НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
#словоРАН – О позиции Российской академии наук

С начала Специальной военной операции многие представители научно-образовательного сообщества требовали от РАН и лично от ее президента Александра Сергеева четко обозначить свою позицию.

В своем интервью он пояснил, почему ее согласование и утверждение оказалось достаточно длительным:

«От нас ждали обращения к научному сообществу. В целом о позиции академии может заявить только общее собрание РАН или ее президиум в период между собраниями. Такие у нас правила. Академия является демократической организацией, ее члены могут иметь разные точки зрения по самым разным вопросам. И могут их открыто высказывать. Это один из главных принципов жизни науки. Наши решения - это результат дискуссий.

На прошедшем недавно президиуме РАН его члены по поводу событий на Украине высказали разные точки зрения. И тем не менее нам удалось найти такой вариант обращения, который поддержали все единогласно. Причем никто не изменил свое мнение, не перешел на сторону оппонентов. Но все согласились с предложенной общей позицией. Она важна и для консолидации РАН, и для того, чтобы оставить открытой дверь для взаимоотношения с зарубежными учеными. Ведь для них РАН - организация, которая отвечает за науку в России. Хотел бы обратить внимание, что наше обращение к ученым России и мира позитивно воспринято многими зарубежными коллегами. Во всяком случае на этой платформе можно начинать разговаривать».

Президент РАН Александр Сергеев действовал в соответствии с академическими традициями демократизма, свободы дискуссии и консенсусного решения вопросов. Как руководитель он не посчитал себя в праве единолично выступать от лица всех коллег. Именно поэтому окончательно позиция была обнародована только после обсуждения и коллегиального согласия на ее выражение.

Итоговая формулировка такова:

«Мы, члены Президиума РАН, обращаемся к ученым России и всех стран мира.

Многолетнее противостояние в Украине, сопровождавшееся гибелью и лишениями мирных людей, переросло в острый военный конфликт. Мы считаем крайне важным путем переговорного процесса достигнуть прекращения боевых действий и скорейшего мирного урегулирования. Испытываем серьезные опасения за жизнь и здоровье людей, в том числе наших коллег-ученых, находящихся в зоне боевых действий на территории Донбасса и Украины.

Мы выступаем за незамедлительное решение гуманитарных вопросов, связанных, в первую очередь, с обеспечением безопасности и нормальных условий жизни мирного населения. Обращаемся с просьбой ко всем сторонам конфликта обеспечить безопасность научных, образовательных, медицинских и культурных учреждений, памятников исторического наследия. Важно предотвратить разрушение центров атомной энергетики, химической промышленности, а также других объектов критической инфраструктуры.

Мы призываем наших коллег из всех стран мира, национальные академии наук, международные и национальные научные объединения, а также других наших партнеров по научно-образовательному пространству воздержаться от позиций и действий, продиктованных не интересами науки, а политической ситуацией и остротой обстановки. Считаем недопустимым любые попытки политического давления на научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов и дискриминации по признакам национальности или гражданства.

Призываем мировое научное сообщество продолжать и развивать сотрудничество, укреплять международные научные и образовательные связи, предотвращать любые попытки ограничения доступа к международной научной инфраструктуре, публикационным возможностям, а также открытым базам данных.

Считаем необходимым активизировать научную дипломатию и развивать движение ученых за мир, международную безопасность, разрешение конфликтов, снижение военной напряженности и предотвращение угрозы ядерной войны».
Приоритетное эндопротезирование

В клинике Самарского государственного медицинского университета прошла первая операция по эндопротезированию плечевого сустава индивидуальным керамическим эндопротезом.

Для пациента изготовили индивидуальный керамический эндопротез, полностью соответствующий анатомическим параметрам его сустава. Для этого сначала выполнили компьютерную томографию плечевого сустава, потом на ее основе создали 3D-реконструкцию, спроектировали эндопротез, а затем изготовили его на базе НИИ бионики и персонифицированной медицины СамГМУ.

