Морская безэкипажная платформа и Тихоокеанский плавучий университет
Учёные Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева представляют на полях VII Восточного экономического форума проект морской безэкипажной платформы, который разрабатывается в университете в рамках программы «Приоритет 2030». В ближайшем будущем разработки в этой области станут критическими, как это сейчас произошло с использованием беспилотных летательных аппаратов. И наша задача совместно с индустрией — обеспечить технологический суверенитет в этой области. С точки зрения национальной безопасности использование морских роботизированных комплексов обеспечит глобальный приоритет России в акватории Мирового океана.
Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева, для «Научно-образовательной политики»:
«На стенде Минпромторга я выступил с позиции руководителя стартап-компании по преодолению барьеров для deeptech – российских экспортноориентированных компаний. Директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Роман Чекушов подчеркнул важность проактивной позиции для продвижения на внешние рынки для стартапов. По итогам сессии Минпромторг РФ дополнительно выведет сервисы по поддержке компаний для продвижения продукции на рынки АТР.
В ходе специальной сессии обсудили с коллегами проект возрождения Тихоокеанского плавучего университета как основу для подготовки научных кадров для Арктики и Дальнего Востока. Этот проект предполагает исследование морей и прибрежных зон во всех акваториях России. После освоения теории студенты смогут отправиться в научные экспедиции по Белому, Баренцеву и Карскому морям, а также на архипелаг Новая Земля.
Кроме деловых переговоров также состоялось очень необычное мероприятие – «научные бои», соревнования в виде коротких выступлений учёных о своих научных исследованиях. Нашей целью было объяснить сложные концепции простым языком, а зрители и жюри определяли победителей. Я выступал против Владимира Брусило, заместителя генерального директора ООО «АГМ Системы». Баттл получился весьма живым. Такой формат точно можно приземлять на предпринимательскую «Точку кипения», решение об открытии которой в АГУ было обнародовано накануне».
Учёные Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева представляют на полях VII Восточного экономического форума проект морской безэкипажной платформы, который разрабатывается в университете в рамках программы «Приоритет 2030». В ближайшем будущем разработки в этой области станут критическими, как это сейчас произошло с использованием беспилотных летательных аппаратов. И наша задача совместно с индустрией — обеспечить технологический суверенитет в этой области. С точки зрения национальной безопасности использование морских роботизированных комплексов обеспечит глобальный приоритет России в акватории Мирового океана.
Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева, для «Научно-образовательной политики»:
«На стенде Минпромторга я выступил с позиции руководителя стартап-компании по преодолению барьеров для deeptech – российских экспортноориентированных компаний. Директор департамента международной кооперации и лицензирования в сфере внешней торговли Роман Чекушов подчеркнул важность проактивной позиции для продвижения на внешние рынки для стартапов. По итогам сессии Минпромторг РФ дополнительно выведет сервисы по поддержке компаний для продвижения продукции на рынки АТР.
В ходе специальной сессии обсудили с коллегами проект возрождения Тихоокеанского плавучего университета как основу для подготовки научных кадров для Арктики и Дальнего Востока. Этот проект предполагает исследование морей и прибрежных зон во всех акваториях России. После освоения теории студенты смогут отправиться в научные экспедиции по Белому, Баренцеву и Карскому морям, а также на архипелаг Новая Земля.
Кроме деловых переговоров также состоялось очень необычное мероприятие – «научные бои», соревнования в виде коротких выступлений учёных о своих научных исследованиях. Нашей целью было объяснить сложные концепции простым языком, а зрители и жюри определяли победителей. Я выступал против Владимира Брусило, заместителя генерального директора ООО «АГМ Системы». Баттл получился весьма живым. Такой формат точно можно приземлять на предпринимательскую «Точку кипения», решение об открытии которой в АГУ было обнародовано накануне».
VII Форум молодых ученых стран БРИКС
Международные отношения, основанные на моделях иерархии и кастовости, которые создавались западным миром на протяжении 20 века, оказались в глубоком кризисе еще до выхода Великобритании из Евросоюза. Хотя и этот акт был частью постановки иерархичных международных отношений.
Этот год наконец окончательно запустил процессы, которые приведут к смене форм межгосударственного сотрудничества, основанные на общности интересов и стремлении их продвигать совместными усилиями. Этот тренд создает огромный потенциал для ШОС, БРИКС, ЕАЭС.
Этот учебный год начался с VII Форума молодых ученых стран БРИКС под председательском китайской стороны. Цель форума – поощрить самых перспективные научные исследования и молодых ученых, способствующих социально-экономическому развитию стран «пятерки».
Михаил Степанов, доцент МТУСИ, рассказал «Научно-образовательной политике» о своем участии в форуме БРИКС с докладом ««Математическое моделирование сетей мобильного Интернета Вещей и применение искусственного интеллекта в клиентском обслуживании»:
«Представлять нашу страну на Форуме молодых ученых БРИКС — это честь и большая ответственность. За два дня работы секций мы с коллегами из Китая, Бразилии, Индии и Южной Африки обсудили большое количество вопросов, связанных с использованием искусственного интеллекта в самых различных областях — от медицины до промышленности.
Особенно хочется подчеркнуть важность проведения такого мероприятия сейчас, когда роль организации БРИКС в мире заметно возросла. Выражаю благодарность МТУСИ и Министерству науки и высшего образования РФ за возможность рассказать о результатах своих исследований на столь высоком уровне».
Международные отношения, основанные на моделях иерархии и кастовости, которые создавались западным миром на протяжении 20 века, оказались в глубоком кризисе еще до выхода Великобритании из Евросоюза. Хотя и этот акт был частью постановки иерархичных международных отношений.
Этот год наконец окончательно запустил процессы, которые приведут к смене форм межгосударственного сотрудничества, основанные на общности интересов и стремлении их продвигать совместными усилиями. Этот тренд создает огромный потенциал для ШОС, БРИКС, ЕАЭС.
