НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
АГУ + МГУ: вместе на Каспии

Россия омывается 12 морями, принадлежащим 3 океанам, и обладает одним уникальным, замкнутым, Каспийским морем. Каспий становится одним из опорных пунктов развития нового транспортного коридора «Север-Юг», а северные моря стали основой для новой концепции северного морского пути. В начале октября в Москве прошел Всероссийский морской конгресс, где лидеры отрасли в ходе профессиональной дискуссии работали над совместными решения для эффективного развития морской индустрии в новых макроэкономических условиях.

Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева и Центр морских исследований Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова подписали соглашение о сотрудничестве.
Церемония состоялась в рамках Всероссийского морского конгресса, который в эти дни проходит в Москве.

Алексей Титов, проректор по цифровизации, инновациям и приоритетным проектам Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищев, для «Научно-образовательной политики»:

Подписание соглашения направлено на подтверждение наших общих намерений в области долгосрочного сотрудничества по совершенствованию научно-образовательной инфраструктуры и кадрового потенциала для исследования Волго-Каспийского бассейна.

Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева – один из самых быстро развивающихся университетов Южного федерального округа, лидер Астраханского региона по инновационным технологиям и проектно-ориентированному подходу в обучении инженерным специальностям. В партнёрстве с Южным федеральным университетом и Севастопольским государственным университетом АГУ стал инициатором создания и развития южного хаба в области морской робототехники.

Партнёрство с Центром морских исследований МГУ, специализирующимся на проведении прикладных научных исследований и разработке технологий, направленных на рациональное освоение морских ресурсов, устойчивом развитии топливно-энергетического, транспортного и строительного морехозяйственного комплекса, экологическом мониторинге морской и прибрежной зоны, позволит нам организовать взаимовыгодное сотрудничество между сторонами в области обеспечения морской экспедиционной деятельности на Каспии, водах Волжско-Каспийского бассейна с использованием как традиционных научно-исследовательских судов, так и автономных морских надводных роботов.

Сейчас наша центральная задача – подготовить комплексный план исследований на Каспии и выйти на уровень Правительства Российской Федерации с инициативой о проведении в рамках Десятилетия науки и технологий в России Года Каспийского моря. Это позволит усилить все наши инициативы в Каспийском макрорегионе, поднять на новый научно-технологический уровень те задачи, которые сейчас решаются в партнёрстве с Прикаспийскими странами – Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном. И подписание соглашения с МГУ – это один из первых шагов в достижении данной цели.

Николай Шабалин, исполнительный директор Центра морских исследований МГУ им. Ломоносова, для «Научно-образовательной политики»:

Мы рады нашему будущему сотрудничеству с Астраханским государственным университетом имени В.Н. Татищева. Чтобы больше узнать об экологической обстановке в Каспийском море, мы планируем проводить экспедиции на научно-исследовательских судах, разрабатывать и тестировать цифровые сервисы, а также поддерживать и развивать такие морские образовательные проекты, как Каспийский плавучий университет. Всё это поможет нам создать комплексную многоступенчатую систему мониторинга, которая позволит наблюдать за природой региона и за антропогенной деятельностью в нём в реальном времени.
Частичная мобилизация: кейс Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения

29 сентября прошла встреча Юлии Антохиной, ректора Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, со студенческим активом. На встрече присутствовали представители Студенческого совета ГУАП и активисты профсоюзной организации, которые работают со студентами. Ребята смогли задать вопросы, которые их волнуют, и еще раз обсудить алгоритм действий при получении студентом повестки.

Юлия Антохина, ректор Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения:

«Я готова поделиться с вами информацией, как вести себя в период частичной мобилизации и построить разговор в диалоге. Самыми важными людьми в вузе являются студенты и преподаватели, поэтому администрация ГУАП делает все, чтобы вам было комфортно учиться, а преподавателям – делиться с вами знаниями!

Все мы знаем, что 21 сентября в России объявили частичную мобилизацию граждан. А уже 24 сентября Президент России Владимир Путин подписал указ, согласно которому отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется студентам, обучающимся по очной и очно-заочной формам обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования в государственных образовательных организациях, в научных организациях и получающим образование соответствующего уровня впервые.

