НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.9K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Вечный лицей

Сегодня – 19 октября – отмечается Всероссийский день лицеиста. Его логика восходит к Царскосельскому лицею и пушкинской лицейской тематике.

Сейчас тема «лицеизма» особенно актуальна потому как налицо:
1. трансфер в пост-Болонскую эру высшего образования;
2. интеграция по вектору школа – вуз;
3. индивидуальные образовательные траектории;
4. дискуссии об очно-элитарно и дистанционно-массовым.

В современной России «лицей» вернулся в 1990-е как особого рода образовательное учреждение – кто-то так называл «элитарные» школы и классы, чаще понимали эдакую надстройку университетского пространства внутрь школы. Лицеи (и их аналоги) стали выступать в качестве инструмента профориентации школьников, выявления одаренных, более быстрой интеграции в университетскую науку и т.п. Очень знакомые установки – ровно тем же самым занимается образовательная система и сейчас. Университетам нужны мотивированные студенты, школьникам – яркие перспективы, в среднее образование заходят и вузы, и «Сириус», и даже Российская академия наук.

К сожалению, у лицеев помимо кучи достоинств, связанные с селекцией студентов, была еще и гора недостатков – и даже не все описывалось в терминах коррупции. Речь шла о ступенчатой элитаризации образования, причем школьный уровень все более определял будущее в вузе. Лазейки все равно оставались, но в основной своей массе прием в вузы был очень непрозрачным. И как раз лицеи становились необходимой ступенью. Чаще всего лицеисты шли именно в свой вуз. Где-то они составляли «нулевую» волну, где-то – имели дополнительные баллы, где-то это было менее формализовано. Но это было именно поступление с явными льготами, возможностями особого контроля и т.п.

Добавим сюда расцвет рынка репититорских услуг – и мы получаем очень цельную экономическую модель. Студенты (а также их родители) получают гарантии (по прайсу). Университеты более подготовленных и мотивированных студентов. Репетиторы – работу, ну а кто-то в вузах и взятки, конечно. Столичные университеты забирали себе в основном своих же горожан, региональные – своих. И получалась парадоксальная ситуация – кого ни спроси, все были более-менее довольны. Система не была справедливой, но она была эффективной с точки зрения почти всех участников процесса. Кроме государства и талантливых небогатых ребят.

Именно эту замкнутую и огрызающуюся экономическую систему был призван разрушить Единый госэкзамен. И ему даже удалось. В частности – исчезла такая широкая надобность в «лицеях». Да, в них все еще уровень подготовки может быть выше (что далеко не факт), но ЕГЭ (а к нему готовят репетиторы) дает весьма широкие возможности не замыкаться на одном вузе.

Стала ли новая система более справедливой? Сказать сложно. Обычно апеллируют к количеству иногородних студентов, но это оказалось не самоцелью – теперь заговорили о необходимости подъема региональных вузов. А почему? Да просто система заработала так, как ее и настроили – в виде пылесоса талантов. Разве что без замыкания на регионах. Опять же – почти всем система ЕГЭ выгодна. Школьники могут поступить в теории почти куда угодно, стало больше иногородних в столичных вузах, университеты по идее получают подготовленных абитуриентов. И тут возникает проблема – с начала ЕГЭ начались разговоры о катастрофическом падении уровня школьной подготовки. Выяснилось, что ЕГЭ вообще-то должен служить интересам не школьного образования, а запросам университетов как драйверов развития регионов. Потому как ни для какой иной цели он не нужен. И его брат ОГЭ тоже нужен только для вектора «школа-вуз». Как и раньше лицей ради поступления в один единственный вуз.

И вот теперь вопрос – а есть ли «лицеи» в новой модели. Да, СУНЦы, традиционно сильные школы, есть предуниверсарии, развивается проект базовых школ РАН. И даже программы профессионалитета в какой-то мере мы можем считать «лицейскими», а особенно в перспективе интегрированного СПО+бакалавриата.
Депутат ГД РФ Ольга Занко запускает серию эфиров о благотворительности в эпоху мобилизации. Первый эфир будет посвящён законодательству о благотворительности в период спецоперации.

Ольга Занко, Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по развитию гражданского общества, для "Научно–образовательной политики":

С момента начала специальной военной операции ко мне часто обращаются представители некоммерческих организаций и просто неравнодушные граждане, которые формируют и отправляют гуманитарную помощь для мобилизованных, занимаются благотворительной деятельностью.

По этой теме накопилось много вопросов. Для этого и проведу эфиру с юристом.

Очень важно сейчас разобраться, как не попасть на мошенников, как отчитываться перед благотворителями за помощь, где и какую информацию можно публиковать, чтобы не нарушить закон и не раскрыть лишние данные.

