Съезд и молодые ученые (2/2)
КС и молодые ученые
Никита Марченков, и сам являясь ученым, отметил, что прошедший Год науки и технологий открыл большие возможности для молодых ученых.
Итоги и планы:
- конгресс молодых ученых станет ежегодным (будет проводиться Координационным советом совместно с Минобрнауки);
- проведение региональных мероприятий-спутников (по аналогии с КМУ) для совместного обсуждения возможных точек взаимодействия молодых ученых, представителей власти и бизнеса — как наука может помочь региону;
- развитие научного туризма;
- опросы: месяц назад КС запустил 2 опроса. Первый — сложности в работе ученых и пути их решения. Второй — выявление фактов отказа в публикациях, участия в конференциях, включения в комитеты и т.д. Собранные данные позволят не только реагировать на существующие проблемы, но и мобилизовать самих ученых;
- сформулированные предложения по итогам опросов: закупка реактивов без 44-ФЗ, изменения в наукометрических показателях, импортозамещение и приборостроение — развитие мастерских ремонтооборудования и другие.
X Всероссийский съезд Советов молодых ученых — КС: в рамках съезда планируется активное обсуждение вопросов организации науки и реакции на существующие вызовы.
Тандем и сообщество
И Минобрнауки, и КС видят друг в друге равнозначных полноправных партнеров, которые работают в тесной связке. Те инициативы, которые были де-юре реализованы министерством как официальным регулятором в сфере науки и высшего образования, де-факто являются совместным трудом двух организаций. Это отражено и в официальных поручениях, где зачастую ответственными исполнителями выступают и Минобрнауки, и Совет.
«Стараемся в широком смысле создать пул инструментов для развития молодых ученых. Связка с Координационным советом позволяет нам, удерживая верхнюю рамку, понимать конкретно, кто находится в образовательных организациях, на земле, с людьми, которые реализуют и являются молодыми учеными, с тем, чтобы координировать эту деятельность. Поэтому для нас важной мерой является развитие сообществ», — отметил Григорий Гуров.
Никита Марченков, продолжая эту мысль, подчеркнул, что сегодня есть хорошее единение внутри научного сообщества в части понимания существующих проблем и их решения. Тесное взаимодействие с Минобрнауки позволяет быстро выносить эти темы на обсуждение и принимать меры.
Общая обстановка
Не осталась в стороне тема международного научного сотрудничества в условиях санкций. «Наша позиция в том, что наука — та сущность, которая объединяет. Во-вторых, очень странно, когда коллеги вмешивают политику, и тем самым пытаются надавить на нашу страну. Мы стараемся вести аккуратную политику. Россия поддерживает и пропагандирует взаимодействие», — рассказал Григорий Гуров.
Никита Марченков уверен, что наука должна быть вне политики: «Ученые по всему миру работают, чтобы делать жизнь людей лучше. На этом фокусируется наука. Я надеюсь, что международное сотрудничество продолжит развиваться».
КС и молодые ученые
Никита Марченков, и сам являясь ученым, отметил, что прошедший Год науки и технологий открыл большие возможности для молодых ученых.
Итоги и планы:
- конгресс молодых ученых станет ежегодным (будет проводиться Координационным советом совместно с Минобрнауки);
- проведение региональных мероприятий-спутников (по аналогии с КМУ) для совместного обсуждения возможных точек взаимодействия молодых ученых, представителей власти и бизнеса — как наука может помочь региону;
- развитие научного туризма;
- опросы: месяц назад КС запустил 2 опроса. Первый — сложности в работе ученых и пути их решения. Второй — выявление фактов отказа в публикациях, участия в конференциях, включения в комитеты и т.д. Собранные данные позволят не только реагировать на существующие проблемы, но и мобилизовать самих ученых;
- сформулированные предложения по итогам опросов: закупка реактивов без 44-ФЗ, изменения в наукометрических показателях, импортозамещение и приборостроение — развитие мастерских ремонтооборудования и другие.
X Всероссийский съезд Советов молодых ученых — КС: в рамках съезда планируется активное обсуждение вопросов организации науки и реакции на существующие вызовы.
