Какие задачи решает проект «Передовые инженерные школы»?
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков во время дискуссии о старте и задачах федерального проекта на «Технопроме – 2022» спросил и.о. ректора Томского политеха @newstpu Дмитрия Седнева: «В рамках ПИШ вы решаете какую-то конкретную образовательную задачу или технологическую задачу с партнером, а может быть, отвечаете на какие-то внутренние вызовы?».
Тема ПИШ Томского политехнического университета – «Интеллектуальные энергетические системы». Ключевыми партнерами выступают Госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Россети».
Дмитрий Седнев:
«С одной стороны, ПИШ ТПУ – это поддержка одного из крупнейших международных проектов, реализуемого в нашем регионе, — проекта «Прорыв» госкорпорации «Росатом».
С другой, мы, как университет, который много и достаточно качественно работает с нефтегазовой индустрией, видим, что есть технологические решения, которые должны быть использованы как кросс-отраслевые. И формирование ПИШ, которая сможет продукты, в первую очередь цифровые, передавать из одной отрасли в другую и готовить кадры, – это и есть амбициозная задача ТПУ.
Другой важный маркер образовательных результатов – действительно активное участие студентов в реальных проектах уже во время учебы, что позволит сократить период адаптации выпускников на рабочем месте.
Передовые инженерные школы сделают свое дело тогда, когда мы перестанем слышать фразу «забудьте все, чему вас учили в университете». Мы сделаем обратный разворот: ребята, которые будут учиться в ПИШ, будут выполнять научно-технические задачи, которые есть у партнеров. Переходя к партнерам на работу, они будут очень четко отдавать себе отчет и о технических средствах, которые использует компания, и о культуре работы в компании, и о технологических приемах того, как можно вести деятельность на высоком инженерном уровне прямо здесь и сейчас.
Интенсификация, вливание в экономику новых кадров будет важнейшим образовательным результатом инженерной школы. Также я думаю, что, если передовые инженерные школы будут производить инструкции к приборам и технологиям, а не отчеты, и внедрять их в промышленность, это будет отличным показателем эффективности инвестиций в этот проект».
Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков во время дискуссии о старте и задачах федерального проекта на «Технопроме – 2022» спросил и.о. ректора Томского политеха @newstpu Дмитрия Седнева: «В рамках ПИШ вы решаете какую-то конкретную образовательную задачу или технологическую задачу с партнером, а может быть, отвечаете на какие-то внутренние вызовы?».
Тема ПИШ Томского политехнического университета – «Интеллектуальные энергетические системы». Ключевыми партнерами выступают Госкорпорация «Росатом», ПАО «Газпром нефть», ПАО «Россети».
Дмитрий Седнев:
«С одной стороны, ПИШ ТПУ – это поддержка одного из крупнейших международных проектов, реализуемого в нашем регионе, — проекта «Прорыв» госкорпорации «Росатом».
С другой, мы, как университет, который много и достаточно качественно работает с нефтегазовой индустрией, видим, что есть технологические решения, которые должны быть использованы как кросс-отраслевые. И формирование ПИШ, которая сможет продукты, в первую очередь цифровые, передавать из одной отрасли в другую и готовить кадры, – это и есть амбициозная задача ТПУ.
Другой важный маркер образовательных результатов – действительно активное участие студентов в реальных проектах уже во время учебы, что позволит сократить период адаптации выпускников на рабочем месте.
Передовые инженерные школы сделают свое дело тогда, когда мы перестанем слышать фразу «забудьте все, чему вас учили в университете». Мы сделаем обратный разворот: ребята, которые будут учиться в ПИШ, будут выполнять научно-технические задачи, которые есть у партнеров. Переходя к партнерам на работу, они будут очень четко отдавать себе отчет и о технических средствах, которые использует компания, и о культуре работы в компании, и о технологических приемах того, как можно вести деятельность на высоком инженерном уровне прямо здесь и сейчас.
Интенсификация, вливание в экономику новых кадров будет важнейшим образовательным результатом инженерной школы. Также я думаю, что, если передовые инженерные школы будут производить инструкции к приборам и технологиям, а не отчеты, и внедрять их в промышленность, это будет отличным показателем эффективности инвестиций в этот проект».
Консолидация и легитимность
Перед стартом финальных актов предвыборных кампаний президент Владимир Путин встретился с Председателем Центральной избирательной комиссии Эллой Памфиловой.
Она сразу подчеркнула:
«Наша основная цель остаётся очень актуальной – от выборов к выборам повышать доверие и к самим выборам, и непосредственно к избирательной системе. Поскольку это является залогом легитимности и, как следствие, стабильности в стране».
Работа ЦИК сейчас особенно сильно интегрирована с внутриполитическим блоком Кремля. Легитимность выборов закрепили две электоральные референдумные волны — 2018 и 2020 гг. (президентские выборы и голосование по поправкам в Конституцию).
Преодоленный кризис легитимности позволил провести одни из самых открытых выборов в ГосДуму — где квартет традиционных партий пополнился «Новыми людьми».
Открытость и прозрачность — ещё одно системное требование к выборам, которое ставит внутриполитический блок Кремля. От технической модерации результатов совершён трансфер к моделированию социальных процессов, которые обеспечивают итоговые расклады.
Элла Памфилова детально рассказала о всех особенностях нынешней кампании:
1. Четырёхуровневое наблюдение (включая видео на участках).
2. Защищенность цифровых сервисов от кибератак.
3. Санитарно-эпидемиологические меры.
4. (Парадоксально) равное удобство 1-, 2- и 3-дневного формата голосования.
5. Избиратель теперь бывает очный, мобильный и дистанционный.
6. Высокая конкурентность на всех выборах.
7. Минимальный процесс отказов.
