Путями образования и работы
Индивидуализация образовательных траекторий является трендом развития высшей школы. Параллельно с этим предпринимаются шаги по более глубокой практикоориентированности, получением студентами релевантного опыта работы. В контексте эпидемии коронавируса были опробованы и одобрены программы трудоустройства студентов (на разные позиции) и выпускников (на научно-исследовательские и педагогические, а также учебно-вспомогательные должности) в рамках университетов.
Вместе с тем, само комбинирование форматов подготовки и опциональное сочетание их с работой являются той самой индивидуальной образовательной траекторией, а точнее – одним из достаточно четко определимых путей образовательно-карьерного развития.
Ученые Института образования НИУ ВШЭ представили исследование «Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования». С 2012 по 2020 гг. были отслежены траектории развития группы девятиклассников (1996 г.р.).
Всего было выделено 9 паттернов, разбитых на 3 группы.
Группа 1. Короткое обучение и работа
1. Линейный – переход на рынок труда без совмещения и без возврата к обучению (15,0%).
2. Линейный с совмещением – совмещение на старших курсах, без возврата (11,9%).
3. Карьерный – совмещение на всем протяжении обучения, без возврата (6,5%).
Группа 2. Длительное обучение
4. Отложенный – продолжение обучение (магистратура и частично аспирантура) без совмещения работы и учены (15,3%).
5. Реверсивный – учеба без совмещения, выход на работу и возвращение к образованию параллельно с работой (8,5%).
6. Длинный линейный – длительное обучение без совмещения, затем на старших курсах совмещение и продолжение такого формата образования (9,7%).
7. Длинный карьерный – длительное обучение с совмещением (12,1%).
Группа 3. Смешанная
8. Транзитный – после 9 классов СПО, затем бакалавриат (7,0%).
9. Прекариальный – неполная занятость или неактивность на рынке труда (14,0%).
Текст исследования содержит много интересных наблюдений и выводов. Мы же сосредоточимся на некоторых системных моментах.
Для трети студентов (33,4%) высшее образование завершается на первой ступени – их них, безусловно, некоторая часть и так обучалась на программах специалитета, тем не менее можно констатировать: бакалавриат начал мало-помалу восприниматься в качестве законченного высшего образования.
Однако, более чем для половины (50,1%) востребованным является непрерывное высшее образование по модели (бакалавриат + магистратура + аспиратнура либо специалитет + (магистратура) + аспирантура). Это говорит о том, что новые принципы суверенной модели высшего образования однозначно будут востребованы.
Практически для трети (30,3%) студентов доминирует классическая модель (линейная или отложенная), где основной фокус на каждой из стадий уделяется доминирующему занятию: образование получают без отрыва на работу, затем работают без возврата к обучению.
Почти половина (48,7%) совмещают работу и учебу, без учета реверсивных «возвращенцев» это, тем не менее, 40,2%.
Основной водораздел – это стадия выхода на рынок труда. В основном – чем раньше это происходит, тем лучше в свете наличия постоянной работы и доходов. Длительное образование означает чуть более отложенный старт трудовой карьеры. Однозначно востребованы форматы совмещения работы и учебы.
Отдельным сюжетом может стать изучение того, насколько в действительности востребованы форматы ДПО в отличие от «стационарного» образования, к которому обращаются чаще по необходимости. И вот этот путь «профильное второе высшее через магистратуру» скоро будет перекрыт. Отсюда можно ожидать небольшого оживления на фронте второго высшего. Большое оживление в образовательно-карьерных траекториях также вызовет внедрение модели 2+2+2 с микростепенями и промежуточным присваиванием квалификаций.
У Инобра ВШЭ лучшая исследовательская площадка и экспертная база для всех форматов ДПО. В неё входит более 200 руководителей ДПО вузов и мощный по составу экспертный совет Госдумы по непрерывному образованию (курирует депутат Горячева).
Подробнее.
Индивидуализация образовательных траекторий является трендом развития высшей школы. Параллельно с этим предпринимаются шаги по более глубокой практикоориентированности, получением студентами релевантного опыта работы. В контексте эпидемии коронавируса были опробованы и одобрены программы трудоустройства студентов (на разные позиции) и выпускников (на научно-исследовательские и педагогические, а также учебно-вспомогательные должности) в рамках университетов.
Вместе с тем, само комбинирование форматов подготовки и опциональное сочетание их с работой являются той самой индивидуальной образовательной траекторией, а точнее – одним из достаточно четко определимых путей образовательно-карьерного развития.
Ученые Института образования НИУ ВШЭ представили исследование «Образовательно-карьерные траектории выпускников российских вузов на материале лонгитюдного исследования». С 2012 по 2020 гг. были отслежены траектории развития группы девятиклассников (1996 г.р.).
Всего было выделено 9 паттернов, разбитых на 3 группы.
Группа 1. Короткое обучение и работа
1. Линейный – переход на рынок труда без совмещения и без возврата к обучению (15,0%).
2. Линейный с совмещением – совмещение на старших курсах, без возврата (11,9%).
3. Карьерный – совмещение на всем протяжении обучения, без возврата (6,5%).
Группа 2. Длительное обучение
4. Отложенный – продолжение обучение (магистратура и частично аспирантура) без совмещения работы и учены (15,3%).
5. Реверсивный – учеба без совмещения, выход на работу и возвращение к образованию параллельно с работой (8,5%).
6. Длинный линейный – длительное обучение без совмещения, затем на старших курсах совмещение и продолжение такого формата образования (9,7%).
7. Длинный карьерный – длительное обучение с совмещением (12,1%).
Группа 3. Смешанная
8. Транзитный – после 9 классов СПО, затем бакалавриат (7,0%).
9. Прекариальный – неполная занятость или неактивность на рынке труда (14,0%).
Текст исследования содержит много интересных наблюдений и выводов. Мы же сосредоточимся на некоторых системных моментах.
Для трети студентов (33,4%) высшее образование завершается на первой ступени – их них, безусловно, некоторая часть и так обучалась на программах специалитета, тем не менее можно констатировать: бакалавриат начал мало-помалу восприниматься в качестве законченного высшего образования.
