Башкирия: научно-технологическое развитие и академическая политика (1/3)
Президент РАН Александр Сергеев продолжает серию визитов в регионы. К этому он подходит: посещает университеты, школы, научные центры, производства, встречается с руководителями субъекта федерации, представителями крупного бизнеса. Аналогично проходит и визит главы Академии в Башкортостан.
Этот регион особый в научно-образовательный политике – именно его представляет Лилия Гумерова @gumerova, председатель Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации. В республике развернут Евразийский НОЦ мирового уровня @eurasian_noc.
Александр Сергеев начал с посещения Историко-культурного музейного комплекса «Шульган-Таш», а музейно-туристическое направление находится в фокусе внимания Главы Республики Радия Хабирова. От «Шульган-Таша» Александр Михайлович получил много позитивных впечатлений. Далее президент РАН нанес визиты на Уфимское моторостроительное производственное объединение, в Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева и Институт нефтехимии и катализа УФИЦ РАН (также была проведена встреча с директорами обособленных структурных подразделений центра), Башкирский государственный медуниверситет и Уфимский государственный авиационный технический университет. В рамках визита в УГАТУ прошел круглый стол о взаимодействии РАН и Башкортостана.
Особое внимание Академия и ее президент уделяют научному просвещению, а также проекту базовых школ. Именно поэтому одним из ключевых пунктов визита стал Открытый урок для старшеклассников базовых школ РАН в Инженерном лицее № 83 им. М.С. Пинского УГНТУ». Руководители школ получили благодарственные письма Комитета СФ по науке, культуре и образования, а ученики, задавшие самые интересные вопросы – книги с дарственной надписью из рук Александра Сергеева.
Кульминацией визита стало расширенное заседание Совета по региональной политике РАН. В нем приняли участие: Александр Сергеев, Радий Хабиров @radiyhabirov, Лилия Гумерова, председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев @SKabyshev и др.
Александр Сергеев еще раз обозначил задачи Совета, обозначенные на первом заседании в Санкт-Петербурге. Он отметил динамику развития науки и образования в Башкортостане: создание НОЦ, будущий межвузовский кампус мирового уровня, три университета получили специальную часть грантов в «Приоритете-2030».
Радий Хабиров подчеркнул, что наука и образование – зона приоритетного внимания, республика участвует во всех мероприятиях нацпроекта «Наука и университета», интегрирована во все направления реализации Стратегии НТР и тренды федеральной повестки. В Евразийском НОЦ выделено 4 направления и 10 комплексных научно-технических проектов, а на базе его участников создано 6 молодежных лабораторий. Университеты рассматриваются в качестве драйверов развития. В Башкортостане запущены региональные мегагранты – их получили 4 лаборатории мирового уровня на 3 года по 75 млн руб. в год. В Уфе будет построен математический лицей-интернат. Также реализуются программы стажировки не менее 150 молодых ученых ежегодно, а 200 исследователей получают поддержку на решение «квартирного вопроса».
Глава республики отлично ориентируется в научно-образовательной повестке, он в ходе Совета обратился к руководителям расположенных в Башкирии вузов и НИИ с призывом участвовать во всех новых инициативах: «Передовых инженерных школах», «Платформе университетского технологического предпринимательства» и в обновленных приоритетах научного развития.
Видео-запись и краткий синопсис: https://scientificrussia.ru/articles/rassirennoe-zasedanie-soveta-po-regionalnoj-politike-ran-v-ufe
Президент РАН Александр Сергеев продолжает серию визитов в регионы. К этому он подходит: посещает университеты, школы, научные центры, производства, встречается с руководителями субъекта федерации, представителями крупного бизнеса. Аналогично проходит и визит главы Академии в Башкортостан.
Этот регион особый в научно-образовательный политике – именно его представляет Лилия Гумерова @gumerova, председатель Комитета по науке, образованию и культуре Совета Федерации. В республике развернут Евразийский НОЦ мирового уровня @eurasian_noc.
Александр Сергеев начал с посещения Историко-культурного музейного комплекса «Шульган-Таш», а музейно-туристическое направление находится в фокусе внимания Главы Республики Радия Хабирова. От «Шульган-Таша» Александр Михайлович получил много позитивных впечатлений. Далее президент РАН нанес визиты на Уфимское моторостроительное производственное объединение, в Институт этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева и Институт нефтехимии и катализа УФИЦ РАН (также была проведена встреча с директорами обособленных структурных подразделений центра), Башкирский государственный медуниверситет и Уфимский государственный авиационный технический университет. В рамках визита в УГАТУ прошел круглый стол о взаимодействии РАН и Башкортостана.
Особое внимание Академия и ее президент уделяют научному просвещению, а также проекту базовых школ. Именно поэтому одним из ключевых пунктов визита стал Открытый урок для старшеклассников базовых школ РАН в Инженерном лицее № 83 им. М.С. Пинского УГНТУ». Руководители школ получили благодарственные письма Комитета СФ по науке, культуре и образования, а ученики, задавшие самые интересные вопросы – книги с дарственной надписью из рук Александра Сергеева.
Кульминацией визита стало расширенное заседание Совета по региональной политике РАН. В нем приняли участие: Александр Сергеев, Радий Хабиров @radiyhabirov, Лилия Гумерова, председатель комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев @SKabyshev и др.
Александр Сергеев еще раз обозначил задачи Совета, обозначенные на первом заседании в Санкт-Петербурге. Он отметил динамику развития науки и образования в Башкортостане: создание НОЦ, будущий межвузовский кампус мирового уровня, три университета получили специальную часть грантов в «Приоритете-2030».
Радий Хабиров подчеркнул, что наука и образование – зона приоритетного внимания, республика участвует во всех мероприятиях нацпроекта «Наука и университета», интегрирована во все направления реализации Стратегии НТР и тренды федеральной повестки. В Евразийском НОЦ выделено 4 направления и 10 комплексных научно-технических проектов, а на базе его участников создано 6 молодежных лабораторий. Университеты рассматриваются в качестве драйверов развития. В Башкортостане запущены региональные мегагранты – их получили 4 лаборатории мирового уровня на 3 года по 75 млн руб. в год. В Уфе будет построен математический лицей-интернат. Также реализуются программы стажировки не менее 150 молодых ученых ежегодно, а 200 исследователей получают поддержку на решение «квартирного вопроса».
