НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Андрей Травников:

Сегодня требуется предпринимать кардинальные шаги при выполнении задачи импортозамещения и укрепления технологического суверенитета.
#выборыРАН – Геннадий Красников: функционал и взаимодействия

Продолжаются презентации программ кандидатов в президенты РАН. Геннадий Красников, выдвинутый целым конгломератом отделений – и отраслевых, и региональных (ДВО РАН и УрО РАН) – огласил свою во Владивостоке.

В выступлении кандидат Красников сделал акцент на том, что РАН нужно эффективно и комплексно реализовывать уже имеющиеся полномочия – не формально, а содержательно. Потому и нет смысла бороться за новый функционал. Это весьма этатистский подход, который, впрочем, не сильно отличается от идей того же Александра Сергеева.

Но и своей земли ни пяди не собирается отдавать Геннадий Красников. Он подчеркнул: экспертиза РАН должна стать не опциональной или формальной, но реально блокирующей те или иные решения. Здесь произведен весьма изящный отвлекающий «самострел» – кандидат раскритиковал не сам выход из-под экспертизы РАН правительственных подведов, включая Курчатовский институт, а конкретно механику, как было проигнорировано мнение Академии.

Как и кандидат Роберт Нигматулин, Геннадий Красников говорит о важности уровневой персональной работы членов РАН. Для президента Академии – это глава государства, премьер-министр и его заместители, министры президентского подчинения, председатель Госдумы и Совфеда, руководство Совбеза. Вице-президенты – это уровень уже министров и их заместителей. Вся работа должна вестись в ежедневном и напряженном режиме. Опять же – по аналогии с Робертом Нигматулиным – за пассивность подвергся критике Александр Сергеев.

Самым радикальным предложением, которое прозвучало от кандидата Красникова, стоит считать идею передачи Высшей аттестационной комиссии в ведение Российской академии наук. Этой идее уже не первый год, но столь явно в публичной сфере она не появлялась достаточно давно.

С точки зрения популизма – Геннадий Красников поднял вопрос о расширении материального и социального обеспечения членов Академии.

В области научно-методического руководства кандидат предлагает: вернуть РАН полномочия регулярно проводить экспертизу работы научных институтов, а также снизить роль наукометрии в пользу оценки специалистами. Также Геннадий Красников предлагает отказаться от трех категорий институтов.

Кандидат предлагает пересмотреть систему советов по ключевым проектам и программам – каждому отделению РАН должны быть приписаны те или иные ФНТП, ВИП или КНТП, чтобы соответствующий научный совет курировал выполнение и изменения. Вопрос о том, как это будет соотноситься с советами по приоритетам Стратегии НТР, остался не поднятым.

Геннадий Красников считает, что РАН должна выходить к властям с проектами крупных научно-технических программ и предлагать свое научно-методическое сопровождение их реализации. Однако, кандидат опускает важнейшую стадию, о которую разбилось много подобных инициатив – то есть согласование и детальную роспись этих предложений.

Кандидат Красников призвал не замыкаться в своей работе только на Минобрнауки, но выстраивать широкий спектр отношений с другими минстерствами, ведомствами, госкорпорациями и крупным бизнесом. К слову, именно этим уже успешно занимается во главе Академии Александр Сергеев. Именно высокая оценка результатов работы действующего президента РАН со стороны персонально президента России и АП является предметом недовольства его оппонентов. Ведь, по сути, основные тезисы программы Сергеева были им представлены на встрече с Владимиром Путиным и встретили полную поддержку.

Отдельно Геннадий Красников отметил важность создания консорциумов без образования юридического лица по всем стадиям полного инновационного цикла. При этом – что важно – ключевую роль в научно-техническом развитии кандидат отводит именно научным институтам, а не вузам – их основная задача: подготовки кадров.

Вообще профильному ведомству достаточно сильно досталось от кандидата Красникова: он отметил, что академики не могут пробиться на прием ко многим руководителям ведомства. Далее – назвал Минобрнауки средоточием «универсальных менеджеров».