8. Взаимоуважение и поддержка всех участников процесса.
Несколько раз Элла Памфилова акцентировала внимание главы государства на беспрецедентной ровности данного этапа избирательного процесса. Конфликтов уровня ЦИК нет вообще.
Особенную консолидацию проявляют все политические силы за исключением одной (судя по всему, речь о «Яблоке»):
«Хотелось бы выделить самое главное в отношении наших партий. Несмотря на политические, идеологические, социально-экономические и другие различия между ними, они – за исключением, может быть, единственного, ничтожного исключения – все оказались солидарны в одном – в поддержке специальной военной операции, в желании внести посильный свой вклад в нашу победу, неизбежную победу, потому что за нами правда, за нами справедливость, и все нормальные люди, народ, в этом уверены».
Элла Памфилова заранее закладывает электоральные основы «донбасского консенсуса», который и продемонстрируют грядущие голосования.
Главное — консолидация:
«Сейчас как никогда важно единство людей. Важно собраться нам всем в кулак, чтобы победить тех, кто практически завёл человечество в тупик, лишив его вообще возможности естественного развития.
Надо сначала победить, а потом разбираться в своих нюансах и в том, что нас разделяет».
Победа в СВО становится победой над самими собой — над разделительными линиями внутри общества и партийно-политической системы.
С точки зрения раскладов сил в элитах Владимир Путин подчеркнул особые права Эллы Памфиловой — это прямой и постоянный выход на главу государства:
«Если какая-то дополнительная помощь нужна будет от государства, пожалуйста, я всегда в Вашем распоряжении, Вы знаете, у Вас прямая связь есть в любую секунду».
Столь высокие требования по качеству проведения выборов безусловно относятся и к предстоящему избранию президента и руководства Российской академии наук. К открытости и прозрачности процесса будет приковано особое внимание. В текущих условиях серьёзные сбои и скандалы считаются недопустимыми. РАН должна будет удержать планку, взятую на весенних выборах членов Академии.
Подробнее: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69184
Перед стартом финальных актов предвыборных кампаний президент Владимир Путин встретился с Председателем Центральной избирательной комиссии Эллой Памфиловой.
Она сразу подчеркнула:
«Наша основная цель остаётся очень актуальной – от выборов к выборам повышать доверие и к самим выборам, и непосредственно к избирательной системе. Поскольку это является залогом легитимности и, как следствие, стабильности в стране».
Работа ЦИК сейчас особенно сильно интегрирована с внутриполитическим блоком Кремля. Легитимность выборов закрепили две электоральные референдумные волны — 2018 и 2020 гг. (президентские выборы и голосование по поправкам в Конституцию).
Преодоленный кризис легитимности позволил провести одни из самых открытых выборов в ГосДуму — где квартет традиционных партий пополнился «Новыми людьми».
Открытость и прозрачность — ещё одно системное требование к выборам, которое ставит внутриполитический блок Кремля. От технической модерации результатов совершён трансфер к моделированию социальных процессов, которые обеспечивают итоговые расклады.
Элла Памфилова детально рассказала о всех особенностях нынешней кампании:
1. Четырёхуровневое наблюдение (включая видео на участках).
2. Защищенность цифровых сервисов от кибератак.
3. Санитарно-эпидемиологические меры.
4. (Парадоксально) равное удобство 1-, 2- и 3-дневного формата голосования.
5. Избиратель теперь бывает очный, мобильный и дистанционный.
6. Высокая конкурентность на всех выборах.
7. Минимальный процесс отказов.
8. Взаимоуважение и поддержка всех участников процесса.
Несколько раз Элла Памфилова акцентировала внимание главы государства на беспрецедентной ровности данного этапа избирательного процесса. Конфликтов уровня ЦИК нет вообще.
Особенную консолидацию проявляют все политические силы за исключением одной (судя по всему, речь о «Яблоке»):
«Хотелось бы выделить самое главное в отношении наших партий. Несмотря на политические, идеологические, социально-экономические и другие различия между ними, они – за исключением, может быть, единственного, ничтожного исключения – все оказались солидарны в одном – в поддержке специальной военной операции, в желании внести посильный свой вклад в нашу победу, неизбежную победу, потому что за нами правда, за нами справедливость, и все нормальные люди, народ, в этом уверены».
Элла Памфилова заранее закладывает электоральные основы «донбасского консенсуса», который и продемонстрируют грядущие голосования.
Главное — консолидация:
«Сейчас как никогда важно единство людей. Важно собраться нам всем в кулак, чтобы победить тех, кто практически завёл человечество в тупик, лишив его вообще возможности естественного развития.
Надо сначала победить, а потом разбираться в своих нюансах и в том, что нас разделяет».
Победа в СВО становится победой над самими собой — над разделительными линиями внутри общества и партийно-политической системы.
С точки зрения раскладов сил в элитах Владимир Путин подчеркнул особые права Эллы Памфиловой — это прямой и постоянный выход на главу государства:
«Если какая-то дополнительная помощь нужна будет от государства, пожалуйста, я всегда в Вашем распоряжении, Вы знаете, у Вас прямая связь есть в любую секунду».
Столь высокие требования по качеству проведения выборов безусловно относятся и к предстоящему избранию президента и руководства Российской академии наук. К открытости и прозрачности процесса будет приковано особое внимание. В текущих условиях серьёзные сбои и скандалы считаются недопустимыми. РАН должна будет удержать планку, взятую на весенних выборах членов Академии.
Подробнее: http://www.kremlin.ru/events/president/news/69184
Президент России
Встреча с Председателем Центризбиркома Эллой Памфиловой
Владимир Путин провёл рабочую встречу с Председателем Центральной избирательной комиссии Эллой Памфиловой. Глава ЦИК информировала Президента о подготовке к предстоящей выборной кампании.
