НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Главное событие года в системном программировании — очередные «Иванниковские чтения» — состоится 23 сентября 2022 года в Казани в рамках Kazan Digital Week.

В этом году, как и прежде, конференция получила поддержку международной некоммерческой ассоциации IEEE – мирового лидера в сфере разработки стандартов по радиоэлектронике, электротехнике и аппаратному обеспечению вычислительных систем и сетей.

Конференция посвящена разработке инновационных технологий в области системного программирования и проводится ежегодно по инициативе ИСП РАН в память академика В.П. Иванникова – выдающегося учёного, основателя института.

Чтобы принять участие в мероприятии, необходимо прислать на рассмотрение статью или тезисы, отражающие результаты проделанной работы.

Требования к материалам и другие подробности – в разделе «Публикации». Материалы подаются через систему Easychair.

Участие бесплатное, требуется регистрация на сайте.

Важные даты:
• Срок подачи материалов: до 20 августа 2022 г. (23:59, GMT+3)
• Уведомление о включении в программу: до 31 августа 2022 г.
• Готовые к публикации статьи: до 10 сентября 2022 г.
• Регистрация участников: до 18 сентября 2022 г.

Темы секций:
• Технологии анализа, моделирования и трансформации программ
• Управление данными и информационные системы
• Решение задач механики сплошных сред

Темы круглых столов:
• Цифровая медицина
• Безопасная разработка ПО: компетенции, сообщество, сертификация

По всем вопросам просьба обращаться по e-mail: scsec@ispras.ru.
Равиль Асмятуллин, доцент Института мировой экономики и бизнеса РУДН о карьерных возможностях выпускников для «Научно-образовательной политики»:

Сближение системы образования с рынком труда – одна из задач российской высшей школы. Российские вузы уже идут на встречу рынку труда. В России также появляется практика обучения карьерным навыкам, как и в ведущих мировых учебных заведениях, где реализуются курсы Work Term Preparation Course (подготовка студентов к поиску работы, изучению условий труда, навыки работы в коллективе и т.п.), Career Skills (карьерные навыки), Networking Skills (навыки установления и поддержания контактов), Seeking Cycle (циклы поиска работы). Цель таких курсов обеспечить плавный переход студентов из образовательно-академической среды в профессиональную рабочую среду.

Российские вузы также внедряют практикоориентированность в учебный процесс, решая таким образом вопрос связи образования с рынком труда и потребностями экономики. Зачастую после окончания вуза работодатели вынуждены вкладывать средства и время на «доведение» выпускника до уровня полноценного сотрудника. Получение профессионального опыта во время обучения позволяет выпустить «готового» для рынка труда выпускника.

Подобная практика внедрена в учебный процесс Института мировой экономики и бизнеса РУДН. На экономических направлениях реализуется курс “Job-Offer” (Карьерные навыки и повышение стоимости на рынке труда). Основное внимание уделяется профессиональным навыкам в карьере, подготовке и адаптации студентов к рынку труда. Курс реализуется совместно с рекрутинговыми агентствами и при привлечении работодателей, что помогает разработать студентам собственную карьерную стратегию. Студенты учатся составлять резюме и сопроводительное письмо, проходить все этапы интервью, включая решения тестов и кейсов, проходят профориентационные мероприятия по профессии, имеют возможность попробовать себя в разных отраслях в рамках практик.

Особое внимание уделяется формированию soft skills, которые будут востребованы на выпуске – навыки критического мышления, международного общения, креативного подхода к решению проблем, эмоциональный интеллект и другие. На старших курсах проводятся консультации с международными и российскими HR-компаниями.
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
История как проповедь

Иноагентские «Важные истории» провели «расследование» о митрополите Псковском и Порховском Тихоне (Шевкунове), которое больше похоже на нативный панегирик.

Критика в «расследовании» ожидаемая и стандартная – «лубянский» батюшка, «духовник Путина», радикал-патриот. Уязвить митрополита Тихона в чем-то из этого вряд ли возможно – у каждого большого священника свои большие «духовные дети», а патриотизм вообще у всех свой.

Кратко, но емко в публикации отметили и конфликт патриарха Кирилла с Тихоном, в результате которого последний удалился в «блистательную изоляцию» в свой духовно-родной Псков и Псково-Печерский монастырь в ранге митрополита. Это не помешало ни частым контактам с представителями элиты (вплоть до президента), ни участию наравне с патриархом в визите президента на выставку об Александре Невском.

