Битвы за историю: образование и политика
Любые активные действия государства за пределами его границ всегда вызывают необходимость переосмысления его роли в истории, настоящем моменте и будущем. На первом заседании экспертного совета по вопросам исторического образования в Минобрнауки прозвучало много важных и системных установок в вопросах развития патриотизма и национальной идеи.
Ключевые позиции изложил директор Службы внешней разведки РФ и председатель «Российского исторического общества» Сергей Нарышкин:
«Наша страна сейчас переживает поистине исторический момент. Решается судьба России, ее будущее место в мире.
Суверенитет — это гарантия благополучия и достоинства наших граждан, это будущее наших детей. В таких вопросах Россия никогда не отступала и не отступит, потому что в противном случае перестанет быть Россией».
Сергей Нарышкин особо отметил:
«Огромное значение в эти дни приобретает гуманитарная, образовательная повестка, поэтому приветствую ваше решение, Валерий Николаевич, сформировать экспертный совет по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования РФ.
Считаю правильным в первую очередь сосредоточиться на том, чтобы студенты-историки вне зависимости от того, в каком вузе они учатся, получали бы актуальные, современные и востребованные профессиональные знания. Ни для кого не секрет, что ситуации везде разные. В некоторых вузах достаточно опытных, сильных преподавателей, хорошо налажена производственная практика, в других – обстановка не такая благоприятная.
Думаю, что Экспертный совет вполне мог бы выявлять и анализировать такие проблемы, помогать оперативно находить нужные решения, в том числе с применением сетевых форм реализации образовательных программ, то есть через взаимодействие региональных вузов с ведущими университетами и академическими институтами».
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул:
«Важность истории как науки и учебной дисциплины всегда состояла в том, что именно она формирует отношение общества к своему прошлому, осуществляет преемственность поколений, формирует сознание личности и нравственные ценности. Историческое образование играет важнейшую роль в сохранении и укреплении культурно-духовной идентичности российского народа и государства, защищая его от попыток фальсификации исторических фактов и событий. В этой связи необходима целенаправленная деятельность органов власти, институтов гражданского общества, ученых-историков и преподавателей гуманитарных дисциплин по формированию в обществе исторической культуры».
Ключевые высказанные идеи лишний раз подчеркивают фундаментальную значимость истории как ключевой политической науки – в разрезе внутренней и внешней политики, ее прошлого, настоящего и будущего.
Именно история избрана как главный инструмент гражданской социализации молодежи. В образовательном измерении здесь есть три важных аспекта. Первое – подготовка профессиональных историков и учителей истории для школ. Второе – интеграция исторического образования и просвещения с молодежной и внутренней политикой. Третье – использование обязательно для всех направлений подготовки курса истории России для задач не только преподавания, но и воспитания.
Экспертный совет по вопросам исторического образования будет функционировать в условиях тесного сопряжения с Общественном советом при Минобрнауки (его возглавляет аксакал исторической науки Александр Чубарьян), а также с Межведомственной комиссией по историческому просвещению.
Битвы за историю, то есть претензии на лидерство и раздел зон влияния в вопросах исторической политики, сейчас становятся полноценным фронтом всех элитных политических взаимодействий. Именно в истории черпаются ключевые концепты национальной идеи, которые позволяют через сегодняшние реминисценции прошлого строить новое будущее – и России 2.0, и всего мира.
Любые активные действия государства за пределами его границ всегда вызывают необходимость переосмысления его роли в истории, настоящем моменте и будущем. На первом заседании экспертного совета по вопросам исторического образования в Минобрнауки прозвучало много важных и системных установок в вопросах развития патриотизма и национальной идеи.
Ключевые позиции изложил директор Службы внешней разведки РФ и председатель «Российского исторического общества» Сергей Нарышкин:
«Наша страна сейчас переживает поистине исторический момент. Решается судьба России, ее будущее место в мире.
Суверенитет — это гарантия благополучия и достоинства наших граждан, это будущее наших детей. В таких вопросах Россия никогда не отступала и не отступит, потому что в противном случае перестанет быть Россией».
Сергей Нарышкин особо отметил:
«Огромное значение в эти дни приобретает гуманитарная, образовательная повестка, поэтому приветствую ваше решение, Валерий Николаевич, сформировать экспертный совет по развитию исторического образования при Министерстве науки и высшего образования РФ.
Считаю правильным в первую очередь сосредоточиться на том, чтобы студенты-историки вне зависимости от того, в каком вузе они учатся, получали бы актуальные, современные и востребованные профессиональные знания. Ни для кого не секрет, что ситуации везде разные. В некоторых вузах достаточно опытных, сильных преподавателей, хорошо налажена производственная практика, в других – обстановка не такая благоприятная.
Думаю, что Экспертный совет вполне мог бы выявлять и анализировать такие проблемы, помогать оперативно находить нужные решения, в том числе с применением сетевых форм реализации образовательных программ, то есть через взаимодействие региональных вузов с ведущими университетами и академическими институтами».
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул:
«Важность истории как науки и учебной дисциплины всегда состояла в том, что именно она формирует отношение общества к своему прошлому, осуществляет преемственность поколений, формирует сознание личности и нравственные ценности. Историческое образование играет важнейшую роль в сохранении и укреплении культурно-духовной идентичности российского народа и государства, защищая его от попыток фальсификации исторических фактов и событий. В этой связи необходима целенаправленная деятельность органов власти, институтов гражданского общества, ученых-историков и преподавателей гуманитарных дисциплин по формированию в обществе исторической культуры».
