НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.72K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
В Центре Знаний «Машук» обсудили роль вузов и государственных институтов развития в настройке системы «социальных лифтов»

Вчера в Пятигорске стартовал День платформы «Россия – страна возможностей». По традиции он проходит в вузах с привлечением большого количества студентов, которые проходят квесты, учатся заполнять резюме, участвуют в мастер-классах.

В этот раз Центр Знаний «Машук» предложил обновить формат и начать этот День с экспертной площадки и обсуждения актуальных тем: возможностей самореализации студенческой молодежи, подготовке выпускников к рынку труда, взаимодействию вузов и работодателей и объединению усилий всех акторов молодежной политики.

Нам удалось собрать интересных и самое главное искренних спикеров: ректор Пятигорского государственного университета Александр Горбунов, научный руководитель Центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов, депутат Думы Ставропольского края, «Лидер России» Егор Басович, руководитель направления по взаимодействию с регионами АНО «РСВ» Кирилл Антонов, директор Северо-Кавказского института РАНХиГС РФ Азамат Тлисов.

Большое спасибо экспертам, до встречи в Центре Знаний «Машук»!
Бывший российский бизнесмен Рубен Варданян согласился стать премьером непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Возглавить правительство господину Варданяну ранее предложил президент НКР Араик Арутюнян.

В свете новости предлагаем перечитать интервью, которое у Рубена Варданяна взяла "Научно-образовательная политика" в далёком уже 2019 году.

Я родился и вырос в Армении, мой бизнес и жизненные интересы – в России, но я человек мира. Мы привыкли мыслить тоннельно. Обе стороны – и Россия, и США – не первый день говорят нам, что жить на два дома не получится, выбирайте – здесь или там. Раньше нам в Советском Союзе говорили: «Вы не можете выехать». Сейчас с другой стороны намекают: «Вы не можете въехать». Холодная война вернулась, и это на самом деле выгодно обеим сторонам.

Руководство Турции делает все, чтобы превратить турецкую общину в Западной Европе (особенно в Германии, Голландии, Дании) в инструмент политического влияния внутри страны и за ее пределами. Другие страны – такие, например, как Россия, – только нащупывают методы взаимодействия с бывшими согражданами, в разное время покинувшими родину. Не приходится сомневаться, что страны, которым удастся найти оптимальный формат отношений с общинами бывших соотечественников за рубежом, окажутся в выигрыше.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4637
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4638
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4639
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4640
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4641
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4642
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4643
Рейтинги (не) врут

С развертыванием все новых международных фронтов Специальной военной операции – например в рамках сотрудничества РФ и Ирана – критики ищут все больше самых разных поводов для негативных характеристик России.

«Толкователь» решил посыпать голову пеплом от позиций российских университетов в рейтинге Times Higher Education, где в топ-1000 наши вузы на голову уступают иранским. На поверку – это очередной способ хайпануть на той теме, в которой не слишком компетентен. Мы решили изучить кейс.

Всего от России в рейтинг попали 75 вузов из 103, которые присылали информацию для ранжирования THE. В топ-1000, за что зацепились комментаторы, 18 университетов. У Ирана – 65 из 67 поданных, в топ-1000 – 32 вуза.

Казалось бы – катастрофа, да еще и дополнительный гвоздь в крышку гроба проекта 5-100. Взглянем более детально. У Ирана 20 из 32 в топ-1000 – это вузы медицинские, причем специализированные. Для сравнения у России – лишь 8 вошли в топ-1000 по Medicine and Dentistry, из которых 7 классические.

Есть много других оснований для дисбалансов – основным, предполагаем, является структура публикационной активности. Этот вопрос нужно изучать отдельно и глубоко. В частности, у России большой запас «пограничных» значений – это 28 университетов против 2 у Ирана.

Комментаторы зацепились за тему «Гераней» - взглянем на раздел: Mechanical and Aerospace Engineering. В этом зачете всего у Ирана 41 вуз, из которых 14 в топ-1000. У России 44 вуза, из которых 12 в топ-1000. Поразительное сходство позиций – оно-то как раз и выводит на такой продуктивный уровень военно-техническое сотрудничество. В чем-то поднаторели за десятилетия санкций иранцы – например, как их эффективно обходить. Мы разве что с десяток лет испытываем их, а уж самые мощные – лишь в последний год. И курс на столь тотальный технологический суверенитет для нас достаточно нов.

