в программе «Приоритет-2030»: «Предпринимательство и инновации» и «Цифровизация управления национальной экономикой».

Студенты спецфакультета смогут использовать цифровое, программное и аппаратное обеспечение – облачные ресурсы Университета и ОИЯИ в Дубне, суперкомпьютер РЭУ им. Г.В. Плеханова. Занятия будут проводиться в компьютерном классе «Data Science», отвечающем современным требованиям обработки и анализа информации с использованием IT-технологий.

Погружение в исследовательскую среду обеспечит участие студентов в проектах научно-исследовательских лабораторий, в т.ч. с использованием суперкомпьютера РЭУ. Уже запланированы мастер-классы от ученых с мировым именем, представителей бизнес-сообщества, конференции и летние школы. Программа Спецфакультета включает стажировки в ведущих отечественных и мировых научно-исследовательских центрах.
Береги персональные данные смолоду

28 января во всем мире отмечается День защиты персональных данных. Праздник был учрежден для того, чтобы напомнить пользователям сети о том, как важно соблюдать правила поведения в интернете, которые помогают обезопасить их виртуальную и реальную жизнь.

В связи со стремительным развитием ИТ-отрасли, распространением инновационных и интеграционных процессов в мире появилось множество опасностей, от которых очень важно уметь себя ограждать.

Михаил Серёгин, руководитель Центра информационной безопасности Университета «Иннополис», дал комментарий «Научно-образовательной политике» о разработках, которые ведутся в университете в сфере информационной безопасности:

«Центр информационной безопасности Университета Иннополис разрабатывает Иннокиберполигон — виртуальную инфраструктуру для проведения киберучений по информационной безопасности, позволяющую эмулировать и защищаться от распространённых сценариев кибератак, которые зачастую проводятся с целью похищения персональных данных.

В Иннокиберполигоне во взаимодействии с партнёрами задействован широкий класс систем, обеспечивающих информационную безопасность, куда входят IDS/IPS, SIEM, DLP и прочие решения. Например, в проект интегрирована DLP-система, позволяющая бороться как с внутренними нарушителями, ставящие перед собой задачу похитить персональные данные, так и с хакерами, подключившимися извне. В рамках проекта действующие и будущие специалисты по информационной безопасности смогут повысить профессиональные навыки и отработать необходимые действия по обеспечению безопасности обработки персональных данных».

Андрей Лихо, директор департамента безопасности МТУСИ, рассказал «Научно-образовательной политике» о подходе к персональной безопасности в университете связи и информатики:

«В университете применяются современные средства защиты информации отечественных производителей, отвечающие требованиям законодательства по обработке персональных данных. На регулярной основе проводится повышение квалификации работников и аттестация автоматизированных рабочих мест, осуществляющих обработку и обмен персональными данными с государственными информационными системами. Назначены ответственные за защиту информации, разработан и поэтапно выполняется план мероприятий по модернизации организационных и технических мер защиты информации и персональных данных».
«Мягкая сила»: резервы, соотечественники, история (1/2)

Министр иностранных дел Сергей Лавров в своем интервью четырем радиостанциям затронул большой спектр вопросов. Отдельно он уделил внимание «мягкой силе» и работе с соотечественниками.

В этих процессах есть очень много точек пересечения разнонаправленных векторов. Однако, тем и отличается системная внешняя политика, что работает в условиях «хотя и», «несмотря на» и прочих часто двусмысленных ситуациях.

Первое пересечение: исторические связи и самостоятельная политика. У России на постсоветском пространстве есть большой резерв связанный с хорошим взаимопониманием между старшими поколениями элит, но при этом с течением времени уже новые политически активные поколения приносят свои ценности и свои лозунги. Здесь особенно важно влияние «мягкой силы» наших иностранных партнеров – не секрет, что западные НКО активно работают над «демократизацией» обществ и особенно молодежи постсоветских стран, в том числе – через программы студенческой и академической мобильности.