Ключевым проектом митрополита Тихона являются мультимедийные парки «Россия – моя история». Денег на этапе создания они требуют много – постройка или подготовка помещения, закупка мультимедийного оборудования, формирование среды. Тут смешаны и бюджетные средства, и «оброк на историю и патриотизм» для крупного бизнеса. С другой стороны, после этапа капексов далее парки могут функционировать с меньшими вложениями.

«Расследователи» подчеркнули основное качество мультимедийный центров словами Сергея Чапнина:

«Управлять интерпретацией истории можно с одного пульта. Что-то дописать или переписать можно, сидя за компьютером в Москве, и эти изменения моментально появятся на музейных дисплеях в десятках городов России. Это гениальное решение — управлять из Москвы интерпретацией российской истории в режиме реального времени. Думаю, и Кремль, и Минобразования [имеется в виду Минпросвещения – Д.Ж.] в восторге от идеи митрополита Тихона».

Министерства и ведомства действительно в восторге – более того, мультимедийные парки формально переходят в подведомственность Министерству просвещения. Хотя речь идет о сквозных общественных проектах и даже социальной инженерии.

Именно парки, созданные и курируемые митрополитом Тихоном, уже долгое время отвечают за массовое историческое просвещение. Сама концепция цельной исторической политики – которая по прямому указанию президента Владимира Путина разворачивается в России – была в основных компонентах апробирована на выставках. Именно там началось формирование «арки Невских»: Александр – Петр – Владимир.

На базе парков сформировались центры подготовки школьников к ЕГЭ по истории, а в целом – планируется формирование комплексных центров притяжения и развития потенциала как детей, так и взрослых. История становится сквозным процессом, проходящим через образование, просвещение, культуру, досуг, ДПО и пр.

Митрополиту Тихону всегда было свойственно чувство исторического момента: во время Одиссеи за мощами своего тезки-патриарха, в момент написания «Несвятых святых», в оценке значимости Владимира Путина для истории страны.

На все воля Божья – и так он управил, что именно в митрополите Тихоне сошлись столь востребованные ныне качества:
1. Сценарное образование – умение придумывать, редактировать и рассказывать истории.
2. «Тихон показал себя успешным и эффективным менеджером. Среди епископата такого уровня менеджеров больше нет» (Сергей Чапнин).
3. Искренний и глубинный, но вместе с тем здравый патриотизм.

Ключевая заслуга и парков, и самого митрополита Тихона – они смогли сформировать центры масс патриотизма, гравитационно-мировоззренческое поле которых трансформирует само общество, его умонастроения и ценности. Это сейчас и проявляется в консолидации общества на фоне Специальной военной операции.

Митрополит Тихон в совершенстве прочувствовал нынешний инфомир, коммуникативную доминанту социально-политических процессов, важность единого дискурса в рамках построения национальной идентичности. Его отличает прагматичность взгляда на мир, которая сосуществует с искренней духовностью. То, что он делает – это не пропаганда, а проповедь: духовная, гражданская, историческая, социальная.

Почитать весь материал (создан и распространяется иноагентом).
Система суверенного высшего образования

Из озвученных в самых верхах установок и комментариев задействованных чиновников можно сделать выводы о ключевых параметрах новой системы высшего образования, которая выстраивается в России.

Пост-Болонская (а не анти-Болонской) – будет проведен синтез, а не полный и окончательный демонтаж двухуровневой системы.

Интегрированная – сохранятся все форматы подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура).

Постепенно вводимая – процесс перехода растянется на достаточно долгий срок.

Свободная по срокам – министр науки и высшего образования Валерий Фальков уже заявил, что одним из предложений станет сокращение магистратур до одного года по ряду программ. Уже функционируют пятилетние бакалавриаты, разговоры идут и о четырехлетних специалитетах.

Комбинируемая – право поступать в магистратуру на бюджетные места получат выпускники программ специалитета.

Гибкая – по тем программам, где сохранится классическая двухуровневая подготовка, будет введена модель 2+2+2 с фокусировкой специализации от этапа к этапу и возможностью в определенных рамках менять направление подготовки (скорее всего в рамках УГСН).

Индивидуализированная – введение индивидуальных образовательных траекторий однозначно будет продолжено. Подобные возможности будут предусмотрены и во вновь вводимых специалитетах.