Глава республики отлично ориентируется в научно-образовательной повестке, он в ходе Совета обратился к руководителям расположенных в Башкирии вузов и НИИ с призывом участвовать во всех новых инициативах: «Передовых инженерных школах», «Платформе университетского технологического предпринимательства» и в обновленных приоритетах научного развития.
Видео-запись и краткий синопсис: https://scientificrussia.ru/articles/rassirennoe-zasedanie-soveta-po-regionalnoj-politike-ran-v-ufe
Башкирия: научно-технологическое развитие и академическая политика (2/3)
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова @gumerova акцентировала внимание на региональном уровне научно-образовательной политике, новых инструментах регионов по финансированию вузов и НИИ, грядущему облегчению госзакупок, а также мерах поддержки молодых исследователей. Она анонсировала важное решение по дальнейшему региональному укоренению НОЦ, что позволит создать дополнительные гарантии бизнесу и стимул субъектов федерации к участию в проектах центров.
Лилия Гумерова еще раз раскрыла смысл инициативы по «возрождению специалитета»: вернуть его предлагается по прорывным направлениям (нефть, газ, инженерия, медицина), а в остальных останется уже привычная университетам и студентам двухуровневая модель. Также она предложила распространить модель, отработанную в ходе подготовки заявок на «Приоритет-2030», на координацию в условиях реприоритезации направлений научных исследований. Это достаточно свежий взгляд на роль сенаторов – Лилия Гумерова активно возглавляет и поддерживает все региональные инициативы, являя отличный пример для ее коллег по Совфеду.
Сергей Кабышев @SKabyshev обратил внимание, что в Башкортостане есть республиканский закон о науке, но можно было бы создать аналогичный региональный закон по поддержке молодых ученых. Ключевой идеей его выступления была интеграция: науки, образования, бизнеса, регионов.
В ходе Совета состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Республикой Башкортостан (ее представлял Глава региона Радий Хабиров @radiyhabirov) и Российской академией наук (подписант – Александр Сергеев). Президент РАН в ходе торжественной церемонии был награжден Орденом «Дружбы народов».
В Башкирии есть собственная республиканская Академия наук – она тесно взаимодействует с РАН, реализуя совместные проекты и с головной Академией, и с институтами СО РАН. Четко видно, что для Башкортостана важна научно-политическая субъектность региональной АН.
Уфимский федеральный исследовательский центр также включен во все ключевые векторы научно-технологического развития страны: от семеноводства до ядерной медицины, от новых материалов до разработок в сфере энергетики.
Академик Роберт Нигматулин, как всегда, выступил ярко и образно. Он начал с проблемы определения руководства научных институтов. Ранее, у власти в НИИ и региональных центрах стояла как региональная, так и федеральная (от РАН) «номенклатура» (термин Р. Нигматулина), а теперь все зависит от приказов чиновников. Кадры, по его мнению, нужно ценить, беречь директоров, а также не принимать решения без учета мнения научного сообщества (института, профильного отделения РАН). «Менеджеры – погубят Россию», – резюмировал он. – «А спасут сотрудничество, академический дух и автономность науки». Роберт Нигматулин громко поддерживал автономию научных институтов и принцип академических свобод, но закончил тем, что директоров надо назначать, а «демократия в научных учреждениях – разрушительна».
Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова @gumerova акцентировала внимание на региональном уровне научно-образовательной политике, новых инструментах регионов по финансированию вузов и НИИ, грядущему облегчению госзакупок, а также мерах поддержки молодых исследователей. Она анонсировала важное решение по дальнейшему региональному укоренению НОЦ, что позволит создать дополнительные гарантии бизнесу и стимул субъектов федерации к участию в проектах центров.
Лилия Гумерова еще раз раскрыла смысл инициативы по «возрождению специалитета»: вернуть его предлагается по прорывным направлениям (нефть, газ, инженерия, медицина), а в остальных останется уже привычная университетам и студентам двухуровневая модель. Также она предложила распространить модель, отработанную в ходе подготовки заявок на «Приоритет-2030», на координацию в условиях реприоритезации направлений научных исследований. Это достаточно свежий взгляд на роль сенаторов – Лилия Гумерова активно возглавляет и поддерживает все региональные инициативы, являя отличный пример для ее коллег по Совфеду.
Сергей Кабышев @SKabyshev обратил внимание, что в Башкортостане есть республиканский закон о науке, но можно было бы создать аналогичный региональный закон по поддержке молодых ученых. Ключевой идеей его выступления была интеграция: науки, образования, бизнеса, регионов.
В ходе Совета состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Республикой Башкортостан (ее представлял Глава региона Радий Хабиров @radiyhabirov) и Российской академией наук (подписант – Александр Сергеев). Президент РАН в ходе торжественной церемонии был награжден Орденом «Дружбы народов».
В Башкирии есть собственная республиканская Академия наук – она тесно взаимодействует с РАН, реализуя совместные проекты и с головной Академией, и с институтами СО РАН. Четко видно, что для Башкортостана важна научно-политическая субъектность региональной АН.
Уфимский федеральный исследовательский центр также включен во все ключевые векторы научно-технологического развития страны: от семеноводства до ядерной медицины, от новых материалов до разработок в сфере энергетики.
Академик Роберт Нигматулин, как всегда, выступил ярко и образно. Он начал с проблемы определения руководства научных институтов. Ранее, у власти в НИИ и региональных центрах стояла как региональная, так и федеральная (от РАН) «номенклатура» (термин Р. Нигматулина), а теперь все зависит от приказов чиновников. Кадры, по его мнению, нужно ценить, беречь директоров, а также не принимать решения без учета мнения научного сообщества (института, профильного отделения РАН). «Менеджеры – погубят Россию», – резюмировал он. – «А спасут сотрудничество, академический дух и автономность науки». Роберт Нигматулин громко поддерживал автономию научных институтов и принцип академических свобод, но закончил тем, что директоров надо назначать, а «демократия в научных учреждениях – разрушительна».