Forwarded from НОП. Научно-образовательная политика
Всегда приятно увидеться со старыми друзьями. Вчера на Технопроме/Науке будущего–науке молодых прошла дискуссия о научной коммуникации (об этом подробнее напишет НОП). Выступил единым фронтом с уважаемой Райфой Битковой, советником президента РАН. Райфу Хусаиновну хорошо знает вузовское и академическое сообщество.
Договорились с Райфой активизировать качество и количество совместных проектов начиная с сентября. Будет интересно и полезно!
Договорились с Райфой активизировать качество и количество совместных проектов начиная с сентября. Будет интересно и полезно!
Forwarded from Российская академия наук
Сегодня прошел круглый стол «Россия – страна умных возможностей» в рамках форума «Наука будущего–наука молодых» в Новосибирске.
В разговоре принял участие Президент Российской академии наук, академик РАН Александр Сергеев. В ходе круглого стола Президент РАН отметил, что развитие национального научного кадрового потенциала напрямую связано с наличием привлекательной траектории учёного и возможности высокой реализации в науке.
«Именно потому что мы являемся существенной частью в построении этой траектории [учёного и возможности высокой реализации в науке], мы в Академии наук много работаем со всем звеньями, начиная со школы и заканчивая даже таким интересным куском траектории, который называется профессора РАН.
В старших классах школы и формируется контингент молодых исследователей. Здесь очень важно работать не только с ребятами, здесь важно работать и с учителями, и с родителями. Поэтому мы создали базовые школы РАН. Это больше ста региональных школ из 32 регионов страны.
Если говорить о следующем участке траектории, то по инициативе РАН были разработаны и приняты поправки к закону, которые кардинально изменяют организацию института аспирантуры. До 2012 года аспирантура регулировалась специальным законом по дипломному образованию, а когда приняли закон об образовании, то аспирантура перекочевала в этот закон как высшая фаза образовательного процесса, и при этом её научная ипостась оказалась в определённом смысла пониженной. Мы, действительно, очень активно работали с Правительством. Теперь аспирантура заканчивается не итоговой аттестацией в форму экзамена, а представлением диссертаций к защите. Мы считаем, что статус научной аспирантуры должен в ближайшие годы получить дальнейшее развитие. Очень важно повысить роль научных руководителей и представлять больше аспирантских мест тем организациям, которые привлекают аспирантов к выполнению государственного задания», – подчеркнул Александр Сергеев.
Модератором круглого стола выступил научный руководитель ЭАЦ НОП, председатель Экспертного совета Госдумы по непрерывному образованию Евгений Сжёнов.
Также в разговоре приняли участие генеральный директор АНО «Россия-страна возможностей» Алексей Комиссаров; председатель координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Никита Марченков; заместитель генерального директора АНО «Россия-страна возможностей» Антон Сериков; ректор МИФИ Владимир Шевченко; ректор НГУЭУ Павел Новгородов; основатель РОББО Павел Фролов.
@rasofficial
В разговоре принял участие Президент Российской академии наук, академик РАН Александр Сергеев. В ходе круглого стола Президент РАН отметил, что развитие национального научного кадрового потенциала напрямую связано с наличием привлекательной траектории учёного и возможности высокой реализации в науке.
«Именно потому что мы являемся существенной частью в построении этой траектории [учёного и возможности высокой реализации в науке], мы в Академии наук много работаем со всем звеньями, начиная со школы и заканчивая даже таким интересным куском траектории, который называется профессора РАН.
В старших классах школы и формируется контингент молодых исследователей. Здесь очень важно работать не только с ребятами, здесь важно работать и с учителями, и с родителями. Поэтому мы создали базовые школы РАН. Это больше ста региональных школ из 32 регионов страны.
Если говорить о следующем участке траектории, то по инициативе РАН были разработаны и приняты поправки к закону, которые кардинально изменяют организацию института аспирантуры. До 2012 года аспирантура регулировалась специальным законом по дипломному образованию, а когда приняли закон об образовании, то аспирантура перекочевала в этот закон как высшая фаза образовательного процесса, и при этом её научная ипостась оказалась в определённом смысла пониженной. Мы, действительно, очень активно работали с Правительством. Теперь аспирантура заканчивается не итоговой аттестацией в форму экзамена, а представлением диссертаций к защите. Мы считаем, что статус научной аспирантуры должен в ближайшие годы получить дальнейшее развитие. Очень важно повысить роль научных руководителей и представлять больше аспирантских мест тем организациям, которые привлекают аспирантов к выполнению государственного задания», – подчеркнул Александр Сергеев.
Модератором круглого стола выступил научный руководитель ЭАЦ НОП, председатель Экспертного совета Госдумы по непрерывному образованию Евгений Сжёнов.
Также в разговоре приняли участие генеральный директор АНО «Россия-страна возможностей» Алексей Комиссаров; председатель координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию Никита Марченков; заместитель генерального директора АНО «Россия-страна возможностей» Антон Сериков; ректор МИФИ Владимир Шевченко; ректор НГУЭУ Павел Новгородов; основатель РОББО Павел Фролов.
@rasofficial
Здоровое питание в школе и дома
Геннадий Онищенко, заместитель президента Российской академии образования, академик РАН, в ходе II Всероссийского родительского форума «Здоровое питание в школе и дома», который проходил в Саранске, предложил создать отдельный департамент в министерстве просвещения РФ по вопросам школьного питания.
«Я бы просил замминистра просвещения: создайте в структуре министерства департамент, который будет заниматься вопросами, связанными с питанием в школах. Это огромная работа», — заявил Онищенко.
Дмитрий Глушко, ректор Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, рассказал «Научно-образовательной политике» о работе форума в Саранске:
19 августа в Саранске прошел II Всероссийский родительский форум во вопросам школьного питания. Это событие закономерное для нас.