Однако, более чем для половины (50,1%) востребованным является непрерывное высшее образование по модели (бакалавриат + магистратура + аспиратнура либо специалитет + (магистратура) + аспирантура). Это говорит о том, что новые принципы суверенной модели высшего образования однозначно будут востребованы.
Практически для трети (30,3%) студентов доминирует классическая модель (линейная или отложенная), где основной фокус на каждой из стадий уделяется доминирующему занятию: образование получают без отрыва на работу, затем работают без возврата к обучению.
Почти половина (48,7%) совмещают работу и учебу, без учета реверсивных «возвращенцев» это, тем не менее, 40,2%.
Основной водораздел – это стадия выхода на рынок труда. В основном – чем раньше это происходит, тем лучше в свете наличия постоянной работы и доходов. Длительное образование означает чуть более отложенный старт трудовой карьеры. Однозначно востребованы форматы совмещения работы и учебы.
Отдельным сюжетом может стать изучение того, насколько в действительности востребованы форматы ДПО в отличие от «стационарного» образования, к которому обращаются чаще по необходимости. И вот этот путь «профильное второе высшее через магистратуру» скоро будет перекрыт. Отсюда можно ожидать небольшого оживления на фронте второго высшего. Большое оживление в образовательно-карьерных траекториях также вызовет внедрение модели 2+2+2 с микростепенями и промежуточным присваиванием квалификаций.
У Инобра ВШЭ лучшая исследовательская площадка и экспертная база для всех форматов ДПО. В неё входит более 200 руководителей ДПО вузов и мощный по составу экспертный совет Госдумы по непрерывному образованию (курирует депутат Горячева).
Подробнее.
РБК Тренды
Путь «школа → вуз → работа» уже не актуален — результаты исследования ВШЭ
Профессиональные траектории выпускников вузов все более нелинейны, а их образовательно-карьерные пути извилисты и разнообразны. С учеными из Института образования ВШЭ разбираемся, как и куда они ведут
Белый список: квартили приглашают процентили
Национальная система оценки результативности научных исследований и разработок (НСО РНИР) продолжает обретать свои черты. В области наукометрии она будет базироваться на «белом списке» журналов – то есть перечне тех изданий (отечественных и зарубежных), публикации в которых будут учитываться при оценке работы и индивидуально ученых, и коллективно – институтов и вузов.
Однако, просто выделить издания недостаточно – необходимо как-то их ранжировать друг с другом. Глобально предполагалось ввести три уровня: А, В и С. Также «трехэтажной» должна стать структура Перечня ВАК.
«Белый список» предполагается создать из «ядра РИНЦ», а также избранных изданий из Перечня ВАК. Заметим, что «ядро РИНЦ» – это эвфемизм, под которым подразумеваются импортозамещаемые Web of Science Core Collection и Scopus, к которым добавляется Russian Science Citation Index. RSCI – это «российская полка» WoS, которая формируется в России: через оценку РИНЦа, общественную и академическую экспертизу.
Параллельно с этим процессом продолжается развитие наукометрических подходов как таковых. В России запущен и функционирует Комплексный балл публикационной результативности. Это методика фракционного и диверсифицированного счета публикационных успехов исследователей и их групп. В частности, у гуманитариев активно учитываются монографии, а работы с большим количеством авторов учитываются для конкретного ученого или его места работы как доля от общего вклада. Система, конечно, все еще не идеальна, но по крайней мере – консенсусна.
В пересечении двух этих процессов находится проблема внутреннего ранжирования журналов. Как уже отмечалось, есть идея ввести три уровня (АВС). Классической является квартильная система – деление на 4 равных по количеству группы журналов. Она интегрирована в КБПР и многие виды отчетности (пока что поставленные на паузу). Отсюда – интерес к тому, чтобы традиционно делить все издания на 4 части. Вместо ли АВС-системы или вместе – опять же, вопрос дискуссионный.
Вообще, вся идея с квартилями – это попытка создать возможность сквозного сравнения изданий из разных предметных областей. Впрямую показатели, например, импакт-фактора, не могут быть использованы – в разных науках различные традиции цитирования. Квартили дают понимание относительного уровня журналов.
Первый зампредседателя Комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга предлагает пойти дальше – и на официальном уровне ввести процентили. Это показатель аналогичный квартилям, но делящий всю выборку журналов не на 4 группа, а на 100 (сто процентов). Предложение об этом он отправил министру науки и высшего образования Валерию Фалькову.
Суть предложения проста – взять ядро РИНЦ и провести процентильное ранжирование изданий внутри его. К этому стоит добавить некоторые издания из перечня ВАК, которые однозначно будут включены в создаваемый «белый список».
Александр Мажуга задает вопрос: «Считаете ли вы ядро РИНЦ правильным решением?». Мы однозначно отвечаем – да. Но! Важно помнить два обстоятельства – в ядре РИНЦ даже формально 2/3 – это импортозамещаемые WoS и Scopus, да и альтернативы ядру нет никакой.
Относительно нормализованных показателей – нет никаких возражений. Они будут востребованы и необходимы в НСО РНИР. При этом заметим, что у самого РИНЦа уже есть ряд таких сквозных метрик.
Квартилизация – наиболее простой и привычный способ деления журналов. Ожидается, что он будет использован. Применение именно процентилей – не столь необходимо, но может оказаться весьма удобным при определении коэффициентов в той же методологии КБПР.
Мы попросили Александра Мажугу прокомментировать свою инициативу.
https://news.1rj.ru/str/MAGnit80/492
Национальная система оценки результативности научных исследований и разработок (НСО РНИР) продолжает обретать свои черты. В области наукометрии она будет базироваться на «белом списке» журналов – то есть перечне тех изданий (отечественных и зарубежных), публикации в которых будут учитываться при оценке работы и индивидуально ученых, и коллективно – институтов и вузов.
Однако, просто выделить издания недостаточно – необходимо как-то их ранжировать друг с другом. Глобально предполагалось ввести три уровня: А, В и С. Также «трехэтажной» должна стать структура Перечня ВАК.