Второе пересечение: общность истории и построение национальных государств. У всех постсоветских государств кроме России есть одна общая черта – это национальные республики. Сергей Лавров признает, что эксцессы в связи с перекосами в вопросах построения национальной идентичности неизбежны. Россия будет выстраивать отношения на высоких эшелонах политики, руководствуясь национальными интересами.

А что делать с гуманитарными, идеологическими и прочими «мягкими» сюжетами – в целом не очень и понятно.

Третье пересечение: вызовы и ответы. Непонятно, что делать, в первую очередь потому, что Россия явно недорабатывает по вектору «мягкой силы». Удивляться этому не стоит – для активного проецирования привлекательности свои страны для того, чтобы убеждать в правоте ее дела, необходимо сочетание факторов внутри государства: сильная власть, поддержка общества, наличие инструментов. Лишь за последние 5-10 лет у России оказался в руках инструментарий «мягкого» воздействия на общества зарубежных стран – в первую очередь, речь о Russia Today.

Самое главное – Россия сформулировала свою международную миссию: быть центром гуманитарной и разумно консервативной альтерглобилазации, эффективным миротворцем, лидером волонтерского движения.

Параллельно с этим важный фактор – научно-образовательные связи. Укрепление российских университетов повысило их включенность в мировые процессы, само отечественное высшее образование как минимум не теряет своей привлекательности, а крупные научные проекты укрепляют позиции страны в международном научно-техническом сотрудничестве.

Однако, сам Сергей Лавров признает – делается недостаточно. МИД, по его словам, добивается разработки и принятие новых решений Правительства. Хотя, заметим, и само Министерство и подведомственное ему Россотрудничество не раз становились объектами критики как раз по вектору «мягкой силы», науки, образования и культуры. Напомним, что в структуре МИД планируется создать департамент как раз по вопросам проецирования «мягкой силы», но до сих пор непонятно, как будут разведены полномочия этой структуры с Россотрудничеством.

Четвертое пересечение: соотечественники. Сергей Лавров обозначил две взаимосвязанные задачи. С одной стороны, нужно добиваться того, чтобы наши соотечественники могли счастливо и успешно жить в тех государствах, где их и их потомков застал распад СССР. С другой, необходимо максимально облегчить процесс переселения на территорию России.

Тут мы встречаемся с еще одним локальным пересечением трендов: региональный фокус потоков переселенцев. Во многих субъектах РФ уже есть свои программы содействия соотечественникам в переселении, потому двери многих регионов формально открыты. Однако, в интересах государства ориентировать этот поток в сторону Забайкалья и Дальнего Востока. Здесь, конечно, есть свои факторы – например, программы стимулирования внутренней миграции в этих направлениях пока что работают не слишком успешно – но и принуждать соотечественников также было бы неправильно.

Подробнее.
«Мягкая сила»: резервы, соотечественники, история (2/2)

В работе с соотечественниками и странами постсоветского пространства существуют свои отдельные направления. Понятно, что во взаимоотношениях со Эстонией, Латвией и Литвой как членами НАТО есть свои особенности. Слишком сильно влиять на правительства этих государств сложно – они в основном ориентированы на антироссийские позиции США и лидеров Североатлантического альянса. С другой стороны, именно внутри демократических обществ этих стран есть большой потенциал для проведения «мягкой силы». Необходима деятельная поддержка пророссийских общественных активистов и политических сил, широкие программы привлечения молодежи – на краткосрочные стажировки и долгосрочные образовательные траектории.

«Битву за умы» умы соотечественников нельзя выиграть на ностальгии, а конкретнее – умы и сердца русскоязычной молодежи нельзя завоевать исключительно исторической памятью ее родителей.

Иная ситуация с Белоруссией. Продолжается взаимное выравнивание прав граждан в обеих частях Союзного государства. И одновременно очевидны серьезные усилия Запада в части влияния на самосознание молодых поколение белорусов.

По этим двум европейским векторам главная задача показать и доказать, почему Россия лучше. Это не является самоочевидным для молодежи – и тут опять же важно научно-образовательное направление. Для тех же молодых белорусов условный польский диплом часто видится более выгодной инвестицией, нежели российский.

