НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Как стать губернатором и легко ли им быть? Какие личностные качества должны быть у управленца?

На эти и другие вопросы школьников ответил губернатор Камчатского края Владимир Солодов на сессии «Школа молодых губернаторов» в рамках ПМЭФ.

Модераторами встречи выступили руководитель департамента оценки и методологии АНО «Россия – страна возможностей» Дмитрий Гужеля и научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов.

По итогам встречи некоторые школьники решили поступать в университет на Камчатке, посетить регион в рамках проекта «Больше, чем работа» и даже связать свою жизнь с этим краем.

Посмотреть трансляцию встречи можно по ссылке.

👉 Россия – страна возможностей
Экономическое обо-СНО-вание

В рамках прошедшего Петербургского международного экономического форума в составе собрания межрегионального совета студенческих научных объедений вузов России состоялось обсуждение на тему «Как молодые исследователи отвечают на новые вызовы экономики?».

В Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года были сформулированы ключевые условия поддержания экономического суверенитета и безопасности государства. Логика опережающего технологического развития была заложена в рамках стратегии еще в 2017 году. Уже тогда в документе был обозначен уход от однополярного мира и нарастание геополитической нестабильности и неустойчивости развития мировой экономики, резкое обострением глобальной конкуренции.

Расставляя экономические акценты в деятельности СНО, заместитель директора департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки Александр Ведехин выделил необходимость вовлечения молодежи в создание новых технологий, что является важной составляющей технологического лидерства и опережения. С целью дать импульс университетскому сообществу была произведена «перезагрузка СНО» и проведен конкурс СНО, который в перспективе станет ежегодным.

Поставленные на уровне СНО цели во многом отвечают Стратегии в части основных задач для создания экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, где отмечены потребность в интеграции образования, науки и производственной деятельности в целях повышения конкурентоспособности национальной экономики, расширение государственной поддержки научно-технической и инновационной деятельности и сокращение зависимости от импорта.

Второй «министерский экономический» акцент — обеспечить коммуникацию СНО, СМУ и индустриальных партнеров для решения технологических задач с представителями реального сектора. На этом делается «ответный» упор и в Стратегии, где отмечена необходимость в развитии высокотехнологичных отраслей экономики, что остро ставит вопрос о возрастающей роли науки и квалифицированных научных кадров для этих целей.

В числе основных угроз и целей достижения экономической безопасности в Стратегии отмечено развитие человеческого потенциала. В рамках дискуссии тезис о человеческом капитале как основе экономического развития и развитии человеческого капитала через университет и науку развил Андрей Воронин, директор Центра стратегических инициатив НИТУ «МИСиС», член Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте по науке и образованию. В этом контексте СНО выступают своего рода социальным лифтом для исследователей еще в студенчестве.

В поисках точек соприкосновения науки и реального сектора экономики, модератор дискуссии Али Асадов, заместитель начальника отдела по работе с молодыми учеными департамента молодежной политики и воспитательной работы Минобрнауки обратился к спикерам. По мнению Александра Ведехина, такой точкой может выступать университет как наиболее понятное место сбора предпринимателей, которые готовы инвестировать в науку и образование. Он также выделил платформу университетского технологического предпринимательства, которая входит в Перечень инициатив социально-экономического развития до 2030 года. Заместитель председателя организационного комитета, Международный научный форум «Ломоносов» Екатерина Зимакова и Андрей Воронин выделили разные форумные площадки, способные выступать точками сборки интересов.

По прогнозу долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2030 года (Минэкономразвития), «к 2030 году будет достигнута стратегическая цель развития РФ - обеспечен выход на уровень экономического и социального развития, соответствующий статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан». Это и есть заданный вектор, к которому стоит стремиться.
Сегодня свой день рождения празднует ректор Волгоградского государственного университета Алла Калинина. Активный участник научно-образовательного пространства Юга России, Алла Эдуардовна зарекомендовала себя как руководитель широких взглядов, открытый для новых идей и сотрудничества.