После эфира с юристом будут и другие. Это целая серия эфиров: с психологом, представителями НКО, региональными властями, координирующими добровольческую помощь.

https://news.1rj.ru/str/o_zanko/1049
На 68-м году жизни умер академик РАН Валерий Рубаков, советский и российский физик-теоретик, специалист в области квантовой теории поля, физики элементарных частиц и космологии, основатель "Клуба 1-го июля".
Завтра, 20 октября, в 12:00, наши друзья из Института воспитания РАО @institut_vospitaniya организуют Всероссийский открытый урок, посвящённый 350-летию со Дня Рождения Петра I

Наталья Агре, директор Института воспитания РАО @nataliaagre, для "Научно-образовательной политики":

350 лет назад родился Человек, который всю свою жизнь проявлял интерес и открытость ко всему новому, демонстрировал трудолюбие, внимание к людям и любовь к Родине. Сегодня очень важно, чтобы каждый человек спрашивал с себя так же требовательно и строго, как и с других, ответственно относился к своей работе и с уважением к труду других, развивался сам и вносил вклад в развитие страны.

Открытый урок Института воспитания к 350-летию рождения одного из самых ярких руководителей нашей страны Петра 1, как и другие открытые уроки - это не только знания, но и значимый инструмент патриотического воспитания и исторического просвещения.

https://vk.com/video/@minprosvet?z=video-30558759_456243953%2Fclub30558759%2Fpl_-30558759_-2
Большой Саров: Чернышенко и Сергеев поднимают ставки НЦФМ

Обеспечение максимально быстрого и эффективного трансферта технологий в реальную экономику – эта тема стала ключевой на прошедшей встрече заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Чернышенко с научным руководителем Национального центра физики и математики (НЦФМ) Александром Сергеевым.

Напомним, Национальный центр физики и математики запущен в Сарове Нижегородской области по поручению Президента России Владимира Путина. Постановление о его создании было подписано председателем Правительства Михаилом Мишустиным.

На встрече обсудили реализацию научной программы и программы развития Национального центра физики и математики и работу филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Сарове для подготовки кадров для Центра.

Главными задачами центра является получение научных результатов мирового уровня, подготовка высококвалифицированных исследователей и укрепление научного потенциала страны, что особенно актуально в текущей ситуации.

Дмитрий Чернышенко:

«Центр должен внести весомый вклад в достижение технологического суверенитета и внедрение собственных инновационных разработок в реальный сектор экономики. Сейчас необходимо оперативно провести приоритизацию исследовательских задач и скорректировать научную программу, исходя из целей, обозначенных Президентом. Важно привлечеть к финансированию проектов центра государственные корпорации, крупные предприятия, чтобы обеспечить максимальный быстрый и эффективный трансферт разработанных Центром технологий в реальную экономику»

Александр Сергеев:

«Мы понимаем стратегическое значение создаваемого центра и готовы в тесном взаимодействии с Правительством, госкорпорациями и бизнесом работать над научно-технологическим развитием страны. Будем активно вовлекать в эту работу молодых ученых. По вашему поручению в кратчайшие сроки выполним корректировку научной программы и программы развития и вынесем их на утверждение Совета по развитию НЦФМ»

На встрече также обсудили развитие филиала МГУ им. М.В. Ломоносова в Сарове. В будущем он станет одним из ведущих центров подготовки высококвалифицированных и конкурентоспособных кадров в области физики и математики, способных формировать достойный ответ на современные технологические вызовы.

Судя по настрою и тезисам академика Сергеева, НЦФМ предстоит стать полноценным драйвером научно- технологического прорыва, чьи нацпроектные целевые показатели никто не отменял.

Редакция НОП предполагает, что в вопросе объединения потенциала госкорпораций вокруг задач НЦФМ Александр Сергеев получит полную подержку не только от Дмитрия Чернышенко, но и от всего внутриполитического блока Сергея Кириенко.
Forwarded from Журавлиные Vести (Денис Журавлев)
Аудиторно-исторические нюансы

Помощник президента Владимир Мединский @vr_medinskiy благодарит Минобрнауки @minobrnaukiofficial за
увеличение в 2 раза объема часов, отводимых на историю. Речь идет о формировании единого модуля по истории России для всех неисторических специальностей и направлений подготовки бакалавриата.

Инициировала процесс Межведомственная комиссия по историческому просвещению — а это главный (хотя и не столь публичный) орган формирования и проведения единой и цельной исторической политики. Ее председателем как раз и является Владимир Мединский.

Формулировка запроса к профильному ведомству выглядела следующим образом: «в объеме не менее 4 зачетных единиц».

Здесь скрываются некоторые нюансы. Важно соблюсти все три условия: 4 зачетные единицы, 144 академических часа. И при этом для очной формы обучения объем контактной аудиторной работы должен составлять не менее 80%.