Тандем и сообщество
И Минобрнауки, и КС видят друг в друге равнозначных полноправных партнеров, которые работают в тесной связке. Те инициативы, которые были де-юре реализованы министерством как официальным регулятором в сфере науки и высшего образования, де-факто являются совместным трудом двух организаций. Это отражено и в официальных поручениях, где зачастую ответственными исполнителями выступают и Минобрнауки, и Совет.
«Стараемся в широком смысле создать пул инструментов для развития молодых ученых. Связка с Координационным советом позволяет нам, удерживая верхнюю рамку, понимать конкретно, кто находится в образовательных организациях, на земле, с людьми, которые реализуют и являются молодыми учеными, с тем, чтобы координировать эту деятельность. Поэтому для нас важной мерой является развитие сообществ», — отметил Григорий Гуров.
Никита Марченков, продолжая эту мысль, подчеркнул, что сегодня есть хорошее единение внутри научного сообщества в части понимания существующих проблем и их решения. Тесное взаимодействие с Минобрнауки позволяет быстро выносить эти темы на обсуждение и принимать меры.
Общая обстановка
Не осталась в стороне тема международного научного сотрудничества в условиях санкций. «Наша позиция в том, что наука — та сущность, которая объединяет. Во-вторых, очень странно, когда коллеги вмешивают политику, и тем самым пытаются надавить на нашу страну. Мы стараемся вести аккуратную политику. Россия поддерживает и пропагандирует взаимодействие», — рассказал Григорий Гуров.
Никита Марченков уверен, что наука должна быть вне политики: «Ученые по всему миру работают, чтобы делать жизнь людей лучше. На этом фокусируется наука. Я надеюсь, что международное сотрудничество продолжит развиваться».
Андрей Воронин, директор Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, модератор пресс-конференции, посвящённой X Всероссийскому съезду Советов молодых ученых, для «Научно-образовательной политики»:
Развитие научного волонтерства – одно из поручений президента, сформированных по итогам Года науки и технологий, с целью вовлечения молодежи в науку. Я уверен, что оно может стать отличной возможностью для большого количества интересующихся наукой молодых людей «примерить» на себя элементы и формы проведения исследований, попробовать себя в научной коммуникации, чтобы получить необходимый опыт и сделать осознанный выбор в будущем.
Развитие научного волонтерства – одно из поручений президента, сформированных по итогам Года науки и технологий, с целью вовлечения молодежи в науку. Я уверен, что оно может стать отличной возможностью для большого количества интересующихся наукой молодых людей «примерить» на себя элементы и формы проведения исследований, попробовать себя в научной коммуникации, чтобы получить необходимый опыт и сделать осознанный выбор в будущем.
Сегодня исполняется 15 лет Координационному совету по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Свой праздник Совет «отметил» на площадке МИА «Россия сегодня», презентуя свой очередной вклад в развитие мер поддержки молодых ученых — X Всероссийский съезд Советов молодых ученых.
Координационный совет является неотъемлемым игроком научно-образовательной политики, без участия которого не обходится ни одно значимое мероприятие в сфере науки и высшего образования.
Особенно приятно отмечать ту идиллию, которую мы наблюдаем во взаимодействии Координационного совета с Минобрнауки, Российским обществом «Знание» и другими системными игроками. «Голос Координационного совета» — это голос молодых ученых, чьими руками делается наука сегодняшнего и завтрашнего дня.
Сила сообщества — особая гордость Совета, что идёт красной нитью через все мероприятия и публичные выступления его членов. Умение слушать и слышать — тот редкий и ценный навык, который проповедует Совет. Эта же открытость лежит в основе межведомственных взаимодействий, и мы видим, как она приносит свои плоды в виде новых эффективных решений.
НОП поздравляет Координационный совет с юбилеем и желает дальнейшего роста сообщества молодых ученых, новых мер поддержки и энтузиазма на этом благородном пути!
Координационный совет является неотъемлемым игроком научно-образовательной политики, без участия которого не обходится ни одно значимое мероприятие в сфере науки и высшего образования.