Таким образом, студенты ГУАП, обучающиеся по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры, среднего профессионального образования, а также наши аспиранты не подлежат мобилизации, они защищены законом. Но бывают разные ситуации, поэтому каждый случай в университете мы рассматриваем индивидуально и очень просим своевременно доносить до нас ваши проблемы. Мы будем разбираться и поможем каждому нашему студенту».

Проректор по административной работе и безопасности ГУАП Игорь Павлов объяснил, что делать, если студенту пришла повестка. В таком случае ежедневно можно обратиться к нему лично, по телефону или по почте и получить консультацию. Также необходимо заказать справку об обучении в вузе, это можно сделать в личном кабинете студента и получить документ на следующий рабочий день. Со справкой и повесткой необходимо прийти в военкомат, эти документы подтвердят право на освобождение от мобилизации. Также администрация вуза советует носить с собой студенческий билет.

В ГУАП четко выстроена система информирования обучающихся о частичной мобилизации. Создан специальный чат, куда студенты могут написать, если им пришла повестка, обратиться за информационной или психологической помощью. Также происходит регулярное информирование в официальных социальных сетях, через диалоги, личное взаимодействие со старостами, председателями профбюро и студенческих советов, кураторами. На сайте университета создан раздел с самыми частыми вопросами и ответами на них, а также полезными контактами. Ежедневно работает психологическая служба: два психолога бесплатно консультируют студентов и оказывают им профессиональную помощь.
Крутой эфир. Давно нужно было заняться этим.

Спасибо. Накидала для себя дорожную карту по продвижению канала. Теперь стало понятно, как тут и что работает.

НОП-экспертное содержание. Часто берем вашу информацию, представляя ее достоверным источником.


Спасибо за такой полезный эфир.

Эфир огонь. Спасибо за инсайты.

Очень полезный прямой эфир👏👏👏 Спасибо Евгению🙏🏻Все четко и по делу😇

Встреча с авторами Telegram-каналов - полуфиналистами трека "Telegram" проекта ТопБЛОГ президентской платформы "Россия–страна возможностей" прошла "на ура".
Среди участников было немало авторов ТГ-каналов научно-образовательной тематики: сегодня разбирали кейсы НОП. Желаем коллегам удачи в финале!
Заявка на год Каспийского моря

2023 год в России может стать Годом Каспия.
Такое предложение внес ректор АГУ Константин Маркелов на II Каспийском экономическом форуме.

За последние годы Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева приобрёл статус крупного центра реализации передовых направлений образовательной, научной и молодёжной политики, точки соединения интересов высших учебных заведений Каспийского региона и Центральной Азии. На практической конференции мэров городов и муниципальных образований стран Каспийского региона в рамках Константин Маркелов озвучил ряд предложений по развитию каспийского направления на базе использования ресурсов АГУ.

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева:

Каспийская повестка неизменно остается центральной в работе и проектах АГУ, показатель этого – международный форум «Каспий: пути устойчивого развития», который стал крупнейшей площадкой для интеграции и диалога науки, власти, бизнеса и решения широкого комплекса проблем Каспийского региона в коллаборации университетов и научно-исследовательских институтов стран Прикаспия.

Уже в этом году соорганизаторами форума были правительство, академии наук, общественные и бизнес-структуры, в программный комитет вошли руководители НОП и РСВ.

Таким образом, с учетом достигнутых успехов, считаю необходимым придать форуму «Каспий: пути устойчивого развития» статус ежегодного международного каспийского мероприятия с участием бизнеса, университетского сообщества и академий наук стран Прикаспия.

Исходя из этого видится логичным и полезным рекомендовать государственным структурам стран Прикаспия с участием Ассоциации университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийских стран (Комиссии по науке, исследованиям и технологиям) разработать и утвердить проект создания Каспийской научно-технологической платформы, которая позволит учёным Прикаспия объединяться в международные научные коллективы по актуальным тематикам и проблемам региона.

Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева готов взять на себя координацию её деятельности.

https://tass.ru/obschestvo/15967909?ysclid=l8wlv70nch104220861
Остепененных по мобилизации считают

В научно-образовательной сфере частичная мобилизация породило множество разнонаправленных процессов. Одной из причин тому были недосказанности в отсрочках для студентов – и вот в День учителя президент Владимир Путин восстановил справедливость. Все очники и вечерники будут учиться, а не воевать.

Более нишевые вопросы – о профессорско-преподавательском составе университетов, о научных сотрудниках и в целом обо всех, кто занимается исследованиями и разработками.

Интуитивно вроде бы понятно, что мобилизовывать людей с научными заслугами, а тем более – работающих по профилю, это нерационально. Метафора с микроскопом и гвоздями тут актуальна как никогда.

В инфопространстве регулярно появляются различные «инсайды» и версии событий – почему до сих пор кандидаты и доктора наук не получили свои отсрочки. Кто-то списывает это на недостаток мотивации у ключевых акторов, иные говорят о внутренней грызне в тесном мирке научно-образовательных элит.

Мы же решили оценить – насколько трагичным для мобилизации стали бы отсрочки всем докторам и кандидатам наук. В этом нам поможет статистический сборник «Индикаторы науки – 2022», который издается под эгидой НИУ ВШЭ. Это самый новый выпуск, но данные в нем в основном приведены по 2020-му году. Впрочем, в интересующих нас показателях динамика перемен весьма слабая.

Всего в стране – 24 473 докторов и 74 649 кандидатов наук обоего пола. Мужчин – 17 731 доктор и 42 851 кандидат.

Возьмем возрастные группы до 49 лет. Хотя логичнее было бы до 39, но у военкоматов всегда есть простор для самодеятельности. Итак, у нас есть 2 010 докторов наук и 21 320 кандидатов. Предположим (а это очень вольная выйдет фантазия) что у всех них нет брони по ОПК, 4-х детей и прочих уважительных причин для отсрочки. И да, они все идеально здоровы, кто-то отслужил срочную, кто-то закончил военные кафедры, но все они обладают нужным ВУСом и требуемым опытом.

Если верить тиражируемым в СМИ и регулярно подтверждаемым в самых высших эшелонах данным, то мы имеем дело с мобилизацией лишь 1% от всех тех, кто находится в запасе. И для наших «остепененных» товарищей это будет 233 человека. В масштабах объявленных 300 000 мобилизуемых – это 0,07%.

Вряд ли мобилизация сорвется от того, что 233 кандидата или доктора наук не попадут под нее.

Много параллелей проводится между Великой Отечественной войной и Специальной военной операцией – но тогда у ученых бронь была. Другой ракурс: почему от призыва степень освобождает, а от мобилизации нет?

IT-специалисты, конечно, стране нужны, но что-то подсказывает, что общее количество забронированных айтишников уже в разы, если не на порядок превышает количество кандидатов и докторов наук до 49 лет.

Президент часто говорит, что тяга к справедливости является одной из ключевых духовно-нравственных ценностей нашего большого и многонационального русского (российского) народа. Кажется, что по-хозяйски рачительное распоряжение человеческим капиталом в условиях частичной мобилизации – прекрасное пространство для реализации идей справедливости на практике. Особенно на фоне стартовавшего Десятилетия науки и технологий.
Специальная гуманитарно-образовательная операция

Артём Васильев, ректор Университета «Синергия», предложил негосударственным образовательным организациям России предоставить бесплатное обучение детям военнослужащих, которые принимают участие в специальной военной операции на Украине и призваны по мобилизации.

Университет «Синергия», со своей стороны, уже выделил специальную квоту для детей участников СВО. 24 сентября 2022 года вышел Указ Президента РФ № 664 «О предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации», действие которого не распространялось на студентов частных образовательных организаций с государственной аккредитацией и на аспирантов.

Университет «Синергия» и Ассоциация негосударственного образования выступили с инициативами о внесении корректировок в Указ № 664.