Во ФГОСы Минобрнауки внесло формулировки «не менее 4 з.е.» и «не менее 80% контактной работы для очной формы обучения» («не менее 40% для очно-заочной и заочной формы»).

Объем академических часов зафиксирован в поручении МВК и вытекает из традиционного расчета 1 з.е. = 36 ак.ч.

В тексте Концепции нового единого модуля по истории формулировка следующая: «Учитывая особое значение истории в системе высшего образования, эта дисциплина должна занимать не менее 4 зачетных единиц (всего 144 часа, из них до 80 % контактной работы)». Здесь есть и з.е., и часы, и опечатка в формулировке % контактной работы.

Еще один уровень нюансов — совместными усилиями поднято минимальный объем курса, в Концепции закреплено его основное содержание. Вопрос в тех программах, где История России уже представлена богаче, нежели 4 единицы. Естественно, речь чаще всего идет о гуманитарных и тесно связанных с исторической наукой дисциплинах. Здесь есть опасность в угоду единообразию потерять мощную подготовку по истории для ряда неисторических, но социально-гуманитарных дисциплин.

Нюанс проявился и в трактовке понятия «контактной работы», под которую хотя списать и классический дистант. Из пресловутых 80% вообще следует интересный вывод: это 58 пар, что создает огромный двухсеместровый курс.

Еще примечательнее 40% для вечерки и заочки. Как будут архитекторы образовательных программ упаковывать 29 пар пусть и в 2 семестра — хороший вопрос.

Самый принципиальный момент именно в объемах контактной работы, а ее следует трактовать именно как аудиторную. Сергей Нарышкин предостерег от «запоточивания» семинаров — следовательно, будет необходимо вводить несколько ставок именно для «семинаристов».

Именно тут заложен потенциальный конфликт интересов — архитекторы курса хотели бы реальной контактной работы и постепенной «вербовки» студентов в пространство государственной идеологии. Это проще всего делать именно в формате семинарских групп. А вот вузы вполне могут решить, что лучшим решением станут массовые поточные лекции.

Второе узкое место — превращение курса в «Историю КПСС». Об этом в Тобольске рассуждал замминистра юстиции Андрей Логинов. Студентов нужно заинтересовать и курсом, и историей России как таковой.

Третья проблема — кадровый вызов. Серьезные объемы аудиторной нагрузки делает курс привлекательным для набора долей ставки. Но при этом воспитательно-патриотический заряд повышает требования к педагогам: им придется пройти по грани между нормативными установками Концепции, а также будущих методичек и творческим, вовлекающим и убеждающим подходом к их реализации в образовательном процессе.
Научный руководитель НЦФМ Александр Сергеев у вице-премьера Дмитрия Чернышенко

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/28359
Химики на гигафабрике

На территории Балтийской АЭС в Калининградской области начнут производить литий-ионные батареи для электромобилей. Первые батареи сойдут с конвейера в 2025 году. Отраслевой интегратор по накопителям энергии Госкорпорации «Росатом» – ООО «РЭНЕРА» приступил к строительству завода.

«Сегодня открывается новая страница в истории электротранспорта России. Росатом начинает строительство первой в стране гигафабрики по производству накопителей энергии. В рамках диверсификации бизнеса мы открыли новую для себя отрасль электротранспорта. Её развитие полностью соответствует таким ценностям Росатома, как разработка высокотехнологичных продуктов и вклад в устойчивое развитие. Эксперты прогнозируют к 2030 году высокий рост спроса на системы накопления энергии. В связи с этим наша основная задача — создать максимально-эффективные решения для развития рынка электротранспорта в России. Это послужит основой для развития экологичного транспорта, надёжных и современных электросетей, обеспечит формирование ряда смежных секторов и направлений», — заявил генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев.

Интегратор Росатома по системам накопления энергии ООО «РЭНЕРА» и Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта подписали соглашение об открытии образовательных программ магистратуры и бакалавриата по направлению «Химия» (профиль «Химические источники тока»). Разрабатываемые образовательные программы направлены на реализацию задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для строящегося завода и обеспечению кадрового потенциала по инженерно-техническим специальностям.

Александр Федоров, ректор БФУ им. И. Канта:

Сотрудничество с компаниями «Рэнера», «ТВЭЛ», как и с госкорпорацией «Росатом» в целом, безусловно. является для нас одной из важнейших зон внимания и драйвером роста. Коллеги построят в Калининградской области крупнейший в России завод по производству литий-ионных аккумуляторов, а мы уже сейчас начнем подготовку кадров для этого предприятия на всех уровнях: магистратура. бакалавриат, среднее профессиональное образование. Такая модель оптимальна — к запуску производства мы должны обеспечить необходимый кадровый потенциал. Непосредственное участие лидера отрасли в подготовке будущих специалистов позволит им получить уникальные знания и опыт уже в процессе обучения и отличные условия на самом старте карьеры..

