НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Что такое патриотизм, когда тебе (почти) 18

Патриотическое воспитание не только прорастает вглубь дисциплин (чаще всего – истории и обществознания), но и становится метапредметным процессом в российских школах.

Поднятие флага и исполнение гимна – с этого теперь будет начинаться каждая учебная неделя в российских школах. Однако, хорошая идея может столкнуться с казусом исполнителя. Именно этого опасается часть экспертов. «Причастие» гражданской идентичностью не должно быть насильственным.

Уважение и любовь к Родине вряд ли появятся, лишь от напевания гимна и равнения на флаг, но эти ритуалы, тем не менее, позволяют задать общие рамки патриотического поведения.

Наполнить их содержанием должны школьные предметы, в частности – история, которая в виде неких элементов (краеведение, праздники, семейная история) будет интегрирована еще со младшей школы.

Турбулентность мировой политики повышает требования к пояснительной работе, к наполнению сознания школьников правильными (на взгляд государства и экспертного сообщества) смыслами. Что такое патриотизм по всей линии российской истории – об этом поговорят с 10-11-классниками и студентами СПО на втором занятии «Разговоров о важном».

Напомним, что это президентская инициатива, которая предполагает, что со школьниками – особенно со старшеклассниками – можно и нужно говорить откровенно о том, что происходит в мире, почему Россия ведет себя именно так, а не иначе. Параллельно с этим максимально нативно должны закладываться нравственные нормы и императивы патриотизма.

Занятие, которое запланировано на 12 сентября, носит название «Мы сами создаем свою Родину». При этом более общий заголовок: «Наша страна – Россия».

Цель: «пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну».

«С чего начинается Родина» — конечно, продемонстрировать это молодым россиянам важно. Загвоздка лишь в том, что на уровне 10-11 классов начинать с нуля как-то поздновато.

Задумка авторов занятия понятна: от Древней Руси и до наших дней патриотизм всегда был одним из стержневых качеств россиян, позволяя достигать тех результатов (в войнах, дипломатии, развитии науки и экономики), которыми можно гордиться. Интуитивно считывается и итоговая модель, которая должна появиться в сознании школьников: «СВО – это акт патриотизма».

Ролевая модель патриота получается зонтичной:

«Стать патриотом нельзя, если только декларировать лозунги. По-настоящему патриотически настроенные люди готовы защищать свою Родину с оружием в руках, но это не единственный путь проявления патриотизма. Патриотизм проявляется в малых делах – знании истории своей страны, уважении ее культуры и традиций, поэтому патриотом является тот из нас, который готов действовать на благо свой страны, своей отчизны».

Помимо пиара военной службы (в материалах приведены примеры героев среди участников СВО) четко формулируется, что патриотизм – это конкретика действий, активная позиция по улучшению Родины, причем сфера его проявления чрезвычайно широка (здесь должен «заиграть» пример с писателями-фронтовиками). В итоге школьники должны прийти к выводу: «Мы сами создаем свою Родину».

С идейным скелетом занятия все в порядке. А вот по объему содержания – выходит многовато на 30 минут. Исторические параллели – это всегда важно и нужно для школьников, но в контексте разговора о СВО были бы востребованы видео-обращения ее участников и героев. Впрочем, полагаем, что это дело будущего.

Существует и еще одно обстоятельство – идея звучит как «разговоры», форма – «занятие-обсуждение». Однако, никакого особенного диалога сценарий не предполагает. Причины тому понятны – недостаток подготовленных педагогов и единства в их позициях. В этом случае предпочтителен исчерпывающий и избыточный сценарий.

Подробнее: статья в Коммерсанте и материалы к занятию.
«Профессионалитет» профессиональности

Уже 1 сентября начнется подготовка студентов СПО по новым программам в рамках федпроекта «Профессионалитет». На старте участие примут 150 000 студентов и 100 партнеров, объединеные в 70 образовательно-индустриальных кластеров в 42 регионах РФ.

Планы к 2030 году амбициозны – 1,2 млн обучающихся и 900 индустриальных партнеров в 630 кластерах.