Особенно приятно отмечать ту идиллию, которую мы наблюдаем во взаимодействии Координационного совета с Минобрнауки, Российским обществом «Знание» и другими системными игроками. «Голос Координационного совета» — это голос молодых ученых, чьими руками делается наука сегодняшнего и завтрашнего дня.
Сила сообщества — особая гордость Совета, что идёт красной нитью через все мероприятия и публичные выступления его членов. Умение слушать и слышать — тот редкий и ценный навык, который проповедует Совет. Эта же открытость лежит в основе межведомственных взаимодействий, и мы видим, как она приносит свои плоды в виде новых эффективных решений.
НОП поздравляет Координационный совет с юбилеем и желает дальнейшего роста сообщества молодых ученых, новых мер поддержки и энтузиазма на этом благородном пути!
Telegram
Научно-образовательная политика
Съезд и молодые ученые (1/2)
Сегодня на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная X Всероссийскому съезду Советов молодых ученых, при участии заместителя министра науки и высшего образования РФ Григория Гурова, и.о.…
Сегодня на площадке пресс-центра МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, посвященная X Всероссийскому съезду Советов молодых ученых, при участии заместителя министра науки и высшего образования РФ Григория Гурова, и.о.…
Forwarded from НОП.РЕКТОРЫ
За несколько часов с момента анонса в НОП Делового форума блогеров поступили заявки на участие от более чем 90 руководителей медиа-служб вузов.
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/23868
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/23868
Telegram
Научно-образовательная политика
⚡️Проректорам по pr/gr вузов
Руководителям медиа/пресс служб
Приглашаем Вас принять участие в Деловом форуме блогеров.
Форум пройдет 30 марта в рамках Проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и соберет инфлюенсеров и экспертов…
Руководителям медиа/пресс служб
Приглашаем Вас принять участие в Деловом форуме блогеров.
Форум пройдет 30 марта в рамках Проекта «ТопБЛОГ» президентской платформы «Россия – страна возможностей» и соберет инфлюенсеров и экспертов…
Forwarded from Обучение ПРО 🇷🇺
⚡️ Как будет развиваться образование в России 🇷🇺
📣 25 марта 2022 года в 11:00❗️ состоится новый выпуск проекта "Диалоги ПРО Обучение", в котором примет участие Сжёнов Евгений Станиславович, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, многолетний консультант федеральных органов исполнительной власти, организатор и модератор ключевых форумных мероприятий последних лет в сфере высшего образования и науки.
🔹 Будем разбираться в приоритетных задачах развития системы образования, в вопросах настоящего и будущего российских вузов, молодежной политике "на кампусе", поговорим про коммуникацию в науке и образовании, обсудим роль новых медиа в системе образования.
Учитывая активность нашего гостя, уверены, что диалог получится крайне ярким, интересным и насыщенным.
🔺 Прямой эфир будет доступен по ссылке
https://zen.yandex.ru/obucheniepro
📣 25 марта 2022 года в 11:00❗️ состоится новый выпуск проекта "Диалоги ПРО Обучение", в котором примет участие Сжёнов Евгений Станиславович, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, многолетний консультант федеральных органов исполнительной власти, организатор и модератор ключевых форумных мероприятий последних лет в сфере высшего образования и науки.
🔹 Будем разбираться в приоритетных задачах развития системы образования, в вопросах настоящего и будущего российских вузов, молодежной политике "на кампусе", поговорим про коммуникацию в науке и образовании, обсудим роль новых медиа в системе образования.
Учитывая активность нашего гостя, уверены, что диалог получится крайне ярким, интересным и насыщенным.
🔺 Прямой эфир будет доступен по ссылке
https://zen.yandex.ru/obucheniepro
Качество образования и ИОТ
При защите программ развития университета для участия в «Приоритете 2030» 73 вуза встроили в свои стратегии индивидуализацию образования. ИОТ-тренд продолжает развиваться и формирует повестку качества образования. Хотя пока это требование не вошло в аккредитационный мониторинг качества образования, который по Приказу вступил в силу с 1 марта этого года до 1 сентября 2024 года.