Башкирия: научно-технологическое развитие и академическая политика (3/3)
Председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон предложил вообще отменить выборность директоров научных институтов (особенно – структурных подразделений крупных мультидисциплинарных научных центров) коллективами, заменив этот механизм на голосование «квалифицированной комиссии». Судя по всему, у руководства СО РАН возникли большие проблемы с управляемостью институтами, входящими в их зону научно-методического руководства. В частности, как проговорился Валентин Пармон: часто случается, что из-за позиции коллектива избран «не тот человек» («который может управлять», – конечно, добавил он). Заодно он предложил дискриминировать всех, кто не относится к категории научных сотрудников (инженерно-технические кадры, администрация и т.п.). Хотя по факту предложение о «комиссионном» избрании директоров заодно дискриминирует и самих ученых.
По сведениям «Научно-образовательной политики», многие сотрудники и управленцы высокого ранга институтов СО РАН понимают важность трансрегиональной интеграции и тесных контактов с головной Академией и Министерством. Валентин Пармон, судя по всему, продолжает тренд на все большее обособление СО от РАН и на замыкание научно-образовательного пространства Сибири.
И в выступлении Роберта Нигматулина, и в словах Валентина Пармона было слышно очень много собственного эго и очень мало заботы о коллективах ученых. Оба воспринимают процесс назначения директоров как взаимодействия трех групп элит – федеральной (министерской), головной академической и узким кругом «ведущих ученых и администраторов» (подконтрольным Сибирскому отделению). От демократии в академическом сообществе, по сути, предлагается перейти к олигополии, которая, как представляется, из меритократии быстро скатится в геронтократию и непотизм. Снова заметим, что все подобные радикальные инициативы всегда связаны именно с сибиряками и председателем СО РАН Валентином Пармоном.
Радий Хабиров и его команда грамотно использовали визит Александра Сергеева и заседание Совета для того, чтобы максимально выигрышно представить потенциал республики – причем как собственной подведомственности, так и федеральной – тех университетов и научных институтов, которые работают в тесной связке с руководством региона. Башкирия также выходит на поле научно-технической дипломатии – деятельность НОЦ и многие проекты увязаны с сотрудничеством с Монголией и Казахстаном, есть связи и с Китаем.
И ориентиром, и своеобразным конкурентом для Башкортостана является Татарстан, потому очевидно стремление Радия Хабирова переиграть другую республику: он не преминул напомнить, что 3 из 3 башкирских вузов прорвались в «Приоритет-2030», а всему Поволжью потребовалось целых 11 заявок, чтобы достичь той же самой тройки победителей.
Заодно республиканское руководство и Лилия Гумерова (как сенатор от Башкирии) всячески защищали и продвигали проект создания Уфимского университета науки и технологий в результате слияния БашГУ и УГАТУ. В новой структуре они видят еще более мощный драйвер как регионального развития, так и интеграции в федеральные тренды и программные мероприятия. С учетом появления УУНТ формируется и проект межвузовского кампуса мирового уровня.
Радий Хабиров в заключение отметил, что он и его команда уверены – благодаря поддержки науки и регион, и вся Россия выстоят перед любыми вызовами.
Для РАН Совет по региональной политике – новая и весьма эффективная площадка для продвижения своего функционала как платформы дискуссии и стыковки запросов и компетенций. Академия в этом вопросе тесно сотрудничает с Советом Федерации, а деятельность Лилии Гумеровой демонстрирует, насколько действительно включенным в проблемы своего региона должен быть сенатор.
Председатель Сибирского отделения РАН Валентин Пармон предложил вообще отменить выборность директоров научных институтов (особенно – структурных подразделений крупных мультидисциплинарных научных центров) коллективами, заменив этот механизм на голосование «квалифицированной комиссии». Судя по всему, у руководства СО РАН возникли большие проблемы с управляемостью институтами, входящими в их зону научно-методического руководства. В частности, как проговорился Валентин Пармон: часто случается, что из-за позиции коллектива избран «не тот человек» («который может управлять», – конечно, добавил он). Заодно он предложил дискриминировать всех, кто не относится к категории научных сотрудников (инженерно-технические кадры, администрация и т.п.). Хотя по факту предложение о «комиссионном» избрании директоров заодно дискриминирует и самих ученых.
По сведениям «Научно-образовательной политики», многие сотрудники и управленцы высокого ранга институтов СО РАН понимают важность трансрегиональной интеграции и тесных контактов с головной Академией и Министерством. Валентин Пармон, судя по всему, продолжает тренд на все большее обособление СО от РАН и на замыкание научно-образовательного пространства Сибири.
И в выступлении Роберта Нигматулина, и в словах Валентина Пармона было слышно очень много собственного эго и очень мало заботы о коллективах ученых. Оба воспринимают процесс назначения директоров как взаимодействия трех групп элит – федеральной (министерской), головной академической и узким кругом «ведущих ученых и администраторов» (подконтрольным Сибирскому отделению). От демократии в академическом сообществе, по сути, предлагается перейти к олигополии, которая, как представляется, из меритократии быстро скатится в геронтократию и непотизм. Снова заметим, что все подобные радикальные инициативы всегда связаны именно с сибиряками и председателем СО РАН Валентином Пармоном.
Радий Хабиров и его команда грамотно использовали визит Александра Сергеева и заседание Совета для того, чтобы максимально выигрышно представить потенциал республики – причем как собственной подведомственности, так и федеральной – тех университетов и научных институтов, которые работают в тесной связке с руководством региона. Башкирия также выходит на поле научно-технической дипломатии – деятельность НОЦ и многие проекты увязаны с сотрудничеством с Монголией и Казахстаном, есть связи и с Китаем.
И ориентиром, и своеобразным конкурентом для Башкортостана является Татарстан, потому очевидно стремление Радия Хабирова переиграть другую республику: он не преминул напомнить, что 3 из 3 башкирских вузов прорвались в «Приоритет-2030», а всему Поволжью потребовалось целых 11 заявок, чтобы достичь той же самой тройки победителей.
Заодно республиканское руководство и Лилия Гумерова (как сенатор от Башкирии) всячески защищали и продвигали проект создания Уфимского университета науки и технологий в результате слияния БашГУ и УГАТУ. В новой структуре они видят еще более мощный драйвер как регионального развития, так и интеграции в федеральные тренды и программные мероприятия. С учетом появления УУНТ формируется и проект межвузовского кампуса мирового уровня.