Артём Васильев, ректор Университета «Синергия», для НОП:

«Наше решение обусловлено соображениями гуманности и принципами социальной ответственности. Мы добивались отсрочки для студентов частных образовательных учреждений, и нас услышали — в Указ Президента России были внесены корректировки. Мы выражаем признательность и благодарим за принятое решение. Данное решение демонстрирует готовность руководства нашей страны прислушиваться к мнению профессионального сообщества и напоминает о необходимости слаженной работы всех участников образовательного процесса для достижения общественно полезных целей. Следующим ответным шагом мы считаем необходимым призвать частные негосударственные образовательные учреждения предоставлять бесплатное обучение детям военнослужащих, которые принимают участие в специальной военной операции. Мы призываем их принять на себя социальную ответственность наравне с государственными вузами. Наша задача — поддержать семьи, чьи родные сегодня защищают суверенитет и независимость России».

Предложение поддержала Ассоциация негосударственного образования, в состав которой входят ведущие частные образовательные организации из России и стран ближнего зарубежья.

Мы надеемся, что негосударственные вузы последуют примеру Университета “Синергия” и возьмут на бесплатное обучение детей военнослужащих, участвующих в специальной военной операции, – заявила НОП Любовь Духанина, председатель Ассоциации негосударственного образования и председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования.

Сегодня в России насчитывается 325 частных образовательных организаций высшего образования (включая филиалы), в которых обучаются 175 245 студентов очной и очно-заочной форм обучения. Это примерно 30% от общего числа университетов в стране.

По словам ректора «Синергии», дети, у которых один из родителей принимает участие в СВО, могут бесплатно поступить в Университет «Синергия» на программы бакалавриата и специалитета с 2022 года. Дети из данной категории, которые уже учатся в «Синергии» на платной основе, получат скидку при оплате за обучение.

https://tass.ru/obschestvo/15971229
Куда ведет трансформация образования в медицинских вузах?

В сентябре Михаил Мурашко, министр здравоохранения РФ, выступал с открытой лекцией, приуроченной ко Всемирному дню безопасности пациентов, где отметил трансформацию современной медицины, куда входит важный принцип безопасности: «Принципы безопасности, которые необходимо соблюдать всегда и везде, сегодня интегрируются в систему здравоохранения. Это очень важно: в России в год фиксируется более 1 миллиарда визитов в поликлиники, более 44 миллионов вызовов скорой помощи, почти 30 миллионов госпитализаций. Цифровая трансформация здравоохранения – дорога к безопасности пациента»,- заявил Мурашко.

Над безопасностью в условиях трансформации должны работать высококвалифицированные медицинские кадры. «Кадры в здравоохранении – самый дорогой ресурс. Для того чтобы приобрести медицинское оборудование может потребоваться год, для строительства поликлиники понадобится 2-3 года, обучение медицинских работников подчас занимает десятилетие» - отметил министр здравоохранения Михаил Мурашко.

В Самарском государственном медицинском университете по инициативе руководства вуза состоялся первый проектный семинар «Образование в медицинских университетах: взгляд из будущего». Мероприятие открыло серию семинаров по трансформации образования в медицинских университетах, участвующих в федеральном программе «Приоритет 2030» и входящих в консорциумные отношения или являющиеся членами координируемого научно-образовательного медицинского кластера «Нижневолжский».

На тематических секциях участники семинара обсудили вопросы, связанные с трансформацией профильного образования: формирование образа будущего специалиста и критерии его востребованности в системе здравоохранения и индустриальном секторе, различные аспекты подготовки специалистов для межотраслевых секторов экономики, современные педагогические технологии, а также новые образовательные пространства медицинских и фармацевтических вузов для подготовки кадров в межотраслевых секторах. Предметом рабочих дискуссий стали и пути поиска оптимальных решений по этим направлениям, выработка организационных решений по трансформации, а также амбиции и идеи современного образования в медицинских университетах.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, профессор РАН, для «Научно-образовательной политики»:

Цифровые технологии и инженерные решения сегодня активно проникают в сектор здравоохранения. Однозначно, это положительная тенденция, так как дает дополнительные возможности для обоюдного развития. Каждый вуз по-своему решает эти задачи. СамГМУ выбрал путь дополнения классического медицинского образования новыми инженерными и технические компетенциями.