Сопряженная – ужесточится контроль над совпадением области бакалаврской подготовки (либо специалитета) и программой магистерского уровня.

Уровневая – отдельный фокус внимания на программы магистратуры. Они станут более разнообразными, но специализированными. Магистратура окончательно перестанет быть эрзацем «второго высшего».

Свои предложения Минобрнауки обещает представить в середине сентября и тогда же внести их в Госдуму. Некоторые элементы начнут действовать уже с 2023/24 учебного года.

В контексте планируемых трансформаций все участники процесса – Минобрнауки, Госдума, Совфед, экспертное сообщество, преподаватели и ученые – подчеркивают, что вводиться они будут постепенно и осмотрительно. В центре внимания – защита прав студентов.

Подробнее Валерий Фальков рассказал Наиле Аскер-Заде: 1, 2, 3.
В Москве сегодня проходит собрание клуба Лидеров России «Эльбрус» с участием Сергей Кириенко и Алексея Комиссарова
Сегодня День рождения у Александра Мажуги @MAGnit80, профессора РАН, первого заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию.

В недавнем прошлом ректор РХТУ им Д.Менделеева, Александр – один из самых компетентных в Госдуме экспертов в области научно–образовательной политики.

Редакция "Научно-образовательной политики" искренне желает нашему коллеге, партнёру и другу законотворческих побед и укрепления "научной" депутатской группы как ключевой федеральной экспертной и дискуссионной площадки.
Школа ректоров по-другому

Сразу несколько источников НОП (в т.ч. в МШУ «Сколково») сообщают, что с сентября могут произойти изменения в традиционной схеме «школ ректоров» и привычной модели подготовки кадрового резерва для руководства вузом.

Новые вызовы, стоящие перед ректорскими командами, уже сейчас требуют обновлённых методологических подходов, неординарных, уникальных управленческих решений, новых компетенций команды ректора.

Одной из таких программ стал «Архипелаг 2022», недавно собравший в Севастополе сотни представителей вузов.

Меньше 10 дней осталось до старта другого яркого проекта, «Школы академического совершенства», инициаторами создания и проведения которой выступили Тюменский государственный и Сибирский федеральный университеты.

«Научно-образовательная политика» участвует в проведении Школы, реализуя собственный аналитический и образовательный трек, включая онлайн-мастерскую «Персональное лидерство руководителя вуза: новые стандарты траектории успеха».

Один из идеологов Школы, проректор ТюмГУ Андрей Латышев,
создал личный Telegram- канал
, в котором рассказывает о задачах проекта:

Школа – один из шагов в создании платформы академического развития и коммуникаций Science Team, которую мы создаем в рамках стратегических программ университета.

Проект Школы направлен на системное совершенствование процесса обучения и развития кадров, занятых в сфере науки, образования и прикладных разработок в вузе.

Обучение пройдёт с 15 по 30 августа, т.ч. времени для включения в проект осталось совсем немного.

Подробнее:
https://news.1rj.ru/str/SiberianAS/170
Минцифры сообщило о том что в этом году 336 тысяч абитуриентов воспользовались суперсервисом «Поступление в вуз онлайн», это 3,4 млн заявлений по различным направлениям подготовки.
Министерство отмечает, что в этом году документы в онлайн-режиме подали почти в 10 раз больше абитуриентов, чем год назад.

При этом, редакция НОП столкнулась с массой вопросов и замечаний к работе Суперсервиса. Что, впрочем, типично для работы почти с любым электронным суперсервисом.

Поделитесь с нами своим мнением.

https://digital.gov.ru/ru/events/41782/
Сегодня в России отмечается день железнодорожника. Железные дороги с момента своего появления символизировали передовое развитие инженерной мысли. Наука и технологии — то, что тесно сопровождало все этапы развития отрасли.

Так, один из ключевых наукоградов сегодняшнего дня — Новосибирск — своим появлением обязан именно железным дорогам. Город Ново-Николаевск (в настоящее время Новосибирск) появился во время строительства Транссибирской магистрали.

Железные дороги устанавливали и укрепляли международные контакты. И сегодня в условиях ограничения контактов «выходы» снова предлагают железные дороги, разворачивая свои магистрали на восток и укрепляя Азиатский вектор.

В системе РЖД создана и развивается мощная система образования, как высшего, так и СПО. Программа Минпросвещения "Профессионалитет" во многом опирается именно на РЖД, и передовые инженерные школы в высшем образовании – на опыт железнодорожников.

