НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
РАНний прогноз победы

Вице-президент РАН Алексей Хохлов в своём Telegram-канале в стиле, солидарном с общей позицией Академии (как и положено члену Президиума РАН) уточняет для своего коллеги академика Красникова, в отношении нашумевшего решения о сокращении экспертного функционала РАН:

На самом деле члены руководства РАН не только не успокоились, но продолжали настаивать на неправильности изъятия этих организаций из-под экспертизы РАН. Работа по отмене данного положения продолжается и сейчас, в ней участвуют многие коллеги.

Академик Хохлов недвусмысленно обращает внимание на существенное укрепление позиций Академии за период, в который у руля РАН находится академик Александр Сергеев:

Если сравнить состояние экспертной деятельности РАН пять лет назад и сейчас, то нельзя не заметить гигантский скачок в качестве этой работы. Поэтому вызывают недоумение легковесные наскоки по данному направлению «ради красивой фразы».

https://news.1rj.ru/str/khokhlovAR/216
Forwarded from КСТАТИ
Журналиста «Новой газеты» и сооснователя «Диссернета» Андрея Заякина задержали в Москве

Общественного деятеля обвиняют по статье о финансировании экстремистской деятельности. А именно в переводе денег в «Фонд борьбы с коррупцией»* (запрещенная в России экстремистская организация, признанная иноагентом) - Фонтанка.
@kstati_p
​​В порядок перевода обучающихся внесены дополнения, касающиеся иностранных студентов

Иностранный студент, который решил перевестись в другой вуз, должен в 30-дневный срок после издания приказа о прекращении обучения в университете уведомить об этом отделение внутренних дел, выдавшее ему разрешение на временное проживание в России.

В свою очередь, вуз, где будет учиться иностранный студент, обязан выдать все необходимые ему документы для представления в ОВД в течение пяти рабочих дней после зачисления.

Такое дополнение в Приказ № 607 от 12 июля 2021 года намерено внести Минобрнауки. С проектом документа можно ознакомиться на regulation.gov.ru.
Суверенная РОББОтизация

Владимир Путин утвердил поручения по итогам форума «Сильные идеи для нового времени». В числе прочего президент поручил оказать содействие развитию платформы «РОББО». Этому предшествовала встреча, в которой принял участие основатель «РОББО» Павел Фролов. Напомним суть разговора.

Павел ФроловЗдравствуйте.
Я Павел Фролов из Санкт- Петербурга, основатель компании «РОББО». Меня давно угнетает зависимость России от зарубежных технологий. Наши школы готовят не суверенных инженеров, а сборщиков готовых машинокомплектов, обслугу зарубежной техники. ЕГЭ по технологии даже не учитывают при поступлении в вузы. Обидно за державу. Эту зависимость можно преодолеть, если обучать школьников открытым инновациям, так мы получим новое поколение Королёвых, Поповых, Кулибиных. Технологический суверенитет – это важно, а ещё важно развивать экспорт высоких технологий, поставлять за рубеж российские «умные вещи», а не только природные ресурсы
.

Владимир ПутинМне очень приятно видеть, что в этом зале есть мои единомышленники. Такое впечатление, что Вы подслушали то, что я говорил с коллегами, и прямо почти слово в слово это всё воспроизвели.
Здесь предыдущий выступающий сказал о том, что некоторые компании уходят и уносят с собой технологии. И даже персонал, обученный для того, чтобы работать в рамках предложенных иностранных технологических решений, ему надо переучиваться, либо увольнять нужно. Это, конечно, унизительное состояние. И в этом случае хочется сказать, что не было бы счастья, да несчастье помогло: то, что они уходят, заставляет нас наконец шевелиться, потому что всё время сидеть на иностранных технологиях – это погружаться в зависимость, эту унизительную и очень опасную зависимость. Потому что эта зависимость постепенно расширяется и переходит из одной области в другую область, в том числе в весьма критические области, связанные с военными технологиями.


О проекте «РОББО», вошедшем в ТОП-3 идей, поддержанных Владимиром Путиным, шла речь на круглом столе «Россия–страна умных возможностей», который команда НОП на днях провела в Новосибирском государственной техническом университете. Одним из спикеров стал Павел Фролов.

