Минобрнауки летом
В последние недели в адрес "Научно – образовательной политики" приходит много вопросов, касающихся организационно – управленческих изменений в Минобрнауки России.
Интересно, что среди интересующихся не только "подведы" министерства, но и чиновники из различных министерств, ведомств, регионов.
Объяснение простое – с укреплением межведомственных связок растёт и взаимозависимость госслужащих из различных структур. Для них важно просчитывать баланс сил "в моменте" и перспективе.
На самом деле, принципиальных изменений нет, но ряд новых акцентов мы бы отметили. В основном, они касаются перераспределения функционала.
Так, произошли изменения в кадровой повестке министерства – кадры центрального аппарата недавно перешли под кураторство заместителя Министра Айрата Гатиятова. При этом все кадровые вопросы подведомственных организаций Минобрнауки остались в функционале заместителя Министра Петра Кучеренко, у которого традиционно – высокий рейтинг в профессиональном сообществе.
На уровне департаментов заметные изменения коснулись Административного департамента, который слился с департаментом госслужбы (директор Валентина Шалашникова). Ранее в научно-образовательном сообществе (да и самом министерстве) Административный департамент называли просто "протоколом". Изменения коснулись и собственно "протокольного" функционала и его кураторов. Так, экс-глава Административного департамента Татьяна Казакова перешла в аппарат советников/помощников Министра.
Много вопросов мы традиционно получаем в адрес Международного департамента. Фактически, он возглавляется руководителем с приставкой "и.о.", до этого возглавлявшего отдел в министерстве. Между тем, международный вектор работы вузов и научных организаций сегодня претерпевает ряд изменений и от "подведов" растёт заметный запрос на сутевую, стратегическую работу с профильным департаментом учредителя. В то же время, международный Департамент уже долгое время работает скорее в режиме протокольной международной службы первых лиц министерства.
Изменения коснулись также функционала и аппарата заместителя Министра Григория Гурова.
К нему переходит функционал Десятилетия науки и технологий, который является сквозным для буквально всех направлений деятельности министерства.
На этом фоне из Минобрнауки планово ушёл на повышение директор молодёжного Департамента Денис Аширов. Знаем, что на эту должность обсуждаются как минимум две различные кандидатуры. С учётом возросшего объема работы и новой тематики, которая шире воспитания и молодёжной политики – логичным представляется возможное кадровое укрепление команды заместителя министра.
Впрочем, это же можно сказать и о коллеге Григория Гурова Елене Дружининой. Не так давно в функционал заместителя Министра Дружининой вошла антикоррупционная повестка. Это в прямом смысле функционал коммуникации элит, который существенно усилил аппаратный вес как Елены Дружининой, так и подчинённого департамента, возглавляемого Андреем Толмачёвым (он, в дополнение к информационной повестке министерства, теперь ведёт и антикоррупционные вопросы).
Большинство наших респондентов, говоря о балансе сил в министерстве, отмечают качественный рост именно у Елены Дружининой.
Среди наиболее часто звучащих в адрес НОП вопросов – о неформальном рейтинге заместителей министра.
Мы не будем гадать на кофейной гуще и назовём три, наиболее чаще звучащие в нашей коммуникации, фамилии руководителей.
Это заместитель Министра Айрат Гатиятов, чьё укрепление в команде Валерия Фалькова заметно невооружённым взглядом, Елена Дружинина, о которой сказано выше, и Андрей Омельчук, стабильно входящий в авангард руководителей Минобрнауки.
В последние недели в адрес "Научно – образовательной политики" приходит много вопросов, касающихся организационно – управленческих изменений в Минобрнауки России.
Интересно, что среди интересующихся не только "подведы" министерства, но и чиновники из различных министерств, ведомств, регионов.
Объяснение простое – с укреплением межведомственных связок растёт и взаимозависимость госслужащих из различных структур. Для них важно просчитывать баланс сил "в моменте" и перспективе.
На самом деле, принципиальных изменений нет, но ряд новых акцентов мы бы отметили. В основном, они касаются перераспределения функционала.
Так, произошли изменения в кадровой повестке министерства – кадры центрального аппарата недавно перешли под кураторство заместителя Министра Айрата Гатиятова. При этом все кадровые вопросы подведомственных организаций Минобрнауки остались в функционале заместителя Министра Петра Кучеренко, у которого традиционно – высокий рейтинг в профессиональном сообществе.
На уровне департаментов заметные изменения коснулись Административного департамента, который слился с департаментом госслужбы (директор Валентина Шалашникова). Ранее в научно-образовательном сообществе (да и самом министерстве) Административный департамент называли просто "протоколом". Изменения коснулись и собственно "протокольного" функционала и его кураторов. Так, экс-глава Административного департамента Татьяна Казакова перешла в аппарат советников/помощников Министра.
Много вопросов мы традиционно получаем в адрес Международного департамента. Фактически, он возглавляется руководителем с приставкой "и.о.", до этого возглавлявшего отдел в министерстве. Между тем, международный вектор работы вузов и научных организаций сегодня претерпевает ряд изменений и от "подведов" растёт заметный запрос на сутевую, стратегическую работу с профильным департаментом учредителя. В то же время, международный Департамент уже долгое время работает скорее в режиме протокольной международной службы первых лиц министерства.
Изменения коснулись также функционала и аппарата заместителя Министра Григория Гурова.
К нему переходит функционал Десятилетия науки и технологий, который является сквозным для буквально всех направлений деятельности министерства.
На этом фоне из Минобрнауки планово ушёл на повышение директор молодёжного Департамента Денис Аширов. Знаем, что на эту должность обсуждаются как минимум две различные кандидатуры. С учётом возросшего объема работы и новой тематики, которая шире воспитания и молодёжной политики – логичным представляется возможное кадровое укрепление команды заместителя министра.
Впрочем, это же можно сказать и о коллеге Григория Гурова Елене Дружининой. Не так давно в функционал заместителя Министра Дружининой вошла антикоррупционная повестка. Это в прямом смысле функционал коммуникации элит, который существенно усилил аппаратный вес как Елены Дружининой, так и подчинённого департамента, возглавляемого Андреем Толмачёвым (он, в дополнение к информационной повестке министерства, теперь ведёт и антикоррупционные вопросы).
Большинство наших респондентов, говоря о балансе сил в министерстве, отмечают качественный рост именно у Елены Дружининой.
Среди наиболее часто звучащих в адрес НОП вопросов – о неформальном рейтинге заместителей министра.
Мы не будем гадать на кофейной гуще и назовём три, наиболее чаще звучащие в нашей коммуникации, фамилии руководителей.
Это заместитель Министра Айрат Гатиятов, чьё укрепление в команде Валерия Фалькова заметно невооружённым взглядом, Елена Дружинина, о которой сказано выше, и Андрей Омельчук, стабильно входящий в авангард руководителей Минобрнауки.
Игра в зачисление
Завершилась единственная волна приемки-2022. В основной массе распределены бюджетные места на бакалавриате и специалитете. Платники и магистранты еще имеют определенный люфт, равно как и некоторые вузы могут провести дополнительный набор.
С 2021-го года – тогда это было обусловлено коронавирусом – зачисление происходит в одну волну. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что такая система является более продуманной и справедливой.
Впрочем, некоторые абитуриенты и журналисты придерживаются совсем иного мнения. Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» - это отличная цифровая платформа, но она добавила еще больше хаоса в процесс выбора университета.