На этот период документ установил оценку образования по нескольким критериям: средний балл за ЕГЭ студентов, доля преподавателей в вузах с учеными степенями и званиями, наличие внутренней системы оценки качества образования, доля трудоустроившихся в течение года выпускников учебных учреждений, наличие электронной информационно-образовательной среды, а также количество студентов, успешно выполнивших диагностические работы по другим показателям.
А пока у вузов есть время перейти на ИОТ и другие технологии, которые качественно повлияют не только на выпускников, но и на абитуриентов. Например, в Астраханском государственном университете @asuinforms создали «команду перемен», которая запустила работу в направлении индивидуализации образования, стартовав с проектно-аналитической сессии по проектированию изменений в образовательном процессе при внедрении индивидуальных образовательных траекторий. Сессия организована при содействии специалистов из российской ИТ-компании CUSTIS (платформа Modeus).
Наталья Коленкова, начальник отдела планирования и реализации образовательных программ Астраханского государственного университета, рассказала о внедрении ИОТ в университете для «Научно-образовательной политики»:
«В первую очередь мы обрисовали московским коллегам текущую ситуацию и представили собственные наработки: структуру общеуниверситетской части образовательных программ бакалавриата и образ (компетентностную модель) выпускника АГУ. Затем под руководством коучей наша «команда перемен» приступила к определению составных частей целевой модели индивидуализации образования.
В итоге на основе уже имеющегося задела и интенсивной коллективной работы нами была сформирована новая концепция образовательного пространства бакалавриата. В ней появились принципиально новые для университета блоки: ядерные дисциплины (общеуниверситетские), дисциплины ядра укрупнённых групп направлений подготовки и специальностей (УГСН) и дисциплины профессионализации.
Сформировав картинку нового образовательного пространства, мы выделили ключевые изменения, которые необходимо проделать университету, чтобы это пространство заработало.
Итогом четырёхдневного интенсива стала дорожная карта проекта, включающая четыре трека: методическая работа, административная работа, коммуникационный и координационный. В соответствии с ней уже с 1 сентября 2022 года на ряде факультетов будет запущен пилотный проект по внедрению индивидуальных образовательных траекторий.
Через год мы планируем оценить его эффективность по разработанным критериям, внести необходимые корректировки и распространить полученный опыт на остальные факультеты».
Ирина Гордина, заместитель генерального директора CUSTIS, для «Научно-образовательной политики»: :
«Активность вузов во внедрении ИОТ набирает обороты. Те самые желанные для вузов «команды изменений» формируются гораздо быстрее - просто потому что и у руководителей вузов, и у преподавателей появляется больше задач. И все больше возможностей сравнивать опыты разных вузов - за несколько лет данные о позитивных результатах в ИОТ-вузах стали надежными и верифицированными. С АГУ мы начали консультации ещё летом прошлого года. Это вуз, который играет ключевую роль для Каспия и Юга России, включая международные отношения и привлечение иностранных студентов. Важно уже в самом начале пути организовать систему обучения по индивидуальным образовательным траекториям, а не внедрение полумер в ручном режиме. Команда АГУ очень мотивирована на получение конкретных результатов, это была отличная совместная работа наших специалистов».
При защите программ развития университета для участия в «Приоритете 2030» 73 вуза встроили в свои стратегии индивидуализацию образования. ИОТ-тренд продолжает развиваться и формирует повестку качества образования. Хотя пока это требование не вошло в аккредитационный мониторинг качества образования, который по Приказу вступил в силу с 1 марта этого года до 1 сентября 2024 года.
На этот период документ установил оценку образования по нескольким критериям: средний балл за ЕГЭ студентов, доля преподавателей в вузах с учеными степенями и званиями, наличие внутренней системы оценки качества образования, доля трудоустроившихся в течение года выпускников учебных учреждений, наличие электронной информационно-образовательной среды, а также количество студентов, успешно выполнивших диагностические работы по другим показателям.