Ключевые высказанные идеи лишний раз подчеркивают фундаментальную значимость истории как ключевой политической науки – в разрезе внутренней и внешней политики, ее прошлого, настоящего и будущего.
Именно история избрана как главный инструмент гражданской социализации молодежи. В образовательном измерении здесь есть три важных аспекта. Первое – подготовка профессиональных историков и учителей истории для школ. Второе – интеграция исторического образования и просвещения с молодежной и внутренней политикой. Третье – использование обязательно для всех направлений подготовки курса истории России для задач не только преподавания, но и воспитания.
Экспертный совет по вопросам исторического образования будет функционировать в условиях тесного сопряжения с Общественном советом при Минобрнауки (его возглавляет аксакал исторической науки Александр Чубарьян), а также с Межведомственной комиссией по историческому просвещению.
Битвы за историю, то есть претензии на лидерство и раздел зон влияния в вопросах исторической политики, сейчас становятся полноценным фронтом всех элитных политических взаимодействий. Именно в истории черпаются ключевые концепты национальной идеи, которые позволяют через сегодняшние реминисценции прошлого строить новое будущее – и России 2.0, и всего мира.
ИА REGNUM
Нарышкин: сейчас решается судьба России
Сегодня Россия переживает исторический момент, когда решается ее судьба и определяется место нашей страны в мире. Об этом 16 марта заявил директор Службы вне...
РАОциональная педагогика (1/3)
Сегодня в рамках первого всероссийского форума
«Педагогическое образование в российском классическом университете» прошла Научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм: современное состояние и перспективы развития». Модератором дискуссии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика».
Ольга Васильева, президент РАО:
Учителям предстоит отвечать на все актуальные вызовы. Именно от них зависят те ценности, которые закладываются. От этих людей зависит национальная безопасность. Система образования педагогов насчитывает более 200 вузов, из них 33 профильные педагогически вузы в ведении Министерства просвещения, 54 — вузы отраслевых министерств, остальные — классические университеты, 400 педагогических колледжей. Сегодня на педагогических направлениях обучается 600 тысяч студентов. Это та опора, которая у нас сегодня есть. Вся эта работа требует координации.
Профессиональное сообщество поставлено перед рядом вопросов, эти проблемы общемировые:
- недостаток научно обоснованного обновления по содержанию обучения;
- невысокий уровень подготовки по предметным знаниям студентов;
- слабая интеграция теории и практики.
Опыт того, что была сделано до нас, наше наследие, очень фрагментарно. Общая проблема для всей системы — слабая связь подготовки учителей в вузах и дальнейшее их развитие как исследователей.
РАО как головная организация педагогики и образования не останется в стороне от обновления системы педагогики на государственном уровне.
Сегодня важна тема воспитания. Это важно учитывать при подготовке педагогических кадров. Это большая наука со своей историей, традициями и инновациями. Это главный фокус РАО сейчас.
РАО это центр ещё и прогностический центр.
Научный подход к развитию образования связан с актуальными исследованиями. Академия приступила к исследованию «Портрет современного студента — будущего педагога».
Еще один проект — мониторинг состояния реализации педагогических программ: насколько это отвечает требованиям сегодняшнего дня и запросам школы.
Эти исследования помогут разработать единые походы к педагогическому образованию,
В этом году планируется ряд мероприятий, с Минобрнауки — открытые дебаты молодёжных исследовательских команд «Вызов времени».
Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ:
Как выстроить те стратегические векторы, которые необходимы всей системе образования?
Образование и наука — те мосты, которые будут связывать людей поверх экономических и политических разногласий. Система подготовки кадров для образования страны — тот приоритет, который, если мы упустим, ослабит нашу страну. А мы этого допустить не можем.
Система педагогической подготовки кадров — третья по численности категория специалистов.
Ректорское сообщество на заседании Российского союза ректоров сделало декларацию, документ исходит из единых принципов системы подготовки педагогических кадров в стране.
Мобилизуя лучшие педагогические силы (науки), есть шансы, что мы сможем ответить на ключевые вызовы времени.
Последние 5 лет мы наблюдаем систематическое увеличение КЦП. Есть проблемы трудоустройства, оттока молодых кадров в течение 3-5 лет, профессионального выгорания, долгосрочного прогнозирования, мотивация, профессиональная ориентация студентов и выпускников. В целом привлекательность этой профессии для талантливых абитуриентов повышается. Важно, чтобы это стало стратегической линией — сквозная линия ориентированных на эту профессию — чтобы она была основана на технологиях и практиках и перенесена на систему высшего образования.
В этой работе мы опираемся на опыт разобщённых ведомств, но построенных на единстве духа и единстве стиля.
Сегодня в рамках первого всероссийского форума
«Педагогическое образование в российском классическом университете» прошла Научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм: современное состояние и перспективы развития». Модератором дискуссии выступил Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика».
