Контуры Десятилетия (2/2)
Вызовы как точки роста
Геополитическое противостояние и экономическое давление на страну стимулирует развитие дополнительных инструментов поддержки и создания возможностей для самореализации. Уход зарубежных партнеров с российского рынка - это также появление новых ниш, которые могут быть заняты отечественными производителями.
«Любая наука нуждается в воплощении разработок», — отметил Антоний Швиндт, помощник заместителя председателя Правительства РФ. Комплексное развитие науки предполагает включенность всех заинтересованных сторон и мобилизацию совместных усилий по всем направлениям.
1. Наука на местах. Необходимо создать условия не только для развития науки в регионах, но и роста ее востребованности. Одним из мероприятий, направленных на эти цели, станут мероприятия-спутники (как дополнение к Конгрессу молодых ученых, который станет ежегодным). Мероприятия ориентированы под решение конкретных задач регионов.
2. По мнению Алевтины Черниковой, приоритетными задачами для университета являются:
- Расширение научной повестки и укрепление инновационной деятельности;
- Формирование атмосферы научного поиска и создание среды технопредпринимательства;
- Метадисциплинарность.
«Мы умеем выстраивать вертикальные связи, наша задача научиться выстраивать горизонтальные», — подчеркнула она. В рамках научной повестки ученые с удовольствием участвуют в построении образовательного процесса, а значит — напрямую влияют на качество образовательного процесса, что выступает базовой функцией университета.
3. Экосистема науки. Важно выстроить систему бесшовного перехода в науку и сделать ее интересной. «Дети реагируют не на абстрактные знания, а на тех, кто их представляет», — отметил Александр Тверской, заместиетль руководителя Департамента образования и науки города Москвы.
4. Система социальных лифтов в науке. «Нельзя отбирать грамотных управленцев, не задумываясь о длинной скамейке запасных», — подчеркнул заместитель генерального директора АНО «РСВ» Антон Сериков. Поэтому главная задача для платформы на ближайшие десять лет в научном треке — создать большую систем социальных лифтов для науки и образования, которая позволит сформировать обширный кадровый резерв.
5. Популяризация науки. Одна из главных тем перезагрузки российского общества «Знания» как инструмента просвещения была наука. «Формулируя запрос к знанию, ребята хотят что-то про науку», — отметил Максим Древаль. По вектору популяризации науки стоят 2 больших вызова — чтобы каждый учёный считал необходимым делиться знаниями и вдохновлять других, чтобы каждый молодой человек гордился наукой и ее достижениями.
Все законно
Проблема нормативного потолка и борьбы регламентов — еще один пласт работ в рамках наевшегося Десятилетия науки и технологий. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга рассказал, что комитетом уже проделана большая работа по упрощению процедуры закупок, созданию научной и социальной инфраструктуры для ученых. Сейчас в центре внимания — правовой статус молодых ученых.
Артем Метелев, председатель комитета Госдумы по молодежной политике также выделил особый интерес комитета к теме научного волонтерства, который сегодня является одним из фокусных направлений.
Без такого важного рычага как нормативное регулирование сложно представить себе дальнейшее развитие науки. И сегодня есть профильные комитеты, которые и готовы, и хотят включаться в работу в тесной связке с исполнительными органам власти.
В совокупности задача последующих 10 лет — поступательно развиваться, чтобы быть сильными не только в идеях, но и в их реализации.
Вызовы как точки роста
Геополитическое противостояние и экономическое давление на страну стимулирует развитие дополнительных инструментов поддержки и создания возможностей для самореализации. Уход зарубежных партнеров с российского рынка - это также появление новых ниш, которые могут быть заняты отечественными производителями.
«Любая наука нуждается в воплощении разработок», — отметил Антоний Швиндт, помощник заместителя председателя Правительства РФ. Комплексное развитие науки предполагает включенность всех заинтересованных сторон и мобилизацию совместных усилий по всем направлениям.
1. Наука на местах. Необходимо создать условия не только для развития науки в регионах, но и роста ее востребованности. Одним из мероприятий, направленных на эти цели, станут мероприятия-спутники (как дополнение к Конгрессу молодых ученых, который станет ежегодным). Мероприятия ориентированы под решение конкретных задач регионов.
2. По мнению Алевтины Черниковой, приоритетными задачами для университета являются:
- Расширение научной повестки и укрепление инновационной деятельности;
- Формирование атмосферы научного поиска и создание среды технопредпринимательства;
- Метадисциплинарность.
«Мы умеем выстраивать вертикальные связи, наша задача научиться выстраивать горизонтальные», — подчеркнула она. В рамках научной повестки ученые с удовольствием участвуют в построении образовательного процесса, а значит — напрямую влияют на качество образовательного процесса, что выступает базовой функцией университета.
3. Экосистема науки. Важно выстроить систему бесшовного перехода в науку и сделать ее интересной. «Дети реагируют не на абстрактные знания, а на тех, кто их представляет», — отметил Александр Тверской, заместиетль руководителя Департамента образования и науки города Москвы.
4. Система социальных лифтов в науке. «Нельзя отбирать грамотных управленцев, не задумываясь о длинной скамейке запасных», — подчеркнул заместитель генерального директора АНО «РСВ» Антон Сериков. Поэтому главная задача для платформы на ближайшие десять лет в научном треке — создать большую систем социальных лифтов для науки и образования, которая позволит сформировать обширный кадровый резерв.
5. Популяризация науки. Одна из главных тем перезагрузки российского общества «Знания» как инструмента просвещения была наука. «Формулируя запрос к знанию, ребята хотят что-то про науку», — отметил Максим Древаль. По вектору популяризации науки стоят 2 больших вызова — чтобы каждый учёный считал необходимым делиться знаниями и вдохновлять других, чтобы каждый молодой человек гордился наукой и ее достижениями.
Все законно
Проблема нормативного потолка и борьбы регламентов — еще один пласт работ в рамках наевшегося Десятилетия науки и технологий. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Александр Мажуга рассказал, что комитетом уже проделана большая работа по упрощению процедуры закупок, созданию научной и социальной инфраструктуры для ученых. Сейчас в центре внимания — правовой статус молодых ученых.
Артем Метелев, председатель комитета Госдумы по молодежной политике также выделил особый интерес комитета к теме научного волонтерства, который сегодня является одним из фокусных направлений.
Без такого важного рычага как нормативное регулирование сложно представить себе дальнейшее развитие науки. И сегодня есть профильные комитеты, которые и готовы, и хотят включаться в работу в тесной связке с исполнительными органам власти.
В совокупности задача последующих 10 лет — поступательно развиваться, чтобы быть сильными не только в идеях, но и в их реализации.
Telegram
Научно-образовательная политика
Наука сосредотачивается
«Нет, Россия не сердится, Россия сосредотачивается» — эта цитата широко известна в геополитике. Сегодня она начинает приобретать новый оттенок — инструментами давления в эпоху глобализации все чаще становятся экономические санкции.…
«Нет, Россия не сердится, Россия сосредотачивается» — эта цитата широко известна в геополитике. Сегодня она начинает приобретать новый оттенок — инструментами давления в эпоху глобализации все чаще становятся экономические санкции.…
На стартовавшем сегодня в НИТУ «МИСиС» Х Съезде Советов молодых ученых много говорили о том, что дал Год науки и технологий для развития молодежной науки, популяризации научного знания и какие лучшие проекты и практики можно взять с собой в Десятилетие, одной из задач которого станет вовлечение молодых исследователей в решение важных национальных задач.