Основная идея «Профессионалитета» - перезагрузка через интеграцию. Программы создаются по заказу индустриальных партнеров, которые вместе с организациями СПО и регионами унифицируют процессы практикоориентированной подготовки и используемое оборудование. Именно поэтому вопросы (пере)оборудования учебных мест для студентов находятся в фокусе внимания федпроекта. К 2030-му году все 100% участвующих организаций СПО должны использовать современную материально-техническую базу для подготовки.

Далее выпускник получает реально востребованные на производстве навыки, гарантированное трудоустройство (целевой показатель – не менее 85%) – а работодатель получает в разумные сроки максимально адаптированного специалиста, которого не потребуется доучивать на производстве и «обтачивать» под условия труда.

Помимо обучения непосредственно рабочих кадров предполагается целевая (пере)подготовка педагогов, кураторов и мастеров для программ «Профессионалитета». Другое направление – «перезагрузка» региональных управленческих команд для обеспечения тесного взаимодействия в треугольнике «бизнес – регион – СПО».

«Профессионалитет» также предполагает сокращение образовательных программ – до 2 или 3 (для высокотехнологичной профессии) лет. Это позволит выпускникам оперативно выйти на рынок труда, тем более что стартовые зарплаты у квалифицированных рабочих кадров традиционно выше, нежели у «белых воротничков» из студентов на подработках. Также предусмотрено создание более коротких программ (пере)подготовки под нужды индустриального партнера.

Федеральный проект – как и вся система школ + СПО – находится в ведении «социального» вице-премьера Татьяны Голиковой. Руководителем ФП назначен первый замминистра просвещения Александр Бугаев. Администратором – руководитель профильного департамента Минпросвещения Виктор Неумывакин.

Финансирование «Профессионалитета» на редкость равномерно: 11,5 млрд в текущем году и по 11,4 млрд руб каждый год до 2030-го включительно. Из этой суммы 10 млрд дает федеральный бюджета, остальное должно поступать от индустриальных партнеров.

В реализации «Профессионалитета» принимают участие не только организации СПО, но и университеты – в текущем году таковых 20, в будущем – прибавится еще 6, хотя интерес ещё шире. Уже сейчас видны различные траектории, в которых базовым является подготовка по программам «Профессионалитета».

Для организаций СПО и работодателей – это эффективный «конвейер» рабочих кадров, который позволяет максимально оперативно подготовить специалистов с заданными навыками. То есть дальнейшая дополнительная подготовка будет проходить уже в основном силами работодателя в рамках корпоративного обучения.

Для университетов новый формат «Профессионалитета» вкладывается в матрицу непрерывного образования. Вузы (в основном отраслевые, но не только они) стремятся максимально интегрировать траекторию «СПО + ВО» в зону своего влияния. Первой ласточкой станут интегрированные 5-летние программы по IT в «Сириусе».

Пока вузы видят свою мотивацию вовлечения в основном как получение государственной финансовой поддержки и как возможность формирования новой образовательной практики.

Вместе с тем в этих коллаборациях большой потенциал для синергии. В частности, для вузов программы «Профессионалитета» и партнеры из числа СПО – это возможность улучшить практическую подготовку, а в итоге – присвоить квалификацию. Для учреждений СПО и индустриальных партнеров – это более широкий набор траекторий непрерывного обучения, включая надстройку над СПО высшего образования без особенного отрыва от производства.

Развитие ФП «Профессионалитет» вошло в деловую программу ВЭФ–дискуссию проводят Минпросвещения и НОП.

Подробнее: https://news.1rj.ru/str/maydecree/7284
Виноделие: форум и политика

«Винная» политика несколько шире, чем отмеченная коллегами формула «алкоголь – это новая нефть».

Российский винодельческий форум, который поручила организовать вице-премьер Виктория Абрамченко, будет выполнять сразу несколько задач.

Отчет по поручениям. Президент Владимир Путин сформулировал профильный перечень поручений по развитию виноградарства и виноделия. Кроме того, продолжается законодательное развитие виноделия и виноградарства — уже принят основной закон, который закрепил, например, понятие терруара — ключевое для этой сферы.