Ольга Васильева, президент РАО:
Учителям предстоит отвечать на все актуальные вызовы. Именно от них зависят те ценности, которые закладываются. От этих людей зависит национальная безопасность. Система образования педагогов насчитывает более 200 вузов, из них 33 профильные педагогически вузы в ведении Министерства просвещения, 54 — вузы отраслевых министерств, остальные — классические университеты, 400 педагогических колледжей. Сегодня на педагогических направлениях обучается 600 тысяч студентов. Это та опора, которая у нас сегодня есть. Вся эта работа требует координации.
Профессиональное сообщество поставлено перед рядом вопросов, эти проблемы общемировые:
- недостаток научно обоснованного обновления по содержанию обучения;
- невысокий уровень подготовки по предметным знаниям студентов;
- слабая интеграция теории и практики.
Опыт того, что была сделано до нас, наше наследие, очень фрагментарно. Общая проблема для всей системы — слабая связь подготовки учителей в вузах и дальнейшее их развитие как исследователей.
РАО как головная организация педагогики и образования не останется в стороне от обновления системы педагогики на государственном уровне.
Сегодня важна тема воспитания. Это важно учитывать при подготовке педагогических кадров. Это большая наука со своей историей, традициями и инновациями. Это главный фокус РАО сейчас.
РАО это центр ещё и прогностический центр.
Научный подход к развитию образования связан с актуальными исследованиями. Академия приступила к исследованию «Портрет современного студента — будущего педагога».
Еще один проект — мониторинг состояния реализации педагогических программ: насколько это отвечает требованиям сегодняшнего дня и запросам школы.
Эти исследования помогут разработать единые походы к педагогическому образованию,
В этом году планируется ряд мероприятий, с Минобрнауки — открытые дебаты молодёжных исследовательских команд «Вызов времени».
Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования РФ:
Как выстроить те стратегические векторы, которые необходимы всей системе образования?
Образование и наука — те мосты, которые будут связывать людей поверх экономических и политических разногласий. Система подготовки кадров для образования страны — тот приоритет, который, если мы упустим, ослабит нашу страну. А мы этого допустить не можем.
Система педагогической подготовки кадров — третья по численности категория специалистов.
Ректорское сообщество на заседании Российского союза ректоров сделало декларацию, документ исходит из единых принципов системы подготовки педагогических кадров в стране.
Мобилизуя лучшие педагогические силы (науки), есть шансы, что мы сможем ответить на ключевые вызовы времени.
Последние 5 лет мы наблюдаем систематическое увеличение КЦП. Есть проблемы трудоустройства, оттока молодых кадров в течение 3-5 лет, профессионального выгорания, долгосрочного прогнозирования, мотивация, профессиональная ориентация студентов и выпускников. В целом привлекательность этой профессии для талантливых абитуриентов повышается. Важно, чтобы это стало стратегической линией — сквозная линия ориентированных на эту профессию — чтобы она была основана на технологиях и практиках и перенесена на систему высшего образования.
В этой работе мы опираемся на опыт разобщённых ведомств, но построенных на единстве духа и единстве стиля.
РАОциональная педагогика (2/3)
Анастасия Зырянова, заместитель министра просвещения РФ:
Качество подготовки педагогов напрямую влияет на развитие школы и достижения детей, поэтому для Минпросвещения вопрос подготовки педагогических кадров критически важен.
На уровне общего образования мы работаем над воссозданием единого образовательного пространства. Разработаны примерные рабочие программы для учителей по многим предметам.
Проведен анализ структуры подготовки учителей в 2021 году. Он выявил большое разнообразие моделей и программ подготовки педагогов, не всегда отвечающих запросу, содержит разный набор знаний и методик, что неприемлемо в рамках единого образовательного пространства. Мы должны обеспечить равное и качественное педагогическое образование.
Ядро высшего педагогического образования содержит единые подходы предметной и методической подготовки педагогических кадров, которые одобрены Минпросвещения. 3 модуля: психолого-педагогический, воспитательный, коммуникативно-цифровой. Включено 24 предметно-методических модуля для педагогов (ФГОС), чтобы подготовка педагогов коррелировала с содержанием образования.
Кроме того, нужна новая инфраструктура педвузов. Важно создание в каждом вузе единой образовательной экосистемы. Со Российским обществом «Знание» мы открыли было организовано открытие технопарков «Россия — моя история». В рамках нацпроекта «Образование» в 2021 году состоялось открытие педагогических кванториумов.
Также министерство стимулирует научные исследования. Есть необходимость реального внедрения в практику результатов научных исследований.
Достигнуто единение педагогических вузов с базовыми школами.
С 2020 года работает сеть психолого-педагогических классов.
С 2022 года обучение будет проводиться на базе ядра высшего педагогического образования. Сейчас сотовится ядро для СПО.
Подготовка педагога должна носить опережающий характер.
Елена Казакова, председатель ФУМО, директор Института педагогики СПбГУ:
Сегодня выигрывает тот, кто умеет сотрудничать, умеет опереться на возможности, которые есть рядом. Современный университет — мощный исследовательский центр, который необходим в регионе. Это сильный экспертный и проектный центр.
Сегодня от качества образования и качества подготовки кадров зависит любая отрасль деятельности. Университет — это также издательский и информационный центр.
Система первоочередных действий:
- позиционирование классического и педагогического университета как активного участника развития кадрового потенциала региона и страны;
- руководители программ педагогического образования как лидеры развития качества образования;
- мониторинг;
- опережающая цифровизация;
- новые форматы летних школ для педагогов-исследователей, преподавателей, школьников из педагогических классов;
- обновление модели практики.