Для нас это большая ответственность и вместе с тем — большие возможности для развития. Я говорю, не только о совместных образовательных программах, но и об исследованиях в области функциональных наноматериалов, технологий лазерной сварки, цифрового инжиниринга и искусственного интеллекта в управлении инновационными производствами.

Отдельный взаимный интерес может представлять проект ПИШ «Рециклинг», реализуемый в сотрудничестве с академическими и индустриальными партнерами и нацеленный на подготовку инженеров в области бережливого производства с фокусом на переработку литий-ионных аккумуляторов. Это не только ответ на вызовы в области взаимодействия человека и природы, человека и технологий, но и формирование в стране целой новой отрасли по переработке и утилизации.

Кроме того, конечно же, мы заинтересованы в экспертизе Росатома при создании нашего цифрового метакампуса «Кантиана».

Сегодня мы подводим первые итоги нашего сотрудничества, строим планы на будущее. Хочу еще раз поблагодарить Алексея Евгеньевича Лихачева, всех сотрудников госкорпорации за эти полгода, которые мы отработали вместе. Это был прекрасный опыт. Мы пришли к определенным результатам и выводам, вектор дальнейшего движения обозначен.
Патентная активность или пассивность?

Высокая конкуренция современного мира требует отслеживать появление новых технологий и трендов на стадии их зарождения. Один из инструментов, позволяющих это сделать, — патентная аналитика. В 2021 году в Китае выдано 696 000 патентов на изобретения, что на 30 % больше по сравнению с 2020 годом. По оценке экспертов из Высшей школы экономики, на конец 2020 года доля российских патентов в мире составляла 0,9% и снижалась последние 10 лет (1,6% в 2010 году).

За 2020 год от российских ученых поступило 25 297 заявок на патенты, что на 11,5% меньше по сравнению с показателями предыдущего года.

Сама патентная активность также же служит и для популяризации научной деятельности. Поэтому в Томском госуниверситете систем управления и радиоэлектроники уже несколько лет проходит конкурс проектов «Патентной активности ТУСУР-2022». В нем могут принимать участие студенты, магистранты, аспиранты и сотрудники университета, при этом две трети коллектива разработчиков должны быть не старше 39 лет.

Проведение конкурса позволяет повысить значимость оформления результатов научно деятельности и активизировать поиск молодыми учеными новых решений для развития научных направлений ТУСУРа. Важно, что разработки ученых защищаются патентами и могут быть внедрены в экономику и социальную сферу.

Тот факт, что подобные конкурсы помогают стимулировать молодых разработчиков, ученых, подтверждает то, что многие из них участвуют в подобных мероприятиях регулярно. Так, коллектив, занявший первое место в конкурсе 2022 года с разработкой «Способ генерации низкотемпературной плазмы в узких протяженных металлических трубках», уже не первый раз добивается успеха. В 2021 году представленная ими разработка «Плазменный источник электронов на основе разряда с полным катодом с системой автоматического поджига» также вошла в число победителей конкурса патентной активности ТУСУРа.

Владимир Горончко, занявший второе место в конкурсе с разработкой «Радиационностойкий полипропилен, на основе полипропилена, модифицированного наночастицами SiO2 и способ его получения» также стал лауреатом второй степени регионального этапа «Премии ВОИР – 2022». Высокую оценку его разработка удостоилась и в прошлом году: разработка Радиационностойкий полипропилен на основе полипропилена, модифицированного наночастицами Al2O3» вошла в число победителей конкурса «Патентная активность – 2021».

Все победители конкурса патентной активности этого года уже подали заявки и ждут решения Роспатента.
Неравномерная мобилизация

6580 обращений, поступивших ко мне по мобилизации, мы отработали – от простой консультации «какие справки нужно принести в военкомат для предоставления отсрочки» до «помогите, моего сына-студента незаконно мобилизовали». Удалось аннулировать более 400 ошибочных повесток. Много ситуаций, когда мы возвращали ребят из учебных центров.

Но обращения продолжаются. За организацию работы по мобилизации отвечают призывные комиссии и возглавляют их губернаторы. Направил главам 13 субъектов новый запрос, приложив 150 ваших обращений по ошибочным повесткам. По предыдущим уже получаю ответы.

Мобилизационная кампания подходит к концу, но мы продолжим помогать, консультировать и решать возникающие проблемы

ПОДПИСАТЬСЯ
Он, как душа, неразделим и вечен

Международное академическое сотрудничество является основой для успешного развития высшего образования в любой стране. Обмен опытом, студентами и образовательными программами позволяет укрепить и расширить межвузовское сотрудничество и академическое партнерство.

