НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Диалог на Волге

В Волгограде прошел Международный форум общественной дипломатии «Диалог на Волге: мир и взаимопонимание в XXI веке», собрав представителей регионов России, Беларуси, Ирана, Казахстана, Турции, ОАЭ, Египта, Иордании, ДНР.

Организатором одной из площадок выступил Волгоградский государственный университет. Алла Калинина, ректор Волгоградского государственного университета, по итогам форума специально для Научно-образовательной политики:

Одна из тем форума – развитие международного транспортного коридора «Север – Юг». Волгоградская область является важной частью этого транспортного коридора, в Волгоградском государственном университете в 2021 году создан научно-образовательный центр изучения Каспийского региона, в сферу задач которого как раз входит информационно-аналитическое сопровождение реализации проектов международного транспортного коридора «Север-Юг».

Взаимодействие в сфере совместных научно-исследовательских проектов, международного сотрудничества и социокультурных инициатив мы обсудили на встрече с
Чрезвычайным и Полномочным Послом Исламской Республики Иран в Российской Федерации Джалали Каземом.

В рамках форума в Волгоградском госуниверситете мы провели круглый стол «Молодёжная дипломатия в контексте восточного вектора развития научно-образовательного сотрудничества».

Волгоград является местом диалога западной и восточной цивилизаций, кросс-культурного взаимодействия. Восточный вектор занимает важное место среди исследований ученых университета. Несколько лет обсуждения проблем народной дипломатии со странами Ближнего и Среднего Востока, а также Центральной Азии дали первые результаты.

Определился круг традиционных участников этих встреч в лице дипломатов, журналистов, ученых Казахстана, Китая, Ирана, Турции. Сегодня к ним присоединились партнёры из Иордании. С каждым годом дискуссии о восточном векторе народной дипломатии становятся всё содержательнее и глубже.

Впервые с российской стороны в них участвовали выпускники ВолГУ направления подготовки «Зарубежное регионоведение», защитившие диссертации и ставшие сотрудниками ведущих московских вузов и исследовательских центров. Свободное владение английским языком показали преподаватели и нынешние студенты университета – регионоведы и международники.

Всё это создаёт реальные предпосылки того, что Восточный вектор сотрудничества станет постоянным фактором учебного процесса, научных исследований и экономических и культурных связей ведущего вуза области.
Мораторий + 1 год

Постановлением правительства продлен мораторий на размещение статей в научных журналах из Web of Science и Scopus. Аналогичные меры распространяются и на участие в международных конференциях. Новый ориентир – 31 декабря 2023 года.

Напомним, мораторий означает, что публикации в журналах, индексированных в этих базах данных, не могут быть включены в качестве требований по грантам, субсидиям, госзаданию и иным механизмам поддержки исследований и разработок.

В то же время учет подобных публикаций (и конференций) возможен – никаких запретов на статьи в иностранных журналах нет. Кроме того, ряд российских изданий индексируется в WoS и Scopus. Вместе с тем некоторые иностранные журналы заняли русофобскую позицию, отказывая российским авторам в публикациях. Эти сложности и стали причиной введения моратория на первом этапе.

Замену показателям по публикационной активности, связанной с иностранными базами данных, должна продемонстрировать отечественная суверенная система оценки науки (НСО РНИР), которую продолжают активно разрабатывать. Ее основой должен стать «белый список» изданий, разбитый на три эшелона. Именно после его создания можно будет говорить о выработке полноценной замены WoS и Scopus.

Текст Постановления Правительства.
🤖 Робот Макс ответил на 1 млн вопросов о частичной мобилизации

Цифровой ассистент портала Госуслуг Робот Макс отвечает на вопросы граждан о частичной мобилизации. С 21 сентября робот уже ответил на 1 миллион вопросов по этой теме.

Макс – цифровой помощник Госуслуг, он появился на портале в ноябре 2021 года. Робот Макс дополняет традиционный поиск и отвечает в онлайн-режиме на вопросы пользователей.

Какие вопросы о мобилизации чаще всего задавали Роботу Максу
🔹 Кого могут мобилизовать
🔹 Освобождение от призыва
🔹 Возрастные ограничения

Также почти 4 тыс. запросов поступило по теме, как добровольно записаться в армию.

В ближайшее время на портале Госуслуг будет запущен специальный сервис, с помощью которого специалисты ИТ и связи, соответствующие требованиям, смогут подать заявление о непривлечении к мобилизации.
Помогать отвечать на вопросы по заполнению заявления также будет цифровой помощник Робот Макс.

@mintsifry
Школьная стандартизация – предметы и учебники

Президент Владимир Путин 24 сентября подписал федеральный закон №371. Он вводит новый формат в преподавании ряда школьных дисциплин, а также более жестко регламентирует вопросы издания учебников.