«Белый список» предполагается создать из «ядра РИНЦ», а также избранных изданий из Перечня ВАК. Заметим, что «ядро РИНЦ» – это эвфемизм, под которым подразумеваются импортозамещаемые Web of Science Core Collection и Scopus, к которым добавляется Russian Science Citation Index. RSCI – это «российская полка» WoS, которая формируется в России: через оценку РИНЦа, общественную и академическую экспертизу.
Параллельно с этим процессом продолжается развитие наукометрических подходов как таковых. В России запущен и функционирует Комплексный балл публикационной результативности. Это методика фракционного и диверсифицированного счета публикационных успехов исследователей и их групп. В частности, у гуманитариев активно учитываются монографии, а работы с большим количеством авторов учитываются для конкретного ученого или его места работы как доля от общего вклада. Система, конечно, все еще не идеальна, но по крайней мере – консенсусна.
В пересечении двух этих процессов находится проблема внутреннего ранжирования журналов. Как уже отмечалось, есть идея ввести три уровня (АВС). Классической является квартильная система – деление на 4 равных по количеству группы журналов. Она интегрирована в КБПР и многие виды отчетности (пока что поставленные на паузу). Отсюда – интерес к тому, чтобы традиционно делить все издания на 4 части. Вместо ли АВС-системы или вместе – опять же, вопрос дискуссионный.
Вообще, вся идея с квартилями – это попытка создать возможность сквозного сравнения изданий из разных предметных областей. Впрямую показатели, например, импакт-фактора, не могут быть использованы – в разных науках различные традиции цитирования. Квартили дают понимание относительного уровня журналов.
Первый зампредседателя Комитета ГД по науке и высшему образованию Александр Мажуга предлагает пойти дальше – и на официальном уровне ввести процентили. Это показатель аналогичный квартилям, но делящий всю выборку журналов не на 4 группа, а на 100 (сто процентов). Предложение об этом он отправил министру науки и высшего образования Валерию Фалькову.
Суть предложения проста – взять ядро РИНЦ и провести процентильное ранжирование изданий внутри его. К этому стоит добавить некоторые издания из перечня ВАК, которые однозначно будут включены в создаваемый «белый список».
Александр Мажуга задает вопрос: «Считаете ли вы ядро РИНЦ правильным решением?». Мы однозначно отвечаем – да. Но! Важно помнить два обстоятельства – в ядре РИНЦ даже формально 2/3 – это импортозамещаемые WoS и Scopus, да и альтернативы ядру нет никакой.
Относительно нормализованных показателей – нет никаких возражений. Они будут востребованы и необходимы в НСО РНИР. При этом заметим, что у самого РИНЦа уже есть ряд таких сквозных метрик.
Квартилизация – наиболее простой и привычный способ деления журналов. Ожидается, что он будет использован. Применение именно процентилей – не столь необходимо, но может оказаться весьма удобным при определении коэффициентов в той же методологии КБПР.
Мы попросили Александра Мажугу прокомментировать свою инициативу.
https://news.1rj.ru/str/MAGnit80/492
Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
Важно предусмотреть разработку собственной системы нормализованных метрик научных журналов по предметным областям и тематикам
Недавно упомянул об этом в интервью ПГ.
Наиболее подходящим для реализации считаю ресурс - ядро Российского индекса научного цитирования.…
Недавно упомянул об этом в интервью ПГ.
Наиболее подходящим для реализации считаю ресурс - ядро Российского индекса научного цитирования.…
Александр Мажуга, первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию, для "Научно-образовательной политики":
Жить без наукометрии в современном мире сложно.
Часто слышу, раньше обходились без баз и квартилей. Раньше уровень наших научных журналов был выше - это раз, и два - их в принципе было меньше, да и все они соответствовали высокому уровню. Назвать Советские журналы «мусорными» нельзя.
Сегодня наукометрия - это не только надбавки за публикационную активность, сегодня наукометрия - это защиты диссертаций, отчеты и заявка на гранты, рейтингование.
Если речь идёт о научных журналах, то три рассматриваемых подхода имеют свои плюсы и минусы.
✔️ Перечень ВАК, несмотря на то, что в последнее время подвергся чистке, ещё далёк до совершенства.
✔️ «Белый» список журналов - интересное предложение, но возникают вопросы экспертизы, рейтингования и сроков.
✔️ Ядро РИНЦ, по моему мнению, с учетом сроков, самый подходящий вариант. Есть возможность быстро разделить на квартели, является российской базой, привычно для академического сообщества.
https://news.1rj.ru/str/MAGnit80/492
Жить без наукометрии в современном мире сложно.
Часто слышу, раньше обходились без баз и квартилей. Раньше уровень наших научных журналов был выше - это раз, и два - их в принципе было меньше, да и все они соответствовали высокому уровню. Назвать Советские журналы «мусорными» нельзя.
Сегодня наукометрия - это не только надбавки за публикационную активность, сегодня наукометрия - это защиты диссертаций, отчеты и заявка на гранты, рейтингование.
Если речь идёт о научных журналах, то три рассматриваемых подхода имеют свои плюсы и минусы.
✔️ Перечень ВАК, несмотря на то, что в последнее время подвергся чистке, ещё далёк до совершенства.
✔️ «Белый» список журналов - интересное предложение, но возникают вопросы экспертизы, рейтингования и сроков.
✔️ Ядро РИНЦ, по моему мнению, с учетом сроков, самый подходящий вариант. Есть возможность быстро разделить на квартели, является российской базой, привычно для академического сообщества.
https://news.1rj.ru/str/MAGnit80/492
Telegram
Александр Мажуга | МАГнит
Важно предусмотреть разработку собственной системы нормализованных метрик научных журналов по предметным областям и тематикам
Недавно упомянул об этом в интервью ПГ.
Наиболее подходящим для реализации считаю ресурс - ядро Российского индекса научного цитирования.…
Недавно упомянул об этом в интервью ПГ.