Подробнее: видео-запись и частичная стенограмма; о программе Роберта Нигматулина.
#выборыРАН – Геннадий Красников: регионализация и статус

Относительно подведомственности научных институтов программа кандидата в президенты РАН Геннадия Красникова весьма амбициозна. Первое – ревизия и реструктуризация части НИИ. Затем – передача ведущих институтов в ведение РАН. Если копнуть совсем глубоко – то это не сильно отличается от тех планов, что реализуются еще со времен ФАНО. А именно: сильнейших поддержать, середняков интегрировать, безнадежно отстающих – ликвидировать.

При этом – что принципиально отличает Геннадия Красникова как минимум от Александра Сергеева и Роберта Нигматулина – кандидат не видит смысла менять статус Академии. А разговоры об этом полагает оправданием бездельников. Он предлагает просто внести часть полномочий в ряд профильных нормативно-правовых актов. Более того – он считает, что финансы (стать частично ГРБС) не стоит сейчас брать себе в функционал, поскольку это требует большого количества согласований.

Есть вечная тема «столица – регионы», на которой часто спекулируют и журналисты, и сами академики. Потом, правда, оказывается, что правильнее говорить «три столицы – макрорегионы». Смысл в том, что основные научные мощности сосредоточены если не в Москве и Санкт-Петербурге, то в конгломерате Новосибирск и Томск.

Таким образом, макрорегиональная академическая политика имеет не два выражения «центр – три региональных отделения», а три измерения «центр – Сибирское отделение – Дальневосточное + Уральское отделение». Именно от двух последних в макрорегиональном смысле идет на выборы Геннадий Красников. Плюс к тому – от Большого Атома (без согласия Росатома УрО РАН не выдвинуло бы кандидата, а делегирован он также от курируемых Курчатником отделений РАН). Именно поэтому кандидат выдвинул идею приданию большего количества полномочий региональным отделениям.

Специфику анонсированию программы кандидата Красникова придавало место действия – Владивосток. И дальневосточное академическое сообщество использовало все возможности, чтобы привлечь внимание к особенностям развития науки в макрорегиональном измерении. В основном это были жалобы на то, что здесь «науку забыли». Геннадий Красников, со своей стороны, пообещал пролоббировать создание нескольких научных институтов, в том числе социально-гуманитарного профиля.

Кандидат Красников предлагает очень интересную формулу развития Академии: усиление полномочий и РАН, и ее региональных отделений по всему спектру – от экспертизы до контроля над институтами.

Краткие тезисы программы Геннадия Красникова:
1. Регионализация + больше контроля над институтами + передача части в ведение РАН.
2. Не изменять формальный статус Академии.
3. Передать ВАК в РАН.
4. Добиться принципального значения экспертизы Академии.
5. В вопросе о репутации и имиджа РАН – предлагает сосредоточиться на собственном поведении (Академия де не уважает сама себя).

Главный фокус в программе и позиционировании Геннадия Красникова сделан на развитие микроэлектроники — это важнейший компонент технологического суверенитета и зона отвественности премьер-министра Михаила Мишустина. Очень неслучайно в Вестях недели 21 августа Геннадий Красников стал главным спикером сюжета о развитии микроэлектронной промышленности.

Уже представлена вторая их четырех программ развития Академии, с которой идут на выборы кандидаты. Сейчас можно констатировать – у всех будет общая часть (про усиление РАН, материальное и социальное обеспечение членов, контроль за обязательностью исполнения экспертизы, критика нынешнего главы Академии и пр.). Ключевые отличия – в нескольких ярких и дискуссионных инициативах.

Подробнее: видео-сюжет.
Было ПИШно! (1/2)

На форуме «Технопром» сегодня прошла панельная дискуссия «Передовые инженерные школы», в этот раз участники сессии испытывали особую важность и ответственность, ведь модератором разговора выступил непосредственный куратор проекта ПИШ – министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков, но ему активно помогал и вице-премьер Правительства РФ Дмитрий Чернышенко.

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования РФ:

«Вечный спор физиков и лириков — одни невозможны без других. А чем инженеры отличаются от физиков и лириков»?