Деньги на университетскую науку стали выделять лишь 12-15 лет назад. Да, много говорилось про то, что не 5 и не в 100 вошли наши вузы. Но даже Счетная палата признала – проект дал намного больше для развития моделей управления, практик сотрудничества с наукой и бизнесом.

Для справки – в рейтинге за 2014 год от России и Ирана участвуют по 1 вузу. В 2018-м – 27 от России, а от Ирана – 18. В 2021-м году – 48 наших и 47 иранских. Динамика вхождения у нас примерно одинаковая, распределение по эшелонам тоже приблизительно равное.

Более того – еще до последней санкционной волны было принято решение отказаться от избыточного внимания к позициям в рейтингах. Эта ориентация на практический результат во взаимодействии с регионами, отраслями, бизнесом – была зафиксирована в программах развития НОЦ, научных центров мирового уровня, консорциумов «Приоритета-2030». А введение моратория на требования по публикациям в Web of Science и Scopus на ближайшие пару лет точно обеспечит отложенный откат в позициях российских вузов, поскольку рейтинги международных агентств заточены под ту или иную крупную базу данных.

Если бы авторы критических замечаний обратили внимание на наш отечественный рейтинг «Три миссии университета» (простите – рэнкинг), то за 2022 год обнаружили бы там 146 отечественных вузов и 15 иранских. Да, это отечественный продукт с критикуемой методологией, но искусствено «затирать» иранских друзей явно задачи не было.

В рейтинге ARWU 10 российских университетов и 11 иранских, причем отечественные расположены получше.

Выводы из всей этой ситуации просты и понятны: не все измеряется рейтингами и рэнкингами, всегда можно найти выгодный ракурс и методологию, не нужно лишний раз втравливать научно-образовательную сферу в либеральное самобичевание.

Исходный пост с критикой: https://news.1rj.ru/str/tolk_tolk/13813
Команды для молодежного предпринимательства

Старшее поколение любит говорить о том, что возлагает на молодежь большие надежды. Студенты как отдельная социальная группа перенаправляют эти проекты в ответную позицию своих ожиданий и требований. Пока наше государство в одной из первых стадий реализации инициативы социально-экономического развития, направленной на создание клиентоцентричности в «государстве для граждан», реакция на запросы одной социальной группы запаздывала по своевременности.

Для того, чтобы сложилась поддержка предпринимательских инициатив понадобилось много времени. Сейчас создание условий для развития предпринимательства, необходимых для этого компетенций напоминает мем, где сиба-ину играет с фигурками двух похожих собак: есть все, не хватает команды.

С командами работают институты социального развития. В Республике Алтай в октябре прошла программа «На одной волне со студентами: предпринимательство», участниками которой стали 100 лучших студентов по результатам диагностики в Центрах компетенций университетов Сибирского федерального округа. Организаторы – проекты «Центры компетенций» и «Больше, чем путешествие» президентской платформы «Россия – страна возможностей» совместно с Новосибирским государственным университетом экономики и управления.

Программа позволила студентам развить универсальные предпринимательские компетенции, определить модель профессиональной траектории развития, расширить представление о природно-значимых объектах Республики Алтай, дала импульс для участия в проектах платформы «Россия – страна возможностей» и других инициативах по развитию молодежного предпринимательства.

Денис Обуховский, проректор по молодежной политике НГУЭУ рассказал об опыте участия университета в проекте «Центры компетенций» АНО «Россия – страна возможностей» и оценил итоги программы:

«Мы уже больше года работаем в проекте «Центры компетенций» АНО «Россия – страна возможностей». Проект заинтересовал НГУЭУ тем, что нам в принципе интересна тема развития «мягких» навыков, мы понимаем их важность в современном мире, учитывая, что развитие «жестких» навыков уже практически перешло на производственные площадки. Сейчас существует отрыв между образовательной средой и средой практики, и мы решили, что будем в нашем университете развивать именно надпрофессиональные компетенции.

Немного позже мы выявили идею, что есть особый подход к формированию компетенций именно предпринимателя. Программу «На одной волне со студентами: предпринимательство» мы решили провести в том числе для того, чтобы выявить соответствие результатов тестов АНО «Россия – страна возможностей» с реальными результатами ребят. К нам приехали делегации студентов, заряженные на работу в рамках этой программы, и в целом видно, что за этими студентами будущее».
Машук возможностей (1/2)

В Пятигорске прошел день платформы «Россия — страна возможностей». В рамках мероприятий состоялась панельная дискуссия «Возможности самореализации современной молодежи: роль университетов и государственных институтов развития».