На открывшем съезд пленарном заседании «Роль молодежных сообществ в научно-технологическом развитии» участники обсудили возможные траектории развития молодежи в условиях возникающих вызовов, востребованные научные, фундаментальные и прикладные, направления, инструменты поддержки молодых ученых.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»:
«В Год науки и технологий было запущено множество ярких, успешных проектов, результат реализации которых подчеркнул их своевременность и востребованность. Благодаря масштабу и правильной организации они охватили все целевые аудитории – от состоявшихся ведущих ученых до молодых исследователей и школьников.
Университет науки и технологий «МИСиС», как и многие другие ведущие научно-образовательные организации страны, стал центром притяжения талантливых молодых людей со всей страны, стремящихся погрузиться в научную деятельность, принять участие в реализации научно-исследовательских проектов.
Большое внимание в рамках Года было уделено работе с молодежью – Советами молодых ученых и Студенческими научными обществами. Министерством науки и высшего образования был проведен первый всероссийский конкурс Студенческих научных обществ, одним из победителей которого стало СНО Университета «МИСиС», получившее максимальный грант.
Благодарю Министерство науки и высшего образования РФ за организацию этого конкурса. Мы видим, что для студентов и молодых ученых очень важно признание и оценка их достижений. Это вдохновляет их на реализацию новых прорывных проектов».
На открывшем съезд пленарном заседании «Роль молодежных сообществ в научно-технологическом развитии» участники обсудили возможные траектории развития молодежи в условиях возникающих вызовов, востребованные научные, фундаментальные и прикладные, направления, инструменты поддержки молодых ученых.
Алевтина Черникова, ректор НИТУ «МИСиС»:
«В Год науки и технологий было запущено множество ярких, успешных проектов, результат реализации которых подчеркнул их своевременность и востребованность. Благодаря масштабу и правильной организации они охватили все целевые аудитории – от состоявшихся ведущих ученых до молодых исследователей и школьников.
Университет науки и технологий «МИСиС», как и многие другие ведущие научно-образовательные организации страны, стал центром притяжения талантливых молодых людей со всей страны, стремящихся погрузиться в научную деятельность, принять участие в реализации научно-исследовательских проектов.
Большое внимание в рамках Года было уделено работе с молодежью – Советами молодых ученых и Студенческими научными обществами. Министерством науки и высшего образования был проведен первый всероссийский конкурс Студенческих научных обществ, одним из победителей которого стало СНО Университета «МИСиС», получившее максимальный грант.
Благодарю Министерство науки и высшего образования РФ за организацию этого конкурса. Мы видим, что для студентов и молодых ученых очень важно признание и оценка их достижений. Это вдохновляет их на реализацию новых прорывных проектов».
Telegram
Научно-образовательная политика
Контуры Десятилетия (1/2)
Сегодня стартовал Х Всероссийский съезд Советов молодых ученых. Как было отмечено министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым во вступительном слове — в плоскости обсуждения Съезда окажутся мероприятия, которые попадут…
Сегодня стартовал Х Всероссийский съезд Советов молодых ученых. Как было отмечено министром науки и высшего образования РФ Валерием Фальковым во вступительном слове — в плоскости обсуждения Съезда окажутся мероприятия, которые попадут…
Forwarded from Научная Россия
Публикуем для вас список избранных академиков, членов-корреспондентов и иностранных членов РАН.
Подробнее на портале Научная Россия
@scientificrussia
Подробнее на портале Научная Россия
@scientificrussia
Научный прогресс: векторы и коррективы
О векторах развития сферы НИОКР в ходе своего интервью «Коммерсанту» рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
РЦНИ
«РАН — организация с таким авторитетом, с такой поддержкой в обществе, что было бы глупо пытаться создать организацию, конкурирующую с академией», - сразу обозначил позицию глава Минобрнауки. В настоящий момент профильное ведомство не имеет планов каким-либо образом посягать на полномочия РАН: «ни со стороны министерства, ни от меня лично не ведется никаких действий по размежеванию с академией».
Три вектора работы РЦНИ:
1. Научная экспертиза – у РАН нет монополии на нее.
2. Международная деятельность – наработки РФФИ за 30 лет нельзя бросать.
3. Консультирование органов власти – широко распространенный функционал.
Не ограничиваем, а привлекаем
Валерий Фальков отметил участие Академии в экспертизе программ развития консорциумов «Приоритета-2030». Ранее к оценке планов университетов академическую экспертизу не привлекали.
Реальность vs память
Валерий Фальков выступил с четко сформулированной программой сотрудничества всех акторов научно-образовательной политики. Это та самая консолидация, к которой активно призывает Андрей Фурсенко.
Министр отметил, что многие проблемы кроются в давних обидах и предвзятом восприятии ситуации: «Я понимаю, что некоторые изменения могут болезненно восприниматься президиумом с учетом логики развития ситуации… Знаете, порой обиды живут десятилетиями, и уже не важно, что повод к ним давно прошел».
Валерий Фальков выбирает сложный путь интеграции позиций, он старается лавировать между центрами силы и разными элитными группами. Именно через важность этого процесса он старается усилить свои административно-политические позиции.
Векторы
В мироощущении России происходит парадигмальный сдвиг – с Запада на Восток. Этот процесс не лишен перекосов, равно как и ориентация на ЕС и США в последние годы однозначно не соответствовала национальным интересам России.
Аналогичное переключение с акцентом на соблюдение баланса происходит и в науке: «Раньше наша наука в силу ряда причин была избыточно западноцентричной. В каком-то смысле неоправданно западноцентричной. Но нельзя сказать, что она теперь резко станет востокоцентричной».
Притяжение
Вопросы привлечения и удержания кадров в сфере НИОКР сейчас решаются сразу по нескольким векторам: интеграция молодежи в российскую науку; притяжение студентов и ученых из-за рубежа; создание условий, чтобы отечественные исследователи не уезжали.
Валерий Фальков предлагает логичные решения:
1. Поддержка и повышение уровня: интересные научные проекты, признанные научные школы, сильные университеты и научные институты.
2. Комфорт и среда: «В новых обстоятельствах надо создавать дополнительные условия, чтобы ученые – и состоявшиеся, и молодые – комфортно себя чувствовали здесь, в России».
3. Уникальные возможности, которых нет в других странах. Как яркий пример министр привел молодежные лаборатории.
4. Обеспеченность: оборудованием и другими материальными условиями.
5. Достойный уровень оплаты труда.
6. Решение «квартирного вопроса» как фактор «якорения» ученых.
Корректировки курса
Оборудование: сейчас ищут аналоги, развернута программа приборного импортозамещения.
Базы данных: незаменимых нет, из 30 Россию отключили 8.
Оценка науки: «В этой новой системе [НСО РНИР] больше внимания будет уделено научной экспертизе проектов и результатов. Будет сочетание: и наукометрия, и экспертиза».
Основная модель: квалифицированные заказчики и конкретный практический результат, востребованный экономикой.
