Прямо сейчас в Мастерской управления «Сенеж» @senezh_rsv начинается церемония награждения победителей и лауреатов национальной премии «Студент года 2021».
Александр Ведехин, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности министерства науки и высшего образования РФ:
«Я сам недавно еще был студентом. Сегодня мне 35 лет, и та активность, те soft skills, которые были получены мной и моими единомышленниками различные позиции. Те студенты, которые кроме образования развили определенные софтскиллс, достигли большего. Министерство делает многое для развития студенческих научных обществ, именно вы станете локомотивами роста, изобретателями, первооткрывателями, спасибо за вашу активность. А мы, как министерство, сделаем все возможное для вашего развития».
Александр Ведехин, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности министерства науки и высшего образования РФ:
«Я сам недавно еще был студентом. Сегодня мне 35 лет, и та активность, те soft skills, которые были получены мной и моими единомышленниками различные позиции. Те студенты, которые кроме образования развили определенные софтскиллс, достигли большего. Министерство делает многое для развития студенческих научных обществ, именно вы станете локомотивами роста, изобретателями, первооткрывателями, спасибо за вашу активность. А мы, как министерство, сделаем все возможное для вашего развития».
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, член ОП РФ, объявил регион, который примет национальную премию «Студент года 2022»:
Я поймал себя на мысли, что именно вы нам нужны – Российскому союзу молодежи. Вступайте в нашу организацию. Вы прошли все этапы, попали сюда – в мастерскую управления «Сенеж» - это не каждому дано.
Что такое кадровый резерв? Это именно вы и есть.
Два слова об СПО. Я прилетел из Татарстана, там проводят мероприятие «Программа команды профи» для студентов СПО. Если мы думаем о будущем, экономике страны, в СПО готовят те самые кадры, которые необходимы для развития страны.
Я передаю кубок Нижнему Новгороду. Они провели в прошлом году потрясающий праздник «Студенческая весна». Впервые тогда открытие прошло на профессиональном футбольном стадионе. Уверен, что национальная премия «Студент года 2022» пройдет не менее красиво и содержательно.
Мне очень бы хотелось, чтобы по итогам этого двухдневного мероприятия вы обменялись контактами, начали общаться и сохранили это общение на долгие годы. Развивайтесь, становитесь лучше, чтобы вы становились сильнее и наша страна становилась круче.
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области для «Научно-образовательной политики»:
Я чувствую гордость, мы достойны, чтобы проводить этот конкурс. Студенчество, это тот период, когда закладывается фундамент жизни. Ваши наставники тоже когда-то были студентами, развивайтесь. Если вы активны, то активны во всех сферах. Россия – страна возможностей, используйте их.
Я поймал себя на мысли, что именно вы нам нужны – Российскому союзу молодежи. Вступайте в нашу организацию. Вы прошли все этапы, попали сюда – в мастерскую управления «Сенеж» - это не каждому дано.
Что такое кадровый резерв? Это именно вы и есть.
Два слова об СПО. Я прилетел из Татарстана, там проводят мероприятие «Программа команды профи» для студентов СПО. Если мы думаем о будущем, экономике страны, в СПО готовят те самые кадры, которые необходимы для развития страны.
Я передаю кубок Нижнему Новгороду. Они провели в прошлом году потрясающий праздник «Студенческая весна». Впервые тогда открытие прошло на профессиональном футбольном стадионе. Уверен, что национальная премия «Студент года 2022» пройдет не менее красиво и содержательно.
Мне очень бы хотелось, чтобы по итогам этого двухдневного мероприятия вы обменялись контактами, начали общаться и сохранили это общение на долгие годы. Развивайтесь, становитесь лучше, чтобы вы становились сильнее и наша страна становилась круче.
Ольга Петрова, министр образования, науки и молодёжной политики Нижегородской области для «Научно-образовательной политики»:
Я чувствую гордость, мы достойны, чтобы проводить этот конкурс. Студенчество, это тот период, когда закладывается фундамент жизни. Ваши наставники тоже когда-то были студентами, развивайтесь. Если вы активны, то активны во всех сферах. Россия – страна возможностей, используйте их.
Академические векторы науки и образования: как обучать и привлекать (1/2)
Научно-образовательное развитие России связано не только с работой профильных ведомств – Минпросвещения, Минобрнауки, Росмолодежи – но и с серьезной исследовательской и методологической экспертизой. Основные экспертные кометенции сконцентрированы сейчас в руках Российской академии наук, а для педагогических наук – у Российской академии образования.
За последние пару лет обе Академии преобразились. РАН @rasofficial получила дополнительные полномочия, а также выстраивает курс на функционал платформы, которая могла бы сближать запросы и возможности между наукой, высокотехнологичным бизнесом и регионами.
Новый президент РАО Ольга Васильева хорошо известна профессиональному сообществу – она возглавляла и единое Министерство образования и науки, и отдельное Министерство просвещения. С первых шагов она уверена взяла курс на то, чтобы Российская академия образования стала главным экспертом в вопросах обучения и воспитания.
О путях развития образования, способах привлечения молодежи в науку и роли РАН и РАО во всех этих процессах на ММСО-2022 говорили в рамках дискуссии «Академия: перезагрузка» Александр Сергеев и Ольга Васильева, а модерировал – научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сжёнов @szhenov.
Отметив заслуги обеих Академий, он поставил один из стержневых вопросов: Как сделать так, чтобы наука и готовность идти в нее, стали частью внутренней культуры российского общества?
Ответ два президента предложили искать в школах и педагогах. Ольга Васильева представила неутешительные итоги анализа диссертаций по педагогическим наукам: в них больше всего отклонений, почти не представлены работы по методике, дидактике и преподаванию истории, географии, русского языка и литературы. Столь же мало (на уровне 3-5%) диссертаций о роли семьи в обучении и воспитании. Основная масса работ – по психологии, а не по педагогике. То есть парадоксальным образом страна не получили экспертов именно по тем направлениям и предметам, что формируют личность школьника, его патриотический и мировоззренческий каркас.
А если нет защит – нет научных школ – нет молодых ученых. Ольга Васильева констатировала: «Перед молодыми в науке стоит задача вспахивания заброшенного поля: дидктика, методология, междисциплинарные исследования».