В проведении операции принял участие врач травматолог-ортопед Приволжского окружного медицинского центра ФМБА России (Нижний Новгород) Андрей Худошин, он один из авторов этого эндопротеза и обладает наибольшим опытом его установки в России.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, рассказал «‎Научно-образовательной политике», что‎ технология создания эндопротезов от начала до конца разработана и реализуется на базе университета. Развитие в этом направлении происходит в рамках участия вуза в программе «Приоритет 2030‎»:

«‎Таким образом, у нас налажен замкнутый цикл. Мы выстроили работу так, что на базе одного университета можем обследовать пациента, поставить диагноз, провести необходимую работу по проектированию импланта и изготовить эндопротез индивидуально для пациента в соответствии с анатомическими особенностями строения его сустава и теми изменениями, к которым приводит патологический процесс. В первую очередь это ускоряет время оказания высокотехнологичной помощи пациенту, и, главное — повышает ее качество»‎.

Эндопротезирование с использованием индивидуальных эндопротезов, произведенных на базе НИИ бионики и персонифицированной медицины СамГМУ, начали проводить в 2021 году.
@artemmetelev специально для @youthpolicy и @scienpolicy

Молодежный парламент. Каким он должен быть?

Гражданским активистом я стал в 8 классе. Тогда в нашей зеленоградской 853 школе решили провести экспериментальный проект «Школьный парламент». Я принял участие и стал спикером, победив на выборах с партией «Свобода. Правда. Выбор». Это был отличный опыт, он открыл мне двери в общественную деятельность.

При Государственной Думе создан Молодежный парламент, куда входят представители региональных парламентов из разных политических партий. Такие же созданы при региональных Законодательных собраниях. Они разные: формат их работы, принцип отбора, количество членов отличается.

Через «Молодежный парламент» прошли тысячи молодых людей с разными судьбами. Многие стали работать в органах власти или ушли в НКО, другие получили бесценный опыт.

В преддверии пленарного заседания Молодежного парламента при Госдуме, которое пройдет в Думе 7 апреля, предлагаю обсудить, каким должен быть Молодежный парламент по своей сути и форме?

Знакомы ли вы с его деятельностью и если да, то как можете охарактеризовать? Какие лучшие практики работы рекомендуете тиражировать на страну? Что нужно улучшить в целях привлечения молодежи к решению государственных задач и представления ее интересов?
Битвы за историю: образование и политика

Любые активные действия государства за пределами его границ всегда вызывают необходимость переосмысления его роли в истории, настоящем моменте и будущем. На первом заседании экспертного совета по вопросам исторического образования в Минобрнауки прозвучало много важных и системных установок в вопросах развития патриотизма и национальной идеи.

Ключевые позиции изложил директор Службы внешней разведки РФ и председатель «Российского исторического общества» Сергей Нарышкин:

«Наша страна сейчас переживает поистине исторический момент. Решается судьба России, ее будущее место в мире.

Суверенитет — это гарантия благополучия и достоинства наших граждан, это будущее наших детей. В таких вопросах Россия никогда не отступала и не отступит, потому что в противном случае перестанет быть Россией».

Сергей Нарышкин особо отметил:

«Огромное значение в эти дни приобретает гуманитарная, образовательная повестка, поэтому приветствую ваше решение, Валерий Николаевич, сформировать экспертный совет по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования РФ.

Считаю правильным в первую очередь сосредоточиться на том, чтобы студенты-историки вне зависимости от того, в каком вузе они учатся, получали бы актуальные, современные и востребованные профессиональные знания. Ни для кого не секрет, что ситуации везде разные. В некоторых вузах достаточно опытных, сильных преподавателей, хорошо налажена производственная практика, в других – обстановка не такая благоприятная.

Думаю, что Экспертный совет вполне мог бы выявлять и анализировать такие проблемы, помогать оперативно находить нужные решения, в том числе с применением сетевых форм реализации образовательных программ, то есть через взаимодействие региональных вузов с ведущими университетами и академическими институтами».