Вводится понятие федеральной основной общеобразовательной программы. Это полный комплект учебно-методической документации, которая задает единый уровень требований. Школы могут напрямую применять ФООП либо же разрабатывать собственные программы, но уровень требований их не может быть ниже, чем в ФООП.

Выделены предметы, по которым образовательные организации обязаны использовать федеральные основные образовательные программы. Для младшей школы – это «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Для средней и старшей – Русский язык, Литература, История, Обществознание, География и ОБЖ.

Примечателен пункт 6-bis, вносимый в статью 12 ФЗ «Об образовании» согласно которому школы вправе перераспределить часы, отведенные на предметы, по которым не проводится государственная итоговая аттестация. Сделать это возможно в пользу углубленного изучения иных дисциплин, а также профильное обучение.

Разрабатывать и утверждать ФООП будет Минпросвещения. Подобный переход от рамочного формата требований к их исчерпывающему изложению вызван необходимостью более четко отслеживать содержание информации, которую доносят учителя до учеников, а также усилить воспитательные и патриотические компоненты работы школ.

Второй блок изменений касается учебников. Для начала – учебники теперь не могут существовать в отрыве от учебных пособий, они идут в комплекте.

Возникает новый референтный документ по содержанию – не только ФГОС, но и ФООП.

Все вопросы по формированию, ведению и обновлению федерального перечня учебников закреплены за Минпросвещения.

Ключевые перемены в самой логике создания и издания учебников и разработанных в комплекте с ними учебных пособий. Теперь будет формироваться госзаказ на разработку учебников. Минпросвещения выступает оператором этого процесса и с финансовой, и с содержательной точки зрения. Поскольку учебники будут создаваться за бюджетный счет, то и авторские права отойдут государству.

Эти изменения отражают объективный процесс трансформации рынка учебной литературы. Идет дрейф к сокращению количества линеек – в идеале до одной – по предметам. Кроме того, основную часть рынка издания учебников контролирует единственный игрок – издательство «Просвещение». В этих условиях логично стремление государства более плотно контролировать не только содержание, но и финансовые составляющие издательских процессов.

Оба блока изменений, как сообщает один из соавторов закона глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова @gumerova, направлены на формирование единого образовательного пространства в масштабах всей страны. Это должно обеспечить бесшовный переход ребенка из школы в школу.

Ясно видны и иные задачи, которые решают данные трансформации – усиление контроля за содержанием дисциплин и учебников по самым чувствительным с точки зрения воспитания и патриотического просвещения предметам школьной программы.

В необходимой мере изменения коснутся и системы СПО. Однако, лишь общеобразовательных предметов. Но их, судя по движению по вектору «Профессионалитета», будет в образовательных программах все меньше и меньше.

Различные блоки изменений будут вступать в силу постепенно – вплоть до сентября 2023 года. У школ и издателей учебников будет время подготовиться к трансформациям.

После появления законопроекта возникли дискуссии о том, будет ли подобная схема применена к обязательным предметам в университетах – в числе которых История, Русский язык, Философия и пр. Однозначно ясно то, что новый расширенный модуль по истории будет внедряться по единым методическим канонам, а значит – можно ожидать и единую программу, и однозначную линейку учебников «первого выбора».

Подробнее: текст ФЗ.
⚡️Источник НОП в АП сообщает, что вопросы призыва в рамках мобилизации по категориям, не вошедшим в указ Президента РФ, в последние дни активно обсуждаются и прорабатываются в диалоге с Минобороны, Минобрнауки, комитетами Государственной Думы.

Имеется осторожный прогноз включения в ближайшие дни в список лиц, имеющих отсрочку от мобилизации, студентов негосударственных вузов и аспирантов.

Вместе с тем, знаем, что по другим категориям лиц также ведутся консультации ( в т.ч. ординаторы, ассистенты-стажёры и лица с учёной степенью), но тут пока воздержимся от прогнозов.
⚡️ Максут Шадаев: «Вопрос по поводу отсрочки для учителей информатики и специалистов в вузах проработаем с Минпросвещения и Минобрнауки».

@mintsifry
Главный язык Европы

Вчера был Европейский день языков — праздник, провозглашённый Советом Европы и поддержанный Европейским союзом.
Основная цель дня — поощрение изучения и освоение различных языков как в школах, так и вне их на протяжении всей жизни человека.

Самым распространённым языком Европы (по числу носителей как родного) является русский язык как географически, так и территориально: более 105 млн проживают в европейской части России, от 15 до 40 млн носителей русского, включая двуязычных, насчитывается на Украине, от 6 до 10 млн в Белоруссии. В целом русский считают родным более 150 миллионов европейцев.