Суверенизация
Ключевой смысловой вывод Валерия Фалькова, который применим к широкому набору кейсов: «Не надо ставить национальную систему оценки научных исследований [и вообще любую национальную систему – прим. НОП] в зависимость от поведения зарубежного коммерческого провайдера».
Подробнее: об эволюции системы высшего образования и полный текст интервью.
О векторах развития сферы НИОКР в ходе своего интервью «Коммерсанту» рассказал министр науки и высшего образования Валерий Фальков.
РЦНИ
«РАН — организация с таким авторитетом, с такой поддержкой в обществе, что было бы глупо пытаться создать организацию, конкурирующую с академией», - сразу обозначил позицию глава Минобрнауки. В настоящий момент профильное ведомство не имеет планов каким-либо образом посягать на полномочия РАН: «ни со стороны министерства, ни от меня лично не ведется никаких действий по размежеванию с академией».
Три вектора работы РЦНИ:
1. Научная экспертиза – у РАН нет монополии на нее.
2. Международная деятельность – наработки РФФИ за 30 лет нельзя бросать.
3. Консультирование органов власти – широко распространенный функционал.
Не ограничиваем, а привлекаем
Валерий Фальков отметил участие Академии в экспертизе программ развития консорциумов «Приоритета-2030». Ранее к оценке планов университетов академическую экспертизу не привлекали.
Реальность vs память
Валерий Фальков выступил с четко сформулированной программой сотрудничества всех акторов научно-образовательной политики. Это та самая консолидация, к которой активно призывает Андрей Фурсенко.
Министр отметил, что многие проблемы кроются в давних обидах и предвзятом восприятии ситуации: «Я понимаю, что некоторые изменения могут болезненно восприниматься президиумом с учетом логики развития ситуации… Знаете, порой обиды живут десятилетиями, и уже не важно, что повод к ним давно прошел».
Валерий Фальков выбирает сложный путь интеграции позиций, он старается лавировать между центрами силы и разными элитными группами. Именно через важность этого процесса он старается усилить свои административно-политические позиции.
Векторы
В мироощущении России происходит парадигмальный сдвиг – с Запада на Восток. Этот процесс не лишен перекосов, равно как и ориентация на ЕС и США в последние годы однозначно не соответствовала национальным интересам России.
Аналогичное переключение с акцентом на соблюдение баланса происходит и в науке: «Раньше наша наука в силу ряда причин была избыточно западноцентричной. В каком-то смысле неоправданно западноцентричной. Но нельзя сказать, что она теперь резко станет востокоцентричной».
Притяжение
Вопросы привлечения и удержания кадров в сфере НИОКР сейчас решаются сразу по нескольким векторам: интеграция молодежи в российскую науку; притяжение студентов и ученых из-за рубежа; создание условий, чтобы отечественные исследователи не уезжали.
Валерий Фальков предлагает логичные решения:
1. Поддержка и повышение уровня: интересные научные проекты, признанные научные школы, сильные университеты и научные институты.
2. Комфорт и среда: «В новых обстоятельствах надо создавать дополнительные условия, чтобы ученые – и состоявшиеся, и молодые – комфортно себя чувствовали здесь, в России».
3. Уникальные возможности, которых нет в других странах. Как яркий пример министр привел молодежные лаборатории.
4. Обеспеченность: оборудованием и другими материальными условиями.
5. Достойный уровень оплаты труда.
6. Решение «квартирного вопроса» как фактор «якорения» ученых.
Корректировки курса
Оборудование: сейчас ищут аналоги, развернута программа приборного импортозамещения.
Базы данных: незаменимых нет, из 30 Россию отключили 8.
Оценка науки: «В этой новой системе [НСО РНИР] больше внимания будет уделено научной экспертизе проектов и результатов. Будет сочетание: и наукометрия, и экспертиза».
Основная модель: квалифицированные заказчики и конкретный практический результат, востребованный экономикой.
Суверенизация
Ключевой смысловой вывод Валерия Фалькова, который применим к широкому набору кейсов: «Не надо ставить национальную систему оценки научных исследований [и вообще любую национальную систему – прим. НОП] в зависимость от поведения зарубежного коммерческого провайдера».
Подробнее: об эволюции системы высшего образования и полный текст интервью.
Telegram
Научно-образовательная политика
Пост-Болонская система: траектории эволюции
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков дал стратегическое программное интервью Анне Васильевой из «Коммерсанта». Одно из главных тем стала эволюция российской системы высшего образования.
Пост-Болонская…
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков дал стратегическое программное интервью Анне Васильевой из «Коммерсанта». Одно из главных тем стала эволюция российской системы высшего образования.
Пост-Болонская…
Волонтёры столицы
В Москве учреждён знак отличия "Волонтер Москвы". Новым памятным знаком будут награждать волонтеров, внесших значительный вклад в развитие добровольчества в Москве и осуществляющих свою деятельность не менее двух лет.
Ежегодно знаком отличия будут награждать не более 30 человек.
Екатерина Драгунова, председатель Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы для
НОП @scienpolicy и @youthpolicy:
Мэр Москвы учредил знак отличия для добровольцев. Медаль называется "Волонтер Москвы". Она достанется самым активным добровольцам, кто занимается волонтерской деятельностью не менее двух лет. Сами награды будут вручать ежегодно, отберут претендентов при участии экспертного совета по благотворительности и волонтерству Общественной палаты Москвы.
"В нашем городе очень много неравнодушных и активных людей. Сегодня в волонтерскую деятельность вовлечены более 767 тысяч горожан. А созданный в 2014 году ресурсный центр "Мосволонтер", крупнейший центр поддержки волонтерского движения в России, объединяет более 140 тысяч добровольцев, которые постоянно принимают участие в мероприятиях. В Москве регулярно формируются волонтерские корпуса на все крупные городские события. Волонтеры помогают НКО в различных сферах деятельности. Спасибо им всем огромное, я уверена, что волонтеров, а значит и добрых дел в нашей столице будет становиться все больше. Здорово, что самых достойных мы сможем теперь отметить такой наградой
https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/8354050/
В Москве учреждён знак отличия "Волонтер Москвы". Новым памятным знаком будут награждать волонтеров, внесших значительный вклад в развитие добровольчества в Москве и осуществляющих свою деятельность не менее двух лет.
Ежегодно знаком отличия будут награждать не более 30 человек.
Екатерина Драгунова, председатель Комитета общественных связей и молодежной политики Москвы для
НОП @scienpolicy и @youthpolicy:
Мэр Москвы учредил знак отличия для добровольцев. Медаль называется "Волонтер Москвы". Она достанется самым активным добровольцам, кто занимается волонтерской деятельностью не менее двух лет. Сами награды будут вручать ежегодно, отберут претендентов при участии экспертного совета по благотворительности и волонтерству Общественной палаты Москвы.
"В нашем городе очень много неравнодушных и активных людей. Сегодня в волонтерскую деятельность вовлечены более 767 тысяч горожан. А созданный в 2014 году ресурсный центр "Мосволонтер", крупнейший центр поддержки волонтерского движения в России, объединяет более 140 тысяч добровольцев, которые постоянно принимают участие в мероприятиях. В Москве регулярно формируются волонтерские корпуса на все крупные городские события. Волонтеры помогают НКО в различных сферах деятельности. Спасибо им всем огромное, я уверена, что волонтеров, а значит и добрых дел в нашей столице будет становиться все больше. Здорово, что самых достойных мы сможем теперь отметить такой наградой
https://www.mos.ru/mayor/themes/1299/8354050/
Киберспорт VS игровая индустрия в России. Перезагрузка
В России появилась новая киберспортивная дисциплина — «тактический трёхмерный бой». Признание «тактического трёхмерного боя» позволит проводить на территории России по играм такого типа официальные соревнования вроде Чемпионата России и Кубка России.