Наконец, РЖД – один из лидеров среди крупнейших работодателей в сфере импортозамещения.

Редакция НОП поздравляет всех железнодорожников с профессиональным праздником и желает не терять железным дорогам и тем, кто их создает, уверенные позиции проверенного лидера инноваций!
Минобрнауки летом

В последние недели в адрес "Научно – образовательной политики" приходит много вопросов, касающихся организационно – управленческих изменений в Минобрнауки России.

Интересно, что среди интересующихся не только "подведы" министерства, но и чиновники из различных министерств, ведомств, регионов.
Объяснение простое – с укреплением межведомственных связок растёт и взаимозависимость госслужащих из различных структур. Для них важно просчитывать баланс сил "в моменте" и перспективе.

На самом деле, принципиальных изменений нет, но ряд новых акцентов мы бы отметили. В основном, они касаются перераспределения функционала.

Так, произошли изменения в кадровой повестке министерства – кадры центрального аппарата недавно перешли под кураторство заместителя Министра Айрата Гатиятова. При этом все кадровые вопросы подведомственных организаций Минобрнауки остались в функционале заместителя Министра Петра Кучеренко, у которого традиционно – высокий рейтинг в профессиональном сообществе.

На уровне департаментов заметные изменения коснулись Административного департамента, который слился с департаментом госслужбы (директор Валентина Шалашникова). Ранее в научно-образовательном сообществе (да и самом министерстве) Административный департамент называли просто "протоколом". Изменения коснулись и собственно "протокольного" функционала и его кураторов. Так, экс-глава Административного департамента Татьяна Казакова перешла в аппарат советников/помощников Министра.

Много вопросов мы традиционно получаем в адрес Международного департамента. Фактически, он возглавляется руководителем с приставкой "и.о.", до этого возглавлявшего отдел в министерстве. Между тем, международный вектор работы вузов и научных организаций сегодня претерпевает ряд изменений и от "подведов" растёт заметный запрос на сутевую, стратегическую работу с профильным департаментом учредителя. В то же время, международный Департамент уже долгое время работает скорее в режиме протокольной международной службы первых лиц министерства.

Изменения коснулись также функционала и аппарата заместителя Министра Григория Гурова.
К нему переходит функционал Десятилетия науки и технологий, который является сквозным для буквально всех направлений деятельности министерства.

На этом фоне из Минобрнауки планово ушёл на повышение директор молодёжного Департамента Денис Аширов. Знаем, что на эту должность обсуждаются как минимум две различные кандидатуры. С учётом возросшего объема работы и новой тематики, которая шире воспитания и молодёжной политики – логичным представляется возможное кадровое укрепление команды заместителя министра.

Впрочем, это же можно сказать и о коллеге Григория Гурова Елене Дружининой. Не так давно в функционал заместителя Министра Дружининой вошла антикоррупционная повестка. Это в прямом смысле функционал коммуникации элит, который существенно усилил аппаратный вес как Елены Дружининой, так и подчинённого департамента, возглавляемого Андреем Толмачёвым (он, в дополнение к информационной повестке министерства, теперь ведёт и антикоррупционные вопросы).
Большинство наших респондентов, говоря о балансе сил в министерстве, отмечают качественный рост именно у Елены Дружининой.

Среди наиболее часто звучащих в адрес НОП вопросов – о неформальном рейтинге заместителей министра.

Мы не будем гадать на кофейной гуще и назовём три, наиболее чаще звучащие в нашей коммуникации, фамилии руководителей.

Это заместитель Министра Айрат Гатиятов, чьё укрепление в команде Валерия Фалькова заметно невооружённым взглядом, Елена Дружинина, о которой сказано выше, и Андрей Омельчук, стабильно входящий в авангард руководителей Минобрнауки.
Игра в зачисление

Завершилась единственная волна приемки-2022. В основной массе распределены бюджетные места на бакалавриате и специалитете. Платники и магистранты еще имеют определенный люфт, равно как и некоторые вузы могут провести дополнительный набор.

С 2021-го года – тогда это было обусловлено коронавирусом – зачисление происходит в одну волну. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что такая система является более продуманной и справедливой.

Впрочем, некоторые абитуриенты и журналисты придерживаются совсем иного мнения. Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» - это отличная цифровая платформа, но она добавила еще больше хаоса в процесс выбора университета.

