НОП.РФ – Telegram
НОП.РФ
39.7K subscribers
22.9K photos
1.71K videos
130 files
16.8K links
Научно-образовательная политика — единственный официальный НОП

Политика <-> наука, образование, технологии, цифра.
Аналитика и инсайды.

Бот - @SciEduPol_bot
Сайт - https://ноп.рф/

Мы в Реестре: https://clck.ru/3FiMN6
Download Telegram
Колонны безопасности: научно-образовательный фронт

Специальная военная операция обострила многие фронты не только в мировой политике, но и внутри общественно-политического пространства России. Одна из линий разлома проходит по научно-образовательной сфере. А конкретный театр военных действий определил помощник президента и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский. Линия боевого соприкосновения пролегает по улице Моховая, а еще точнее – через журфак МГУ.

Фоном для «объявления войны» стала презентация книги Владимира Кикнадзе «Сила V правде».

Ее содержание ожидаемо для РВИО и исторического момента. «Книга рассказывает об эволюции государственной политики России в двух взаимосвязанных направлениях: сохранение исторической памяти и информационная безопасность, нацеленная на предотвращение пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма.

Ключевое внимание уделено вопросам государственной политики по противодействию искажениям истории в ущерб интересам России и её народу.

Книга рассказывает о том, как государственная политика памяти связана с информационной безопасностью и борьбой против возрождения фашистских идеологий.

Через весь текст книги красной нитью проходит мысль, о том, что все и каждый должен подняться на защиту Родины и соотечественников, кто военным искусством, кто речами, кто науками, кто ремёслами.

Через весь текст книги красной нитью проходит мысль о том, что каждый должен подняться на защиту Родины и соотечественников - кто военным искусством, кто речами, кто науками, кто ремеслами».

Как раз в этой связи Владимир Мединский резко обрушился на журфак МГУ, который «забит этими [студентами и преподавателями] еще и из числа, так сказать, учеников «либеральных преподавателей». Повод подобной критики – история с выражением одним из студентов патриотической позиции, что негативно восприняли другие обучающиеся.

Ключевая мысль Владимира Мединского в том, что сейчас специальные времена и требуется специальная разъяснительная работа со студентами, а не поощрение деструктивного плюрализма, хотя и понятного в мирное время.

Из последних событий вокруг истории, воспитательно-патриотической работы, подходу к образовательному процессу можно сделать интересные выводы.

1. Объявлена грядущая санация научно-образовательного пространства. Механика была отработана на НИУ ВШЭ – университет вне политики.

2. Работа в научно-образовательной сфере перестает быть «охранной грамотой» для любых высказываний.

3. Особое внимание — на представителей общественных и гуманитарных наук. Цензуры нет и не будет, но требуется чуткость. Ключевой фокус — на тех, кто будет преподавать единый модуль по истории. Там явно будет своя методичка с нужными акцентами.

Отдельный удар – по МГУ и ректору Виктору Садовничему, который постепенно переходит в транзитное управление.

Косвенно выступление Владимира Мединского как раз ставит крест на надеждах Истфака МГУ стать главным методическим и экспертным центром по единому историческому модулю для высшей школы. Эта работа будет вестись на базе РИО и РВИО в рамках Межведомственной комиссии по историческому просвещению с привлечением представителей профильных институтов РАН и университетов.

Подробнее: о высказываниях Владимира Мединского и книге Владимира Кикнадзе.
Forwarded from Medialabteam
🧩Лаборатория медиа специально для «Научно-образовательной политики»

Новые медиа — важный инструмент коммуникации для достижения успеха: для ректора вуза, всего университета и реализации любого проекта.

📍Образовательные интенсивы #ЯЗДЕСЬ помогут вам в приобретении и развитии актуальных компетенций. Зачем? Чтобы управлять вниманием зрителя, делать вирусный контент и делится экспертным мнением!

Это проект, который качественно меняет жизнь начинающего медийщика. Кто-то запускает новый проект в регионе, получает поддержку от медиаспециалистов, а кто-то становится руководителем медиацентра!

🚀Что вас ждет на проекте?

Первый этап проходит онлайн. Вам предстоит выбрать роль, которую вы будете занимать в будущей редакции и пройти онлайн-курс по этой роли.

Второй этап самый интересный! Образовательные интенсивы пройдут на площадке медиацентра Лаборатории медиа. Вместе с командой вы будете работать над одним из 5 медиапроектов:

Подкаст
Это — идеальный инструмент для того, чтобы поделиться своим видением мира или обсудить тренды с экспертами медиаиндустрии.