Смотр достижений регионов. В условной «винной» гонке уже сейчас намечается жесткая конкуренция между Крымом и Севастополем, Краснодарским краем, Ставрополем, Ростовской областью, Дагестаном и рядом других субъектов. Держим в уме Абхазию, а также, например, Херсонскую область. Дальнейшие перспективы понятны — Приднестровье.

«Придворный турнир виноделов». Не секрет, что в виноделие после 2014-го года ударились очень многие топы и випы. Сам президент Владимир Путин сообщил, что эта область (конечно, в юридическом выражении) его привлекает. Именно на Форуме элита сможет попробовать друг у друга фирменные вина. Конечно, высшие эшелоны не могут быть оторваны от глубинного народа – потому это вероятно будет походить скорее на деревенский праздник, куда каждый приносит собственные наливки и настойки.

«Светский раут». Медали, награждения, звания и прочее – станет, конечно, неотъемлемой частью винодельческого форума. Но самое главное – под предлогом виноделия очень многие элиты смогут перекрестно поговорить друг с другом в полуформальной обстановке.

Фиксация научно-технологических достижений. Виноградарство и виноделие – это сферы науки высоких достижений. В первую очередь – генетических и селекционных. Главным от науки за «выпить» (термин Владимира Путина) является Курчатовский институт, который в принципе является администратором и лидером всей «винной науки» страны. Существуют отдельные мероприятия и даже профильная подпрограмма ФНТП развития сельского хозяйства – так что разговоров с научным компонентом будет много. Напомним, что предполагается создание отдельного «винного» научно-образовательного центра, а НПЦ по трансферу высоких технологий АПК уже создан во главе с Курчатовским институтом.

Популяризация вина. Россия традиционно остается пиво-водочной страной, антиалкогольная кампания Горбачева и лихие 90-е всерьез навредили качеству и имиджу российского вина. Год от года постепенно идет процесс реабилитации – и здесь отечественный производитель должен конкурировать не только с иностранным, но и со стереотипами в сознании россиян. Опять же, есть различные сегменты – масс-маркет со своими запросами (чтобы сладенько, вкусно и голова не болела потом), средний класс (с претензией на особенности вкуса и аромата), ценители (выдержанные и марочные вина, особые урожаи и прочее).

Импортозамещение. В целом – суверенизация российского виноградарства и виноделия протекает высокими темпами. Уже разработаны меры поддержки для тиражирования саженцев и их использования отечественными виноделами – государство для этого предоставляет и научно-технологическую, и финансовую поддержку. С другой стороны, алкоголь – это одна из последних областей, в которых санкции и антисанкции мало что нарушили для отношений России и традиционных винодельческих стран. Впрочем, с Южной Африкой и Латинской Америкой у нас хорошие отношения, ну а Франция и Испания прекрасно понимают значение «винной дипломатии» и этой части их бюджетов.

Среди адресатов поручения Виктории Абрамченко – главы Минсельхоза, Минпромторга, Минэкономразвития, Минфина. Естественно, мощно поучаствуют и регионы, и бизнес, и наука – Курчатовский институт, Магарач и прочие признанные центры виноградарства страны.

Подробнее: https://news.1rj.ru/str/greenserpent/15653
Антитеррористическая защищенность: основа безопасности детей и молодежи

28-29 сентября 2022 года Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова организует в Нижнем Новгороде II Международную научно-практическую конференцию «Антитеррористическая защищенность: основа безопасности детей и молодежи».

Конференция направлена на комплексный, многоступенчатый анализ состояния системы антитеррористической защищенности образовательных учреждений и выработку единого подхода к вопросам организации безопасности.

Жанна Никонова, ректор НГЛУ сообщила, что идея проведения конференции пришла руководству вуза в прошлом году после трагических событий в Казани в мае 2021-го, когда в школе были расстреляны девять человек.