Команда НОП поздравляет именинницу с днём рождения, желает ей новых побед в должности руководителя главного университета Волгоградской области, уверенных лидерских позиций и крепких тылов в конкурентной вузовской среде!
⚡️⚡️⚡️НОВЫМ РЕКТОРОМ МГУ ИМ. Н.П. ОГАРЁВА ИЗБРАН ДМИТРИЙ ГЛУШКО
Студтуризм – 2022. Балтийский маршрут

Программа студенческого туризма расширилась с 1 июня. Участие в ней теперь принимают 155 вузов из 98 городов России. Учащиеся вузов могут отправиться в путешествие не только летом, но и во время учебного года.

Планируется, что новые возможности программы студенческого туризма привлекут более 10 тысяч молодых людей. Для них разработано свыше 450 авторских турпродуктов, мероприятий и различных культурно-познавательных программ.

Важно, что проекты для программы разрабатываются вместе со студентами, для этого в Балтийском федеральном университете им. Канта пройдет всероссийский форум «Студтуризм – 2022. Балтийский маршрут». Его участники займутся разработкой студенческих проектных идей в индустрии гостеприимства, созданием межвузовских продуктов в рамках федеральной программы по молодежному и студенческому туризму, а также применимой в вузах системы организации студенческого туризма.

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, для «Научно-образовательной политики»:

«В прошлом году наш университет стал лидером проекта по студенческому туризму. Мы и в этом году принимаем в программе активное участие. Однако вместе с тем важно параллельно разрабатывать стратегию для развития и наполнению этого проекта. Мы готовы поделиться опытом с коллегами и обсудить лучшие практики на Всероссийском форуме «Студтуризм-2022. Балтийский маршрут». Мы предполагаем, что главным достижением такого интенисва станет создание реальных продуктов, которые помогут в организации проекта по студтуризму в регионах».

Регистрация
Атомная аллея

24 июня в День мирного атома в Калужской области глава Росатома Алексей Лихачёв и губернатор области Владислав Шапша откроют аллею атомных городов.

В праздничных мероприятиях в онлайн-формате примут участие первый заместитель Администрации президента Сергей Кириенко, министр здравоохранения Михаил Мурашко.

24 июня Обнинск посетят 14 депутатов Госдумы и мэры атомных городов.

22 июня каждый год напоминает нам о цене жизни, которую заплатили миллионы людей в ходе Великой Отечественной войны. В Годы военных действий начались разработки, которые в последствии кардинально изменили мир — создание ядерного оружия несло с собой радикальные перемены не только в военных, но и в мирных целях.

Без них сложно представить научно-технологический рывок в IT, медицине и даже археологии. Не умаляя роли атома в истории, пускай 24 июня ежегодно напоминает нам о том как важно, чтобы он всегда оставался мирным.
​​22 июня: знаем, помним, скорбим

Три четверти россиян точно знают дату начала Великой отечественной войны — 22 июня 1941 года (73%).

Почти 60% опрошенных тем или иным способом почитают память жертв Великой Отечественной войны в этот день (58%).
Чаще всего наши соотечественники:
▪️чтут память воевавших родных и близких (11%),
▪️вспоминают своих родственников, участвовавших в войне (9%),
▪️возлагают цветы к вечному огню и памятникам, посещают могилы родственников (7%).

Знают подробности участия своих родственников в Великой Отечественной войне 40% россиян — из семейных архивов, рассказов близких.

За последний год 88% россиян смотрели фильмы о Великой Отечественной войне. Каждый второй россиянин посещал места боевой славы, музеи, мемориалы (51%); 44% посещали захоронения погибших воинов; 41% читали книги о Великой Отечественной войне. В меньшей степени нашим согражданам удавалось присутствовать на встречах с ветеранами — 21%.

Источник: ВЦИОМ
Сб-ESG-ер

ESG-повестка является одним из самых актуальных подходов к эффективному управлению и в целом ESG тесно связано с устойчивым развитием и соответствующими целями (ЦУР ООН).

Часто флагманами ESG-повестки становятся компании, которые уже являются лидерами в своем секторе экономике, а также в сквозных процессах – чаще всего цифровизации. Именно поэтому вопросам ESG такое большое внимание уделяет Сбер.

