НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Съезд и молодые ученые (2/2)

КС и молодые ученые

Никита Марченков, и сам являясь ученым, отметил, что прошедший Год науки и технологий открыл большие возможности для молодых ученых.

Итоги и планы:
- конгресс молодых ученых станет ежегодным (будет проводиться Координационным советом совместно с Минобрнауки);
- проведение региональных мероприятий-спутников (по аналогии с КМУ) для совместного обсуждения возможных точек взаимодействия молодых ученых, представителей власти и бизнеса — как наука может помочь региону;
- развитие научного туризма;
- опросы: месяц назад КС запустил 2 опроса. Первый — сложности в работе ученых и пути их решения. Второй — выявление фактов отказа в публикациях, участия в конференциях, включения в комитеты и т.д. Собранные данные позволят не только реагировать на существующие проблемы, но и мобилизовать самих ученых;
- сформулированные предложения по итогам опросов: закупка реактивов без 44-ФЗ, изменения в наукометрических показателях, импортозамещение и приборостроение — развитие мастерских ремонтооборудования и другие.

X Всероссийский съезд Советов молодых ученых — КС: в рамках съезда планируется активное обсуждение вопросов организации науки и реакции на существующие вызовы.

Тандем и сообщество

И Минобрнауки, и КС видят друг в друге равнозначных полноправных партнеров, которые работают в тесной связке. Те инициативы, которые были де-юре реализованы министерством как официальным регулятором в сфере науки и высшего образования, де-факто являются совместным трудом двух организаций. Это отражено и в официальных поручениях, где зачастую ответственными исполнителями выступают и Минобрнауки, и Совет.

«Стараемся в широком смысле создать пул инструментов для развития молодых ученых. Связка с Координационным советом позволяет нам, удерживая верхнюю рамку, понимать конкретно, кто находится в образовательных организациях, на земле, с людьми, которые реализуют и являются молодыми учеными, с тем, чтобы координировать эту деятельность. Поэтому для нас важной мерой является развитие сообществ», — отметил Григорий Гуров.

Никита Марченков, продолжая эту мысль, подчеркнул, что сегодня есть хорошее единение внутри научного сообщества в части понимания существующих проблем и их решения. Тесное взаимодействие с Минобрнауки позволяет быстро выносить эти темы на обсуждение и принимать меры.

Общая обстановка

Не осталась в стороне тема международного научного сотрудничества в условиях санкций. «Наша позиция в том, что наука — та сущность, которая объединяет. Во-вторых, очень странно, когда коллеги вмешивают политику, и тем самым пытаются надавить на нашу страну. Мы стараемся вести аккуратную политику. Россия поддерживает и пропагандирует взаимодействие», — рассказал Григорий Гуров.

Никита Марченков уверен, что наука должна быть вне политики: «Ученые по всему миру работают, чтобы делать жизнь людей лучше. На этом фокусируется наука. Я надеюсь, что международное сотрудничество продолжит развиваться».
Андрей Воронин, директор Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, модератор пресс-конференции, посвящённой X Всероссийскому съезду Советов молодых ученых, для «Научно-образовательной политики»:

Развитие научного волонтерства – одно из поручений президента, сформированных по итогам Года науки и технологий, с целью вовлечения молодежи в науку. Я уверен, что оно может стать отличной возможностью для большого количества интересующихся наукой молодых людей «примерить» на себя элементы и формы проведения исследований, попробовать себя в научной коммуникации, чтобы получить необходимый опыт и сделать осознанный выбор в будущем.
Сегодня исполняется 15 лет Координационному совету по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Свой праздник Совет «отметил» на площадке МИА «Россия сегодня», презентуя свой очередной вклад в развитие мер поддержки молодых ученых — X Всероссийский съезд Советов молодых ученых.

Координационный совет является неотъемлемым игроком научно-образовательной политики, без участия которого не обходится ни одно значимое мероприятие в сфере науки и высшего образования.

Особенно приятно отмечать ту идиллию, которую мы наблюдаем во взаимодействии Координационного совета с Минобрнауки, Российским обществом «Знание» и другими системными игроками. «Голос Координационного совета» — это голос молодых ученых, чьими руками делается наука сегодняшнего и завтрашнего дня.

Сила сообщества — особая гордость Совета, что идёт красной нитью через все мероприятия и публичные выступления его членов. Умение слушать и слышать — тот редкий и ценный навык, который проповедует Совет. Эта же открытость лежит в основе межведомственных взаимодействий, и мы видим, как она приносит свои плоды в виде новых эффективных решений.