Жанна Никонова, ректор Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова, для «Научно-образовательной политики»:

«Именно тогда мы решили заострить вопросы антитеррористической безопасности образовательных учреждений, собрать сотрудников школ, вузов и силовых структур на своей площадке, чтобы понять, как защищать детей и педагогов во время террористической угрозы, как сделать таким образом, чтобы жертв не было вообще, больше никогда. Лишь общими целенаправленными усилиями мы сможем противостоять ужасу терроризма и войны, предотвратить насилие и страдания. Никакая цель не может быть оправдана гибелью ни в чем не повинных людей, тем более - гибелью детей и молодых людей.

НГЛУ с 2004 года проводит самую активную работу по противодействию терроризму и экстремизму в молодежной среде, и эта работа охватывает не только российских, но и иностранных студентов нашего университета и всех преподавателей. Научно-практическое осмысление основ безопасности детей и молодежи в современном мире становится ядром исследовательской повестки университета.

Актуальность этой тематики послужила тому, что «Полилингвальный форсайт-центр обеспечения комплексной безопасности образовательной среды» стал одним из проектов Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова как федеральной инновационной площадки. Хочу отметить, что коллеги из российских и зарубежных вузов, присоединившиеся к нам в прошлом году, не только обменялись ценными теоретическими знаниями, но и прошли практические занятия по выявлению и обезвреживанию террористической угрозы, по защите детей и самообороне».

Участие в мероприятиях деловой программы осуществляется по предварительной регистрации. Заявки принимаются на почту ckb@lunn.ru.
А научно–образовательной корпорации и ректор не нужен, нет никакой возрастной проблемы, а значит и конфликта элит нет. Ведь возглавлять Корпорацию могут разного рода советы директоров и дирекции. А какой уж там возраст начальников, кого волнует.

Всё ведь так, ИТМО?

https://www.fontanka.ru/2022/08/30/71612549/
Регионрейтинг: наука и технологии

Состоялось очередное заседание Комиссии по научно-технологическому развитию. Основной темой стала подготовка к первому национальному рейтингу научно-технологического развития регионов.

Председатель КНТР вице-премьер Дмитрий Чернышенко отметил:

«Основной целью является совершенствование системы управления исследованиями и разработками, повышение инвестиционной привлекательности научной отрасли на региональном уровне. Это должно способствовать не только ускоренному и сбалансированному развитию субъектов, но и достижению технологического суверенитета страны, о котором неоднократно говорил Президент.

Рейтинг – инструмент поддержки субъектов, их стимулирования с учётом традиций и особенностей различных территорий.

Оценка будет производиться по различным показателям – например, по объёму средств, выделяемых на создание инновационных продуктов, вовлечённости бизнеса в этот процесс, количеству отечественных технологий, используемых организациями реального сектора экономики, и многое другое.

Несмотря на изначально разный базовый уровень субъектов, важным фактором будет активность глав субъектов и их команд в решении вопросов научно-технологического развития вверенных территорий.

Методика рейтинга должна быть подготовлена к середине октября, а сам рейтинг представлен до конца года. Далее он должен составляться ежегодно».

Методику разрабатывает Минобрнауки совместно с комиссией «Наука» Госсовета, Минэкономразвития, Росстатом, Роспатентом и другими коллегами.

Предварительно оцениваться регионы будут по 54 показателям, разделённым на 7 блоков:
1. Человеческие ресурсы,
2. Финансирование исследований и разработок,
3. Материально-техническая база науки,
4. Инструменты научно-технической и инновационной политики,
5. Востребованность результатов научных исследований в экономике субъекта,
6. Результативность научно-технологической деятельности» и «Инновационная активность.

Факторами также будет являться утвержденная стратегия регионального НТР, наличие НОЦ, ИНТЦ, кампусов мирового уровня – и их интеграция в механизмы развития, участие в реализации Десятилетия науки и технологий и иные показатели.

Лучшие регионы будут определяться на основании суммирования мест субъекта по каждому из показателей всех семи блоков, также будет определён уровень потенциала и результативности каждого из регионов – высокий, средний или низкий.