О метаниях и неудачных выборах повествует «Фонтанка». По сведениям издания, из-за нового формата (одна волна, Госуслуги и т.п.) во многих вузах не только упал проходной балл, но даже не закрыты все бюджетные места. Дополнительную интригу внесло большое количество квот, которые оказались не полностью выбраны, а значит – поступили в общий конкурс. Правда, произошло это в последний момент 2-3 августа.

Многие абитуриенты поступили в итоге совсем не туда, куда хотели. Просто потому, что решили подстраховаться, дабы не пролететь мимо бюджета совсем, а для парней – чтобы не угодить в армию.

Новая модель приемной кампании хороша многим, но все перекрывает главный изъян – во многих смыслах подача согласия о зачислении (а оно может быть только одним единственным) становится совершенно ненужной рискованной игрой. Кто-то понадеялся на авось и с условными 210 баллами попал на бюджет в Москву, а кто-то был осмотрителен и в итоге остался у себя в регионе с 250 б.

Конечно, таким образом решается проблема избыточной студенческой миграции в столицу – все больше абитуриентов остаются дома. Сильных студентов получат региональные вузы, да и запредельная конкуренция в двух столицах немного утихнет. Вопрос лишь в том – оправдывает ли цель средства?

После стресса ЕГЭ у абитуриентов начинается вторая стадия – выбор вуза, постоянное отслеживание своего места в списках, угадайка с подачей согласия и оригинала аттестата.

Представляется, что система могла бы быть более справедливой и честной, по крайней мере – более спокойной для поступающих и их родителей. Вероятно, можно ввести систему, чтобы абитуриенты выбирали вузы и направления в порядке их приоритета. Соответственно зачисляться будут, в первую очередь, те, у кого данный вуз и конкретная образовательная программа на первом месте. Идей много, вопрос в их реализации.

Сама ситуация, когда достаточно сильные абитуриенты должны рисковать на техническом этапе поступления – кажется ущербной и несправедливой по своей сути. Проблема еще и в том, что на практике далеко не всегда возможно просчитать свои шансы.

Уже ряд экспертов высказывает мнение, что система «абитуриент приходит на бюджетное место» морально устарела. Сейчас действительно в центре не будущий студент, а именно место – то самое, что получил вуз, факультет конкретное направление по госзаданию. А этому предшествует большая грызня на всех аппаратных уровнях – от деканатов до приемных вице-премьеров. Значительно справедливее и логичнее была бы иная система: «бюджетное место следует за абитуриентом». В этом ключе уже началась работа, но пока что она касается вопросов академической мобильности.

Ситуация складывается парадоксальная – ведущие вузы набирают меньше студентов и более слабых, чем могли бы, а высокобалльники отсеиваются по совсем не зависящим от уровня сданных ЕГЭ причинам.

Подробнее: нюансы от Фонтанки и позиция Валерия Фалькова .
Смело, но не точно.

Система рефлексирует постоянно, но полярность отдельных элит не всегда позволяет разглядеть диалог. Отдельные граждане из глубинного народа даже видят в этом пренебрежение их мнением.
И это тоже правила диалога. Которые эти же граждане с успехом применяют, будучи на коне.

Ещё одна примета времени в том, что сегодня многие предпочитают разменять своё право выражения мнения на право просить и быть услышанным. И это тоже специфика диалога с обществом.

https://news.1rj.ru/str/DavydovIn/5358
Как стать членом гоночной команды

С учетом быстро меняющихся вызовов реальной экономики в целом и технологических отраслей в частности современные образовательные стандарты высшего образования требуют регулярной актуализации. На ПМЭФ-2022 вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что в настоящих санкционных условиях «Россия постарается соблюсти «разумный баланс между технологической автаркией, что, как правило, ведёт к деградации технологий, и интегрированности в мировые цепочки поставок с условием, что критические технологии должны оставаться внутри страны».

Передовые вузы умеют своевременно реагировать и актуализировать образовательную компоненту: российская гоночная команда G-Drive Racing и Московский политехнический университет запускают магистерскую образовательную программу «Гоночный инжиниринг».

В рамках программы студенты займутся разработкой и внедрением гибридной энергоустановки для российского гоночного прототипа. Наставником проекта станет спортивный директор G-Drive Racing Роман Русинов, а руководителем образовательной программы — директор Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.