Актуально проблема стандарта.
Технологизация: ещё одна задача — предложить школам своё технологического оборудования, чтобы из наших вузов выходили люди, способные его создать. Важно, чтобы, когда они учились, у них был доступ к передовому технологическому оборудованию.
Нам надо восстановить культуру методики. Если наши ученики не знают современных учебников и программ, они нерентабельны, что чревато потерями работы.
Что касается воспитания, не надо болтать там, где нужно обретать ценность. Не подменять эти ценности мероприятиями. Сегодня студентом нужно понимать, что такое патриотизм. Сегодня это очень большой вызов. Если мы не будем отвечать на этот вопрос, то желающих отвечать найдется много.
Анастасия Зырянова, заместитель министра просвещения РФ:
Качество подготовки педагогов напрямую влияет на развитие школы и достижения детей, поэтому для Минпросвещения вопрос подготовки педагогических кадров критически важен.
На уровне общего образования мы работаем над воссозданием единого образовательного пространства. Разработаны примерные рабочие программы для учителей по многим предметам.
Проведен анализ структуры подготовки учителей в 2021 году. Он выявил большое разнообразие моделей и программ подготовки педагогов, не всегда отвечающих запросу, содержит разный набор знаний и методик, что неприемлемо в рамках единого образовательного пространства. Мы должны обеспечить равное и качественное педагогическое образование.
Ядро высшего педагогического образования содержит единые подходы предметной и методической подготовки педагогических кадров, которые одобрены Минпросвещения. 3 модуля: психолого-педагогический, воспитательный, коммуникативно-цифровой. Включено 24 предметно-методических модуля для педагогов (ФГОС), чтобы подготовка педагогов коррелировала с содержанием образования.
Кроме того, нужна новая инфраструктура педвузов. Важно создание в каждом вузе единой образовательной экосистемы. Со Российским обществом «Знание» мы открыли было организовано открытие технопарков «Россия — моя история». В рамках нацпроекта «Образование» в 2021 году состоялось открытие педагогических кванториумов.
Также министерство стимулирует научные исследования. Есть необходимость реального внедрения в практику результатов научных исследований.
Достигнуто единение педагогических вузов с базовыми школами.
С 2020 года работает сеть психолого-педагогических классов.
С 2022 года обучение будет проводиться на базе ядра высшего педагогического образования. Сейчас сотовится ядро для СПО.
Подготовка педагога должна носить опережающий характер.
Елена Казакова, председатель ФУМО, директор Института педагогики СПбГУ:
Сегодня выигрывает тот, кто умеет сотрудничать, умеет опереться на возможности, которые есть рядом. Современный университет — мощный исследовательский центр, который необходим в регионе. Это сильный экспертный и проектный центр.
Сегодня от качества образования и качества подготовки кадров зависит любая отрасль деятельности. Университет — это также издательский и информационный центр.
Система первоочередных действий:
- позиционирование классического и педагогического университета как активного участника развития кадрового потенциала региона и страны;
- руководители программ педагогического образования как лидеры развития качества образования;
- мониторинг;
- опережающая цифровизация;
- новые форматы летних школ для педагогов-исследователей, преподавателей, школьников из педагогических классов;
- обновление модели практики.
Актуально проблема стандарта.
Технологизация: ещё одна задача — предложить школам своё технологического оборудования, чтобы из наших вузов выходили люди, способные его создать. Важно, чтобы, когда они учились, у них был доступ к передовому технологическому оборудованию.
Нам надо восстановить культуру методики. Если наши ученики не знают современных учебников и программ, они нерентабельны, что чревато потерями работы.
Что касается воспитания, не надо болтать там, где нужно обретать ценность. Не подменять эти ценности мероприятиями. Сегодня студентом нужно понимать, что такое патриотизм. Сегодня это очень большой вызов. Если мы не будем отвечать на этот вопрос, то желающих отвечать найдется много.
РАОциональная педагогика (3/3)
Алексей Лубков, ректор МПГУ:
Если не будет содержательной основы, о каком едином образовательном пространстве мы можем говорить. Это и стало причиной разработки ядра. Это методические рекомендации и ориентиры.
Есть и другой путь — сейчас проектируют стандарт ФГОС 4. Мы несколько торопимся, тем самым мы возвращаемся к предыдущим принципам.
Есть предложения по поводу многопрофильного бакалавриата (что было апробировано для сельских школ). Также стоит подумать о возвращении специалитета. Для педагогики многоуровневый подход не вполне годится.
Без определения основных содержательных принципов подготовки педагогов мы с вами далеко не двинемся.
Айдар Калимуллин, директор института психологии и образования Казанского (Приволжского)
федерального университета:
Наряду с традиционной системой педагогических вузов
Развивался другой сектор педагогического образования в классических университетах. Это образование востребовано. Начата работа по объединению научной деятельности.
Значительный исследовательский потенциал несут в себе федеральные и бывшие опорные вузы в педагогическом образовании.
В рамках 5-100 в КФУ сложилась новая система педагогического образования. Кроме того, роль международных рейтингов позволила доказать жизнеспособность российских моделей — КФУ вошёл в 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование».
Было бы важно обеспечить поддержку Минбрнауки — вести в рамках программы «Приоритет 2030» индикаторы педагогического образования.