Рейтинг, как подчеркнул Дмитрий Чернышенко, должен стать инструментом стимулирования регионов, а не применения к ним штрафных санкций, а также платформой для отбора и тиражирования лучших региональных практик научно-технологического развития. Основных проблем перед создателями рейтинга и его методологии две:
1. Исходно и временами кардинально разные стартовые позиции регионов – частично это может быть решено акцентом на относительные показатели, а не абсолютные.
2. «Эффект Матфея», который будет стимулировать выделять основные меры поддержки уже успешным регионам с консервацией нескольких эшелонов.

Всего этого авторы методологии и администраторы научной политики обещают избежать.

Напомним, что с идеями создания рейтинга научно-технологического развития регионов на выборы президента РАН идет Александр Сергеев. В принципе в работе Академии именно этот вектор стал одним из ключевых – вместе с возрождением совета по региональной политики РАН, а также (вос)созданием регионального Санкт-Петербургского отделения Академии.

Подробнее: http://government.ru/news/46379/
Солнечный город ценностей

Ребята из Донецкой и Луганской народных республик продолжают знакомиться с культурой и историей России на площадках российских вузов. Астраханский государственный университет принял школьников из Краснодона и Алчевска. Они приехали в Астрахань в рамках пилотного федерального проекта «Университетские профильные образовательные смены», который реализуется при поддержке министерства просвещения и министерства науки и высшего образования России.

Для участников смен проводятся обзорные экскурсии с посещением объектов культурно-исторического наследия, музеев, театров, интерактивные образовательные занятия по истории и культуре России, спортивные мероприятия.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета, для «Научно-образовательной политики»:

«Нашему университету, в числе прочих ведущих университетов России, выпала честь принимать у себя детей из Луганской Народной Республики. Педагогами АГУ для них разработана специальная образовательная программа «Солнечный город», цель которой – приобщение несовершеннолетних граждан ЛНР к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе.

Мы делаем акцент на знакомство школьников с культурой и традициями многонационального Астраханского региона. Они уже побывали в этнопространстве «Соседи», где увидели русские и татарские обрядовые игры, попробовали калмыцкие и казахские блюда. А на церемонии открытия смены, на площадке на набережной Волги для ребят была организована тематическая концертная программа и флешмоб «Хоровод дружбы» – школьники разучили и все вместе исполнили элементы русского, азербайджанского и татарского народных танцев.

Ещё одна изюминка нашей профильной смены – казачий элемент. 1 сентября ребятам предстоит экскурсия в Казачий кадетский корпус имени атамана И. А. Бирюкова, где они примут участие в торжественной линейке, посвященной Дню знаний. Астрахань и ЛНР роднит то, что это традиционно казачьи регионы, и АГУ примет участие в подготовке педагогов для открывающихся в республике казачьих корпусов».
Друзья, хочу поделиться с вами новостями моего Фонда поддержки молодых ученых имени Геннадия Комиссарова.

Завтра мы запускаем конкурс «Молодые ученые 2.0».

Приглашаю студентов и аспирантов со всей страны принять участие. По итогам конкурса будет оказана поддержка 90 талантливым ребятам – оплачены материалы и оборудование для исследований, а также будут выплачиваться ежемесячные стипендии.

Подробная информация доступна на нашем сайте.

Буду признателен вам, если поделитесь этой информацией – пусть больше молодых исследователей смогут принять участие в новой программе поддержки.

Также приглашаю ученых принять участие в работе экспертного совета и помочь отобрать самых достойных победителей.

Желаю удачи!
Электроника суверенитета

Развитие микроэлектронной промышленности выделено как фундаментально-стержневое для реализации всех остальных планов форсированного экономико-технологического прогресса.

Микроэлектроника (hard) является одним из трех ключевых – наравне с soft и skills – элементов цифрового прорыва. Как отрасль она находится под пристальным вниманием персонально премьер-министра Михаила Мишустина.

Лишнее подтверждение получено на «Технологической сессии по электронике»:

«Сейчас крайне важно предпринять все необходимые усилия для укрепления нашего технологического суверенитета.