Киберспорт также становится инструментом внешнего давления, игроков из России, которые принимают участие в соревнования в составе многонациональных команд, просят не афишировать их гражданство. На днях киберспортивный клуб исключил российского игрока из состава команды из-за «репутационных рисков».
В РЭУ прошёл круглый стол «Киберспорт VS игровая индустрия в России. Перезагрузка» по вопросам развития индустрии киберспорта, создания единой экосистемы вокруг отечественного гейминга для всесторонней поддержки как игроков, так и представителей бизнеса в ключе разработки, производства игр, игровых аксессуаров. Участниками встречи стали эксперты в области госуправления и бизнеса, технологий и инноваций, информационной политики.
Одним из важнейших событий круглого стола – стал анонс конкурса АНО «Россия страна возможностей». Марьям Карпова – представила концепцию Всероссийского конкурс по поиску развитию талантов в игровой индустрии «Начни игру». Напомним, 20 апреля Владимир Путин на заседании Наблюдательного совета платформы одобрил идею проведения конкурса для разработчиков игр.
Иван Лобанов, ректор ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова для «Научно-образовательной политики»:
«Компьютерные игры сегодня - не просто время проведения досуга. Индустрия киберспорта сегодня - один из векторов развития сферы высоких технологий, направленный на создание компаний суверенного технологического развития. Гейминг использует все передовые технологии, включая искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальность, а игровые компьютеры - полноценные вычислительные машины, не уступающие по мощностям специализированному оборудованию. Здесь есть где развернутся изобретателям, креативщикам, ученым и бизнесу».
В России появилась новая киберспортивная дисциплина — «тактический трёхмерный бой». Признание «тактического трёхмерного боя» позволит проводить на территории России по играм такого типа официальные соревнования вроде Чемпионата России и Кубка России.
Киберспорт также становится инструментом внешнего давления, игроков из России, которые принимают участие в соревнования в составе многонациональных команд, просят не афишировать их гражданство. На днях киберспортивный клуб исключил российского игрока из состава команды из-за «репутационных рисков».
В РЭУ прошёл круглый стол «Киберспорт VS игровая индустрия в России. Перезагрузка» по вопросам развития индустрии киберспорта, создания единой экосистемы вокруг отечественного гейминга для всесторонней поддержки как игроков, так и представителей бизнеса в ключе разработки, производства игр, игровых аксессуаров. Участниками встречи стали эксперты в области госуправления и бизнеса, технологий и инноваций, информационной политики.
Одним из важнейших событий круглого стола – стал анонс конкурса АНО «Россия страна возможностей». Марьям Карпова – представила концепцию Всероссийского конкурс по поиску развитию талантов в игровой индустрии «Начни игру». Напомним, 20 апреля Владимир Путин на заседании Наблюдательного совета платформы одобрил идею проведения конкурса для разработчиков игр.
Иван Лобанов, ректор ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова для «Научно-образовательной политики»:
«Компьютерные игры сегодня - не просто время проведения досуга. Индустрия киберспорта сегодня - один из векторов развития сферы высоких технологий, направленный на создание компаний суверенного технологического развития. Гейминг использует все передовые технологии, включая искусственный интеллект, виртуальную и дополненную реальность, а игровые компьютеры - полноценные вычислительные машины, не уступающие по мощностям специализированному оборудованию. Здесь есть где развернутся изобретателям, креативщикам, ученым и бизнесу».
publication.pravo.gov.ru
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.04.2022 № 333 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.04.2022 № 333
"О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, вида спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта"
"О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, вида спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта"
Пост-Болонская эволюция
На фоне многочисленных комментариев относительно эволюции российской системы высшего образования выделяются суждения некоторых акторов научно-образовательной политики: нынешних и тех, кто был таковым в эпоху трансфера в Болонский этап.
Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации:
«Сегодня можно сказать, что интеграция, присоединение к Болонскому процессу не состоялась. Вопреки всем обещаниям Запада о полной интеграции наших университетов, научных центров в научное пространство Европы, ничего этого не произошло, к сожалению.
Дискуссия, выходить из Болонского процесса или оставаться, на мой взгляд, имеет место быть и обоснована. На мой взгляд, надо выходить. Но это не значит, что сейчас мы должны все уничтожить дотла – ни в коем случае. Нельзя сейчас поддаваться эмоциям и отвечать на некие появившиеся веяния.
Здесь спешка неуместна. Нужна широкая дискуссия, обсуждение с научным сообществом, ректорским сообществом, экспертами и выработка плана пошаговых действий. Нельзя взять и быстро вернуться в советскую систему, это уже невозможно, за эти десятилетия многое изменилось, мир изменился, да и мы изменились».
Андрей Фурсенко, помощник президента РФ:
«Единственное, что мы должны понять: надо двигаться вперед, а не пытаться возвращаться назад. Даже если это кажется нам очень интересным. Но если мы туда вернемся, то поймем, что там не только это.
Любая система должна совершенствоваться, должна меняться, и я считаю, что крайне важно не привязываться к каким-то названиям, а идти от смыслов».
Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству:
«Несправедливо утверждать, что Россия безоглядно включилась в Болонский процесс.
Перемены были продиктованы не столько внутривузовскими, сколько социально-экономическими потребностями общества, развитием экономики в целом и рынка труда в частности. Разделение на бакалавриат и магистратуру позволяло на год раньше включать большинство выпускников вузов в активную трудовую деятельность. Кроме того, базовое высшее образование - бакалавриат - позволяло молодым людям лучше сориентироваться в будущей профессиональной деятельности.
Если образование не дает возможности работать на глобальном рынке труда, оно становится бесполезным.
Двухуровневая система высшей школы сегодня признана в подавляющем большинстве стран СНГ, что позволило нам заключать двусторонние договоры о взаимном признании дипломов. За минувшие годы в определенной степени было создано если не единое, то во всяком случае общее образовательное пространство стран СНГ, которые, как и Россия, участвуют в Болонском процессе.
И если мы выходим из него, то это сделает ничтожными все договоры о взаимном признании дипломов не только в странах СНГ, но и далеко за пределами постсоветского пространства. Подобный шаг резко сократит, а то и вовсе доведет до нуля число иностранцев, желающих обучаться в нашей стране.
Это нанесет сильнейший удар по бюджетам отечественных высших учебных заведений, равно как и сократит российское влияние в мире, которое во многом связано с выпускниками наших вузов».
Владимир Филиппов, президент РУДН, вице-президент РАО, председатель ВАК:
«Сейчас многоуровневую систему высшего образования, основанную на схеме «бакалавр–магистр», используют уже более 90% государств мира, в том числе все ведущие страны.
При переходе на систему «бакалавр–магистр» фактически в России удлинили срок обучения в высшем образовании на один год. А значит, и возможность повышения качества: вместо пятилетнего высшего образования введена система «4+2».