Президент РАО подчеркнула: «Воспитание, повторю, это наука – это не просто череда мероприятий». Она обозначила самые острые и перспективные направления: когнитивные исследования, физиология, дидактика и методика преподавания. Именно физиология, например, способна дать ответ: как влияют цифра и дистант на развитие детей.
Из конкретных шагов на других уровнях она отметила, что необходимо: создавать школв РАО по аналогии с базовыми школами РАН, расширять практику педагогических классов, с первого курса вовлекать студентов педагогических вузов в научно-практическую науку, сконцентрировать усилия всех оставшихся в строю наставников на указанных перспективных направлениях.
Видео-запись дискуссии: https://online.mmco-expo.ru/program/akademiya-perezagruzka.
Научно-образовательное развитие России связано не только с работой профильных ведомств – Минпросвещения, Минобрнауки, Росмолодежи – но и с серьезной исследовательской и методологической экспертизой. Основные экспертные кометенции сконцентрированы сейчас в руках Российской академии наук, а для педагогических наук – у Российской академии образования.
За последние пару лет обе Академии преобразились. РАН @rasofficial получила дополнительные полномочия, а также выстраивает курс на функционал платформы, которая могла бы сближать запросы и возможности между наукой, высокотехнологичным бизнесом и регионами.
Новый президент РАО Ольга Васильева хорошо известна профессиональному сообществу – она возглавляла и единое Министерство образования и науки, и отдельное Министерство просвещения. С первых шагов она уверена взяла курс на то, чтобы Российская академия образования стала главным экспертом в вопросах обучения и воспитания.
О путях развития образования, способах привлечения молодежи в науку и роли РАН и РАО во всех этих процессах на ММСО-2022 говорили в рамках дискуссии «Академия: перезагрузка» Александр Сергеев и Ольга Васильева, а модерировал – научный руководитель ЭАЦ НОП Евгений Сжёнов @szhenov.
Отметив заслуги обеих Академий, он поставил один из стержневых вопросов: Как сделать так, чтобы наука и готовность идти в нее, стали частью внутренней культуры российского общества?
Ответ два президента предложили искать в школах и педагогах. Ольга Васильева представила неутешительные итоги анализа диссертаций по педагогическим наукам: в них больше всего отклонений, почти не представлены работы по методике, дидактике и преподаванию истории, географии, русского языка и литературы. Столь же мало (на уровне 3-5%) диссертаций о роли семьи в обучении и воспитании. Основная масса работ – по психологии, а не по педагогике. То есть парадоксальным образом страна не получили экспертов именно по тем направлениям и предметам, что формируют личность школьника, его патриотический и мировоззренческий каркас.
А если нет защит – нет научных школ – нет молодых ученых. Ольга Васильева констатировала: «Перед молодыми в науке стоит задача вспахивания заброшенного поля: дидктика, методология, междисциплинарные исследования».
Президент РАО подчеркнула: «Воспитание, повторю, это наука – это не просто череда мероприятий». Она обозначила самые острые и перспективные направления: когнитивные исследования, физиология, дидактика и методика преподавания. Именно физиология, например, способна дать ответ: как влияют цифра и дистант на развитие детей.
Из конкретных шагов на других уровнях она отметила, что необходимо: создавать школв РАО по аналогии с базовыми школами РАН, расширять практику педагогических классов, с первого курса вовлекать студентов педагогических вузов в научно-практическую науку, сконцентрировать усилия всех оставшихся в строю наставников на указанных перспективных направлениях.
Видео-запись дискуссии: https://online.mmco-expo.ru/program/akademiya-perezagruzka.
online.mmco-expo.ru
ММСО.EXPO 2022
Образовательная среда – ключ к образовательным результатам
Академические векторы науки и образования: как обучать и привлекать (2/2)
Президент РАН Александр Сергеев констатировал, что на страну руками коллективного Запада опускается «технологический занавес». Он также пошел «от старшего к младшему», отметив позитивный возврат аспирантуры в научное русло и уникальную систему поддержки молодых ученых (в том числе – и формирование среды для студентов через создание кампусов мирового уровня).
Ключевой зоной роста в повышении привлекательности научно-педагогической стези – как и его коллега из РАО – он определил именно школу:
«На эту траекторию ученого и инженера-технолога нужно ориентировать со старших классов школы. Есть много разговоров о возврате к советской системе образования, но мы сейчас живем в другой стране. Мы ушли оттуда бесповоротно, выросло другое поколение. Мы должны задуматься о том, как ориентировать, воспитывать, образовывать ребят в школах, чтобы они были в хорошем смысле «отравлены наукой».
Президент РАН подчеркнул – прошлого не вернешь, как и не вернуть практически сакральные ореолы вокруг ученых и учителей, что существовали в СССР. Сейчас загвоздка состоит в множественности траекторий успеха – и среди них путь ученого один из самых сложных и долгих. Среди откровенных бонусов этого пути (которые нужно пояснять не только школьникам, но и их родителям) он выделил следующие:
«Надо рассказывать то, что наука имеет прелести в профессии. Во-первых, это творческая и честная профессия. Наука учит честности. Постоянное общение в креативной и интеллигентной среде, где есть достойная шкала соревнований – это счастье».
Оба президента сошлись на том, что нужно развивать исследовательские компетенции учителей. Помощь в этом должны оказывать, в том числе представители РАН и ведущие ученые – нужно не просто читать лекции школьникам, но и активно работать с педагогами.
В треугольнике «школа – родители – улица» (о двух первых вершинах подробнее рассказала Ольга Васильева) Александр Сергеев выделил третий компонент – ведь «улицу» сейчас заменил «интернет». Говорить с молодежной аудиторией надо на их языке.
Особенно ярко последний тезис проявился в рамках экспромта – Евгений Сжёнов пригласил на сцену Максима Андрианова, получившего грант на создание сериала о трудном, но благородном труде ученого и педагога. Президент РАН Александр Сергеев, отвечая на запрос о поиске достойных ролевых моделей, очень четко сформулировал важное обстоятельство: Сейчас ученик и учитель представляют разные технологические уклады. Чтобы действительно пропиарить науку – нужно найти тех, кто «умеет кликать так же, как школьники», но при этом «отравлен наукой».
Наука за минувшие пару десятилетий совершила формационный рывок вперед. К сожалению, ни по экспертному, ни по кадровому, ни по содержательному наполнению образование (особенно школьное) за этим рывком не поспевает.