Исследования в области образования несут серьёзный геополитический потенциал, в том числе с точки зрения продвижения в странах дальнего и ближнего зарубежья
Андрей Король, ректор Белорусского
государственного университета:
Мы видим расширение тренда на монологизацию. Стоит помнить, что опыт передать невозможно — передаются знания. Сегодня мы в технологии образовываем человека. На выходе мы понимаем ученика логичного, сейчас есть проблема кризиса смыслов.
Обучение должно идти через открытие. ИОТ — это совокупность образовательных возможностей. Важнейшей методологической и методической составляющей образовательного процесса является вопрос ученика.
Подробнее: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/23667
Алексей Лубков, ректор МПГУ:
Если не будет содержательной основы, о каком едином образовательном пространстве мы можем говорить. Это и стало причиной разработки ядра. Это методические рекомендации и ориентиры.
Есть и другой путь — сейчас проектируют стандарт ФГОС 4. Мы несколько торопимся, тем самым мы возвращаемся к предыдущим принципам.
Есть предложения по поводу многопрофильного бакалавриата (что было апробировано для сельских школ). Также стоит подумать о возвращении специалитета. Для педагогики многоуровневый подход не вполне годится.
Без определения основных содержательных принципов подготовки педагогов мы с вами далеко не двинемся.
Айдар Калимуллин, директор института психологии и образования Казанского (Приволжского)
федерального университета:
Наряду с традиционной системой педагогических вузов
Развивался другой сектор педагогического образования в классических университетах. Это образование востребовано. Начата работа по объединению научной деятельности.
Значительный исследовательский потенциал несут в себе федеральные и бывшие опорные вузы в педагогическом образовании.
В рамках 5-100 в КФУ сложилась новая система педагогического образования. Кроме того, роль международных рейтингов позволила доказать жизнеспособность российских моделей — КФУ вошёл в 100 лучших университетов мира в предметной области «Образование».
Было бы важно обеспечить поддержку Минбрнауки — вести в рамках программы «Приоритет 2030» индикаторы педагогического образования.
Исследования в области образования несут серьёзный геополитический потенциал, в том числе с точки зрения продвижения в странах дальнего и ближнего зарубежья
Андрей Король, ректор Белорусского
государственного университета:
Мы видим расширение тренда на монологизацию. Стоит помнить, что опыт передать невозможно — передаются знания. Сегодня мы в технологии образовываем человека. На выходе мы понимаем ученика логичного, сейчас есть проблема кризиса смыслов.
Обучение должно идти через открытие. ИОТ — это совокупность образовательных возможностей. Важнейшей методологической и методической составляющей образовательного процесса является вопрос ученика.
Подробнее: https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/23667
Telegram
Научно-образовательная политика
⚡️ Внимание, форум!
Пандемия остро поставила вопрос «цифровых» компетенций у педагогов.
Ученые Российской академии образования провели мониторинг, который выявил, что педагогам с большим стажем образовательная «цифра» дается легче, чем молодым специалистам.…
Пандемия остро поставила вопрос «цифровых» компетенций у педагогов.
Ученые Российской академии образования провели мониторинг, который выявил, что педагогам с большим стажем образовательная «цифра» дается легче, чем молодым специалистам.…
Forwarded from Новости Росатома
Представители предприятий Росатома провели мастер-класс по культуре безопасности для студентов Московского энергетического института
Новости (RSS)
11 марта в рамках проекта «Лига безопасности» представители предприятий Госкорпорации «Росатом» провели мастер-класс по культуре безопасности для студентов Московского энергетического института.
В мероприятии приняли участие представители АО «Концерн «Росэнергоатом», АО «НИКИМТ-Атомстрой», ФГУП «ФЭО», АО «Атомэнергоремонт» и АО «Атомтехэнерго». Послушать их пришли около 50 студентов с первого по пятый курс с различных факультетов института.
Мастер-класс был поделен на две части – теоретическую и практическую. В теоретической части специалисты обсудили с ребятами понятие культуры безопасности, рассказали про организации ВАО АЭС и МАГАТЭ, подробно разобрали роль человеческого фактора и представили разные виды ошибок. Позже эксперты поделились практическими инструментами для их предотвращения.
В ходе практической части студенты создавали плакаты с инструментами предотвращения ошибок и проходили детективную игру-расследование. По заданию им нужно было раскрыть детали происшествия на вымышленной АЭС, обладая только исходом события. Чтобы ее пройти, ребятам нужно было выяснить у модератора детали происшествия, задавая ему вопросы. Когда студенты узнали полную историю события, они провели анализ использованных инструментов предотвращения ошибок и составили план корректирующих мероприятий. По окончании мероприятия у студентов была возможность задать специалистам вопросы, связанные со спецификой производства и прохождением производственной практики в организациях отрасли.
Одним из ведущих лекторов на мастер-классе стал Виктор Ожигин, ведущий специалист отдела обеспечения безопасности АО «Атомэнергоремонт». «При проведении игры «расследование нарушения» я с интересом наблюдал за тем, как студенты примеряют на себя роль инспекторов. Ребята сразу начали использовать полученные знания – разбирали причины снижения мощностей энергоблока, выявляли риски. Мне было невероятно приятно работать с такой вовлеченной аудиторией», - сказал он.