Ключевой темой для обсуждения стала интегрированность Северо-Кавказского региона в «большую» молодежную политику и федеральную повестку. С одной стороны, самобытность и уникальность региона, который имеет множество собственных кейсов, с другой — как все эти вещи развернуть и включить в масштабах всей страны. Примечательно, что в этом смысле модератор сессии Антон Сериков и про «Машук», и про «возможности» — экс-заместитель генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» сегодня возглавляет центр знаний «Машук», именно он призван стать всероссийским образовательным хабом и одной из ключевых точек притяжения в регионе, на которую большие надежды возлагает первый заместитель Администрации Президента РФ Сергей Кириенко.

Как поделился ректор Пятигорского государственного университета Александр Горбунов, точки роста современного выпускника в умении соединять фундаментальные и прикладные вещи: «В этом случае мы получим настоющую инструментальность. Наша задача — достичь настоящую инструментальность выпускников в России».

«Эстафетную палочку» в части рассказа о возможностях платформы АНО РСВ от Антона Серикова в прошлой его должности перенял участник панельной дискуссии Кирилл Антонов, руководитель направления по взаимодействию с регионами АНО РСВ. Он отметил, что все новые конкурсы платформы проходят одобрение набсовета, который возглавляет Президент РФ Владимир Путин. В числе новых возможностей для самореализации — проекты «Экософия» и «Начни игру» (конкурс для разработчиков видеоигр, который сможет стимулировать и поддержать развитие киберспорта в России).

Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов подчеркнул, что ни один университет не возможен без молодежи: «Очень важная история с ректорскими командами. Без хороших выпускников ничего не получится. Большая задача, чтобы университеты совместно с разнымм ФОИВами, своими губернаторами, институтами развития работали над тем, чтобы полноценно включать вузы в большой государственный контекст». При этом «ожидание-реальность» в отношении СКФО преимущественно контрастирует именно за счет того, что традиционные скромность и тактичность, присущие региону, не позволяют «высовываться» на федеральный уровень с действительно обширным количеством хороших кейсов.

«Антон Сериков — один из немногих руководителей, который понимает большие государственные задачи: как сделать так, чтобы ребята видели историю успеха не только с карьерными лифтами, но и в инфраструктуре вуза – чтобы рядом с ними были и представители власти, представители бизнеса, науки–это межведомственная задача. И он точно может стать таким наставником и ментором в этом направлении, где «Машук» станет точкой сборки вузовской коммуникации, не только молодежной политики», — добавил Евгений Сженов.

Подробнее: https://vk.com/rsvru?w=wall-162671848_27877
Машук возможностей (2/2)

Большой рывок вперед в том, что в «эпоху нацпроектов» работодатели и ментально, и организационно стали готовы приходить в университеты. Главный вопрос сегодня — как? Роль университетов здесь в том, чтобы выступать открытой площадкой для партнерства, выстраивая коллаборации с промышленностью, органами власти и работодателями.

«Выезжая в «Сенеж» или «Машук» у тебя есть возможность поправить «свою систему координат» и дальше двигаться. Такие площадки позволяют активно расти над собой, формировать кадры и молодых специалистов, которых возможно корректировать под свои задачи, у которых еще не замылён взгляд», — считает Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС.

Причем сегодня речь идет о постепенном подтягивании роста вслед за лидерами изменений. Одна из фундаментальных миссий АНО РСВ — через модель многоуровневых конкурсов дать возможность молодым людям найти ту нишу, в которой он может реализовать себя наилучшим образом. Любая замкнутая модель в настоящее время обречена.

Андрей Карпов, заместитель начальника департамента аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО, уверен, что у ректорского сообщества региона нет стеснения для выхода на федеральный уровень. Более того, он отмечает, что у Северного Кавказа есть богатый опыт и свое особое специфическое и интеллектуальное, и образовательное знание, которое и можно и нужно перенести в общероссийскую систему. «Этнонациональность — большой стержень мягкой силы, который мы можем использовать и который составляет дух Кавказа», — подчеркивает он.

Стоит отметить, что несмотря на спорный вопрос об автономности региона, он является активным участником формулой кампании — «Каспий», «Наставник», «Машук», «Межкультурный диалог». Форумная кампания идет, и в СКФО представлена вся необходимая инфраструктура для работы с молодежью. Помимо этого некоторые популярные среди молодежи уличные культуры, среди которых кардо и паркур, родом с Кавказа.