Особенно важны проверенные союзники в эти темные времена, когда наша страна находится под гнетом санкционного давления и безапелляционных аргументов типа «это не то, это другое». На Генеральной ассамблее ООН глава МИД Сирии поддержал Россию, заявив о том, о чем многие страны бояться говорить из-за угроз коллективного Запада. «РФ защищает не только себя, но и справедливость, право человечности, право всех отвергать однополярную гегемонию» - заявил Фейсал Микдад.

В октябре НИУ МГСУ принял у себя делегацию Сирийской Арабской Республики во главе с министром высшего образования и научных исследований Сирийской Арабской Республики, доктором Бассамом Ибрагимом. Во встрече также приняли участие ректор Дамасского университета доктор Мухаммад Асама Аль-Джабан, представители Министерства науки и высшего образования РФ и руководство НИУ МГСУ во главе с ректором Павлом Акимовым.

Во время визита сирийской делегации в НИУ МГСУ была достигнута договоренность о сотрудничестве сразу в нескольких образовательных сферах с Университетом Дамаска.

Бассам Ибрагим, министр высшего образования и научных исследований Сирийской арабской республики:

«Именно благодаря учёбе в НИУ МГСУ в дальнейшем я стал министром образования Сирии. У нас много коллег из разных министерств, из университета Дамаска, других сирийских вузов, которые окончили НИУ МГСУ и занимают должности в различных сферах сирийской экономики, образования и науки».

Павел Акимов, ректор НИУ МГСУ, для «Научно-образовательной политики»:

«Достигнутая договоренность о сотрудничестве между НИУ МГСУ и Университетом Дамаска является продолжением дружеских отношений между Россией и Сирийской Арабской Республикой. Совместное развитие высшего образования – это самый плодотворный процесс в международных отношениях.

Вдвойне приятно, что сирийскую образовательную делегацию возглавил министр высшего образования и научных исследований Сирии, доктор Бассам Ибрагим, который является выпускником аспирантуры МИСИ-МГСУ. Господин министр хорошо представляет научный и образовательный потенциал нашего университета».
Сегодня День рождения у Алексея Комиссарова @akomissarov2022

Он один из самых эффективных в нашей стране руководителей, которого с гордостью называет своим учителем добрая половина управленческой элиты России.

Алексей — Лидер, который личным примером ежедневно мотивирует и вдохновляет сотни тысяч талантливых ребят от Камчатки до Калининграда. Уникальный, порядочный, с железобетонным иммунитетом от звёздной болезни – Алексей Комиссаров остаётся Человеком с большой буквы во всех своих ипостасях, с искренней любовью к окружающим людям и искрящейся энергией, которой он буквально заражает своих коллег и партнёров в ежедневном служении успеху и победам России.

Для редакции НОП Алексей Комиссаров олицетворяет эталонный пример руководителя самого высокого уровня, способного сочетать тяжелейший рабочий ритм с перманентным покорением личных вершин – будь то марафон на пронизывающем холоде Антарктиды или пилотирование самолёта.

Алексей Геннадьевич, желаем драйва и новых побед. Вы–лучший!
Ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов об интеграции вузов ЛНР в российское образовательное пространство, для "Научно-образовательной политики":

Очевидными ориентирами для развития системы образования новых субъектов РФ должны стать: насыщение региональной экономики квалифицированными кадрами; создание развивающейся образовательной и прикладной научной среды, востребованной региональной экономикой. Важно создать в регионах привлекательную академическую среду и атмосферу для развития молодежи: это позволит сохранить в республиках абитуриентов и привлечь ребят из других регионов.

Одной из важных задач должна стать приоритезация тематической повестки вузов с учетом особенностей экономики региона и единого контура развития РФ.
Высшая школа экономики – молодой университет, нам через месяц исполнится 30 лет. Но за это время наш коллектив успешно разработал и реализовал 5 программ развития. Это позволило университету получить статус национального исследовательского и глобального университета.

Сейчас Вышка входит в программу Приоритет-2030 и реализует программу, которую в прошлом году утвердило Правительство РФ. Поэтому у Вышки действительно есть успешный опыт продумывания логики и настройки собственного инновационного развития.
Мои коллеги уже начали сотрудничество с вузами ЛНР и в еженедельном формате обсуждают насущные вопросы. И мы уже видим, как выстраивается наше взаимодействие. Стартовали проектные сессии с участием управленческих команд вузов ЛНР и экспертов НИУ ВШЭ. При этом мы понимаем, что программу развития будут реализовывать коллективы вузов, поэтому в наше сотрудничество вовлечены и преподаватели, и административные сотрудники, на следующем этапе мы планируем вовлечь и аспирантов, и студентов, которые планируют связать свою профессиональную карьеру с вузом.