О метаниях и неудачных выборах повествует «Фонтанка». По сведениям издания, из-за нового формата (одна волна, Госуслуги и т.п.) во многих вузах не только упал проходной балл, но даже не закрыты все бюджетные места. Дополнительную интригу внесло большое количество квот, которые оказались не полностью выбраны, а значит – поступили в общий конкурс. Правда, произошло это в последний момент 2-3 августа.
Многие абитуриенты поступили в итоге совсем не туда, куда хотели. Просто потому, что решили подстраховаться, дабы не пролететь мимо бюджета совсем, а для парней – чтобы не угодить в армию.
Новая модель приемной кампании хороша многим, но все перекрывает главный изъян – во многих смыслах подача согласия о зачислении (а оно может быть только одним единственным) становится совершенно ненужной рискованной игрой. Кто-то понадеялся на авось и с условными 210 баллами попал на бюджет в Москву, а кто-то был осмотрителен и в итоге остался у себя в регионе с 250 б.
Конечно, таким образом решается проблема избыточной студенческой миграции в столицу – все больше абитуриентов остаются дома. Сильных студентов получат региональные вузы, да и запредельная конкуренция в двух столицах немного утихнет. Вопрос лишь в том – оправдывает ли цель средства?
После стресса ЕГЭ у абитуриентов начинается вторая стадия – выбор вуза, постоянное отслеживание своего места в списках, угадайка с подачей согласия и оригинала аттестата.
Представляется, что система могла бы быть более справедливой и честной, по крайней мере – более спокойной для поступающих и их родителей. Вероятно, можно ввести систему, чтобы абитуриенты выбирали вузы и направления в порядке их приоритета. Соответственно зачисляться будут, в первую очередь, те, у кого данный вуз и конкретная образовательная программа на первом месте. Идей много, вопрос в их реализации.
Сама ситуация, когда достаточно сильные абитуриенты должны рисковать на техническом этапе поступления – кажется ущербной и несправедливой по своей сути. Проблема еще и в том, что на практике далеко не всегда возможно просчитать свои шансы.
Уже ряд экспертов высказывает мнение, что система «абитуриент приходит на бюджетное место» морально устарела. Сейчас действительно в центре не будущий студент, а именно место – то самое, что получил вуз, факультет конкретное направление по госзаданию. А этому предшествует большая грызня на всех аппаратных уровнях – от деканатов до приемных вице-премьеров. Значительно справедливее и логичнее была бы иная система: «бюджетное место следует за абитуриентом». В этом ключе уже началась работа, но пока что она касается вопросов академической мобильности.
Ситуация складывается парадоксальная – ведущие вузы набирают меньше студентов и более слабых, чем могли бы, а высокобалльники отсеиваются по совсем не зависящим от уровня сданных ЕГЭ причинам.
Подробнее: нюансы от Фонтанки и позиция Валерия Фалькова .
Завершилась единственная волна приемки-2022. В основной массе распределены бюджетные места на бакалавриате и специалитете. Платники и магистранты еще имеют определенный люфт, равно как и некоторые вузы могут провести дополнительный набор.
С 2021-го года – тогда это было обусловлено коронавирусом – зачисление происходит в одну волну. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков подчеркнул, что такая система является более продуманной и справедливой.
Впрочем, некоторые абитуриенты и журналисты придерживаются совсем иного мнения. Суперсервис «Поступление в вуз онлайн» - это отличная цифровая платформа, но она добавила еще больше хаоса в процесс выбора университета.
О метаниях и неудачных выборах повествует «Фонтанка». По сведениям издания, из-за нового формата (одна волна, Госуслуги и т.п.) во многих вузах не только упал проходной балл, но даже не закрыты все бюджетные места. Дополнительную интригу внесло большое количество квот, которые оказались не полностью выбраны, а значит – поступили в общий конкурс. Правда, произошло это в последний момент 2-3 августа.
Многие абитуриенты поступили в итоге совсем не туда, куда хотели. Просто потому, что решили подстраховаться, дабы не пролететь мимо бюджета совсем, а для парней – чтобы не угодить в армию.
Новая модель приемной кампании хороша многим, но все перекрывает главный изъян – во многих смыслах подача согласия о зачислении (а оно может быть только одним единственным) становится совершенно ненужной рискованной игрой. Кто-то понадеялся на авось и с условными 210 баллами попал на бюджет в Москву, а кто-то был осмотрителен и в итоге остался у себя в регионе с 250 б.
Конечно, таким образом решается проблема избыточной студенческой миграции в столицу – все больше абитуриентов остаются дома. Сильных студентов получат региональные вузы, да и запредельная конкуренция в двух столицах немного утихнет. Вопрос лишь в том – оправдывает ли цель средства?
После стресса ЕГЭ у абитуриентов начинается вторая стадия – выбор вуза, постоянное отслеживание своего места в списках, угадайка с подачей согласия и оригинала аттестата.
Представляется, что система могла бы быть более справедливой и честной, по крайней мере – более спокойной для поступающих и их родителей. Вероятно, можно ввести систему, чтобы абитуриенты выбирали вузы и направления в порядке их приоритета. Соответственно зачисляться будут, в первую очередь, те, у кого данный вуз и конкретная образовательная программа на первом месте. Идей много, вопрос в их реализации.
Сама ситуация, когда достаточно сильные абитуриенты должны рисковать на техническом этапе поступления – кажется ущербной и несправедливой по своей сути. Проблема еще и в том, что на практике далеко не всегда возможно просчитать свои шансы.
Уже ряд экспертов высказывает мнение, что система «абитуриент приходит на бюджетное место» морально устарела. Сейчас действительно в центре не будущий студент, а именно место – то самое, что получил вуз, факультет конкретное направление по госзаданию. А этому предшествует большая грызня на всех аппаратных уровнях – от деканатов до приемных вице-премьеров. Значительно справедливее и логичнее была бы иная система: «бюджетное место следует за абитуриентом». В этом ключе уже началась работа, но пока что она касается вопросов академической мобильности.
Ситуация складывается парадоксальная – ведущие вузы набирают меньше студентов и более слабых, чем могли бы, а высокобалльники отсеиваются по совсем не зависящим от уровня сданных ЕГЭ причинам.
Подробнее: нюансы от Фонтанки и позиция Валерия Фалькова .
ФОНТАНКА.ру
Мало баллов. Провальная вступительная кампания 2022 года показала, каким будет городское образование без студентов из регионов
Многие вузы Петербурга в этом году будут вынуждены как-то выкручиваться, чтобы заполнить бюджетные места: из-за новой системы приема тысячи иногородних высокобалльных студентов остались в своих родных городах.
Смело, но не точно.
Система рефлексирует постоянно, но полярность отдельных элит не всегда позволяет разглядеть диалог. Отдельные граждане из глубинного народа даже видят в этом пренебрежение их мнением.
И это тоже правила диалога. Которые эти же граждане с успехом применяют, будучи на коне.
Ещё одна примета времени в том, что сегодня многие предпочитают разменять своё право выражения мнения на право просить и быть услышанным. И это тоже специфика диалога с обществом.
https://news.1rj.ru/str/DavydovIn/5358
Система рефлексирует постоянно, но полярность отдельных элит не всегда позволяет разглядеть диалог. Отдельные граждане из глубинного народа даже видят в этом пренебрежение их мнением.
И это тоже правила диалога. Которые эти же граждане с успехом применяют, будучи на коне.