Спецпроект
Лонгрид — самый яркий пример спецпроекта. Он помогает объединить более 100 форматов контента и рассказать о важном.

Моушн-ролик
Вы будете создавать вирусный контент, освоите новый креативный навык и узнаете, как управлять вниманием зрителя.

Эксплейнер
Задача эксплейнера в медиа — быстро и коротко рассказать суть события, явления, исторического бэкграунда. Будете работать с 20+ мультимейдиными форматами и узнаете, как создать трендовый контент.

Онлайн-шоу
Онлайн-шоу — это не просто ведущий и оператор, а целая команда, которая долго и тщательно работает над производством контента. Вы будете общаться со спикерами, прописывать сценарий и придумать креативные решения для реализации шоу вашей мечты!

Что вы получите на офлайн-этапе:
Реальный опыт работы в редакции
+1 проект в портфолио
Набор новых навыков
Прокачку soft skills
Коллег по всей России
Станете частью Medialabteam!


🚀Как пройти на второй этап?
Yужно будет выполнить творческое задание, прислать свою работу и пройти конкурсный отбор. Ответ придет вам на почту, которую укажете при заполнении заявки. А еще следите за обновлениями в Telegram-канале 👀

Мы как экосистема постоянно развиваемся, всегда в поиске новых форматов проектов, которые будут эффективны, полезны. Даем актуальные знания, возможность напрямую работать с практикующими специалистами, погружаем в индустрию медиа!


Образовательные интенсивы #ЯЗДЕСЬ — это флагманский проект МАСТ и Лаборатории медиа. Мы поможем тебе не только разобраться в медиасфере, но и стать профессионалом в своем направлении

💡Как в реальности, но только интенсивно

@medialabteam
На языке прессы-службы вуза

Продолжаем собирать обратную связь по итогам семинар-совещания департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ для проректоров по информационной работе и руководителей пресс-служб вузов.

Вера Фетисова, руководитель пресс-службы Волгоградского государственного университета специально для «Научно-образовательной политики»:

Проработка коммуникационных стратегий вузов - одна из ключевых тем, с которой необходимо постоянно работать для эффективного реагирования на вызовы современной информационной политики, учитывая особенности взаимодействия с множеством целевых аудиторий.

ВолГУ - классический университет, что определяет мультиформатность нашей системы коммуникаций и позволяет нам реализовывать в регионе широкий спектр целей устойчивого развития, от цифровизации и ESG-задач до программ по сохранению исторической памяти. Вместе с тем вуз имеет историко-культурное международное значение - располагается на территории, второй по исторической значимости после Мамаева кургана, что предопределило вектор масштабной патриотической работы, проводимой университетом как в долгосрочной стратегии 2030, так и в преддверии 80-летия Победы в Сталинградской битве.

Эти факторы отражаем в коммуникационной стратегии. Возникла необходимость консультирования. В перерыве между секций интенсива удалось задать вопрос по этой теме нне Гуреевой, заместителю директора департамента по информационной политике и комплексной безопасности Минобрнауки. Хочется поблагодарить Анну Николаевну за ответ и внимание к деталям. Обсудили, что сейчас в министерстве идет определение элементов, которые лягут в концепцию и с точки зрения практического использования, и с точки зрения сопоставления с рейтингом медийной активности. Методические рекомендации будут разработаны к следующему совещанию, которое планируется провести в ноябре.

В вузах же занимаемся проработкой стратегических блоков, отражающих уникальность университетов и проводим аналитику коммуникационных механизмов и показателей вовлеченности. В этом ключе очень полезными оказались кейсы коллег из РЭУ им. Г.В. Плеханова и НИТУ «МИСИС». Сегодня мы видим, как системность работы этих вузов в сфере информполитики и внедрение определенных маркетинговых инструментов положительно влияет на их имидж и показатели в M-RATE.

Хочется отметить синергитический эффект от проведения семинар-совещания и выразить всем коллегам из департамента информационной политики и комплексной безопасности Минобрнауки РФ слова благодарности за организацию мероприятия, возможность совершенствования компетенций и ответы на вопросы.
Минцифры объявило о приостановке программы подключения Wi-Fi в школах

«Программы, которые мы вынужденно приостанавливаем, это Wi-Fi в школах. У нас уже 9 тыс. школ подключены к Wi-Fi полноценно», — сказал глава Минцифры Максут Шадаев на заседании комитета Госдумы по бюджетам и налогам (ТАСС).