Система «бакалавр–магистр» позволяла студентам вузов реализовать более гибкие траектории.
Россия определила очень важное развитие своей системы высшего образования. Совет при президенте России по науке и высшему образованию в 2021 году определил, в развитие системы «4+2» «бакалавриат–магистратура», реализацию системы высшего образования по схеме «2+2+2».
В каких-то областях по-прежнему надо сохранять пятилетние программы обучения».
На фоне многочисленных комментариев относительно эволюции российской системы высшего образования выделяются суждения некоторых акторов научно-образовательной политики: нынешних и тех, кто был таковым в эпоху трансфера в Болонский этап.
Валентина Матвиенко, спикер Совета Федерации:
«Сегодня можно сказать, что интеграция, присоединение к Болонскому процессу не состоялась. Вопреки всем обещаниям Запада о полной интеграции наших университетов, научных центров в научное пространство Европы, ничего этого не произошло, к сожалению.
Дискуссия, выходить из Болонского процесса или оставаться, на мой взгляд, имеет место быть и обоснована. На мой взгляд, надо выходить. Но это не значит, что сейчас мы должны все уничтожить дотла – ни в коем случае. Нельзя сейчас поддаваться эмоциям и отвечать на некие появившиеся веяния.
Здесь спешка неуместна. Нужна широкая дискуссия, обсуждение с научным сообществом, ректорским сообществом, экспертами и выработка плана пошаговых действий. Нельзя взять и быстро вернуться в советскую систему, это уже невозможно, за эти десятилетия многое изменилось, мир изменился, да и мы изменились».
Андрей Фурсенко, помощник президента РФ:
«Единственное, что мы должны понять: надо двигаться вперед, а не пытаться возвращаться назад. Даже если это кажется нам очень интересным. Но если мы туда вернемся, то поймем, что там не только это.
Любая система должна совершенствоваться, должна меняться, и я считаю, что крайне важно не привязываться к каким-то названиям, а идти от смыслов».
Михаил Швыдкой, спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству:
«Несправедливо утверждать, что Россия безоглядно включилась в Болонский процесс.
Перемены были продиктованы не столько внутривузовскими, сколько социально-экономическими потребностями общества, развитием экономики в целом и рынка труда в частности. Разделение на бакалавриат и магистратуру позволяло на год раньше включать большинство выпускников вузов в активную трудовую деятельность. Кроме того, базовое высшее образование - бакалавриат - позволяло молодым людям лучше сориентироваться в будущей профессиональной деятельности.
Если образование не дает возможности работать на глобальном рынке труда, оно становится бесполезным.
Двухуровневая система высшей школы сегодня признана в подавляющем большинстве стран СНГ, что позволило нам заключать двусторонние договоры о взаимном признании дипломов. За минувшие годы в определенной степени было создано если не единое, то во всяком случае общее образовательное пространство стран СНГ, которые, как и Россия, участвуют в Болонском процессе.
И если мы выходим из него, то это сделает ничтожными все договоры о взаимном признании дипломов не только в странах СНГ, но и далеко за пределами постсоветского пространства. Подобный шаг резко сократит, а то и вовсе доведет до нуля число иностранцев, желающих обучаться в нашей стране.
Это нанесет сильнейший удар по бюджетам отечественных высших учебных заведений, равно как и сократит российское влияние в мире, которое во многом связано с выпускниками наших вузов».
Владимир Филиппов, президент РУДН, вице-президент РАО, председатель ВАК:
«Сейчас многоуровневую систему высшего образования, основанную на схеме «бакалавр–магистр», используют уже более 90% государств мира, в том числе все ведущие страны.
При переходе на систему «бакалавр–магистр» фактически в России удлинили срок обучения в высшем образовании на один год. А значит, и возможность повышения качества: вместо пятилетнего высшего образования введена система «4+2».
Система «бакалавр–магистр» позволяла студентам вузов реализовать более гибкие траектории.
Россия определила очень важное развитие своей системы высшего образования. Совет при президенте России по науке и высшему образованию в 2021 году определил, в развитие системы «4+2» «бакалавриат–магистратура», реализацию системы высшего образования по схеме «2+2+2».
В каких-то областях по-прежнему надо сохранять пятилетние программы обучения».
TACC
Матвиенко заявила, что России нужно выходить из Болонской системы образования - ТАСС
По словам спикера Совфеда, выход России из нее должен сопровождаться серьезной реформой отечественного образования
Система высшего образования: гибридизация и комбинации
На расширенном заседании Российского союза ректоров присутствовали и выступали многие: сам Виктор Садовничий, президент РАН Александр Сергеев, замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, первый замминистра просвещения Александр Бугаев, зампредседателя Госдумы Борис Чернышов. Министр Валерий Фальков прибыл чуть позже, задержавшись на совещании у высшего руководства.
Его доклад был одним из последних и стрежневым по смыслу. Валерий Фальков внес несколько акцентов в основную программу реформы системы высшего образования, изложенную в интервью «Коммерсанту».
Главное направление – обеспечение гибкости модели: форматы образования будут отвязаны от жестких сроков, специалитет будет уравнен в правах с бакалавриатом в возможности поступления в бюджетную магистратуру. При расширении сроков – приоритет отдается практической подготовке и стажировкам.
Академическая мобильность будет усилена внутри страны, а в международном масштабе – переориентируется на Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, пространство Евразэс.
Сама магистратура будет более четко разделена на технологическую (которая может быть и однолетней, надстраиваться как над бакалавриатом, так и над специалитетом) и на научно-исследовательскую и научно-педагогическую: в этом случае акцент, как считает Валерий Фальков, должен быть сделан на сопряженные программы магистратуры + аспирантуры.
Главный фокус внимания в рамках развития системы высшего образования будет сконцентрирован на инженерах – сейчас, по словам министра, снова возник запрос на «инженера-творца».
Министр еще раз подтвердил, что будет проведена ревизия готовности вузов реализовывать магистерские программы – следовательно, в ряде не самых сильных вузов может резко сократиться их набор. Кроме того, будет отслеживаться уровень этих программ, поскольку в ряде случаев сейчас магистратура выродилась в «вечерку» – подобного Министерство не собирается допускать в будущем.
Принципиально важным стало еще одно заявление Валерия Фалькова о том, что будет проводиться гуманитаризация образования на негуманитарных направлениях подготовки, что должно способствовать воспитательной работе и общественно-политической социализации студентов. Стержневым предметом здесь будет «История Россия».
Для этих целей, а также для развития soft skills и будет использовано дополнительное время подготовки.
На заседании прозвучало много интересных наблюдений. Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов призвал выходить из «образовательного Евровидения» единого европейского пространства образования. Ректор СПбГУ Николай Кропачев акцентировал внимание на необходимость запроса от квалифицированных заказчиков – бизнеса, регионов, органов власти.
Президент РАН Александр Сергеев предостерег от свойственного национальному характеру разрушения «до основанья, а затем» – нужно подходить взвешенно и спокойно. И напомнил, что драйвером, который ведет нас в технологический суверенитет – это высокотехнологичные компании реального сектора экономики. Глава Академии напомнил, что сейчас и на входе, и на выходе из системы высшей школы сейчас совсем другие молодые люди.