Егор Басович, депутат Думы Ставропольского края, отмечает, что в Ставрополье произошел существенный рост и развитие молодежной политики за последние годы. Для дальнейшего развития требуется широкая палитра возможностей и определенная гибкость органов госвласти. Единственное правильное отношение к реализации молодежной политики в университетах — фокус не на опыт ректора, а на мнение молодежи.

«Слышать молодых людей и понимать, что им нужно, их чаяния и проблемы — это сложный длительный процесс. Молодежь на острие и в авангарде этих изменений, и чуть ли не они сами их и внедряют. Именно поэтому люди, которые прошли конкурс «Лидеры России» или стали лидерами изменений в своих собственных сегментах или возымели какой-то рост являются примером того, что система тоже становится мобильной — максимально быстро, эффективно и качественно реагирующая на происходящие изменения», — считает Егор Басович.

Как итог, чтобы главным социальным лифтом в глазах молодежи не стал поезд в Москву, важно ориентироваться на то, чего действительно хочет сама молодежь, и реализовывать это на местах. От этого необходимо отталкиваться и в диалоге промышленности, вузов и губернаторов. При этом отдавать себе отчет, что все работают в одной команде, формируя честный запрос на новую искренность.
Как молодым людям раскрыть свои способности, выявить лидерские качества и найти финансирование на свои проекты?

В новом эфире #Объяснитенормально первый заместитель генерального директора Президентской платформы «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов расскажет о проектах и конкурсах, позволяющих не просто испытать себя, но с помощью своих знаний, талантов раскрыть для себя возможности развития, обучения, карьерного роста и самому сотворить своё будущее.

Проект РДШ Наука и НОП.

Трансляция сегодня, 21 октября, в 15:00 по мск:
https://m.vk.com/wall-122623791_292889
⚡️Борис Чернышов, заместитель Председателя Государственной Думы РФ, для "Научно–образовательной политики", о вопросах отсрочки от мобилизации для лиц, имеющих учёную степень:

Вопросы, связанные с предоставлением отсрочки от призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации молодым учёным, кандидатам и докторам наук, для меня как для заместителя Председателя Государственной Думы, остаются в числе наиболее приоритетных.

Освобождение учёных от мобилизации обсуждалось на встрече с заместителем Министра обороны РФ, генералом армии Николаем Александровичем Панковым. Отрадно, что военный такого уровня внимательно отнесся к тезису о том, что если призывать на военную службу ученых, обучать освобожденных от мобилизации студентов фактически будет некому. Генерал армии от лица ведомства дал слово: эти категории граждан призываться не будут.

Сегодня тех, кто активно участвует в исследованиях, занимается высокой наукой и преподаванием — кандидатов и докторов наук, в России порядка 80 000 человек. Я прошу каждого из ученых, кому по ошибке придет повестка, обращаться ко мне лично. Ни одно обращение не останется без внимания!

https://news.1rj.ru/str/borischernyshov/680
Анатомия социологии постправды

Научно-образовательная сфера, как мало какая иная, регулярно объявляется безнадежно падшей и безвозвратно утерянной. С завидной периодичностью комментаторы выуживают на свет факты спорной свежести и адекватности, базируя на них далеко идущие выводы.

Критиковать всегда проще, чем хвалить, поддерживать и предлагать конструктивные решения. Но умеючи это выходит не у всех.

Одним из классиков такой критики является Клуб «1 июля». 16 октября он выдал очередное обращение. Если отбросить традиционную шелуху про «тяжелейшее положение», в этом воззвании заключалось одно абсолютно верное зерно – аспирантов, кандидатов и докторов наук надо беречь. И вообще по жизни, и особенно – в трудные времена. Собственно члены Клуба продвигают ту же идею, что разделяют многие, включая нас – что аспиранты, кандидаты и доктора наук должны получить освобождение от частичной мобилизации.

Мы любим посмаковать яркие заявления Клуба «1 июля», но тут даже нам нечего было добавить – схожие идеи НОП излагал не раз. Однако в Telegram-канале «Анатомия событий» нашлись люди, готовые перевернуть всё с ног на голову. Впрочем, по качеству выводов – это не анатомия, а какая-то некромантия.

Автор-«анатом», ссылаясь на письмо Клуба «1 июля», как на официальный документ, который якобы по указке сверху не заметили все СМИ, делает вывод о том, что в научно-образовательной сфере разруха, разложение и полный распад. В качестве аргументов автор ссылается на два опроса, проведенных в ТГ-канале «Наука и университеты».