Два президента и модератор скорее обозначили направления необходимой работы – диалог постановили продолжить и развивать далее. Главное, что видение нужных векторов движения взаимно дополнят друг друга к представителей научного, педагогического и экспертного сообщества.
Со своей стороны отметим, что с точки зрения информационной работы РАН в Телеграме опережает своих коллег из РАО, у которых пока что нет своего официального канала. Но, с другой стороны, это событие явно не заставит себя долго ждать – напомним, что Ольга Васильева стала первым из федеральных министров, кто дал официальное интервью тг-каналу, что произошло это в конце уже далекого 2018-го года. Это событие – предмет особой гордости всей команды «Научно-образовательной политики».
Президент РАН Александр Сергеев констатировал, что на страну руками коллективного Запада опускается «технологический занавес». Он также пошел «от старшего к младшему», отметив позитивный возврат аспирантуры в научное русло и уникальную систему поддержки молодых ученых (в том числе – и формирование среды для студентов через создание кампусов мирового уровня).
Ключевой зоной роста в повышении привлекательности научно-педагогической стези – как и его коллега из РАО – он определил именно школу:
«На эту траекторию ученого и инженера-технолога нужно ориентировать со старших классов школы. Есть много разговоров о возврате к советской системе образования, но мы сейчас живем в другой стране. Мы ушли оттуда бесповоротно, выросло другое поколение. Мы должны задуматься о том, как ориентировать, воспитывать, образовывать ребят в школах, чтобы они были в хорошем смысле «отравлены наукой».
Президент РАН подчеркнул – прошлого не вернешь, как и не вернуть практически сакральные ореолы вокруг ученых и учителей, что существовали в СССР. Сейчас загвоздка состоит в множественности траекторий успеха – и среди них путь ученого один из самых сложных и долгих. Среди откровенных бонусов этого пути (которые нужно пояснять не только школьникам, но и их родителям) он выделил следующие:
«Надо рассказывать то, что наука имеет прелести в профессии. Во-первых, это творческая и честная профессия. Наука учит честности. Постоянное общение в креативной и интеллигентной среде, где есть достойная шкала соревнований – это счастье».
Оба президента сошлись на том, что нужно развивать исследовательские компетенции учителей. Помощь в этом должны оказывать, в том числе представители РАН и ведущие ученые – нужно не просто читать лекции школьникам, но и активно работать с педагогами.
В треугольнике «школа – родители – улица» (о двух первых вершинах подробнее рассказала Ольга Васильева) Александр Сергеев выделил третий компонент – ведь «улицу» сейчас заменил «интернет». Говорить с молодежной аудиторией надо на их языке.
Особенно ярко последний тезис проявился в рамках экспромта – Евгений Сжёнов пригласил на сцену Максима Андрианова, получившего грант на создание сериала о трудном, но благородном труде ученого и педагога. Президент РАН Александр Сергеев, отвечая на запрос о поиске достойных ролевых моделей, очень четко сформулировал важное обстоятельство: Сейчас ученик и учитель представляют разные технологические уклады. Чтобы действительно пропиарить науку – нужно найти тех, кто «умеет кликать так же, как школьники», но при этом «отравлен наукой».
Наука за минувшие пару десятилетий совершила формационный рывок вперед. К сожалению, ни по экспертному, ни по кадровому, ни по содержательному наполнению образование (особенно школьное) за этим рывком не поспевает.
Два президента и модератор скорее обозначили направления необходимой работы – диалог постановили продолжить и развивать далее. Главное, что видение нужных векторов движения взаимно дополнят друг друга к представителей научного, педагогического и экспертного сообщества.
Со своей стороны отметим, что с точки зрения информационной работы РАН в Телеграме опережает своих коллег из РАО, у которых пока что нет своего официального канала. Но, с другой стороны, это событие явно не заставит себя долго ждать – напомним, что Ольга Васильева стала первым из федеральных министров, кто дал официальное интервью тг-каналу, что произошло это в конце уже далекого 2018-го года. Это событие – предмет особой гордости всей команды «Научно-образовательной политики».
Цифровая ВКР
Высшие учебные заведения России могут самостоятельно принять решение о возможности сдачи студентами выпускных квалификационных работ на цифровых носителях. Такая возможность стала результатом долгой планомерной работы по цифровизации сферы образования. Некоторые вузы уже готовы к переходу на цифровые ВКР. Студенты НИТУ «МИСиС» начнут сдавать выпускные квалификационные работы в цифровом формате уже в 2022 году.
Пилотный проект по хранению курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР) в цифровом формате стартует в НИТУ «МИСиС» в осеннем семестре 2022 года. Уже готов проект нормативного положения и цифровая инфраструктура для его реализации.
Теперь студенты университета смогут получать согласование, комментарии или замечания преподавателей через специальный сервис в Личном кабинете, который действует по принципу системы электронного документооборота. Теперь курсовую или ВКР можно будет не распечатывать, а сразу загрузить в систему и получить комментарии от научного руководителя или согласования от всех членов экзаменационной комиссии, подписанные простой электронной подписью. Далее работа отправляется в цифровой архив, где может храниться бессрочно. Защита выпускных квалификационных работ также может проходить в электронном виде.
Александр Волков, проректор по образованию НИТУ «МИСиС», для «Научно-образовательной политики»:
«В 2020 году университет уже переходил на защиту ВКР с использованием цифровых платформ и корпоративной учетной записи для верификации каждого пользователя. Тогда это была вынужденная мера, которая, однако, позволила получить необходимый опыт, чтобы создать свой уникальный продукт – внедряемый сервис является уникальной разработкой вуза на основе 1C. Университет».
Высшие учебные заведения России могут самостоятельно принять решение о возможности сдачи студентами выпускных квалификационных работ на цифровых носителях. Такая возможность стала результатом долгой планомерной работы по цифровизации сферы образования. Некоторые вузы уже готовы к переходу на цифровые ВКР. Студенты НИТУ «МИСиС» начнут сдавать выпускные квалификационные работы в цифровом формате уже в 2022 году.
Пилотный проект по хранению курсовых и выпускных квалификационных работ (ВКР) в цифровом формате стартует в НИТУ «МИСиС» в осеннем семестре 2022 года. Уже готов проект нормативного положения и цифровая инфраструктура для его реализации.
