НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Прямо сейчас на форуме «Технопром» начинается пленарная сессия по вопросу достижения технологического суверенитета России.

В сессии участвуют:

- Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ;
- Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ;
- Андрей Травников, губернатор Новосибирской области и другие.

Модератор: Вадим Медведев, директор Фонда НТИ

Ссылка на трансляцию: https://xn--e1anbdcdahefrkku.xn--p1ai/
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер РФ:

Как и год назад (на «Технопром») важна концентрации усилий, которые идут от государства. Ждём, что результаты будут ещё более впечатляющими. Когда наша страна и экономика испытывают беспрецедентное давление санкций, сейчас на «Технопром» мы будем обсуждать, как эффективно достичь технологического суверенитета и преодолеть зависимость от западных технологий. Это важно для экономической безопасности нашей страны.

Формирование государственного технологического заказа – это является крайне важным. Минобрнауки совершило беспрецедентную меру: трансформировала госзадание, если оно не направлено на достижение технологического суверенитета. Сейчас мы все более серьезно к этому подходим.

Правительство сформировало 4 цели технологического развития:
- Технологический суверенитет;
- Технологии как фактор роста экономики;
- Технологическое обеспечение восстановления производственных систем;
- Техноэкономика.

Мы столкнулись с ситуацией, когда есть риск отстать в развитии критически важной инфраструктуры, на что и рассчитывают недружественные страны.

Сейчас самое важное — скорость, с которой мы будем стремиться к достижению технологического суверенитета.

Мы разработали матрицу научно-технологического развития. Она описывает, как осуществляется госзаказ с учетом его передела и как с помощью матрицы мы собираемся достичь технологического суверенитета.

Для этих целей у нас есть:
- Государственный технологический заказ;
- Соглашения с компаниями лидерами;
- НТИ;
- ПИШ;
- Проекты-«маяки».

НОЦы также изменили свои программы, которые стали направлены на технологический суверенитет.

В этом году были приоритезированы темы госзаданий.

Мы видим впечатляющий темп цифровой трансформации в нашей стране.

В июле Михаил Мишустин закрепил за профильными вице-премьерами перечни критических технологий в зоне ответственности.

Создаётся новая система Минобрнауки оценки результативности научной деятельности. Она поможет получать качественные данные по госзаказу. Будет разработан российских список журналов. Все это будет запущено в этом году, и позволит переориентировать задачи.

Новые инвестиции по линии бизнеса и госкомпаний
— они смогут это делать в рамках ГПНТР. Президент поддержал эту инициативу.

Проекты-«маяки» за счёт своей масштабности и комплексности способны обеспечить комплексное развитие. Сейчас запущено 5 таких проектов.

НТИ - сейчас более 3,5 тысяч компаний, которые сформировали свои центры компетенций на базе университетов. Более 40 тысяч специалистов по сквозным направлениям подготовлены.

В июле отобрали 30 ПИШ.

Технологический суверенитет на текущем отрезке предполагает ручное управление, что ограничивает число проектов, чтобы это можно было координировать.
Нужна дорожная карта изменений, которая поможет снять ненужные барьеры для облегчения получения результатов.

Инфраструктурные проекты — особые экономические зоны, ИНТЦ, университетские кампусы. Сейчас вторая волна отбора кампусов, где внебюджетная составляющая должна составить в районе половины.

Текущая ситуация вынуждает нас искать новые цепочки поставок взамен утраченных. Минпромторг разработал более 25 планов импортозамещения и реализует мегапроекты.

Гостех обеспечивает очень высокую производительность в задачах госуправления. Наука не является исключением. Разработано более 46 сервисов и решений, которые являются логичным развитием. Уже в начале следующего года будет 13 сервисов для исследователей. Будет внедрен Агрегатор инструментов развития, Биржа виртуальных вычислений и другие.

Вектор научно-технологического развития направлен на технологический суверенитет, импортозамещение, что является основой нашей технологической безопасности.
Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

Технологический суверенитет — понятие интегральное. Нет единого решения.

Небольшое количество стран способны сделать сделать аналог СКИФ.

Есть ряд ключевых изменений, которые необходимы. Что касается ПИШ
инженерия с 20 века сильно изменилась. В 21 веке приобрела огромное значение инженерия в области ИТ. В 21 веке особую роль стала играть инженерия живых систем.