Павел Фролов, для «Научно–образовательной политики»:

В ходе форума «Сильные идеи для нового времени» наша компания «Роббо» представила концепцию суверенной платформы образовательной робототехники на основе открытых технологий. В рамках встречи я передал Президенту РФ В.В. Путину пожелание вручить при случае Председателю КПК Си Цзиньпину и Премьер-министру Индии Нарендре Моди коробки с робототехническими наборами, которые мы производим в Санкт-Петербурге.

Преодолеть зависимость России и дружественных стран от западных технологий можно, вырастив новые поколения инженеров на собственной технологической базе. Для этого нужно массово обучать школьников открытым инновациям на базе свободного аппаратного и программного обеспечения.

Компания «Роббо» при поддержке Фонда Содействия Инновациям, Минпромторга и РФРИТ разработала суверенную платформу по обучению образовательной робототехнике на основе «открытого железа» и «открытого программного кода». В платформу входит все, что нужно для технического образования школьников - оборудование, софт, методики обучения, система олимпиад, онлайн платформа, социальная франшиза.

Безусловно, мы рады, что Президент России поручил при участии «
ВЭБ.РФ» оказать содействие развитию платформы «РОББО» в части, касающейся производства робоконструкторов, ЗD-принтеров, квадрокоптеров и иной робототехники, используемой при обучении.

http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/69217
Дайджест 220826.pdf
1.6 MB
Виталий Сурвилло, руководитель Библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО, для "Научно–образовательной политики", о выходе нового дайджеста РАО:

В преддверии начала учебного года в состав нового дайджеста вошли книги и журналы, которые будут интересны не только ученым, педагогам-исследователям или аспирантам: представленные издания содержат массу полезной информации для родителей, студентов и будущих учителей.

Среди тематик нового дайджеста:
• Почему первоклассник не может адаптироваться к школе? Как не пропустить первые симптомы школьной дезадаптации и обойти факторы риска? Эту проблему поднимает на страницах своего исследования Кулганов В.А.
• Вопросам профессиональной успешности учителя начальной школы и роли этической культуры в профессиональном росте будущего учителя посвящена монография Глузман Н.А.
• Как не нарушить психологические границы личности подростка? В книге Волоховой В.И. анализируются ее пространственно-временные характеристики и предлагается методика для психологического сопровождения развития личности в юношеском возрасте.
• В коллективной монографии «Феномен визуализации в образовании» приводятся практико-методические рекомендации по использованию учителями и школьниками цифровых технологий визуализации учебной информации.
• Социальным педагогам, дефектологам и психологам будет интересен опыт коллег из Иркутска, предлагающих дополнительные программы социально-гуманитарной направленности для решения вопросов успешной социализации детей-инвалидов.
This media is not supported in your browser
VIEW IN TELEGRAM
Молодежь и выборы

Павел Красноруцкий, Председатель РСМ, член Общественной палаты РФ о подписании соглашения ОПРФ и общественных объединений. Цель документа - сотрудничество и консолидация усилий гражданского общества по наблюдению за выборами, для @scienpolicy и @youthpolicy
Что такое патриотизм, когда тебе (почти) 18

Патриотическое воспитание не только прорастает вглубь дисциплин (чаще всего – истории и обществознания), но и становится метапредметным процессом в российских школах.

Поднятие флага и исполнение гимна – с этого теперь будет начинаться каждая учебная неделя в российских школах. Однако, хорошая идея может столкнуться с казусом исполнителя. Именно этого опасается часть экспертов. «Причастие» гражданской идентичностью не должно быть насильственным.

Уважение и любовь к Родине вряд ли появятся, лишь от напевания гимна и равнения на флаг, но эти ритуалы, тем не менее, позволяют задать общие рамки патриотического поведения.

Наполнить их содержанием должны школьные предметы, в частности – история, которая в виде неких элементов (краеведение, праздники, семейная история) будет интегрирована еще со младшей школы.

Турбулентность мировой политики повышает требования к пояснительной работе, к наполнению сознания школьников правильными (на взгляд государства и экспертного сообщества) смыслами. Что такое патриотизм по всей линии российской истории – об этом поговорят с 10-11-классниками и студентами СПО на втором занятии «Разговоров о важном».