Ещё одна примета времени в том, что сегодня многие предпочитают разменять своё право выражения мнения на право просить и быть услышанным. И это тоже специфика диалога с обществом.
https://news.1rj.ru/str/DavydovIn/5358
Telegram
Давыдов.Индекс
Система не предполагает диалога с обществом.
В силу своего устройства, а не в силу пренебрежения.
Ибо не имеет рефлексии.
Граждане есть паства, которую она окормляет. У них (граждан) могут быть просьбы, но не мнения.
В силу своего устройства, а не в силу пренебрежения.
Ибо не имеет рефлексии.
Граждане есть паства, которую она окормляет. У них (граждан) могут быть просьбы, но не мнения.
Как стать членом гоночной команды
С учетом быстро меняющихся вызовов реальной экономики в целом и технологических отраслей в частности современные образовательные стандарты высшего образования требуют регулярной актуализации. На ПМЭФ-2022 вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что в настоящих санкционных условиях «Россия постарается соблюсти «разумный баланс между технологической автаркией, что, как правило, ведёт к деградации технологий, и интегрированности в мировые цепочки поставок с условием, что критические технологии должны оставаться внутри страны».
Передовые вузы умеют своевременно реагировать и актуализировать образовательную компоненту: российская гоночная команда G-Drive Racing и Московский политехнический университет запускают магистерскую образовательную программу «Гоночный инжиниринг».
В рамках программы студенты займутся разработкой и внедрением гибридной энергоустановки для российского гоночного прототипа. Наставником проекта станет спортивный директор G-Drive Racing Роман Русинов, а руководителем образовательной программы — директор Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.
Роман Русинов, спортивный директор G-Drive Racing: «G-Drive Racing на протяжении десяти лет успешно выступала в международных гонках на выносливость, сумев накопить уникальную экспертизу. Своим опытом мы, в том числе, делились и с коллегами из Московского Политеха. Я рад, что наше сотрудничество переходит на новый уровень. Это значит, что все больше студентов и молодых специалистов смогут своими руками потрогать настоящую технику, поработать с ней и воплотить свою мечту – стать гоночным инженером. А практика в команде послужит должной мотивацией».
В программе предусмотрены 12 бюджетных мест. Принять участие в конкурсе смогут студенты с дипломом бакалавра. После окончания I, II и III семестров лучшие студенты получат возможность пройти практику в команде G-Drive Racing.
По окончании образовательной программы шесть обучающихся получат возможность стать членами гоночной команды.
С учетом быстро меняющихся вызовов реальной экономики в целом и технологических отраслей в частности современные образовательные стандарты высшего образования требуют регулярной актуализации. На ПМЭФ-2022 вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил, что в настоящих санкционных условиях «Россия постарается соблюсти «разумный баланс между технологической автаркией, что, как правило, ведёт к деградации технологий, и интегрированности в мировые цепочки поставок с условием, что критические технологии должны оставаться внутри страны».
Передовые вузы умеют своевременно реагировать и актуализировать образовательную компоненту: российская гоночная команда G-Drive Racing и Московский политехнический университет запускают магистерскую образовательную программу «Гоночный инжиниринг».
В рамках программы студенты займутся разработкой и внедрением гибридной энергоустановки для российского гоночного прототипа. Наставником проекта станет спортивный директор G-Drive Racing Роман Русинов, а руководителем образовательной программы — директор Передовой инженерной школы электротранспорта Московского Политеха Пабло Итурралде.
Роман Русинов, спортивный директор G-Drive Racing: «G-Drive Racing на протяжении десяти лет успешно выступала в международных гонках на выносливость, сумев накопить уникальную экспертизу. Своим опытом мы, в том числе, делились и с коллегами из Московского Политеха. Я рад, что наше сотрудничество переходит на новый уровень. Это значит, что все больше студентов и молодых специалистов смогут своими руками потрогать настоящую технику, поработать с ней и воплотить свою мечту – стать гоночным инженером. А практика в команде послужит должной мотивацией».
В программе предусмотрены 12 бюджетных мест. Принять участие в конкурсе смогут студенты с дипломом бакалавра. После окончания I, II и III семестров лучшие студенты получат возможность пройти практику в команде G-Drive Racing.
По окончании образовательной программы шесть обучающихся получат возможность стать членами гоночной команды.
РИА Новости
Дмитрий Чернышенко: мы видим ренессанс IT-бизнеса в нашей стране
Бежать одновременно во все направления с одинаковой скоростью невозможно и бессмысленно пытаться это сделать, считает вице-премьер Дмитрий Чернышенко. В... РИА Новости, 17.06.2022
Ученые степени ДНР и ЛНР будут признаны с российскими наравне. Соответствующий проект соглашения о взаимном признании готовится Правительством РФ. До настоящего момента признание ученых степеней Донбасса требовало экспертизы Министерства науки и высшего образования.
TACC
Кабмин одобрил проект соглашения о взаимном признании ученых степеней между РФ и ДНР - ТАСС
В настоящее время признание донецких ученых степеней и званий требует проведения экспертизы Минобрнауки
Сегодня День рождения у Владимира Легойды @vladimirlegoyda, главы Синодального отдела по взаимоотношениям РПЦ с обществом и СМИ, главреда журнала «Фома», члена Общественной палаты профессора МГИМО.
Владимира Романовича хорошо знает и уважает научно-образовательное сообщество, он активный участник дискурса о развитиии системы образования в России, в том числе в Telegram.
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с Днём рождения профессора Легойду, нашего коллегу и постоянного участника форумных мероприятий НОП.
Владимира Романовича хорошо знает и уважает научно-образовательное сообщество, он активный участник дискурса о развитиии системы образования в России, в том числе в Telegram.
Редакция "Научно–образовательной политики" поздравляет с Днём рождения профессора Легойду, нашего коллегу и постоянного участника форумных мероприятий НОП.
Forwarded from Владимир Легойда
Telegram
Евгений Сжёнов
Дорогой Владимир Романович @vladimirlegoyda, с Днём рождения!
Мы с командами @scienpolicy и @youthpolicy очень рады вашему постоянному включению и мудрым идеям по развитию системы образования и молодёжной политики в России.
Надеюсь, что в новом учебном…
Мы с командами @scienpolicy и @youthpolicy очень рады вашему постоянному включению и мудрым идеям по развитию системы образования и молодёжной политики в России.
Надеюсь, что в новом учебном…
Работаешь на зачетку – работаешь на трудовую
Выбор вуза абитуриентом во многом обусловлен его представлением о будущей карьере. Опыт Новосибирского государственного университета экономики и управления показывает, что с каждым годом растет доля тех студентов, которые имеют достаточно четкое представление о своей профессиональной траектории уже на этапе поступления.
Почти четверть опрошенных в рамках Всероссийского онлайн-опроса абитуриентов 2022 года в числе первых хотят встретиться с работодателями, которые сотрудничают с вузом. В Новосибирском государственном университете экономики и управления выстроена инфраструктура таких встреч: с первого курса до момента трудоустройства вуз сопровождает своих студентов, формируя востребованных рынком труда специалистов.
Павел Новгородов, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления, для «Научно-образовательной политики»:
«Уже несколько лет мы анкетируем наших абитуриентов по поводу их ценностных установок в плане карьерного развития и видим интересные тенденции, которые говорят о более прагматичной и конкретной позиции студентов в отношении их будущего трудоустройства. Это говорит о необходимости конструирования карьерных траекторий даже не с первого курса университета, а со школы.