Без предпринимателей нам не решить те задачи, которые перед нами сегодня стоят — вывести технологии на рынок.

С этой целью запустили платформу университетского технологического предпринимательства.

Обеспечение технологического суверенитета невозможно без взаимного дополнения университетского сектора и научного сектора.

Университеты — это идея и физический облик. Для этого мы даём университетам возможность реализоваться через программу «Приоритет 2030». В части физических изменений в этой связи соединили с программой реализации университетских кампусов. Мы не строим стены в отрыве от представления университетов.

Научные организации — НИИ неизбежно должны сделать шаг вперёд и перейти в модель 2.0.

Существенным элементом изменений будет изменение работы с госзаданием. Главное, на что необходимо работать — умение превращать идеи в продукты, технологии и сервисы.

И вся наша политика сегодня — это создать инструменты поддержки, чтобы превращать свои идеи и заделы.

Ещё одна задача — изменение системы оценки работы исследователей. Мы не можем отказаться от того, с чем работали последние 15 лет. За это время было решено большое количество задач с помощью той системы и по ней было оценено большое количество научных коллективов.

Наукометрию в полном объёме мы не можем убрать. Мы исходим из того, что наука интернациональна, но у каждого исследователя есть своя Родина.

Другое обобщение интеллектуального труда должно остаться, но его влияние должно снизиться
.
Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:

Основной предмет для обсуждения в этом году — технологический суверенитет.
Важно определить, что это и какие могут быть подходы к его достижению.

Технологический суверенитет — это владение определённым набором критических технологий, безусловное владение.

Я бы обратил внимание ещё на территориальный аспект достижения технологического суверенитета. Количество территорий для быстрого достижения достаточно небольшое, это исторически сложившиеся научные территории. Хотелось бы, чтобы внимание развитию этих территорий тоже уделялось.

Часто если какой-то принцип попал в нацпроект, это становится индикатором для проведения различных мероприятий, в том числе другого профиля. Хотелось бы, чтобы это учитывалось в отношении крупных научных проектов. Сейчас не всегда это понимание есть.

По опыту работы со многими инвесторами, инноваторами и технологами сейчас
не самый большой запрос на финансовые меры и субсидии. В первую очередь важны кадры. Все регионы видят разворот в нашу сторону — в регионы.

Второе — инфраструктура. Для нас это развитие технопарков.

Третье — комфортный климат (для Новосибирской области). Я не настаиваю на налоговых преференциях, но регуляторные преференции актуальны.

Нельзя отметать необходимость административного регулирования научных разработок по актуальным для региона тематикам. В этом году мы стали донастраивать и все остальные существующие в регионе меры поддержки.

Весной мы выделили 2 задачи: поддержка трудоустройства выпускников и стимулирование использования наших научных разработок на наших предприятиях.

АПК и сельскому хозяйству тоже надо подумать в этом направлении.

Мер поддержки на региональном и на федеральном уровне большое количество. Наша региональная матрица научно-технологического развития немногим меньше, представленной вице-премьером [Дмитрием Чернышенко].

Важно определить те технологические задачи, которые для нашего региона актуальны, чтобы под
эту технологическую карту и ГПНТР планировать региональные расходы.
В ходе пленарной сессии модератор Вадим Медведев подчеркнул, что в 2023 году Новосибирск ждёт ещё одно важное научное событие — «Архипелаг 2023» пройдёт в Новосибирске следующим летом.
Алексей Ученов, заместитель министра промышленности и торговли РФ:

Глобально и кроссистемно наше ведомство импортозамещением занимается с 2014 года. Уже тогда были заложены инструменты и подходы для реализации госполитики.

Важно отметить, что одновременно происходило углубление локализаций.

Мы столкнулись с задачей формирования новых подходов, провели работу над ошибками, в частности произвели изменения компонентной базы сырья и материалов. Были разработаны планы импортозамещения и в других отраслях.

Что даёт нам матрица — мы видим перспективные ниши, которые требуют нашего особого внимания. Наиболее перспективные направления —
компонентная база, автопром, узкопрофильное оборудование и другие. В результате реализации этих проектов будет создано более 400 результатов результатов интеллектуальной собственности и патентов.