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул:

«Важность истории как науки и учебной дисциплины всегда состояла в том, что именно она формирует отношение общества к своему прошлому, осуществляет преемственность поколений, формирует сознание личности и нравственные ценности. Историческое образование играет важнейшую роль в сохранении и укреплении культурно-духовной идентичности российского народа и государства, защищая его от попыток фальсификации исторических фактов и событий. В этой связи необходима целенаправленная деятельность органов власти, институтов гражданского общества, ученых-историков и преподавателей гуманитарных дисциплин по формированию в обществе исторической культуры».

Ключевые высказанные идеи лишний раз подчеркивают фундаментальную значимость истории как ключевой политической науки – в разрезе внутренней и внешней политики, ее прошлого, настоящего и будущего.

Именно история избрана как главный инструмент гражданской социализации молодежи. В образовательном измерении здесь есть три важных аспекта. Первое – подготовка профессиональных историков и учителей истории для школ. Второе – интеграция исторического образования и просвещения с молодежной и внутренней политикой. Третье – использование обязательно для всех направлений подготовки курса истории России для задач не только преподавания, но и воспитания.

Экспертный совет по вопросам исторического образования будет функционировать в условиях тесного сопряжения с Общественном советом при Минобрнауки (его возглавляет аксакал исторической науки Александр Чубарьян), а также с Межведомственной комиссией по историческому просвещению.

Битвы за историю, то есть претензии на лидерство и раздел зон влияния в вопросах исторической политики, сейчас становятся полноценным фронтом всех элитных политических взаимодействий. Именно в истории черпаются ключевые концепты национальной идеи, которые позволяют через сегодняшние реминисценции прошлого строить новое будущее – и России 2.0, и всего мира.
РАОциональная педагогика (1/3)

Сегодня в рамках первого всероссийского форума
«Педагогическое образование в российском классическом университете» прошла Научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм: современное состояние и перспективы развития». Модератором дискуссии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика».

Ольга Васильева, президент РАО:

Учителям предстоит отвечать на все актуальные вызовы. Именно от них зависят те ценности, которые закладываются. От этих людей зависит национальная безопасность. Система образования педагогов насчитывает более 200 вузов, из них 33 профильные педагогически вузы в ведении Министерства просвещения, 54 — вузы отраслевых министерств, остальные — классические университеты, 400 педагогических колледжей. Сегодня на педагогических направлениях обучается 600 тысяч студентов. Это та опора, которая у нас сегодня есть. Вся эта работа требует координации.

Профессиональное сообщество поставлено перед рядом вопросов, эти проблемы общемировые:
- недостаток научно обоснованного обновления по содержанию обучения;
- невысокий уровень подготовки по предметным знаниям студентов;
- слабая интеграция теории и практики.

Опыт того, что была сделано до нас, наше наследие, очень фрагментарно. Общая проблема для всей системы — слабая связь подготовки учителей в вузах и дальнейшее их развитие как исследователей.

РАО как головная организация педагогики и образования не останется в стороне от обновления системы педагогики на государственном уровне.

Сегодня важна тема воспитания. Это важно учитывать при подготовке педагогических кадров. Это большая наука со своей историей, традициями и инновациями. Это главный фокус РАО сейчас.

РАО это центр ещё и прогностический центр.

Научный подход к развитию образования связан с актуальными исследованиями. Академия приступила к исследованию «Портрет современного студента — будущего педагога».

Еще один проект — мониторинг состояния реализации педагогических программ: насколько это отвечает требованиям сегодняшнего дня и запросам школы.

Эти исследования помогут разработать единые походы к педагогическому образованию,

В этом году планируется ряд мероприятий, с Минобрнауки — открытые дебаты молодёжных исследовательских команд «Вызов времени».

Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ:

Как выстроить те стратегические векторы, которые необходимы всей системе образования?