Наиболее подходящим для реализации считаю ресурс - ядро Российского индекса научного цитирования.…
Блогеры и Министерство
Сегодня в 16:00 в Зале коллегии Минпросвещения РФ состоится заседание Экспертного совета по вопросу отбора кандидатур в Совет учителей-блогеров при Общественном совете Министерства просвещения.
Состав участников Экспертного совета на заседании:
Александр Бугаев, первый замминистра просвещения РФ
Денис Грибов, замминистра просвещения РФ
Антон Назаров, советник Министра просвещения РФ
Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета Министерства просвещения РФ
Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ, член Общественного совета Министерства просвещения РФ
Ирина Карих, директор Департамента управления проектами Российского общества «Знание», автор проекта «ТопБЛОГ»
Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, наставник проекта «ТопБЛОГ»
Наталья Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО
Мария Нечаева, начальник отдела по взаимодействию со СМИ, соцмедиа и общественными организациями Министерства просвещения РФ
Рузанна Айрапетян, руководитель SMM-направления и спецпроектов Минпросвещения России, наставник проекта ТопБлог
Евгений Сжёнов, для НОП:
Сегодня информационно– коммуникационное поле с научно–образовательной повесткой существенно отличается от того, что было ещё 3-4 года назад, и самый бурный рост мы видим именно в Telegram и других соцсетях. Вместе с развитием количества пабликов, развивается и сама коммуникационная экосистема. Например, мы с командой НОП @scienpolicy напрямую участвуем в создании и развитии личных пабликов наших друзей и партнёров. Только в Telegram более 30 каналов, к созданию которых приложила руку наша команда. И конечно, мы продолжим эту работу с представителями сферы – не только с начальниками, но и простыми учителями, преподавателями, учёными, исследователями. Только в рамках трека "Telegram" проекта ТОП Блог @topblog_rsv,где я являюсь наставником , от участников поступило около 600 вопросов по созданию и развитию их пабликов. Многие из них будут про науку, образование, молодёжную политику в России.
И конечно, мотивация учителей-блогеров (а среди заявок много и от вузовских преподавателей) на уровне руководства федерального Минпросвещения станет ещё одним шагом в развитии новых медиа нашей сферы, "выходом в свет" десятков новых пабликов. Я убеждён, что миссия "аксакалов" сетевой коммуникации и в максимальном развитии экосистемы этой самой коммуникации.
Сегодня в 16:00 в Зале коллегии Минпросвещения РФ состоится заседание Экспертного совета по вопросу отбора кандидатур в Совет учителей-блогеров при Общественном совете Министерства просвещения.
Состав участников Экспертного совета на заседании:
Александр Бугаев, первый замминистра просвещения РФ
Денис Грибов, замминистра просвещения РФ
Антон Назаров, советник Министра просвещения РФ
Арслан Хасавов, главный редактор «Учительской газеты», член Общественного совета Министерства просвещения РФ
Наталья Кравченко, председатель комиссии по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Общественной палаты РФ, член Общественного совета Министерства просвещения РФ
Ирина Карих, директор Департамента управления проектами Российского общества «Знание», автор проекта «ТопБЛОГ»
Евгений Сжёнов, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ, наставник проекта «ТопБЛОГ»
Наталья Агре, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО
Мария Нечаева, начальник отдела по взаимодействию со СМИ, соцмедиа и общественными организациями Министерства просвещения РФ
Рузанна Айрапетян, руководитель SMM-направления и спецпроектов Минпросвещения России, наставник проекта ТопБлог
Евгений Сжёнов, для НОП:
Сегодня информационно– коммуникационное поле с научно–образовательной повесткой существенно отличается от того, что было ещё 3-4 года назад, и самый бурный рост мы видим именно в Telegram и других соцсетях. Вместе с развитием количества пабликов, развивается и сама коммуникационная экосистема. Например, мы с командой НОП @scienpolicy напрямую участвуем в создании и развитии личных пабликов наших друзей и партнёров. Только в Telegram более 30 каналов, к созданию которых приложила руку наша команда. И конечно, мы продолжим эту работу с представителями сферы – не только с начальниками, но и простыми учителями, преподавателями, учёными, исследователями. Только в рамках трека "Telegram" проекта ТОП Блог @topblog_rsv,где я являюсь наставником , от участников поступило около 600 вопросов по созданию и развитию их пабликов. Многие из них будут про науку, образование, молодёжную политику в России.
И конечно, мотивация учителей-блогеров (а среди заявок много и от вузовских преподавателей) на уровне руководства федерального Минпросвещения станет ещё одним шагом в развитии новых медиа нашей сферы, "выходом в свет" десятков новых пабликов. Я убеждён, что миссия "аксакалов" сетевой коммуникации и в максимальном развитии экосистемы этой самой коммуникации.
Forwarded from Александр Мажуга | МАГнит
Дорогие друзья! Сегодня первый юбилей - перешагнули рубеж в 500 подписчиков! Спасибо Вам большое!
Приложу все усилия, что бы и дальше канал был ещё более интересными и актуальными!
Работаем дальше!
Приложу все усилия, что бы и дальше канал был ещё более интересными и актуальными!
Работаем дальше!
Кто из заместителей Министра науки и высшего образования для вашего функционала является наиболее профильным? (не более двух варинтов ответа)
Anonymous Poll
26%
Пётр Кучеренко
48%
Дмитрий Афанасьев
6%
Наталья Бочарова
13%
Айрат Гатиятов
35%
Григорий Гуров
Кто из заместителей Министра науки и высшего образования для вашего функционала является наиболее профильным? (не более двух варинтов ответа)
Anonymous Poll
19%
Елена Дружинина
19%
Алексей Медведев
12%
Александр Нарукавников
36%
Андрей Омельчук
33%
Я не знаю кто в Минобрнауки курирует мой рабочий функционал
Научно-технологический центр Дальнего Востока
По поручению президента РФ Владимира Путина была разработана программа развития ДВФУ. По поручению главы государства остров Русский должен стать научно-технологическим центром мирового уровня. В планах университета стать ведущим вузом Дальнего Востока в сфере практических разработок и кооперации с бизнесом.