Теперь студенты университета смогут получать согласование, комментарии или замечания преподавателей через специальный сервис в Личном кабинете, который действует по принципу системы электронного документооборота. Теперь курсовую или ВКР можно будет не распечатывать, а сразу загрузить в систему и получить комментарии от научного руководителя или согласования от всех членов экзаменационной комиссии, подписанные простой электронной подписью. Далее работа отправляется в цифровой архив, где может храниться бессрочно. Защита выпускных квалификационных работ также может проходить в электронном виде.
Александр Волков, проректор по образованию НИТУ «МИСиС», для «Научно-образовательной политики»:
«В 2020 году университет уже переходил на защиту ВКР с использованием цифровых платформ и корпоративной учетной записи для верификации каждого пользователя. Тогда это была вынужденная мера, которая, однако, позволила получить необходимый опыт, чтобы создать свой уникальный продукт – внедряемый сервис является уникальной разработкой вуза на основе 1C. Университет».
РИА Новости
Вузы смогут разрешить студентам сдать выпускную работу на цифровом носителе
Минобрнауки РФ сообщило РИА Новости, что вузы могут самостоятельно разрешить студентам сдачу выпускной квалификационной работы на цифровом носителе, это... РИА Новости, 27.04.2022
На панельной дискуссии «Как высокотехнологичные проекты меняют экосистему и будущее образования?» в рамках ММСО выступил основатель образовательной социальной сети Megacampus Григорий Аветов.
Эксперт рассказал о социальной сети Megacampus, которая даёт возможность вузам открывать онлайн-кампусы своего образовательного учреждения и размещать на них свои учебные программы, что позволит учащимся из разных регионов России и других стран получать образование. Студенты смогут проходить обучение по одной или сразу нескольким образовательным программам, выбрав их как в кампусе собственного вуза, так и любого другого.
Григорий Аветов, основатель Megacampus, для «Научно-образовательной политики»:
«Мы создали универсальный образовательный хаб с широким цифровым инструментарием. Пользоваться социальной сетью можно как в интернет-браузере, так и в мобильном приложении. Для взаимодействия со студентами и контроля процесса обучения на платформе предусмотрена возможность работать с базами данных и аналитикой, вести отчётность и документооборот, проводить лекции, вебинары, прямые эфиры и трансляции оффлайн-мероприятий, а также сохранять записи. Кроме того, платформа позволяет пользователям создавать собственное комьюнити: общаться в чатах, обмениваться опытом, искать деловых партнёров, работодателей или сотрудников.
С помощью российской социальной сети Megacampus мы развиваем отечественное образование, закрывая потребности российских вузов в доступном программном обеспечении, которое необходимо для организации онлайн-обучения. Megacampus замещает функции таких сервисов, как Coursera, edX, Moodle, Microsoft Teams, Zoom и других, ушедших с нашего рынка компаний.
Мы рассчитываем привлечь на площадку более 1000 учебных заведений, программами которых ежемесячно будут пользоваться свыше 2 млн человек уже к концу 2022 года. Мы ожидаем, что значительный прирост траффика произойдёт, в том числе, за счёт необходимости предоставления онлайн-образования с помощью отечественного программного обеспечения».
Ссылка на Megacampus: https://megacampus.com
Эксперт рассказал о социальной сети Megacampus, которая даёт возможность вузам открывать онлайн-кампусы своего образовательного учреждения и размещать на них свои учебные программы, что позволит учащимся из разных регионов России и других стран получать образование. Студенты смогут проходить обучение по одной или сразу нескольким образовательным программам, выбрав их как в кампусе собственного вуза, так и любого другого.
Григорий Аветов, основатель Megacampus, для «Научно-образовательной политики»:
«Мы создали универсальный образовательный хаб с широким цифровым инструментарием. Пользоваться социальной сетью можно как в интернет-браузере, так и в мобильном приложении. Для взаимодействия со студентами и контроля процесса обучения на платформе предусмотрена возможность работать с базами данных и аналитикой, вести отчётность и документооборот, проводить лекции, вебинары, прямые эфиры и трансляции оффлайн-мероприятий, а также сохранять записи. Кроме того, платформа позволяет пользователям создавать собственное комьюнити: общаться в чатах, обмениваться опытом, искать деловых партнёров, работодателей или сотрудников.
С помощью российской социальной сети Megacampus мы развиваем отечественное образование, закрывая потребности российских вузов в доступном программном обеспечении, которое необходимо для организации онлайн-обучения. Megacampus замещает функции таких сервисов, как Coursera, edX, Moodle, Microsoft Teams, Zoom и других, ушедших с нашего рынка компаний.
Мы рассчитываем привлечь на площадку более 1000 учебных заведений, программами которых ежемесячно будут пользоваться свыше 2 млн человек уже к концу 2022 года. Мы ожидаем, что значительный прирост траффика произойдёт, в том числе, за счёт необходимости предоставления онлайн-образования с помощью отечественного программного обеспечения».
Ссылка на Megacampus: https://megacampus.com
Megacampus
Megacampus — organizer of the world’s largest lecture events
We partner with major cities across the globe to host large-scale lecture events in the edutainment format
#ЭксклюзивНОП
На ММСО-2022 активисты «РДШ. Наука» спросили у ректора НИТУ «МИСиС» Алевтины Черниковой:
«Осенью «РДШ.Наука» приезжала с проектом «Абитура» в ваш университет, как Вы считаете, эта программа поможет в новом учебном году привлечь профессионально мотивированных абитуриентов»?
Эксклюзивный комментарий Алевтины Черниковой в «Научно-образовательной политике»:
«Несомненно, проект «Абитура» поможет в этом году привлечь определившихся абитуриентов.
В своей деятельности НИТУ «МИСиС» одним из важных направлений работы считает привлечение и развитие талантов. Мы начинаем с самых ранних классов, а иногда даже по некоторым программам приходим в детский сад. И мы рады любым проектам, которые дополняют нашу авторскую программу профессиональной навигации, с удовольствием сотрудничаем с разными организациями, встраеваемся в проекты всероссийского уровня. Наши преподаватели не равнодушны к успехам школьников и очень много делают для того, чтобы наши школьники, обучаясь в школе, выбирали свой путь».