Для Летней цифровой школы Сбера — Sber U Digital Summer — разработан специальный ESG-курс. Он рассчитан на 100 академических часов и включает освещение вопросов устойчивого развития, социальной и экологической ответственности. Участники прослушают лекции о ESG-повестке в России, узнают, как проходит ESG-трансформация Сбера, из чего складываются ESG-риски и многое другое.

Вести лекции будут ведущие специалисты по ESG Сбера, а также приглашённые спикеры из государственных, бизнес-структур, социальные предприниматели и НКО.

В течение июля по программе будет учиться 100 преподавателей, прошедших отбор, большинство материалов будут записаны и выложены в открытом доступе.

Татьяна Завьялова, старший вице-президент Сбербанка по ESG:

«Одна из задач ESG-стратегии Сбера — это развитие и передача знаний по социально ответственным и экологичным практикам ведения бизнеса, корпуправления. Поэтому нам кажется важным не только прочитать базовый курс слушателям Летней школы Сбера по ESG-вопросам, но и помочь разобраться в происходящих изменениях, разъяснить суть продвигаемых инициатив, научить критически воспринимать разные проекты в области устойчивого развития. Мы собрали богатый практический опыт команды Сбера в области ESG и переложили его в язык знаний, которыми рады поделиться. Уверена, что наш ESG-курс станет для преподавателей отличной базой для передачи полученных знаний своим студентам».
«Внимание, говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение, граждане и гражданки Советского Союза, сегодня в 4 часа утра без всякого объявления войны германские вооруженные силы атаковали границы Советского Союза. Началась Великая Отечественная война советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Наше дело правое! Враг будет разбит! Победа будет за нами!»

81 год назад 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Советский Союз воевал, конечно, и ранее – от интербригад в Испании до войны с Финляндией, но именно 22 июня стало началом великой трагедии и величайшего подвига.

22 июня – это альтер-эго Дня Победы. Да, 9 мая – это праздник со слезами на глазах, но он пронизан категориями свершений, подвигов, героизма, прорыва в вечность.

22 июня – это именно про память и скорбь. Про историческую память, в том числе – что особенно важно в наши дни, когда в постмодернистской эклектике переплетаются кровавые отблески Великой Отечественной войны и черной заразой нацизма, которую, как казалось искоренили спустя почти четыре года советские воины.

Скорбь – это та же категория исторической памяти. Вряд ли возможно обычному человеку в полной степени осмыслить ту жертву, который принес советский (да и многие другие народы) на алтарь победы. Той, которая начала коваться 22 июня в 4 утра. Именно поэтому в День памяти и скорби еще раз поднимается волна воспоминаний и переживаний о Великой Отечественной войне. Еще живы ветераны и дети военного лихолетья, в расцвете сил их дети, многие внуки застали живую историю из уст своих бабушек и дедушек.

Важно, что самые молодые продолжают эстафету поколений по сохранению памяти о подвиге армии, тыла и народа в Великую Отечественную войну.

Победа – как и память о ней – у каждого своя, но вместе с тем: она одна на всех.

Будем помнить!
Покажите науку

В рамках Петербургского международного экономического форума состоялась дискуссия «Научно-популярный туризм: импульс для решения актуальных задач общества и науки».

Напомним, по итогам совместного заседания Госсовета и Совета по науке и образованию от 10 февраля 2022 года в перечне поручений Президента поставлена задача по разработке и реализации дорожной карты по развитию научного туризма и научного волонтерства. Кроме того, важной задачей объявленного Десятилетия науки и технологий в России является популяризация науки.

Сочетание выше перечисленных задач находится на стыке отраслей, поэтому традиционно к обсуждению данного вопроса привлекаются различные акторы.

Туризм с научным компонентом

2 составляющие научно-популярного туризма (Елена Лысенкова, заместитель руководителя Федерального агентства по туризму):
- научный компонент в любом виде туризма, призванный погрузить во впечатления;
- туризм с научным познавательным элементом с целью участия, обучения и т.д.