Наблюдательный совет ДВФУ одобрил программу развития. В вузе будут запущены прикладные лаборатории и научно-образовательные площадки. В частности, на базе ИНТЦ будет создано несколько научно-образовательных кластеров, включая научно-образовательный кластер «Мировой океан».
«Предполагается реализация проектов полного инновационного цикла: от фундаментальных и поисковых исследований до внедрения и коммерциализации результатов в реальных отраслях экономики совместно с ИНТЦ "Русский" и партнерами университета», - отмечается в сообщении по итогам заседания совета, прошедшего под руководством вице-премьера - полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева.
Университет в тесной координации с наукой и бизнесом в регионе нацелен на обеспечение технологического суверенитета Дальнего Востока и России в целом.
По поручению президента РФ Владимира Путина была разработана программа развития ДВФУ. По поручению главы государства остров Русский должен стать научно-технологическим центром мирового уровня. В планах университета стать ведущим вузом Дальнего Востока в сфере практических разработок и кооперации с бизнесом.
Наблюдательный совет ДВФУ одобрил программу развития. В вузе будут запущены прикладные лаборатории и научно-образовательные площадки. В частности, на базе ИНТЦ будет создано несколько научно-образовательных кластеров, включая научно-образовательный кластер «Мировой океан».
«Предполагается реализация проектов полного инновационного цикла: от фундаментальных и поисковых исследований до внедрения и коммерциализации результатов в реальных отраслях экономики совместно с ИНТЦ "Русский" и партнерами университета», - отмечается в сообщении по итогам заседания совета, прошедшего под руководством вице-премьера - полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева.
Университет в тесной координации с наукой и бизнесом в регионе нацелен на обеспечение технологического суверенитета Дальнего Востока и России в целом.
TACC
ДВФУ намерен стать одним из ведущих вузов по практическим разработкам и работе с бизнесом - ТАСС
Планируется реализация проектов полного инновационного цикла: от фундаментальных и поисковых исследований до внедрения и коммерциализации результатов в реальных отраслях экономики совместно с ИНТЦ "Русский" и партнерами университета
Вячеслав Рябцов, молодёжный министр по энергетике и ЖКХ в Молодёжном Правительстве Самарской области, общественный куратор проекта «Эко-Парк Шлюзовой» для «Научно-образовательной политики» и «РДШ.Наука»:
Существует молодёжно-совещательные структуры, у нас в Самарской области есть молодёжный парламент при Самарской Губернской Думе, Молодёжное правительство и Молодёжная избирательная комиссия. При всех органах власти сформированы молодёжные совещательные структуры, которые позволяют молодёжи разбираться изнутри, работая на общественных началах, в этих структурах в конкретном направлении работы государственного управления.
Я и сам состоял в Молодёжном парламенте при Самарской Губернской Думе, сейчас являюсь молодёжным министром энергетики и ЖКХ в молодёжном правительстве Самарской области и изнутри смотришь, как работает система госуправления, как принимаются решения, прокачиваешь свои навыки, наращиваешь свои компетенции, соответственно развиваешь свою стоимость на рынке труда.
#НОП
#РДШ_Наука
Существует молодёжно-совещательные структуры, у нас в Самарской области есть молодёжный парламент при Самарской Губернской Думе, Молодёжное правительство и Молодёжная избирательная комиссия. При всех органах власти сформированы молодёжные совещательные структуры, которые позволяют молодёжи разбираться изнутри, работая на общественных началах, в этих структурах в конкретном направлении работы государственного управления.
Я и сам состоял в Молодёжном парламенте при Самарской Губернской Думе, сейчас являюсь молодёжным министром энергетики и ЖКХ в молодёжном правительстве Самарской области и изнутри смотришь, как работает система госуправления, как принимаются решения, прокачиваешь свои навыки, наращиваешь свои компетенции, соответственно развиваешь свою стоимость на рынке труда.
#НОП
#РДШ_Наука
Forwarded from Минобрнауки России
Директором Департамента международного сотрудничества Минобрнауки России назначен Александр Толпаров
В соответствии с приказом Александр Толпаров приступил к исполнению должностных обязанностей 8 августа 2022 года.
До назначения в Минобрнауки России был заместителем директора Департамента международного сотрудничества Минэнерго России. С 2014 года занимал пост заместителя директора Департамента международного сотрудничества Минпромторга России. До этого в течение 14 лет работал в системе МИД России в Департаменте экономического сотрудничества и Генконсульстве России в Стамбуле.
В 2001 году окончил международно-правовой факультет МГИМО МИД России.
В соответствии с приказом Александр Толпаров приступил к исполнению должностных обязанностей 8 августа 2022 года.
До назначения в Минобрнауки России был заместителем директора Департамента международного сотрудничества Минэнерго России. С 2014 года занимал пост заместителя директора Департамента международного сотрудничества Минпромторга России. До этого в течение 14 лет работал в системе МИД России в Департаменте экономического сотрудничества и Генконсульстве России в Стамбуле.
В 2001 году окончил международно-правовой факультет МГИМО МИД России.
Кампусы — вторая волна
По итогам второй волны конкурса по созданию кампусов мирового уровня поступило 39 заявок из 34 регионов. Подведение итогов по заявкам планируется в начале декабря 2022 года.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:
«По поручению президента Владимира Путина в России создается сеть современных студенческих кампусов. В этом году поступило уже 39 заявок из 34 регионов. По предварительным расчетам, общая стоимость представленных в этом году проектов превышает 1 трлн рублей, из них 58% - это средства федерального и региональных бюджетов, и 42% - частные инвестиции. Это говорит о том, что бизнес тоже видит для себя перспективы в программе строительства кампусов мирового уровня».
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:
«Результаты экспертизы рассмотрят в октябре на очередном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам создания кампусов. Отчет будет представлен в правительство Российской Федерации, после чего будут утверждены субъекты, в которых появятся современные студенческие кампусы. Уверен, они станут драйверами научно-технологического развития для этих регионов».