Радий Хабиров в заключение отметил, что он и его команда уверены – благодаря поддержки науки и регион, и вся Россия выстоят перед любыми вызовами.
Для РАН Совет по региональной политике – новая и весьма эффективная площадка для продвижения своего функционала как платформы дискуссии и стыковки запросов и компетенций. Академия в этом вопросе тесно сотрудничает с Советом Федерации, а деятельность Лилии Гумеровой демонстрирует, насколько действительно включенным в проблемы своего региона должен быть сенатор.
В МИИТе состоялись съёмки очередного выпуска проекта #Абитура от РДШ.НАУКА, на сей раз для абитуриентов были отсняты лаборатории транспортного и промышленного дизайна, электроподвижного состава, 3D-симулятор действующей сортировочной станции, учебно-тренажёрный центр по подготовке плавсостава, центр мультимодальных транспортных систем и, конечно же, была получена исчерпывающая "Инструкция к поступлению" от ректора МИИТ Александра Климова.
Ректор РУТ МИИТ Александр Климов, специально для "Научно-образовательной политики":
Я считаю, что проект #Абитура – это очень правильно. Нужно школьников и студентов вовлекать в активное взаимодействие, для того чтобы развивать горизонтальные связи с теми, кто планирует в ближайшее время поступление в университеты и теми, кто занимается развитием образовательных программ. Мне кажется это позволит более чётко понимать ожидания школьников, родителей. Поэтому моё полное уважение и поддержка проекту #Абитура
#РДШиНОП
Ректор РУТ МИИТ Александр Климов, специально для "Научно-образовательной политики":
Я считаю, что проект #Абитура – это очень правильно. Нужно школьников и студентов вовлекать в активное взаимодействие, для того чтобы развивать горизонтальные связи с теми, кто планирует в ближайшее время поступление в университеты и теми, кто занимается развитием образовательных программ. Мне кажется это позволит более чётко понимать ожидания школьников, родителей. Поэтому моё полное уважение и поддержка проекту #Абитура
#РДШиНОП
Центры компетенций для начинающих предпринимателей
Платформа «Россия – страна возможностей» формирует Центры компетенций как место встречи студента, региональной власти и работодателя. При этом, согласно различным опросам, от трети до половины всех студентов хотели бы стать предпринимателями. Что делать таким студентам, на какие навыки обращать внимание в развитии?
Проработкой этих вопросов занимается сетевой центр компетенций по развитию молодежного предпринимательства, модель которого прорабатывает Новосибирский государственный университет экономики и управления совместно со структурами Сбербанка. На конференции «На одной волне с университетами» Павел Новгородов, ректор НГУЭУ, презентовал модель сетевого центра компетенций по развитию молодежного предпринимательства на территории РФ и пригласил заинтересованные вузы к сотрудничеству.
Павел Новгородов, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления, для «Научно-образовательной политики»:
«Обсуждение модели сетевого центра вызвало живой интерес у представителей вузов. Мы договорились взаимодействовать по трем ключевым вопросам: во-первых, разработка и обоснование «предпринимательского» профиля компетенций, во-вторых, систематизация существующих программ и инструментов развития молодежного предпринимательства для создания своеобразного маркетплейса возможностей для молодых предпринимателей и, в-третьих, поиск эффективных способов вовлечения студентов в предпринимательство. Сегодня к совместной работе уже подключилось 12 вузов. Приглашаем и другие вузы, которые готовы поделиться своими наработками, которые могли быть включены в описание модели для апробации и дальнейшего масштабирования».
Для формирования «предпринимательского» профиля компетенций АО «Деловая среда», дочерняя структура Сбербанка, которая занимается поддержкой и развитием предпринимательства, в ближайшее время планирует организовать опрос молодых предпринимателей на предмет их собственной оценки востребованности тех или иных soft skills из перечня, предложенного АНО «Россия – страна возможностей».
О результатах создания и апробации модели центра планируется рассказать в октябре на форуме, который организует Новосибирский государственный университет экономики и управления.
Платформа «Россия – страна возможностей» формирует Центры компетенций как место встречи студента, региональной власти и работодателя. При этом, согласно различным опросам, от трети до половины всех студентов хотели бы стать предпринимателями. Что делать таким студентам, на какие навыки обращать внимание в развитии?
Проработкой этих вопросов занимается сетевой центр компетенций по развитию молодежного предпринимательства, модель которого прорабатывает Новосибирский государственный университет экономики и управления совместно со структурами Сбербанка. На конференции «На одной волне с университетами» Павел Новгородов, ректор НГУЭУ, презентовал модель сетевого центра компетенций по развитию молодежного предпринимательства на территории РФ и пригласил заинтересованные вузы к сотрудничеству.
Павел Новгородов, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления, для «Научно-образовательной политики»:
«Обсуждение модели сетевого центра вызвало живой интерес у представителей вузов. Мы договорились взаимодействовать по трем ключевым вопросам: во-первых, разработка и обоснование «предпринимательского» профиля компетенций, во-вторых, систематизация существующих программ и инструментов развития молодежного предпринимательства для создания своеобразного маркетплейса возможностей для молодых предпринимателей и, в-третьих, поиск эффективных способов вовлечения студентов в предпринимательство. Сегодня к совместной работе уже подключилось 12 вузов. Приглашаем и другие вузы, которые готовы поделиться своими наработками, которые могли быть включены в описание модели для апробации и дальнейшего масштабирования».
Для формирования «предпринимательского» профиля компетенций АО «Деловая среда», дочерняя структура Сбербанка, которая занимается поддержкой и развитием предпринимательства, в ближайшее время планирует организовать опрос молодых предпринимателей на предмет их собственной оценки востребованности тех или иных soft skills из перечня, предложенного АНО «Россия – страна возможностей».
О результатах создания и апробации модели центра планируется рассказать в октябре на форуме, который организует Новосибирский государственный университет экономики и управления.
Telegram
Научно-образовательная политика
Глава Минобрнауки России Валерий Фальков на конференции "На одной волне с университетами" в Петербургском политехе Петра Великого, говоря о важных направлениях молодёжной политики, отметил поддержку студенческих научных обществ (СНО) и проект Центров компетенций.