Основной задачей выступавших было продемонстрировать капитальное единство позиции профессионального сообщества относительно важности эволюции в пост-Болонскую реальность. Все говорили о том, что необходимо взять все лучшее и от модели специалитета, и от двухуровневой системы.
Если говорить глобально – специалитет по содержанию подготовки будет соответствовать комбинации бакалавриат + магистратура, а относительно бюджетной подготовки в магистратуре – уравнен в правах с бакалавриатом. Во главу угла будет поставлена гибкость и вариативность.
«Мы были единодушны – мы поддержали министра», - заявил в конце обсуждения Виктор Садовничий. Дискуссия будет продолжена в рабочих группах и на будущем Съезде РСР.
Подробнее: https://vk.com/video-167915299_456240092
На расширенном заседании Российского союза ректоров присутствовали и выступали многие: сам Виктор Садовничий, президент РАН Александр Сергеев, замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев, председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, первый замминистра просвещения Александр Бугаев, зампредседателя Госдумы Борис Чернышов. Министр Валерий Фальков прибыл чуть позже, задержавшись на совещании у высшего руководства.
Его доклад был одним из последних и стрежневым по смыслу. Валерий Фальков внес несколько акцентов в основную программу реформы системы высшего образования, изложенную в интервью «Коммерсанту».
Главное направление – обеспечение гибкости модели: форматы образования будут отвязаны от жестких сроков, специалитет будет уравнен в правах с бакалавриатом в возможности поступления в бюджетную магистратуру. При расширении сроков – приоритет отдается практической подготовке и стажировкам.
Академическая мобильность будет усилена внутри страны, а в международном масштабе – переориентируется на Юго-Восточную Азию, Латинскую Америку, пространство Евразэс.
Сама магистратура будет более четко разделена на технологическую (которая может быть и однолетней, надстраиваться как над бакалавриатом, так и над специалитетом) и на научно-исследовательскую и научно-педагогическую: в этом случае акцент, как считает Валерий Фальков, должен быть сделан на сопряженные программы магистратуры + аспирантуры.
Главный фокус внимания в рамках развития системы высшего образования будет сконцентрирован на инженерах – сейчас, по словам министра, снова возник запрос на «инженера-творца».
Министр еще раз подтвердил, что будет проведена ревизия готовности вузов реализовывать магистерские программы – следовательно, в ряде не самых сильных вузов может резко сократиться их набор. Кроме того, будет отслеживаться уровень этих программ, поскольку в ряде случаев сейчас магистратура выродилась в «вечерку» – подобного Министерство не собирается допускать в будущем.
Принципиально важным стало еще одно заявление Валерия Фалькова о том, что будет проводиться гуманитаризация образования на негуманитарных направлениях подготовки, что должно способствовать воспитательной работе и общественно-политической социализации студентов. Стержневым предметом здесь будет «История Россия».
Для этих целей, а также для развития soft skills и будет использовано дополнительное время подготовки.
На заседании прозвучало много интересных наблюдений. Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов призвал выходить из «образовательного Евровидения» единого европейского пространства образования. Ректор СПбГУ Николай Кропачев акцентировал внимание на необходимость запроса от квалифицированных заказчиков – бизнеса, регионов, органов власти.
Президент РАН Александр Сергеев предостерег от свойственного национальному характеру разрушения «до основанья, а затем» – нужно подходить взвешенно и спокойно. И напомнил, что драйвером, который ведет нас в технологический суверенитет – это высокотехнологичные компании реального сектора экономики. Глава Академии напомнил, что сейчас и на входе, и на выходе из системы высшей школы сейчас совсем другие молодые люди.
Основной задачей выступавших было продемонстрировать капитальное единство позиции профессионального сообщества относительно важности эволюции в пост-Болонскую реальность. Все говорили о том, что необходимо взять все лучшее и от модели специалитета, и от двухуровневой системы.
Если говорить глобально – специалитет по содержанию подготовки будет соответствовать комбинации бакалавриат + магистратура, а относительно бюджетной подготовки в магистратуре – уравнен в правах с бакалавриатом. Во главу угла будет поставлена гибкость и вариативность.
«Мы были единодушны – мы поддержали министра», - заявил в конце обсуждения Виктор Садовничий. Дискуссия будет продолжена в рабочих группах и на будущем Съезде РСР.
Подробнее: https://vk.com/video-167915299_456240092
Vk
Заседание расширенного Совета Российского Союза ректоров
Повестка: 1. Выступление Президента Российского Союза ректоров, ректора МГУ имени М.В.Ломоносова, академика Виктора Антоновича Садовничего. 2. Доклад Министра науки и высшего образования Российской Федерации Валерия Николаевича Фалькова. «О системе высшего…
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Прочёл в Нижнем Новгороде лекцию "Лидерство в социальных сетях" в рамках регионального просветительского марафона "Измерение 52. Новые знания", при поддержке Российского общества "Знание".
Участвовали коллеги из медиа-служб нижегородских университетов, smm-специалисты, журналисты и блогеры, пишушие про образование и науку.
С чего начать в запуске ТГ-канала? Как писать так, чтобы не было похоже на пресс-релиз? Можно ли не только хвалить, но и критиковать своего ректора?
Telegram недавно вошёл в обойму ТопБЛОГ, поэтому разговор с коллегами построил и как наставник проекта. Будет здорово, если в нашем ТГ-треке будет больше представителей вузовских медиаслужб. Потребность в таком диалоге у коллег высокая уже сейчас, и все их запросы учтём в учебном курсе ТопБЛОГ (мы с командой его сейчас активно пишем).
От организаторов и участников звучало много теплых слов о "Научно-образовательной политике" @scienpolicy и других наших проектах. За что особое спасибо организатору встречи Ольге Петровой @OlgaPetrovaNN
Участвовали коллеги из медиа-служб нижегородских университетов, smm-специалисты, журналисты и блогеры, пишушие про образование и науку.
С чего начать в запуске ТГ-канала? Как писать так, чтобы не было похоже на пресс-релиз? Можно ли не только хвалить, но и критиковать своего ректора?
Telegram недавно вошёл в обойму ТопБЛОГ, поэтому разговор с коллегами построил и как наставник проекта. Будет здорово, если в нашем ТГ-треке будет больше представителей вузовских медиаслужб. Потребность в таком диалоге у коллег высокая уже сейчас, и все их запросы учтём в учебном курсе ТопБЛОГ (мы с командой его сейчас активно пишем).
От организаторов и участников звучало много теплых слов о "Научно-образовательной политике" @scienpolicy и других наших проектах. За что особое спасибо организатору встречи Ольге Петровой @OlgaPetrovaNN
Блогеры и Министерство
По инициативе учителей-победителей конкурса ТопБЛОГ президентской платформы "Россия-страна возможностей", Минпросвещения России создаёт совет учителей-блогеров.
Антон Назаров, советник министра просвещения РФ, для "Научно-образовательной политики":
Два месяца назад на финале конкурса платформы "Россия - страна возможностей" ТопБЛОГ мы встретились с победителями учительского трека, обсудили разные волновавшие учителей вопросы и договорились, что создадим в перспективе площадку, на которой будем регулярно встречаться.
Вчера Общественный совет Министерства просвещения РФ поддержал нашу инициативу, и Совет блогеров при министерстве создан. Теперь наша задача - сформировать его персональный состав и провести первую установочную встречу, на которой мы определим приоритеты и план работы на ближайшее время.