Во-первых, у нас в университете – серьезные исследования и разработки образовательных программ по организации рационального питания детей, специально создана кафедра диетологии, эндокринологии, гигиены с курсом неонатологии.
Во-вторых, по поручению президента глава республики Артём Здунов ведет работу над созданием пищевого кластера региона и руководит рабочей группой «Организация питания школьников» комиссии Госсовета РФ по направлению «Образование». Наш университет включен в эту работу.
В-третьих, у меня лично наработан серьезный опыт – на должности первого заместителя министра просвещения еженедельно руководил штабами по организации горячего школьного питания. В свое время предложил проводить родительский форум именно в Мордовии, поскольку здесь в республике есть серьезные наработки по качеству организации школьного питания. Важно, что сейчас запущены механизмы обратной связи с родителями по вопросам питания.
Начинаем консультативный прием диетолога-специалиста МГУ им Н.П.Огарева на базе Университетского центра Медицины (Медиз). Совместно с компанией Тест-Ген проведём эпидемиологическое исследование для выявления (в том числе генетической диагностики) детей с непереносимостью глютена (целиакией), нуждающихся в специальной диете.
Геннадий Онищенко, заместитель президента Российской академии образования, академик РАН, в ходе II Всероссийского родительского форума «Здоровое питание в школе и дома», который проходил в Саранске, предложил создать отдельный департамент в министерстве просвещения РФ по вопросам школьного питания.
«Я бы просил замминистра просвещения: создайте в структуре министерства департамент, который будет заниматься вопросами, связанными с питанием в школах. Это огромная работа», — заявил Онищенко.
Дмитрий Глушко, ректор Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва, рассказал «Научно-образовательной политике» о работе форума в Саранске:
19 августа в Саранске прошел II Всероссийский родительский форум во вопросам школьного питания. Это событие закономерное для нас.
Во-первых, у нас в университете – серьезные исследования и разработки образовательных программ по организации рационального питания детей, специально создана кафедра диетологии, эндокринологии, гигиены с курсом неонатологии.
Во-вторых, по поручению президента глава республики Артём Здунов ведет работу над созданием пищевого кластера региона и руководит рабочей группой «Организация питания школьников» комиссии Госсовета РФ по направлению «Образование». Наш университет включен в эту работу.
В-третьих, у меня лично наработан серьезный опыт – на должности первого заместителя министра просвещения еженедельно руководил штабами по организации горячего школьного питания. В свое время предложил проводить родительский форум именно в Мордовии, поскольку здесь в республике есть серьезные наработки по качеству организации школьного питания. Важно, что сейчас запущены механизмы обратной связи с родителями по вопросам питания.
Начинаем консультативный прием диетолога-специалиста МГУ им Н.П.Огарева на базе Университетского центра Медицины (Медиз). Совместно с компанией Тест-Ген проведём эпидемиологическое исследование для выявления (в том числе генетической диагностики) детей с непереносимостью глютена (целиакией), нуждающихся в специальной диете.
Руководителям вузов
Исследователям высшего образования
НОП приглашает руководителей и преподавателей вузов России принять участие в исследовании, которое проводится по заданию Правительства Российской Федерации в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».
Исследование направлено на выявление основных особенностей трансформации университетов в современных условиях.
Ссылка на опрос ректоров/проректоров вузов: https://hse.enjoysurvey.com/survey/2339/start/d9321ed5920031cac3f9a35ec8af6851
Ссылка на опрос преподавателей вузов: https://hse.enjoysurvey.com/survey/2341/start/01c76c0215fc0b396206be27bb06c1fc
Участие в опросе займет около 30-40 минут. Участие конфиденциально, результаты будут использоваться только в обобщенном виде без ссылки на конкретные лица или организации.
Обобщенные результаты исследования будут представлены на сайте проекта [ссылка на https://memo.hse.ru/]. С результатами исследований прошлых лет можно ознакомиться по ссылке [ссылка на https://memo.hse.ru/published].
Исследователям высшего образования
НОП приглашает руководителей и преподавателей вузов России принять участие в исследовании, которое проводится по заданию Правительства Российской Федерации в рамках проекта «Мониторинг экономики образования».
Исследование направлено на выявление основных особенностей трансформации университетов в современных условиях.
Ссылка на опрос ректоров/проректоров вузов: https://hse.enjoysurvey.com/survey/2339/start/d9321ed5920031cac3f9a35ec8af6851
Ссылка на опрос преподавателей вузов: https://hse.enjoysurvey.com/survey/2341/start/01c76c0215fc0b396206be27bb06c1fc
Участие в опросе займет около 30-40 минут. Участие конфиденциально, результаты будут использоваться только в обобщенном виде без ссылки на конкретные лица или организации.
Обобщенные результаты исследования будут представлены на сайте проекта [ссылка на https://memo.hse.ru/]. С результатами исследований прошлых лет можно ознакомиться по ссылке [ссылка на https://memo.hse.ru/published].
memo.hse.ru
Мониторинг экономики образования
Десятилетие регионов (1/3)
В рамках форума «Технопром», который проходит в Новосибирске с 23 по 26 августа, состоялось расширенное заседание рабочей группы «взаимодействие с регионами» в рамках проведения в РФ Десятилетия науки и технологий. В заседании приняли участие различные акторы реализации утвержденного 25 июля 2022 года Плана Десятилетия науки и технологий. Напомним, документ содержит 3 укрупненные задачи и 18 инициатив по их реализации.
Идеология и идеологи
«Предлагаю относиться к набору инициатив как к живому организму. То, что это сформулировано сегодня — это не значит, что ровно этим мы будем заниматься.