Строительный потенциал Росатома
Неделя Росатома прошла в НИУ МГСУ. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет уже на протяжении 10 лет сотрудничает с госкорпорацией в реализации программ кадрового обеспечения атомной отрасли промышленности России. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» входит в Попечительский совет университета и активно участвует в процессах профессиональной ориентации обучающихся.
В течение пяти дней будущие инженеры-строители подробно изучали деятельность ключевых предприятий атомной отрасли, узнавали от специалистов Росатома принципы работы и перспективы развития строительного комплекса атомной отрасли. В рамках профессиональных дискуссий задавались вопросы о возможности трудоустройства на предприятия Росатома, об уровне зарплат и перспективах карьерного роста.
Комплекс мероприятий продемонстрировал эффективность отраслевой недели в вузе: более 300 студентов НИУ МГСУ приняли решение присоединиться к программе «Строители Росатома», подразумевающей прохождение стажировок, практик, заключение договоров на целевое обучение с последующим трудоустройством на предприятия строительного комплекса атомной отрасли.
Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, для «Научно-образовательной политики»:
«Госкорпорация Росатом всегда являлась стратегическим партнёром нашего университета. Выпускники НИУ МГСУ трудятся на многих объектах корпорации, в том числе и на зарубежных. Тесное сотрудничество с Росатомом позволяет нашим студентам не только проходить практику, но и трудоустраиваться в различные компании госкорпорации. Неделя Росатома в НИУ МГСУ должна стать традиционным мероприятием, которое призвано расширить кругозор обучающихся и помочь определиться с выбором профессии».
Неделя Росатома прошла в НИУ МГСУ. Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет уже на протяжении 10 лет сотрудничает с госкорпорацией в реализации программ кадрового обеспечения атомной отрасли промышленности России. Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» входит в Попечительский совет университета и активно участвует в процессах профессиональной ориентации обучающихся.
В течение пяти дней будущие инженеры-строители подробно изучали деятельность ключевых предприятий атомной отрасли, узнавали от специалистов Росатома принципы работы и перспективы развития строительного комплекса атомной отрасли. В рамках профессиональных дискуссий задавались вопросы о возможности трудоустройства на предприятия Росатома, об уровне зарплат и перспективах карьерного роста.
Комплекс мероприятий продемонстрировал эффективность отраслевой недели в вузе: более 300 студентов НИУ МГСУ приняли решение присоединиться к программе «Строители Росатома», подразумевающей прохождение стажировок, практик, заключение договоров на целевое обучение с последующим трудоустройством на предприятия строительного комплекса атомной отрасли.
Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, для «Научно-образовательной политики»:
«Госкорпорация Росатом всегда являлась стратегическим партнёром нашего университета. Выпускники НИУ МГСУ трудятся на многих объектах корпорации, в том числе и на зарубежных. Тесное сотрудничество с Росатомом позволяет нашим студентам не только проходить практику, но и трудоустраиваться в различные компании госкорпорации. Неделя Росатома в НИУ МГСУ должна стать традиционным мероприятием, которое призвано расширить кругозор обучающихся и помочь определиться с выбором профессии».
Forwarded from Институт образования ВШЭ
29 апреля
10:00-10:50 Университет ON AIR: драйвер медиакоммуникации или мемориал неработающих практик?»
11:00-11:50 Клуб ректоров
12:00-12:50 Одной командой: открытый разговор о работе с молодежью и для молодежи без границ министерств и ведомств
13:00-13:50 Страна умных возможностей
14:00-14:50 Академия: перезагрузка
15:00-15:50 Как высокотехнологичные проекты меняют экосистему и будущее образования?
30 апреля
08:00-08:50 Компетенции завтрашнего дня: чем СПО лучше вузов?
10:00-10:50 Компетенции завтрашнего дня: регион и вузы лицом к работодателям
10:00-10:50 Университет ON AIR: драйвер медиакоммуникации или мемориал неработающих практик?»
11:00-11:50 Клуб ректоров
12:00-12:50 Одной командой: открытый разговор о работе с молодежью и для молодежи без границ министерств и ведомств
13:00-13:50 Страна умных возможностей
14:00-14:50 Академия: перезагрузка
15:00-15:50 Как высокотехнологичные проекты меняют экосистему и будущее образования?
30 апреля
08:00-08:50 Компетенции завтрашнего дня: чем СПО лучше вузов?
10:00-10:50 Компетенции завтрашнего дня: регион и вузы лицом к работодателям
Forwarded from НОП - Лаборатория Непрерывного Образования
Приглашаем Вас также принять очное участие в ряде интересных мероприятий, посвященных развитию системы дополнительного профессионального и непрерывного образования взрослых, которые состоятся на Московском международном салоне образования!
📚29 апреля, 10:00 – 10:50.
«Аналитика и формирование стратегических рекомендаций в управлении эффективностью программ и проектов в образовании». Очно – зал «Диалог». Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/-16
📚29 апреля, 15:00 – 16:00.
«Дополнительное образование VS профессиональное обучение». Очно – зал «Диалог. Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/dopolnitelnoe-vs-professionalnoe
📚29 апреля, 17:00 - 18:00.
«ДПО как центр инновационного, исследовательского и научно-методического развития образования». Очно – Зал «Благополучие». Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/dpo-kak-tsentr-innovatsionnogo-issledovatelskogo-i-nauchno-metodicheskogo-razvitiya-obrazovaniya
📚29 апреля, 18:00 – 19:00.
«Организации ДПО и профессиональные педагогические сообщества». Очно – Зал «Благополучие». Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/organizatsii-dpo-i-professionalnye-pedagogicheskie-soobshchestva
📚30 апреля, 10:00 – 11:00.
«Образовательный контент ДПО: чему и как сегодня обучать педагогов?». Очно – Зал «Благополучие». Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/obrazovatelnyy-kontent-dpo-chemu-i-kak-segodnya-obuchat-pedagogov
До встречи!
📚29 апреля, 10:00 – 10:50.
«Аналитика и формирование стратегических рекомендаций в управлении эффективностью программ и проектов в образовании». Очно – зал «Диалог». Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/-16
📚29 апреля, 15:00 – 16:00.