Важнейшим направлением здесь является электроника. Об этом много говорят, в том числе в средствах массовой информации. Это означает, что сейчас нужно активнее развивать собственное профильное электронное машиностроение, производство технологического, вспомогательного оборудования, компонентов, в том числе через стимулирование спроса на микроэлектронную продукцию».


Премьер особенно отметил сопряжение мероприятий в области развития микроэлектроники с Десятилетием науки и технологий. Сигнал послан тонкий – именно глобальные программы (как атомная РТТН или формируемая по микроэлектронике) и должны занимать в глобальном измерении следующие стадии инновационного цикла после того, как отработает расширенная госпрограмма НТР.

«Пересборка» доктрины развития микроэлектроники уже стартовала:

«В первом полугодии провели стратегическую сессию, определили перспективный облик электронной промышленности, обозначили совершенно конкретные цели и задачи их достижения. Отрасль будет получать беспрецедентное финансирование, причём оно длинное – на восемь лет мы сделали планы».

Для полных инновационных циклов и оперативного трансфера разработок в производство нужно формировать интегрированные центры, отвечающие сразу за несколько аспектов микроэлектронного развития:

«Во многих секторах у наших научных центров уже есть соответствующие заделы. Их важно расширить, помочь с подготовкой кадров, совместно с промышленными партнёрами создать 50 новых лабораторий и 25 учебных дизайн-центров».

В перспективе это дает возможность комбинированно развивать микроэлектронную промышленность. В ряде случаев – это будет «модель ОПК» с жестко контролируемым инновационным циклом, но чаще – консорциумный формат, в который включены участники по hard, soft, skills, а также внедрению и другим аспектам. Здесь же находится огромное пространство для развития технологического предпринимательства и формирования множественных «мостов» через «долину смерти». Отдельный вектор намечен и в экосистеме НТИ.

Вся комплексная стратегия развития микроэлектроники – независимо от итогового формата в виде нацпроекта, комплексной программы, ФНТП, КНТП – должна будет иметь единый центр координации, который будет отвечать и за научную стадию, и за технологическую, и за их стыковку.

Именно в этом качестве Михаил Мишустин представил Геннадия Красникова – главу НИИЭМ, Микрона, кандидата в президенты РАН. Академик отреагировал кратко и системно, подчеркнув те области, где уже есть серьезные наработки (новые виды памяти и материалов), а также зоны роста: особо чистые материалы.

Сам формат, представленный на этом совещании по микроэлектронике является сигналом в нескольких измерениях:
1. Власть в лице Правительства начинает все более тесно взаимодействовать с наукой, но та должна представлять план действий и результат, а не размышления и жалобы.
2. Михаил Мишустин и Геннадий Красников разыграли своеобразную миниатюру о том, как в идеале должен выступать президент РАН на встречах правительственного уровня.
Можем лишь отметить,что это не последняя встреча «предвыборного» характера и для иных кандидатов на пост президента РАН. И, конечно, самое интересное нас ждёт впереди.

3. Микроэлектроника – в силу своей значимости для технологического суверенитета – будет обособляться. Здесь вероятнее «госкорпоративный» вектор развития, при этом возникает особое значение «головной научной организации», на место которой вполне может претендовать Курчатовский институт.

Подробнее: http://government.ru/news/46384/
Битвы за историю: День исторических знаний

Первого сентября начинается новый учебный год. Внешнеполитический контекст определяет особое значение воспитательной и патриотической работе – причем как в школах и колледжах, так и в вузах.

История становится ключевым предметом, в рамках которого будет проводиться воспитание, а также общественно-политическая социализация школьников и студентов.

Именно к новому 2022/23 учебному году заработала новая система выработки и реализации единой исторической политики. Она включает в себя несколько коллегиальных органов, среди которых стоит выделить два: Межведомственную комиссию по историческому просвещению, а также Экспертный совет по развитию исторического образования при Минобрнауки.