Напомним, что это президентская инициатива, которая предполагает, что со школьниками – особенно со старшеклассниками – можно и нужно говорить откровенно о том, что происходит в мире, почему Россия ведет себя именно так, а не иначе. Параллельно с этим максимально нативно должны закладываться нравственные нормы и императивы патриотизма.

Занятие, которое запланировано на 12 сентября, носит название «Мы сами создаем свою Родину». При этом более общий заголовок: «Наша страна – Россия».

Цель: «пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну».

«С чего начинается Родина» — конечно, продемонстрировать это молодым россиянам важно. Загвоздка лишь в том, что на уровне 10-11 классов начинать с нуля как-то поздновато.

Задумка авторов занятия понятна: от Древней Руси и до наших дней патриотизм всегда был одним из стержневых качеств россиян, позволяя достигать тех результатов (в войнах, дипломатии, развитии науки и экономики), которыми можно гордиться. Интуитивно считывается и итоговая модель, которая должна появиться в сознании школьников: «СВО – это акт патриотизма».

Ролевая модель патриота получается зонтичной:

«Стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги. По-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления патриотизма. Патриотизм проявляется в малых делах – знании истории своей страны, уважении ее культуры и традиций, поэтому патриотом является тот из нас, который готов действовать на благо свой страны, своей отчизны».

Помимо пиара военной службы (в материалах приведены примеры героев среди участников СВО) четко формулируется, что патриотизм – это конкретика действий, активная позиция по улучшению Родины, причем сфера его проявления чрезвычайно широка (здесь должен «заиграть» пример с писателями-фронтовиками). В итоге школьники должны прийти к выводу: «Мы сами создаем свою Родину».

С идейным скелетом занятия все в порядке. А вот по объему содержания – выходит многовато на 30 минут. Исторические параллели – это всегда важно и нужно для школьников, но в контексте разговора о СВО были бы востребованы видео-обращения ее участников и героев. Впрочем, полагаем, что это дело будущего.

Существует и еще одно обстоятельство – идея звучит как «разговоры», форма – «занятие-обсуждение». Однако, никакого особенного диалога сценарий не предполагает. Причины тому понятны – недостаток подготовленных педагогов и единства в их позициях. В этом случае предпочтителен исчерпывающий и избыточный сценарий.

Подробнее: статья в Коммерсанте и материалы к занятию.
«Профессионалитет» профессиональности

Уже 1 сентября начнется подготовка студентов СПО по новым программам в рамках федпроекта «Профессионалитет». На старте участие примут 150 000 студентов и 100 партнеров, объединеные в 70 образовательно-индустриальных кластеров в 42 регионах РФ.

Планы к 2030 году амбициозны – 1,2 млн обучающихся и 900 индустриальных партнеров в 630 кластерах.

Основная идея «Профессионалитета» - перезагрузка через интеграцию. Программы создаются по заказу индустриальных партнеров, которые вместе с организациями СПО и регионами унифицируют процессы практикоориентированной подготовки и используемое оборудование. Именно поэтому вопросы (пере)оборудования учебных мест для студентов находятся в фокусе внимания федпроекта. К 2030-му году все 100% участвующих организаций СПО должны использовать современную материально-техническую базу для подготовки.

Далее выпускник получает реально востребованные на производстве навыки, гарантированное трудоустройство (целевой показатель – не менее 85%) – а работодатель получает в разумные сроки максимально адаптированного специалиста, которого не потребуется доучивать на производстве и «обтачивать» под условия труда.

Помимо обучения непосредственно рабочих кадров предполагается целевая (пере)подготовка педагогов, кураторов и мастеров для программ «Профессионалитета». Другое направление – «перезагрузка» региональных управленческих команд для обеспечения тесного взаимодействия в треугольнике «бизнес – регион – СПО».

«Профессионалитет» также предполагает сокращение образовательных программ – до 2 или 3 (для высокотехнологичной профессии) лет. Это позволит выпускникам оперативно выйти на рынок труда, тем более что стартовые зарплаты у квалифицированных рабочих кадров традиционно выше, нежели у «белых воротничков» из студентов на подработках. Также предусмотрено создание более коротких программ (пере)подготовки под нужды индустриального партнера.