Роман Русинов, спортивный директор G-Drive Racing: «G-Drive Racing на протяжении десяти лет успешно выступала в международных гонках на выносливость, сумев накопить уникальную экспертизу. Своим опытом мы, в том числе, делились и с коллегами из Московского Политеха. Я рад, что наше сотрудничество переходит на новый уровень. Это значит, что все больше студентов и молодых специалистов смогут своими руками потрогать настоящую технику, поработать с ней и воплотить свою мечту – стать гоночным инженером. А практика в команде послужит должной мотивацией».

В программе предусмотрены 12 бюджетных мест. Принять участие в конкурсе смогут студенты с дипломом бакалавра. После окончания I, II и III семестров лучшие студенты получат возможность пройти практику в команде G-Drive Racing.

По окончании образовательной программы шесть обучающихся получат возможность стать членами гоночной команды.
Ученые степени ДНР и ЛНР будут признаны с российскими наравне. Соответствующий проект соглашения о взаимном признании готовится Правительством РФ. До настоящего момента признание ученых степеней Донбасса требовало экспертизы Министерства науки и высшего образования.
Сегодня День рождения у Владимира Легойды @vladimirlegoyda, главы Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ, главреда журнала «Фома», члена Общественной палаты профессора МГИМО.

Владимира Романовича хорошо знает и уважает научно-образовательное сообщество, он активный участник дискурса о развитиии системы образования в России, в том числе в Telegram.

Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с Днём рождения профессора Легойду, нашего коллегу и постоянного участника форумных мероприятий НОП.
Работаешь на зачетку – работаешь на трудовую

Выбор вуза абитуриентом во многом обусловлен его представлением о будущей карьере. Опыт Новосибирского государственного университета экономики и управления показывает, что с каждым годом растет доля тех студентов, которые имеют достаточно четкое представление о своей профессиональной траектории уже на этапе поступления.

Почти четверть опрошенных в рамках Всероссийского онлайн-опроса абитуриентов 2022 года в числе первых хотят встретиться с работодателями, которые сотрудничают с вузом. В Новосибирском государственном университете экономики и управления выстроена инфраструктура таких встреч: с первого курса до момента трудоустройства вуз сопровождает своих студентов, формируя востребованных рынком труда специалистов.

Павел Новгородов, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления, для «Научно-образовательной политики»:

«Уже несколько лет мы анкетируем наших абитуриентов по поводу их ценностных установок в плане карьерного развития и видим интересные тенденции, которые говорят о более прагматичной и конкретной позиции студентов в отношении их будущего трудоустройства. Это говорит о необходимости конструирования карьерных траекторий даже не с первого курса университета, а со школы.

С этого года наш Центр карьеры планирует активно взаимодействовать со старшеклассниками, а также обучающимися в учреждениях СПО, которые планируют продолжить обучение в вузе. Усилить работу с абитуриентами и студентами НГУЭУ по вопросам будущего трудоустройства планируется в том числе посредством Центра оценки и развития компетенций АНО «Россия – страна возможностей», открытого на базе университета, который является дополнительной точкой вовлечения профессионального сообщества.

Также мы понимаем, что отдельная целевая аудитория по данному вопросу – родители студентов, для которых в июле в рамках приемной кампании мы провели экскурсию, погрузили в тематику soft skills и рассказали о деятельности Центра».
Кибертех и микроэлектронный суверенитет

Микроэлектроника – ключевая и стержневая зона импортозамещения, которое через суверенитет в этих вопросах, должна перейти к импортоопережению и научно-технологическому прорыву. Это сфера приоритетного внимания и президента Владимира Путина, и премьер-министра Михаила Мишустина.

Уже достаточно долгое время по экспертной среде курсируют идеи запуска новых госкорпораций в тех или иных областях. Были выдвинуты предложения создать «Росцифру» или «Росквант». В итоге Ростех создает новую компанию – Кибертех.

Основная идея – концентрация компетенций и ресурсов в области микроэлектроники, а конкретнее – «железа». Именно здесь у России одно из наиболее болезненных пространств зависимости в глобальном цифровом переходе. О планах по развитию Кибертеха рассказывает РБК:

«По словам двух собеседников, знакомых с планами «Кибертеха», этот холдинг должен объединить активы «Ростеха», а также «других государственных или частных компаний в сфере микроэлектроники, фотоники, ИТ, телекоммуникационных и сетевых технологий». Предполагается, что он будет заниматься проектами по импортозамещению элементов критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и информсистемы госорганов, финансовых, энергетических и ряда других компаний), оборудования, программного обеспечения и кибербезопасности, а также привлекать господдержку и обеспечивать необходимое регулирование в области микроэлектроники и ИТ, рассказал один из собеседников».