С этого года наш Центр карьеры планирует активно взаимодействовать со старшеклассниками, а также обучающимися в учреждениях СПО, которые планируют продолжить обучение в вузе. Усилить работу с абитуриентами и студентами НГУЭУ по вопросам будущего трудоустройства планируется в том числе посредством Центра оценки и развития компетенций АНО «Россия – страна возможностей», открытого на базе университета, который является дополнительной точкой вовлечения профессионального сообщества.
Также мы понимаем, что отдельная целевая аудитория по данному вопросу – родители студентов, для которых в июле в рамках приемной кампании мы провели экскурсию, погрузили в тематику soft skills и рассказали о деятельности Центра».
Выбор вуза абитуриентом во многом обусловлен его представлением о будущей карьере. Опыт Новосибирского государственного университета экономики и управления показывает, что с каждым годом растет доля тех студентов, которые имеют достаточно четкое представление о своей профессиональной траектории уже на этапе поступления.
Почти четверть опрошенных в рамках Всероссийского онлайн-опроса абитуриентов 2022 года в числе первых хотят встретиться с работодателями, которые сотрудничают с вузом. В Новосибирском государственном университете экономики и управления выстроена инфраструктура таких встреч: с первого курса до момента трудоустройства вуз сопровождает своих студентов, формируя востребованных рынком труда специалистов.
Павел Новгородов, ректор Новосибирского государственного университета экономики и управления, для «Научно-образовательной политики»:
«Уже несколько лет мы анкетируем наших абитуриентов по поводу их ценностных установок в плане карьерного развития и видим интересные тенденции, которые говорят о более прагматичной и конкретной позиции студентов в отношении их будущего трудоустройства. Это говорит о необходимости конструирования карьерных траекторий даже не с первого курса университета, а со школы.
С этого года наш Центр карьеры планирует активно взаимодействовать со старшеклассниками, а также обучающимися в учреждениях СПО, которые планируют продолжить обучение в вузе. Усилить работу с абитуриентами и студентами НГУЭУ по вопросам будущего трудоустройства планируется в том числе посредством Центра оценки и развития компетенций АНО «Россия – страна возможностей», открытого на базе университета, который является дополнительной точкой вовлечения профессионального сообщества.
Также мы понимаем, что отдельная целевая аудитория по данному вопросу – родители студентов, для которых в июле в рамках приемной кампании мы провели экскурсию, погрузили в тематику soft skills и рассказали о деятельности Центра».
Кибертех и микроэлектронный суверенитет
Микроэлектроника – ключевая и стержневая зона импортозамещения, которое через суверенитет в этих вопросах, должна перейти к импортоопережению и научно-технологическому прорыву. Это сфера приоритетного внимания и президента Владимира Путина, и премьер-министра Михаила Мишустина.
Уже достаточно долгое время по экспертной среде курсируют идеи запуска новых госкорпораций в тех или иных областях. Были выдвинуты предложения создать «Росцифру» или «Росквант». В итоге Ростех создает новую компанию – Кибертех.
Основная идея – концентрация компетенций и ресурсов в области микроэлектроники, а конкретнее – «железа». Именно здесь у России одно из наиболее болезненных пространств зависимости в глобальном цифровом переходе. О планах по развитию Кибертеха рассказывает РБК:
«По словам двух собеседников, знакомых с планами «Кибертеха», этот холдинг должен объединить активы «Ростеха», а также «других государственных или частных компаний в сфере микроэлектроники, фотоники, ИТ, телекоммуникационных и сетевых технологий». Предполагается, что он будет заниматься проектами по импортозамещению элементов критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и информсистемы госорганов, финансовых, энергетических и ряда других компаний), оборудования, программного обеспечения и кибербезопасности, а также привлекать господдержку и обеспечивать необходимое регулирование в области микроэлектроники и ИТ, рассказал один из собеседников».
Одной из основных задач Кибертеха будет формирование цепочек полного инновационного цикла – как раз с прицелом на импортозамещение и обеспечение микроэлектронного суверенитета. Будет востребована ревизия и пересборка всех наличных профильных мощностей. Например, в состав Кибертеха может войти полностью или частично Росэлектроника. Тем более, что анонсирована возможность присоединения организаций, находящихся сейчас вне контура Ростеха.
Консолидация усилий и их фокусировка на первоочередных задачах видятся правильным решением в условиях санкционной войны против России. Также, напомним, продолжается разработка стратегического документа по микроэлектронике – он будет в форме фед- или нацпроекта либо ФНТП (как вариант – комплексной программы по образцу атомной РТТН). Для такого масштаба работ потребуется единый и отвественный исполнитель. Таковым как раз может стать Кибертех.
С другой стороны, профильным предприятиям уже сейчас необходимо работать по критическим областям импортозависимости в рамках цифровых сквозных технологий – тех самых, в которых, по словам Владимира Путина, Ростех не слишком преуспел. Уже существует отработанная модель консорциумов для решения научно-технологических задач практически любой сложности. Это уже реализуется в рамках научно-образовательнх и научных центров мирового уровня, программы «Приоритет-2030» и ряда других мероприятий под эгидой Минобрнауки.
Кроме того, Кибертех – в планируемом виде – будет отвечать в основном на hard. Однако, у цифрового суверенитета есть еще два измерения – это soft (здесь много лидеров – например, Институт системного программирования РАН), а также skills (тут впору вспомнить прекрасные достижения Университета Иннополис, МИФИ, МИРЭА, МГТУ им. Баумана и других ведущих вузов).
Еще одно важное обстоятельство – у России, к сожалению, есть зависимость не только от самой продукции микроэлектроники, но и от средств ее производства. А на сегодняшний день, нам, грубо говоря, нужен и процессор, и «станок» для его выпуска.
Подробнее: https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/06/2022/62af3c3a9a79476e80f0975e
Микроэлектроника – ключевая и стержневая зона импортозамещения, которое через суверенитет в этих вопросах, должна перейти к импортоопережению и научно-технологическому прорыву. Это сфера приоритетного внимания и президента Владимира Путина, и премьер-министра Михаила Мишустина.
Уже достаточно долгое время по экспертной среде курсируют идеи запуска новых госкорпораций в тех или иных областях. Были выдвинуты предложения создать «Росцифру» или «Росквант». В итоге Ростех создает новую компанию – Кибертех.
Основная идея – концентрация компетенций и ресурсов в области микроэлектроники, а конкретнее – «железа». Именно здесь у России одно из наиболее болезненных пространств зависимости в глобальном цифровом переходе. О планах по развитию Кибертеха рассказывает РБК:
«По словам двух собеседников, знакомых с планами «Кибертеха», этот холдинг должен объединить активы «Ростеха», а также «других государственных или частных компаний в сфере микроэлектроники, фотоники, ИТ, телекоммуникационных и сетевых технологий». Предполагается, что он будет заниматься проектами по импортозамещению элементов критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и информсистемы госорганов, финансовых, энергетических и ряда других компаний), оборудования, программного обеспечения и кибербезопасности, а также привлекать господдержку и обеспечивать необходимое регулирование в области микроэлектроники и ИТ, рассказал один из собеседников».
Одной из основных задач Кибертеха будет формирование цепочек полного инновационного цикла – как раз с прицелом на импортозамещение и обеспечение микроэлектронного суверенитета. Будет востребована ревизия и пересборка всех наличных профильных мощностей. Например, в состав Кибертеха может войти полностью или частично Росэлектроника. Тем более, что анонсирована возможность присоединения организаций, находящихся сейчас вне контура Ростеха.