https://news.1rj.ru/str/hse_official/431
Знания, медицина и роботы

3D-анатом, 3D-моделер, 3D-дизайнер, врач-киберентик, IT-медик, разработчик киберпротезов и имплантатов, оператор медицинских роботов, архитектор медоборудования — все это новые специальности, которые развиваются вместе с IT-медициной. Основными драйверами развития ИИ в медицине эксперты называют проникновение телемедицинских технологий. Национальная технологическая олимпиада этим летом добавила новый профиль «ИТ-медицина» в свой конкурсный перечень для талантливых школьников. Вузом-организатором стал Самарский государственный медицинский университет. Сейчас новый медицинский профиль НТО входит в топ-10 нового сезона Национальной технологической олимпиады. Сбор заявок от учащихся 8-11 классов завершится 7 ноября.

Александр Колсанов, ректор Самарского государственного медицинского университета, для «Научно-образовательной политики»:

«Очень важно еще с юных лет давать школьникам возможность по интересующим их предметам получать самую актуальную информацию и знания, которые в дальнейшем помогут им с выбором профессии. Не менее важно обучать молодых людей работать в команде и выполнять интересные прикладные задачи, с которыми они столкнуться в своей профессиональной деятельности в будущем. Благодаря профилю “IT-медицина”, который впервые появился в этом году в Национальной технологической олимпиаде, у ребят появляются для этого все возможности.

В СамГМУ работают специалисты-практики, в вузе разрабатываются и реализуются образовательные программы, ориентированные на практическое применение. Созданы и активно используются собственные разработки, включая систему хирургической навигации «Автоплан» или анализа медицинских изображений с использованием искусственного интеллекта, программно-аппаратный комплекс для виртуальной работы с трехмерной моделью человеческого тела «Пирогов» и другие продукты.

Мы готовы делиться своими компетенциями, дать школьникам со всей России возможность оценить свои знания, поработать в командах со своими единомышленниками, решить реальные кейсы с использованием оборудования, российского производства. И, конечно, будем рады видеть участников олимпиады среди наших будущих студентов и возможно кто-то из них станет изобретателем новой инновационной медицинской технологии, которая спасет тысячи жизней, а мы в этом им всячески поможем».
Колонны безопасности: культурно-языковой фронт

Любые сложные внешнеполитические обстоятельства всегда обостряют внутриполитические дискуссии. Не стала исключением и Специальная военная операция. И хотя больше всего любому делу вредят дрязги патриотов между собой, но, тем не менее, некоторых внутренних врагов уже громко обозначили. Этот процесс все более сильно затрагивает научно-образовательное сообщество.

На волне поручений президента по духовно-нравственному ориентированию заместитель секретаря Совбеза Олег Храмов выступил с программным заявлением от достаточно значимой части консервативно-силового спектра. В словах Олега Храмова нет ничего избыточно резкого. Это все тот же классический консервативно-охранительский дискурс, который раз за разом воспроизводят самые разные спикеры: Александр Бастрыкин, Никита Михалков, Михаил Ковальчук. А главный идеолог и генератор смыслов – это, конечно же, сам президент Владимир Путин.

В этом свете понятен акцент на молодежную политику, научно-образовательную среду, саму механику воспитательно-патриотической работы.

В частности, неудивителен и вывод: «Под внешне благопристойными предлогами Запад стремился планомерно на протяжении многих лет внедрять в систему образования России свои проекты, имея в виду, что они будут способствовать развалу страны».

Основную порцию критики Олег Храмов совершенно незаслуженно получил якобы за то, что он определил общественно-гуманитарные науки как рассадник западного влияния. Хотя сказал он совершенно иное: «К решению этой задачи [по переформатированию сознания россиян] Вашингтон и Лондон привлекают многопрофильные группы специалистов в сфере математики, информационной безопасности, антропологии и этнологии, теории систем и системного анализа, социальной психологии и психолингвистики».

Впрочем, большую известность принес Олегу Храмову комментарий о том, что изнутри и снаружи различные силы «продолжают саботировать действия по переводу развития культурной среды в высокохудожественную и патриотическую плоскость».

Он озвучил новую формулу: бюджетное финансирование означает соответствие произведения и автора духовно-нравственным и патриотическим ценностям, а также возможность общественного контроля. Этот механизм будет универсальным для все социалки и бюджетной сферы, но в первую очередь он касается именно сфер культуры и СМИ.

Примечательны два комментария Олега Храмова. Первый – о том, что Запад, стремясь остановить «ход истории» дискредитирует РПЦ. Второй – о «коррозии извне активно и осознанно подвергается один из основных кодов нации – язык, все больше загрязняющийся иностранной лексикой, латинизмами и чуждым американским жаргоном». Дихотомия «конца истории» по Фукуяме и «столкновения цивилизаций» по Хантингтону показывает удивительную жизнеспособность. «Последние люди» Запада окончательно вырождаются, а такие категории как язык и вера вновь приобретают определяющий смысл.