Образование и наука — те мосты, которые будут связывать людей поверх экономических и политических разногласий. Система подготовки кадров для образования страны — тот приоритет, который, если мы упустим, ослабит нашу страну. А мы этого допустить не можем.

Система педагогической подготовки кадров — третья по численности категория специалистов.

Ректорское сообщество на заседании Российского союза ректоров сделало декларацию, документ исходит из единых принципов системы подготовки педагогических кадров в стране.

Мобилизуя лучшие педагогические силы (науки), есть шансы, что мы сможем ответить на ключевые вызовы времени.

Последние 5 лет мы наблюдаем систематическое увеличение КЦП. Есть проблемы трудоустройства, оттока молодых кадров в течение 3-5 лет, профессионального выгорания, долгосрочного прогнозирования, мотивация, профессиональная ориентация студентов и выпускников. В целом привлекательность этой профессии для талантливых абитуриентов повышается. Важно, чтобы это стало стратегической линией — сквозная линия ориентированных на эту профессию — чтобы она была основана на технологиях и практиках и перенесена на систему высшего образования.

В этой работе мы опираемся на опыт разобщённых ведомств, но построенных на единстве духа и единстве стиля.
РАОциональная педагогика (2/3)

Анастасия Зырянова, заместитель министра просвещения РФ:

Качество подготовки педагогов напрямую влияет на развитие школы и достижения детей, поэтому для Минпросвещения вопрос подготовки педагогических кадров критически важен.

На уровне общего образования мы работаем над воссозданием единого образовательного пространства. Разработаны примерные рабочие программы для учителей по многим предметам.

Проведен анализ структуры подготовки учителей в 2021 году. Он выявил большое разнообразие моделей и программ подготовки педагогов, не всегда отвечающих запросу, содержит разный набор знаний и методик, что неприемлемо в рамках единого образовательного пространства. Мы должны обеспечить равное и качественное педагогическое образование.

Ядро высшего педагогического образования содержит единые подходы предметной и методической подготовки педагогических кадров, которые одобрены Минпросвещения. 3 модуля: психолого-педагогический, воспитательный, коммуникативно-цифровой. Включено 24 предметно-методических модуля для педагогов (ФГОС), чтобы подготовка педагогов коррелировала с содержанием образования.

Кроме того, нужна новая инфраструктура педвузов. Важно создание в каждом вузе единой образовательной экосистемы. Со Российским обществом «Знание» мы открыли было организовано открытие технопарков «Россия — моя история». В рамках нацпроекта «Образование» в 2021 году состоялось открытие педагогических кванториумов.

Также министерство стимулирует научные исследования. Есть необходимость реального внедрения в практику результатов научных исследований.

Достигнуто единение педагогических вузов с базовыми школами.

С 2020 года работает сеть психолого-педагогических классов.

С 2022 года обучение будет проводиться на базе ядра высшего педагогического образования. Сейчас сотовится ядро для СПО.

Подготовка педагога должна носить опережающий характер.

Елена Казакова, председатель ФУМО, директор Института педагогики СПбГУ:

Сегодня выигрывает тот, кто умеет сотрудничать, умеет опереться на возможности, которые есть рядом. Современный университет — мощный исследовательский центр, который необходим в регионе. Это сильный экспертный и проектный центр.

Сегодня от качества образования и качества подготовки кадров зависит любая отрасль деятельности. Университет — это также издательский и информационный центр.

Система первоочередных действий:
- позиционирование классического и педагогического университета как активного участника развития кадрового потенциала региона и страны;
- руководители программ педагогического образования как лидеры развития качества образования;
- мониторинг;
- опережающая цифровизация;
- новые форматы летних школ для педагогов-исследователей, преподавателей, школьников из педагогических классов;
- обновление модели практики.

Актуально проблема стандарта.