Консолидация усилий и их фокусировка на первоочередных задачах видятся правильным решением в условиях санкционной войны против России. Также, напомним, продолжается разработка стратегического документа по микроэлектронике – он будет в форме фед- или нацпроекта либо ФНТП (как вариант – комплексной программы по образцу атомной РТТН). Для такого масштаба работ потребуется единый и отвественный исполнитель. Таковым как раз может стать Кибертех.
С другой стороны, профильным предприятиям уже сейчас необходимо работать по критическим областям импортозависимости в рамках цифровых сквозных технологий – тех самых, в которых, по словам Владимира Путина, Ростех не слишком преуспел. Уже существует отработанная модель консорциумов для решения научно-технологических задач практически любой сложности. Это уже реализуется в рамках научно-образовательнх и научных центров мирового уровня, программы «Приоритет-2030» и ряда других мероприятий под эгидой Минобрнауки.
Кроме того, Кибертех – в планируемом виде – будет отвечать в основном на hard. Однако, у цифрового суверенитета есть еще два измерения – это soft (здесь много лидеров – например, Институт системного программирования РАН), а также skills (тут впору вспомнить прекрасные достижения Университета Иннополис, МИФИ, МИРЭА, МГТУ им. Баумана и других ведущих вузов).
Еще одно важное обстоятельство – у России, к сожалению, есть зависимость не только от самой продукции микроэлектроники, но и от средств ее производства. А на сегодняшний день, нам, грубо говоря, нужен и процессор, и «станок» для его выпуска.
Подробнее: https://www.rbc.ru/technology_and_media/20/06/2022/62af3c3a9a79476e80f0975e
РБК
Новая «дочка» «Ростеха» объединит активы в сфере электроники и «железа»
Новая «дочка» «Ростеха» «Кибертех» объединит компании в сфере микроэлектроники, производства оборудования и др. При этом речь может идти как о своих активах госкомпании, так и других игроков
Мягкая сила Россотрудничества и аэрокосмического приборостроения
Русский космос всегда был мягкой силой, которая привлекала внимание иностранных специалистов, исследователей и просто любителей. Космическая эра, открывшаяся с легендарного «Поехали!» до сих пор остается символом огромного потенциала развития технологий. Если Пушкин – наше все в современном русском литературном языке, то Юрий Гагарин – наше все в космосе. И едва ли его сможет затмить кто-то, пишущий шуточки в твиттере.
Для продвижения этой мягкой силы, за которой скрыта огромная мощь отрасли, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения заключил соглашение с Россотрудничеством. Глава Федерального агентства по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Примаков и ректор университета Юлия Антохина подписали соглашение о сотрудничестве.
Основная цель договора – взаимодействие в международной гуманитарной сфере, направленное на продвижение за рубежом российского образования и развитие экспорта образовательных услуг, развитие информационного и научного сотрудничества, формирование институциональных партнерств между образовательным и научным сообществом Российской Федерации и зарубежных стран. А также повышение интереса иностранных учащихся и ученых к русскому языку, российскому образованию и науке, образовательным программам университета.
ГУАП уже имеет положительный опыт взаимодействия с Россотрудничеством и Российскими центрами науки и культуры. В 2021 году с участием представителей нашего университета состоялась телеконференция, посвященная российскому и французскому образованию в области авиакосмических технологий, которая была организованна Русским домом науки и культуры в Париже и приурочена к 60-летию полёта Ю.А. Гагарина и 55-летию российско-французского сотрудничества в области космоса. Университет принимал участие в выставках «За знаниями в Россию» и «Еду учиться в Россию» для абитуриентов из стран Европы и Азии, представив на виртуальной площадке Россотрудничества научно-популярные лекции и презентации учебных программ университета.
Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, для «Научно-образовательной политики»:
«Подписание соглашения о сотрудничестве – это важный шаг для ГУАП. Он позволит объединить усилия для продвижения за рубежом российского образования, повысить интерес иностранных обучающихся к русскому языку, российской культуре и науке, инициировать и реализовать новые проекты, интенсифицировать научные и образовательные связи с азиатскими, арабскими, латиноамериканскими странами, а также со странами СНГ».
Русский космос всегда был мягкой силой, которая привлекала внимание иностранных специалистов, исследователей и просто любителей. Космическая эра, открывшаяся с легендарного «Поехали!» до сих пор остается символом огромного потенциала развития технологий. Если Пушкин – наше все в современном русском литературном языке, то Юрий Гагарин – наше все в космосе. И едва ли его сможет затмить кто-то, пишущий шуточки в твиттере.
Для продвижения этой мягкой силы, за которой скрыта огромная мощь отрасли, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения заключил соглашение с Россотрудничеством. Глава Федерального агентства по делам Содружества Независимых государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Евгений Примаков и ректор университета Юлия Антохина подписали соглашение о сотрудничестве.
Основная цель договора – взаимодействие в международной гуманитарной сфере, направленное на продвижение за рубежом российского образования и развитие экспорта образовательных услуг, развитие информационного и научного сотрудничества, формирование институциональных партнерств между образовательным и научным сообществом Российской Федерации и зарубежных стран. А также повышение интереса иностранных учащихся и ученых к русскому языку, российскому образованию и науке, образовательным программам университета.
ГУАП уже имеет положительный опыт взаимодействия с Россотрудничеством и Российскими центрами науки и культуры. В 2021 году с участием представителей нашего университета состоялась телеконференция, посвященная российскому и французскому образованию в области авиакосмических технологий, которая была организованна Русским домом науки и культуры в Париже и приурочена к 60-летию полёта Ю.А. Гагарина и 55-летию российско-французского сотрудничества в области космоса. Университет принимал участие в выставках «За знаниями в Россию» и «Еду учиться в Россию» для абитуриентов из стран Европы и Азии, представив на виртуальной площадке Россотрудничества научно-популярные лекции и презентации учебных программ университета.
Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, для «Научно-образовательной политики»:
«Подписание соглашения о сотрудничестве – это важный шаг для ГУАП. Он позволит объединить усилия для продвижения за рубежом российского образования, повысить интерес иностранных обучающихся к русскому языку, российской культуре и науке, инициировать и реализовать новые проекты, интенсифицировать научные и образовательные связи с азиатскими, арабскими, латиноамериканскими странами, а также со странами СНГ».
Путями образования и работы
Индивидуализация образовательных траекторий является трендом развития высшей школы. Параллельно с этим предпринимаются шаги по более глубокой практикоориентированности, получением студентами релевантного опыта работы. В контексте эпидемии коронавируса были опробованы и одобрены программы трудоустройства студентов (на разные позиции) и выпускников (на научно-исследовательские и педагогические, а также учебно-вспомогательные должности) в рамках университетов.
Вместе с тем, само комбинирование форматов подготовки и опциональное сочетание их с работой являются той самой индивидуальной образовательной траекторией, а точнее – одним из достаточно четко определимых путей образовательно-карьерного развития.
Ученые Института образования НИУ ВШЭ представили исследование «Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования». С 2012 по 2020 гг. были отслежены траектории развития группы девятиклассников (1996 г.р.).
Всего было выделено 9 паттернов, разбитых на 3 группы.
Группа 1. Короткое обучение и работа
1. Линейный – переход на рынок труда без совмещения и без возврата к обучению (15,0%).
2. Линейный с совмещением – совмещение на старших курсах, без возврата (11,9%).