Для справки:
Проект «Лига безопасности» появился в мае 2021 года в рамках Акселератора «Mission Talent» (Росатом), который поддерживает Корпоративная Академия Росатома. Его главная разработка - «Креативный семинар по культуре безопасности для молодых специалистов». Автор идеи проекта – Александра Морозова (Кольская АЭС).
Новости (RSS)
11 марта в рамках проекта «Лига безопасности» представители предприятий Госкорпорации «Росатом» провели мастер-класс по культуре безопасности для студентов Московского энергетического института.
В мероприятии приняли участие представители АО «Концерн «Росэнергоатом», АО «НИКИМТ-Атомстрой», ФГУП «ФЭО», АО «Атомэнергоремонт» и АО «Атомтехэнерго». Послушать их пришли около 50 студентов с первого по пятый курс с различных факультетов института.
Мастер-класс был поделен на две части – теоретическую и практическую. В теоретической части специалисты обсудили с ребятами понятие культуры безопасности, рассказали про организации ВАО АЭС и МАГАТЭ, подробно разобрали роль человеческого фактора и представили разные виды ошибок. Позже эксперты поделились практическими инструментами для их предотвращения.
В ходе практической части студенты создавали плакаты с инструментами предотвращения ошибок и проходили детективную игру-расследование. По заданию им нужно было раскрыть детали происшествия на вымышленной АЭС, обладая только исходом события. Чтобы ее пройти, ребятам нужно было выяснить у модератора детали происшествия, задавая ему вопросы. Когда студенты узнали полную историю события, они провели анализ использованных инструментов предотвращения ошибок и составили план корректирующих мероприятий. По окончании мероприятия у студентов была возможность задать специалистам вопросы, связанные со спецификой производства и прохождением производственной практики в организациях отрасли.
Одним из ведущих лекторов на мастер-классе стал Виктор Ожигин, ведущий специалист отдела обеспечения безопасности АО «Атомэнергоремонт». «При проведении игры «расследование нарушения» я с интересом наблюдал за тем, как студенты примеряют на себя роль инспекторов. Ребята сразу начали использовать полученные знания – разбирали причины снижения мощностей энергоблока, выявляли риски. Мне было невероятно приятно работать с такой вовлеченной аудиторией», - сказал он.
Для справки:
Проект «Лига безопасности» появился в мае 2021 года в рамках Акселератора «Mission Talent» (Росатом), который поддерживает Корпоративная Академия Росатома. Его главная разработка - «Креативный семинар по культуре безопасности для молодых специалистов». Автор идеи проекта – Александра Морозова (Кольская АЭС).
Forwarded from Российская академия наук
В условиях проведения Россией военной операции на Украине российским ученым необходимо по возможности сохранить имеющиеся связи с зарубежным научным сообществом, заявил в среду Президент РАН, академик РАН Александр Сергеев.
«Мы видим сейчас поляризацию общественного мнения, мнения ученых по всему миру, которое не в нашу пользу. Тем не менее, мы должны понимать, что РАН - это организация, которая пользуется очень высоким престижем за рубежом, и поэтому наши зарубежные коллеги, обрывая взаимодействие с различными государственными структурами, вовсе не собираются обрывать связи с РАН. Мы должны опереться на это обстоятельство и действительно попытаться сохранить те мостики, которые нас еще связывают с зарубежным научным миром», – сказал Глава РАН на общем собрании профессоров РАН.
В то же время российским ученым необходимо приложить усилия для смягчения грядущей технологической изоляции России, считает он.
«Первое направление – это грядущая технологическая изоляция, которая, мы с вами понимаем, сильнейшим образом ударит по экономике нашей страны, и вопрос встает о том, что мы с вами могли бы сделать, чтобы ослабить эту технологическую изоляцию», - отметил Президент РАН.
В то же время сложившаяся ситуация требует определенных изменений организации науки в России, как это происходило в острый период пандемии COVID-19, когда ключевые ведомства здравоохранения были полностью переориентированы на борьбу с коронавирусом, добавил он.
«Еще раз хочу сказать, что очень ценю гражданскую позицию каждого из вас, каждого из нас, везде говорю о том, что это поддерживаю, Академия наук - организация, основанная на членстве, и при выборе в Академию наук политические взгляды людей не учитываются. Поэтому то, что у нас есть коллеги, высказывающие противоположные мнения - я считаю, что это нормально, это просто отражение такого спектра мнений, который есть у нас в стране», - подчеркнул Александр Сергеев.
Источник: сайт Интерфакс.
@rasofficial
«Мы видим сейчас поляризацию общественного мнения, мнения ученых по всему миру, которое не в нашу пользу. Тем не менее, мы должны понимать, что РАН - это организация, которая пользуется очень высоким престижем за рубежом, и поэтому наши зарубежные коллеги, обрывая взаимодействие с различными государственными структурами, вовсе не собираются обрывать связи с РАН. Мы должны опереться на это обстоятельство и действительно попытаться сохранить те мостики, которые нас еще связывают с зарубежным научным миром», – сказал Глава РАН на общем собрании профессоров РАН.
В то же время российским ученым необходимо приложить усилия для смягчения грядущей технологической изоляции России, считает он.