Сейчас ведётся совместная работа с другими организациями и ведомствами, в том числе с Минобрнауки.
Григорий Трубников, директор ОИЯИ:

Рецепта простого нет. Сегодня много было сказано. Хочу поддержать тезис Андрея Травникова по поводу мобилизационной таргетной поддержки научного потенциала в регионах с целью концентрированной поддержки по приоритетным критичным наукоемким технологиям — сегодня это один из фокусов.

Вторая вещь — я выступаю за поддержку научно-технического партнёрства с дружественными странами и технологическими партнерами. 2/3 мира являются дружественными для нас, Россия должна с ними взаимодействовать во взаимовыгодном диалоге и партнёрстве. Правительство поддерживает это сотрудничество, его со счетов сбрасывать нельзя.
Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:

У нас перевёрнутая пирамида участия бизнеса в научных разработках. Хочется, чтобы было наоборот: чтобы бизнес в участвовал ровно в противоположных пропорциях.

Формирование концепции технологического развития России является коллективным творчеством, которое ведётся по инициативе Президента РФ.

Институт заместителей руководителей по научно-технологическому развитию — это произойдёт по инициативе Президента РФ уже в ближайшее время. И будет спущено на все организации, как это в своё время произошло с замами по цифровизации.

Домен «Наука» — государственная система управления наукой. Если вас нет в этой системе — вы не в науке. Она позволит осознанно управлять теми инвестициями, которые идут в науку.
Дмитрий Чернышенко:

Очень большая роль отводится СМИ, кто делом, словом, пером популяризирует науку.

Приоритеты:
1.Концепция НТР страны - готовится вместе с первым вице-премьером Андреем Белоусовым
2.Готовим "научный спецназ"
3. Платформа Гостех.

В совокупности это создает условия для укрепления технологического суверенитета
Валерий Фальков, о технологическом суверенитете:

Многое зависит от инженеров!
Творчество студентов, платформа университетского технологического предпринимательства.

Укрепление связей с промышленностью, через "Приоритет 2030".

Особо важны проекты megascience, в т.ч. тут, в Новосибирске.
Андрей Травников:

Сегодня требуется предпринимать кардинальные шаги при выполнении задачи импортозамещения и укрепления технологического суверенитета.
#выборыРАН – Геннадий Красников: функционал и взаимодействия

Продолжаются презентации программ кандидатов в президенты РАН. Геннадий Красников, выдвинутый целым конгломератом отделений – и отраслевых, и региональных (ДВО РАН и УрО РАН) – огласил свою во Владивостоке.

В выступлении кандидат Красников сделал акцент на том, что РАН нужно эффективно и комплексно реализовывать уже имеющиеся полномочия – не формально, а содержательно. Потому и нет смысла бороться за новый функционал. Это весьма этатистский подход, который, впрочем, не сильно отличается от идей того же Александра Сергеева.

Но и своей земли ни пяди не собирается отдавать Геннадий Красников. Он подчеркнул: экспертиза РАН должна стать не опциональной или формальной, но реально блокирующей те или иные решения. Здесь произведен весьма изящный отвлекающий «самострел» – кандидат раскритиковал не сам выход из-под экспертизы РАН правительственных подведов, включая Курчатовский институт, а конкретно механику, как было проигнорировано мнение Академии.

Как и кандидат Роберт Нигматулин, Геннадий Красников говорит о важности уровневой персональной работы членов РАН. Для президента Академии – это глава государства, премьер-министр и его заместители, министры президентского подчинения, председатель Госдумы и Совфеда, руководство Совбеза. Вице-президенты – это уровень уже министров и их заместителей. Вся работа должна вестись в ежедневном и напряженном режиме. Опять же – по аналогии с Робертом Нигматулиным – за пассивность подвергся критике Александр Сергеев.

Самым радикальным предложением, которое прозвучало от кандидата Красникова, стоит считать идею передачи Высшей аттестационной комиссии в ведение Российской академии наук. Этой идее уже не первый год, но столь явно в публичной сфере она не появлялась достаточно давно.

С точки зрения популизма – Геннадий Красников поднял вопрос о расширении материального и социального обеспечения членов Академии.