Дмитрий Чернышенко, вице-премьер Правительства РФ:

«Мои родители были инженерами, работали в КБ «Лесмаш». Помню, как папа испытывал машины-манипуляторы для дерева — во многом оттуда моя любовь. Инженерная деятельность должна заканчиваться конечным изделием. Проект ПИШ получил развитие благодаря энтузиазму министра [Валерия Фалькова]. В проекте очень круто замешаны образование, наука и предпринимательство.

Я вижу целый иконостас вузов в ПИШ. Наверное, есть такой же среди компаний. Многие вузы даже у меня вызвали изумление. Во второй волне ПИШ конкуренция точно будет сильнее».

Валерий Фальков:

«Какие изменения произошли в наборе компетенций инженеров? Что было раньше и что есть сейчас»?

Владимир Шевченко, ректор НИЯУ МИФИ:

«Абитуриенты, университеты, высокотехнологичные компании.

Абитуриенты наших лучших инженерных вузов не уступают лучшим абитуриентам мира.

Что касается компаний, нам бы хотелось чтобы их было больше — поместить эту «тройку» в единое поле. Мы как оператор будем их развивать.

Что сегодня поменялось в подготовке инженеров? — Материалы. Они из пассивной сущности стали сущностью динамической. Появилась система ИИ, система симуляции. И конечно, важно совмещение компонентов разных инженерных школ. В этом совмещении будущее российских инженерных школ».

Дмитрий Чернышенко:

«Росатом очень эффективный участник, вы постоянно побеждаете. Но вам зачем этот геморрой? Зачем участвуете в ПИШ? Может, вам лучше реальными делами заниматься»?

Алексей Дуб, первый заместитель генерального директора АО «Наука и инновации» ГК «Росатом»:

«Первое, на что обращаем внимание — какая команда ведет. Это не геморрой, это образ жизни. Без людей мы точно не справимся».

Андрей Травников, губернатор Новосибирской области:

«Когда начинаем говорить с представителями промышленности, они отмечают, что скопилось недоверие к академическим институтам и вузовской науке, поэтому они не идут на такое партнерство».

Дмитрий Чернышенко:

«Зачем Новосибирской области партнерство с высокотехнологичной промышленностью для ПИШ? Надо обсуждать конкретику — сроки, предмет, кто партнеры и для чего они в проекте. Надо фиксировать сроки и продукты в проекте».

Алексей Боровков, проектор СПбПУ:

«Мы с Росатомом заключили 10 контрактов под наш проект ПИШ, и не только. Это и Институт ядерной физики СО РАН и другие. Активно идет цифровая трансформация отрасли – сегодня мы реализуем уникальные программы магистратуры, аналогов которым нет».
Было ПИШно! (2/2)

Валерий Фальков:

«Чего не хватает вузам в проекте ПИШ»?

Юрий Шмотин, генеральный конструктор ОДК:

«Вузы разные, мы знаем их сильные стороны. Один из недостатков вузов – они либо склонны к занятием интеграцией, либо страдают специализацией. Или наоборот — вуз слишком склонен к фундаментальным исследованием без практики.

Нам не хватает того, чтобы университеты нас слышали. Нам важно скорректировать программы обучения.

Университеты получат дополнительную синергию, если начнут активнее работать друг с другом. Нужны выпускники с практическим навыками».

Валерий Фальков:

«Мы с Дмитрием Николаевичем [Чернышенко] много обсуждаем ПИШ и иные наши проекты».

Дмитрий Чернышенко:

«Мы вообще много говорим».

Андрей Травников:

«В ПИШ должен быть конкретный формализованный акцент на результат».

Валерий Фальков [вопрос и.о.ректора ТПУ Дмитрию Седневу]:

«Зачем вам инженерная школа»?

Дмитрий Седнев, и.о.ректора Томского Политеха:

«Это поддержка проекта Росатома «Прорыв», а также кроссотраслевых проектов. То есть ПИШ как кроссотраслевой центр. И если говорить про образовательный результат, то надо прийти к тому, чтобы ребята-студенты выполняли задачи партнера, чтобы ушло клише «забудьте все, чему вас учили в университете». Именно вливание в экономику таких новых кадров и есть важнейший итог ПИШ».