Мнение НОП
Проект кампусов мирового уровня стал хорошим мерилом амбициозности для глав регионов. После старта первой очереди проекта, "свои" супер-кампусы захотели многие. В команде управления проектом (со стороны ВЭБ.РФ) произошли изменения. Ряд вузов-участников проекта сообщают НОП, что после недавнего ухода инициаторов проекта из ВЭБа, состав оставшихся исполнителей существенно сбавил уровень активности. Вместе с тем, со стороны Минобрнауки внимание к проекту, наоборот, возросло. Хорошая новость состоит в том, что курирующий заместитель министра Айрат Гатиятов попросил члена Общественного совета Минобрнауки и автора проекта Михаила Алашкевича сохранить в нём своё личное участие.
Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/15384441
По итогам второй волны конкурса по созданию кампусов мирового уровня поступило 39 заявок из 34 регионов. Подведение итогов по заявкам планируется в начале декабря 2022 года.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:
«По поручению президента Владимира Путина в России создается сеть современных студенческих кампусов. В этом году поступило уже 39 заявок из 34 регионов. По предварительным расчетам, общая стоимость представленных в этом году проектов превышает 1 трлн рублей, из них 58% - это средства федерального и региональных бюджетов, и 42% - частные инвестиции. Это говорит о том, что бизнес тоже видит для себя перспективы в программе строительства кампусов мирового уровня».
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:
«Результаты экспертизы рассмотрят в октябре на очередном заседании межведомственной рабочей группы по вопросам создания кампусов. Отчет будет представлен в правительство Российской Федерации, после чего будут утверждены субъекты, в которых появятся современные студенческие кампусы. Уверен, они станут драйверами научно-технологического развития для этих регионов».
Мнение НОП
Проект кампусов мирового уровня стал хорошим мерилом амбициозности для глав регионов. После старта первой очереди проекта, "свои" супер-кампусы захотели многие. В команде управления проектом (со стороны ВЭБ.РФ) произошли изменения. Ряд вузов-участников проекта сообщают НОП, что после недавнего ухода инициаторов проекта из ВЭБа, состав оставшихся исполнителей существенно сбавил уровень активности. Вместе с тем, со стороны Минобрнауки внимание к проекту, наоборот, возросло. Хорошая новость состоит в том, что курирующий заместитель министра Айрат Гатиятов попросил члена Общественного совета Минобрнауки и автора проекта Михаила Алашкевича сохранить в нём своё личное участие.
Подробнее: https://tass.ru/obschestvo/15384441
TACC
На конкурс по созданию кампусов мирового уровня поступило 39 заявок - ТАСС
Победители будут названы в начале декабря 2022 года
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
Инженеры и айтишники: узкие места и перспективы
Сложилась интересная ситуация в двух областях, подготовка кадров в которых, находится на острие госполитики. Речь идет об IT и шире – об инженерной подготовке.
IT
Векторы:
1. Государство выделяет все больше бюджетных мест на IT-направления.
2. Все больше курсов в формате ДПО, обещающих вход в профессию.
3. Активная цифровая переподготовка граждан, поддерживаемая и направляемая государством.
Проблемы:
1. Сейчас кадровый голод цифровой экономики оценивается чуть ли не в 1 млн человек. Но нужны они разово.
2. В формате курсов и ДПО готовят джунов – начинающих специалистов. В таких масштабах они не нужны.
3. Основной запрос идет на миддлов – они могут работать самостоятельно, но и получаются они в результате приобретения опыта в условиях практической работы. Система образования подготоить миддла не может.
4. В текущих условиях через 2-3 года может наметиться переизбыток кадров начинающего уровня. Одновременно с этим – крайне высокая конкуренция на позиции джунов, что обвалит зарплаты в IT.
5. Есть запрос на прикладную и междисциплинарную цифру, в которой нужна комбинация hard-специальности (например, биология, генетика и т.п.) и IT-навыков.
Инженеры
Векторы:
1. Все больше бюджетных мест – формально повышается доступность и модерируется поток абитуриентов.
2. Практически везде обязательное требование профильной математики на ЕГЭ.
3. Запоздалый старт по популяризации и продвижению инженерной карьеры относительно научно-исследовательской.
Проблемы:
1. Образуются ножницы – число бюджетных мест приближается к количеству сдающих этот ЕГЭ, на бюджетное место можно попасть с минимально допустимым баллом по профилю математики. Происходит снижение уровня абитуриентов.
2. Инженеры не входят в «майские указы» – нет даже законодательной гарантии достойного уровня доходов.
3. Отсутствует система поддержки молодых специалистов – по аналогии с молодежными грантами для ученых.
4. Инженерия больше тяготеет к стадии производства – а значит, к коммерческой логике, отсюда – проблема с зарплатами.
5. Часть ядра hard skills инженерии (в широком смысле) становится soft skills для других направлений.
Итог
Решения:
1. Часть из этих проблем государство признает и работает по ним: Передовые инженерные школы – яркий пример системного решения.
2. Для уровня СПО решением выступает «Профессионалитет» – имея в виду подготовку «прединженера».
Узкие места:
1. Ряд будущих издержек развития – находятся в зоне «умолчания». Широкий PR IT-подготовки не готовит к ситуации, которая произойдет через несколько лет.
2. Мало внимания уделяется «получению» инженера из специалиста-рабочего – такие программы характерны для крупного бизнеса.
3. Практически отсутствуют сопряженные программы СПО+высшее образование – первые шаги в области IT сейчас делает Университет Сириуса.
Сложилась интересная ситуация в двух областях, подготовка кадров в которых, находится на острие госполитики. Речь идет об IT и шире – об инженерной подготовке.
IT
Векторы:
1. Государство выделяет все больше бюджетных мест на IT-направления.
2. Все больше курсов в формате ДПО, обещающих вход в профессию.
3. Активная цифровая переподготовка граждан, поддерживаемая и направляемая государством.
Проблемы:
1. Сейчас кадровый голод цифровой экономики оценивается чуть ли не в 1 млн человек. Но нужны они разово.