В отношении Украины, ЛНР и ДНР все очень сложно. Сложилась ситуация, когда часть населения имеет российские паспорта, часть – паспорта народных республик, некоторые сохраняют украинские документы. Плюс к тому – всевозможные комбинации этих «паспортных» ситуаций. В таких вопросах нельзя останавливаться на полумерах, но к тому вынуждает общая позиция России, озвученная Сергеем Лавровым – ориентация на Минские соглашения предусматривает признание территориальной целостности Украины (конечно, без Крыма).

По этому вектору есть серьезная проблема – целеполагание. Жители ЛНР и ДНР воюют и живут в условиях войны уже более 7 лет, но в данный момент совершенно непонятно – какова итоговая цель: ради чего все эти жертвы. Если предполагается реинтеграция в (кон)федерацию с Украиной – то возникнет вопрос об иных паспортах. Траектория на независимость вроде бы противоречит тем же Минским соглашениям. В идеале, конечно, обе народные республики хотели бы интегрироваться в Россию – по аналогии с тем, как это было в Крыму. И со своей стороны они выполнили все необходимое – проведены референдумы, вооруженные силы защищают свои рубежи. Здесь «мягкая сила» оказывается в заложниках силы жесткой и высокой геополитики.

В отношении иных постсоветских государств ситуация не столь драматичная, но и здесь – как мы это видим на примере спасенного миротворцами ОДКБ во главе с Россией Казахстана – бывают осложнения. Сильное национальное государство может быть таковым только на основе идеологии – а она неизбежно будет сдобрена флером национализма.

Сергей Лавров обозначил два ключевых вектора работы с постсоветскими странами. Первый – это вопросы защиты прав представителей «нетитульного народа». Для этого будет активизирована работа по созданию Комиссии по правам человека СНГ.

Второй вектор – история. То, как учат детей истории, определяет их мировоззрение в будущем. Независимые государства стремятся представить свою версию истории, часто – с негативными оценками имперского или советского периода истории. С другой стороны, Россия не должна монополизировать себе право на трактовку этих исторических периодов.

Сергей Лавров четко дал понять, что «исторические отношения» с постсоветскими государствами будут строиться на равноправной основе – по аналогии с тем, как уже некоторое время идет работа с австрийскими, немецкими, польскими и даже украинскими партнерами.

Все это хорошо коррелирует с треком на «многовекторную историю», то есть отход от тотального европоцентризма в обучении истории в сторону более сбалансированного подхода.
Добро. Центр

В Московском Политехе @mospolytech при поддержке Ассоциации волонтерских центров открылось коворкинг пространство «Добро.Центр». Площадка для социальных инициатив стала одной из первых подобных в Москве. Проект реализуется в рамках Всероссийского конкурса молодежных проектов среди организаций высшего образования.

«Добро.Центр» — это набор стратегических, методических и управленческих инструментов, которые легко адаптируются под потребности любой организации. Площадка позволит поддерживать существующие и развивать новые общественные проекты, в частности, обучать и консультировать представителей НКО, добровольческих объединений и активных граждан, коммуницировать и обмениваться ресурсами.

Артём Метелев, председатель Совета Ассоциации волонтерских центров, председатель Комитета Государственной Думы по молодёжной политике:

«Нам важно, чтобы «Добро.Центр» стал местом притяжения социальных инициатив, где оказывают поддержку всем, кто в ней нуждается, обучают волонтеров и организаторов добровольчества, разрабатывают программы корпоративной социальной ответственности, и предлагают всем желающим возможности для участия в волонтерстве, благотворительности, донорстве и не только. Более того, мы уверены, что «Добро.Центры» на базе образовательных учреждений смогут стать местом силы для студентов, где они будут с пользой и удовольствием проводить свой досуг, а, возможно, найдут свое призвание».

«Добро.Центр» в Московском Политехе станет не просто франшизой, а полноценным сплоченным сообществом, где каждый доброволец готов оказать поддержку и поделиться знаниями. Кроме того, уютная атмосфера с арт-объектами и техническое оснащение позволят проводить на базе коворкинг пространства крупные мероприятия.