НОП поздравляет Координационный совет с юбилеем и желает дальнейшего роста сообщества молодых ученых, новых мер поддержки и энтузиазма на этом благородном пути!
Forwarded from Обучение ПРО 🇷🇺
⚡️ Как будет развиваться образование в России 🇷🇺

📣 25 марта 2022 года в 11:00❗️ состоится новый выпуск проекта "Диалоги ПРО Обучение", в котором примет участие Сжёнов Евгений Станиславович, научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, многолетний консультант федеральных органов исполнительной власти, организатор и модератор ключевых форумных мероприятий последних лет в сфере высшего образования и науки.

🔹 Будем разбираться в приоритетных задачах развития системы образования, в вопросах настоящего и будущего российских вузов, молодежной политике "на кампусе", поговорим про коммуникацию в науке и образовании, обсудим роль новых медиа в системе образования.

Учитывая активность нашего гостя, уверены, что диалог получится крайне ярким, интересным и насыщенным.

🔺 Прямой эфир будет доступен по ссылке
https://zen.yandex.ru/obucheniepro
Качество образования и ИОТ

При защите программ развития университета для участия в «Приоритете 2030» 73 вуза встроили в свои стратегии индивидуализацию образования. ИОТ-тренд продолжает развиваться и формирует повестку качества образования. Хотя пока это требование не вошло в аккредитационный мониторинг качества образования, который по Приказу вступил в силу с 1 марта этого года до 1 сентября 2024 года.

На этот период документ установил оценку образования по нескольким критериям: средний балл за ЕГЭ студентов, доля преподавателей в вузах с учеными степенями и званиями, наличие внутренней системы оценки качества образования, доля трудоустроившихся в течение года выпускников учебных учреждений, наличие электронной информационно-образовательной среды, а также количество студентов, успешно выполнивших диагностические работы по другим показателям.

А пока у вузов есть время перейти на ИОТ и другие технологии, которые качественно повлияют не только на выпускников, но и на абитуриентов. Например, в Астраханском государственном университете @asuinforms создали «команду перемен», которая запустила работу в направлении индивидуализации образования, стартовав с проектно-аналитической сессии по проектированию изменений в образовательном процессе при внедрении индивидуальных образовательных траекторий. Сессия организована при содействии специалистов из российской ИТ-компании CUSTIS (платформа Modeus).

Наталья Коленкова, начальник отдела планирования и реализации образовательных программ Астраханского государственного университета, рассказала о внедрении ИОТ в университете для «Научно-образовательной политики»:

«В первую очередь мы обрисовали московским коллегам текущую ситуацию и представили собственные наработки: структуру общеуниверситетской части образовательных программ бакалавриата и образ (компетентностную модель) выпускника АГУ. Затем под руководством коучей наша «команда перемен» приступила к определению составных частей целевой модели индивидуализации образования.

В итоге на основе уже имеющегося задела и интенсивной коллективной работы нами была сформирована новая концепция образовательного пространства бакалавриата. В ней появились принципиально новые для университета блоки: ядерные дисциплины (общеуниверситетские), дисциплины ядра укрупнённых групп направлений подготовки и специальностей (УГСН) и дисциплины профессионализации.

Сформировав картинку нового образовательного пространства, мы выделили ключевые изменения, которые необходимо проделать университету, чтобы это пространство заработало.

Итогом четырёхдневного интенсива стала дорожная карта проекта, включающая четыре трека: методическая работа, административная работа, коммуникационный и координационный. В соответствии с ней уже с 1 сентября 2022 года на ряде факультетов будет запущен пилотный проект по внедрению индивидуальных образовательных траекторий.

Через год мы планируем оценить его эффективность по разработанным критериям, внести необходимые корректировки и распространить полученный опыт на остальные факультеты».

Ирина Гордина, заместитель генерального директора CUSTIS, для «Научно-образовательной политики»: :

«Активность вузов во внедрении ИОТ набирает обороты. Те самые желанные для вузов «команды изменений» формируются гораздо быстрее - просто потому что и у руководителей вузов, и у преподавателей появляется больше задач. И все больше возможностей сравнивать опыты разных вузов - за несколько лет данные о позитивных результатах в ИОТ-вузах стали надежными и верифицированными. С АГУ мы начали консультации ещё летом прошлого года. Это вуз, который играет ключевую роль для Каспия и Юга России, включая международные отношения и привлечение иностранных студентов. Важно уже в самом начале пути организовать систему обучения по индивидуальным образовательным траекториям, а не внедрение полумер в ручном режиме. Команда АГУ очень мотивирована на получение конкретных результатов, это была отличная совместная работа наших специалистов».
Правительство совместно с АНО «Национальные приоритеты» представило новый дизайн презентации 42 новых инициатив социально-экономического развития РФ. Документ разместили коллеги из «Майского указа».