В посте по результатам обоих опросов делается вывод о том, что заметный процент преподавателей готовы хоть завтра бросить свои кафедры и уйти в другое место. В основном, конечно, причины понятны – низкая зарплата, большая нагрузка, много бумажной волокиты.

Автор (создатель, главный редактор) канала Евгений Михайлович Белый из Ульяновского госуниверситета, конечно, оговаривается: «Специалисты, конечно, упрекнут нас в нарушении классических канонов социологии в части обеспечения репрезентативности выборки. Однако общее состояние преподавательского сообщества, думается, результаты опроса отражают. И эти результаты, мягко говоря, настораживают».

Доктор наук, автор множества научных и учебно-методических работ, конечно, понимает, что в угоду хайпу он сознательно лукавит. «Общее состояние преподавательского сообщества» результаты опроса совсем не отражают. Речь не идет о том, что среди отвечавших нет преподавателей, испытывающих желание покинуть университеты. Вопрос в другом – автор не может не знать, что он сознательно нарушает базовые законы научной деятельности, манипулирует результатами опроса (которые за стоимость пары чашек кофе можно нарисовать любыми) и экстраполирует их до выводов космического масштаба.

Ему помогает как раз автор-«анатом»– Александр Жилин. То ли офицер, то ли журналист, то ли патриот, то ли обличитель. В общем-то в Телеграм-пространстве был особо не заметен до 20 сентября 2022 года, когда канал стал получать массовые репосты по известной сетке и щедрые инъекции ботов.

В итоге мы видим нелицеприятную картину: сознательно манипулируя результатами спорного с научной точки зрения опроса один автор делает завиральные выводы и настраивает аудиторию на «всёпропальщицкий лад». А далее результаты «социологии» тиражируются в другом Telegram- канале.

В целом, это выглядит как дежурная отработка одного из хорошо известных темников про катастрофическую ситуацию в российской науке и высшем образовании. И отлично укладывается в цепочку заказных материалов про Минобрнауки. Qui prodest? Что-то нам подсказывает, что враг этот внутренний.

Чтобы не быть голословными, прикладываем результаты социологических исследований НИУ ВШЭ – оценка карьеры ученого и преподавателя в них выглядит очень неплохо. А кому не лень, может погуглить результаты приёма этого года на педагогические специальности – там вообще наблюдается взрывной рост популярности профессии.
Международное образовательное пространство

Россия продолжает развивать образовательное партнерство со странами СНГ и БРИКС. Сетевые университеты стали одной из стратегических форм развития для углубления сотрудничества между странами БРИКС, а интернационализация образования становится частью государственной политики стран-союзников.

Нижегородский государственный университет им. Лобачевского запустил совместные проекты с вузами Узбекистана и Китая. С Ташкентским государственным юридическим университетом открыта бакалаврская программа двух дипломов по направлению «Юриспруденция» очной формы обучения. Первые два года студенты будут обучаться в ННГУ, а на третьем и четвёртом курсах – осваивать программу в университете Узбекистана. По итогам обучения студенты получат дипломы обоих вузов-партнёров.

Также запущена совместная программа бакалавриата с Университетом МГУ-ППИ в Шэньчжэне (Китай), соглашение о партнёрстве, с которым ННГУ подписал в 2022 году. МГУ-ППИ – это уникальный российско-китайский образовательный проект. Соучредителями совместного университета стали: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Пекинский политехнический институт, Муниципальное народное правительство города Шэньчжэня.

В рамках партнёрства с ННГУ реализуется образовательная программа по направлению «Биология» (General Biology) на английском языке. Её участниками стали 12 человек (11 граждан Китая и один гражданин РФ). По итогам успешно пройденной совместной аттестации выпускникам будут выданы два диплома: Университета МГУ-ППИ и ННГУ. Программа реализуется в формате «2+1+1»: первые два курса студенты проходят обучение в Китае, третий курс – в ННГУ, на четвёртом курс снова едут в Китай.

Кроме того, совместно с Чжэнчжоуским университетом открыта новая программа изучения русского языка «Международная программа изучения русского языка как иностранного для студентов партнёрских вузов КНР. Эта программа дополнительного образования также реализуется в формате «2+1+1». Студенты изучают русский язык как иностранный (теорию и практику) и дисциплины филологической направленности.

Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского, для «Научно-образовательной политики»:

«Международное сотрудничество нашей страны – эта та глобальная сфера, которая претерпевает в последние месяцы кардинальные изменения, смену векторов, расстановку новых приоритетов. Многое меняется, но сохраняется главное – открытость нашей страны, готовность к равноправному взаимодействию, к совместному созиданию.