Думаю, что с такими партнёрами, как учителя-блогеры, мы в Министерстве просвещения РФ сможем быстрее реагировать на запросы учительского сообщества и в свою очередь оперативнее обсуждать с коллегами собственные инициативы, улучшающие жизнь и условия труда наших педагогов.
Ирина Карих, руководитель молодёжных проектов АНО "Россия-страна возможностей", руководитель ТопБЛОГ, для "Научно-образовательной политики":
Министерство просвещения Российской Федерации однозначно стало одним из ведущих лидеров и неоспоримым авторитетом, задающим тенденции в социальных медиа среде социальных институтов.
В прошлом году в рамках проекта "ТопБЛОГ", совместно с Минпросвещения России мы реализовали направление "Про образование" - специализированная программа для учителей, развивающих свои блоги. В этом году у нас целых два специальных трека «Про образование» и «Школьный паблик» (кстати, регистрация доступна до 10 июня на topblog.rsv.ru)
Создание совета учителей-блогеров является крайне актуальной и прогрессивной идеей, отрадно, что инициатива о создании прозвучала на деловом форуме блогеров ТопБЛОГ. Мы, конечно же, готовы оказать всестороннюю поддержку в работе совета.
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/18967
По инициативе учителей-победителей конкурса ТопБЛОГ президентской платформы "Россия-страна возможностей", Минпросвещения России создаёт совет учителей-блогеров.
Антон Назаров, советник министра просвещения РФ, для "Научно-образовательной политики":
Два месяца назад на финале конкурса платформы "Россия - страна возможностей" ТопБЛОГ мы встретились с победителями учительского трека, обсудили разные волновавшие учителей вопросы и договорились, что создадим в перспективе площадку, на которой будем регулярно встречаться.
Вчера Общественный совет Министерства просвещения РФ поддержал нашу инициативу, и Совет блогеров при министерстве создан. Теперь наша задача - сформировать его персональный состав и провести первую установочную встречу, на которой мы определим приоритеты и план работы на ближайшее время.
Думаю, что с такими партнёрами, как учителя-блогеры, мы в Министерстве просвещения РФ сможем быстрее реагировать на запросы учительского сообщества и в свою очередь оперативнее обсуждать с коллегами собственные инициативы, улучшающие жизнь и условия труда наших педагогов.
Ирина Карих, руководитель молодёжных проектов АНО "Россия-страна возможностей", руководитель ТопБЛОГ, для "Научно-образовательной политики":
Министерство просвещения Российской Федерации однозначно стало одним из ведущих лидеров и неоспоримым авторитетом, задающим тенденции в социальных медиа среде социальных институтов.
В прошлом году в рамках проекта "ТопБЛОГ", совместно с Минпросвещения России мы реализовали направление "Про образование" - специализированная программа для учителей, развивающих свои блоги. В этом году у нас целых два специальных трека «Про образование» и «Школьный паблик» (кстати, регистрация доступна до 10 июня на topblog.rsv.ru)
Создание совета учителей-блогеров является крайне актуальной и прогрессивной идеей, отрадно, что инициатива о создании прозвучала на деловом форуме блогеров ТопБЛОГ. Мы, конечно же, готовы оказать всестороннюю поддержку в работе совета.
https://news.1rj.ru/str/bpshkola/18967
Telegram
Большая перемена РФ
🔥 Совету учителей-блогеров быть!
Вчера Общественный совет Минпросвещения России поддержал идею создания Совета учителей-блогеров. Инициативу о создании Совета в конце марта 2022 года выдвинули сами педагоги – победители конкурса «ТопБЛОГ».
Создание Совета…
Вчера Общественный совет Минпросвещения России поддержал идею создания Совета учителей-блогеров. Инициативу о создании Совета в конце марта 2022 года выдвинули сами педагоги – победители конкурса «ТопБЛОГ».
Создание Совета…
ЦИПР: цифровая перезагрузка СПО
Сегодня, 3 июня на ЦИПР (Нижний Новгород) в 15:30 (Мск) состоится панельная дискуссия "Система среднего профессионального образования в контексте новой цифровой экономики", организованная Минпросвещения России и "Научно-образовательной политикой" @scienpolicy при участии Росатома и Правительства Нижегородской области.
Евгений Абакумов, IT-директор "Росатома", для "Научно-образовательной политики":
"Тема изменения системы образования под нужды цифровизации страны важна не только "здесь и сейчас". Правильный выбор подходов к обучению ИТ-специалистов – это большой задел на будущее России и её технологического суверенитета.
Важнейшая роль в этих задачах принадлежит системе среднего профессионального образования. Благодаря ей множество ИТ-кадров может получить достаточный уровень компетенций в короткие сроки. Это позволит им быстрее приносить пользу отраслям экономики. В содействии с большими компаниями, текущие программы обучения необходимо менять. Приму участие в дискуссии: важно понимать, что по этому поводу думают эксперты системы образования".
К дискуссии приглашены:
• Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ
• Григорий Гуров, заместитель Министра науки и высшего образования РФ;
• Константин Михайлик, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ;
• Евгений Абакумов, IT-директор "Росатома";
• Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России
• Андрей Ульянов, Министр цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области;
• Александр Збарский, заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО "РЖД";
• Мария Образцова, директор института дополнительного образования «Университета Иннополис»;
• Ольга Петрова, Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
• Дмитрий Глушко, и.о. ректора НИУ Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
• Наталия Золотарёва, директор Институт развития профессионального образования;
• Юлия Горячкина, врио директора по направлению "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика";
• Елена Загайнова, ректор Нижегородского государственного университета им.Н.И. Лобачевского;
• Ирина Кормщикова,
директор ГБПОУ "Нижегородский радиотехнический колледж";
• Юлия Ананьина, заместитель директора по образовательной деятельности ГАПОУ "Перевозский строительный колледж";
• Сергей Одобеску, директор Института цифрового развития ФГБОУ ВО СамГМУ.
Модератор:
Евгений Сженов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика", ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
Прямая трансляция (15:30 Мск):
https://youtu.be/kqa5K_nFwCA
Сегодня, 3 июня на ЦИПР (Нижний Новгород) в 15:30 (Мск) состоится панельная дискуссия "Система среднего профессионального образования в контексте новой цифровой экономики", организованная Минпросвещения России и "Научно-образовательной политикой" @scienpolicy при участии Росатома и Правительства Нижегородской области.
Евгений Абакумов, IT-директор "Росатома", для "Научно-образовательной политики":
"Тема изменения системы образования под нужды цифровизации страны важна не только "здесь и сейчас". Правильный выбор подходов к обучению ИТ-специалистов – это большой задел на будущее России и её технологического суверенитета.
Важнейшая роль в этих задачах принадлежит системе среднего профессионального образования. Благодаря ей множество ИТ-кадров может получить достаточный уровень компетенций в короткие сроки. Это позволит им быстрее приносить пользу отраслям экономики. В содействии с большими компаниями, текущие программы обучения необходимо менять. Приму участие в дискуссии: важно понимать, что по этому поводу думают эксперты системы образования".