Далее с большим отрывом следует немецкий язык — около 95 миллионов, французский язык — 66 миллионов, английский язык — 63 миллиона, итальянский язык — 60 миллионов, испанский и польский языки — примерно по 40 млн носителей и украинский язык — около 25-30 млн носителей.

В последние годы языковая картина Европы существенно изменилась. В Москве как крупнейшем мегаполисе Европы вы часто встретите голоса почти всех стран СНГ, многие немцы говорят на турецком, французы на арабском и т.д.

Стоит отметить, что на русском языке хорошо говорят граждане многих европейских держав, а в ряде стран ЕС и в наши дни самые престижные государственные школы – так называемые "русские школы", названные зачастую в честь наших великих соотечественников (Пушкин, Гагарин и т.д.).

Неудобный факт для уважаемых отечественных служб, ответственных за сохранение и укрепление русского языка за рубежом (в т.ч. в Европе) , состоит в том, что наш великий и могучий сохраняется и развивается в основном не благодаря, а вопреки.

Возможные возражения из серии "ну там же недружественные страны, они выгоняют наших дипломатов" не выдерживают критики. Сохраниться и жить русскому языку за рубежом позволяют и помогают не дипломаты, а обычные люди – русофилы, которые продолжают уважать Достоевского и Толстого независимо от градуса мировой политической повестки.
Forwarded from НОП.РЕКТОРЫ
Вузам

Многие вузы столкнулись с трудностями формирования информационного сопровождения и консультирования по вопросам частичной мобилизации. Не у всех созданы косультационные и психологические службы, на начальной стадии развития находятся ситуационные центры, а медиаслужбы мало времени уделяют вопросам мобилизации.

Если в вашем вузе уже успешно реализуется информирование учащихся и сотрудников и вы хотите поделиться опытом с коллегами из других вузов — пишите нам @SciEduPol_bot.

Кроме публикации в НОП, лучшие ваши практики мы представим в Комитет Государственной Думы по молодёжной политике и коллегам в Минобрнауки России.
⚡️⚡️Президент РАН Геннадий Красников: "Российская академия наук готовит обращение к Минобрнауки и Министерству обороны РФ об освобождении от мобилизации аспирантов, кандидатов и докторов наук".
📑 Список специальностей, подходящих под критерии освобождения от мобилизации для специалистов ИТ и связи

Уточнили, какое образование имеют профильные специалисты в ИТ-компаниях и операторах связи. Перечень составлен на основе предложений отраслевых ассоциаций и системообразующих компаний и в целом комплексно отражает структуру их занятости. ИТ и связь развиваются стремительными темпами, поэтому многие в отрасль приходят из смежных специальностей.

Цифровые сервисы проникают во все значимые сферы жизни и отрасли экономики, поэтому зачастую разработка для них ИТ-решений невозможна без привлечения отраслевых специалистов. Это особенно актуально с учетом поставленной Президентом задачи обеспечить цифровую зрелость ключевых отраслей экономики и социальной сферы на основе отечественных разработок. Хотим напомнить, что успешное развитие высокотехнологичных компаний невозможно и без квалифицированных управленческих кадров.

🔹 Специальности в ИТ-отрасли и связи.

В перечень вошли специальности, которые были утверждены приказами Минобрнауки в 2013 году (актуальные), и специальности, по которым обучались раньше. Между ними в Приложении 2 к Приказу Минцифры установлено соответствие. При заполнении заявлении на Госуслугах надо найти наименование своей специальности (как в дипломе) в таблице и по ней найти ее актуальное наименование, которое требуется указать в заявлении.

Не забываем, что наличие соответствующей специальности и трудоустройство в аккредитованной ИТ-организации или в операторе связи само по себе не дает права на освобождение от призыва. Необходимо также выполнять критически важные функции.

Все критерии для непривлечения к мобилизации указаны здесь.

🔹Что делать, если повестку уже получил:

👉 сотрудник ИТ-компании
👉 сотрудник телеком-компании
👉 сотрудник СМИ

@mintsifry
Слои прорыва – микроэлектроника

Совершенно неслучайно эфир «Картины мира» про нано- и микроэлектронику был запланирован на первое воскресенье после выборов президента РАН. И хотя в подводки коррективы не вносились – все равно разговор Михаила Ковальчука с Геннадием Красниковым приобрел дополнительный флер долгожданного диалога Курчатовский институт – Академия наук.

Микроэлектроника, как признали собеседники в самом начале – это сквозная и вытягивающая технология и для технологического, и для цифрового прорыва. В региональном измерении всю программу звучал Зеленоград – как образец наукограда и отработанного взаимодействия наука – производство.