На ММСО-2022 активисты «РДШ. Наука» спросили у ректора НИТУ «МИСиС» Алевтины Черниковой:
«Осенью «РДШ.Наука» приезжала с проектом «Абитура» в ваш университет, как Вы считаете, эта программа поможет в новом учебном году привлечь профессионально мотивированных абитуриентов»?
Эксклюзивный комментарий Алевтины Черниковой в «Научно-образовательной политике»:
«Несомненно, проект «Абитура» поможет в этом году привлечь определившихся абитуриентов.
В своей деятельности НИТУ «МИСиС» одним из важных направлений работы считает привлечение и развитие талантов. Мы начинаем с самых ранних классов, а иногда даже по некоторым программам приходим в детский сад. И мы рады любым проектам, которые дополняют нашу авторскую программу профессиональной навигации, с удовольствием сотрудничаем с разными организациями, встраеваемся в проекты всероссийского уровня. Наши преподаватели не равнодушны к успехам школьников и очень много делают для того, чтобы наши школьники, обучаясь в школе, выбирали свой путь».
#ЭксклюзивНОП
На ММСО-2022 после заседания «Клуба ректоров» активисты «РДШ. Наука» спросили у депутата Госдумы, заместителя председателя комитета ГД РФ по науке и высшему образованию Екатерины Харченко:
«Как Вы считаете, стоит ли на такие встречи, как ММСО, приглашать и детей, ради образования которых и собираются специалисты на подобных мероприятиях? Важно ли прислушиваться к их мнению»?
Эксклюзивный комментарий Екатерины Харченко в «Научно-образовательной политике»:
«Сегодня на заседании Клуба ректоров я акцентировала внимание на том, что фокус вузов должен быть смещён в сторону системы общего образования. Начинать работу надо даже не с абитуриентами-выпускниками 11-х классов, а с обучающимися 5-7 классов, а возможно и с начальной школы. Я глубоко убеждена, что дети — это не наше будущее, вы — наше настоящее. Вы по многим компетенциям, особенно в части soft skills, умнее нас, быстрее нас, гибче и на 100% креативнее. Поэтому да, такие взрослые мероприятия и коммуникационные площадки должны быть открыты для школьников.
Тем более сейчас вся система образования трансформируется, мы уходим от понятия «образовательная услуга», в равной степени уделяем внимание обучению и воспитанию. В этой части я много общаюсь с представителями всех уровней образования, школьники могли бы понять в какую сторону двигаться, на кого ориентироваться и высказывать идеи, освещать проблемы и пути их решения, которые актуальны для всей системы образования.
Вы как главные игроки на этом поле знаете, что нужно менять в школе, что бы вы хотели видеть в современном вузе, как преподаватель должен доносить информацию и как вам было бы интереснее и эффективнее учиться. Гибридные форматы проведения площадок позволяют охватить большое количество школьников. Как минимум, вас нужно приглашать в качестве зрителей, но наиболее оптимально — делать талантливых школьников, лидеров РДШ спикерами, а возможно и делать отдельные площадки для вас.
Я думаю, это было ценно не только вам для повышения своего уровня образования и личностного роста, но и полезно было бы нам, взрослым, услышать тех, ради кого мы работаем, и получить обратную связь. В следующем году предложим от Госдумы организаторам включить в повестку молодёжь».
На ММСО-2022 после заседания «Клуба ректоров» активисты «РДШ. Наука» спросили у депутата Госдумы, заместителя председателя комитета ГД РФ по науке и высшему образованию Екатерины Харченко:
«Как Вы считаете, стоит ли на такие встречи, как ММСО, приглашать и детей, ради образования которых и собираются специалисты на подобных мероприятиях? Важно ли прислушиваться к их мнению»?
Эксклюзивный комментарий Екатерины Харченко в «Научно-образовательной политике»:
«Сегодня на заседании Клуба ректоров я акцентировала внимание на том, что фокус вузов должен быть смещён в сторону системы общего образования. Начинать работу надо даже не с абитуриентами-выпускниками 11-х классов, а с обучающимися 5-7 классов, а возможно и с начальной школы. Я глубоко убеждена, что дети — это не наше будущее, вы — наше настоящее. Вы по многим компетенциям, особенно в части soft skills, умнее нас, быстрее нас, гибче и на 100% креативнее. Поэтому да, такие взрослые мероприятия и коммуникационные площадки должны быть открыты для школьников.
Тем более сейчас вся система образования трансформируется, мы уходим от понятия «образовательная услуга», в равной степени уделяем внимание обучению и воспитанию. В этой части я много общаюсь с представителями всех уровней образования, школьники могли бы понять в какую сторону двигаться, на кого ориентироваться и высказывать идеи, освещать проблемы и пути их решения, которые актуальны для всей системы образования.
Вы как главные игроки на этом поле знаете, что нужно менять в школе, что бы вы хотели видеть в современном вузе, как преподаватель должен доносить информацию и как вам было бы интереснее и эффективнее учиться. Гибридные форматы проведения площадок позволяют охватить большое количество школьников. Как минимум, вас нужно приглашать в качестве зрителей, но наиболее оптимально — делать талантливых школьников, лидеров РДШ спикерами, а возможно и делать отдельные площадки для вас.
Я думаю, это было ценно не только вам для повышения своего уровня образования и личностного роста, но и полезно было бы нам, взрослым, услышать тех, ради кого мы работаем, и получить обратную связь. В следующем году предложим от Госдумы организаторам включить в повестку молодёжь».
online.mmco-expo.ru
ММСО 2022
Назад в будущее. Гибридный формат «Цифровое деловое пространство» | «ММСО.Коннект»
Фондовая перестройка: битва за научную информацию (1/2)
Одной из самых острых научно-политических тем прошедшей предпраздничной недели стала перезагрузка Российского фонда фундаментальных исследований как финального акта реформы институтов развития в научной сфере. Мы ранее детально проанализировали проект Постановления Правительства об Уставе Российского центра научной информации, который Минобрнауки представило на портале Проектов НПА.
Документ был размещен 15 апреля с хронометражем обсуждения в 2 недели. Свои соображение мы высказывали ровно в середине стадии «общественной экспертизы» - 22 апреля. А 26-го числа информационная «бомба» взорвалась в ходе Президиума РАН. Именно на нем выяснились интригующие подробности.