Наука и образование находятся в центре этих глобальных процессов. Университет Лобачевского был и остается российским вузом, прочно встроенным в международную научную и образовательную систему. И пополнение нашего портфеля образовательных программ сразу тремя новыми международными проектами – лучшее тому доказательство.

Образовательная программа двух дипломов – это расширение возможностей наших студентов, это их конкурентное преимущество, это синергия, направленная на успех и развитие».
Сегодня День рождения у сразу двух наших добрых коллег и товарищей.

Это заместитель Руководителя Росмолодёжи Денис Аширов
@ashdenis и советник Министра просвещения России Антон Назаров @welldoners.

Оба именинника хорошо известны и уважаемы в вузовском сообществе, и каждый по своей линии активно участвует в реализации больших государственных общественных проектов.

Стоит отметить, что и Денис и Антон относительно недавно пришли в Росмолодёжи и Минпросвещения, но результаты работы каждого из них видны невооружённым взглядом.

С Днём рождения, друзья!
Дизайн-мышление как метод

Работа университетов с проектной деятельностью предполагает комбинирование различных эффективных методов для решения конкретных задач. Например, для проектирования используется дизайн-мышление. Идея этого метода сформулирована в 1969 году Гербертом Саймоном.

Сейчас этот метод как никогда актуален, потому что подходит для создания ориентированных на человека продуктов и услуг. 21 век с его высокой конкуренцией за каждого платежеспособного потребителя научил всех современных производителей работать именно с этим критерием. Дизайн-мышление помогает погрузиться в клиентский опыт, чтобы понять пользователя, это помогает находить креативное решение проблемы.

Для специалистов, которые уже получили профессию, и хотят актуализировать свои навыки, включив в них метод дизайн-мышлениея, можно найти разнообразные платные курсы, которые предлагают агрегаторы онлайн-обучения, или записаться на бесплатные занятия в Центр «Мой бизнес». При включении дизайн-мышления в образовательный процесс высшей школы есть некоторые особенности, которые диктуют выполнение определенных требований.

В Московском политехническом университете подготовили курс дизайн-мышления для первокурсников, которые начнут работу над собственными проектами в рамках одного из девяти тематических направлений: транспорт, мегаполис, технологии, диджитал, коммуникации, стартап, графика, массмедиа и эко.

Николай Селиверстов, директор по образовательной политике Московского Политеха:

«В рамках междисциплинарного проекта «Дизайн-мышление» мы уделяем много внимания к подходам формирования у ребят образа мысли, целеполагания и точки зрения. Считается, что один человек не всегда может самостоятельно взглянуть на проблему и на перспективы её исследования достаточно широко. Чтобы развить этот навык и углубить понимание, студенты имеют возможность тесно взаимодействовать с экспертным сообществом, преподавателями и между собой. Вне зависимости от направления подготовки и специальности студенты могут выбрать абсолютно любую сферу дизайна и роль в проекте».
Сегодня подписали соглашение с цифровой карьерной платформой Факультетус

Очень важное событие для глобальной цифровизации взаимодействия вузов и работодателей!

К платформе уже подключились 468 университетов, более 700 000 студентов стали активными пользователями.

Что особенно важно - для прохождения практик, стажировок и трудоустройства в системе зарегистрировано более 100 000 организаций-работодателей.

Огромная благодарность Сергею Вищипанову за работу в команде. Это тот важный шаг, который позволит нам создать новую цифровую экосистему работы со студентами и выпускниками.

@scienpolicy @youthpolicy @russiauniversities @rosmolodez
Высшее дальневосточное внимание (1/2)

Президент Владимир Путин утвердил перечень поручений по итогам Восточного экономического форума 2022 года. Научно-образовательные сюжеты в контексте развития Дальнего Востока заняли достойное место в выступлении главы государства на пленарной сессии, на мероприятиях деловой программы и молодежного дня.

Поручения отражают в основном те сюжеты, которые осветил Владимир Путин, рассуждая о научно-образовательном измерении опережающего развития Дальнего Востока. Задачи будут решаться комплексно.

Жилье
В ДФО поручено строить наемные дома. Плата за наем помещений в них должна быть существенно ниже рыночной. Не менее 10 тыс. жилищных помещений в таких домах по договорам найма будут открыты к использованию по социальным векторам. В частности – для молодых специалистов и студентов.