В области научно-методического руководства кандидат предлагает: вернуть РАН полномочия регулярно проводить экспертизу работы научных институтов, а также снизить роль наукометрии в пользу оценки специалистами. Также Геннадий Красников предлагает отказаться от трех категорий институтов.

Кандидат предлагает пересмотреть систему советов по ключевым проектам и программам – каждому отделению РАН должны быть приписаны те или иные ФНТП, ВИП или КНТП, чтобы соответствующий научный совет курировал выполнение и изменения. Вопрос о том, как это будет соотноситься с советами по приоритетам Стратегии НТР, остался не поднятым.

Геннадий Красников считает, что РАН должна выходить к властям с проектами крупных научно-технических программ и предлагать свое научно-методическое сопровождение их реализации. Однако, кандидат опускает важнейшую стадию, о которую разбилось много подобных инициатив – то есть согласование и детальную роспись этих предложений.

Кандидат Красников призвал не замыкаться в своей работе только на Минобрнауки, но выстраивать широкий спектр отношений с другими минстерствами, ведомствами, госкорпорациями и крупным бизнесом. К слову, именно этим уже успешно занимается во главе Академии Александр Сергеев. Именно высокая оценка результатов работы действующего президента РАН со стороны персонально президента России и АП является предметом недовольства его оппонентов. Ведь, по сути, основные тезисы программы Сергеева были им представлены на встрече с Владимиром Путиным и встретили полную поддержку.

Отдельно Геннадий Красников отметил важность создания консорциумов без образования юридического лица по всем стадиям полного инновационного цикла. При этом – что важно – ключевую роль в научно-техническом развитии кандидат отводит именно научным институтам, а не вузам – их основная задача: подготовки кадров.

Вообще профильному ведомству достаточно сильно досталось от кандидата Красникова: он отметил, что академики не могут пробиться на прием ко многим руководителям ведомства. Далее – назвал Минобрнауки средоточием «универсальных менеджеров».

Подробнее: видео-запись и частичная стенограмма; о программе Роберта Нигматулина.
#выборыРАН – Геннадий Красников: регионализация и статус

Относительно подведомственности научных институтов программа кандидата в президенты РАН Геннадия Красникова весьма амбициозна. Первое – ревизия и реструктуризация части НИИ. Затем – передача ведущих институтов в ведение РАН. Если копнуть совсем глубоко – то это не сильно отличается от тех планов, что реализуются еще со времен ФАНО. А именно: сильнейших поддержать, середняков интегрировать, безнадежно отстающих – ликвидировать.

При этом – что принципиально отличает Геннадия Красникова как минимум от Александра Сергеева и Роберта Нигматулина – кандидат не видит смысла менять статус Академии. А разговоры об этом полагает оправданием бездельников. Он предлагает просто внести часть полномочий в ряд профильных нормативно-правовых актов. Более того – он считает, что финансы (стать частично ГРБС) не стоит сейчас брать себе в функционал, поскольку это требует большого количества согласований.

Есть вечная тема «столица – регионы», на которой часто спекулируют и журналисты, и сами академики. Потом, правда, оказывается, что правильнее говорить «три столицы – макрорегионы». Смысл в том, что основные научные мощности сосредоточены если не в Москве и Санкт-Петербурге, то в конгломерате Новосибирск и Томск.

Таким образом, макрорегиональная академическая политика имеет не два выражения «центр – три региональных отделения», а три измерения «центр – Сибирское отделение – Дальневосточное + Уральское отделение». Именно от двух последних в макрорегиональном смысле идет на выборы Геннадий Красников. Плюс к тому – от Большого Атома (без согласия Росатома УрО РАН не выдвинуло бы кандидата, а делегирован он также от курируемых Курчатником отделений РАН). Именно поэтому кандидат выдвинул идею приданию большего количества полномочий региональным отделениям.

Специфику анонсированию программы кандидата Красникова придавало место действия – Владивосток. И дальневосточное академическое сообщество использовало все возможности, чтобы привлечь внимание к особенностям развития науки в макрорегиональном измерении. В основном это были жалобы на то, что здесь «науку забыли». Геннадий Красников, со своей стороны, пообещал пролоббировать создание нескольких научных институтов, в том числе социально-гуманитарного профиля.