Валерий Фальков:

«В ПИШ главный не ректор, а директор ПИШ».

Сергей Чеботарев, директор ПИШ НовГУ:

«Наш партнер компания «Акрон». Основная задача наша с партнером — перейти к российским программам и аппаратным комплексам. И чтобы студенты получали такие компетенции, чтобы они могли решать такие неординарные задачи».

Дмитрий Чернышенко [вопросу Сергею Чеботареву]:

«Вы участвуете в импортозамещении софта? Что импортозамещаете? Важно, чтобы Акрон профинансировал и внедрение. Если вы недостаточно крупные для решения для всей отрасли, то вам надо усилить команду».

Сергей Чеботарев:

«Мы импортозамещаем всю линейку, которая используется. У нас системный подход. Велосипед изобретать не будем».

Искандер Бариев, первый проректор-заместитель директора Университета Иннополис:

«Мы уже построили диаграмму Ганта до 2030 года. Хотим разработать технологию автогенерации кода. В ПИШ разработаем ряд бакалаврских, магистерских и программ ДПО, чтобы ребят, владеющих технологией, было больше. И такую единую «песочницу» мы раздадим всем нашим вузам-партнерам».

Михаил Котюков, заместитель министра финансов РФ:

«Чтобы ПИШ были заметны в регионе, надо создавать продукты в регионе и применять их там же. Это важные акценты».

Валерий Фальков:

«По всем 30 ПИШ софинансирование от технологических партнеров выше, чем бюджет. Нам в проекте ПИШ важно трансформировать образование. Это главный акцент. И это сегодня мало у кого прозвучало. Мало назваться ПИШ — надо этому соответствовать.

Надо формировать команды и укреплять лидерство. Спрашивать будем с директоров ПИШ.

Еще одно — надо уметь представлять себя, уметь говорить на панельной дискуссии, уметь общаться с сообществом. Ротация неизбежна для всех, кроме НИЯУ МИФИ, поскольку они методический центр проекта ПИШ».
Сессия по ПИШ стала главным содержательным разговором первого дня Технопрома, местами напоминая даже экзамен–защиту ректоров перед Дмитрием Чернышенко и Валерием Фальковым.

В ожидании сессии по передовым инженерным школам на фото: Председатель Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев, замминистра Дмитрий Афанасьев, ректор ТУСУР Виктор Рулевский, помощник вице-премьера Дмитрия Чернышенко Антоний Швиндт.
Life-long learning для юриста

Сегодняшние переменчивые условия постоянно влияют на формирование профессиональной среды и требуют от специалистов постоянной работы над навыками. Life-long learning – обязательный элемент конкурентоспособности в мире BANI. Новые знания позволяют специалисту чувствовать себя уверенней в профессиональной сфере.

Балтийский федеральный университет им. И. Канта проводит в августе XI Международную летнюю школу «Профессиональные навыки юриста: путь к успеху». Уже 11 год подряд Балтийский университет объединяет участников из самых разных регионов России и из-за рубежа. Чтобы попасть на этот поток, ребята соревновались в конкурсе 5 человек на место. Всего было отобрано более 110 участников, среди них — 90 студентов и 25 преподавателей. Состав отличается широкой географией: курс проходят учащиеся из 21 города и 6 стран.

Александр Федоров, ректор Балтийского федерального университета им. И. Канта, для «Научно-образовательной политики»:

Для нас большая честь, что ежегодно к нам присоединяются не только учащиеся БФУ, но и ребята со всей страны и из-за рубежа. Аналогов нашей летней школы нет ни в России, ни в Европе. Студентов ждет насыщенная и сложная программа, интенсивная «прокачка» своих навыков: занятия, мастер-классы и тренинги от лучших экспертов.

Особенность школы в этом году — хакатон Legal Tech. Это новый уникальный проект для совместного обучения юристов и программистов. По итогу ребятам необходимо будет за 30 часов с нуля создать техпродукт под определенные задачи, и победители получат возможность зарегистрировать свою идею и доделать ее до конца.
Новые научные связи

Международное научно-техническое сотрудничество стало темой одной из дискуссий на форуме «Технопром-2022». Эксперты обсуждали инструменты создания модели международного научно-технического сотрудничества, принципы и нормативно-правовую базу.