2. В формате курсов и ДПО готовят джунов – начинающих специалистов. В таких масштабах они не нужны.
3. Основной запрос идет на миддлов – они могут работать самостоятельно, но и получаются они в результате приобретения опыта в условиях практической работы. Система образования подготоить миддла не может.
4. В текущих условиях через 2-3 года может наметиться переизбыток кадров начинающего уровня. Одновременно с этим – крайне высокая конкуренция на позиции джунов, что обвалит зарплаты в IT.
5. Есть запрос на прикладную и междисциплинарную цифру, в которой нужна комбинация hard-специальности (например, биология, генетика и т.п.) и IT-навыков.
Инженеры
Векторы:
1. Все больше бюджетных мест – формально повышается доступность и модерируется поток абитуриентов.
2. Практически везде обязательное требование профильной математики на ЕГЭ.
3. Запоздалый старт по популяризации и продвижению инженерной карьеры относительно научно-исследовательской.
Проблемы:
1. Образуются ножницы – число бюджетных мест приближается к количеству сдающих этот ЕГЭ, на бюджетное место можно попасть с минимально допустимым баллом по профилю математики. Происходит снижение уровня абитуриентов.
2. Инженеры не входят в «майские указы» – нет даже законодательной гарантии достойного уровня доходов.
3. Отсутствует система поддержки молодых специалистов – по аналогии с молодежными грантами для ученых.
4. Инженерия больше тяготеет к стадии производства – а значит, к коммерческой логике, отсюда – проблема с зарплатами.
5. Часть ядра hard skills инженерии (в широком смысле) становится soft skills для других направлений.
Итог
Решения:
1. Часть из этих проблем государство признает и работает по ним: Передовые инженерные школы – яркий пример системного решения.
2. Для уровня СПО решением выступает «Профессионалитет» – имея в виду подготовку «прединженера».
Узкие места:
1. Ряд будущих издержек развития – находятся в зоне «умолчания». Широкий PR IT-подготовки не готовит к ситуации, которая произойдет через несколько лет.
2. Мало внимания уделяется «получению» инженера из специалиста-рабочего – такие программы характерны для крупного бизнеса.
3. Практически отсутствуют сопряженные программы СПО+высшее образование – первые шаги в области IT сейчас делает Университет Сириуса.
Редакция "Научно-образовательной политики" поздравляет с Днём рождения нашего товарища, коллегу и постоянного участника форумных проектов НОП Дмитрия Земцова @zemtsov_tg.
Дмитрий Земцов проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы Национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования «Кружковое движение», лидер проекта «Олимпиада НТИ».
Ежедневно Дмитрий находится на острие молодёжной политики в ведущем университете России. Многие его проекты, запущенные и апробированные в Вышке и иных вузах, после становятся составными элементами государственной политики.
Дмитрий Земцов проректор НИУ ВШЭ, лидер рабочей группы Национальной технологической инициативы по развитию дополнительного и неформального образования «Кружковое движение», лидер проекта «Олимпиада НТИ».
Ежедневно Дмитрий находится на острие молодёжной политики в ведущем университете России. Многие его проекты, запущенные и апробированные в Вышке и иных вузах, после становятся составными элементами государственной политики.
Томский межуниверситетский кампус
В сентябре прошлого года правительство анонсировало масштабный проект по созданию сети университетских кампусов мирового уровня с объемом финансирования 36 млрд рублей. В феврале 2022 года было отобрано восемь заявок на строительство кампуса, в том числе – в Томске, где расположено шесть государственных университетов, включая два крупных из российского топ-10.
Томский кампус и будет межуниверситетским. Он рассчитан на 10 000 студентов и не только закроет дефицит мест в общежитиях, но и станет новым городским центром для самой молодой и прогрессивной аудитории.
В региональной администрации для реализации проекта создали департамент спецпроектов. Через месяц будет подписано концессионное соглашение. Концессионер – ООО «Томский студенческий кампус», специально учрежденное инвесторами, Газпромбанком и ГК «Гранит». Инвесторы вложат 40 % стоимости проекта, период эксплуатации по соглашению – до 2046 года.
Опыт Газпромбанка в концессиях и перечень проектов, реализованных «Гранитом» в Москве, Петербурге, Сочи и Томске, позволяют рассчитывать на то, что студенческий город получит действительно необходимый ему кампус в срок. Особенность проекта – канатная дорога: кампус расположится на противоположном от центра Томска берегу реки, канатка позволит избежать лишнего уплотнения трафика на мосту. На территории, кроме общежитий, будут спроектированы многофункциональный учебный центр, спортивный комплекс, объекты бытовой инфраструктуры.
«Строительство запланировано в три этапа. Первый – это пять секций общежития и канатная дорога, элемент внеуличного транспорта и средство доставки студентов к местам проживания. Второй этап – возведение основных объемов жилья, 70 секций. Третий – строительство учебного центра и оздоровительного комплекса, включая бассейн, спортивные залы и сопутствующую инфраструктуру», – рассказал первый заместитель гендиректора ГК «Гранит» Евгений Плетнев для «Научно- образовательной политики».
По площадке на средства инвестора ведутся изыскательские работы. Разработаны основные объемно-планировочные решения, план инженерных сетей, проект линейного объекта.
Вернуть вложения инвесторы рассчитывают от сдачи в аренду студенческого жилья и коммерческих помещений. А регион получит не только новые возможности развития в качестве ведущего научно-образовательного центра, но и городскую среду нового качества.
В сентябре прошлого года правительство анонсировало масштабный проект по созданию сети университетских кампусов мирового уровня с объемом финансирования 36 млрд рублей. В феврале 2022 года было отобрано восемь заявок на строительство кампуса, в том числе – в Томске, где расположено шесть государственных университетов, включая два крупных из российского топ-10.
Томский кампус и будет межуниверситетским. Он рассчитан на 10 000 студентов и не только закроет дефицит мест в общежитиях, но и станет новым городским центром для самой молодой и прогрессивной аудитории.