«Посмотрим, как практика используется, отработаем эти моменты и вернемся к рассмотрению этого вопроса», — добавил он.
Военкоматы России подключат к интернету в 2023 году

Все военные комиссариаты в России в следующем году будут обеспечены защищенным интернетом и подключены к сети Минобороны, сказал глава Минцифры Максут Шадаев на заседании комитета Госдумы по бюджетам и налогам (ТАСС).

«В следующем году мы завершаем подключение всех военных комиссариатов, эта программа у нас с 2019 года реализуется. В следующем году все военные комиссариаты будут получены к сети Минобороны и к защищенному интернету», — сказал министр.
Когда дети жестоки, а взрослые равнодушны

Школьная травля. Проблема, которая была и существует в каждой школе. По данным ВЦИОМ, среди опрошенных россиян почти каждый пятый сообщил, что в течение своей жизни оказывался жертвой травли. При этом 38% из них сталкивались с травлей во время учебы в школе. По региональной же статистике Высшей школы экономики 25% из опрошенных подростков подвергались буллингу в начальной школе. При этом, проблеме, как будет сказано ниже, уделяется недостаточно внимание. Не хватает и знаний о том, с чего стоит начать ее решение.

Как бороться с буллингом?

Для решения этой задачи под эгидой АСИ собрались региональные сервисные уполномоченные и их команды в четырех пилотных регионах – Смоленская, Калужская, Иркутская области и Республика Бурятия. Участники занимаются решением проблемы буллинга с помощью методологии «Сервис–дизайн». После проведения глубинных интервью со детьми, родителями, учителями и социальными службами участники выдвигают нетривиальные гипотезы и прототипы. Они видят, что в рамках сложных жизненных ситуаций поднимаются «подковерные» темы, о которых не принято говорить в обществе. Что и является ключом к изменению ситуации в целом.

Первое, к чему пришли команды – нужно заниматься информированием. Надо понимать, что каждый из нас занят сотней дел. Родители приходят усталыми с работы и загружены хлопотами по дому, одноклассники – уроками и развлечениями, преподаватели – обучением своему предмету детей и заполнением отчетов. За всем этим легко упустить из внимания проблемы, которые не касаются человека напрямую.

Второе – все стороны должны понимать, где самим находить нужную им информацию. Потому что хороший сайт, методичка или телефон горячей линии не помогут, если о них никто не будет знать. Все должны понимать, как действовать и на что опереться в решениях. Ребенку же важно осознавать, где границы простого общения, а где – травля, что нормально, а что нет. Все стороны должны понимать, что нельзя оставаться равнодушными.

Ирина Баранова, со–основатель агенства по сервис–дизайну Inex Service Design, эксперт проекта поделилась мыслями о проблеме буллинга:

«Существует дистанция между учителем и ребенком, ученик выказывает уважение к старшему. Но с другой стороны, около 60 % детей по горячей линии говорят о буллинге и насилии со стороны именно учителей, а не сверстников. Также ребенок не будет обращаться ко взрослому, когда происходит травля, так как принято проживать эти чувства самому, не делиться переживаниями, не мешать».

Дети боятся, что родители не поддержат, накажут или даже осудят. Некоторые думают, что сделают только хуже, если привлекут взрослых к решению конфликта.

Другая организация, ГКУ «Центр профилактики», реабилитации и коррекции заявляет следующее: «Обращения - 1,7% от всех обращений про буллинг. Но когда выезжаем в школы - от родителей, учителей узнаем, что буллинг есть».

Также, Ирина Баранова отметила, что, часто, как только человек проявляет агрессию, окружающие не знают, как на это реагировать. Нет определенных правил, агрессия становится нормой, а сверстники по инерции начинают подыгрывать тому, кто сильнее.

По словам Александра Пироженко, директора Дивизиона «Качество жизни» АСИ, результатом совместной деятельности РСУ и сервис–дизайнеров должны стать действительно работающие решения, эффект от которых смогут увидеть люди, и которые возможно будет тиражировать по всей стране.
В Центре Знаний «Машук» обсудили роль вузов и государственных институтов развития в настройке системы «социальных лифтов»

Вчера в Пятигорске стартовал День платформы «Россия – страна возможностей». По традиции он проходит в вузах с привлечением большого количества студентов, которые проходят квесты, учатся заполнять резюме, участвуют в мастер-классах.

В этот раз Центр Знаний «Машук» предложил обновить формат и начать этот День с экспертной площадки и обсуждения актуальных тем: возможностей самореализации студенческой молодежи, подготовке выпускников к рынку труда, взаимодействию вузов и работодателей и объединению усилий всех акторов молодежной политики.