3. Карьерный – совмещение на всем протяжении обучения, без возврата (6,5%).
Группа 2. Длительное обучение
4. Отложенный – продолжение обучение (магистратура и частично аспирантура) без совмещения работы и учены (15,3%).
5. Реверсивный – учеба без совмещения, выход на работу и возвращение к образованию параллельно с работой (8,5%).
6. Длинный линейный – длительное обучение без совмещения, затем на старших курсах совмещение и продолжение такого формата образования (9,7%).
7. Длинный карьерный – длительное обучение с совмещением (12,1%).
Группа 3. Смешанная
8. Транзитный – после 9 классов СПО, затем бакалавриат (7,0%).
9. Прекариальный – неполная занятость или неактивность на рынке труда (14,0%).
Текст исследования содержит много интересных наблюдений и выводов. Мы же сосредоточимся на некоторых системных моментах.
Для трети студентов (33,4%) высшее образование завершается на первой ступени – их них, безусловно, некоторая часть и так обучалась на программах специалитета, тем не менее можно констатировать: бакалавриат начал мало-помалу восприниматься в качестве законченного высшего образования.
Однако, более чем для половины (50,1%) востребованным является непрерывное высшее образование по модели (бакалавриат + магистратура + аспиратнура либо специалитет + (магистратура) + аспирантура). Это говорит о том, что новые принципы суверенной модели высшего образования однозначно будут востребованы.
Практически для трети (30,3%) студентов доминирует классическая модель (линейная или отложенная), где основной фокус на каждой из стадий уделяется доминирующему занятию: образование получают без отрыва на работу, затем работают без возврата к обучению.
Почти половина (48,7%) совмещают работу и учебу, без учета реверсивных «возвращенцев» это, тем не менее, 40,2%.
Основной водораздел – это стадия выхода на рынок труда. В основном – чем раньше это происходит, тем лучше в свете наличия постоянной работы и доходов. Длительное образование означает чуть более отложенный старт трудовой карьеры. Однозначно востребованы форматы совмещения работы и учебы.
Отдельным сюжетом может стать изучение того, насколько в действительности востребованы форматы ДПО в отличие от «стационарного» образования, к которому обращаются чаще по необходимости. И вот этот путь «профильное второе высшее через магистратуру» скоро будет перекрыт. Отсюда можно ожидать небольшого оживления на фронте второго высшего. Большое оживление в образовательно-карьерных траекториях также вызовет внедрение модели 2+2+2 с микростепенями и промежуточным присваиванием квалификаций.
У Инобра ВШЭ лучшая исследовательская площадка и экспертная база для всех форматов ДПО. В неё входит более 200 руководителей ДПО вузов и мощный по составу экспертный совет Госдумы по непрерывному образованию (курирует депутат Горячева).
Подробнее.
Индивидуализация образовательных траекторий является трендом развития высшей школы. Параллельно с этим предпринимаются шаги по более глубокой практикоориентированности, получением студентами релевантного опыта работы. В контексте эпидемии коронавируса были опробованы и одобрены программы трудоустройства студентов (на разные позиции) и выпускников (на научно-исследовательские и педагогические, а также учебно-вспомогательные должности) в рамках университетов.
Вместе с тем, само комбинирование форматов подготовки и опциональное сочетание их с работой являются той самой индивидуальной образовательной траекторией, а точнее – одним из достаточно четко определимых путей образовательно-карьерного развития.
Ученые Института образования НИУ ВШЭ представили исследование «Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования». С 2012 по 2020 гг. были отслежены траектории развития группы девятиклассников (1996 г.р.).
Всего было выделено 9 паттернов, разбитых на 3 группы.
Группа 1. Короткое обучение и работа
1. Линейный – переход на рынок труда без совмещения и без возврата к обучению (15,0%).
2. Линейный с совмещением – совмещение на старших курсах, без возврата (11,9%).
3. Карьерный – совмещение на всем протяжении обучения, без возврата (6,5%).
Группа 2. Длительное обучение
4. Отложенный – продолжение обучение (магистратура и частично аспирантура) без совмещения работы и учены (15,3%).
5. Реверсивный – учеба без совмещения, выход на работу и возвращение к образованию параллельно с работой (8,5%).
6. Длинный линейный – длительное обучение без совмещения, затем на старших курсах совмещение и продолжение такого формата образования (9,7%).
7. Длинный карьерный – длительное обучение с совмещением (12,1%).
Группа 3. Смешанная
8. Транзитный – после 9 классов СПО, затем бакалавриат (7,0%).
9. Прекариальный – неполная занятость или неактивность на рынке труда (14,0%).
Текст исследования содержит много интересных наблюдений и выводов. Мы же сосредоточимся на некоторых системных моментах.
Для трети студентов (33,4%) высшее образование завершается на первой ступени – их них, безусловно, некоторая часть и так обучалась на программах специалитета, тем не менее можно констатировать: бакалавриат начал мало-помалу восприниматься в качестве законченного высшего образования.
Однако, более чем для половины (50,1%) востребованным является непрерывное высшее образование по модели (бакалавриат + магистратура + аспиратнура либо специалитет + (магистратура) + аспирантура). Это говорит о том, что новые принципы суверенной модели высшего образования однозначно будут востребованы.
Практически для трети (30,3%) студентов доминирует классическая модель (линейная или отложенная), где основной фокус на каждой из стадий уделяется доминирующему занятию: образование получают без отрыва на работу, затем работают без возврата к обучению.
Почти половина (48,7%) совмещают работу и учебу, без учета реверсивных «возвращенцев» это, тем не менее, 40,2%.
Основной водораздел – это стадия выхода на рынок труда. В основном – чем раньше это происходит, тем лучше в свете наличия постоянной работы и доходов. Длительное образование означает чуть более отложенный старт трудовой карьеры. Однозначно востребованы форматы совмещения работы и учебы.
Отдельным сюжетом может стать изучение того, насколько в действительности востребованы форматы ДПО в отличие от «стационарного» образования, к которому обращаются чаще по необходимости. И вот этот путь «профильное второе высшее через магистратуру» скоро будет перекрыт. Отсюда можно ожидать небольшого оживления на фронте второго высшего. Большое оживление в образовательно-карьерных траекториях также вызовет внедрение модели 2+2+2 с микростепенями и промежуточным присваиванием квалификаций.
У Инобра ВШЭ лучшая исследовательская площадка и экспертная база для всех форматов ДПО. В неё входит более 200 руководителей ДПО вузов и мощный по составу экспертный совет Госдумы по непрерывному образованию (курирует депутат Горячева).
Подробнее.
РБК Тренды
Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален — результаты исследования ВШЭ
Профессиональные траектории выпускников вузов все более нелинейны, а их образовательно-карьерные пути извилисты и разнообразны. С учеными из Института образования ВШЭ разбираемся, как и куда они ведут
Белый список: квартили приглашают процентили
Национальная система оценки результативности научных исследований и разработок (НСО РНИР) продолжает обретать свои черты. В области наукометрии она будет базироваться на «белом списке» журналов – то есть перечне тех изданий (отечественных и зарубежных), публикации в которых будут учитываться при оценке работы и индивидуально ученых, и коллективно – институтов и вузов.
Однако, просто выделить издания недостаточно – необходимо как-то их ранжировать друг с другом. Глобально предполагалось ввести три уровня: А, В и С. Также «трехэтажной» должна стать структура Перечня ВАК.