Пример тому - создание в вузе “цифровой кафедры”, которая в этом году набрала первых студентов. И нам важно не просто научить их пользоваться инновационными продуктами, но и мыслить по-новому, междисциплинарно, в векторе генерации новых идей. Таковы тенденции времени и основной запрос наших стейкхолдеров.

Вместе с тем возникают ситуации, когда технические кафедры университетов, даже при наличии собственных медицинских факультетов, обращаются в наш вуз с вопросами сотрудничества, поскольку внутри этих вузов не налажена система внутривузовской кооперации и наши компетенции значительно превосходят возможности этих кафедр. Это лишь некоторые из аспектов, которую важно обсуждать и находить пути решения.

Проведение проектных семинаров ставит себе задачу как раз рассмотрения этих и других спорных моментов для выработки механизмов трансформации медицинских вузов с целью проведения качественных преобразований. Эти решения позволят модернизировать классическое образование под требования нового времени, и подготовить специалистов нового формата, способных успешно учиться и работать на стыке нескольких дисциплин.
Мотивационная матрица

Современные условия организации образовательной инфраструктуры на уровне государства вынуждают вузы существовать в рамках конкурентной парадигмы, когда абитуриенты и студенты выступают как потребители образовательных услуг, требующие соответствующих подходов к обеспечению качества.

Университет как поставщик образовательных услуг должен отвечать меняющимся потребностям студентов, которые формируются в том числе через объективацию их мотивов к профессиональной деятельности в той или иной области. Потребности студентов определяют выбор учебного заведения и направления обучения.

Мотиваторы можно условно разделить на объективные и субъективные. Объективные – это желание быстро начать карьеру, получить качественное образование, обеспечить достойный заработок в будущем. Субъективные мотивы – советы друзей, желание родителей, географическое расположение, т.е. то, что не может быть связано с будущей карьерой, качеством образования и т.д.

Новосибирский государственный университет экономики и управления формирует мотивационные матрицы по укрупненным группам студентов уже с момента их поступления в университет. Метрики мотиваторов снимаются на первом курсе, когда студент, по сути, осознает будущую карьеру, основываясь только на своих собственных представлениях о профессиональной деятельности; а также на третьем курсе и на стадии выпуска, когда студенты уже обладают более четким пониманием сферы своей занятости.

Результаты исследований, проводимых в НГУЭУ, свидетельствуют о том, что на момент приема в вуз наиболее высокое значение имеют мотиваторы престижности учебного заведения (60%), перспективы трудоустройства (44%), высокое качество обучения и удобное месторасположение (43%). К моменту выпуска возрастает значение объективных мотивов – выбор вуза студенты связывают скорее с карьерой и заработком (более 71%), самореализацией (21%), а мотив престижа, наоборот, менее значим – только 13%.

Интересна также и динамика карьерных планов студентов. Если на первом курсе наиболее значительное количество студентов (46%) планировали начать свое дело, то на четвертом курсе таких ребят уже 26%. Это может быть связано с тем, что в процессе обучения студенты значительно переосмысляют свои предпринимательские качества.

В свою очередь, к четвертому курсу значительно возрастает доля студентов, планирующих работать в коммерческом секторе (41% против 17% на первом курсе) и в государственных структурах (28% против 10%). На первом курсе доля неопределившихся с планами на будущее составляет 27%, на момент выпуска – 5%.

Владимир Ромашин, проректор по внешним связям Новосибирского государственного университета экономики и управления, для «Научно-образовательной политики»:

Образовательная траектория студента строится именно в соответствии с меняющейся мотивационной матрицей: на начальных курсах вуз стремится как можно ближе познакомить учащихся с их будущей профессиональной сферой, чтобы выбор профиля обучения на втором курсе был как можно более объективным.

Для этого в вузе действует система внеучебных траекторий, позволяющая развить дополнительные профессиональные компетенции, кампусные курсы по развитию soft skills, а все первокурсники проходят тестирование надпрофессиональных компетенций. В результате студент получает индивидуальную траекторию развития, позволяющую учитывать его образовательные потребности и карьерные планы.