Итог — научно-популярный туризм ориентирован на широкую аудиторию, а научный элемент интегрирован в туристические маршруты как полезный компонент.

Объекты научно-образовательной туристической инфраструктуры

1. Университеты — интеграция вузовских кампусов в турпродукт откроет университеты для абитуриентов и студентов других регионов, тем самым создает условия для бесшовного перехода и академической мобильности (Григорий Гуров, заместитель министра науки и высшего образования РФ).

2. Научная инфраструктура — связка «вуз-научный институт-промышленное предприятие» призвана открыть и показать объекты научной инфраструктуры «в действии» (Никита Марченков, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт», председатель Координационного совета по делам молодёжи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию).

3. Промышленные объекты — промышленный туризм позволит открыть для посетителей производство, в том числе высокотехнологичное, нюанс в том, как сделать посещение таких объектов безопасными (Алексей Волков, президент Общенационального союза индустрии гостеприимства).

ФОИВы: задачи и координация

В рамках поручения президента ответственными за реализацию «Дорожной карты» по развитию научно-популярного туризма назначены премьер-министр Михаил Мишустин и Никита Марченков. При этом число заинтересованных сторон в формировании «Дорожной карты» намного шире и включает в себя и других игроков — туриндустрию, Минобрнауки, Минпросвещения, Росмолодежь, АСИ, представителей научный институтов и реального сектора и других.

Консолидирующая роль представляется закономерной за представителями туриндустрии, в задачи которых войдет необходимость системно «зашить» научный компонент в туристические маршруты. Ранее на Х Съезде Советов молодых ученых Христофор Константиниди, вице-президент ОСИГ рассказал о планах Союза направить предложение Координационному совету по делам молодежи в научной и образовательной сферах.

Уже сейчас на портале Science-ID представлен раздел по научно-популярному туризму. Сборка будет представлена и на других площадках — в сентябре запланирован запуск «Карты научного туризма».

Участники научно-образовательного пространства видят в развитии научно-популярного туризма инструмент достижения целей Десятилетия науки и технологий в России как один из ответов на запрос по популяризации науки.

Задачи:

- Задача этого года — научить участников рынка работать во взаимодействии с университетами и научными исследовательскими базами.
- Поднять престиж науки через научно-популярный туризм — инструмент популяризации.
- Сформировать команду научных гидов, способных вызвать интерес к науке.
- Повысить интерес молодежи к науке и содействовать ее дальнейшему притоку в науку;
- Рассмотреть возможность расширения действия Пушкинской карты на объекты научной туристической инфраструктуры.

Участники встречи по итогам совещания анонсировали создание межведомственной рабочей группы для обсуждения дальнейшим предложений.
Международная аккредитация в медицине

Самарский государственный медицинский университет аккредитован по стандартам Всемирной организации медицинского образования (WFME) на 5 лет. Аккредитационным Советом IAAR было принято решение об институциональной аккредитации университета сроком на 5 лет.

Медицинские вузы, прошедшие международную аккредитацию в по стандартам WFME, дают возможность своим выпускникам подать заявку на сертификацию ECFMG (The Educational Commission for Foreign Medical Graduates), которая необходима для получения дальнейшего медицинского образования или медицинской лицензии в США и Канаде, при этом квалификации, которые получают выпускники аккредитованных НААР/IAAR медицинских вузов, полностью соответствуют европейским квалификациям и признаются во всем Европейском пространстве высшего образования.

Начиная с 2024 года все медицинские университеты должны быть аккредитованы признанными WFME аккредитационными агентствами, чтобы гарантировать выпускникам признание дипломов и право на сертификацию ECFMG.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:

«Наличие международной аккредитации по стандартам WFME позволит нашему университету получить авторитетный международный статус, при этом дипломы выпускников СамГМУ позволят им не только продолжить обучение в любом зарубежном университете, но и расширят возможности их трудоустройства. Кроме того, данное обстоятельство повысит привлекательность университета для иностранных обучающихся, расширит возможности академической мобильности, и в, целом, повлияет на интернационализацию всей деятельности университета».