Владимир Миклушевский, ректор Московского Политеха, рассказал Научно-образовательной политике о развитии волонтерства в университете:

«Добровольчество — это та сфера деятельности, которая помогает молодым ребятам, студентам вуза, почувствовать себя причастными к общему, социально значимому делу. В Московском Политехе волонтеры активно участвуют в жизни университета, а также представляют наш вуз на многих событиях страны. В том числе, на Петербургском международном экономическом и Восточном экономическом форумах, I Играх стран СНГ, форуме гражданского участия «МыВместе» и многих других. «Добро.центр» станет новой открытой площадкой для реализации молодежных инициатив и концентрации ключевых идей о том, что возможность помогать должна быть доступна каждому».
Сегодня индивидуальные образовательные траектории являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Когда мы говорим об индивидуализации обучения и заявленной модели 2+2+2, то здесь не обойтись без ИОТ и соответствующих платформенных решений.

Инна Шевченко, ректор ЮФУ, об ИОТ-приоритете в университете для «Научно-образовательной политики»:


«Первым ключевым приоритетом образовательной политики ПСАЛ ЮФУ обозначено развитие ИОТ, а также трансформация образовательной модели для формирования ИОТ в соответствии с образовательным опытом и личностно-профессиональными потребностями обучающегося.

Внедрение информационной системы «Modeus» нацелено на осуществление технологического перехода к новой индивидуализированной модели образования в ЮФУ. Очередной этап развития индивидуализации не ограничивается выбором из нескольких элективов и факультативов, должна быть реализована индивидуальная образовательная траектория и индивидуальное расписание каждого обучающегося.

Подсистема формирования учебных планов и нагрузки в случае использования Modeus обеспечит формирование корректных документов на основе данных образовательного пространства (собранной из каталога модулей образовательной программы), снижая нагрузку на персонал по формированию данных документов, регулярно формируемых структурными подразделениями с задержками.

ЮФУ активно участвует в работе консорциума «ИОТ», базовой организацией в котором является компания- разработчик ПО «Modeus» - Custis, что обеспечивает возможность в интеграции предложений ЮФУ в план развития продукта Modeus. В результате проекта будет повышена эффективность разделения функций между участниками образовательного процесса и службами сопровождения».
⚡️Руководителям вузов, региональных органов власти

"Научно-образовательная политика" совместно с АСИ и Платформой НТИ, при участии АНО "Россия - страна возможностей", Государственной Думы РФ и АНО "Диалог" организуют 11-12 февраля 2022 г. в эмирате Дубай, ОАЭ, на Всемирной выставке "Экспо-2020" международный форум "Образование, наука и молодёжь в фокусе национальных и международных приоритетов".

Программа посвящена международному научно-образовательному взаимодействию, цифровой трансформации сферы образования и науки, задачам молодёжной политики и коммуникации в свете национальных целей и международных приоритетов России.

Личное участие в Форуме подтвердили руководители нескольких ФОИВ, руководители и представители комитетов Совета Федерации, Государственной Думы, АНО "Россия - страна возможностей", АСИ, РАН, РАО, АНО "Диалог", общества "Знание",члены Правительства Москвы, ведущие эксперты сферы науки, образования и молодёжной политики России.

Заявки: Сайтакова Альфия, alfiyasaytakova@yandex.ru
Форум Дубай Экспо-2020.pdf
8.9 MB
Владимир Табак, Генеральный директор АНО "Диалог", участник Форума:

Очень многие практики, которые мы внедряли в рамках нашей деятельности в органы исполнительной власти - мы внедряли именно через образовательные треки.

Образование сегодня все больше и больше становится практичным и прикладным - с возможностью применения знаний уже в процессе на реальных кейсах, потому что многие современные профессии - особенно в сфере digital - с одной стороны требуют очень быстрого погружения, а с другой сама система классического образования пока полноценно не включила их в свою систему, таким образом, перед нами появился большой новый вызов - создать новые методики, позволяющие качественно обручиться новым профессиям.