Представляем новую инфографику по всем научно-образовательным инициативам.

Согласимся с коллегами, что «подобную практику стоит тиражировать и на законодательном уровне. Обязать при принятии крупных «тяжёлых» законов и иных нормативных актов делать в обязательном порядке визуализированный слайд размером ровно на один лист, ёмко отражающий философию документа».

Для госпрограммы НТР, семейства ФНТП, нацпроекта «Наука и университеты», программы «Приоритет-2030» подобная визуализация крайне востребована. Вместе с тем, отметим, что частично подобные презентации уже существуют. Однако, это не отменяет необходимости концептуального улучшения данных материалов.

Подробнее: полная версия презентации и пост «Майского указа».
Битвы за историю: фронт учебников

На прошедшем 22 марта заседании Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре в фокусе внимания был вопрос школьных учебников: их содержания, количества и экспертизы.

Сенатор от Севастополя Екатерина Алтабаева напомнила, что председатель Совфеда Валентина Матвиенко поручила особенно внимательно изучить содержание и методику преподавания предметов, влияющих на мировоззрение школьников. Это – история, обществознание, русский язык, литература, география.

Основное внимание было уделено истории. Именно через этот предмет, пронизывающий все классы школьной программы, планируется осуществлять общественно-политическую социализацию детей и молодежи, а также реализовывать воспитательно-патриотическую функцию школы.

На заседании четко был озвучен тренд на унификацию линеек учебников. Сейчас, по сведениям Екатерины Алтабаевой, по разным линейкам насчитывается 86 учебников. Очевидно, что в текущих политических условиях необходима экспертная ревизия содержания – в частности, это прямо закреплено в ряде инициатив и стратегических установок президента Владимира Путина.

С точки зрения содержания особо обсуждалось выделение учебных часов на преподавание региональной истории, рассказывающей о подвигах предков в каждом регионе на конкретных примерах.

Школьная история является фундаментов цельной исторической политики, поскольку не только формирует патриотические коннотации знаний об истории и их трактовок, но в действительности действует более широким фронтом: через подготовку школьных учителей (а педагогика традиционно в числе массовых и востребованных направлений), матрицу ОГЭ-ЕГЭ, работу репетиторов, мировосприятие родителей или опекунов.

Курс по Истории Отечества (в любых вариантах названия) должен системно «подхватывать» смыслы, заложенные на школьном уровне. Речь, конечно, не идет о подготовке «чистых» историков – этот универсальный историко-политический «спецназ» нужно готовить целевым и очень выверенным образом, но скорее о более широком спектре общественных, гуманитарных, да и всех остальных направлений подготовки.

Среди самых острых тем в учебниках истории – современный период, поскольку именно он наиболее сложен для преподавания. Зачастую на него вообще толком не выделяют время, ориентировав школьников на знание нескольких ключевых дат и событий.

Сенаторы во время дискуссии постоянно обращались к теме Украины. Первый зампред Комитета Ильяс Умаханов, подчеркнул, что учебник может быть инструментом идеологической борьбы: «То, что мы видим сейчас на Украине, начиналось с учебников». Многочисленные свидетельства, в том числе из школ освобожденных в рамках Специальной военной операции населенных пунктов, лишний раз подтверждают значимость школьной истории и учебников по ней в идеологической настройке молодежи.

Немаловажен и практический аспект – рынок учебников сейчас всерьез монополизирован, а госзаказ на них крайне значителен по финансовым объемам. Любая «переутряска» линеек играет на руку издательству «Просвещение». Помимо самих учебников существуют и иные вспомогательные материалы, которые также потребуют переосмысления. Изменения в школьных линейках скорее всего потянут за собой изменения и в университетских, хотя здесь рынок более демократический, да и по объемам несопоставим со школьным.

Все эти аспекты, связанные с историей напрямую связаны с другим фронтом «битв за историю» – переходом от западноцентричной (европоцентричной) модели ее преподавания к более многовекторной. Это означает трансформацию на уровне архитектуры всего процесса преподавания.

Председатель Комитета Лилия Гумерова @gumerova еще раз подчеркнула высочайший уровень внимания к истории в рамках внутренней политики России: «Вопросы качества школьных учебников гуманитарного блока, их воспитательного значения – это вопросы национальной безопасности страны, требующие государственного контроля».

«Историческая безопасность» из умозрительного концепта превращается в элемент практического обеспечения независимости и суверенитета страны.

Подробнее.