А пока у вузов есть время перейти на ИОТ и другие технологии, которые качественно повлияют не только на выпускников, но и на абитуриентов. Например, в Астраханском государственном университете @asuinforms создали «команду перемен», которая запустила работу в направлении индивидуализации образования, стартовав с проектно-аналитической сессии по проектированию изменений в образовательном процессе при внедрении индивидуальных образовательных траекторий. Сессия организована при содействии специалистов из российской ИТ-компании CUSTIS (платформа Modeus).
Наталья Коленкова, начальник отдела планирования и реализации образовательных программ Астраханского государственного университета, рассказала о внедрении ИОТ в университете для «Научно-образовательной политики»:
«В первую очередь мы обрисовали московским коллегам текущую ситуацию и представили собственные наработки: структуру общеуниверситетской части образовательных программ бакалавриата и образ (компетентностную модель) выпускника АГУ. Затем под руководством коучей наша «команда перемен» приступила к определению составных частей целевой модели индивидуализации образования.
В итоге на основе уже имеющегося задела и интенсивной коллективной работы нами была сформирована новая концепция образовательного пространства бакалавриата. В ней появились принципиально новые для университета блоки: ядерные дисциплины (общеуниверситетские), дисциплины ядра укрупнённых групп направлений подготовки и специальностей (УГСН) и дисциплины профессионализации.
Сформировав картинку нового образовательного пространства, мы выделили ключевые изменения, которые необходимо проделать университету, чтобы это пространство заработало.
Итогом четырёхдневного интенсива стала дорожная карта проекта, включающая четыре трека: методическая работа, административная работа, коммуникационный и координационный. В соответствии с ней уже с 1 сентября 2022 года на ряде факультетов будет запущен пилотный проект по внедрению индивидуальных образовательных траекторий.
Через год мы планируем оценить его эффективность по разработанным критериям, внести необходимые корректировки и распространить полученный опыт на остальные факультеты».
Ирина Гордина, заместитель генерального директора CUSTIS, для «Научно-образовательной политики»: :
«Активность вузов во внедрении ИОТ набирает обороты. Те самые желанные для вузов «команды изменений» формируются гораздо быстрее - просто потому что и у руководителей вузов, и у преподавателей появляется больше задач. И все больше возможностей сравнивать опыты разных вузов - за несколько лет данные о позитивных результатах в ИОТ-вузах стали надежными и верифицированными. С АГУ мы начали консультации ещё летом прошлого года. Это вуз, который играет ключевую роль для Каспия и Юга России, включая международные отношения и привлечение иностранных студентов. Важно уже в самом начале пути организовать систему обучения по индивидуальным образовательным траекториям, а не внедрение полумер в ручном режиме. Команда АГУ очень мотивирована на получение конкретных результатов, это была отличная совместная работа наших специалистов».
Telegram
Научно-образовательная политика
От зрелости к индивидуальным траекториям (2/2)
Ирина Гордина, заместитель генерального директора IT-компании CUSTIS:
Мы не совсем ИТ-компания, процесс индивидуализации массового образования – это не тренд и не хайп. Это то, что делается, чтобы университеты…
Ирина Гордина, заместитель генерального директора IT-компании CUSTIS:
Мы не совсем ИТ-компания, процесс индивидуализации массового образования – это не тренд и не хайп. Это то, что делается, чтобы университеты…
Правительство совместно с АНО «Национальные приоритеты» представило новый дизайн презентации 42 новых инициатив социально-экономического развития РФ. Документ разместили коллеги из «Майского указа».
Представляем новую инфографику по всем научно-образовательным инициативам.
Согласимся с коллегами, что «подобную практику стоит тиражировать и на законодательном уровне. Обязать при принятии крупных «тяжёлых» законов и иных нормативных актов делать в обязательном порядке визуализированный слайд размером ровно на один лист, ёмко отражающий философию документа».
Для госпрограммы НТР, семейства ФНТП, нацпроекта «Наука и университеты», программы «Приоритет-2030» подобная визуализация крайне востребована. Вместе с тем, отметим, что частично подобные презентации уже существуют. Однако, это не отменяет необходимости концептуального улучшения данных материалов.
Подробнее: полная версия презентации и пост «Майского указа».
Представляем новую инфографику по всем научно-образовательным инициативам.