Заявки для участия: Сайтакова Альфия, ASaytakova@synergy.ru
Образование: индикаторы 2022

НИУ ВШЭ выпустила новые «Индикаторы образования: 2022». В силу особенностей сбора статистики данные приведены в основном по итогам 2020 г. Напомним, что с 2021 г. началась реализация нацпроектов второго поколения, в частности – «Наука и университеты».

Инвестиции в высшее образование
1% ВВП России составили расходы на высшее образование (все расходы на образование – 4,6%). Это сопоставимо со значением показателя в Италии, Испании, Германии, Франции, Японии (0,9 – 1,2%), но ниже, чем в США, Великобритании Канаде, Швеции, Республике Корея (1,4 – 2,5%).

393,3 тыс. руб. государство расходует на одного обучающегося в системе ВО. Относительно 2010 г. показатель вырос на 11,4% в постоянных ценах.

Растет доля студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры за счет бюджетных ассигнований: на начало 2020/2021 учебного г. она составляла 47% студентов, десять лет назад – 37%.

Главные направления подготовки студентов
В 2020 году выпущено 887,9 тыс. специалистов с высшим образованием, из них 849,4 тыс. чел. получили диплом бакалавра, специалиста, магистра; 14 тыс. чел. окончили аспирантуру, в т.ч. с защитой диссертации – 1,2 тыс. чел. (8,9%); 24,1 тыс. и 0,4 тыс. чел. – ординатуру и ассистентуру-стажировку.

Среди программ бакалавриата, специалитета, магистратуры наиболее востребованы специальности и направления подготовки, относящиеся к наукам об обществе, – 41,2% выпускников 2020 г. получили квалификацию в этом направлении (из них большинство – в области экономики и управления, юриспруденции). Чуть менее трети (28,4%) выбрали специальности, связанные с инженерным делом, технологиями и техническими науками.

По доле выпускников в области ИКТ Россия (5%) находится практически на одном уровне с США, Германией, Республикой Корея (4,5 – 4,7%).

Российское высшее образование становится более привлекательным для иностранных граждан. Доля зарубежных студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в российских вузах, возросла с 2,3% в 2010/2011 учебном году до 7,7% в 2020/2021 учебном году.

Профессиональный рост преподавателей
Профессорско-преподавательский состав активно участвует в ДПО: доля работников, прошедших повышение квалификации и (или) переподготовку в течение последних трех лет, составляет 91,4%.

Почти три четверти ППС, реализующих программы бакалавриата, специалитета, магистратуры, имеют ученую степень доктора или кандидата наук, а 13,5% – лица возрасте до 35 лет.

В расчете на одного работника ППС стабильно приходится 12 студентов, обучающихся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры. Существенно выше, чем в России, нагрузка на одного преподавателя в таких странах, как Новая Зеландия, Чехия (по 17 студентов), Латвия, Франция (по 18), Италия, Турция (по 20).

Цифровизация обучения
На начало 2020/2021 уч.г. 47,4% студентов обучались по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры с применением дистанционных образовательных технологий, а с применением электронного обучения – более трети (37,5%).

По состоянию на октябрь 2021 г. 1,3 тыс. онлайн-курсов были размещены российскими образовательными организациями высшего образования на образовательных онлайн-платформах, представленных в ГИС СЦОС.

Эффекты от высшего образования
Выпускники с высшим образованием чаще устраиваются по специальности, чем выпускники со средним профессиональным образованием. [70% по ВО против 56-58% по СПО].

Наличие диплома о высшем образовании положительно влияет на уровень заработной платы. У работников с высшим образованием она в среднем в 1,6 раза выше, чем у работников со средним общим образованием.

Участие россиян в непрерывном образовании
43,2% взрослого населения страны (в возрасте 25–64 лет) было охвачено непрерывным образованием в 2020 году. Активнее в нем участвовали лица с высшим образованием (56,2% от их числа).

19,2% населения в возрасте 25–64 лет намерены участвовать в непрерывном образовании, в том числе связывают его с профессиональными интересами 52,8%.

Подробнее.