В региональной администрации для реализации проекта создали департамент спецпроектов. Через месяц будет подписано концессионное соглашение. Концессионер – ООО «Томский студенческий кампус», специально учрежденное инвесторами, Газпромбанком и ГК «Гранит». Инвесторы вложат 40 % стоимости проекта, период эксплуатации по соглашению – до 2046 года.
Опыт Газпромбанка в концессиях и перечень проектов, реализованных «Гранитом» в Москве, Петербурге, Сочи и Томске, позволяют рассчитывать на то, что студенческий город получит действительно необходимый ему кампус в срок. Особенность проекта – канатная дорога: кампус расположится на противоположном от центра Томска берегу реки, канатка позволит избежать лишнего уплотнения трафика на мосту. На территории, кроме общежитий, будут спроектированы многофункциональный учебный центр, спортивный комплекс, объекты бытовой инфраструктуры.
«Строительство запланировано в три этапа. Первый – это пять секций общежития и канатная дорога, элемент внеуличного транспорта и средство доставки студентов к местам проживания. Второй этап – возведение основных объемов жилья, 70 секций. Третий – строительство учебного центра и оздоровительного комплекса, включая бассейн, спортивные залы и сопутствующую инфраструктуру», – рассказал первый заместитель гендиректора ГК «Гранит» Евгений Плетнев для «Научно- образовательной политики».
По площадке на средства инвестора ведутся изыскательские работы. Разработаны основные объемно-планировочные решения, план инженерных сетей, проект линейного объекта.
Вернуть вложения инвесторы рассчитывают от сдачи в аренду студенческого жилья и коммерческих помещений. А регион получит не только новые возможности развития в качестве ведущего научно-образовательного центра, но и городскую среду нового качества.
Россия-Казахстан: наука и образование
По поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева Казахстан расширяет присутствие российских вузов на своей территории — сразу 2 филиала откроются в этом году: НИЯУ МИФИ (в Алматы) и Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина (в Атырау). На обучение в новых филиалах выделено 200 грантов.
Уже в октябре нефтяники начнут подготовку по направлениям «поиски и разведка нефти и газа», «разработка, эксплуатация и комплексная механизация и автоматизация нефтяных и газовых месторождений», «транспорт нефти и газа».
В феврале 2022 года между Россией и Казахстаном были подписаны 2 документа: меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Казахстана и Министерством науки и высшего образования РФ и соглашение между правительством Казахстана и правительством РФ о создании и функционировании филиалов казахстанских вузов в России и российских - в Казахстане.
Саясат Нурбек, министр науки и высшего образования Казахстана:
«Интернационализация вузов и расширение географии сотрудничества позволит шире внедрять современные образовательные технологии подготовки профессиональных кадров и организации научных исследований. Российская наука в части подготовки технических кадров всегда была одной из лучших в мире. Их опыт будет нам очень полезен».
Текущее состояние отношений в сфере науки и высшего образования между странами говорит если не о возрождении советской модели межвузовского диалога, то, как минимум, о переосмыслении подходов к подготовке научных кадров и кадров высшей квалификации, ориентации на сильные стороны научно-образовательных традиций постсоветского пространства, которые исторически кардинально отличаются от западных.
Стоит отметить, что в последние годы Казахстан довольно активно укреплял диалог с западными партнерами в сфере образования и науки (в основном, это вузы США и стран ЕС). Вместе с тем, параллельно казахстанские коллеги не снижали уровня партнёрского диалога и с Россией.
Сейчас в Минобрнауки Казахстана новая и довольно молодая команда.
Мы из первых рук знаем, что команда министерства прямо сейчас активно консультируется с российскими экспертами в области управления в высшей школе.
По поручению президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева Казахстан расширяет присутствие российских вузов на своей территории — сразу 2 филиала откроются в этом году: НИЯУ МИФИ (в Алматы) и Российского государственного университета нефти и газа им. И. М. Губкина (в Атырау). На обучение в новых филиалах выделено 200 грантов.
Уже в октябре нефтяники начнут подготовку по направлениям «поиски и разведка нефти и газа», «разработка, эксплуатация и комплексная механизация и автоматизация нефтяных и газовых месторождений», «транспорт нефти и газа».
В феврале 2022 года между Россией и Казахстаном были подписаны 2 документа: меморандум о взаимопонимании между Министерством образования и науки Казахстана и Министерством науки и высшего образования РФ и соглашение между правительством Казахстана и правительством РФ о создании и функционировании филиалов казахстанских вузов в России и российских - в Казахстане.
Саясат Нурбек, министр науки и высшего образования Казахстана:
«Интернационализация вузов и расширение географии сотрудничества позволит шире внедрять современные образовательные технологии подготовки профессиональных кадров и организации научных исследований. Российская наука в части подготовки технических кадров всегда была одной из лучших в мире. Их опыт будет нам очень полезен».
Текущее состояние отношений в сфере науки и высшего образования между странами говорит если не о возрождении советской модели межвузовского диалога, то, как минимум, о переосмыслении подходов к подготовке научных кадров и кадров высшей квалификации, ориентации на сильные стороны научно-образовательных традиций постсоветского пространства, которые исторически кардинально отличаются от западных.
Стоит отметить, что в последние годы Казахстан довольно активно укреплял диалог с западными партнерами в сфере образования и науки (в основном, это вузы США и стран ЕС). Вместе с тем, параллельно казахстанские коллеги не снижали уровня партнёрского диалога и с Россией.
Сейчас в Минобрнауки Казахстана новая и довольно молодая команда.
Мы из первых рук знаем, что команда министерства прямо сейчас активно консультируется с российскими экспертами в области управления в высшей школе.
Telegram
Научно-образовательная политика
НИЯУ МИФИ – один из ведущих технологических университетов мира - открыл филиал в Казахстане, сделав акцент на потребности казахстанского рынка.
В этом году запускаются программы по информационным технологиям и ядерной физике, а в перспективе - новые междисциплинарного…
В этом году запускаются программы по информационным технологиям и ядерной физике, а в перспективе - новые междисциплинарного…