Поставлены задачи — нам надо их достичь. Мы пробовали много разных решений, не все они были правильные. Тут мы попытались подойти к этому вопросу творчески. Мы сознательно решили не выполнять пункты для галочки и придумали себе работу по формированию инициатив. Каждая из них должна принести что-то новое в то, чем мы занимаемся, — отмечает заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Денис Секиринский. — Задача № 1 — до конца сентября каждую из этих инициатив разложить в понятные проекты: что конкретно будет находиться внутри».
В то же время сохраняется актуальность запроса на систематизацию инструментов и их комплексный характер. Сейчас требуются нетривиальные подходы и решения для получения хорошего результата в этом направлении.
Что касается регионов, то здесь ключевое — простой навигатор по доступу к науке.
Таким образом, несмотря на четкость и структурированность Плана, он все же предусматривает определенную гибкость, которая позволит реагировать на изменения и учитывать необходимость замены тех мер, которые окажутся неэффективными.
Первые конкретные результаты «движения» Плана будут представлены на Конгрессе молодых ученых в 2022 году. Все последующие Конгрессы также ежегодно будут представлять изменения и результаты реализации Плана на протяжении года.
Модерируя заседание, проректор МГУ Леонид Гусев, справедливо назвал Дениса Секиринского идеологом Десятилетия науки и технологий. Стоит отметить, что неслучайно именно он [Денис Секиринский] выступил основным докладчиком по теме перспективных инициатив, проектов мероприятий, поступивших в План.
Стоит добавить, что лидеры сферы наиболее явно сформировались в 2021 году в Год науки и технологий в России, продвигая идеи развития науки. В этом этом смысле идеологами научно-образовательной авансцены стало сообщество молодых ученых как обобщенная категория, по инициативе которой получили реализацию предложения выдвинутые «снизу» от лица сообщества.
О результатах Года науки и технологий подробно рассказал Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке и образованию при Президенте РФ, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт». При этом 3 инициативы 2021 года попали в План Десятилетия науки и технологий.
В стартовавшем Десятилетии 2 инициативы уже получили особый импульс развития:
1. Научно-популярный туризм — в ближайшей перспективе в качестве пилота в первых 10 регионах будут запущены научно-популярные маршруты.
2. Научное волонтерство — здесь уже реализовано 2 проекта — «Цифровые двойники», «Изучение особенностей изменения психических функций детей». В планах — создание единой цифровой инфраструктуры.
Помимо этого, в рамках реализации Указа Президента РФ ведется разработка карты развития компетенций, она направлена на выявление сильных сторон и формирования на их основе индивидуального трека развития. Это позволит сформировать кадровый резерв, что является одной из магистральных целей в рамках Десятилетия науки и технологий.
«Чем отличается Десятилетие от Года — в инструментах более активного вовлечения в различные научные форматы», — подчеркивает Никита Марченков.
В рамках форума «Технопром», который проходит в Новосибирске с 23 по 26 августа, состоялось расширенное заседание рабочей группы «взаимодействие с регионами» в рамках проведения в РФ Десятилетия науки и технологий. В заседании приняли участие различные акторы реализации утвержденного 25 июля 2022 года Плана Десятилетия науки и технологий. Напомним, документ содержит 3 укрупненные задачи и 18 инициатив по их реализации.
Идеология и идеологи
«Предлагаю относиться к набору инициатив как к живому организму. То, что это сформулировано сегодня — это не значит, что ровно этим мы будем заниматься.
Поставлены задачи — нам надо их достичь. Мы пробовали много разных решений, не все они были правильные. Тут мы попытались подойти к этому вопросу творчески. Мы сознательно решили не выполнять пункты для галочки и придумали себе работу по формированию инициатив. Каждая из них должна принести что-то новое в то, чем мы занимаемся, — отмечает заместитель начальника Управления Президента РФ по научно-образовательной политике Денис Секиринский. — Задача № 1 — до конца сентября каждую из этих инициатив разложить в понятные проекты: что конкретно будет находиться внутри».
В то же время сохраняется актуальность запроса на систематизацию инструментов и их комплексный характер. Сейчас требуются нетривиальные подходы и решения для получения хорошего результата в этом направлении.
Что касается регионов, то здесь ключевое — простой навигатор по доступу к науке.
Таким образом, несмотря на четкость и структурированность Плана, он все же предусматривает определенную гибкость, которая позволит реагировать на изменения и учитывать необходимость замены тех мер, которые окажутся неэффективными.
Первые конкретные результаты «движения» Плана будут представлены на Конгрессе молодых ученых в 2022 году. Все последующие Конгрессы также ежегодно будут представлять изменения и результаты реализации Плана на протяжении года.
Модерируя заседание, проректор МГУ Леонид Гусев, справедливо назвал Дениса Секиринского идеологом Десятилетия науки и технологий. Стоит отметить, что неслучайно именно он [Денис Секиринский] выступил основным докладчиком по теме перспективных инициатив, проектов мероприятий, поступивших в План.
Стоит добавить, что лидеры сферы наиболее явно сформировались в 2021 году в Год науки и технологий в России, продвигая идеи развития науки. В этом этом смысле идеологами научно-образовательной авансцены стало сообщество молодых ученых как обобщенная категория, по инициативе которой получили реализацию предложения выдвинутые «снизу» от лица сообщества.
О результатах Года науки и технологий подробно рассказал Никита Марченков, председатель Координационного совета по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета по науке и образованию при Президенте РФ, и.о. руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований НИЦ «Курчатовский институт». При этом 3 инициативы 2021 года попали в План Десятилетия науки и технологий.
В стартовавшем Десятилетии 2 инициативы уже получили особый импульс развития:
1. Научно-популярный туризм — в ближайшей перспективе в качестве пилота в первых 10 регионах будут запущены научно-популярные маршруты.