Как выстраивать международное научное сотрудничество в современных реалиях? Четыре условия, предложенных Томским политехническим университетом:

1. Страна потенциального партнера не должна быть в перечне недружественных России стран.

2. Страна потенциального партнера должна относиться к числу стран с высоким уровнем образования и высокими затратами на проведение научных исследований.

3. Потенциальные партнерские университеты или организации должны иметь схожие с российским партнером-вузом научно-образовательные интересы и направления, а также занимать лидирующие позиции по уровню образования и проводимым научным исследованиям в своем регионе, стране и за ее пределами.

4. Географическое расположение потенциального партнера-университета или организации должно позволить реализовывать деловую и академическую мобильность (приемлемая транспортная логистика, доступные цены для перелетов, облегченный визовый режим).

Леонид Сухих, проректор по науке и трансферу технологий ТПУ @newstpu для «Научно-образовательной политики»:

«Сейчас университетам и научным организациям необходимо пересмотреть международные партнерские связи и контракты как минимум на ближайшую перспективу, фокусируясь на новых партнерах из стран, не объявивших России санкции или не присоединившихся к санкциям западных стран. Подспорьем также стала бы ликвидация для университетов и исследовательских организаций избыточных требований валютного контроля со стороны государства. Эти шаги, уверен, смогли бы поддержать как систему образования в целом, так и развивать совместные межгосударственные исследования с зарубежными странами с учетом задач России на международной арене».

Крупнейший технологический форум России «Технопром-2022» стартовал в Новосибирске сегодня. Четыре дня более 800 спикеров будут обсуждать технологический суверенитет и устойчивое развитие России.
Как говорится, сон молодого учёного – инвестиция в науку будущего!

#ликитехнопрома
Креативные индустрии: планы развития

Правительство утвердило план мероприятий по реализации в 2022 – 2024 гг. Концепции развития творческих (креативных) индустрий. Им отводится особая роль в системном и прорывном развитии общества и экономики. По своим сквозным характеристикам они вплотную приближаются к цифре.

Стартовая отметка – закрепление понятия «креативных индустрий» в законодательстве и соотнесение с ним различные виды деятельности. Для создания новых кодов ОКВЭДов предполагается привлечь НИУ ВШЭ и РАНХиГС. На базе этих же двух вузов предполагается развернуть повышение квалификации для государственных и муниципальных служащих, а также региональных команд в области творческого предпринимательства и интеллектуальной собственности. Это напоминает формат развития технологического предпринимательства.

Двумя сквозными исполнителями Плана являются Росмолодежь и Минкультуры. Третий – профильная общероссийская общественно-государственная организация «Российский центр оборота прав на результаты творческой деятельности" (РЦИС)», специально созданный под задачи форсированного развития креативных индустрий в 2021 году в подведомственности Минцифры, но по широким вопросам творчества – в т.ч., научно-технического.

План содержит мощный образовательный блок:
1. Создание школ креативных индустрий в регионах.
2. Создание университета креативных индустрий «Таврида» (ответственные – Росмолодежь и Минкультуры).
3. Обновление ФГОСов уровня школ и СПО по творческим предметам для формирования навыков креативных индустрий (Минпросвещения, Минкультуры и Минпромторг).
4. Формирование модулей по всему спектру креативных индустрий (и ракурсам – например, интеллектуальное право) и их интеграции в образовательные программы высшего образования (Росмолодежь, Минобрнауки, Минпромторг, НИУ ВШЭ и РАНХиГС).
5. Разработка методичек по созданию образовательных программ высшей школы для развития креативных индустрий (Минкультуры и Минобрнауки).

Именно модель сквозных модулей в наибольшей степени роднит креативные и цифровые навыки. И те, и другие предполагается интегрировать самые разные образовательные программы. Цифра, конечно, более многогранно представлена в высшей школе, но ничто не мешает по аналогии с цифровыми кафедрами создать в вузах «творческо-креативные». Тем более, что уже возможно бесплатное получение второго высшего культурно-творческого образования.