К дискуссии приглашены:
• Александр Бугаев, первый заместитель Министра просвещения РФ
• Григорий Гуров, заместитель Министра науки и высшего образования РФ;
• Константин Михайлик, заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ;
• Евгений Абакумов, IT-директор "Росатома";
• Марина Софронова, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России
• Андрей Ульянов, Министр цифрового развития, информационных технологий и связи Рязанской области;
• Александр Збарский, заместитель начальника Департамента управления персоналом ОАО "РЖД";
• Мария Образцова, директор института дополнительного образования «Университета Иннополис»;
• Ольга Петрова, Министр образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.
• Дмитрий Глушко, и.о. ректора НИУ Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва
• Наталия Золотарёва, директор Институт развития профессионального образования;
• Юлия Горячкина, врио директора по направлению "Кадры для цифровой экономики" АНО "Цифровая экономика";
• Елена Загайнова, ректор Нижегородского государственного университета им.Н.И. Лобачевского;
• Ирина Кормщикова,
директор ГБПОУ "Нижегородский радиотехнический колледж";
• Юлия Ананьина, заместитель директора по образовательной деятельности ГАПОУ "Перевозский строительный колледж";
• Сергей Одобеску, директор Института цифрового развития ФГБОУ ВО СамГМУ.
Модератор:
Евгений Сженов @szhenov, научный руководитель экспертно-аналитического центра "Научно-образовательная политика", ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ.
Прямая трансляция (15:30 Мск):
https://youtu.be/kqa5K_nFwCA
YouTube
Система среднего профессионального образования в контексте новой цифровой экономики
Панельная дискуссия
Минпросвещения России
Минпросвещения России
Туристы науки
Одной из тем, обсуждавшихся в ходе первого дня Х Всероссийского съезда Советов молодых ученых, стал научный туризм. Тема вошла в число инициатив Десятилетия науки и технологий и набирает актуальность как инструмент вовлечения в научную сферу. Развитие научно-популярного туризма становится государственной задачей.
Студтуризм 2.0
В 2021 году Минобрнауки в пилотном режиме была запущена программа студенческого туризма. Программа носила рекреационный характер.
В перечне поручений Президента по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию от 10 февраля 2022 года стоит задача по развитию научного туризма и научного волонтерства. Во исполнение поручения программа студенческого туризма была расширена — участником могут стать не только студенты, а все граждане до 35 лет.
Программа будет включать 3 трека:
- с досуговый историей;
- научно-популярный;
- профориентационный.
Как отметил Дмитрий Иванов, заместитель директора Департамента молодежной политики и воспитательной работы, задавая верхнеуровневую рамку регулирования студенческого туризма, путешественники должны иметь возможность получать добавленную стоимость в виде развития каких-то скиллов во время путешествий.
Еще один вектор развития программы — подключение к ней школьников через сшивку программы студтуризма и проекта АНО РСВ «Больше чем путешествие».
Стоит отметить, что Минобрнауки предпринимает активные шаги в этом направлении. В числе последних — 26 мая Министерство анонсировало расширение программы студтуризма на территории СНГ.
ОСИГ
Христофор Константиниди, вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ), отметил, что развитие научного туризма входит в стратегическое направление развития индустрии. «Важная задача — воспитать туристов нового поколения, которые будут знать историю своей страны, бережно относиться к экологии и культуре. Сформировать привычку отдыхать и путешествовать по России», — отметил он.
Христофор Константиниди рассказал о планах Союза направить предложение Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию о создании событийного комитета научных организаций. Инициатива предполагает создание календаря событий в научной сфере, который смогут также использовать и туроператоры при формировании туров. Второй этап развития инициативы — доступ к платформе для проведения мероприятий в онлайн-формате.
ОСИГ уже ведет тесную работу с Минобрнауки, Минпросвещения и АСИ. Некоторые разработанные продукты представлена на платформе Science-ID. «ОСИГ, имея экспертизу и коммуникации со всеми ключевыми организациями, готов взять роль координатора и методолога таких туристических маршрутов», — отметил Христофор Константиниди.
Карта научного туризма
Арина Пушкина, сооснователь и председатель правления Ассоциации Science Slam Россия, продюсер фестиваля ФАНК рассказала о новом проекте, реализуемом в рамках гранта Фонда президентских грантов — «Карта научного туризма». На интерактивную карту «нанесены» ученые, готовые провести экскурсии, и локации, интересные для посещения с научной точки зрения. Запуск сайта планируется в этом году.
Одной из тем, обсуждавшихся в ходе первого дня Х Всероссийского съезда Советов молодых ученых, стал научный туризм. Тема вошла в число инициатив Десятилетия науки и технологий и набирает актуальность как инструмент вовлечения в научную сферу. Развитие научно-популярного туризма становится государственной задачей.
Студтуризм 2.0
В 2021 году Минобрнауки в пилотном режиме была запущена программа студенческого туризма. Программа носила рекреационный характер.
В перечне поручений Президента по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию от 10 февраля 2022 года стоит задача по развитию научного туризма и научного волонтерства. Во исполнение поручения программа студенческого туризма была расширена — участником могут стать не только студенты, а все граждане до 35 лет.
Программа будет включать 3 трека:
- с досуговый историей;
- научно-популярный;
- профориентационный.
Как отметил Дмитрий Иванов, заместитель директора Департамента молодежной политики и воспитательной работы, задавая верхнеуровневую рамку регулирования студенческого туризма, путешественники должны иметь возможность получать добавленную стоимость в виде развития каких-то скиллов во время путешествий.
Еще один вектор развития программы — подключение к ней школьников через сшивку программы студтуризма и проекта АНО РСВ «Больше чем путешествие».
Стоит отметить, что Минобрнауки предпринимает активные шаги в этом направлении. В числе последних — 26 мая Министерство анонсировало расширение программы студтуризма на территории СНГ.
ОСИГ
Христофор Константиниди, вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ), отметил, что развитие научного туризма входит в стратегическое направление развития индустрии. «Важная задача — воспитать туристов нового поколения, которые будут знать историю своей страны, бережно относиться к экологии и культуре. Сформировать привычку отдыхать и путешествовать по России», — отметил он.
Христофор Константиниди рассказал о планах Союза направить предложение Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию о создании событийного комитета научных организаций. Инициатива предполагает создание календаря событий в научной сфере, который смогут также использовать и туроператоры при формировании туров. Второй этап развития инициативы — доступ к платформе для проведения мероприятий в онлайн-формате.
ОСИГ уже ведет тесную работу с Минобрнауки, Минпросвещения и АСИ. Некоторые разработанные продукты представлена на платформе Science-ID. «ОСИГ, имея экспертизу и коммуникации со всеми ключевыми организациями, готов взять роль координатора и методолога таких туристических маршрутов», — отметил Христофор Константиниди.
Карта научного туризма
Арина Пушкина, сооснователь и председатель правления Ассоциации Science Slam Россия, продюсер фестиваля ФАНК рассказала о новом проекте, реализуемом в рамках гранта Фонда президентских грантов — «Карта научного туризма». На интерактивную карту «нанесены» ученые, готовые провести экскурсии, и локации, интересные для посещения с научной точки зрения. Запуск сайта планируется в этом году.
Президент России
Перечень поручений по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию • Президент России
Новости, стенограммы, фото и видеозаписи, документы, подписанные Президентом России, информация о деятельности Администрации