2. Научное волонтерство — здесь уже реализовано 2 проекта — «Цифровые двойники», «Изучение особенностей изменения психических функций детей». В планах — создание единой цифровой инфраструктуры.
Помимо этого, в рамках реализации Указа Президента РФ ведется разработка карты развития компетенций, она направлена на выявление сильных сторон и формирования на их основе индивидуального трека развития. Это позволит сформировать кадровый резерв, что является одной из магистральных целей в рамках Десятилетия науки и технологий.
«Чем отличается Десятилетие от Года — в инструментах более активного вовлечения в различные научные форматы», — подчеркивает Никита Марченков.
Telegram
Научно-образовательная политика
План Десятилетия – 3 задачи, 18 инициатив
С 25 июля у Десятилетия науки и технологий есть План – его утвердил премьер-министр Михаил Мишустин. Из 2935 предложений были сформулированы 18 сквозных инициатив. Они структурированы в соответствии с тремя задачами.…
С 25 июля у Десятилетия науки и технологий есть План – его утвердил премьер-министр Михаил Мишустин. Из 2935 предложений были сформулированы 18 сквозных инициатив. Они структурированы в соответствии с тремя задачами.…
Десятилетие регионов (2/3)
Когда мы говорим об идеологах Десятилетия науки и технологий в лице сообщества молодых ученых, то здесь не умаляется роль и вклад мастодонтов и регуляторов сферы, скорее смещаются акценты. Ведь главным объектом выступает наука будущего Десятилетия, а значит — наука тех молодых ученых, которые в нее придут. При этим один из приоритетов и Года, и Десятилетия — привлечение молодежи в науку. И в этом смысле должна быть привлекательна и сама наука, и те, кто ее не просто реализует, но и инициирует, ведь среди прочего присутствует запрос на управленцев в сфере науки (что подтверждает и трек «Наука» конкурса «Лидеры России» АНО РСВ).
Устранить сложившиеся непривлекательные клише очевидно возможно, создавая не только экосистему науки для всех возрастов, но и экосистему научных управленцев и политиков, которые эти инициативы предлагают и реализуют. Экосистему, где сообщество молодых ученых не должно оставаться в тени принимаемых де-юре не ими государственных решений в научно-образовательной сфере или освещаться исключительно как исполнитель чьих-то инициатив. Таким образом, важно показать живого молодого и современного ученого и то, что его слово как лидера изменений имеет вес и что он, оставаясь ученым, может быть востребованным эффективным политиком и управленцем. И важно это в первую очередь для тех, кто смотрит на сообщество и размышляет относительно выбора будущей профессии.
В этом есть главная трактовка идеологов Десятилетия в лице сообщества молодых ученых, куда однозначно вошли оба спикера прошедшего заседания — Денис Секиринский и Никита Марченков.
Операторы и координаторы
Реализация намеченного Плана Десятилетия науки и технологий невозможна без тесного сотрудничества и коллабораций. Многие инициативы Плана предполагают выход за рамки исключительно научные и требуют эффективного взаимодействия. В этом смысле не только сам План является живым организмом, как назвал его Денис Секиринский, но непосредственно его реализация — как и кем это будет сопровождаться, кто будет давать конкретное методическое наполнение и обеспечивать контроль исполнения.
АНО «Национальные приоритеты»
«Мы планируем учесть весь уникальный положительный опыт 2021 года и дальше его развить, — поделился Глеб Федоров, генеральный продюсер АНО «Национальные приоритеты» — организации, которая стала оператором Года науки и технологий и продолжит сопровождать Десятилетие. — Десятилетие должно быть набором инициатив, которые помогают случаться социальным изменениям, открывать новые рынки, помогать выстраивать партнёрства».
Опыт Года науки и технологий будет оцифрован и увязан с инициативами Десятилетия, при этом будут учтены уникальные особенности регионов. Чтобы следить за реализацией инициатив, будет разработан сводный индекс, «который позволит осознанно двигаться вперед» [цит. Г.Федоров].
АНО «Национальные приоритеты» продолжит также работу по информационному сопровождению Десятилетия и будет использовать для этого в том числе новые форматы подачи информации.
В начале сентября будет запущен портал наука.рф, в его задачи также будет входить предоставление и совершенствование инструментов для удобства и комфорта работы регионов в рамках реализации Плана Десятилетия.
Фонд содействия инновациям
В рамках реализации пункта 5 (Научные детские площадки) задачи 1 (привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок) Плана Десятилетия Иван Бортник, советник генерального директора Фонда содействия инновациям, представил макеты игровых площадок, направленных на вовлечение детей в науку.
Основное требование — спроектированы с учетом детской психологии, особенностей сенсора, движения, вестибулярного аппарата. Конструкции будут учитывать мотивацию младшеклассников для их активного вовлечения в науку, в том числе вместе с сопровождающими взрослыми.
При этом, как отметил Иван Бортник, ожидать единой концепции площадок не стоит. В ближайшее время Фондом будет объявлен конкурс на представление концепций.
Когда мы говорим об идеологах Десятилетия науки и технологий в лице сообщества молодых ученых, то здесь не умаляется роль и вклад мастодонтов и регуляторов сферы, скорее смещаются акценты. Ведь главным объектом выступает наука будущего Десятилетия, а значит — наука тех молодых ученых, которые в нее придут. При этим один из приоритетов и Года, и Десятилетия — привлечение молодежи в науку. И в этом смысле должна быть привлекательна и сама наука, и те, кто ее не просто реализует, но и инициирует, ведь среди прочего присутствует запрос на управленцев в сфере науки (что подтверждает и трек «Наука» конкурса «Лидеры России» АНО РСВ).