Позицию Академии – о неприятии данного документа – попытался пролоббировать президент Александр Сергеев в проекте заявления Президиума. Фокус внимания в нем – на дублировании полномочий Академии, чрезмерно широких полномочий РЦНИ.
Юрий Балега, со своей стороны, поделился предысторией сюжета: совместная комиссия РАН и Минобрнауки под председательством замминистра Алексея Медведева в течение года работало над формулировками. И тут же выяснилось, что обе стороны вкладывали с разрабатываемый документ разный смысл: Академия (что следует из слов Александра Сергеева и Юрия Балеги) считала, что она работает именно над финальной консенсусной версией документа. А в итоге, как отметил вице-президент РАН, размещенный документ без учета правок представителей Академии оказался еще более «агрессивным» по отношению к ней.
Замдиректора Департамента координации деятельности научных организаций Минобрнауки Ирина Чугуева отметила: работа велась над «концепцией», а по поводу размещенного текста она не может ответить «ни да, ни нет».
В целом, мнения членов Президиума разделились. Геннадий Онищенко запростестовал против попыток «с голоса» принимать столь серьезные заявления. В итоге окончательного решения Президиум не принял, взяв небольшую паузу для ознакомления с текстом предлагаемого Устава РЦНИ.
Председатель СО РАН Валентин Пармон отметил, что нужна надведомственная координация не только фундаментальных, но и прикладных исследователей. Далее он по старой памяти призвал к восстановлению ГКНТ, словно забыв о существовании правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию.
В итоге члены президиума, как сообщает Наталья Веденеева из «МК», написали письмо куратору науки в правительстве, вице-премьеру Дмитрию Чернышенко с просьбой отложить принятие данного проекта постановления правительства, не отправлять его пока на подпись Михаилу Мишустину. До этого академики предлагают провести совещание с участием РАН, представителей РФФИ, министерства и правительства.
В ходе дискуссии наметилась еще одна – уже третья – «вилка» в вопросах восприятия предложений Минобрнауки. Заключается она в том, что каждый комментатор проекта документа вынес из текста что-то свое.
Если вчитаться в формулировки проекта документа, то становится ясно – хоть РЦНИ и отнесен к «к наиболее значимым учреждениям науки», но организационно-правовая форма у него точно такая же, как и у РАН – ФГБУ.
В перечне видов деятельности Центра практически все относится именно к работе с научной информацией. Особое возмущение Александра Сергеева и ряда членов Президиума вызвали пункты о научной дипломатии и экспертизы. Однако, обратившись к тексту документа, мы видим следующее: международные контакты являются наследием РФФИ, который входил в Глобальный исследовательский совет и вообще много внимания уделял контактам с аналогичными научными фондами других стран. А экспертиза и финасовое обеспечение выделены в функционал лишь относительно «продолжающихся и прошедших конкурсный отбор научных проектов». Также научно-издательский функционал относится лишь к журналам самого Центра.
Видео-запись и краткий синопсис Президиума.
Одной из самых острых научно-политических тем прошедшей предпраздничной недели стала перезагрузка Российского фонда фундаментальных исследований как финального акта реформы институтов развития в научной сфере. Мы ранее детально проанализировали проект Постановления Правительства об Уставе Российского центра научной информации, который Минобрнауки представило на портале Проектов НПА.
Документ был размещен 15 апреля с хронометражем обсуждения в 2 недели. Свои соображение мы высказывали ровно в середине стадии «общественной экспертизы» - 22 апреля. А 26-го числа информационная «бомба» взорвалась в ходе Президиума РАН. Именно на нем выяснились интригующие подробности.
Позицию Академии – о неприятии данного документа – попытался пролоббировать президент Александр Сергеев в проекте заявления Президиума. Фокус внимания в нем – на дублировании полномочий Академии, чрезмерно широких полномочий РЦНИ.
Юрий Балега, со своей стороны, поделился предысторией сюжета: совместная комиссия РАН и Минобрнауки под председательством замминистра Алексея Медведева в течение года работало над формулировками. И тут же выяснилось, что обе стороны вкладывали с разрабатываемый документ разный смысл: Академия (что следует из слов Александра Сергеева и Юрия Балеги) считала, что она работает именно над финальной консенсусной версией документа. А в итоге, как отметил вице-президент РАН, размещенный документ без учета правок представителей Академии оказался еще более «агрессивным» по отношению к ней.
Замдиректора Департамента координации деятельности научных организаций Минобрнауки Ирина Чугуева отметила: работа велась над «концепцией», а по поводу размещенного текста она не может ответить «ни да, ни нет».
В целом, мнения членов Президиума разделились. Геннадий Онищенко запростестовал против попыток «с голоса» принимать столь серьезные заявления. В итоге окончательного решения Президиум не принял, взяв небольшую паузу для ознакомления с текстом предлагаемого Устава РЦНИ.
Председатель СО РАН Валентин Пармон отметил, что нужна надведомственная координация не только фундаментальных, но и прикладных исследователей. Далее он по старой памяти призвал к восстановлению ГКНТ, словно забыв о существовании правительственной Комиссии по научно-технологическому развитию.
В итоге члены президиума, как сообщает Наталья Веденеева из «МК», написали письмо куратору науки в правительстве, вице-премьеру Дмитрию Чернышенко с просьбой отложить принятие данного проекта постановления правительства, не отправлять его пока на подпись Михаилу Мишустину. До этого академики предлагают провести совещание с участием РАН, представителей РФФИ, министерства и правительства.
В ходе дискуссии наметилась еще одна – уже третья – «вилка» в вопросах восприятия предложений Минобрнауки. Заключается она в том, что каждый комментатор проекта документа вынес из текста что-то свое.
Если вчитаться в формулировки проекта документа, то становится ясно – хоть РЦНИ и отнесен к «к наиболее значимым учреждениям науки», но организационно-правовая форма у него точно такая же, как и у РАН – ФГБУ.
В перечне видов деятельности Центра практически все относится именно к работе с научной информацией. Особое возмущение Александра Сергеева и ряда членов Президиума вызвали пункты о научной дипломатии и экспертизы. Однако, обратившись к тексту документа, мы видим следующее: международные контакты являются наследием РФФИ, который входил в Глобальный исследовательский совет и вообще много внимания уделял контактам с аналогичными научными фондами других стран. А экспертиза и финасовое обеспечение выделены в функционал лишь относительно «продолжающихся и прошедших конкурсный отбор научных проектов». Также научно-издательский функционал относится лишь к журналам самого Центра.