Согласимся с коллегами, что «подобную практику стоит тиражировать и на законодательном уровне. Обязать при принятии крупных «тяжёлых» законов и иных нормативных актов делать в обязательном порядке визуализированный слайд размером ровно на один лист, ёмко отражающий философию документа».
Для госпрограммы НТР, семейства ФНТП, нацпроекта «Наука и университеты», программы «Приоритет-2030» подобная визуализация крайне востребована. Вместе с тем, отметим, что частично подобные презентации уже существуют. Однако, это не отменяет необходимости концептуального улучшения данных материалов.
Подробнее: полная версия презентации и пост «Майского указа».
Битвы за историю: фронт учебников
На прошедшем 22 марта заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в фокусе внимания был вопрос школьных учебников: их содержания, количества и экспертизы.
Сенатор от Севастополя Екатерина Алтабаева напомнила, что председатель Совфеда Валентина Матвиенко поручила особенно внимательно изучить содержание и методику преподавания предметов, влияющих на мировоззрение школьников. Это – история, обществознание, русский язык, литература, география.
Основное внимание было уделено истории. Именно через этот предмет, пронизывающий все классы школьной программы, планируется осуществлять общественно-политическую социализацию детей и молодежи, а также реализовывать воспитательно-патриотическую функцию школы.
На заседании четко был озвучен тренд на унификацию линеек учебников. Сейчас, по сведениям Екатерины Алтабаевой, по разным линейкам насчитывается 86 учебников. Очевидно, что в текущих политических условиях необходима экспертная ревизия содержания – в частности, это прямо закреплено в ряде инициатив и стратегических установок президента Владимира Путина.
С точки зрения содержания особо обсуждалось выделение учебных часов на преподавание региональной истории, рассказывающей о подвигах предков в каждом регионе на конкретных примерах.
Школьная история является фундаментов цельной исторической политики, поскольку не только формирует патриотические коннотации знаний об истории и их трактовок, но в действительности действует более широким фронтом: через подготовку школьных учителей (а педагогика традиционно в числе массовых и востребованных направлений), матрицу ОГЭ-ЕГЭ, работу репетиторов, мировосприятие родителей или опекунов.
Курс по Истории Отечества (в любых вариантах названия) должен системно «подхватывать» смыслы, заложенные на школьном уровне. Речь, конечно, не идет о подготовке «чистых» историков – этот универсальный историко-политический «спецназ» нужно готовить целевым и очень выверенным образом, но скорее о более широком спектре общественных, гуманитарных, да и всех остальных направлений подготовки.
Среди самых острых тем в учебниках истории – современный период, поскольку именно он наиболее сложен для преподавания. Зачастую на него вообще толком не выделяют время, ориентировав школьников на знание нескольких ключевых дат и событий.
Сенаторы во время дискуссии постоянно обращались к теме Украины. Первый зампред Комитета Ильяс Умаханов, подчеркнул, что учебник может быть инструментом идеологической борьбы: «То, что мы видим сейчас на Украине, начиналось с учебников». Многочисленные свидетельства, в том числе из школ освобожденных в рамках Специальной военной операции населенных пунктов, лишний раз подтверждают значимость школьной истории и учебников по ней в идеологической настройке молодежи.
Немаловажен и практический аспект – рынок учебников сейчас всерьез монополизирован, а госзаказ на них крайне значителен по финансовым объемам. Любая «переутряска» линеек играет на руку издательству «Просвещение». Помимо самих учебников существуют и иные вспомогательные материалы, которые также потребуют переосмысления. Изменения в школьных линейках скорее всего потянут за собой изменения и в университетских, хотя здесь рынок более демократический, да и по объемам несопоставим со школьным.
Все эти аспекты, связанные с историей напрямую связаны с другим фронтом «битв за историю» – переходом от западноцентричной (европоцентричной) модели ее преподавания к более многовекторной. Это означает трансформацию на уровне архитектуры всего процесса преподавания.
Председатель Комитета Лилия Гумерова @gumerova еще раз подчеркнула высочайший уровень внимания к истории в рамках внутренней политики России: «Вопросы качества школьных учебников гуманитарного блока, их воспитательного значения – это вопросы национальной безопасности страны, требующие государственного контроля».