Устранить сложившиеся непривлекательные клише очевидно возможно, создавая не только экосистему науки для всех возрастов, но и экосистему научных управленцев и политиков, которые эти инициативы предлагают и реализуют. Экосистему, где сообщество молодых ученых не должно оставаться в тени принимаемых де-юре не ими государственных решений в научно-образовательной сфере или освещаться исключительно как исполнитель чьих-то инициатив. Таким образом, важно показать живого молодого и современного ученого и то, что его слово как лидера изменений имеет вес и что он, оставаясь ученым, может быть востребованным эффективным политиком и управленцем. И важно это в первую очередь для тех, кто смотрит на сообщество и размышляет относительно выбора будущей профессии.
В этом есть главная трактовка идеологов Десятилетия в лице сообщества молодых ученых, куда однозначно вошли оба спикера прошедшего заседания — Денис Секиринский и Никита Марченков.
Операторы и координаторы
Реализация намеченного Плана Десятилетия науки и технологий невозможна без тесного сотрудничества и коллабораций. Многие инициативы Плана предполагают выход за рамки исключительно научные и требуют эффективного взаимодействия. В этом смысле не только сам План является живым организмом, как назвал его Денис Секиринский, но непосредственно его реализация — как и кем это будет сопровождаться, кто будет давать конкретное методическое наполнение и обеспечивать контроль исполнения.
АНО «Национальные приоритеты»
«Мы планируем учесть весь уникальный положительный опыт 2021 года и дальше его развить, — поделился Глеб Федоров, генеральный продюсер АНО «Национальные приоритеты» — организации, которая стала оператором Года науки и технологий и продолжит сопровождать Десятилетие. — Десятилетие должно быть набором инициатив, которые помогают случаться социальным изменениям, открывать новые рынки, помогать выстраивать партнёрства».
Опыт Года науки и технологий будет оцифрован и увязан с инициативами Десятилетия, при этом будут учтены уникальные особенности регионов. Чтобы следить за реализацией инициатив, будет разработан сводный индекс, «который позволит осознанно двигаться вперед» [цит. Г.Федоров].
АНО «Национальные приоритеты» продолжит также работу по информационному сопровождению Десятилетия и будет использовать для этого в том числе новые форматы подачи информации.
В начале сентября будет запущен портал наука.рф, в его задачи также будет входить предоставление и совершенствование инструментов для удобства и комфорта работы регионов в рамках реализации Плана Десятилетия.
Фонд содействия инновациям
В рамках реализации пункта 5 (Научные детские площадки) задачи 1 (привлечение талантливой молодежи в сферу исследований и разработок) Плана Десятилетия Иван Бортник, советник генерального директора Фонда содействия инновациям, представил макеты игровых площадок, направленных на вовлечение детей в науку.
Основное требование — спроектированы с учетом детской психологии, особенностей сенсора, движения, вестибулярного аппарата. Конструкции будут учитывать мотивацию младшеклассников для их активного вовлечения в науку, в том числе вместе с сопровождающими взрослыми.
При этом, как отметил Иван Бортник, ожидать единой концепции площадок не стоит. В ближайшее время Фондом будет объявлен конкурс на представление концепций.
наука.рф
Наука РФ - официальный сайт
Десятилетия науки и технологий в России | Официальный сайт Наука.рф
Десятилетие регионов (3/3)
Реализаторы и инициаторы
Регионы в рамках реализации плана Десятилетия науки и технологий совмещают сразу несколько функций — с одной стороны именно регионам предстоит реализовывать заложенные в Плане инициативы и усиленно работать над развитием в регионе науки и сокращением оттока кадров, с другой — у них остается место для творчества — здесь от регионов ожидается способность проявить индивидуальный подход с учетом региональных особенностей таким образом, чтобы все реализуемые инициативы были максимально эффективны и применимы. Еще один аспект связан с предложением инициатив и масштабированием лучших практик регионов, которые смогут войти в План Десятилетия.
Опыт Новосибирска
Ирина Мануйлова, заместитель губернатора Новосибирской области акцентировала внимание на 3 актуальных для региона задачах в рамках Десятилетия:
1. Сохранить взаимодействие и опыт Года науки и технологий, которые были выстроены при поддержке АНО «Национальные приоритеты»;
2. «Не надо пытаться сделать все проекты по максимуму, надо определиться с тем, что мы можем сделать лучше всего», — подчеркивает Ирина Мануйлова. Для Новосибирской области удачным стал опыт вовлечения населения в научно-технологическое творчество. Сельские школы сегодня представляют колоссальный ресурс в регионе.
3. Документальные фильмы про ученых Новосибирской области — такую задачу поставил перед собой регион на «Технопроме 2021». В 2022 году снят 21 фильм.
«РАН — это координация и интеграция всего, что происходит в научной сфере, способность объединять научные коллективы вокруг решения конкретных задач», — отмечает Евгений Иванов, начальник экспертно-аналитического отдела, заместитель начальника УОНИ СО РАН. Сибирское отделение планирует участвовать в Десятилетии и давать свои предложения в План.
Реализаторы и инициаторы
Регионы в рамках реализации плана Десятилетия науки и технологий совмещают сразу несколько функций — с одной стороны именно регионам предстоит реализовывать заложенные в Плане инициативы и усиленно работать над развитием в регионе науки и сокращением оттока кадров, с другой — у них остается место для творчества — здесь от регионов ожидается способность проявить индивидуальный подход с учетом региональных особенностей таким образом, чтобы все реализуемые инициативы были максимально эффективны и применимы. Еще один аспект связан с предложением инициатив и масштабированием лучших практик регионов, которые смогут войти в План Десятилетия.