На базе НЭБ создадут специализированную базу данных по креативным индустриям.

По аналогии с развитием научного туризма будет придан стимул к туризму креативному. То есть маршрутам, которые включают объекты креативных индустрий (для чего еще и акселератор проведут).

Мероприятия по развитию инфраструктуры креативных индустрий очень напоминают аналогичные инициативы в научно-образовательном и инновационно-технологическом пространстве: создание арт-резиденций и литературных резиденций в субъектах (НОЦ и НЦ); создание инклюзивных творческих лабораторий (молодежные лабы); создание точек концентрации талантов «Гений места» («Точки кипения»); создание творческих инкубаторов и центров прототипирования (Кванториумы, региональные «сириусы», центры компетенций РСВ); креативные проекты в городских и сельских поселениях (частично напоминает программу кампусов мирового уровня); консультирование на базе центров «Мой бизнес».

Отдельный блок – по развитию механизмов поддержки и рынка РИД, защиты и коммерциализации авторских прав.

Digital и креатив пересекутся в создании цифровой платформы «Культурная карта 360» и приложения «Культурный навигатор», единой билетной инфосистемы, механизма распознавания проигрываемых произведений, цифровизация коллекций музеев и архивов.

Также предполагается создание цифрового профиля компетенций и достижений гражданина в творческо-креативной области – для облегчения поиска работы и заполнения вакансий.

Креативные индустрии – это зона особого внимания Сергея Кириенко. Они теснее всего работают с мечтой, которая, как он не раз отмечал, является основой любого прогресса.

Подробнее.
Медицинская реабилитация и импортонезависимость

Военнослужащие, которые встали на защиту интересов родины и в ходе выполнения службы получили ранения, достойны получать первоклассную медицинскую помощь и реабилитацию. На прошедшем международном форуме «Армия – 2022» была насыщенная программа, которая включала круглые столы по медицинской тематике, где обсуждались актуальные вопросы медико-социальной реабилитации военнослужащих, обеспечение импортонезависимости в здравоохранении и так далее.

Самарский государственный медицинский университет представил на форуме «Армия – 2022» несколько своих разработок: телемедицинский кейс Health check-up — цифровую экосистему, предназначенную для дистанционного мониторинга физиологических показателей пациента, «умные» эндопротезы с комплексом покрытий, которые включаются в определенное запрограммированное время и имеют интегрирующие, антисептические и антибактериальные свойства.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:

«В конце 2021 года совместно с партнерами из технологического бизнеса, академического сообщества и образовательной системы в СамГМУ был создан Центр НТИ «Бионическая инженерия в медицине». В рамках Центра НТИ мы разрабатываем, а потом будем производить сложнопрофильные эндопротезы с покрытиями под конкретного пациента и клиническую ситуацию.

Такой комплекс покрытий и эндопротезы мы делаем совместно со Сколтехом, Тольяттинским госуниверситетом, Томским политехом, ООО «ТИОС», ООО «Медтэк», ООО «Бонобайт». В итоге реализации этого проекта на нашей университетской опытно-промышленной площадке VIDE в индустриальном парке Преображенка будет развернуто производство как этих покрытий, так и самих эндопротезов».
Университеты и регионы: рефлексия успеха в условиях турбулентности (1/2)

В рамках «Школы академического совершенства» прошла дискуссия «Университеты и регионы: рефлексия успеха в условиях турбулентности». Спикеры обсудили, какие возможности открывают современные политические и экономические реалии, какие точки роста появляются у университетов и где искать точки соприкосновения с органами власти и реальным сектором. Модераторами сессии выступили научный руководитель ЭАЦ «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов @szhenov и руководитель департамента методологии и оценки президентской платформы «Россия — страна возможностей» Дмитрий Гужеля.

Екатерина Харченко, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию
@kharchenkoekaterina:

«Актуальные турбулентные условия являются окном возможностей – необходимо синхронизировать всех акторов сферы молодежной политики, высшего образования, науки. Речь здесь не только о региональных органах власти и вузах, но и о федеральных органах исполнительной и законодательной власти. Особенно в рамках реализации программы «Приоритет 2030» должны показать конкретные результаты взаимодействия вузов и регионов.