«Дополнительное образование VS профессиональное обучение». Очно – зал «Диалог. Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/dopolnitelnoe-vs-professionalnoe
📚29 апреля, 17:00 - 18:00.
«ДПО как центр инновационного, исследовательского и научно-методического развития образования». Очно – Зал «Благополучие». Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/dpo-kak-tsentr-innovatsionnogo-issledovatelskogo-i-nauchno-metodicheskogo-razvitiya-obrazovaniya
📚29 апреля, 18:00 – 19:00.
«Организации ДПО и профессиональные педагогические сообщества». Очно – Зал «Благополучие». Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/organizatsii-dpo-i-professionalnye-pedagogicheskie-soobshchestva
📚30 апреля, 10:00 – 11:00.
«Образовательный контент ДПО: чему и как сегодня обучать педагогов?». Очно – Зал «Благополучие». Трансляция по ссылке: https://online.mmco-expo.ru/program/obrazovatelnyy-kontent-dpo-chemu-i-kak-segodnya-obuchat-pedagogov
До встречи!
online.mmco-expo.ru
ММСО 2022
Назад в будущее. Гибридный формат «Цифровое деловое пространство» | «ММСО.Коннект»
Газ. Нефть. Технологии
ХХХ юбилейная международная выставка «Газ. Нефть. Технологии» состоится в Уфе 24-27 мая. Это одно из крупнейших специализированных мероприятий нефтегазохимической отрасли России. Одним из участников выставки станет опорный вуз России Уфимский государственный нефтяной технический университет, который совместно с многолетним стратегическим партером, обществом «Газпром трансгаз Уфа» реализует целый ряд крупных образовательных проектов.
Олег Баулин, ректор УГНТУ, для «Научно-образовательной политики»:
«Уфимский нефтяной университет стал опорным вузом ПАО «Газпром» в 2015 году. У нас общая цель – обучить квалифицированных специалистов для отрасли. Поэтому наши совместные проекты направлены на раннюю профориентацию школьников и реализацию востребованных программ высшего образования и дополнительных направлений обучения студентов для их максимально эффективной подготовки к работе в газовой промышленности.
Подготовка кадров для предприятий начинается со школьной скамьи. Для этого УГНТУ и Газпром успешно реализуют проект «Предуниверсарий». Он рассчитан на обучение в профильных инженерных классах ведущей школы республики интернатного типа талантливых ребят из удаленных сел, где присутствует Газпром, и детей сотрудников компании. Школьникам дают возможность полностью погрузиться в проектную и кружковую деятельность и регулярно обучаться в лабораториях университета. Кроме того, сотрудники вуза обеспечивают методическое сопровождение Газпром-классов, работают с подшефными школами в отдаленных районах и в рамках проекта «Школа инженера» помогают ребятам готовиться к ЕГЭ.
В Уфимском нефтяном университете есть «корпоративная» учебная группа Газпрома. Она ориентирована на дальнейшее трудоустройство выпускников в испытывающие дефицит кадров дочерние общества компании. Мы наработали хорошую практику в этом направлении и уже можем активно включаться в процессы кадрового обеспечения дочерних обществ Газпрома в разных регионах страны. Например, формировать и целенаправленно готовить целые группы или единичных специалистов разного уровня образования под запросы компании, конкретного завода или даже рабочего места.
В УГНТУ работают базовые кафедры предприятий Газпрома, а в инженерно-техническом центре «Газпром трансгаз Уфа» создан научно-технический полигон вуза. Вместе мы уже успешно реализовали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области технологий переработки тяжелых углеводородных остатков и разработки комплекса мониторинга подпленочной коррозии газопроводов.
У вуза сложились взаимовыгодные отношения с Газпромом, которые являются примером эффективного сотрудничества производства, науки и образования. На выставке «Газ.Нефть.Технологии» будут обсуждать не только роль основных энергоресурсов в экономике страны, цифровизацию и механизмы поддержки отрасли, но и подготовку квалифицированных специалистов и новые возможности сотрудничества вузов и предприятий».
ХХХ юбилейная международная выставка «Газ. Нефть. Технологии» состоится в Уфе 24-27 мая. Это одно из крупнейших специализированных мероприятий нефтегазохимической отрасли России. Одним из участников выставки станет опорный вуз России Уфимский государственный нефтяной технический университет, который совместно с многолетним стратегическим партером, обществом «Газпром трансгаз Уфа» реализует целый ряд крупных образовательных проектов.
Олег Баулин, ректор УГНТУ, для «Научно-образовательной политики»:
«Уфимский нефтяной университет стал опорным вузом ПАО «Газпром» в 2015 году. У нас общая цель – обучить квалифицированных специалистов для отрасли. Поэтому наши совместные проекты направлены на раннюю профориентацию школьников и реализацию востребованных программ высшего образования и дополнительных направлений обучения студентов для их максимально эффективной подготовки к работе в газовой промышленности.
Подготовка кадров для предприятий начинается со школьной скамьи. Для этого УГНТУ и Газпром успешно реализуют проект «Предуниверсарий». Он рассчитан на обучение в профильных инженерных классах ведущей школы республики интернатного типа талантливых ребят из удаленных сел, где присутствует Газпром, и детей сотрудников компании. Школьникам дают возможность полностью погрузиться в проектную и кружковую деятельность и регулярно обучаться в лабораториях университета. Кроме того, сотрудники вуза обеспечивают методическое сопровождение Газпром-классов, работают с подшефными школами в отдаленных районах и в рамках проекта «Школа инженера» помогают ребятам готовиться к ЕГЭ.
В Уфимском нефтяном университете есть «корпоративная» учебная группа Газпрома. Она ориентирована на дальнейшее трудоустройство выпускников в испытывающие дефицит кадров дочерние общества компании. Мы наработали хорошую практику в этом направлении и уже можем активно включаться в процессы кадрового обеспечения дочерних обществ Газпрома в разных регионах страны. Например, формировать и целенаправленно готовить целые группы или единичных специалистов разного уровня образования под запросы компании, конкретного завода или даже рабочего места.