Видео-запись и краткий синопсис Президиума.
Telegram
Научно-образовательная политика
Фондовая перестройка: РЦНИ
Окончательно определено будущее Российского фонда фундаментальных исследований. На его базе будет создан Российский центр научной информации. Проект постановления Правительства подготовило Минобрнауки.
РНЦИ будет создан как ФГБУ.…
Окончательно определено будущее Российского фонда фундаментальных исследований. На его базе будет создан Российский центр научной информации. Проект постановления Правительства подготовило Минобрнауки.
РНЦИ будет создан как ФГБУ.…
Фондовая перестройка: битва за научную информацию (2/2)
В дополнительном перечне разрешенных РЦНИ видов деятельности также нет ничего криминального или слишком агрессивного по отношению к Академии: договорная экспертиза – это опять же наследие РФФИ и возможность не потерять ее экспертов; организация мероприятий не противоречит функционалу РАН, а участвовать в разработке различных предложений могут вообще очень многие.
В СМИ в основном появились «приправленные желтизной» алармитстские сообщения о том, что у РАН отнимают многие полномочия. «Российскую Академию наук унизили: подготовлен проект передачи ее полномочий», - озаглавила свою статью в «МК» Наталья Веденеева. Спецкор «Интерфакса» Вячеслав Терехов, почему-то упрямо называя РЦНИ Российским центром фундаментальных исследований, утверждает:
«Налицо старая попытка забрать у Академии и финансирование, и руководство наукой, выделив все это в специальный орган. Фактически это восстановление в новом варианте Федерального агентства научных организаций (ФАНО), к удовольствию многих ученых, «почившее в бозе» в 2018 году».
Нельзя отрицать – формально дублирование функционала РАН у РЦНИ действительно присутствует, однако так было и с РФФИ. В этом смысле Центр выступает как хранитель и продолжатель дела Фонда.
Это отметил глава РФФИ (и, видимо, будущий глава РЦНИ) Вячеслав Панченко (его слова приводит ТАСС):
«Два года с поддержкой РАН мы занимались тем, чтобы сохранить в каком-то виде, и в этом были заинтересованы все - РАН, министерство, Белый дом, те компетенции, которые были наработаны РФФИ за 30 лет. <...> Самое главное, сохранить подписку и взять за основу будущей деятельности ту гигантскую базу данных, которая за 30 лет была создана. У нас было несколько дискуссий на протяжении двух лет. Мы убрали экспертизу, мы на это не претендуем. Если руководство академии хочет здесь скорректировать [функции и задачи РЦНИ], я только за то, чтобы пункты вычеркнуть, так как там написано столько, что нам сложно будет это реализовать».
Определение функционала РЦНИ тесно связано с выработкой траектории его развития. Академия наук устами Юрия Балеги озвучила два варианта:
«Основная наша претензия заключалась в том, что многие функции, которые берет на себя этот Центр, являются функционалом Российской академии наук, который прописан законом.
Мы выдвигали два альтернативных варианта. Либо создать Центр на базе РФФИ в качестве независимого структурного подразделения РАН, либо передать в Минобр, объединив с подведомственными ему ВИНИТИ и ИНИОН. Получился бы Единый федеральный центр, который объединял бы всю нашу базу в области научной информации».
Понятно, что передача РФФИ в ведение Академии маловероятна. В первую очередь, это навредило бы самой РАН, которой бы пришлось «с колес» осваивать крайне масштабное направление по работе с научной информацией.
Интеграция ВИНИТИ и ИНИОН в РЦНИ – один из весьма вероятных вариантов. На это же, кстати, указывает и функционал Центра по изданию, распространению и продвижению собственных изданий. Их у РФФИ было всего три: Вестник на русском и английском языках и отдельная его серия по гуманитарным и общественным наукам (наследие еще РГНФ, который в свое время был влит обратно в РФФИ).
Вопрос подведомственности самого Центра определен четко – он будет подчиняться Правительству. Его передача в ведение Минобрнауки маловероятна.
Итог
Фондовая перестройка была неизбежна в рамках реформы институтов развития, будущее РФФИ как главной организации по работе с научной информацией – известно достаточно давно. То, что новая структура должна будет в обязательном порядке довести все полученные и отобранные проекты – также. Значительная часть претензий РАН – это вопросы не к РЦНИ, а к истории разделения полномочий между РФФИ и Академией.
Проблема же в том, что Академия «дует на воду», забывая что помимо нее есть немало других элитных групп с собственным видением будущей структуры научной политики.
В дополнительном перечне разрешенных РЦНИ видов деятельности также нет ничего криминального или слишком агрессивного по отношению к Академии: договорная экспертиза – это опять же наследие РФФИ и возможность не потерять ее экспертов; организация мероприятий не противоречит функционалу РАН, а участвовать в разработке различных предложений могут вообще очень многие.
В СМИ в основном появились «приправленные желтизной» алармитстские сообщения о том, что у РАН отнимают многие полномочия. «Российскую Академию наук унизили: подготовлен проект передачи ее полномочий», - озаглавила свою статью в «МК» Наталья Веденеева. Спецкор «Интерфакса» Вячеслав Терехов, почему-то упрямо называя РЦНИ Российским центром фундаментальных исследований, утверждает:
«Налицо старая попытка забрать у Академии и финансирование, и руководство наукой, выделив все это в специальный орган. Фактически это восстановление в новом варианте Федерального агентства научных организаций (ФАНО), к удовольствию многих ученых, «почившее в бозе» в 2018 году».
Нельзя отрицать – формально дублирование функционала РАН у РЦНИ действительно присутствует, однако так было и с РФФИ. В этом смысле Центр выступает как хранитель и продолжатель дела Фонда.