Особенно примечательны те трансформации, что претерпевает история как школьный предмет и вузовская дисциплина. На школьном уровне существует Историко-культурный стандарт, которому должны соответствовать все учебники. Однако, уже проходит парадигмальная трансформация – отход от европоцентричности в преподавании всеобщей истории. Подготовлена Концепция, которая от лица Российского исторического общества отправлена в Минпросвещения.

Научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян в недавнем интервью отметил:

«Следует усилить внимание особенно к тем периодам и событиям, которые пытаются пересмотреть и просто исказить многие общественные деятели, журналисты или представители науки в странах Запада. Например, в последнее время мы сталкиваемся с попытками отменить или обесценить наше культурное наследие. В этой связи следует изменить преподавание в школах истории, в частности, тех тем, которые касаются роли русской культуры. Я специально посмотрел все учебники, которые сейчас действуют. Как правило, проблемы развития культуры в России – это просто перечень имен. Я думаю, школьникам нужно обстоятельно и исчерпывающе рассказать, какое огромное значение сыграли отечественные культура, искусство и наука в мировом развитии».

Отдельный и весьма сложный сюжет – как сформировать у школьников (особенно старшеклассников) разумное видение проходящих сейчас в мире событий. С одной стороны, явно будет необходимо внести соответствующий раздел в сами учебники. Об этом упомянул Андрей Турчак:

«Мы выпустим правильный учебник истории, в котором будут новые главы, посвящённые специальной военной операции и подвигам наших ребят».

Вокруг учебников продолжаются споры. Безусловно все они должны соответствовать Историко-культурному стандарту, содержать достаточные сведения для сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Логика политизации и патриотизации преподавания истории подталкивает к тому, чтобы и линейка была единой – четко выверенной и одобренной всеми участниками «битв за историю». С другой стороны, добиться единых формулировок не удастся, неизбежны споры и конфликты. Требуется вариативность, хотя и не слишком значительная. И здесь существует нюанс: сколько именно?

Александр Чубарьян отмечает, что при введении Историко-культурного стандарта планировалось, что линеек будет минимум три. Эта цифра на тот момент в целом и должна была предотвратить «противостояние издательств». В настоящее же время на рынке школьных учебников наблюдается монополизация, хотя и крупнейшие игроки не заинтересованы в единой линейке, потому как следом за ее формирование вполне может наступить государственное регулирование цен.

Помимо учебников и намного более оперативно помогать школьникам ориентироваться в мировых процессах должна позволить серия «Разговоров о важном» — дискуссионные занятия, введенные по предложению президента.

Серьезная трансформация ожидает историческое образование и на университетском уровне – сформировано предложение увеличить объем (особенно – аудиторной) нагрузки на обязательный к изучению на всех неисторических направлениях модуль «История России». Как раз он должен в максимальной степени стыковаться с Историко-культурным стандартом школьного уровня, чтобы обеспечивать должную преемственность.

Подробнее: https://rg.ru/2022/08/22/bolshe-chem-urok.html
Сбер представил образовательную онлайн-платформу Edutoria

Это маркетплейс, где представлены образовательные курсы по 10+ направлениям: от IT и бизнес-образования до дизайна и творчества. Edutoria предоставляет компаниям и экспертам бесплатный сервис по созданию и размещению курсов, который позволяет монетизировать свои знания и найти новых учеников.

Маркетплейс работает и с вузами. С МИСиС запущена совместная программа «Науки о данных», с МАИ в ближайшее время будет запущена программа дополнительного профессионального образования по цифровизации.

На платформе авторы получают доступ к конструктору курсов, позволяющему размещать образовательный контент для разных форматов обучения. В личном кабинете поставщики контента могут увидеть аналитику покупок своих курсов.

«Edutoria позволяет оперативно отвечать на запросы наших клиентов и поставщиков, предлагать новые возможности для развития, самые выгодные условия для обучения и сотрудничества. Уверена, что партнёрство лидеров сферы образования в едином онлайн-пространстве поможет обеспечить людям по всей стране лучшие образовательные решения», - говорит Наталья Журавлёва, директор Центра индустрии образования Сбербанка.

Сайт новой платформы: https://edutoria.ru/