«Первое направление – это грядущая технологическая изоляция, которая, мы с вами понимаем, сильнейшим образом ударит по экономике нашей страны, и вопрос встает о том, что мы с вами могли бы сделать, чтобы ослабить эту технологическую изоляцию», - отметил Президент РАН.
В то же время сложившаяся ситуация требует определенных изменений организации науки в России, как это происходило в острый период пандемии COVID-19, когда ключевые ведомства здравоохранения были полностью переориентированы на борьбу с коронавирусом, добавил он.
«Еще раз хочу сказать, что очень ценю гражданскую позицию каждого из вас, каждого из нас, везде говорю о том, что это поддерживаю, Академия наук - организация, основанная на членстве, и при выборе в Академию наук политические взгляды людей не учитываются. Поэтому то, что у нас есть коллеги, высказывающие противоположные мнения - я считаю, что это нормально, это просто отражение такого спектра мнений, который есть у нас в стране», - подчеркнул Александр Сергеев.
Источник: сайт Интерфакс.
@rasofficial
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Вёл сегодня открывающую дискуссию Первого Всероссийского форума «Педагогическое образование в российском классическом университете» в РАО.
РАО в очередной раз собрала на своей площадке оба профильных министерства (сегодня выступали замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев и замминистра просвещения Анастасия Зырянова), и звучало много верных слов про важность единой, командной работы в подготовке педагогов.
Но всё же Минобр сегодня звучал именно про готовность межведомственного диалога и командной работы, а Минпрос – про успехи собственно Минпросвещения. Пусть коллеги и друзья с Каретного не обижаются – в сегодняшних реалиях командная работа особенно ценна и важна.
Спасибо Ольге Юрьевне за высокую оценку моего скромного труда по итогам сессии – роль и миссию коммуникации сегодня сложно переоценить. Примечательно, что труд коллег по НОП @scienpolicy также был отмечен сегодня с высокой трибуны РАО.
И ещё, посмотрите какие молодцы Журфак МГУ - создали канал Форума:
https://news.1rj.ru/str/axiomalab/31
РАО в очередной раз собрала на своей площадке оба профильных министерства (сегодня выступали замглавы Минобрнауки Дмитрий Афанасьев и замминистра просвещения Анастасия Зырянова), и звучало много верных слов про важность единой, командной работы в подготовке педагогов.
Но всё же Минобр сегодня звучал именно про готовность межведомственного диалога и командной работы, а Минпрос – про успехи собственно Минпросвещения. Пусть коллеги и друзья с Каретного не обижаются – в сегодняшних реалиях командная работа особенно ценна и важна.
Спасибо Ольге Юрьевне за высокую оценку моего скромного труда по итогам сессии – роль и миссию коммуникации сегодня сложно переоценить. Примечательно, что труд коллег по НОП @scienpolicy также был отмечен сегодня с высокой трибуны РАО.
И ещё, посмотрите какие молодцы Журфак МГУ - создали канал Форума:
https://news.1rj.ru/str/axiomalab/31
Поддержка регионов: образование, НИОКР, стройка
Программное выступление президента Владимира Путина на Совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов содержало очень четкий месседж:
«Будем укреплять наш технологический, научный суверенитет, направим дополнительные ресурсы на поддержку сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, жилищного строительства, продолжим развивать внешнеторговые связи с расчётом на быстрорастущие, динамичные международные рынки».
Наука, кадры, технологии – это неотъемлемые элементы системы обеспечения безопасности и независимости России. И хотя в основном на Совещании говорили об экономике, данные темы получили свою долю внимания.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин в своем выступлении подчеркнул связь между поддержкой детей и образовательной системой, в частности проектом перезагрузки СПО «Профессионалитет» и программой «Приоритет-2030»:
«Вы приняли очень важное решение о новых выплатах для родителей детей от восьми до 16 лет. По сути, это позволило создать целостную систему поддержки родителей, поддержки детства: от принятия решения родителями о рождении ребёнка и, в общем-то, до совершеннолетия.
На самом деле эта система гораздо больше с учётом той работы, которая при поддержке Правительства проводится по модернизации наших техникумов, по развитию региональных вузов, с учётом того, что многие регионы ввели доплаты для молодых специалистов, молодых учителей, врачей, которые идут в сельскую местность».
Та система комплексной поддержки будущих матерей и семей с детьми должна напрямую стыковаться со сквозными образовательными траекториями, а также на всех этапах поддерживаться механизмами дополнительного образования, выявления и поддержки талантов.
На поддержке исследований и разработок сфокусировал внимание Владимир Якушев, полпред президента в Уральском федеральном округе:
«Отдельный пул предложений, которые я хотел бы очень коротко озвучить, связан с импортозамещением. Эта задача сегодня актуальна как никогда, откладывать ее надолго нельзя. Поэтому, конечно, очень важно сегодня поддержать НИОКРы, которые направлены на создание отечественных аналогов. Полагаем, что эта мера достаточно своевременна. Формой такой поддержки может быть инвестиционный налоговый вычет для тех предприятий, которые ведут такую работу.
Также хотел бы отметить, что, если появится такая возможность, [нужно] поддержать научно-образовательные центры, потому что портфели проектов, которые сегодня находятся в НОЦах, как раз направлены на появление новых технологий, отечественных технологий. Если мы сегодня нашли бы возможности еще финансово НОЦы поддержать, то эти технологии в производство внедрили бы гораздо быстрее».