Технологизация: ещё одна задача — предложить школам своё технологического оборудования, чтобы из наших вузов выходили люди, способные его создать. Важно, чтобы, когда они учились, у них был доступ к передовому технологическому оборудованию.

Нам надо восстановить культуру методики. Если наши ученики не знают современных учебников и программ, они нерентабельны, что чревато потерями работы.

Что касается воспитания, не надо болтать там, где нужно обретать ценность. Не подменять эти ценности мероприятиями. Сегодня студентом нужно понимать, что такое патриотизм. Сегодня это очень большой вызов. Если мы не будем отвечать на этот вопрос, то желающих отвечать найдется много.
РАОциональная педагогика (3/3)

Алексей Лубков, ректор МПГУ:

Если не будет содержательной основы, о каком едином образовательном пространстве мы можем говорить. Это и стало причиной разработки ядра. Это методические рекомендации и ориентиры.

Есть и другой путь — сейчас проектируют стандарт ФГОС 4. Мы несколько торопимся, тем самым мы возвращаемся к предыдущим принципам.

Есть предложения по поводу многопрофильного бакалавриата (что было апробировано для сельских школ). Также стоит подумать о возвращении специалитета. Для педагогики многоуровневый подход не вполне годится.

Без определения основных содержательных принципов подготовки педагогов мы с вами далеко не двинемся.

Айдар Калимуллин, директор института психологии и образования Казанского (Приволжского)
федерального университета:

Наряду с традиционной системой педагогических вузов
Развивался другой сектор педагогического образования в классических университетах. Это образование востребовано. Начата работа по объединению научной деятельности.

Значительный исследовательский потенциал несут в себе федеральные и бывшие опорные вузы в педагогическом образовании.

В рамках 5-100 в КФУ сложилась новая система педагогического образования. Кроме того, роль международных рейтингов позволила доказать жизнеспособность российских моделей — КФУ вошёл в 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование».

Было бы важно обеспечить поддержку Минбрнауки — вести в рамках программы «Приоритет 2030» индикаторы педагогического образования.
Исследования в области образования несут серьёзный геополитический потенциал, в том числе с точки зрения продвижения в странах дальнего и ближнего зарубежья

Андрей Король, ректор Белорусского
государственного университета:

Мы видим расширение тренда на монологизацию. Стоит помнить, что опыт передать невозможно — передаются знания. Сегодня мы в технологии образовываем человека. На выходе мы понимаем ученика логичного, сейчас есть проблема кризиса смыслов.

Обучение должно идти через открытие. ИОТ — это совокупность образовательных возможностей. Важнейшей методологической и методической составляющей образовательного процесса является вопрос ученика.

Подробнее: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/23667
Представители предприятий Росатома провели мастер-класс по культуре безопасности для студентов Московского энергетического института
Новости (RSS)

11 марта в рамках проекта «Лига безопасности» представители предприятий Госкорпорации «Росатом» провели мастер-класс по культуре безопасности для студентов Московского энергетического института.

В мероприятии приняли участие представители АО «Концерн «Росэнергоатом», АО «НИКИМТ-Атомстрой», ФГУП «ФЭО», АО «Атомэнергоремонт» и АО «Атомтехэнерго». Послушать их пришли около 50 студентов с первого по пятый курс с различных факультетов института.

Мастер-класс был поделен на две части – теоретическую и практическую. В теоретической части специалисты обсудили с ребятами понятие культуры безопасности, рассказали про организации ВАО АЭС и МАГАТЭ, подробно разобрали роль человеческого фактора и представили разные виды ошибок. Позже эксперты поделились практическими инструментами для их предотвращения.

В ходе практической части студенты создавали плакаты с инструментами предотвращения ошибок и проходили детективную игру-расследование. По заданию им нужно было раскрыть детали происшествия на вымышленной АЭС, обладая только исходом события. Чтобы ее пройти, ребятам нужно было выяснить у модератора детали происшествия, задавая ему вопросы. Когда студенты узнали полную историю события, они провели анализ использованных инструментов предотвращения ошибок и составили план корректирующих мероприятий. По окончании мероприятия у студентов была возможность задать специалистам вопросы, связанные со спецификой производства и прохождением производственной практики в организациях отрасли.