Ключевые направления работы Олег Храмов определил следующим образом:
1. скорейшее формирование конкурентоспособной информационной и игровой повестки для детской и молодежной аудитории,
2. разработка проекта концепции государственной языковой политики и обеспечения лингвистической безопасности как «мер по предотвращению дальнейшей латинизации российского общества и сохранению цивилизационного суверенитета».

На фоне Специальной военной операции неудивительны ни попытки государства максимально интегрировать общество и вдохновить его, ни столь же понятные инициативы представителей различных элит по конкретике подобной работы. И если меры по «языковой безопасности» еще можно отнести к условно популистским, то формирование грамотного контента для детей и молодежи – это одна из ключевых задач государства.

Подробнее: https://rg.ru/2022/10/17/zashchita-ot-nekulturnyh.html
Колонны безопасности: научно-образовательный фронт

Специальная военная операция обострила многие фронты не только в мировой политике, но и внутри общественно-политического пространства России. Одна из линий разлома проходит по научно-образовательной сфере. А конкретный театр военных действий определил помощник президента и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. Линия боевого соприкосновения пролегает по улице Моховая, а еще точнее – через журфак МГУ.

Фоном для «объявления войны» стала презентация книги Владимира Кикнадзе «Сила V правде».

Ее содержание ожидаемо для РВИО и исторического момента. «Книга рассказывает об эволюции государственной политики России в двух взаимосвязанных направлениях: сохранение исторической памяти и информационная безопасность, нацеленная на предотвращение пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма.

Ключевое внимание уделено вопросам государственной политики по противодействию искажениям истории в ущерб интересам России и её народу.

Книга рассказывает о том, как государственная политика памяти связана с информационной безопасностью и борьбой против возрождения фашистских идеологий.

Через весь текст книги красной нитью проходит мысль, о том, что все и каждый должен подняться на защиту Родины и соотечественников, кто военным искусством, кто речами, кто науками, кто ремёслами.

Через весь текст книги красной нитью проходит мысль о том, что каждый должен подняться на защиту Родины и соотечественников - кто военным искусством, кто речами, кто науками, кто ремеслами».

Как раз в этой связи Владимир Мединский резко обрушился на журфак МГУ, который «забит этими [студентами и преподавателями] еще и из числа, так сказать, учеников «либеральных преподавателей». Повод подобной критики – история с выражением одним из студентов патриотической позиции, что негативно восприняли другие обучающиеся.

Ключевая мысль Владимира Мединского в том, что сейчас специальные времена и требуется специальная разъяснительная работа со студентами, а не поощрение деструктивного плюрализма, хотя и понятного в мирное время.

Из последних событий вокруг истории, воспитательно-патриотической работы, подходу к образовательному процессу можно сделать интересные выводы.

1. Объявлена грядущая санация научно-образовательного пространства. Механика была отработана на НИУ ВШЭ – университет вне политики.

2. Работа в научно-образовательной сфере перестает быть «охранной грамотой» для любых высказываний.

3. Особое внимание — на представителей общественных и гуманитарных наук. Цензуры нет и не будет, но требуется чуткость. Ключевой фокус — на тех, кто будет преподавать единый модуль по истории. Там явно будет своя методичка с нужными акцентами.

Отдельный удар – по МГУ и ректору Виктору Садовничему, который постепенно переходит в транзитное управление.

Косвенно выступление Владимира Мединского как раз ставит крест на надеждах Истфака МГУ стать главным методическим и экспертным центром по единому историческому модулю для высшей школы. Эта работа будет вестись на базе РИО и РВИО в рамках Межведомственной комиссии по историческому просвещению с привлечением представителей профильных институтов РАН и университетов.

Подробнее: о высказываниях Владимира Мединского и книге Владимира Кикнадзе.
Forwarded from Medialabteam
🧩Лаборатория медиа специально для «Научно-образовательной политики»

Новые медиа — важный инструмент коммуникации для достижения успеха: для ректора вуза, всего университета и реализации любого проекта.

📍Образовательные интенсивы #ЯЗДЕСЬ помогут вам в приобретении и развитии актуальных компетенций. Зачем? Чтобы управлять вниманием зрителя, делать вирусный контент и делится экспертным мнением!

Это проект, который качественно меняет жизнь начинающего медийщика. Кто-то запускает новый проект в регионе, получает поддержку от медиаспециалистов, а кто-то становится руководителем медиацентра!

🚀Что вас ждет на проекте?

Первый этап проходит онлайн. Вам предстоит выбрать роль, которую вы будете занимать в будущей редакции и пройти онлайн-курс по этой роли.