В текущих условиях вся научно-технологическая сфера переориентируется на насущные проблемы импортозамещения и далее импортонезависимости. НОЦы представляют уже готовые цепочки, которым нужно лишь сформулировать заказ. С другой стороны, именно сейчас требуется особая поддержка всех НИОКР, что проводит бизнес, поскольку в значительной степени он как раз направлен на разработку и внедрение отечественных аналогов в критических элементах зависимости от поставок из недружественных стран.
Президент Владимир Путин поддержал данный вектор работы:
«Поддержка НИОКР – я тоже об этом сказал – разумеется, об этом нужно думать. Так же, как и поддержка научных исследований. Недавно совсем обсуждал это и с президентом Российской академии наук».
Фоном на многих мероприятиях сейчас проходит тема стройки. Речь даже не столько о поддержке строительной области как таковой и стимулирования спроса на жилье, но о том гигантском объеме работ, которые предстоят в ДНР и ЛНР. Уже сейчас понятно, что на них претендует Сергей Собянин и представители Татарстана, но конкурент у них очень мощный – это Минобороны. Военное ведомство уже зарекомендовало себя на стройках ковидных госпиталей и постепенно интегрируется как мощный игрок на поле социального строительства (школы, больницы, университеты и т.п.).
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/67996
Программное выступление президента Владимира Путина на Совещании о мерах социально-экономической поддержки регионов содержало очень четкий месседж:
«Будем укреплять наш технологический, научный суверенитет, направим дополнительные ресурсы на поддержку сельского хозяйства, обрабатывающей промышленности, инфраструктуры, жилищного строительства, продолжим развивать внешнеторговые связи с расчётом на быстрорастущие, динамичные международные рынки».
Наука, кадры, технологии – это неотъемлемые элементы системы обеспечения безопасности и независимости России. И хотя в основном на Совещании говорили об экономике, данные темы получили свою долю внимания.
Губернатор Новгородской области Андрей Никитин в своем выступлении подчеркнул связь между поддержкой детей и образовательной системой, в частности проектом перезагрузки СПО «Профессионалитет» и программой «Приоритет-2030»:
«Вы приняли очень важное решение о новых выплатах для родителей детей от восьми до 16 лет. По сути, это позволило создать целостную систему поддержки родителей, поддержки детства: от принятия решения родителями о рождении ребёнка и, в общем-то, до совершеннолетия.
На самом деле эта система гораздо больше с учётом той работы, которая при поддержке Правительства проводится по модернизации наших техникумов, по развитию региональных вузов, с учётом того, что многие регионы ввели доплаты для молодых специалистов, молодых учителей, врачей, которые идут в сельскую местность».
Та система комплексной поддержки будущих матерей и семей с детьми должна напрямую стыковаться со сквозными образовательными траекториями, а также на всех этапах поддерживаться механизмами дополнительного образования, выявления и поддержки талантов.
На поддержке исследований и разработок сфокусировал внимание Владимир Якушев, полпред президента в Уральском федеральном округе:
«Отдельный пул предложений, которые я хотел бы очень коротко озвучить, связан с импортозамещением. Эта задача сегодня актуальна как никогда, откладывать ее надолго нельзя. Поэтому, конечно, очень важно сегодня поддержать НИОКРы, которые направлены на создание отечественных аналогов. Полагаем, что эта мера достаточно своевременна. Формой такой поддержки может быть инвестиционный налоговый вычет для тех предприятий, которые ведут такую работу.
Также хотел бы отметить, что, если появится такая возможность, [нужно] поддержать научно-образовательные центры, потому что портфели проектов, которые сегодня находятся в НОЦах, как раз направлены на появление новых технологий, отечественных технологий. Если мы сегодня нашли бы возможности еще финансово НОЦы поддержать, то эти технологии в производство внедрили бы гораздо быстрее».
В текущих условиях вся научно-технологическая сфера переориентируется на насущные проблемы импортозамещения и далее импортонезависимости. НОЦы представляют уже готовые цепочки, которым нужно лишь сформулировать заказ. С другой стороны, именно сейчас требуется особая поддержка всех НИОКР, что проводит бизнес, поскольку в значительной степени он как раз направлен на разработку и внедрение отечественных аналогов в критических элементах зависимости от поставок из недружественных стран.
Президент Владимир Путин поддержал данный вектор работы:
«Поддержка НИОКР – я тоже об этом сказал – разумеется, об этом нужно думать. Так же, как и поддержка научных исследований. Недавно совсем обсуждал это и с президентом Российской академии наук».
Фоном на многих мероприятиях сейчас проходит тема стройки. Речь даже не столько о поддержке строительной области как таковой и стимулирования спроса на жилье, но о том гигантском объеме работ, которые предстоят в ДНР и ЛНР. Уже сейчас понятно, что на них претендует Сергей Собянин и представители Татарстана, но конкурент у них очень мощный – это Минобороны. Военное ведомство уже зарекомендовало себя на стройках ковидных госпиталей и постепенно интегрируется как мощный игрок на поле социального строительства (школы, больницы, университеты и т.п.).
Подробнее: http://kremlin.ru/events/president/news/67996
Президент России
Совещание о мерах социально-экономической поддержки регионов
Глава государства в режиме видеоконференции провёл совещание о мерах социально-экономической поддержки субъектов Российской Федерации.