Федеральный проект – как и вся система школ + СПО – находится в ведении «социального» вице-премьера Татьяны Голиковой. Руководителем ФП назначен первый замминистра просвещения Александр Бугаев. Администратором – руководитель профильного департамента Минпросвещения Виктор Неумывакин.

Финансирование «Профессионалитета» на редкость равномерно: 11,5 млрд в текущем году и по 11,4 млрд руб каждый год до 2030-го включительно. Из этой суммы 10 млрд дает федеральный бюджета, остальное должно поступать от индустриальных партнеров.

В реализации «Профессионалитета» принимают участие не только организации СПО, но и университеты – в текущем году таковых 20, в будущем – прибавится еще 6, хотя интерес ещё шире. Уже сейчас видны различные траектории, в которых базовым является подготовка по программам «Профессионалитета».

Для организаций СПО и работодателей – это эффективный «конвейер» рабочих кадров, который позволяет максимально оперативно подготовить специалистов с заданными навыками. То есть дальнейшая дополнительная подготовка будет проходить уже в основном силами работодателя в рамках корпоративного обучения.

Для университетов новый формат «Профессионалитета» вкладывается в матрицу непрерывного образования. Вузы (в основном отраслевые, но не только они) стремятся максимально интегрировать траекторию «СПО + ВО» в зону своего влияния. Первой ласточкой станут интегрированные 5-летние программы по IT в «Сириусе».

Пока вузы видят свою мотивацию вовлечения в основном как получение государственной финансовой поддержки и как возможность формирования новой образовательной практики.

Вместе с тем в этих коллаборациях большой потенциал для синергии. В частности, для вузов программы «Профессионалитета» и партнеры из числа СПО – это возможность улучшить практическую подготовку, а в итоге – присвоить квалификацию. Для учреждений СПО и индустриальных партнеров – это более широкий набор траекторий непрерывного обучения, включая надстройку над СПО высшего образования без особенного отрыва от производства.

Развитие ФП «Профессионалитет» вошло в деловую программу ВЭФ–дискуссию проводят Минпросвещения и НОП.

Подробнее: https://news.1rj.ru/str/maydecree/7284
Виноделие: форум и политика

«Винная» политика несколько шире, чем отмеченная коллегами формула «алкоголь – это новая нефть».

Российский винодельческий форум, который поручила организовать вице-премьер Виктория Абрамченко, будет выполнять сразу несколько задач.

Отчет по поручениям. Президент Владимир Путин сформулировал профильный перечень поручений по развитию виноградарства и виноделия. Кроме того, продолжается законодательное развитие виноделия и виноградарства — уже принят основной закон, который закрепил, например, понятие терруара — ключевое для этой сферы.

Смотр достижений регионов. В условной «винной» гонке уже сейчас намечается жесткая конкуренция между Крымом и Севастополем, Краснодарским краем, Ставрополем, Ростовской областью, Дагестаном и рядом других субъектов. Держим в уме Абхазию, а также, например, Херсонскую область. Дальнейшие перспективы понятны — Приднестровье.

«Придворный турнир виноделов». Не секрет, что в виноделие после 2014-го года ударились очень многие топы и випы. Сам президент Владимир Путин сообщил, что эта область (конечно, в юридическом выражении) его привлекает. Именно на Форуме элита сможет попробовать друг у друга фирменные вина. Конечно, высшие эшелоны не могут быть оторваны от глубинного народа – потому это вероятно будет походить скорее на деревенский праздник, куда каждый приносит собственные наливки и настойки.

«Светский раут». Медали, награждения, звания и прочее – станет, конечно, неотъемлемой частью винодельческого форума. Но самое главное – под предлогом виноделия очень многие элиты смогут перекрестно поговорить друг с другом в полуформальной обстановке.

Фиксация научно-технологических достижений. Виноградарство и виноделие – это сферы науки высоких достижений. В первую очередь – генетических и селекционных. Главным от науки за «выпить» (термин Владимира Путина) является Курчатовский институт, который в принципе является администратором и лидером всей «винной науки» страны. Существуют отдельные мероприятия и даже профильная подпрограмма ФНТП развития сельского хозяйства – так что разговоров с научным компонентом будет много. Напомним, что предполагается создание отдельного «винного» научно-образовательного центра, а НПЦ по трансферу высоких технологий АПК уже создан во главе с Курчатовским институтом.