Этот учебный год начался с VII Форума молодых ученых стран БРИКС под председательском китайской стороны. Цель форума – поощрить самых перспективные научные исследования и молодых ученых, способствующих социально-экономическому развитию стран «пятерки».
Михаил Степанов, доцент МТУСИ, рассказал «Научно-образовательной политике» о своем участии в форуме БРИКС с докладом ««Математическое моделирование сетей мобильного Интернета Вещей и применение искусственного интеллекта в клиентском обслуживании»:
«Представлять нашу страну на Форуме молодых ученых БРИКС — это честь и большая ответственность. За два дня работы секций мы с коллегами из Китая, Бразилии, Индии и Южной Африки обсудили большое количество вопросов, связанных с использованием искусственного интеллекта в самых различных областях — от медицины до промышленности.
Особенно хочется подчеркнуть важность проведения такого мероприятия сейчас, когда роль организации БРИКС в мире заметно возросла. Выражаю благодарность МТУСИ и Министерству науки и высшего образования РФ за возможность рассказать о результатах своих исследований на столь высоком уровне».
Меморандум Энергетики будущего
На фоне мирового энергетического кризиса, который с приближением холодов на северном полушарии становится все более драматичным, Россия продолжает свой энергетический курс, о чем президент Владимир Путин рассказал участникам экологического форума.
«Конечно, все мы за то, чтобы в атмосферу было меньше выбросов. А как же, мы этим занимаемся, сначала в 12 городах, 49, потом по всей стране, мы разве против этого, не против, но нужно делать все своевременно, нужно готовить промышленные предприятия к соответствующей работе, а если забежать вперед, получать дешевый российский газ, а потом самим обрезать поставки этого газа и включать тут же, что предавалось анафеме, включая угольную регенерацию, это не самый лучший вариант решения глобальных проблем и проблем в тех регионах, где решения принимают подобным образом» - отметил президент.
Системность в работе в сфере энергетики, последовательность и четкость формирует не только отраслевую общую политику, но и кадровую работу. Российское энергетическое агентство Минэнерго России, РЭУ имени Г.В. Плеханова, МГИМО, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и НИУ «МЭИ» подписали Меморандум о создании научно-образовательного консорциума «Энергетика будущего». Проект станет консультационной и координационной площадкой для развития кадрового потенциала отраслей ТЭК. Инициатором создания консорциума выступило РЭА Минэнерго.
Приоритет в работе будущего консорциума – оказание методического и консультационного содействия в создании высокоэффективной системы непрерывного профессионального образования и повышения качества образования работников отраслей ТЭК России.
Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:
«ТЭК – фундамент российской экономики. От развития отрасли зависит уровень жизни населения страны. Главным ресурсом, обеспечивающим функционирование топливно-энергетического комплекса на должном уровне, являются люди.
Важно, чтобы специалисты, работающие в этой области, обладали особым набором компетенций и навыков. Синтез технологий, науки и фундаментальных знаний станет основой формирования специалистов такого уровня. Уверен, что сотрудничество в этом направлении позволит достичь стратегических целей страны».
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», для «Научно-образовательной политики»:
«НИУ «МЭИ» имеет значительный опыт деятельности в рамках консорциумов. Являясь инициатором создания и председателем Российско-Киргизского консорциума технических вузов совместно с Киргизским государственным техническим университетов им. И. Раззакова, сопредседателем РККТУ, успешно координирует деятельность более чем 50 университетов РФ и Киргизской Республики в образовательной и научно-исследовательской сферах.
Активно работает Консорциум Центра Национальной Технологической Инициативы на базе МЭИ «Технологии транспортировки электроэнергии и распределенных энергосистем», в состав которого входят ведущие компании и университеты РФ. В рамках пяти стратегических проектов, охватывающих все перспективные направления развития энергетики, которые НИУ «МЭИ» реализует по Программе «Приоритет 2030», также сформированы консорциумы из университетов и компаний-партнёров. И это далеко неполный перечень консорциумов, ассоциаций и объединений, в деятельности которых участвует НИУ «МЭИ».
Взаимодействие в рамках консорциумов позволяет получить мощный синергетический эффект, когда дополняющие компетенции партнёров позволяют решать сложные комплексные задачи. Создаваемый сейчас научно-образовательный консорциум «Энергетика будущего», безусловно, позволит объединить сильные стороны его участников, позволяя при тесном взаимодействии с Минэнерго, обеспечить эффективное развитие энергетической отрасли.
НИУ «МЭИ» обладает мощным научным и образовательным кадровым потенциалом и инфраструктурой как в части электро- и теплоэнергетики, так и в смежных высокотехнологичных отраслях - энергетическом машиностроении и робототехнике, информационных технологиях, радиоэлектронике и других».
На фоне мирового энергетического кризиса, который с приближением холодов на северном полушарии становится все более драматичным, Россия продолжает свой энергетический курс, о чем президент Владимир Путин рассказал участникам экологического форума.
«Конечно, все мы за то, чтобы в атмосферу было меньше выбросов. А как же, мы этим занимаемся, сначала в 12 городах, 49, потом по всей стране, мы разве против этого, не против, но нужно делать все своевременно, нужно готовить промышленные предприятия к соответствующей работе, а если забежать вперед, получать дешевый российский газ, а потом самим обрезать поставки этого газа и включать тут же, что предавалось анафеме, включая угольную регенерацию, это не самый лучший вариант решения глобальных проблем и проблем в тех регионах, где решения принимают подобным образом» - отметил президент.
Системность в работе в сфере энергетики, последовательность и четкость формирует не только отраслевую общую политику, но и кадровую работу. Российское энергетическое агентство Минэнерго России, РЭУ имени Г.В. Плеханова, МГИМО, РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина и НИУ «МЭИ» подписали Меморандум о создании научно-образовательного консорциума «Энергетика будущего». Проект станет консультационной и координационной площадкой для развития кадрового потенциала отраслей ТЭК. Инициатором создания консорциума выступило РЭА Минэнерго.
Приоритет в работе будущего консорциума – оказание методического и консультационного содействия в создании высокоэффективной системы непрерывного профессионального образования и повышения качества образования работников отраслей ТЭК России.
Иван Лобанов, ректор РЭУ им. Г.В. Плеханова, для «Научно-образовательной политики»:
«ТЭК – фундамент российской экономики. От развития отрасли зависит уровень жизни населения страны. Главным ресурсом, обеспечивающим функционирование топливно-энергетического комплекса на должном уровне, являются люди.
Важно, чтобы специалисты, работающие в этой области, обладали особым набором компетенций и навыков. Синтез технологий, науки и фундаментальных знаний станет основой формирования специалистов такого уровня. Уверен, что сотрудничество в этом направлении позволит достичь стратегических целей страны».
Николай Рогалев, ректор НИУ «МЭИ», для «Научно-образовательной политики»:
«НИУ «МЭИ» имеет значительный опыт деятельности в рамках консорциумов. Являясь инициатором создания и председателем Российско-Киргизского консорциума технических вузов совместно с Киргизским государственным техническим университетов им. И. Раззакова, сопредседателем РККТУ, успешно координирует деятельность более чем 50 университетов РФ и Киргизской Республики в образовательной и научно-исследовательской сферах.
Активно работает Консорциум Центра Национальной Технологической Инициативы на базе МЭИ «Технологии транспортировки электроэнергии и распределенных энергосистем», в состав которого входят ведущие компании и университеты РФ. В рамках пяти стратегических проектов, охватывающих все перспективные направления развития энергетики, которые НИУ «МЭИ» реализует по Программе «Приоритет 2030», также сформированы консорциумы из университетов и компаний-партнёров. И это далеко неполный перечень консорциумов, ассоциаций и объединений, в деятельности которых участвует НИУ «МЭИ».
Взаимодействие в рамках консорциумов позволяет получить мощный синергетический эффект, когда дополняющие компетенции партнёров позволяют решать сложные комплексные задачи. Создаваемый сейчас научно-образовательный консорциум «Энергетика будущего», безусловно, позволит объединить сильные стороны его участников, позволяя при тесном взаимодействии с Минэнерго, обеспечить эффективное развитие энергетической отрасли.
НИУ «МЭИ» обладает мощным научным и образовательным кадровым потенциалом и инфраструктурой как в части электро- и теплоэнергетики, так и в смежных высокотехнологичных отраслях - энергетическом машиностроении и робототехнике, информационных технологиях, радиоэлектронике и других».
Президент России
Встреча с участниками молодёжного форума «Экосистема. Заповедный край»
В рамках рабочей поездки на Камчатку Владимир Путин встретился с участниками Всероссийского молодёжного экологического форума «Экосистема. Заповедный край».
Для настоящих сов
Григорий Куранов, Заместитель полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ "Научно–образовательная политика" приглашают присоединиться к трансляции Школы молодого губернатора ВЭФ с участием Михаила Дягтерёва (губернатор Хабаровского края), Айсена Николаева (Глава Якутии), Александра Осипова (Губернатор Забайкальского края) и Ленара Файзутдинова (первый заместитель гендиректора АНО "Диалог").
Сессия организована Фондом РОСКОНГРЕСС при участии "Научно–образовательной политики" @scienpolicy в рамках ВЭФ.Юниор
Время прямой трансляции 10:00-11:30 (3:00-4:30 Мск):
https://forumvostok.ru/programme/eef-junior/?day=07.09.2022
Григорий Куранов, Заместитель полномочного представителя президента РФ в ДФО Юрия Трутнева и Евгений Сжёнов, научный руководитель ЭАЦ "Научно–образовательная политика" приглашают присоединиться к трансляции Школы молодого губернатора ВЭФ с участием Михаила Дягтерёва (губернатор Хабаровского края), Айсена Николаева (Глава Якутии), Александра Осипова (Губернатор Забайкальского края) и Ленара Файзутдинова (первый заместитель гендиректора АНО "Диалог").
Сессия организована Фондом РОСКОНГРЕСС при участии "Научно–образовательной политики" @scienpolicy в рамках ВЭФ.Юниор
Время прямой трансляции 10:00-11:30 (3:00-4:30 Мск):
https://forumvostok.ru/programme/eef-junior/?day=07.09.2022
Прямо сейчас на ВЭФ в присутствии вице-премьера Дмитрия Чернышенко и с участием ректоров вузов ДФО проходит подписание Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта
Драйверы развития региона и третья миссия
В рейтинг «Три миссии университета» в 2022 году вошли 1800 университетов из 103 стран.
Московский международный рейтинг вузов оценивает не только «классические» образование и науку, но и третью, одну из ключевых миссий университета — взаимодействие с обществом. Еще одной особенностью выступает отсутствие экспертных опросов, компенсируется это широким спектром открытых источников информации.
Рейтинг «Три миссии университета» инициирован Российским Союзом ректоров в соответствии с поручением президента РФ. Лидером рейтинга среди российских вузов остается МГУ им. М.В. Ломоносова, и по сравнению с прошлым годом университет поднялся на 1 позицию.
Как отмечают составители рейтинга «Негативное влияние на результаты большинства российских вузов оказывают три фактора. Уровень финансирования, ограничитель роста – цитируемость научных публикаций. Наконец, тревожным трендом является снижение кадровой обеспеченности: соотношение численности сотрудников к количеству студентов у российских вузов продолжает снижаться».
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, об участии университета в рейтинге «Три миссии университета»:
«Наш университет ежегодно показывает новые достижение в науке и образовании. Мы делаем ставку на молодых и талантливых ребят, которые объединяют единомышленников в одну команду для проведения исследований мирового уровня, уникальных образовательных, социальных и творческих проектов. Но при этом с большим уважением и почтением мы относимся к накопленному опыту предыдущих поколений.
Университет сегодня — это драйвер развития нашего региона, он открыт новым людям, идеям, проектам. Мощной точкой притяжения для всех университетских людей (студенты, преподаватели, работодатели), жителей региона и туристов станет будущий кампус «Кантиана». Он позволит в полной мере продемонстрировать модель открытого, современного и модного научно-образовательного центра».
В рейтинг «Три миссии университета» в 2022 году вошли 1800 университетов из 103 стран.
Московский международный рейтинг вузов оценивает не только «классические» образование и науку, но и третью, одну из ключевых миссий университета — взаимодействие с обществом. Еще одной особенностью выступает отсутствие экспертных опросов, компенсируется это широким спектром открытых источников информации.
Рейтинг «Три миссии университета» инициирован Российским Союзом ректоров в соответствии с поручением президента РФ. Лидером рейтинга среди российских вузов остается МГУ им. М.В. Ломоносова, и по сравнению с прошлым годом университет поднялся на 1 позицию.
Как отмечают составители рейтинга «Негативное влияние на результаты большинства российских вузов оказывают три фактора. Уровень финансирования, ограничитель роста – цитируемость научных публикаций. Наконец, тревожным трендом является снижение кадровой обеспеченности: соотношение численности сотрудников к количеству студентов у российских вузов продолжает снижаться».
Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, об участии университета в рейтинге «Три миссии университета»:
«Наш университет ежегодно показывает новые достижение в науке и образовании. Мы делаем ставку на молодых и талантливых ребят, которые объединяют единомышленников в одну команду для проведения исследований мирового уровня, уникальных образовательных, социальных и творческих проектов. Но при этом с большим уважением и почтением мы относимся к накопленному опыту предыдущих поколений.
Университет сегодня — это драйвер развития нашего региона, он открыт новым людям, идеям, проектам. Мощной точкой притяжения для всех университетских людей (студенты, преподаватели, работодатели), жителей региона и туристов станет будущий кампус «Кантиана». Он позволит в полной мере продемонстрировать модель открытого, современного и модного научно-образовательного центра».
Кадровый суверенитет (1/2)
В рамках Восточного экономического форума «под председательством» генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» Алексея Комиссарова, который выступил модератором встречи, прошла дискуссия «Антикризисные ориентиры: где брать кадры для импортозамещения и технологического прорыва?». «Если мы хотим технологического прорыва, то мы не можем их достичь без сильных кадров», — подчеркнул Алексей Комиссаров, задавая тон дискуссии.
Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев: «Есть расхожее мнение, что школьники — это будущее. Это не так — это настоящее. Кадры надо начинать готовить еще со школы».
1. СПО и «Профессионалитет». Рост интереса к СПО — актуальная тенденция. В первую очередь это кадры для реального сектора экономики. Проект «Профессионалитет» направлен на то, чтобы свести вместе работодателя и учреждение системы СПО, создать гибкие программы, которые позволят успевать за требованиями рынка.
2. Профориентация в школе. Одна из проблем высшего образования — неосознанный приход детей в вузы, что добавляет важности профориентационной работе. Среди эффективных инструментов — проект «Инженерные школы», проект «Билет в будущее», профильные классы Роскосмоса и Росатома и другие.
Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов: «Кадры решают все. Во главе угла всегда человек. Сегодня для решения целей и задач, поставленных Президентом РФ реальный сектор должен быть обеспечен должным количеством и качеством людей».
1. Экономика и реальный сектор. Сегодня реальный сектор составляет 13% ВВП, в людях — это 10 млн населения в обрабатывающих отраслях и более 13 млн в области промышленности. Запрос на кадры для экономики приводит к смещению фокуса в область СПО. «Профессионалитет» — своего рода возвращение к некоторой советской модели, когда конкретным колледжам возвращают конкретные предприятия, которые начинают готовить под себя специалистов.
2. Инженеры для реального сектора. Проект «Передовые инженерные школы» поддерживается Минпромторгом как решение кадрового инженерного вопроса в реальном секторе экономики. Министерство совместно с университетами также работает над формулировкой конкретных шагов по улучшению качества инженеров и их подготовки. В числе предложений Минпромторга — повысить минимальный проходной балл ЕГЭ по физике для тех, кто поступает на инженерные направления. Работа по профориентации — развитие промышленного туризма, расширение технических кружков, расширение инженерно-технологических классов — все это необходимо масштабировать и имплементировать в школьную программу.
Старший вице-президент, руководитель департамента по работе с премиальными клиентами ПАО ВТБ Дмитрий Брайтенбихер: «Все происходит очень быстро. Нам кажется, что мы уходим от устоявшегося мира. Самое важное качество, которое нужно воспитывать — постоянное самообразование. Это будет рождать адаптивность человека в быстроизменяющемся мире».
1. Система работы с талантами. На территории вузов и работодателя необходимо создавать системы «постоянного выхватывания» талантливых специалистов, возможности карьерных лифтов.
2. Баланс hard skills и soft skills. Необходимая база должна заключаться в hard skills . При этом любое взаимодействие сводится к коммуникации, поэтому то, как ты можешь анализировать, считывать и выдавать конкретную информацию в управленческие решения формируют soft skills.
Подробнее: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?search#82849
В рамках Восточного экономического форума «под председательством» генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» Алексея Комиссарова, который выступил модератором встречи, прошла дискуссия «Антикризисные ориентиры: где брать кадры для импортозамещения и технологического прорыва?». «Если мы хотим технологического прорыва, то мы не можем их достичь без сильных кадров», — подчеркнул Алексей Комиссаров, задавая тон дискуссии.
Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев: «Есть расхожее мнение, что школьники — это будущее. Это не так — это настоящее. Кадры надо начинать готовить еще со школы».
1. СПО и «Профессионалитет». Рост интереса к СПО — актуальная тенденция. В первую очередь это кадры для реального сектора экономики. Проект «Профессионалитет» направлен на то, чтобы свести вместе работодателя и учреждение системы СПО, создать гибкие программы, которые позволят успевать за требованиями рынка.
2. Профориентация в школе. Одна из проблем высшего образования — неосознанный приход детей в вузы, что добавляет важности профориентационной работе. Среди эффективных инструментов — проект «Инженерные школы», проект «Билет в будущее», профильные классы Роскосмоса и Росатома и другие.
Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов: «Кадры решают все. Во главе угла всегда человек. Сегодня для решения целей и задач, поставленных Президентом РФ реальный сектор должен быть обеспечен должным количеством и качеством людей».
1. Экономика и реальный сектор. Сегодня реальный сектор составляет 13% ВВП, в людях — это 10 млн населения в обрабатывающих отраслях и более 13 млн в области промышленности. Запрос на кадры для экономики приводит к смещению фокуса в область СПО. «Профессионалитет» — своего рода возвращение к некоторой советской модели, когда конкретным колледжам возвращают конкретные предприятия, которые начинают готовить под себя специалистов.
2. Инженеры для реального сектора. Проект «Передовые инженерные школы» поддерживается Минпромторгом как решение кадрового инженерного вопроса в реальном секторе экономики. Министерство совместно с университетами также работает над формулировкой конкретных шагов по улучшению качества инженеров и их подготовки. В числе предложений Минпромторга — повысить минимальный проходной балл ЕГЭ по физике для тех, кто поступает на инженерные направления. Работа по профориентации — развитие промышленного туризма, расширение технических кружков, расширение инженерно-технологических классов — все это необходимо масштабировать и имплементировать в школьную программу.
Старший вице-президент, руководитель департамента по работе с премиальными клиентами ПАО ВТБ Дмитрий Брайтенбихер: «Все происходит очень быстро. Нам кажется, что мы уходим от устоявшегося мира. Самое важное качество, которое нужно воспитывать — постоянное самообразование. Это будет рождать адаптивность человека в быстроизменяющемся мире».
1. Система работы с талантами. На территории вузов и работодателя необходимо создавать системы «постоянного выхватывания» талантливых специалистов, возможности карьерных лифтов.
2. Баланс hard skills и soft skills. Необходимая база должна заключаться в hard skills . При этом любое взаимодействие сводится к коммуникации, поэтому то, как ты можешь анализировать, считывать и выдавать конкретную информацию в управленческие решения формируют soft skills.
Подробнее: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?search#82849
Кадровый суверенитет (2/2)
И.о.ректора ДВФУ Борис Коробец: «Что должно меняться? — главное не то, что мы декларируем, а суть качества образования, которое должны давать университеты,. Это возможно, когда и университет меняется под потребности работодателя и работодатель не оставляет университет без внимания — это улица с двусторонним движением».
1. Адаптивность. Профессии иногда умирают быстрее , чем успевает реализоваться образовательная программа, при этом новые профессии появляются так же быстро. Принципиальный вопрос сделать так, чтобы работодатель комфортно чувствовал себя в университете, что не всегда легко реализуемо при наложении «живой» модели работы работодателя и консервативной модели университета. Все это учит адаптивности и гибкости.
2. Не выхватывать, а растить. Взращивание высококвалифицированных специалистов — это зона совместных интересов университета и работодателя. ПИШ — эффективный инструмент коллаборации, который позволил ДВФУ впервые за 3 года закрыть КЦП по направлению «Биотехнологии». В рамках программы «Приоритет 2030» университетом поставлена задача, чтобы у каждой кафедры был индустриальный партнер. В совокупности это создает и условия, и понимание того, куда выпускается студент.
И.о.ректора МГТУ им.Н.Э.Баумана Михаил Гордин: «Один из наших девизов: «Образование через практику». Это те самые компетенции и практика, которым учит университет».
1. И вместе, и по отдельности. Важно формировать программы совместно с работодателем, но аде-то важно сохранять автономию, развивая собственные программы и компетенции без привязки к работодателю и предлагая что-то новое.
2. Ответственность инженера. Один из главных soft skills инженера — умение отвечать за свой продукт, за его качество, быть готовым к критике и возможности доработать его.
3. Без прошлого нет будущего. Актуальные перспективные направления корнями уходят в научные наработки прошлого периода. Космос — та область, которая будет развиваться. Микроэлектроника — перспективное направление, был растрачен научно-технологический задел еще советских времен, сейчас государство вкладывается в эту область, для получения результатов потребуется 10 лет.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Денис Кравченко: «Почему мы не удерживаем кадры? Инженеры и специалисты мирового уровня, которые до сегодняшнего дня решали важнейшие задачи, — почему мы их упускаем?»
1. Мотивировать и сохранять. Уход компаний с российского рынка провоцирует и отток кадров. Речь идет о специалистах высокого уровня. Их отток — растрата кадрового потенциала страны. Для них необходимо создавать соответствующие условия и мотивировать остаться.
2. Межведомственная интеграция. Требуется надотраслевая и надведомственная координация для социально-экономического и научно-технологического развития.
Заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева: «С управленческой точки зрения мы всегда двигаемся в парадигме противоречия — реализуя мегапроекты с заделом 30-40 лет, мы должны придерживаться политики малых шагов по тому, как мы к этому результату приближаемся».
1. Шпагат с опорой на локальные кадры. Запрос на приток кадров формирует оборотную сторону — как интегрировать тех, кто приезжает.
2. Качества, которые помогают стать «своим среди чужих»: длинная воля, умение устанавливать свои правила в тех вопросах, которыми никто никогда не занимался прежде, иметь смелость говорить то, что считаешь правильным, смирение и постоянная работа над собой, умение понимать, где кончаются твои возможности и появляется необходимость запросить помощь, вера в то, что завтра я буду лучше, чем сегодня.
И.о.ректора ДВФУ Борис Коробец: «Что должно меняться? — главное не то, что мы декларируем, а суть качества образования, которое должны давать университеты,. Это возможно, когда и университет меняется под потребности работодателя и работодатель не оставляет университет без внимания — это улица с двусторонним движением».
1. Адаптивность. Профессии иногда умирают быстрее , чем успевает реализоваться образовательная программа, при этом новые профессии появляются так же быстро. Принципиальный вопрос сделать так, чтобы работодатель комфортно чувствовал себя в университете, что не всегда легко реализуемо при наложении «живой» модели работы работодателя и консервативной модели университета. Все это учит адаптивности и гибкости.
2. Не выхватывать, а растить. Взращивание высококвалифицированных специалистов — это зона совместных интересов университета и работодателя. ПИШ — эффективный инструмент коллаборации, который позволил ДВФУ впервые за 3 года закрыть КЦП по направлению «Биотехнологии». В рамках программы «Приоритет 2030» университетом поставлена задача, чтобы у каждой кафедры был индустриальный партнер. В совокупности это создает и условия, и понимание того, куда выпускается студент.
И.о.ректора МГТУ им.Н.Э.Баумана Михаил Гордин: «Один из наших девизов: «Образование через практику». Это те самые компетенции и практика, которым учит университет».
1. И вместе, и по отдельности. Важно формировать программы совместно с работодателем, но аде-то важно сохранять автономию, развивая собственные программы и компетенции без привязки к работодателю и предлагая что-то новое.
2. Ответственность инженера. Один из главных soft skills инженера — умение отвечать за свой продукт, за его качество, быть готовым к критике и возможности доработать его.
3. Без прошлого нет будущего. Актуальные перспективные направления корнями уходят в научные наработки прошлого периода. Космос — та область, которая будет развиваться. Микроэлектроника — перспективное направление, был растрачен научно-технологический задел еще советских времен, сейчас государство вкладывается в эту область, для получения результатов потребуется 10 лет.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Денис Кравченко: «Почему мы не удерживаем кадры? Инженеры и специалисты мирового уровня, которые до сегодняшнего дня решали важнейшие задачи, — почему мы их упускаем?»
1. Мотивировать и сохранять. Уход компаний с российского рынка провоцирует и отток кадров. Речь идет о специалистах высокого уровня. Их отток — растрата кадрового потенциала страны. Для них необходимо создавать соответствующие условия и мотивировать остаться.
2. Межведомственная интеграция. Требуется надотраслевая и надведомственная координация для социально-экономического и научно-технологического развития.
Заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева: «С управленческой точки зрения мы всегда двигаемся в парадигме противоречия — реализуя мегапроекты с заделом 30-40 лет, мы должны придерживаться политики малых шагов по тому, как мы к этому результату приближаемся».
1. Шпагат с опорой на локальные кадры. Запрос на приток кадров формирует оборотную сторону — как интегрировать тех, кто приезжает.
2. Качества, которые помогают стать «своим среди чужих»: длинная воля, умение устанавливать свои правила в тех вопросах, которыми никто никогда не занимался прежде, иметь смелость говорить то, что считаешь правильным, смирение и постоянная работа над собой, умение понимать, где кончаются твои возможности и появляется необходимость запросить помощь, вера в то, что завтра я буду лучше, чем сегодня.
Редакция "Научно– образовательной политики" поздравляет нашего партнёра и друга Дмитрия Глушко @DmitriiGlushko с утверждением в должности ректора Мордовского государственного университета имени Н.П Огарёва.
В России есть "ио" ректора, чьи компетенции вызывают вопросы, а есть и ректоры, работающие хуже иных "ио".
Дмитрий с первого дня стал работать как хороший ректор.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/3170
В России есть "ио" ректора, чьи компетенции вызывают вопросы, а есть и ректоры, работающие хуже иных "ио".
Дмитрий с первого дня стал работать как хороший ректор.
https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/3170
Telegram
Минобрнауки России
Ректором Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева (МГУ им. Н. П. Огарева) назначен Глушко Дмитрий Евгеньевич
Дмитрий Глушко в 2000 году окончил Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова (сегодня…
Дмитрий Глушко в 2000 году окончил Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова (сегодня…
Доктрина мягкой силы
Мягкая сила в современной мировой политике – ключевой компонент внешней политики государства. Восприятие той или иной страны в масштабе иностранных элит и народов может оказаться важнее военной силы и финансовых обстоятельств.
С 5 сентября 2022 года у России есть отдельный доктринальный документ по мягкой силе: «Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом».
Основная ценность – это человек и человеческий капитал в его приложении к культурно-гуманитарной сфере. Затрагиваемые измерения международных отношений: культура, наука, образование, спорт, туризм. Примечательно, что в подобной трактовке наука – которая должна внутри страны стать производительной силой – на внешнем контуре представляет собой часть более обширной российской культуры.
Персонально поименованы следующие выдающиеся деятели: Толстой, Достоевский, Чайковский, Шостакович, Менделеев и Курчатов.
Базой развития российского общества являются духовно-нравственные ценности. Ключевой из них в Концепции определен «общинный характер развития», который в т.ч. выражается в «стремлении как каждого человека, так и всего общества к социальной справедливости и реализации долгосрочных целей». Вообще российскому менталитету присущи «взаимопонимание, коллективизм, вера в добро и справедливость».
Целями гуманитарной политики РФ за рубежом являются «формирование и укрепление объективного восприятия нашей страны в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места России в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми».
Наука и образование занимают важные места в реализации Концепции. Среди задач: популяризация достижений, повышение конкурентоспособности, развитие международного и молодежного сотрудничества. Предлагаемые меры логичны (и в основном про образование): инфопродвижение, развитие в форматах ЮНЕСКО, экспорт образования, подготовка педагогов для других стран, открытие отделений по России в уже аккредитованных зарубежных образовательных организациях, развитие механизма «двух дипломов», грантов и программ стажировки. Выделено взаимодействие с выпускниками российских вузов в иностранных государствах.
Примечательны некоторые другие концепции и планы: например, подтверждена субъектность Русского мира, а также продвижению должны подвергнуться преимущества «федеративного устройства Российского государства». Отдельно интересно устойчивое использование понятия «Российское государство».
Принципами гумполитики являются: основа в единстве системы конституционных ценностей, равноправное партнерство, невмешательство во внутренние дела, готовность к диалогу.
Один из главных блоков посвящен работе по формированию объективного (т.е. позитивного) восприятия России. Для этого должны быть учтены 9 аспектов, среди которых: «позитивные общепринятые культурные коды, ассоциирующиеся с Россией»; наиболее значимые достижения науки и техники; высокое качество российского образования, его открытость и доступность.
Второй важнейший сюжет – поддержка, защита и продвижение русского языка. Именно в этом разделе зафиксирована важность «новых медиа» (соцсети, мессенджеры и блоги).
Отдельно зафиксированы следующие аспекты: работа с «Русским миром», «дипломатия наследия», защита исторической правды, цифровая дипломатия и т.п. Среди региональных векторов выделение «славянского вектора», а также восприятие центральной и восточной Европы как пространства культурной экспансии России.
Красной нитью через всю Концепцию проходит «гуманитарный альтерглобализм»: взаимное уважение суверенитета, традиций и ценностей, продвижение глобальных гуманитарных проектов (волонтерство и т.п.), оказание гуманитарной помощи.
Глобальная миссия России определена так: «Российское государство за рубежом все больше воспринимается как хранитель и защитник традиционных духовно-нравственных ценностей, духовного наследия мировой цивилизации (приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, семья, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие)».
Текст Указа.
Мягкая сила в современной мировой политике – ключевой компонент внешней политики государства. Восприятие той или иной страны в масштабе иностранных элит и народов может оказаться важнее военной силы и финансовых обстоятельств.
С 5 сентября 2022 года у России есть отдельный доктринальный документ по мягкой силе: «Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом».
Основная ценность – это человек и человеческий капитал в его приложении к культурно-гуманитарной сфере. Затрагиваемые измерения международных отношений: культура, наука, образование, спорт, туризм. Примечательно, что в подобной трактовке наука – которая должна внутри страны стать производительной силой – на внешнем контуре представляет собой часть более обширной российской культуры.
Персонально поименованы следующие выдающиеся деятели: Толстой, Достоевский, Чайковский, Шостакович, Менделеев и Курчатов.
Базой развития российского общества являются духовно-нравственные ценности. Ключевой из них в Концепции определен «общинный характер развития», который в т.ч. выражается в «стремлении как каждого человека, так и всего общества к социальной справедливости и реализации долгосрочных целей». Вообще российскому менталитету присущи «взаимопонимание, коллективизм, вера в добро и справедливость».
Целями гуманитарной политики РФ за рубежом являются «формирование и укрепление объективного восприятия нашей страны в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места России в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми».
Наука и образование занимают важные места в реализации Концепции. Среди задач: популяризация достижений, повышение конкурентоспособности, развитие международного и молодежного сотрудничества. Предлагаемые меры логичны (и в основном про образование): инфопродвижение, развитие в форматах ЮНЕСКО, экспорт образования, подготовка педагогов для других стран, открытие отделений по России в уже аккредитованных зарубежных образовательных организациях, развитие механизма «двух дипломов», грантов и программ стажировки. Выделено взаимодействие с выпускниками российских вузов в иностранных государствах.
Примечательны некоторые другие концепции и планы: например, подтверждена субъектность Русского мира, а также продвижению должны подвергнуться преимущества «федеративного устройства Российского государства». Отдельно интересно устойчивое использование понятия «Российское государство».
Принципами гумполитики являются: основа в единстве системы конституционных ценностей, равноправное партнерство, невмешательство во внутренние дела, готовность к диалогу.
Один из главных блоков посвящен работе по формированию объективного (т.е. позитивного) восприятия России. Для этого должны быть учтены 9 аспектов, среди которых: «позитивные общепринятые культурные коды, ассоциирующиеся с Россией»; наиболее значимые достижения науки и техники; высокое качество российского образования, его открытость и доступность.
Второй важнейший сюжет – поддержка, защита и продвижение русского языка. Именно в этом разделе зафиксирована важность «новых медиа» (соцсети, мессенджеры и блоги).
Отдельно зафиксированы следующие аспекты: работа с «Русским миром», «дипломатия наследия», защита исторической правды, цифровая дипломатия и т.п. Среди региональных векторов выделение «славянского вектора», а также восприятие центральной и восточной Европы как пространства культурной экспансии России.
Красной нитью через всю Концепцию проходит «гуманитарный альтерглобализм»: взаимное уважение суверенитета, традиций и ценностей, продвижение глобальных гуманитарных проектов (волонтерство и т.п.), оказание гуманитарной помощи.
Глобальная миссия России определена так: «Российское государство за рубежом все больше воспринимается как хранитель и защитник традиционных духовно-нравственных ценностей, духовного наследия мировой цивилизации (приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, семья, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие)».
Текст Указа.
publication.pravo.gov.ru
Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611 ∙ Официальное опубликование правовых актов
Указ Президента Российской Федерации от 05.09.2022 № 611
"Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом"
"Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом"
Восточный полигон идей (1/3)
«Высшее образование — институт, который критикуют 1000 лет после того, как оно появилось в Европе. Без него не могут, как без суда и без церкви. 3 вопроса:
- Каковы ожидания от высшей школы? Какие там проблемы?
- Как мы понимаем высшее образование? Какую модель мы имеем в виду, когда говорим слово «Университет»? Корпорация? Крупная интеллектуальная компания? Образовательная фабрика? — это приводит к разному типу финансирования
- Что делать?
Эти вопросы надо закладывать в систему изменений высшего образования в нашей стране».
— Именно так на Восточном экономическом форуме сформулировал тему для обсуждения применительно к Дальнему Востоку модератор сессии «Высшее на Востоке: новое качество образования» Андрей Волков, научный руководитель программы поддержки университетов «Приоритет-2030».
Полгон для новых идей
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отмечает, что образование всех ступеней — крайне важная тема для Дальнего Востока. «Мы не можем говорить в отрыве о том, каких мы готовим студентов, не думая о том, какие приходят к нам абитуриенты. Идет серьезная борьба за сохранение и привлечение талантов. Из-за демографических и миграционных факторов количество студентов сократилось. Дальневосточному образованию надо повышать качество, выигрывать конкуренцию за лучших студентов и преподавателей», — считает Алексей Чекунков.
1. Статистика. Данные цифр показывают, что 9 из 11 регионов Дальнего Востока находится в последней трети рейтинга качества школьного образования, что, в свою очередь, ставит вопрос о качестве абитуриентов дальневосточных вузов. По математике доля участников, не преодолевших минимальный порог по баллам, увеличилась более чем в 2 раза. Средний балл снизился и остается на низком уровне. Доля учителей пенсионного возраста составляет почти треть от общего корпуса, молодых учителей — четверть. Средний проходной балл ЕГЭ на Дальнем Востоке — 49,5, по России — 60. Многие уезжают за пределы региона, а иногда и России при выборе высшего образования.
2. Геостратегические преимущества. Близость АТР — важнейший фактор построения перспективной карьеры в текущей геополитической обстановке для стратегически мыслящих абитуриентов и их родителей. Причем перспективы профессиональной траектории имеют множество векторов — судостроение, химия, авиастроение и другие. Доступность образования при этом повышается — растет количество бюджетных мест.
3. Смелые идеи. Нестандартные условия требуют нестандартных решений. «Мы готовы предлагать на площадке Правительства экспериментальные подходы. В образовании поступать, как в экономике — использовать Дальний Восток как полигон для новых идей и новых подходов. Только таким образом, ломая стереотипы», — отмечает министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В этом направлении первым шагом стал Дальневосточный трек программы «Приоритет 2030», направленный на повышение качества образования на Дальнем Востоке. Старт программе был дан на ВЭФ 2022.
Такой смелый подход в апробации новых идей на территории региона — непростой политический шаг, с точки зрения рисков и результата. Однако масштабные изменения возможны только в горизонте 10-15 лет. «Вся совокупность больших изменений небыстро, но подталкивает ректорское сообщество либо спрятаться, либо сделать шаг навстречу», — подчеркивает Андрей Волков. И в этом смысле смелость Дальнего Востока может стать флагманом позитивных изменений всей системы высшего образования. «Надо набраться терпения, иметь длинную волю и не требовать результатов по итогам 1-2 лет. Изменения долго формируются и неочевидным образом себя проявляют», — отмечает министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Подробнее: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?search#82805
«Высшее образование — институт, который критикуют 1000 лет после того, как оно появилось в Европе. Без него не могут, как без суда и без церкви. 3 вопроса:
- Каковы ожидания от высшей школы? Какие там проблемы?
- Как мы понимаем высшее образование? Какую модель мы имеем в виду, когда говорим слово «Университет»? Корпорация? Крупная интеллектуальная компания? Образовательная фабрика? — это приводит к разному типу финансирования
- Что делать?
Эти вопросы надо закладывать в систему изменений высшего образования в нашей стране».
— Именно так на Восточном экономическом форуме сформулировал тему для обсуждения применительно к Дальнему Востоку модератор сессии «Высшее на Востоке: новое качество образования» Андрей Волков, научный руководитель программы поддержки университетов «Приоритет-2030».
Полгон для новых идей
Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отмечает, что образование всех ступеней — крайне важная тема для Дальнего Востока. «Мы не можем говорить в отрыве о том, каких мы готовим студентов, не думая о том, какие приходят к нам абитуриенты. Идет серьезная борьба за сохранение и привлечение талантов. Из-за демографических и миграционных факторов количество студентов сократилось. Дальневосточному образованию надо повышать качество, выигрывать конкуренцию за лучших студентов и преподавателей», — считает Алексей Чекунков.
1. Статистика. Данные цифр показывают, что 9 из 11 регионов Дальнего Востока находится в последней трети рейтинга качества школьного образования, что, в свою очередь, ставит вопрос о качестве абитуриентов дальневосточных вузов. По математике доля участников, не преодолевших минимальный порог по баллам, увеличилась более чем в 2 раза. Средний балл снизился и остается на низком уровне. Доля учителей пенсионного возраста составляет почти треть от общего корпуса, молодых учителей — четверть. Средний проходной балл ЕГЭ на Дальнем Востоке — 49,5, по России — 60. Многие уезжают за пределы региона, а иногда и России при выборе высшего образования.
2. Геостратегические преимущества. Близость АТР — важнейший фактор построения перспективной карьеры в текущей геополитической обстановке для стратегически мыслящих абитуриентов и их родителей. Причем перспективы профессиональной траектории имеют множество векторов — судостроение, химия, авиастроение и другие. Доступность образования при этом повышается — растет количество бюджетных мест.
3. Смелые идеи. Нестандартные условия требуют нестандартных решений. «Мы готовы предлагать на площадке Правительства экспериментальные подходы. В образовании поступать, как в экономике — использовать Дальний Восток как полигон для новых идей и новых подходов. Только таким образом, ломая стереотипы», — отмечает министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В этом направлении первым шагом стал Дальневосточный трек программы «Приоритет 2030», направленный на повышение качества образования на Дальнем Востоке. Старт программе был дан на ВЭФ 2022.
Такой смелый подход в апробации новых идей на территории региона — непростой политический шаг, с точки зрения рисков и результата. Однако масштабные изменения возможны только в горизонте 10-15 лет. «Вся совокупность больших изменений небыстро, но подталкивает ректорское сообщество либо спрятаться, либо сделать шаг навстречу», — подчеркивает Андрей Волков. И в этом смысле смелость Дальнего Востока может стать флагманом позитивных изменений всей системы высшего образования. «Надо набраться терпения, иметь длинную волю и не требовать результатов по итогам 1-2 лет. Изменения долго формируются и неочевидным образом себя проявляют», — отмечает министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Подробнее: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?search#82805