«Белый список» предполагается создать из «ядра РИНЦ», а также избранных изданий из Перечня ВАК. Заметим, что «ядро РИНЦ» – это эвфемизм, под которым подразумеваются импортозамещаемые Web of Science Core Collection и Scopus, к которым добавляется Russian Science Citation Index. RSCI – это «российская полка» WoS, которая формируется в России: через оценку РИНЦа, общественную и академическую экспертизу.
Параллельно с этим процессом продолжается развитие наукометрических подходов как таковых. В России запущен и функционирует Комплексный балл публикационной результативности. Это методика фракционного и диверсифицированного счета публикационных успехов исследователей и их групп. В частности, у гуманитариев активно учитываются монографии, а работы с большим количеством авторов учитываются для конкретного ученого или его места работы как доля от общего вклада. Система, конечно, все еще не идеальна, но по крайней мере – консенсусна.
В пересечении двух этих процессов находится проблема внутреннего ранжирования журналов. Как уже отмечалось, есть идея ввести три уровня (АВС). Классической является квартильная система – деление на 4 равных по количеству группы журналов. Она интегрирована в КБПР и многие виды отчетности (пока что поставленные на паузу). Отсюда – интерес к тому, чтобы традиционно делить все издания на 4 части. Вместо ли АВС-системы или вместе – опять же, вопрос дискуссионный.
Вообще, вся идея с квартилями – это попытка создать возможность сквозного сравнения изданий из разных предметных областей. Впрямую показатели, например, импакт-фактора, не могут быть использованы – в разных науках различные традиции цитирования. Квартили дают понимание относительного уровня журналов.
Первый зампредседателя Комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга предлагает пойти дальше – и на официальном уровне ввести процентили. Это показатель аналогичный квартилям, но делящий всю выборку журналов не на 4 группа, а на 100 (сто процентов). Предложение об этом он отправил министру науки и высшего образования Валерию Фалькову.
Суть предложения проста – взять ядро РИНЦ и провести процентильное ранжирование изданий внутри его. К этому стоит добавить некоторые издания из перечня ВАК, которые однозначно будут включены в создаваемый «белый список».
Александр Мажуга задает вопрос: «Считаете ли вы ядро РИНЦ правильным решением?». Мы однозначно отвечаем – да. Но! Важно помнить два обстоятельства – в ядре РИНЦ даже формально 2/3 – это импортозамещаемые WoS и Scopus, да и альтернативы ядру нет никакой.
Относительно нормализованных показателей – нет никаких возражений. Они будут востребованы и необходимы в НСО РНИР. При этом заметим, что у самого РИНЦа уже есть ряд таких сквозных метрик.
Квартилизация – наиболее простой и привычный способ деления журналов. Ожидается, что он будет использован. Применение именно процентилей – не столь необходимо, но может оказаться весьма удобным при определении коэффициентов в той же методологии КБПР.
Мы попросили Александра Мажугу прокомментировать свою инициативу.
https://news.1rj.ru/str/MAGnit80/492
Национальная система оценки результативности научных исследований и разработок (НСО РНИР) продолжает обретать свои черты. В области наукометрии она будет базироваться на «белом списке» журналов – то есть перечне тех изданий (отечественных и зарубежных), публикации в которых будут учитываться при оценке работы и индивидуально ученых, и коллективно – институтов и вузов.
Однако, просто выделить издания недостаточно – необходимо как-то их ранжировать друг с другом. Глобально предполагалось ввести три уровня: А, В и С. Также «трехэтажной» должна стать структура Перечня ВАК.
«Белый список» предполагается создать из «ядра РИНЦ», а также избранных изданий из Перечня ВАК. Заметим, что «ядро РИНЦ» – это эвфемизм, под которым подразумеваются импортозамещаемые Web of Science Core Collection и Scopus, к которым добавляется Russian Science Citation Index. RSCI – это «российская полка» WoS, которая формируется в России: через оценку РИНЦа, общественную и академическую экспертизу.
Параллельно с этим процессом продолжается развитие наукометрических подходов как таковых. В России запущен и функционирует Комплексный балл публикационной результативности. Это методика фракционного и диверсифицированного счета публикационных успехов исследователей и их групп. В частности, у гуманитариев активно учитываются монографии, а работы с большим количеством авторов учитываются для конкретного ученого или его места работы как доля от общего вклада. Система, конечно, все еще не идеальна, но по крайней мере – консенсусна.
В пересечении двух этих процессов находится проблема внутреннего ранжирования журналов. Как уже отмечалось, есть идея ввести три уровня (АВС). Классической является квартильная система – деление на 4 равных по количеству группы журналов. Она интегрирована в КБПР и многие виды отчетности (пока что поставленные на паузу). Отсюда – интерес к тому, чтобы традиционно делить все издания на 4 части. Вместо ли АВС-системы или вместе – опять же, вопрос дискуссионный.
Вообще, вся идея с квартилями – это попытка создать возможность сквозного сравнения изданий из разных предметных областей. Впрямую показатели, например, импакт-фактора, не могут быть использованы – в разных науках различные традиции цитирования. Квартили дают понимание относительного уровня журналов.
Первый зампредседателя Комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга предлагает пойти дальше – и на официальном уровне ввести процентили. Это показатель аналогичный квартилям, но делящий всю выборку журналов не на 4 группа, а на 100 (сто процентов). Предложение об этом он отправил министру науки и высшего образования Валерию Фалькову.
Суть предложения проста – взять ядро РИНЦ и провести процентильное ранжирование изданий внутри его. К этому стоит добавить некоторые издания из перечня ВАК, которые однозначно будут включены в создаваемый «белый список».
Александр Мажуга задает вопрос: «Считаете ли вы ядро РИНЦ правильным решением?». Мы однозначно отвечаем – да. Но! Важно помнить два обстоятельства – в ядре РИНЦ даже формально 2/3 – это импортозамещаемые WoS и Scopus, да и альтернативы ядру нет никакой.
Относительно нормализованных показателей – нет никаких возражений. Они будут востребованы и необходимы в НСО РНИР. При этом заметим, что у самого РИНЦа уже есть ряд таких сквозных метрик.
Квартилизация – наиболее простой и привычный способ деления журналов. Ожидается, что он будет использован. Применение именно процентилей – не столь необходимо, но может оказаться весьма удобным при определении коэффициентов в той же методологии КБПР.
Мы попросили Александра Мажугу прокомментировать свою инициативу.
https://news.1rj.ru/str/MAGnit80/492
Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
Важно предусмотреть разработку собственной системы нормализованных метрик научных журналов по предметным областям и тематикам
Недавно упомянул об этом в интервью ПГ.
Наиболее подходящим для реализации считаю ресурс - ядро Российского индекса научного цитирования.…
Недавно упомянул об этом в интервью ПГ.
Наиболее подходящим для реализации считаю ресурс - ядро Российского индекса научного цитирования.…
Александр Мажуга, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, для "Научно-образовательной политики":
Жить без наукометрии в современном мире сложно.
Часто слышу, раньше обходились без баз и квартилей. Раньше уровень наших научных журналов был выше - это раз, и два - их в принципе было меньше, да и все они соответствовали высокому уровню. Назвать Советские журналы «мусорными» нельзя.
Сегодня наукометрия - это не только надбавки за публикационную активность, сегодня наукометрия - это защиты диссертаций, отчеты и заявка на гранты, рейтингование.
Если речь идёт о научных журналах, то три рассматриваемых подхода имеют свои плюсы и минусы.