Нам удалось собрать интересных и самое главное искренних спикеров: ректор Пятигорского государственного университета Александр Горбунов, научный руководитель Центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов, депутат Думы Ставропольского края, «Лидер России» Егор Басович, руководитель направления по взаимодействию с регионами АНО «РСВ» Кирилл Антонов, директор Северо-Кавказского института РАНХиГС РФ Азамат Тлисов.

Большое спасибо экспертам, до встречи в Центре Знаний «Машук»!
Бывший российский бизнесмен Рубен Варданян согласился стать премьером непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Возглавить правительство господину Варданяну ранее предложил президент НКР Араик Арутюнян.

В свете новости предлагаем перечитать интервью, которое у Рубена Варданяна взяла "Научно-образовательная политика" в далёком уже 2019 году.

Я родился и вырос в Армении, мой бизнес и жизненные интересы – в России, но я человек мира. Мы привыкли мыслить тоннельно. Обе стороны – и Россия, и США – не первый день говорят нам, что жить на два дома не получится, выбирайте – здесь или там. Раньше нам в Советском Союзе говорили: «Вы не можете выехать». Сейчас с другой стороны намекают: «Вы не можете въехать». Холодная война вернулась, и это на самом деле выгодно обеим сторонам.

Руководство Турции делает все, чтобы превратить турецкую общину в Западной Европе (особенно в Германии, Голландии, Дании) в инструмент политического влияния внутри страны и за ее пределами. Другие страны – такие, например, как Россия, – только нащупывают методы взаимодействия с бывшими согражданами, в разное время покинувшими родину. Не приходится сомневаться, что страны, которым удастся найти оптимальный формат отношений с общинами бывших соотечественников за рубежом, окажутся в выигрыше.

https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4637
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4638
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4639
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4640
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4641
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4642
https://news.1rj.ru/str/scienpolicy/4643
Рейтинги (не) врут

С развертыванием все новых международных фронтов Специальной военной операции – например в рамках сотрудничества РФ и Ирана – критики ищут все больше самых разных поводов для негативных характеристик России.

«Толкователь» решил посыпать голову пеплом от позиций российских университетов в рейтинге Times Higher Education, где в топ-1000 наши вузы на голову уступают иранским. На поверку – это очередной способ хайпануть на той теме, в которой не слишком компетентен. Мы решили изучить кейс.

Всего от России в рейтинг попали 75 вузов из 103, которые присылали информацию для ранжирования THE. В топ-1000, за что зацепились комментаторы, 18 университетов. У Ирана – 65 из 67 поданных, в топ-1000 – 32 вуза.

Казалось бы – катастрофа, да еще и дополнительный гвоздь в крышку гроба проекта 5-100. Взглянем более детально. У Ирана 20 из 32 в топ-1000 – это вузы медицинские, причем специализированные. Для сравнения у России – лишь 8 вошли в топ-1000 по Medicine and Dentistry, из которых 7 классические.

Есть много других оснований для дисбалансов – основным, предполагаем, является структура публикационной активности. Этот вопрос нужно изучать отдельно и глубоко. В частности, у России большой запас «пограничных» значений – это 28 университетов против 2 у Ирана.

Комментаторы зацепились за тему «Гераней» - взглянем на раздел: Mechanical and Aerospace Engineering. В этом зачете всего у Ирана 41 вуз, из которых 14 в топ-1000. У России 44 вуза, из которых 12 в топ-1000. Поразительное сходство позиций – оно-то как раз и выводит на такой продуктивный уровень военно-техническое сотрудничество. В чем-то поднаторели за десятилетия санкций иранцы – например, как их эффективно обходить. Мы разве что с десяток лет испытываем их, а уж самые мощные – лишь в последний год. И курс на столь тотальный технологический суверенитет для нас достаточно нов.

Деньги на университетскую науку стали выделять лишь 12-15 лет назад. Да, много говорилось про то, что не 5 и не в 100 вошли наши вузы. Но даже Счетная палата признала – проект дал намного больше для развития моделей управления, практик сотрудничества с наукой и бизнесом.

Для справки – в рейтинге за 2014 год от России и Ирана участвуют по 1 вузу. В 2018-м – 27 от России, а от Ирана – 18. В 2021-м году – 48 наших и 47 иранских. Динамика вхождения у нас примерно одинаковая, распределение по эшелонам тоже приблизительно равное.

Более того – еще до последней санкционной волны было принято решение отказаться от избыточного внимания к позициям в рейтингах. Эта ориентация на практический результат во взаимодействии с регионами, отраслями, бизнесом – была зафиксирована в программах развития НОЦ, научных центров мирового уровня, консорциумов «Приоритета-2030». А введение моратория на требования по публикациям в Web of Science и Scopus на ближайшие пару лет точно обеспечит отложенный откат в позициях российских вузов, поскольку рейтинги международных агентств заточены под ту или иную крупную базу данных.