В УГНТУ работают базовые кафедры предприятий Газпрома, а в инженерно-техническом центре «Газпром трансгаз Уфа» создан научно-технический полигон вуза. Вместе мы уже успешно реализовали научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области технологий переработки тяжелых углеводородных остатков и разработки комплекса мониторинга подпленочной коррозии газопроводов.
У вуза сложились взаимовыгодные отношения с Газпромом, которые являются примером эффективного сотрудничества производства, науки и образования. На выставке «Газ.Нефть.Технологии» будут обсуждать не только роль основных энергоресурсов в экономике страны, цифровизацию и механизмы поддержки отрасли, но и подготовку квалифицированных специалистов и новые возможности сотрудничества вузов и предприятий».
Forwarded from Россия — страна возможностей
«Назад в будущее» – главная тема ММСО 2022
На этот раз Московский международный Салон образования ставит задачу объединить людей, сообщества, проекты из разной временной среды в образовании и сделать конкретные шаги для построения «правильного» настоящего и будущего.
Подключайтесь к трансляциям 29-30 апреля. За эти два дня мы попробуем разобраться, в каком состоянии находится экосистема образования, какие изменения наступили уже и что ждет нас в ближайшем будущем👇
➖ 10:00 «Социальный лифт» в образовании: где вузам искать управленцев (опыт реализации кадровых конкурсов)»
➖ 10:00 «Университет ON AIR: драйвер медиакоммуникации или мемориал неработающих практик?»
➖ 12:00 «Одной командой: открытый разговор о работе с молодежью и для молодежи без границ министерств и ведомств»
➖ 13:00 «Страна умных возможностей»
➖ 15:00 «Как высокотехнологичные проекты меняют экосистему и будущее образования?»
➖ 18:00 «Региональные вузы в пространственном развитии России: как не стать жертвой «территориального неравенства»
👉 Россия – страна возможностей
На этот раз Московский международный Салон образования ставит задачу объединить людей, сообщества, проекты из разной временной среды в образовании и сделать конкретные шаги для построения «правильного» настоящего и будущего.
Подключайтесь к трансляциям 29-30 апреля. За эти два дня мы попробуем разобраться, в каком состоянии находится экосистема образования, какие изменения наступили уже и что ждет нас в ближайшем будущем👇
➖ 10:00 «Социальный лифт» в образовании: где вузам искать управленцев (опыт реализации кадровых конкурсов)»
➖ 10:00 «Университет ON AIR: драйвер медиакоммуникации или мемориал неработающих практик?»
➖ 12:00 «Одной командой: открытый разговор о работе с молодежью и для молодежи без границ министерств и ведомств»
➖ 13:00 «Страна умных возможностей»
➖ 15:00 «Как высокотехнологичные проекты меняют экосистему и будущее образования?»
➖ 18:00 «Региональные вузы в пространственном развитии России: как не стать жертвой «территориального неравенства»
👉 Россия – страна возможностей
Прямо сейчас на ММСО проходит панельная дискуссия «Университет ON AIR: драйвер медиакоммуникации или мемориал неработающих практик»
Виктор Власов, ректор Томского государственного архитектурно-строительного университета, к 60-летнему юбилею ТУСУР для «Научно-образовательной политики»:
От имени ректората, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов и выпускников Томского государственного архитектурно-строительного университета примите искренние поздравления с 60-летием со дня образования Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники!
Юбиляра, как известно, красят не годы, а заслуги. Сегодня Ваш Университет является современной образовательной организацией со всеми присущими ему качествами: широкий спектр радиотехнических, цифровых и экономических специальностей. А так же: высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, современные образовательные технологии, внедрение инновационных образовательных программ, включая программы двойного диплома с ведущими зарубежными университетами, стремительное развитие фундаментальной и прикладной науки, интеграция в международное, образовательное и научное сообщество, разные сектора реальной экономики. С университетом и его специалистами связано множество блестящих разработок в микроэлектронике, телекоммуникациях, космической отрасли.
От всего сердца поздравляю университет с юбилеем! 60 лет – солидный срок для любого учебного заведения. А в случае с ТУСУРом он говорит о неизменно высоком качестве образования, о наличии традиций. Отдельно хочу поблагодарить преподавателей, которые дали «путевку в жизнь» тысячам молодых и талантливых людей. Диплом ТУСУРа всегда был знаком качества, и я уверен, что так будет и впредь.
В день славного юбилея хочу пожелать коллективу Университета процветания, больших творческих достижений, смелых проектов и новых открытий!
От имени ректората, профессорско-преподавательского состава, сотрудников, студентов и выпускников Томского государственного архитектурно-строительного университета примите искренние поздравления с 60-летием со дня образования Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники!
Юбиляра, как известно, красят не годы, а заслуги. Сегодня Ваш Университет является современной образовательной организацией со всеми присущими ему качествами: широкий спектр радиотехнических, цифровых и экономических специальностей. А так же: высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав, современные образовательные технологии, внедрение инновационных образовательных программ, включая программы двойного диплома с ведущими зарубежными университетами, стремительное развитие фундаментальной и прикладной науки, интеграция в международное, образовательное и научное сообщество, разные сектора реальной экономики. С университетом и его специалистами связано множество блестящих разработок в микроэлектронике, телекоммуникациях, космической отрасли.
От всего сердца поздравляю университет с юбилеем! 60 лет – солидный срок для любого учебного заведения. А в случае с ТУСУРом он говорит о неизменно высоком качестве образования, о наличии традиций. Отдельно хочу поблагодарить преподавателей, которые дали «путевку в жизнь» тысячам молодых и талантливых людей. Диплом ТУСУРа всегда был знаком качества, и я уверен, что так будет и впредь.
В день славного юбилея хочу пожелать коллективу Университета процветания, больших творческих достижений, смелых проектов и новых открытий!
Эдхам Акбулатов, ректор Университета Решетнёва, к 60-летнему юбилею ТУСУР для «Научно-образовательной политики»:
От коллектива Университета Решетнёва и от меня лично примите искренние поздравления по случаю важного события - 60 летия легендарного сибирского вуза. Трудно сегодня переоценить тот огромный вклад, который за эти годы сделал ТУСУР в экономическое, индустриальное освоение территорий Сибири, в развитие радиоэлектроники, систем связи, электронные технологии, машиностроение, приборостроение и других отраслей промышленности в стране.