✔️ Перечень ВАК, несмотря на то, что в последнее время подвергся чистке, ещё далёк до совершенства.
✔️ «Белый» список журналов - интересное предложение, но возникают вопросы экспертизы, рейтингования и сроков.
✔️ Ядро РИНЦ, по моему мнению, с учетом сроков, самый подходящий вариант. Есть возможность быстро разделить на квартели, является российской базой, привычно для академического сообщества.
https://news.1rj.ru/str/MAGnit80/492
Жить без наукометрии в современном мире сложно.
Часто слышу, раньше обходились без баз и квартилей. Раньше уровень наших научных журналов был выше - это раз, и два - их в принципе было меньше, да и все они соответствовали высокому уровню. Назвать Советские журналы «мусорными» нельзя.
Сегодня наукометрия - это не только надбавки за публикационную активность, сегодня наукометрия - это защиты диссертаций, отчеты и заявка на гранты, рейтингование.
Если речь идёт о научных журналах, то три рассматриваемых подхода имеют свои плюсы и минусы.
✔️ Перечень ВАК, несмотря на то, что в последнее время подвергся чистке, ещё далёк до совершенства.
✔️ «Белый» список журналов - интересное предложение, но возникают вопросы экспертизы, рейтингования и сроков.
✔️ Ядро РИНЦ, по моему мнению, с учетом сроков, самый подходящий вариант. Есть возможность быстро разделить на квартели, является российской базой, привычно для академического сообщества.
https://news.1rj.ru/str/MAGnit80/492
Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
Важно предусмотреть разработку собственной системы нормализованных метрик научных журналов по предметным областям и тематикам
Недавно упомянул об этом в интервью ПГ.
Наиболее подходящим для реализации считаю ресурс - ядро Российского индекса научного цитирования.…
Недавно упомянул об этом в интервью ПГ.
Наиболее подходящим для реализации считаю ресурс - ядро Российского индекса научного цитирования.…
Блогеры и Министерство
Сегодня в 16:00 в Зале коллегии Минпросвещения РФ состоится заседание Экспертного совета по вопросу отбора кандидатур в Совет учителей-блогеров при Общественном совете Министерства просвещения.
Состав участников Экспертного совета на заседании:
Александр Бугаев, первый замминистра просвещения РФ
Денис Грибов, замминистра просвещения РФ
Антон Назаров, советник Министра просвещения РФ
Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета Министерства просвещения РФ
Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ, член Общественного совета Министерства просвещения РФ
Ирина Карих, директор Департамента управления проектами Российского общества «Знание», автор проекта «ТопБЛОГ»
Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, наставник проекта «ТопБЛОГ»
Наталья Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО
Мария Нечаева, начальник отдела по взаимодействию со СМИ, соцмедиа и общественными организациями Министерства просвещения РФ
Рузанна Айрапетян, руководитель SMM-направления и спецпроектов Минпросвещения России, наставник проекта ТопБлог
Евгений Сжёнов, для НОП:
Сегодня информационно– коммуникационное поле с научно–образовательной повесткой существенно отличается от того, что было ещё 3-4 года назад, и самый бурный рост мы видим именно в Telegram и других соцсетях. Вместе с развитием количества пабликов, развивается и сама коммуникационная экосистема. Например, мы с командой НОП @scienpolicy напрямую участвуем в создании и развитии личных пабликов наших друзей и партнёров. Только в Telegram более 30 каналов, к созданию которых приложила руку наша команда. И конечно, мы продолжим эту работу с представителями сферы – не только с начальниками, но и простыми учителями, преподавателями, учёными, исследователями. Только в рамках трека "Telegram" проекта ТОП Блог @topblog_rsv,где я являюсь наставником , от участников поступило около 600 вопросов по созданию и развитию их пабликов. Многие из них будут про науку, образование, молодёжную политику в России.
И конечно, мотивация учителей-блогеров (а среди заявок много и от вузовских преподавателей) на уровне руководства федерального Минпросвещения станет ещё одним шагом в развитии новых медиа нашей сферы, "выходом в свет" десятков новых пабликов. Я убеждён, что миссия "аксакалов" сетевой коммуникации и в максимальном развитии экосистемы этой самой коммуникации.
Сегодня в 16:00 в Зале коллегии Минпросвещения РФ состоится заседание Экспертного совета по вопросу отбора кандидатур в Совет учителей-блогеров при Общественном совете Министерства просвещения.
Состав участников Экспертного совета на заседании:
Александр Бугаев, первый замминистра просвещения РФ
Денис Грибов, замминистра просвещения РФ
Антон Назаров, советник Министра просвещения РФ
Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета Министерства просвещения РФ
Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ, член Общественного совета Министерства просвещения РФ
Ирина Карих, директор Департамента управления проектами Российского общества «Знание», автор проекта «ТопБЛОГ»
Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, наставник проекта «ТопБЛОГ»
Наталья Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО
Мария Нечаева, начальник отдела по взаимодействию со СМИ, соцмедиа и общественными организациями Министерства просвещения РФ
Рузанна Айрапетян, руководитель SMM-направления и спецпроектов Минпросвещения России, наставник проекта ТопБлог
Евгений Сжёнов, для НОП:
Сегодня информационно– коммуникационное поле с научно–образовательной повесткой существенно отличается от того, что было ещё 3-4 года назад, и самый бурный рост мы видим именно в Telegram и других соцсетях. Вместе с развитием количества пабликов, развивается и сама коммуникационная экосистема. Например, мы с командой НОП @scienpolicy напрямую участвуем в создании и развитии личных пабликов наших друзей и партнёров. Только в Telegram более 30 каналов, к созданию которых приложила руку наша команда. И конечно, мы продолжим эту работу с представителями сферы – не только с начальниками, но и простыми учителями, преподавателями, учёными, исследователями. Только в рамках трека "Telegram" проекта ТОП Блог @topblog_rsv,где я являюсь наставником , от участников поступило около 600 вопросов по созданию и развитию их пабликов. Многие из них будут про науку, образование, молодёжную политику в России.
И конечно, мотивация учителей-блогеров (а среди заявок много и от вузовских преподавателей) на уровне руководства федерального Минпросвещения станет ещё одним шагом в развитии новых медиа нашей сферы, "выходом в свет" десятков новых пабликов. Я убеждён, что миссия "аксакалов" сетевой коммуникации и в максимальном развитии экосистемы этой самой коммуникации.
Forwarded from Александр Мажуга | МАГнит
Дорогие друзья! Сегодня первый юбилей - перешагнули рубеж в 500 подписчиков! Спасибо Вам большое!
Приложу все усилия, что бы и дальше канал был ещё более интересными и актуальными!
Работаем дальше!
Приложу все усилия, что бы и дальше канал был ещё более интересными и актуальными!
Работаем дальше!
Кто из заместителей Министра науки и высшего образования для вашего функционала является наиболее профильным? (не более двух варинтов ответа)
Anonymous Poll
26%
Пётр Кучеренко
48%
Дмитрий Афанасьев
6%
Наталья Бочарова
13%
Айрат Гатиятов
35%
Григорий Гуров
Кто из заместителей Министра науки и высшего образования для вашего функционала является наиболее профильным? (не более двух варинтов ответа)
Anonymous Poll
19%
Елена Дружинина
19%
Алексей Медведев
12%
Александр Нарукавников
36%
Андрей Омельчук
33%
Я не знаю кто в Минобрнауки курирует мой рабочий функционал