Если бы авторы критических замечаний обратили внимание на наш отечественный рейтинг «Три миссии университета» (простите – рэнкинг), то за 2022 год обнаружили бы там 146 отечественных вузов и 15 иранских. Да, это отечественный продукт с критикуемой методологией, но искусствено «затирать» иранских друзей явно задачи не было.

В рейтинге ARWU 10 российских университетов и 11 иранских, причем отечественные расположены получше.

Выводы из всей этой ситуации просты и понятны: не все измеряется рейтингами и рэнкингами, всегда можно найти выгодный ракурс и методологию, не нужно лишний раз втравливать научно-образовательную сферу в либеральное самобичевание.

Исходный пост с критикой: https://news.1rj.ru/str/tolk_tolk/13813
Команды для молодежного предпринимательства

Старшее поколение любит говорить о том, что возлагает на молодежь большие надежды. Студенты как отдельная социальная группа перенаправляют эти проекты в ответную позицию своих ожиданий и требований. Пока наше государство в одной из первых стадий реализации инициативы социально-экономического развития, направленной на создание клиентоцентричности в «государстве для граждан», реакция на запросы одной социальной группы запаздывала по своевременности.

Для того, чтобы сложилась поддержка предпринимательских инициатив понадобилось много времени. Сейчас создание условий для развития предпринимательства, необходимых для этого компетенций напоминает мем, где сиба-ину играет с фигурками двух похожих собак: есть все, не хватает команды.

С командами работают институты социального развития. В Республике Алтай в октябре прошла программа «На одной волне со студентами: предпринимательство», участниками которой стали 100 лучших студентов по результатам диагностики в Центрах компетенций университетов Сибирского федерального округа. Организаторы – проекты «Центры компетенций» и «Больше, чем путешествие» президентской платформы «Россия – страна возможностей» совместно с Новосибирским государственным университетом экономики и управления.

Программа позволила студентам развить универсальные предпринимательские компетенции, определить модель профессиональной траектории развития, расширить представление о природно-значимых объектах Республики Алтай, дала импульс для участия в проектах платформы «Россия – страна возможностей» и других инициативах по развитию молодежного предпринимательства.

Денис Обуховский, проректор по молодежной политике НГУЭУ рассказал об опыте участия университета в проекте «Центры компетенций» АНО «Россия – страна возможностей» и оценил итоги программы:

«Мы уже больше года работаем в проекте «Центры компетенций» АНО «Россия – страна возможностей». Проект заинтересовал НГУЭУ тем, что нам в принципе интересна тема развития «мягких» навыков, мы понимаем их важность в современном мире, учитывая, что развитие «жестких» навыков уже практически перешло на производственные площадки. Сейчас существует отрыв между образовательной средой и средой практики, и мы решили, что будем в нашем университете развивать именно надпрофессиональные компетенции.

Немного позже мы выявили идею, что есть особый подход к формированию компетенций именно предпринимателя. Программу «На одной волне со студентами: предпринимательство» мы решили провести в том числе для того, чтобы выявить соответствие результатов тестов АНО «Россия – страна возможностей» с реальными результатами ребят. К нам приехали делегации студентов, заряженные на работу в рамках этой программы, и в целом видно, что за этими студентами будущее».
Машук возможностей (1/2)

В Пятигорске прошел день платформы «Россия — страна возможностей». В рамках мероприятий состоялась панельная дискуссия «Возможности самореализации современной молодежи: роль университетов и государственных институтов развития».

Ключевой темой для обсуждения стала интегрированность Северо-Кавказского региона в «большую» молодежную политику и федеральную повестку. С одной стороны, самобытность и уникальность региона, который имеет множество собственных кейсов, с другой — как все эти вещи развернуть и включить в масштабах всей страны. Примечательно, что в этом смысле модератор сессии Антон Сериков и про «Машук», и про «возможности» — экс-заместитель генерального директора президентской платформы «Россия — страна возможностей» сегодня возглавляет центр знаний «Машук», именно он призван стать всероссийским образовательным хабом и одной из ключевых точек притяжения в регионе, на которую большие надежды возлагает первый заместитель Администрации Президента РФ Сергей Кириенко.

Как поделился ректор Пятигорского государственного университета Александр Горбунов, точки роста современного выпускника в умении соединять фундаментальные и прикладные вещи: «В этом случае мы получим настоющую инструментальность. Наша задача — достичь настоящую инструментальность выпускников в России».