Популяризация вина. Россия традиционно остается пиво-водочной страной, антиалкогольная кампания Горбачева и лихие 90-е всерьез навредили качеству и имиджу российского вина. Год от года постепенно идет процесс реабилитации – и здесь отечественный производитель должен конкурировать не только с иностранным, но и со стереотипами в сознании россиян. Опять же, есть различные сегменты – масс-маркет со своими запросами (чтобы сладенько, вкусно и голова не болела потом), средний класс (с претензией на особенности вкуса и аромата), ценители (выдержанные и марочные вина, особые урожаи и прочее).

Импортозамещение. В целом – суверенизация российского виноградарства и виноделия протекает высокими темпами. Уже разработаны меры поддержки для тиражирования саженцев и их использования отечественными виноделами – государство для этого предоставляет и научно-технологическую, и финансовую поддержку. С другой стороны, алкоголь – это одна из последних областей, в которых санкции и антисанкции мало что нарушили для отношений России и традиционных винодельческих стран. Впрочем, с Южной Африкой и Латинской Америкой у нас хорошие отношения, ну а Франция и Испания прекрасно понимают значение «винной дипломатии» и этой части их бюджетов.

Среди адресатов поручения Виктории Абрамченко – главы Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина. Естественно, мощно поучаствуют и регионы, и бизнес, и наука – Курчатовский институт, Магарач и прочие признанные центры виноградарства страны.

Подробнее: https://news.1rj.ru/str/greenserpent/15653
Антитеррористическая защищенность: основа безопасности детей и молодежи

28-29 сентября 2022 года Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова организует в Нижнем Новгороде II Международную научно-практическую конференцию «Антитеррористическая защищенность: основа безопасности детей и молодежи».

Конференция направлена на комплексный, многоступенчатый анализ состояния системы антитеррористической защищенности образовательных учреждений и выработку единого подхода к вопросам организации безопасности.

Жанна Никонова, ректор НГЛУ сообщила, что идея проведения конференции пришла руководству вуза в прошлом году после трагических событий в Казани в мае 2021-го, когда в школе были расстреляны девять человек.

Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:

«Именно тогда мы решили заострить вопросы антитеррористической безопасности образовательных учреждений, собрать сотрудников школ, вузов и силовых структур на своей площадке, чтобы понять, как защищать детей и педагогов во время террористической угрозы, как сделать таким образом, чтобы жертв не было вообще, больше никогда. Лишь общими целенаправленными усилиями мы сможем противостоять ужасу терроризма и войны, предотвратить насилие и страдания. Никакая цель не может быть оправдана гибелью ни в чем не повинных людей, тем более - гибелью детей и молодых людей.

НГЛУ с 2004 года проводит самую активную работу по противодействию терроризму и экстремизму в молодежной среде, и эта работа охватывает не только российских, но и иностранных студентов нашего университета и всех преподавателей. Научно-практическое осмысление основ безопасности детей и молодежи в современном мире становится ядром исследовательской повестки университета.

Актуальность этой тематики послужила тому, что «Полилингвальный форсайт-центр обеспечения комплексной безопасности образовательной среды» стал одним из проектов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова как федеральной инновационной площадки. Хочу отметить, что коллеги из российских и зарубежных вузов, присоединившиеся к нам в прошлом году, не только обменялись ценными теоретическими знаниями, но и прошли практические занятия по выявлению и обезвреживанию террористической угрозы, по защите детей и самообороне».

Участие в мероприятиях деловой программы осуществляется по предварительной регистрации. Заявки принимаются на почту ckb@lunn.ru.
А научно–образовательной корпорации и ректор не нужен, нет никакой возрастной проблемы, а значит и конфликта элит нет. Ведь возглавлять Корпорацию могут разного рода советы директоров и дирекции. А какой уж там возраст начальников, кого волнует.

Всё ведь так, ИТМО?

https://www.fontanka.ru/2022/08/30/71612549/