Кандидат Красников предлагает очень интересную формулу развития Академии: усиление полномочий и РАН, и ее региональных отделений по всему спектру – от экспертизы до контроля над институтами.

Краткие тезисы программы Геннадия Красникова:
1. Регионализация + больше контроля над институтами + передача части в ведение РАН.
2. Не изменять формальный статус Академии.
3. Передать ВАК в РАН.
4. Добиться принципального значения экспертизы Академии.
5. В вопросе о репутации и имиджа РАН – предлагает сосредоточиться на собственном поведении (Академия де не уважает сама себя).

Главный фокус в программе и позиционировании Геннадия Красникова сделан на развитие микроэлектроники — это важнейший компонент технологического суверенитета и зона отвественности премьер-министра Михаила Мишустина. Очень неслучайно в Вестях недели 21 августа Геннадий Красников стал главным спикером сюжета о развитии микроэлектронной промышленности.

Уже представлена вторая их четырех программ развития Академии, с которой идут на выборы кандидаты. Сейчас можно констатировать – у всех будет общая часть (про усиление РАН, материальное и социальное обеспечение членов, контроль за обязательностью исполнения экспертизы, критика нынешнего главы Академии и пр.). Ключевые отличия – в нескольких ярких и дискуссионных инициативах.

Подробнее: видео-сюжет.
Было ПИШно! (1/2)

На форуме «Технопром» сегодня прошла панельная дискуссия «Передовые инженерные школы», в этот раз участники сессии испытывали особую важность и ответственность, ведь модератором разговора выступил непосредственный куратор проекта ПИШ – министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, но ему активно помогал и вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

«Вечный спор физиков и лириков — одни невозможны без других. А чем инженеры отличаются от физиков и лириков»?

Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:

«Мои родители были инженерами, работали в КБ «Лесмаш». Помню, как папа испытывал машины-манипуляторы для дерева — во многом оттуда моя любовь. Инженерная деятельность должна заканчиваться конечным изделием. Проект ПИШ получил развитие благодаря энтузиазму министра [Валерия Фалькова]. В проекте очень круто замешаны образование, наука и предпринимательство.

Я вижу целый иконостас вузов в ПИШ. Наверное, есть такой же среди компаний. Многие вузы даже у меня вызвали изумление. Во второй волне ПИШ конкуренция точно будет сильнее».

Валерий Фальков:

«Какие изменения произошли в наборе компетенций инженеров? Что было раньше и что есть сейчас»?

Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ:

«Абитуриенты, университеты, высокотехнологичные компании.

Абитуриенты наших лучших инженерных вузов не уступают лучшим абитуриентам мира.

Что касается компаний, нам бы хотелось чтобы их было больше — поместить эту «тройку» в единое поле. Мы как оператор будем их развивать.

Что сегодня поменялось в подготовке инженеров? — Материалы. Они из пассивной сущности стали сущностью динамической. Появилась система ИИ, система симуляции. И конечно, важно совмещение компонентов разных инженерных школ. В этом совмещении будущее российских инженерных школ».

Дмитрий Чернышенко:

«Росатом очень эффективный участник, вы постоянно побеждаете. Но вам зачем этот геморрой? Зачем участвуете в ПИШ? Может, вам лучше реальными делами заниматься»?

Алексей Дуб, первый заместитель генерального директора АО «Наука и инновации» ГК «Росатом»:

«Первое, на что обращаем внимание — какая команда ведет. Это не геморрой, это образ жизни. Без людей мы точно не справимся».

Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:

«Когда начинаем говорить с представителями промышленности, они отмечают, что скопилось недоверие к академическим институтам и вузовской науке, поэтому они не идут на такое партнерство».

Дмитрий Чернышенко:

«Зачем Новосибирской области партнерство с высокотехнологичной промышленностью для ПИШ? Надо обсуждать конкретику — сроки, предмет, кто партнеры и для чего они в проекте. Надо фиксировать сроки и продукты в проекте».

Алексей Боровков, проектор СПбПУ:

«Мы с Росатомом заключили 10 контрактов под наш проект ПИШ, и не только. Это и Институт ядерной физики СО РАН и другие. Активно идет цифровая трансформация отрасли – сегодня мы реализуем уникальные программы магистратуры, аналогов которым нет».