«Эстафетную палочку» в части рассказа о возможностях платформы АНО РСВ от Антона Серикова в прошлой его должности перенял участник панельной дискуссии Кирилл Антонов, руководитель направления по взаимодействию с регионами АНО РСВ. Он отметил, что все новые конкурсы платформы проходят одобрение набсовета, который возглавляет Президент РФ Владимир Путин. В числе новых возможностей для самореализации — проекты «Экософия» и «Начни игру» (конкурс для разработчиков видеоигр, который сможет стимулировать и поддержать развитие киберспорта в России).

Научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сженов подчеркнул, что ни один университет не возможен без молодежи: «Очень важная история с ректорскими командами. Без хороших выпускников ничего не получится. Большая задача, чтобы университеты совместно с разнымм ФОИВами, своими губернаторами, институтами развития работали над тем, чтобы полноценно включать вузы в большой государственный контекст». При этом «ожидание-реальность» в отношении СКФО преимущественно контрастирует именно за счет того, что традиционные скромность и тактичность, присущие региону, не позволяют «высовываться» на федеральный уровень с действительно обширным количеством хороших кейсов.

«Антон Сериков — один из немногих руководителей, который понимает большие государственные задачи: как сделать так, чтобы ребята видели историю успеха не только с карьерными лифтами, но и в инфраструктуре вуза – чтобы рядом с ними были и представители власти, представители бизнеса, науки–это межведомственная задача. И он точно может стать таким наставником и ментором в этом направлении, где «Машук» станет точкой сборки вузовской коммуникации, не только молодежной политики», — добавил Евгений Сженов.

Подробнее: https://vk.com/rsvru?w=wall-162671848_27877
Машук возможностей (2/2)

Большой рывок вперед в том, что в «эпоху нацпроектов» работодатели и ментально, и организационно стали готовы приходить в университеты. Главный вопрос сегодня — как? Роль университетов здесь в том, чтобы выступать открытой площадкой для партнерства, выстраивая коллаборации с промышленностью, органами власти и работодателями.

«Выезжая в «Сенеж» или «Машук» у тебя есть возможность поправить «свою систему координат» и дальше двигаться. Такие площадки позволяют активно расти над собой, формировать кадры и молодых специалистов, которых возможно корректировать под свои задачи, у которых еще не замылён взгляд», — считает Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС.

Причем сегодня речь идет о постепенном подтягивании роста вслед за лидерами изменений. Одна из фундаментальных миссий АНО РСВ — через модель многоуровневых конкурсов дать возможность молодым людям найти ту нишу, в которой он может реализовать себя наилучшим образом. Любая замкнутая модель в настоящее время обречена.

Андрей Карпов, заместитель начальника департамента аппарата полномочного представителя Президента РФ в СКФО, уверен, что у ректорского сообщества региона нет стеснения для выхода на федеральный уровень. Более того, он отмечает, что у Северного Кавказа есть богатый опыт и свое особое специфическое и интеллектуальное, и образовательное знание, которое и можно и нужно перенести в общероссийскую систему. «Этнонациональность — большой стержень мягкой силы, который мы можем использовать и который составляет дух Кавказа», — подчеркивает он.

Стоит отметить, что несмотря на спорный вопрос об автономности региона, он является активным участником формулой кампании — «Каспий», «Наставник», «Машук», «Межкультурный диалог». Форумная кампания идет, и в СКФО представлена вся необходимая инфраструктура для работы с молодежью. Помимо этого некоторые популярные среди молодежи уличные культуры, среди которых кардо и паркур, родом с Кавказа.

Егор Басович, депутат Думы Ставропольского края, отмечает, что в Ставрополье произошел существенный рост и развитие молодежной политики за последние годы. Для дальнейшего развития требуется широкая палитра возможностей и определенная гибкость органов госвласти. Единственное правильное отношение к реализации молодежной политики в университетах — фокус не на опыт ректора, а на мнение молодежи.

«Слышать молодых людей и понимать, что им нужно, их чаяния и проблемы — это сложный длительный процесс. Молодежь на острие и в авангарде этих изменений, и чуть ли не они сами их и внедряют. Именно поэтому люди, которые прошли конкурс «Лидеры России» или стали лидерами изменений в своих собственных сегментах или возымели какой-то рост являются примером того, что система тоже становится мобильной — максимально быстро, эффективно и качественно реагирующая на происходящие изменения», — считает Егор Басович.