Одной из основных задач Кибертеха будет формирование цепочек полного инновационного цикла – как раз с прицелом на импортозамещение и обеспечение микроэлектронного суверенитета. Будет востребована ревизия и пересборка всех наличных профильных мощностей. Например, в состав Кибертеха может войти полностью или частично Росэлектроника. Тем более, что анонсирована возможность присоединения организаций, находящихся сейчас вне контура Ростеха.

Консолидация усилий и их фокусировка на первоочередных задачах видятся правильным решением в условиях санкционной войны против России. Также, напомним, продолжается разработка стратегического документа по микроэлектронике – он будет в форме фед- или нацпроекта либо ФНТП (как вариант – комплексной программы по образцу атомной РТТН). Для такого масштаба работ потребуется единый и отвественный исполнитель. Таковым как раз может стать Кибертех.

С другой стороны, профильным предприятиям уже сейчас необходимо работать по критическим областям импортозависимости в рамках цифровых сквозных технологий – тех самых, в которых, по словам Владимира Путина, Ростех не слишком преуспел. Уже существует отработанная модель консорциумов для решения научно-технологических задач практически любой сложности. Это уже реализуется в рамках научно-образовательнх и научных центров мирового уровня, программы «Приоритет-2030» и ряда других мероприятий под эгидой Минобрнауки.

Кроме того, Кибертех – в планируемом виде – будет отвечать в основном на hard. Однако, у цифрового суверенитета есть еще два измерения – это soft (здесь много лидеров – например, Институт системного программирования РАН), а также skills (тут впору вспомнить прекрасные достижения Университета Иннополис, МИФИ, МИРЭА, МГТУ им. Баумана и других ведущих вузов).

Еще одно важное обстоятельство – у России, к сожалению, есть зависимость не только от самой продукции микроэлектроники, но и от средств ее производства. А на сегодняшний день, нам, грубо говоря, нужен и процессор, и «станок» для его выпуска.

Подробнее: https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/06/2022/62af3c3a9a79476e80f0975e
Мягкая сила Россотрудничества и аэрокосмического приборостроения

Русский космос всегда был мягкой силой, которая привлекала внимание иностранных специалистов, исследователей и просто любителей. Космическая эра, открывшаяся с легендарного «Поехали!» до сих пор остается символом огромного потенциала развития технологий. Если Пушкин – наше все в современном русском литературном языке, то Юрий Гагарин – наше все в космосе. И едва ли его сможет затмить кто-то, пишущий шуточки в твиттере.

Для продвижения этой мягкой силы, за которой скрыта огромная мощь отрасли, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения заключил соглашение с Россотрудничеством. Глава Федерального агентства по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Примаков и ректор университета Юлия Антохина подписали соглашение о сотрудничестве.

Основная цель договора – взаимодействие в международной гуманитарной сфере, направленное на продвижение за рубежом российского образования и развитие экспорта образовательных услуг, развитие информационного и научного сотрудничества, формирование институциональных партнерств между образовательным и научным сообществом Российской Федерации и зарубежных стран. А также повышение интереса иностранных учащихся и ученых к русскому языку, российскому образованию и науке, образовательным программам университета.

ГУАП уже имеет положительный опыт взаимодействия с Россотрудничеством и Российскими центрами науки и культуры. В 2021 году с участием представителей нашего университета состоялась телеконференция, посвященная российскому и французскому образованию в области авиакосмических технологий, которая была организованна Русским домом науки и культуры в Париже и приурочена к 60-летию полёта Ю.А. Гагарина и 55-летию российско-французского сотрудничества в области космоса. Университет принимал участие в выставках «За знаниями в Россию» и «Еду учиться в Россию» для абитуриентов из стран Европы и Азии, представив на виртуальной площадке Россотрудничества научно-популярные лекции и презентации учебных программ университета.

Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, для «Научно-образовательной политики»:

«Подписание соглашения о сотрудничестве – это важный шаг для ГУАП. Он позволит объединить усилия для продвижения за рубежом российского образования, повысить интерес иностранных обучающихся к русскому языку, российской культуре и науке, инициировать и реализовать новые проекты, интенсифицировать научные и образовательные связи с азиатскими, арабскими, латиноамериканскими странами, а также со странами СНГ».