Университеты становятся драйверами регионального развития с точки зрения реализации молодежной политики. Раньше акцент делался на талантливую молодежь, поэтому на всех федеральных площадках, конкурсах, программах были представлены одни и те же. А сейчас объект воздействия молодежной политики вместе с органами региональной исполнительной власти – это все молодые люди. Мы видим, как губернаторы уделяют большое внимание развитию предпринимательской активности, реализации студенческих инициатив. И самое главное – это трудоустройство молодежи, здесь без региональных центров карьеры, без органов исполнительной власти невозможно выстроить синхронизацию.

Комитет по науке и высшему образованию в Госдуме становится объединяющей площадкой разных федеральных органов исполнительной власти, РАН в части фундаментальных исследований, системы высшего образования, бизнеса, общественных институтов, как «Россия – страна возможностей». Площадки, на которых мы сегодня присутствуем, не просто «про поговорить», а про конкретные направления деятельности всех участников этой системы.

Я также благодарна НОП, Дмитрию Гужеле и Евгению Сженову, за то, что вы делаете для системы высшего образования, молодежной политики, науки, за тех экспертов, которых приглашаете».

Михаил Балыхин, ректор МГУПП:

«Было бы счастье, да турбулентность помогла. Когда я с командой формировал стратегию развития университета, я вкладывал очень простой понятный тезис на входе, но очень сложный к реализации, чтобы университет был с устойчивым, светлым будущим, он должен формировать часть экономики, то есть быть неким «триггером». Все это реализовать без креатива студентов и партнеров практически невозможно.

Бизнес оказался в определенной новой экосистеме. Он стал более податлив к переговорам. Мы создали несколько совместных предприятий, стали открывать центры и лаборатории, так называемые Конструкторские бюро, где фактически для нас сейчас есть уникальная возможность стать теми стартерами новых задач и задумок для города, региона, страны.

Сейчас мы должны накопленный опыт и уникальный потенциал учредителя распространить среди всех университетов, отобрать те технологии, которые уже имеют хорошие компетенции, простимулировать их делиться хотя бы частью наработанного интеллектуального капитала. Я уверен, это подтянет образовательный «хвост» и за счет общих усилий университетской команды даст интеграцию».

Подробнее: https://vk.com/video-29346_456239534
Университеты и регионы: рефлексия успеха в условиях турбулентности (2/2)

Нина Яныкина, ректор Университета 2035:

«Особенности работы Университета 2035 заключается в том, что мы постоянно учимся эту работу организовывать, основываясь на данных. Мы выполняем роль медиаторов между государством в части пополнения кадров и организациями, которым они нужны.

Архипелаг 2022 получился максимально многослойным, масштабным, и мы наблюдали очень серьезный рост количества проектов, связанных с тяжелыми, высокотехнологичными направлениями.

Мы за цифрами, за данными очень часто не видим человека, клиента, слушателя, преподавателя. Это та зона развития, где мы двигаемся уже сейчас, но должны двигаться ещё быстрее.

Нужны специалисты, которые являются лучшими в своем деле, причем на мировом уровне, чтобы не отставали, а даже опережали. Нам нужны такие специалисты, которые любят своё дело и развиваются, поэтому мы на ближайшее время ставим перед собой задачи, связанные с погружением нашей деятельности и интеграцию с вузами в части молодёжной политики и того, что сейчас называется внеучебной деятельностью».

Ольга Петрова, министр науки, образования и молодёжной политики Нижегородской области:

«Как регион мы поняли, что всем вузам надо дружиться между собой – межвузовскими проектами, историями и идти и развиваться дальше, потому что только в этом случае регион является конкурентоспособным. Если мы говорим про приток молодежи, то всë осталось как прежде. Ведь пока Москва и Питер всех перетягивают. Это проблема есть и задачи, проекты, которые мы реализуем, все в основном межвузовские.

«Учись в Нижнем» – это проект, представляющий разнообразие всех вузовских историй, кто, чему может научить, потом мы пошли к колледжам, а сейчас мы поняли, что мы не можем без работодателей, которые будут показывать, куда дальше идти учиться».