Как итог, чтобы главным социальным лифтом в глазах молодежи не стал поезд в Москву, важно ориентироваться на то, чего действительно хочет сама молодежь, и реализовывать это на местах. От этого необходимо отталкиваться и в диалоге промышленности, вузов и губернаторов. При этом отдавать себе отчет, что все работают в одной команде, формируя честный запрос на новую искренность.
Как молодым людям раскрыть свои способности, выявить лидерские качества и найти финансирование на свои проекты?

В новом эфире #Объяснитенормально первый заместитель генерального директора Президентской платформы «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов расскажет о проектах и конкурсах, позволяющих не просто испытать себя, но с помощью своих знаний, талантов раскрыть для себя возможности развития, обучения, карьерного роста и самому сотворить своё будущее.

Проект РДШ Наука и НОП.

Трансляция сегодня, 21 октября, в 15:00 по мск:
https://m.vk.com/wall-122623791_292889
⚡️Борис Чернышов, заместитель Председателя Государственной Думы РФ, для "Научно–образовательной политики", о вопросах отсрочки от мобилизации для лиц, имеющих учёную степень:

Вопросы, связанные с предоставлением отсрочки от призыва на военную службу в рамках частичной мобилизации молодым учёным, кандидатам и докторам наук, для меня как для заместителя Председателя Государственной Думы, остаются в числе наиболее приоритетных.

Освобождение учёных от мобилизации обсуждалось на встрече с заместителем Министра обороны РФ, генералом армии Николаем Александровичем Панковым. Отрадно, что военный такого уровня внимательно отнесся к тезису о том, что если призывать на военную службу ученых, обучать освобожденных от мобилизации студентов фактически будет некому. Генерал армии от лица ведомства дал слово: эти категории граждан призываться не будут.

Сегодня тех, кто активно участвует в исследованиях, занимается высокой наукой и преподаванием — кандидатов и докторов наук, в России порядка 80 000 человек. Я прошу каждого из ученых, кому по ошибке придет повестка, обращаться ко мне лично. Ни одно обращение не останется без внимания!

https://news.1rj.ru/str/borischernyshov/680
Анатомия социологии постправды

Научно-образовательная сфера, как мало какая иная, регулярно объявляется безнадежно падшей и безвозвратно утерянной. С завидной периодичностью комментаторы выуживают на свет факты спорной свежести и адекватности, базируя на них далеко идущие выводы.

Критиковать всегда проще, чем хвалить, поддерживать и предлагать конструктивные решения. Но умеючи это выходит не у всех.

Одним из классиков такой критики является Клуб «1 июля». 16 октября он выдал очередное обращение. Если отбросить традиционную шелуху про «тяжелейшее положение», в этом воззвании заключалось одно абсолютно верное зерно – аспирантов, кандидатов и докторов наук надо беречь. И вообще по жизни, и особенно – в трудные времена. Собственно члены Клуба продвигают ту же идею, что разделяют многие, включая нас – что аспиранты, кандидаты и доктора наук должны получить освобождение от частичной мобилизации.

Мы любим посмаковать яркие заявления Клуба «1 июля», но тут даже нам нечего было добавить – схожие идеи НОП излагал не раз. Однако в Telegram-канале «Анатомия событий» нашлись люди, готовые перевернуть всё с ног на голову. Впрочем, по качеству выводов – это не анатомия, а какая-то некромантия.

Автор-«анатом», ссылаясь на письмо Клуба «1 июля», как на официальный документ, который якобы по указке сверху не заметили все СМИ, делает вывод о том, что в научно-образовательной сфере разруха, разложение и полный распад. В качестве аргументов автор ссылается на два опроса, проведенных в ТГ-канале «Наука и университеты».

В посте по результатам обоих опросов делается вывод о том, что заметный процент преподавателей готовы хоть завтра бросить свои кафедры и уйти в другое место. В основном, конечно, причины понятны – низкая зарплата, большая нагрузка, много бумажной волокиты.

Автор (создатель, главный редактор) канала Евгений Михайлович Белый из Ульяновского госуниверситета, конечно, оговаривается: «Специалисты, конечно, упрекнут нас в нарушении классических канонов социологии в части обеспечения репрезентативности выборки. Однако общее состояние преподавательского сообщества, думается, результаты опроса отражают. И эти результаты, мягко говоря, настораживают».

Доктор наук, автор множества научных и учебно-методических работ, конечно, понимает, что в угоду хайпу он сознательно лукавит. «Общее состояние преподавательского сообщества» результаты опроса совсем не отражают. Речь не идет о том, что среди отвечавших нет преподавателей, испытывающих желание покинуть университеты. Вопрос в другом – автор не может не знать, что он сознательно нарушает базовые законы научной деятельности, манипулирует результатами опроса (которые за стоимость пары чашек кофе можно нарисовать любыми) и экстраполирует их до выводов космического масштаба.