Второй этап самый интересный! Образовательные интенсивы пройдут на площадке медиацентра Лаборатории медиа. Вместе с командой вы будете работать над одним из 5 медиапроектов:

Подкаст
Это — идеальный инструмент для того, чтобы поделиться своим видением мира или обсудить тренды с экспертами медиаиндустрии.

Спецпроект
Лонгрид — самый яркий пример спецпроекта. Он помогает объединить более 100 форматов контента и рассказать о важном.

Моушн-ролик
Вы будете создавать вирусный контент, освоите новый креативный навык и узнаете, как управлять вниманием зрителя.

Эксплейнер
Задача эксплейнера в медиа — быстро и коротко рассказать суть события, явления, исторического бэкграунда. Будете работать с 20+ мультимейдиными форматами и узнаете, как создать трендовый контент.

Онлайн-шоу
Онлайн-шоу — это не просто ведущий и оператор, а целая команда, которая долго и тщательно работает над производством контента. Вы будете общаться со спикерами, прописывать сценарий и придумать креативные решения для реализации шоу вашей мечты!

Что вы получите на офлайн-этапе:
Реальный опыт работы в редакции
+1 проект в портфолио
Набор новых навыков
Прокачку soft skills
Коллег по всей России
Станете частью Medialabteam!


🚀Как пройти на второй этап?
Yужно будет выполнить творческое задание, прислать свою работу и пройти конкурсный отбор. Ответ придет вам на почту, которую укажете при заполнении заявки. А еще следите за обновлениями в Telegram-канале 👀

Мы как экосистема постоянно развиваемся, всегда в поиске новых форматов проектов, которые будут эффективны, полезны. Даем актуальные знания, возможность напрямую работать с практикующими специалистами, погружаем в индустрию медиа!


Образовательные интенсивы #ЯЗДЕСЬ — это флагманский проект МАСТ и Лаборатории медиа. Мы поможем тебе не только разобраться в медиасфере, но и стать профессионалом в своем направлении

💡Как в реальности, но только интенсивно

@medialabteam
На языке прессы-службы вуза

Продолжаем собирать обратную связь по итогам семинар-совещания департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ для проректоров по информационной работе и руководителей пресс-служб вузов.

Вера Фетисова, руководитель пресс-службы Волгоградского государственного университета специально для «Научно-образовательной политики»:

Проработка коммуникационных стратегий вузов - одна из ключевых тем, с которой необходимо постоянно работать для эффективного реагирования на вызовы современной информационной политики, учитывая особенности взаимодействия с множеством целевых аудиторий.

ВолГУ - классический университет, что определяет мультиформатность нашей системы коммуникаций и позволяет нам реализовывать в регионе широкий спектр целей устойчивого развития, от цифровизации и ESG-задач до программ по сохранению исторической памяти. Вместе с тем вуз имеет историко-культурное международное значение - располагается на территории, второй по исторической значимости после Мамаева кургана, что предопределило вектор масштабной патриотической работы, проводимой университетом как в долгосрочной стратегии 2030, так и в преддверии 80-летия Победы в Сталинградской битве.

Эти факторы отражаем в коммуникационной стратегии. Возникла необходимость консультирования. В перерыве между секций интенсива удалось задать вопрос по этой теме нне Гуреевой, заместителю директора департамента по информационной политике и комплексной безопасности Минобрнауки. Хочется поблагодарить Анну Николаевну за ответ и внимание к деталям. Обсудили, что сейчас в министерстве идет определение элементов, которые лягут в концепцию и с точки зрения практического использования, и с точки зрения сопоставления с рейтингом медийной активности. Методические рекомендации будут разработаны к следующему совещанию, которое планируется провести в ноябре.

В вузах же занимаемся проработкой стратегических блоков, отражающих уникальность университетов и проводим аналитику коммуникационных механизмов и показателей вовлеченности. В этом ключе очень полезными оказались кейсы коллег из РЭУ им. Г.В. Плеханова и НИТУ «МИСИС». Сегодня мы видим, как системность работы этих вузов в сфере информполитики и внедрение определенных маркетинговых инструментов положительно влияет на их имидж и показатели в M-RATE.

Хочется отметить синергитический эффект от проведения семинар-совещания и выразить всем коллегам из департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ слова благодарности за организацию мероприятия, возможность совершенствования компетенций и ответы на вопросы.
Минцифры объявило о приостановке программы подключения Wi-Fi в школах

«Программы, которые мы вынужденно приостанавливаем, это Wi-Fi в школах. У нас уже 9 тыс. школ подключены к Wi-Fi полноценно», — сказал глава Минцифры Максут Шадаев на заседании комитета Госдумы по бюджетам и налогам (ТАСС).

«Посмотрим, как практика используется, отработаем эти моменты и вернемся к рассмотрению этого вопроса», — добавил он.