Ваш вуз по праву может гордиться своими выпускниками, а это - сотни тысяч специалистов, среди которых лауреаты госпремий, члены государственных Академий наук, руководители крупных отечественных и зарубежных компаний. Сегодня предприятия и организации сибирских регионов и не только продолжают пополняться Вашими выпускниками, чья квалификация и профессиональная подготовка высоко ценится современными работодателями.
Нам особенно приятно, что наши университеты связывают многолетние отношения дружбы и партнерства, ведь мы решаем общие задачи подготовки кадров для страны, развития и продвижения науки и технологий. Надеемся, что и в дальнейшем наши связи будут только укрепляться в интересах взаимовыгодного перспективного сотрудничества, во благо нашей Родины!
От всей души желаю Виктору Михайловичу, всему коллективу, новых профессиональных свершений, мира и благополучия!
От коллектива Университета Решетнёва и от меня лично примите искренние поздравления по случаю важного события - 60 летия легендарного сибирского вуза. Трудно сегодня переоценить тот огромный вклад, который за эти годы сделал ТУСУР в экономическое, индустриальное освоение территорий Сибири, в развитие радиоэлектроники, систем связи, электронные технологии, машиностроение, приборостроение и других отраслей промышленности в стране.
Ваш вуз по праву может гордиться своими выпускниками, а это - сотни тысяч специалистов, среди которых лауреаты госпремий, члены государственных Академий наук, руководители крупных отечественных и зарубежных компаний. Сегодня предприятия и организации сибирских регионов и не только продолжают пополняться Вашими выпускниками, чья квалификация и профессиональная подготовка высоко ценится современными работодателями.
Нам особенно приятно, что наши университеты связывают многолетние отношения дружбы и партнерства, ведь мы решаем общие задачи подготовки кадров для страны, развития и продвижения науки и технологий. Надеемся, что и в дальнейшем наши связи будут только укрепляться в интересах взаимовыгодного перспективного сотрудничества, во благо нашей Родины!
От всей души желаю Виктору Михайловичу, всему коллективу, новых профессиональных свершений, мира и благополучия!
Образование: информационное измерение
На стартовавшем ММСО-2022 очень много внимания уделяется коммуникационным вопросам: как наладить информационный обмен в многоугольнике «наука – образование – бизнес – отрасль – регион» и презентовать свой университет в медийном пространстве, запустить полноценный диалог со студентами и школьниками, с помощью каких инструментов привлечь молодежь к карьере в научно-образовательной сфере.
Детально и целевым образом обсуждали в Саранске – панельная дискуссия медиафорума «Университеты в медиапространстве: полная перезагрузка», организатором которого стал «Научно-образовательная политика», собрала главные вызовы, перед которыми оказывается университет в момент медиаперезагрузки и раскрыла ключевые точки для развития в медиа-политике вузов.
Ключевые идеи всех участников информационного научно-образовательного процесса в рамках Public-talk: Молодежь и вузы в медиапространстве.
На стартовавшем ММСО-2022 очень много внимания уделяется коммуникационным вопросам: как наладить информационный обмен в многоугольнике «наука – образование – бизнес – отрасль – регион» и презентовать свой университет в медийном пространстве, запустить полноценный диалог со студентами и школьниками, с помощью каких инструментов привлечь молодежь к карьере в научно-образовательной сфере.
Детально и целевым образом обсуждали в Саранске – панельная дискуссия медиафорума «Университеты в медиапространстве: полная перезагрузка», организатором которого стал «Научно-образовательная политика», собрала главные вызовы, перед которыми оказывается университет в момент медиаперезагрузки и раскрыла ключевые точки для развития в медиа-политике вузов.
Ключевые идеи всех участников информационного научно-образовательного процесса в рамках Public-talk: Молодежь и вузы в медиапространстве.
Telegraph
Public-talk: Молодежь и вузы в медиапространстве
Артем Здунов, Глава Республики Мордовия: Будем говорить про сотрудничество органов власти и университета, ректора. Любой университет – это достояние любого региона, любой страны. Любой человек, который заходит на сайт университета, на что прежде всего посмотрит?…
#ЭксклюзивНОП
После сессии «Социальный лифт в образовании: где вузам искать управленцев (опыт реализации кадровых конкурсов)» на ММСО-2022 активисты «РДШ. Наука» спросили у заместителя начальника Управления президента РФ по научно-образовательной политике Дениса Секиринского:
«Может быть, стоит обратить внимание на активистов «РДШ. Наука» и начинать готовить управленцев среди них?»
Эксклюзивный комментарий Дениса Секиринского в «Научно-образовательной политике»:
«Я думаю, что нужно помогать активистам «РДШ. Наука» включаться в разные взрослые проекты и через эти проекты получать тот опыт, который пригодится им и в качестве управленца, и в качестве исследователя. Так что очень важно, чтобы представители «РДШ. Наука» плотно взаимодействовали, например, с молодёжными лабораториями, в которых работают молодые ребята.
И мне кажется, что им гораздо проще найти общий язык со школьниками. Насколько я знаю, такие прецеденты были, которые уже работают в молодёжных лабораториях над очень серьёзными проектами».
После сессии «Социальный лифт в образовании: где вузам искать управленцев (опыт реализации кадровых конкурсов)» на ММСО-2022 активисты «РДШ. Наука» спросили у заместителя начальника Управления президента РФ по научно-образовательной политике Дениса Секиринского:
«Может быть, стоит обратить внимание на активистов «РДШ. Наука» и начинать готовить управленцев среди них?»
Эксклюзивный комментарий Дениса Секиринского в «Научно-образовательной политике»:
«Я думаю, что нужно помогать активистам «РДШ. Наука» включаться в разные взрослые проекты и через эти проекты получать тот опыт, который пригодится им и в качестве управленца, и в качестве исследователя. Так что очень важно, чтобы представители «РДШ. Наука» плотно взаимодействовали, например, с молодёжными лабораториями, в которых работают молодые ребята.
И мне кажется, что им гораздо проще найти общий язык со школьниками. Насколько я знаю, такие прецеденты были, которые уже работают в молодёжных лабораториях над очень серьёзными проектами».