Траектории развития
На Сахалине уже опробован и согласно поручению президента будет распространен на остальные субъекты Дальневосточного федерального округа проект АСИ «Заработаем вместе». Смысл в том, что человек заключает договор с компанией-оператором, которая формирует его карьерный план вплоть до трудоустройства (по аналогии со спортивными агентами), следуя этим путем житель ДФО сможет получить (пере)подготовку, освоить образовательные программы. Он получает знания без первоначального платежа и вообще бесплатно, а возврат средств предусмотрен уже в виде доли от будущих доходов на стабильном месте работы. Очень интересный проект, в котором «инвестиции в человека» проявляют себя в буквальном виде.

СПО
До 2025 года в ДФО должно быть создано 29 образовательно-производственных кластеров (учебно-производственных комплексов). А до 2030 года – запустят не менее 900 современных мастерских. Готовить будут наиболее востребованные кадры по самым передовым программам «Профессионалитета».

Геостратегия культуры
Развитие геостратегических территорий тесно связана с проецированием на них лучших и передовых социально-экономических практик. Особый акцент на культуру, поскольку она является связующей для формирования из (макро)региональных индентичностей единую общероссийскую. В этой связи кадровый вопрос будет решаться открытием филиалов ведущих учебных заведений: «Российский институт театрального искусства – ГИТИС», «Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А.Герасимова» и «Театральный институт имени Бориса Щукина».

Стоит напомнить, что также по поручению президента во Владивостоке создается мощный культурный (музейно-культурный образовательный) кластер. В нем будут расположены филиалы многих образовательных организаций в области культуры и искусства, музеев, а также сцена Мариинского театра.

В фокусе – высшее
Отдельный блок поручений адресован Минобрнауки для проработки вместе с Минвостокразвития.

В рамках развития городской среды разрабатываются мастер-планы городов Дальнего Востока – в них поручено предусмотреть создание кампусов (общежитий) для школьников и студентов.

Академическая мобильность в ДФО как нигде зависит от связанности территорий как таковой – однако, президент поручает проработать дополнительные меры для усиление сетевого взаимодействия в рамках мобильности студентов старших курсов. Речь может пойти о льготных билетах, транспортных сертификатах и других форматах.

Одним из ключевых форматов поддержки университетов ДФО стал особый трек программы «Приоритет-2030». В эти дни как раз проходят отборочные мероприятия.

Полный перечень поручений: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/69652
Высшее дальневосточное внимание (2/2)

По итогам ВЭФ-2022 президент Владимир Путин утвердил перечень поручений. Среди них два, касающиеся научно-образовательной политики, заслуживают особого внимания.

Первое – Минобрнауки совместно с Минвостокразвития поручено рассмотреть вопросы «а) о целесообразности создания нового национального рейтинга российских образовательных организаций высшего образования».

Здесь переплетаются сразу несколько сюжетов. Первый – очевидный – продолжение суверенизации российского высшего образования. В этой связи логично, что должен существовать механизм оценки отечественных университетов, который бы не зависел ни от одного из зарубежных «источников данных». Например, в вопросах публикационной активности референтным должен быть «белый список» НСО РНИР. Подобный инструмент должен позволять сквозным образом сравнивать между собой все вузы страны. В идеале должна быть возможность сравнивать наши университеты с зарубежными, но именно через призму нашего суверенного взгляда.

Второй – переизобретение. В России много рейтингов и рэнкингов университетов, которые основываются на разных подходах. Есть и интегрированные метрики, которые позволяют нивелировать отдельные перекосы. Самое примечательное, что несколько лет назад с большой помпой на базе МГУ был запущен рейтинг «Три миссии университета». Он как раз должен был, по словам Виктора Садовничего, дать иную точку зрения на функционал вуза в отличие от западных подходов. Идея состояла в том, что для всех остальных стран мира социальная роль не менее значима, чем публикации в изданиях из каких-то баз данных.

К методологии «Трех миссий» был ряд вопросов, но в целом рейтинг вроде бы поняли и приняли – не только России, но, кажется, и за рубежом. Однако, прямое поручение президента говорит нам об ином – нынешний рейтинг («Три миссии») не годится, нужно хорошенько поразмыслить – не стоит ли сделать новый.

Это подтверждает, что к «Трем миссиям» слишком много вопросов и для оперативной работы он годится мало. Кто будет разрабатывать новый рейтинг, с какими параметрами и для каких задач – пока что все эти вопросы открыты.