Стоит напомнить, что в Зеленограде создается центр Московской технологической долины. Его ядром станет синхротрон, который после расконсервации было решено не везти на остров Русский, а развернуть в Зеленограде – как раз на нужны физики твердого тела и микроэлектроники. Кстати, ДВФУ и экосистема острова Русский в накладе не осталась – им отправились изученные вдоль и поперек модули с синхротрона КИСИ-Курчатов, которые высвободились после его модернизации.

В Зеленограде детально отработано взаимодействие в треугольнике «образование (МИЭТ) – наука (целое созвездие НИИ) – производство (в основном завод Микрон). Именно на базе Зеленограда и МТД будут пытаться заново пересобрать российскую «кремниевую долину».

С точки зрения научно-технологической политики, кейс Зеленограда особенно важен для связки Михаил Ковальчук – Сергей Собянин. У Москвы – как и у любой иной столицы великой научной державы – есть проблема: в ней расположены лидеры – но это федеральные институты. Не то чтобы была особая нужда делить науку на московскую и федеральную, но амбиции у российской столицы безусловно есть.

В этой связи особенно важны два проекта. Первый – особая экономическая зона Технополис «Москва». Именно здесь расположено много производителей микроэлектронных компонентов и конечных изделий. Вторая – как раз Московская технологическая долина в Зеленограде, которая выстраивается вокруг синхротрона.

В настоящее время разворачивается стратегия развития микроэлектронной промышленности. Геннадий Красников выделил 2 основных направления:
1. Достижение технологической независимости страны в ключевых сферах – банки, навигация, медицина и т.п.
2. Завоевание мирового рынка через прорывные технологии.

Михаил Ковальчук, со своей стороны, обозначил две зоны применения российских наработок в области микроэлектроники:
1. Массовое потребление – чипы для смарт-карт, проездных и пр.
2. Спецприменение – чтобы летали Сарматы, новейшие самолеты, ездили Арматы и т.п.

Через лихие 90-е российскую микроэлектронику провел как раз гособоронзаказ, при котором предъявлялись повышенные требования по защищенности электронных компонентов. Теперь появляется возможность обратного переплескивания технологий и наработок на гражданку. В этой связи актуализируется роль ОПК как одного из локомотивов научно-технологического прорыва.

Михаил Ковальчук особенно подчеркнул системное значение микроэлектроники для развития цифровых процессов. Ведь микроэлектроника – это тот самый хард, без которого софт (ПО) и скиллс (подготовка кадров) не смогут полноценно закрутить тройную спираль digital-прорыва.

Президент Курчатовского института справедливо отмечает – у России есть свои наработки и собственные технологии, чтоб повторить опыт микроэлектронного рывка 1950-х гг. В нем особенно важную роль сыграли наука (в том числе, фундаментального уровня) и вузовская экосистема (подготовка кадров, интеграция в исследования и производство через базовые кафедры). Ключевым университетом для микроэлектронного прорыва логично назначен МИЭТ.

Микроэлектроника – это зона особенно пристального внимания и президента Владимира Путина, и премьер-министра Михаила Мишустина. С последним Михаил Ковальчук уже давно работает командно: разделены зоны влияния, определены пространства солидарной ответственности. Одним из основных как раз и стала микроэлектроника.

Подробнее: https://smotrim.ru/video/2483672
Мобилизация: вопрос-ответ

Если использовал отсрочку в период обучения в колледже, после прошёл срочную службу, сейчас обучаюсь в вузе на очной форме, подлежу ли я призыву по частичной мобилизации?

Статья 24 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 содержит условия, ограничивающие получение отсрочки для прохождения военной службы по призыву (в армии).

❗️ Призыв для службы в армии НЕ равно призыв по частичной мобилизации. Призыв по мобилизации регулируется ФЗ-31 «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации». Расширение перечня лиц, для которых предусмотрена отсрочка по мобилизации, может регулироваться Постановлениями Правительства и Указами Президента.

В рамках частичной мобилизации, объявленной Указом Президента № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» от 21.09.2022, п. 2 статьи 18 «Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации» ФЗ-31 был дополнен Указом Президента № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации» от 24.09.2022.

В соответствии с Указом отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые.

❗️Есть ограничения, связанные с повторным получением образования, формой его получения, статусом образовательного учреждения как государственного и аккредитацией программ, однако текст Указа НЕ содержит условий, которые касаются последовательности и непрерывности получаемого образования как основания для отказа в отсрочке для призыва по частичной мобилизации.

❗️Обращаем внимание, что Указ распространяется на следующие ступени образования: среднее профессиональное образование, бакалавриат, специалитет, магистратура. Хотя аспирантура, согласно буквы закона, тоже входит, на практике, из текста Указа этого не следует.