Ему помогает как раз автор-«анатом»– Александр Жилин. То ли офицер, то ли журналист, то ли патриот, то ли обличитель. В общем-то в Телеграм-пространстве был особо не заметен до 20 сентября 2022 года, когда канал стал получать массовые репосты по известной сетке и щедрые инъекции ботов.

В итоге мы видим нелицеприятную картину: сознательно манипулируя результатами спорного с научной точки зрения опроса один автор делает завиральные выводы и настраивает аудиторию на «всёпропальщицкий лад». А далее результаты «социологии» тиражируются в другом Telegram- канале.

В целом, это выглядит как дежурная отработка одного из хорошо известных темников про катастрофическую ситуацию в российской науке и высшем образовании. И отлично укладывается в цепочку заказных материалов про Минобрнауки. Qui prodest? Что-то нам подсказывает, что враг этот внутренний.

Чтобы не быть голословными, прикладываем результаты социологических исследований НИУ ВШЭ – оценка карьеры ученого и преподавателя в них выглядит очень неплохо. А кому не лень, может погуглить результаты приёма этого года на педагогические специальности – там вообще наблюдается взрывной рост популярности профессии.
Международное образовательное пространство

Россия продолжает развивать образовательное партнерство со странами СНГ и БРИКС. Сетевые университеты стали одной из стратегических форм развития для углубления сотрудничества между странами БРИКС, а интернационализация образования становится частью государственной политики стран-союзников.

Нижегородский государственный университет им. Лобачевского запустил совместные проекты с вузами Узбекистана и Китая. С Ташкентским государственным юридическим университетом открыта бакалаврская программа двух дипломов по направлению «Юриспруденция» очной формы обучения. Первые два года студенты будут обучаться в ННГУ, а на третьем и четвёртом курсах – осваивать программу в университете Узбекистана. По итогам обучения студенты получат дипломы обоих вузов-партнёров.

Также запущена совместная программа бакалавриата с Университетом МГУ-ППИ в Шэньчжэне (Китай), соглашение о партнёрстве, с которым ННГУ подписал в 2022 году. МГУ-ППИ – это уникальный российско-китайский образовательный проект. Соучредителями совместного университета стали: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Пекинский политехнический институт, Муниципальное народное правительство города Шэньчжэня.

В рамках партнёрства с ННГУ реализуется образовательная программа по направлению «Биология» (General Biology) на английском языке. Её участниками стали 12 человек (11 граждан Китая и один гражданин РФ). По итогам успешно пройденной совместной аттестации выпускникам будут выданы два диплома: Университета МГУ-ППИ и ННГУ. Программа реализуется в формате «2+1+1»: первые два курса студенты проходят обучение в Китае, третий курс – в ННГУ, на четвёртом курс снова едут в Китай.

Кроме того, совместно с Чжэнчжоуским университетом открыта новая программа изучения русского языка «Международная программа изучения русского языка как иностранного для студентов партнёрских вузов КНР. Эта программа дополнительного образования также реализуется в формате «2+1+1». Студенты изучают русский язык как иностранный (теорию и практику) и дисциплины филологической направленности.

Елена Загайнова, ректор Университета Лобачевского, для «Научно-образовательной политики»:

«Международное сотрудничество нашей страны – эта та глобальная сфера, которая претерпевает в последние месяцы кардинальные изменения, смену векторов, расстановку новых приоритетов. Многое меняется, но сохраняется главное – открытость нашей страны, готовность к равноправному взаимодействию, к совместному созиданию.

Наука и образование находятся в центре этих глобальных процессов. Университет Лобачевского был и остается российским вузом, прочно встроенным в международную научную и образовательную систему. И пополнение нашего портфеля образовательных программ сразу тремя новыми международными проектами – лучшее тому доказательство.

Образовательная программа двух дипломов – это расширение возможностей наших студентов, это их конкурентное преимущество, это синергия, направленная на успех и развитие».
Сегодня День рождения у сразу двух наших добрых коллег и товарищей.

Это заместитель Руководителя Росмолодёжи Денис Аширов
@ashdenis и советник Министра просвещения России Антон Назаров @welldoners.

Оба именинника хорошо известны и уважаемы в вузовском сообществе, и каждый по своей линии активно участвует в реализации больших государственных общественных проектов.

Стоит отметить, что и Денис и Антон относительно недавно пришли в Росмолодёжи и Минпросвещения, но результаты работы каждого из них видны невооружённым взглядом.

С Днём рождения, друзья!