Опыт Новосибирска
Ирина Мануйлова, заместитель губернатора Новосибирской области акцентировала внимание на 3 актуальных для региона задачах в рамках Десятилетия:
1. Сохранить взаимодействие и опыт Года науки и технологий, которые были выстроены при поддержке АНО «Национальные приоритеты»;
2. «Не надо пытаться сделать все проекты по максимуму, надо определиться с тем, что мы можем сделать лучше всего», — подчеркивает Ирина Мануйлова. Для Новосибирской области удачным стал опыт вовлечения населения в научно-технологическое творчество. Сельские школы сегодня представляют колоссальный ресурс в регионе.
3. Документальные фильмы про ученых Новосибирской области — такую задачу поставил перед собой регион на «Технопроме 2021». В 2022 году снят 21 фильм.
«РАН — это координация и интеграция всего, что происходит в научной сфере, способность объединять научные коллективы вокруг решения конкретных задач», — отмечает Евгений Иванов, начальник экспертно-аналитического отдела, заместитель начальника УОНИ СО РАН. Сибирское отделение планирует участвовать в Десятилетии и давать свои предложения в План.
Цифровизация транспортных потоков «Север – Юг»
Международный транспортный коридор «Север-Юг» — фундаментальный маршрут логистики, который объединяет Россию с Индией, Ираном, Азербайджаном, и другими странами Южной Азии и Персидского Залива. Россия заинтересована в развитии антисанкционного ТК, который свяжет страну с важными партнерами, поэтому наша страна готова помочь со строительством участка, пролегающего через Иран.
Примечательно, что над развитием этого масштабного проекта работает Астраханский государственный университет, который включил в свою стратегию «Приоритета 2030» разработку цифровой платформы для транспортного коридора.
На днях прошла Каспийская конференция по внешнеэкономической деятельности, где Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева, представил разработку «Цифровую платформу транспортного коридора «Север – Юг».
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева:
В настоящее время мы переходим к практической реализации идеи транспортного коридора, которая обсуждается последние 20 лет, однако последние события подсветили её несомненную актуальность и заставляют нас активизировать работу в данном направлении. Соответствующий вектор был однозначно определен и президентом Владимиром Путиным на Шестом Каспийском саммите в Ашхабаде.
Проект АГУ направлен на создание цифрового решения, состоящего из нескольких иерархических уровней:
Верхний уровень связан с моделированием транспортных потоков и проектированием оптимальных логистических маршрутов между городами по основным и альтернативным направлениям МТК.
Средний уровень направлен на решение задач транспортной логистики внутри городов и населенных пунктов и учитывает экономические, экологические, инфраструктурные аспекты.
На нижнем уровне рассматриваются отдельные объекты внутри населенных пунктов (порты, вокзалы, логистические центры, склады). Модели, построенные для этого уровня, отражают логистические цепочки транспортировки грузов и товаров по территории объектов, загруженность оборудования и последовательность действий персонала.
Аудитория потенциальных потребителей проекта включает более 100 крупных логистических компаний, занимающихся перевозками и логистикой на разных уровнях, а также около 70 портов и многочисленные операторы складской логистики.
Проект имеет высокий интеграционный образовательный эффект, обладая потенциалом объединения научных исследований в университетах, расположенных на пути МТК «Север – Юг» и входящих в транспортно-логистический консорциум.
В процессе разработки платформы задействованы студенты и преподаватели различных направлений: экономисты, математики, программисты, юристы. Это позволяет сформировать междисциплинарные компетенции и подготовить конкурентоспособных выпускников для решения задач региона.
Международный транспортный коридор «Север-Юг» — фундаментальный маршрут логистики, который объединяет Россию с Индией, Ираном, Азербайджаном, и другими странами Южной Азии и Персидского Залива. Россия заинтересована в развитии антисанкционного ТК, который свяжет страну с важными партнерами, поэтому наша страна готова помочь со строительством участка, пролегающего через Иран.
Примечательно, что над развитием этого масштабного проекта работает Астраханский государственный университет, который включил в свою стратегию «Приоритета 2030» разработку цифровой платформы для транспортного коридора.
На днях прошла Каспийская конференция по внешнеэкономической деятельности, где Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева, представил разработку «Цифровую платформу транспортного коридора «Север – Юг».
Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета им. В.Н. Татищева:
В настоящее время мы переходим к практической реализации идеи транспортного коридора, которая обсуждается последние 20 лет, однако последние события подсветили её несомненную актуальность и заставляют нас активизировать работу в данном направлении. Соответствующий вектор был однозначно определен и президентом Владимиром Путиным на Шестом Каспийском саммите в Ашхабаде.
Проект АГУ направлен на создание цифрового решения, состоящего из нескольких иерархических уровней:
Верхний уровень связан с моделированием транспортных потоков и проектированием оптимальных логистических маршрутов между городами по основным и альтернативным направлениям МТК.
Средний уровень направлен на решение задач транспортной логистики внутри городов и населенных пунктов и учитывает экономические, экологические, инфраструктурные аспекты.
На нижнем уровне рассматриваются отдельные объекты внутри населенных пунктов (порты, вокзалы, логистические центры, склады). Модели, построенные для этого уровня, отражают логистические цепочки транспортировки грузов и товаров по территории объектов, загруженность оборудования и последовательность действий персонала.
Аудитория потенциальных потребителей проекта включает более 100 крупных логистических компаний, занимающихся перевозками и логистикой на разных уровнях, а также около 70 портов и многочисленные операторы складской логистики.
Проект имеет высокий интеграционный образовательный эффект, обладая потенциалом объединения научных исследований в университетах, расположенных на пути МТК «Север – Юг» и входящих в транспортно-логистический консорциум.
В процессе разработки платформы задействованы студенты и преподаватели различных направлений: экономисты, математики, программисты, юристы. Это позволяет сформировать междисциплинарные компетенции и подготовить конкурентоспособных выпускников для решения задач региона.