«Историческая безопасность» из умозрительного концепта превращается в элемент практического обеспечения независимости и суверенитета страны.
Подробнее.
На прошедшем 22 марта заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в фокусе внимания был вопрос школьных учебников: их содержания, количества и экспертизы.
Сенатор от Севастополя Екатерина Алтабаева напомнила, что председатель Совфеда Валентина Матвиенко поручила особенно внимательно изучить содержание и методику преподавания предметов, влияющих на мировоззрение школьников. Это – история, обществознание, русский язык, литература, география.
Основное внимание было уделено истории. Именно через этот предмет, пронизывающий все классы школьной программы, планируется осуществлять общественно-политическую социализацию детей и молодежи, а также реализовывать воспитательно-патриотическую функцию школы.
На заседании четко был озвучен тренд на унификацию линеек учебников. Сейчас, по сведениям Екатерины Алтабаевой, по разным линейкам насчитывается 86 учебников. Очевидно, что в текущих политических условиях необходима экспертная ревизия содержания – в частности, это прямо закреплено в ряде инициатив и стратегических установок президента Владимира Путина.
С точки зрения содержания особо обсуждалось выделение учебных часов на преподавание региональной истории, рассказывающей о подвигах предков в каждом регионе на конкретных примерах.
Школьная история является фундаментов цельной исторической политики, поскольку не только формирует патриотические коннотации знаний об истории и их трактовок, но в действительности действует более широким фронтом: через подготовку школьных учителей (а педагогика традиционно в числе массовых и востребованных направлений), матрицу ОГЭ-ЕГЭ, работу репетиторов, мировосприятие родителей или опекунов.
Курс по Истории Отечества (в любых вариантах названия) должен системно «подхватывать» смыслы, заложенные на школьном уровне. Речь, конечно, не идет о подготовке «чистых» историков – этот универсальный историко-политический «спецназ» нужно готовить целевым и очень выверенным образом, но скорее о более широком спектре общественных, гуманитарных, да и всех остальных направлений подготовки.
Среди самых острых тем в учебниках истории – современный период, поскольку именно он наиболее сложен для преподавания. Зачастую на него вообще толком не выделяют время, ориентировав школьников на знание нескольких ключевых дат и событий.
Сенаторы во время дискуссии постоянно обращались к теме Украины. Первый зампред Комитета Ильяс Умаханов, подчеркнул, что учебник может быть инструментом идеологической борьбы: «То, что мы видим сейчас на Украине, начиналось с учебников». Многочисленные свидетельства, в том числе из школ освобожденных в рамках Специальной военной операции населенных пунктов, лишний раз подтверждают значимость школьной истории и учебников по ней в идеологической настройке молодежи.
Немаловажен и практический аспект – рынок учебников сейчас всерьез монополизирован, а госзаказ на них крайне значителен по финансовым объемам. Любая «переутряска» линеек играет на руку издательству «Просвещение». Помимо самих учебников существуют и иные вспомогательные материалы, которые также потребуют переосмысления. Изменения в школьных линейках скорее всего потянут за собой изменения и в университетских, хотя здесь рынок более демократический, да и по объемам несопоставим со школьным.
Все эти аспекты, связанные с историей напрямую связаны с другим фронтом «битв за историю» – переходом от западноцентричной (европоцентричной) модели ее преподавания к более многовекторной. Это означает трансформацию на уровне архитектуры всего процесса преподавания.
Председатель Комитета Лилия Гумерова @gumerova еще раз подчеркнула высочайший уровень внимания к истории в рамках внутренней политики России: «Вопросы качества школьных учебников гуманитарного блока, их воспитательного значения – это вопросы национальной безопасности страны, требующие государственного контроля».
«Историческая безопасность» из умозрительного концепта превращается в элемент практического обеспечения независимости и суверенитета страны.
Подробнее.
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
Л. Гумерова: Вопросы качества школьных учебников по гуманитарным предметам, их воспитательного значения требуют государственного…
Состоялось заседание Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре.