НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Прямо сейчас на ВЭФ в присутствии вице-премьера Дмитрия Чернышенко и с участием ректоров вузов ДФО проходит подписание Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта
Драйверы развития региона и третья миссия

В рейтинг «Три миссии университета» в 2022 году вошли 1800 университетов из 103 стран.

Московский международный рейтинг вузов оценивает не только «классические» образование и науку, но и третью, одну из ключевых миссий университета — взаимодействие с обществом. Еще одной особенностью выступает отсутствие экспертных опросов, компенсируется это широким спектром открытых источников информации.

Рейтинг «Три миссии университета» инициирован Российским Союзом ректоров в соответствии с поручением президента РФ. Лидером рейтинга среди российских вузов остается МГУ им. М.В. Ломоносова, и по сравнению с прошлым годом университет поднялся на 1 позицию.

Как отмечают составители рейтинга «Негативное влияние на результаты большинства российских вузов оказывают три фактора. Уровень финансирования, ограничитель роста – цитируемость научных публикаций. Наконец, тревожным трендом является снижение кадровой обеспеченности: соотношение численности сотрудников к количеству студентов у российских вузов продолжает снижаться».

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта, об участии университета в рейтинге «Три миссии университета»:

«Наш университет ежегодно показывает новые достижение в науке и образовании. Мы делаем ставку на молодых и талантливых ребят, которые объединяют единомышленников в одну команду для проведения исследований мирового уровня, уникальных образовательных, социальных и творческих проектов. Но при этом с большим уважением и почтением мы относимся к накопленному опыту предыдущих поколений.

Университет сегодня — это драйвер развития нашего региона, он открыт новым людям, идеям, проектам. Мощной точкой притяжения для всех университетских людей (студенты, преподаватели, работодатели), жителей региона и туристов станет будущий кампус «Кантиана». Он позволит в полной мере продемонстрировать модель открытого, современного и модного научно-образовательного центра».
Кадровый суверенитет (1/2)

В рамках Восточного экономического форума «под председательством» генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» Алексея Комиссарова, который выступил модератором встречи, прошла дискуссия «Антикризисные ориентиры: где брать кадры для импортозамещения и технологического прорыва?». «Если мы хотим технологического прорыва, то мы не можем их достичь без сильных кадров», — подчеркнул Алексей Комиссаров, задавая тон дискуссии.

Первый заместитель министра просвещения РФ Александр Бугаев: «Есть расхожее мнение, что школьники — это будущее. Это не так — это настоящее. Кадры надо начинать готовить еще со школы».
1. СПО и «Профессионалитет». Рост интереса к СПО — актуальная тенденция. В первую очередь это кадры для реального сектора экономики. Проект «Профессионалитет» направлен на то, чтобы свести вместе работодателя и учреждение системы СПО, создать гибкие программы, которые позволят успевать за требованиями рынка.
2. Профориентация в школе. Одна из проблем высшего образования — неосознанный приход детей в вузы, что добавляет важности профориентационной работе. Среди эффективных инструментов — проект «Инженерные школы», проект «Билет в будущее», профильные классы Роскосмоса и Росатома и другие.

Заместитель Министра промышленности и торговли РФ Алексей Ученов: «Кадры решают все. Во главе угла всегда человек. Сегодня для решения целей и задач, поставленных Президентом РФ реальный сектор должен быть обеспечен должным количеством и качеством людей».
1. Экономика и реальный сектор. Сегодня реальный сектор составляет 13% ВВП, в людях — это 10 млн населения в обрабатывающих отраслях и более 13 млн в области промышленности. Запрос на кадры для экономики приводит к смещению фокуса в область СПО. «Профессионалитет» — своего рода возвращение к некоторой советской модели, когда конкретным колледжам возвращают конкретные предприятия, которые начинают готовить под себя специалистов.
2. Инженеры для реального сектора. Проект «Передовые инженерные школы» поддерживается Минпромторгом как решение кадрового инженерного вопроса в реальном секторе экономики. Министерство совместно с университетами также работает над формулировкой конкретных шагов по улучшению качества инженеров и их подготовки. В числе предложений Минпромторга — повысить минимальный проходной балл ЕГЭ по физике для тех, кто поступает на инженерные направления. Работа по профориентации — развитие промышленного туризма, расширение технических кружков, расширение инженерно-технологических классов — все это необходимо масштабировать и имплементировать в школьную программу.

Старший вице-президент, руководитель департамента по работе с премиальными клиентами ПАО ВТБ Дмитрий Брайтенбихер: «Все происходит очень быстро. Нам кажется, что мы уходим от устоявшегося мира. Самое важное качество, которое нужно воспитывать — постоянное самообразование. Это будет рождать адаптивность человека в быстроизменяющемся мире».
1. Система работы с талантами. На территории вузов и работодателя необходимо создавать системы «постоянного выхватывания» талантливых специалистов, возможности карьерных лифтов.
2. Баланс hard skills и soft skills. Необходимая база должна заключаться в hard skills . При этом любое взаимодействие сводится к коммуникации, поэтому то, как ты можешь анализировать, считывать и выдавать конкретную информацию в управленческие решения формируют soft skills.

Подробнее: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?search#82849
Кадровый суверенитет (2/2)

И.о.ректора ДВФУ Борис Коробец: «Что должно меняться? — главное не то, что мы декларируем, а суть качества образования, которое должны давать университеты,. Это возможно, когда и университет меняется под потребности работодателя и работодатель не оставляет университет без внимания — это улица с двусторонним движением».
1. Адаптивность. Профессии иногда умирают быстрее , чем успевает реализоваться образовательная программа, при этом новые профессии появляются так же быстро. Принципиальный вопрос сделать так, чтобы работодатель комфортно чувствовал себя в университете, что не всегда легко реализуемо при наложении «живой» модели работы работодателя и консервативной модели университета. Все это учит адаптивности и гибкости.
2. Не выхватывать, а растить. Взращивание высококвалифицированных специалистов — это зона совместных интересов университета и работодателя. ПИШ — эффективный инструмент коллаборации, который позволил ДВФУ впервые за 3 года закрыть КЦП по направлению «Биотехнологии». В рамках программы «Приоритет 2030» университетом поставлена задача, чтобы у каждой кафедры был индустриальный партнер. В совокупности это создает и условия, и понимание того, куда выпускается студент.

И.о.ректора МГТУ им.Н.Э.Баумана Михаил Гордин: «Один из наших девизов: «Образование через практику». Это те самые компетенции и практика, которым учит университет».
1. И вместе, и по отдельности. Важно формировать программы совместно с работодателем, но аде-то важно сохранять автономию, развивая собственные программы и компетенции без привязки к работодателю и предлагая что-то новое.
2. Ответственность инженера. Один из главных soft skills инженера — умение отвечать за свой продукт, за его качество, быть готовым к критике и возможности доработать его.
3. Без прошлого нет будущего. Актуальные перспективные направления корнями уходят в научные наработки прошлого периода. Космос — та область, которая будет развиваться. Микроэлектроника — перспективное направление, был растрачен научно-технологический задел еще советских времен, сейчас государство вкладывается в эту область, для получения результатов потребуется 10 лет.

Первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по экономической политике Денис Кравченко: «Почему мы не удерживаем кадры? Инженеры и специалисты мирового уровня, которые до сегодняшнего дня решали важнейшие задачи, — почему мы их упускаем?»
1. Мотивировать и сохранять. Уход компаний с российского рынка провоцирует и отток кадров. Речь идет о специалистах высокого уровня. Их отток — растрата кадрового потенциала страны. Для них необходимо создавать соответствующие условия и мотивировать остаться.
2. Межведомственная интеграция. Требуется надотраслевая и надведомственная координация для социально-экономического и научно-технологического развития.

Заместитель председателя Правительства Камчатского края Александра Лебедева: «С управленческой точки зрения мы всегда двигаемся в парадигме противоречия — реализуя мегапроекты с заделом 30-40 лет, мы должны придерживаться политики малых шагов по тому, как мы к этому результату приближаемся».
1. Шпагат с опорой на локальные кадры. Запрос на приток кадров формирует оборотную сторону — как интегрировать тех, кто приезжает.
2. Качества, которые помогают стать «своим среди чужих»: длинная воля, умение устанавливать свои правила в тех вопросах, которыми никто никогда не занимался прежде, иметь смелость говорить то, что считаешь правильным, смирение и постоянная работа над собой, умение понимать, где кончаются твои возможности и появляется необходимость запросить помощь, вера в то, что завтра я буду лучше, чем сегодня.
Редакция "Научно– образовательной политики" поздравляет нашего партнёра и друга Дмитрия Глушко @DmitriiGlushko с утверждением в должности ректора Мордовского государственного университета имени Н.П Огарёва.

В России есть "ио" ректора, чьи компетенции вызывают вопросы, а есть и ректоры, работающие хуже иных "ио".

Дмитрий с первого дня стал работать как хороший ректор.

https://news.1rj.ru/str/minobrnaukiofficial/3170
Доктрина мягкой силы

Мягкая сила в современной мировой политике – ключевой компонент внешней политики государства. Восприятие той или иной страны в масштабе иностранных элит и народов может оказаться важнее военной силы и финансовых обстоятельств.

С 5 сентября 2022 года у России есть отдельный доктринальный документ по мягкой силе: «Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом».

Основная ценность – это человек и человеческий капитал в его приложении к культурно-гуманитарной сфере. Затрагиваемые измерения международных отношений: культура, наука, образование, спорт, туризм. Примечательно, что в подобной трактовке наука – которая должна внутри страны стать производительной силой – на внешнем контуре представляет собой часть более обширной российской культуры.

Персонально поименованы следующие выдающиеся деятели: Толстой, Достоевский, Чайковский, Шостакович, Менделеев и Курчатов.

Базой развития российского общества являются духовно-нравственные ценности. Ключевой из них в Концепции определен «общинный характер развития», который в т.ч. выражается в «стремлении как каждого человека, так и всего общества к социальной справедливости и реализации долгосрочных целей». Вообще российскому менталитету присущи «взаимопонимание, коллективизм, вера в добро и справедливость».

Целями гуманитарной политики РФ за рубежом являются «формирование и укрепление объективного восприятия нашей страны в мире, содействие пониманию исторического пути, роли и места России в мировой истории и культуре, расширение контактов между людьми».

Наука и образование занимают важные места в реализации Концепции. Среди задач: популяризация достижений, повышение конкурентоспособности, развитие международного и молодежного сотрудничества. Предлагаемые меры логичны (и в основном про образование): инфопродвижение, развитие в форматах ЮНЕСКО, экспорт образования, подготовка педагогов для других стран, открытие отделений по России в уже аккредитованных зарубежных образовательных организациях, развитие механизма «двух дипломов», грантов и программ стажировки. Выделено взаимодействие с выпускниками российских вузов в иностранных государствах.

Примечательны некоторые другие концепции и планы: например, подтверждена субъектность Русского мира, а также продвижению должны подвергнуться преимущества «федеративного устройства Российского государства». Отдельно интересно устойчивое использование понятия «Российское государство».

Принципами гумполитики являются: основа в единстве системы конституционных ценностей, равноправное партнерство, невмешательство во внутренние дела, готовность к диалогу.

Один из главных блоков посвящен работе по формированию объективного (т.е. позитивного) восприятия России. Для этого должны быть учтены 9 аспектов, среди которых: «позитивные общепринятые культурные коды, ассоциирующиеся с Россией»; наиболее значимые достижения науки и техники; высокое качество российского образования, его открытость и доступность.

Второй важнейший сюжет – поддержка, защита и продвижение русского языка. Именно в этом разделе зафиксирована важность «новых медиа» (соцсети, мессенджеры и блоги).

Отдельно зафиксированы следующие аспекты: работа с «Русским миром», «дипломатия наследия», защита исторической правды, цифровая дипломатия и т.п. Среди региональных векторов выделение «славянского вектора», а также восприятие центральной и восточной Европы как пространства культурной экспансии России.

Красной нитью через всю Концепцию проходит «гуманитарный альтерглобализм»: взаимное уважение суверенитета, традиций и ценностей, продвижение глобальных гуманитарных проектов (волонтерство и т.п.), оказание гуманитарной помощи.

Глобальная миссия России определена так: «Российское государство за рубежом все больше воспринимается как хранитель и защитник традиционных духовно-нравственных ценностей, духовного наследия мировой цивилизации (приоритет духовного над материальным, защита прав и свобод человека, семья, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие)».

Текст Указа.
Восточный полигон идей (1/3)

«Высшее образование — институт, который критикуют 1000 лет после того, как оно появилось в Европе. Без него не могут, как без суда и без церкви. 3 вопроса:
- Каковы ожидания от высшей школы? Какие там проблемы?
- Как мы понимаем высшее образование? Какую модель мы имеем в виду, когда говорим слово «Университет»? Корпорация? Крупная интеллектуальная компания? Образовательная фабрика? — это приводит к разному типу финансирования
- Что делать?
Эти вопросы надо закладывать в систему изменений высшего образования в нашей стране
».
— Именно так на Восточном экономическом форуме сформулировал тему для обсуждения применительно к Дальнему Востоку модератор сессии «Высшее на Востоке: новое качество образования» Андрей Волков, научный руководитель программы поддержки университетов «Приоритет-2030».

Полгон для новых идей

Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков отмечает, что образование всех ступеней — крайне важная тема для Дальнего Востока. «Мы не можем говорить в отрыве о том, каких мы готовим студентов, не думая о том, какие приходят к нам абитуриенты. Идет серьезная борьба за сохранение и привлечение талантов. Из-за демографических и миграционных факторов количество студентов сократилось. Дальневосточному образованию надо повышать качество, выигрывать конкуренцию за лучших студентов и преподавателей», — считает Алексей Чекунков.

1. Статистика. Данные цифр показывают, что 9 из 11 регионов Дальнего Востока находится в последней трети рейтинга качества школьного образования, что, в свою очередь, ставит вопрос о качестве абитуриентов дальневосточных вузов. По математике доля участников, не преодолевших минимальный порог по баллам, увеличилась более чем в 2 раза. Средний балл снизился и остается на низком уровне. Доля учителей пенсионного возраста составляет почти треть от общего корпуса, молодых учителей — четверть. Средний проходной балл ЕГЭ на Дальнем Востоке — 49,5, по России — 60. Многие уезжают за пределы региона, а иногда и России при выборе высшего образования.

2. Геостратегические преимущества. Близость АТР — важнейший фактор построения перспективной карьеры в текущей геополитической обстановке для стратегически мыслящих абитуриентов и их родителей. Причем перспективы профессиональной траектории имеют множество векторов — судостроение, химия, авиастроение и другие. Доступность образования при этом повышается — растет количество бюджетных мест.

3. Смелые идеи. Нестандартные условия требуют нестандартных решений. «Мы готовы предлагать на площадке Правительства экспериментальные подходы. В образовании поступать, как в экономике — использовать Дальний Восток как полигон для новых идей и новых подходов. Только таким образом, ломая стереотипы», — отмечает министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В этом направлении первым шагом стал Дальневосточный трек программы «Приоритет 2030», направленный на повышение качества образования на Дальнем Востоке. Старт программе был дан на ВЭФ 2022.

Такой смелый подход в апробации новых идей на территории региона — непростой политический шаг, с точки зрения рисков и результата. Однако масштабные изменения возможны только в горизонте 10-15 лет. «Вся совокупность больших изменений небыстро, но подталкивает ректорское сообщество либо спрятаться, либо сделать шаг навстречу», — подчеркивает Андрей Волков. И в этом смысле смелость Дальнего Востока может стать флагманом позитивных изменений всей системы высшего образования. «Надо набраться терпения, иметь длинную волю и не требовать результатов по итогам 1-2 лет. Изменения долго формируются и неочевидным образом себя проявляют», — отмечает министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Подробнее: https://forumvostok.ru/programme/business-programme/?search#82805
Восточный полигон идей (2/3)

Качество образования и 3 дефицита

Обобщая недостатки всей системы высшего образования, министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков выделяет 3 дефицита:

1. Модель управления — она достаточно архаичная сегодня. Это напрямую связано с командной работой. Здесь, если не менять ситуацию, результата не будет. Нужен пересмотр понятий лидерства и командной работы.

2. Яркие интересные идеи — каждый регион имеет свою специфику, при этом исходная ситуация на Дальнем Востоке кардинально отличаются от того, что есть в России — и по удаленности, и по менталитету. Это делает особой проблему оттока кадров. Дальневосточный трек программы «Приоритет 2030» как раз учитывает все эти уникальные особенности региона, которые отличают его от других.

3. Академическая мобильность студентов и преподавателей. Программы академической мобильности студентам Дальнего Востока должны дать возможность обучаться в лучших университетах, при этом оставаться после выпуска на Дальнем Востоке. Еще одна задача региона — привлечь с «большой земли» студентов на программы обучения, в том числе из столиц. Уникальные особенности дальневосточного региона делает его привлекательным для абитуриентов в горизонте 1-3 лет. Эти люди привнесут что-то новое, а часть свяжет свою жизнь с Дальним Востоком.

Важный элемент наращивания академической мобильности — создание особого типа инфраструктуры. Эту задачу решает программа студенческих кампусов. Валерий Фальков отмечает, что, создавая условия для мобильности, надо понимать, куда размещать — возникает большой запрос на новую инфраструктуру. По этой причине -идея кампусов неразрывно связана с программой «Приоритет 2030» — ректор и его команда должны эффективно менять базовые процессы. В совокупности обе программы представляют из себя неразрывную часть развития университетов.

По мнению Владимира Солодова, губернатора Камчатского края, «главная проблема высшего образования на Дальнем Востоке — нам хочется, чтобы это была экосистема, а сейчас это зоопарк». «В экосистеме взаимосвязанные элементы развиваются в устойчивом состоянии. В зоопарке звери сидят по клеткам в ожидании, пока их покормят, не взаимодействуя друг с другом. Сейчас есть оторванность регионов, университетов, бизнеса — некая атомизация. Ответ — академическая мобильность и более гибкие программы», — комментирует Владимир Солодов.

Второй тезис губернатора Камчатки — высшее образование на Дальнем Востоке низкого качества, поэтому недостаточно привлекательное. По мнению Владимира Солодова, важной частью привлекательности является узнаваемость школы, поэтому региону нужны свои печати качества. В то время как Дмитрий Конов, член совета Российского союза химиков убежден, что «печать» иногда это «клеймо», которое играет против.

Владимир Солодов считает, что на Дальнем Востоке должна быть собственная стратегия развития академической мобильности, которая будет включать в том числе флагманские программы мирового уровня на Камчатке и сетевые программы. От него же прозвучала несколько иная трактовка программы «2+2+2» — свой университет, чужой университет и обучение в связке с работодателем. Это станет хорошем обогащением качества дальневосточного образования.

Тема взаимодействия университетов с индустриальными партнерами стоит в регионе достаточно остро в регионе. И.о.ректора ДВФУ Борис Коробец выделяет проблему доверия между студентами, университетами и бизнесом. «Одна из важных задач — максимально интегрировать бизнес-индустрию в само тело университета для правильной постановки задач», — отмечает Борис Коробец. Сегодня эта проблема в университете решается через инструмент ПИШ. Как рассказала Людмила Текутьева, генеральный директор ООО «Арника», компания вместе с ДВФУ вышла на ПИШ по биотехнологиям, биоинженерии пищевых систем. Таким образом, стабильно сохраняется акцент на том, чтобы университеты делали ставку на бизнес.
Восточный полигон идей (3/3)

Регионы — стейкхолдеры развития вузов

«Любое изменение университета — не локальная задача университета, это региональная задача, поэтому успехи университета — это успехи губернатора», — отметил Валерий Фальков.

Главными стейкхолдерами развития университетов выступают регионы, убежден Владимир Солодов. Для таких университетов, как Камчатский, университет является частью развития территорий, делает город более привлекательным, реализуя тем самым Третью миссию, которая находится на Дальнем Востоке в дефиците.

При этом ДВФУ играет важную роль как точка концентрации — один суперсильный вуз региона увеличивает вероятность возвращения после учебы на малую родину. Соседи по региону рассматривают его как точку опоры и основу развития всей системы высшего образования на Дальнем Востоке.

«Без новых подходов к развитию высшего образования на Дальнем Востоке в целом о стратегическом развитии Дальнего Востока говорить достаточно трудно. Главы регионов — те, кто больше всех должны быть заинтересованы в этом как выгодоприобретатели учреждений высшего образования. СВФУ для нас градообразуещее предприятие, регионообразуещее. Развитие Якутии невозможно без развития СВФУ, — подчеркивает Айсен Николаев, глава Республики Саха (Якутия). — Межвузовский кампус — новый центр столицы республики. Это показывает наше отношение к развитию университета».

Дополняя слова своего коллеги, Михаил Дегтярев, губернатор Хабаровского края, отмечает, что подходы к развитию высшего образования в последние годы полностью изменились и отвечают вызовам во многом благодаря позиции министр науки и высшего образования РФ Валерия Фалькова и вице-премьера Дмитрия Чернышенко.

«Мы вышли на удивительную по своей глубине заявку по созданию межвузовского кампуса. Мы исходим из того, что не надо никого удерживать, надо, чтобы к нам приезжали. В наших 16 вузах учатся студенты из 42 регионов и 22 стран мира, 5 научных институтов РАН. Наша заявка оформлена осознанно как региональная», — рассказывает Михаил Дегтярев.

Правительство Хабаровского края планирует выступить главным координатором и оператором кампуса. По прогнозам, реализация проекта даст к 2030 году прирост из числа российских студентов на 20% и на 15% — из иностранных.

Приток новых управленцев, ученых, студентов на Дальний Восток позволит изменить качество жизни в регионе. С этим связаны основные ожидания региональных властей. При этом, как отмечает Дмитрий Конов из практики Сибур, вузы не всегда влияют на качество жизни. Часто на чаще весов оказываются отсутствие качественного высшего образования, низкое качество жизни и рациональный расчет против больших возможностей получить социальный лифт, что говорит о том, что изменения такого рода не могут решаться исключительно на уровне вуза, они решаются на уровне общества и различных отраслей планирования политики.
Кремлёвская прачка @kremlinprachka:

Мы много повидали разных кадровых резервов, но чтобы будущих губернаторов готовили со студенческой скамьи, как это делают на Дальнем Востоке, мы видим впервые.

Авторство этой передовой практики принадлежит внутриполитическому блоку полпредства президента РФ в ДФО. На полях ВЭФ организована «Школа молодого губернатора». Беседу со студенческой аудиторией ведут действующие главы регионов, эксперты АНО «Диалог» и представители Администрации Президента.


Уважаемые коллеги, спасибо за внимание к «Школе молодого губернатора»!

«Школу молодого губернатора»
придумали, организовали и провели мы, ваши коллеги из
«Научно–образовательной политики
».

Первая наша школа прошла на ПМЭФ, а вторая–сегодня на ВЭФ.

А упомянутый вами уважаемый замполпреда по ДФО Григорий Куранов, действительно, сегодня был великолепен. Договорились с ним уже очень скоро начать совместную подготовку деловой программы одного из наших НОП-форумов.

https://news.1rj.ru/str/kremlinprachka/20886
Forwarded from ДИАЛОГ
Опыт работы губернаторов в соцсетях

Качественный пример работы по стандарту «Диалога» — соцсети губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева. Он активно развивает свои аккаунты во «ВКонтакте», «Одноклассниках» и в Telegram.

«Мы боремся за внимание аудитории и продвигаем свой край. В XXI веке все сидят в интернете, и даже эпатажные заявления губернатора могут быть сделаны специально, чтобы помочь обратить внимание жителей на нашу работу», – добавил Дегтярев.

Своим опытом цифровой коммуникации с гражданами также поделился заместитель полномочного представителя президента РФ в ДФО Григорий Куранов.

«На сегодня мы видим ощутимые сдвиги в работе власти в интернете. В течение двух лет я и сам учился работать в Сети: смотрел, пытался понять, где используют передергивание, где — подмену понятий. Со временем освоил комментарийное поле, и сейчас, когда я вижу, что базовые ценности пользователей совпадают с моими, я никогда не жалею своего времени на то, чтобы оказать им свою поддержку», — отметил Куранов.