Это отметил глава РФФИ (и, видимо, будущий глава РЦНИ) Вячеслав Панченко (его слова приводит ТАСС):
«Два года с поддержкой РАН мы занимались тем, чтобы сохранить в каком-то виде, и в этом были заинтересованы все - РАН, министерство, Белый дом, те компетенции, которые были наработаны РФФИ за 30 лет. <...> Самое главное, сохранить подписку и взять за основу будущей деятельности ту гигантскую базу данных, которая за 30 лет была создана. У нас было несколько дискуссий на протяжении двух лет. Мы убрали экспертизу, мы на это не претендуем. Если руководство академии хочет здесь скорректировать [функции и задачи РЦНИ], я только за то, чтобы пункты вычеркнуть, так как там написано столько, что нам сложно будет это реализовать».
Определение функционала РЦНИ тесно связано с выработкой траектории его развития. Академия наук устами Юрия Балеги озвучила два варианта:
«Основная наша претензия заключалась в том, что многие функции, которые берет на себя этот Центр, являются функционалом Российской академии наук, который прописан законом.
Мы выдвигали два альтернативных варианта. Либо создать Центр на базе РФФИ в качестве независимого структурного подразделения РАН, либо передать в Минобр, объединив с подведомственными ему ВИНИТИ и ИНИОН. Получился бы Единый федеральный центр, который объединял бы всю нашу базу в области научной информации».
Понятно, что передача РФФИ в ведение Академии маловероятна. В первую очередь, это навредило бы самой РАН, которой бы пришлось «с колес» осваивать крайне масштабное направление по работе с научной информацией.
Интеграция ВИНИТИ и ИНИОН в РЦНИ – один из весьма вероятных вариантов. На это же, кстати, указывает и функционал Центра по изданию, распространению и продвижению собственных изданий. Их у РФФИ было всего три: Вестник на русском и английском языках и отдельная его серия по гуманитарным и общественным наукам (наследие еще РГНФ, который в свое время был влит обратно в РФФИ).
Вопрос подведомственности самого Центра определен четко – он будет подчиняться Правительству. Его передача в ведение Минобрнауки маловероятна.
Итог
Фондовая перестройка была неизбежна в рамках реформы институтов развития, будущее РФФИ как главной организации по работе с научной информацией – известно достаточно давно. То, что новая структура должна будет в обязательном порядке довести все полученные и отобранные проекты – также. Значительная часть претензий РАН – это вопросы не к РЦНИ, а к истории разделения полномочий между РФФИ и Академией.
Проблема же в том, что Академия «дует на воду», забывая что помимо нее есть немало других элитных групп с собственным видением будущей структуры научной политики.
Воспитательная работа в образовании: новый вектор
28 апреля в Казани стартовал всероссийский форум по подготовке специалистов воспитательной работы среднего профессионального образования "Команда ПРОФИ". Главной целью форума станет создание на базе проектов Российского Союза Молодежи сообщества специалистов по воспитательной работе в системе СПО, воспитывающих патриотически настроенную проактивную молодежь, и обучение их технологиям развития социальной активности студентов.
Участниками форума стали более 500 представителей 50 регионов России. Среди них, специалисты региональных министерств и ведомств, курирующих воспитательную работу со студентами СПО, директора учреждений профессионального образования; специалисты, курирующие деятельность органов студенческого самоуправления.
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, для "Научно-образовательной политики":
Современный процесс воспитания эффективен только тогда, когда его участники находятся в живом диалоге. В контексте воспитательной работы в системе СПО площадкой и форматом такого диалога мы видим систему студенческого самоуправления. И в общем-то все остальные направления и задачи, которые предстоит проработать на форуме, они тоже ориентированы на соблюдение интересов студентов, а не только прямой результат образовательного процесса - профессия.
Речь о надпрофессиональных компетенциях, развитии востребованных на рынке труда личностных качеств и навыков, поддержке талантливой молодежи и создании крепких деятельных молодежных сообществ. Это важно и для построения карьеры, и для создания благоприятной среды вокруг себя. Насыщенной, содержательной и успешной жизнь студентов должна быть уже в процессе учёбы. Тогда велик шанс, что они не поедут искать комфорт в абстрактный большой город. Тогда у них будет альтернатива и дома. А это важно.
По итогам Форума планируется создание канала коммуникации со специалистами воспитательной работы, разработка программы дистанционных образовательных курсов для специалистов и студентов СПО по развитию социальной активности, формирование пула успешных практик, формирование сообществ региональных центров "Команда ПРОФИ" и создание студенческих клубов РСМ на базе учреждений СПО. Одним из флагманов проекта станет Республика Татарстан.
28 апреля в Казани стартовал всероссийский форум по подготовке специалистов воспитательной работы среднего профессионального образования "Команда ПРОФИ". Главной целью форума станет создание на базе проектов Российского Союза Молодежи сообщества специалистов по воспитательной работе в системе СПО, воспитывающих патриотически настроенную проактивную молодежь, и обучение их технологиям развития социальной активности студентов.
Участниками форума стали более 500 представителей 50 регионов России. Среди них, специалисты региональных министерств и ведомств, курирующих воспитательную работу со студентами СПО, директора учреждений профессионального образования; специалисты, курирующие деятельность органов студенческого самоуправления.
Павел Красноруцкий, председатель РСМ, для "Научно-образовательной политики":
Современный процесс воспитания эффективен только тогда, когда его участники находятся в живом диалоге. В контексте воспитательной работы в системе СПО площадкой и форматом такого диалога мы видим систему студенческого самоуправления. И в общем-то все остальные направления и задачи, которые предстоит проработать на форуме, они тоже ориентированы на соблюдение интересов студентов, а не только прямой результат образовательного процесса - профессия.
Речь о надпрофессиональных компетенциях, развитии востребованных на рынке труда личностных качеств и навыков, поддержке талантливой молодежи и создании крепких деятельных молодежных сообществ. Это важно и для построения карьеры, и для создания благоприятной среды вокруг себя. Насыщенной, содержательной и успешной жизнь студентов должна быть уже в процессе учёбы. Тогда велик шанс, что они не поедут искать комфорт в абстрактный большой город. Тогда у них будет альтернатива и дома. А это важно.
По итогам Форума планируется создание канала коммуникации со специалистами воспитательной работы, разработка программы дистанционных образовательных курсов для специалистов и студентов СПО по развитию социальной активности, формирование пула успешных практик, формирование сообществ региональных центров "Команда ПРОФИ" и создание студенческих клубов РСМ на базе учреждений СПО. Одним из флагманов проекта станет Республика Татарстан.