Одним из ведущих лекторов на мастер-классе стал Виктор Ожигин, ведущий специалист отдела обеспечения безопасности АО «Атомэнергоремонт». «При проведении игры «расследование нарушения» я с интересом наблюдал за тем, как студенты примеряют на себя роль инспекторов. Ребята сразу начали использовать полученные знания – разбирали причины снижения мощностей энергоблока, выявляли риски. Мне было невероятно приятно работать с такой вовлеченной аудиторией», - сказал он.

Для справки:

Проект «Лига безопасности» появился в мае 2021 года в рамках Акселератора «Mission Talent» (Росатом), который поддерживает Корпоративная Академия Росатома. Его главная разработка - «Креативный семинар по культуре безопасности для молодых специалистов». Автор идеи проекта – Александра Морозова (Кольская АЭС).
​​В условиях проведения Россией военной операции на Украине российским ученым необходимо по возможности сохранить имеющиеся связи с зарубежным научным сообществом, заявил в среду Президент РАН, академик РАН Александр Сергеев.

«Мы видим сейчас поляризацию общественного мнения, мнения ученых по всему миру, которое не в нашу пользу. Тем не менее, мы должны понимать, что РАН - это организация, которая пользуется очень высоким престижем за рубежом, и поэтому наши зарубежные коллеги, обрывая взаимодействие с различными государственными структурами, вовсе не собираются обрывать связи с РАН. Мы должны опереться на это обстоятельство и действительно попытаться сохранить те мостики, которые нас еще связывают с зарубежным научным миром», – сказал Глава РАН на общем собрании профессоров РАН.

В то же время российским ученым необходимо приложить усилия для смягчения грядущей технологической изоляции России, считает он.

«Первое направление – это грядущая технологическая изоляция, которая, мы с вами понимаем, сильнейшим образом ударит по экономике нашей страны, и вопрос встает о том, что мы с вами могли бы сделать, чтобы ослабить эту технологическую изоляцию», - отметил Президент РАН.

В то же время сложившаяся ситуация требует определенных изменений организации науки в России, как это происходило в острый период пандемии COVID-19, когда ключевые ведомства здравоохранения были полностью переориентированы на борьбу с коронавирусом, добавил он.

«Еще раз хочу сказать, что очень ценю гражданскую позицию каждого из вас, каждого из нас, везде говорю о том, что это поддерживаю, Академия наук - организация, основанная на членстве, и при выборе в Академию наук политические взгляды людей не учитываются. Поэтому то, что у нас есть коллеги, высказывающие противоположные мнения - я считаю, что это нормально, это просто отражение такого спектра мнений, который есть у нас в стране», - подчеркнул Александр Сергеев.

Источник: сайт Интерфакс.

@rasofficial
Вёл сегодня открывающую дискуссию Первого Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете» в РАО.

РАО в очередной раз собрала на своей площадке оба профильных министерства (сегодня выступали замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев и замминистра просвещения Анастасия Зырянова), и звучало много верных слов про важность единой, командной работы в подготовке педагогов.

Но всё же Минобр сегодня звучал именно про готовность межведомственного диалога и командной работы, а Минпрос – про успехи собственно Минпросвещения. Пусть коллеги и друзья с Каретного не обижаются – в сегодняшних реалиях командная работа особенно ценна и важна.

Спасибо Ольге Юрьевне за высокую оценку моего скромного труда по итогам сессии – роль и миссию коммуникации сегодня сложно переоценить. Примечательно, что труд коллег по НОП @scienpolicy также был отмечен сегодня с высокой трибуны РАО.

И ещё, посмотрите какие молодцы Журфак МГУ - создали канал Форума:

https://news.1rj.ru/str/axiomalab/31