Второе поручение президента – оргуправленческое. Минобрнауки (и тут удивительно, что только с Минвостокразвития) должны рассмотреть вопросы «в) о наделении наблюдательных советов образовательных организаций высшего образования дополнительными полномочиями по управлению указанными организациями».

Набсоветы – эта история касается ведущих («марочных») вузов страны, а наличие подобной структуры – требование к приобретению того или иного статуса.

Наблюдательный совет – это коллективный орган координации развития вуза. В него, как правило, входят представители профильных ведомств, регионов базирования вуза, отраслевого крупного бизнеса. По сути, в каждом вузе уже существует коллегиальный орган, который пока что чаще всего исполняет декоративные и церемониальные функции. Из набсоветов предполагается сделать более динамичные структуры.

В этом поручении также можно увидеть траекторию на постепенный демонтаж постов «президентов» университетов. Их функционал в свете развития полномочий набсоветов выглядит дублирующим и избыточным.
От Татищева до Махтумкули: перспективы сетевого партнёрства вузов Прикаспия

Россия и Туркменистан уже много лет поддерживают отношения стратегического партнёрства и добрососедства, выстраивая эффективный диалог по вопросам региональной безопасности, экономики, энергетики, образования и науки.

На конференцию в Ашхабаде «Здравоохранение, образование и спорт в эру Возрождения новой эпохи могущественного государства» собрались учёные из ведущих вузов около двадцати государств мира. К участникам конференции обратился президент Туркменистана Сердар Бердымухамедов, отметив роль образования в модернизации государства и общества: «Мы прилагаем огромные усилия для совершенствования национальной системы образования, воспитания молодых людей с широким кругозором, владеющих навыками управления инновационными технологиями. В городах и сёлах расширяется социальная инфраструктура, в том числе за счёт новых учебных заведений. Благодаря концепциям перехода на двенадцатилетнее общее среднее образование, развития цифровой системы образования, совершенствования обучения иностранным языкам, преподавания предметов по естественным и точным наукам образовательная деятельность осуществляется и развивается в соответствии с международными стандартами. Образование – гарант великого будущего».

Константин Маркелов, ректор Астраханского государственного университета, принял онлайн-участие в конференции и рассказал о сотрудничестве между вузами двух стран:

В настоящее время в Астраханском госуниверситете обучается свыше 1500 иностранных студентов, и более трети (661 человек) – представители Туркменистана.

Для создания комфортных условий и приобщения к традиционным ценностям туркменского народа с 2019 года на базе вуза работает центр туркменского языка и культуры. Ещё ранее, в 2014 году, заработал астраханский филиал Ассоциации иностранных студентов. Граждане Туркменистана образуют самое крупное землячество ассоциации – 44 % от всех иностранных обучающихся.

Сосем недавно в университете при содействии землячества состоялся праздник, посвящённый 31-й годовщине независимости Туркменистана. Его посетили иностранные студенты, которые пожелали поддержать соотечественников и показать сплочённость государства. Молодые люди участвовали в викторинах на знание истории своей страны и других интерактивах, пели и играли на национальном инструменте дутаре.

Для дальнейшего развития и укрепления сотрудничества с ведущими учебными учреждениями Туркменистана АГУ взаимодействует с туркменским консульством в г. Астрахани и представительством Россотрудничества в этой стране. На регулярной основе осуществляется совместная работа со школой имени Махтумкули Фраги и совместной туркмено-российской общеобразовательной школой имени А. С. Пушкина.

Успешное плодотворное сотрудничество Астраханский государственный университет имени В. Н. Татищева на протяжении долгих лет ведёт с Туркменским государственным университетом имени Махтумкули. Летом 2022 года состоялось официальное закрепление партнёрских отношений в рамках встречи президентов дружественных стран Владимира Путина и Сердара Бердымухамедова.

Подписанное соглашение позволит реализовать большее количество значимых для обоих вузов проектов и повысить их эффективность в целях улучшения качества образования. В числе совместных инициатив проведение тренингов, семинаров, курсов, реализация грантовых и других проектов.

Новые перспективы сотрудничества с партнёрами из Туркменистана в сфере образования и инноваций сможет открыть работа по проектам в рамках программы стратегического и академического лидерства «Приоритет 2030». В планах университета – создание сетевой системы взаимодействия с партнёрами на Каспии, в первую очередь с вузами Туркменистана при участии членов Ассоциации государственных университетов и научно-исследовательских центров Прикаспийских стран, а также научных организаций.